К национальному стандарту инструктора альпинизма: вариант программы школы инструкторов.
Мне показалось, что в проекте национального стандарта инструктора альпинизма в определении инструктора не хватает пары слов. Предлагаю дополнить формулировку, а заодно и взгляд на программу подготовки инструкторов.
"Инструктор альпинизма – квалифицированный специалист, обладающий глубоким знанием гор и окружающей среды, достаточной физической подготовкой и техническими навыками и умениями, а также владеющий методиками обучения и подготовки, проведения учебно-тренировочных занятий и восхождений на разнообразном горном рельефе в любое время года и в любых погодных и климатических условиях."
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа подготовки в школе включает в себя
- предварительную подготовку/самоподготовку, направленную на выравнивание, повышение и стандартизация личных технических навыков кандидатов
- теоретическое удаленное обучение, направленное на получение знаний по физическим основам страховки в альпинизме и используемом снаряжении, основ психологии, педагогики и методики обучения в альпинизме, а также других базовых теоретических знаний об альпинизме.
- и практическую (выездную) часть — проверка технической подготовки и получение кандидатами практических навыков по применению методик обучения альпинистов различной квалификации, планированию занятий и организации учебного процесса.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Подготовка кандидата в клубе/самоподготовка к сдаче входных тестов:
- индивидуальное прохождение спортивных скалолазных маршрутов с нижней страховкой … к.тр в скальной обуви
- индивидуальное прохождение спортивных скалолазных маршрутов с нижней страховкой … к.тр в высокогорной обуви
- прохождение в связке(и спуск) многоверевочного маршрута с самостоятельной организацией точек страховки …к.тр. со сменой ведущего
- техника спасательных работ на сложном скальном рельефе в малой группе при ограничении используемого снаряжения.
- техника спасательных работ в ледниковой трещине в малой группе при ограничении используемого снаряжения.
Кандидату заблаговременно(за… месяцев на начала выездной части школы) высылаются условия проведения зачетов(варианты сценариев, критерии оценки и ограничение используемого снаряжения) и методические указания по стандартам технических приемов, используемых при сдаче зачетов. Экзаменаторы обеспечивают обратную связь с кандидатами в течении его подготовки.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Происходит путем рассылки кандидатам лекций и материалов. Лекторы обеспечивают обратную связь с кандидатами по установленному графику.
- современное альпинистское снаряжение: испытания, стандартизация и сертификация страховочного снаряжения ; проверка, хранение и выбраковка страховочного снаряжения
- физические основы страховки: силы и нагрузки в страховочной цепи, в страховочных и спусковых станциях, варианты организации страховочных и спусковых станций.
- погода в горах
- питание на альпинистском мероприятии
- экология и охрана среды обитания в горах
- радиосвязь в горах
- ориентирование в горах
- бивуаки в горах
- физиология человека; основы тренировочных процессов
- основы психологии, педагогики и методики обучения в альпинизме; планирование учебных занятий
- учебная программа подготовки альпинистов; квалификационные уровни
- подготовка презентации на заданную тему
ПРАКТИЧЕСКАЯ(ВЫЕЗДНАЯ) ЧАСТЬ
Включает в себя в основном практические занятия:
- установочные занятия и сдача входных зачетов
- аптечка инструктора; оказание первой помощи при травмах и заболеваниях
- варианты организация страховочных и спусковых станций
- основы ориентирования в горах
- практика радиосвязи в горах
- спасательная служба в горах; спасательный отряд а/м; основы организации ПСР
- организация и документация учебных занятий и восхождений; содержимое рюкзака инструктора
- подготовка и проведение лекционных занятий и презентаций
- проведение демонстраций технических приемов; подготовка места занятий
- проведения выходов начинающих альпинистов в высокогорную зону – управление группой в движении, организация питания на выходе, организация бивуаков, экология.
- планирование и методика проведения учебных занятий с начинающим альпинистами по передвижению(подъем и спуск) по тропам, травянистым склонам, моренам и осыпям.
- планирование и методика проведения учебных занятий с начинающими альпинистами/значкистами по передвижению и страховке:
на скальном рельефе
на снежном рельефе
на ледовом рельефе
спасработы подручными средствами
рекомендованные стандартные приемы; критерии оценки результата
- планирование и методика проведения учебных занятий с альпинистами спортивной подготовки по передвижению и страховке:
на скальном рельефе
на ледовом рельефе
спасательных работ в группе и в двойке
рекомендованные стандартные техники; критерии оценки результата
- планирование и методика проведения занятий по переправам через горные реки; рекомендованные приемы
- методика проведение занятий по спасательным работам в лавинах
- методика проведения учебных восхождений с начинающими альпинистами/значкистами
- методика проведения учебных восхождений с альпинистами спортивной подготовки.
- экзамены и зачеты
ЗЫ: извиняюсь за многобукв.
Многобукв не пойдет,в прежней программе,вон,было много букв,вот она и..того,не усваивается..комиссарами))))
добавьте ,,на снежном рельефе".
На самом деле подготовка стандарта - не быстрое дело и "адекватные разработчики" с потолка его не напишут, нужна практика работы в ШИ. Вообще в ФАР вроде есть руководящий орган - правление, состоящее в основном из инструкторов; если его устраивает данный стандарт, разработчиков менять бесполезно.
на первый взгляд - нормально написано.
пока бросилось в глаза (это про стандарт):
1. нафига аж 2 часа практики ,посвященной радиосвязи в горах ? что там делать то ? да и теоретические знания помогают мало . радиосвязь в горах - наука сплошь эмпирическая.надо знать хорошо инструкцию пользователя к своей рации,ну и какую антенну прикрутить на разные диапазоны в некоторых моделях. Высвободившееся время уделить например изучению работы с GPS и GoogleEarth,GoogleMap.
2. short-ropping инструктору зачем ? лучше перенести время на те же станции
3. в лавинном блоке больше уделить времени на оценку рельефа и уровня опасности, а не работе с бипером. Если альпинисту захотелось надеть бипер,то надо валить в бар ,а не на маршрут...особенно инструктору с учебным отделением.
З.Ы. уважаемый топикстартер, можно кратко пояснить: чего нет в проекте по сравнению в Вашим предложением. Начал сравнивать - вроде многое есть в учебном плане
выравнивание, повышение и стандартизация личных технических навыков кандидатов"
Я думаю, основное время нужно посвятить изучению методики преподавания, отдав "выравнивание"на самоподготовку, теорию на удаленное обучение, а "стандартизацию" в процессе обучения методики.
Я не стал делать расчасовку, потому как здесь не умею вставлять таблицу, но грубо прикинул.
К содержанию тем пока нет замечаний, поскольку(честно) сильно не вникал; представление имею, т.к. проходил те же курсы Р.Уайтхеда, что и разработчики
я уже на сайте ФАРа отписался. момент этот упустил - мне казалось ,что вся техническая часть состоит из методических уроков...а оказалось это часы на обучение самих курсантов :(
Почитал повнимательней. Бросилось в глаза :
1. 8 часов на отработку хождения по тропам,осыпям и моренам,
управление группой на подходах - 2 часа выше крыши , даже с отработкой ситуационных задач... что за бином Ньютона на 8 часов?
2. Мультипитч в двойке 6,5 часов. Вообще не актуально для инструктора ...ну 1 час.
3. Не нашел одновременной работы в связке ! - основной способ работы инструктора с группой вплоть до троек. вот на это надо 8 часов потратить.
4. Очень полезно включить (в планирование и организацию ,либо в лавинке) фильтр 3х3. Прекрасно применим для любого вида out-door с небольшими корректировками оцениваемых параметров.
5. судя по рекомендуемому количеству студентов (не больше 6) в группе и по времени на зачеты по методике (по 6 часов) каждый студент проведет по 1 уроку с каждой темы длительностью 1 час:
- три метод.урока за всю школу крайне мало.
- скальная тема на зачете перегружена: там и спасы,и скалолазание ,и страховка и те же 6 часов ,что выделены и на снег, и на лед. Надо убирать время со льда и снега (там чего целый день будут студенты рассказывать-показывать ?) и добавлять на скалы.
- а где кстати микст ? при таком внимании к скальным мультипитчам,где учебных отделений не бывает, микст забыт вообще...
Тем не менее, считаю целесообразным высказаться и по конкретным пунктам учебного плана.
Выпускников ЦШИ видел немного, но из бесед с другими инструкторами выявился один общий недочет - незнание программы и квал.уровней не позволяет им спланировать учебный цикл, определить для своих участников необходимое и важное - в результате значкам при недоработаном скальном цикле грамотно и красиво демонстрируют ассестирование и спасы из трещины в двойке. Выпускник "старой" ШИ для начала четко знал, какие занятия и как проводить со своим этапом подготовки.
Судя по программе, ЦШИ сейчас - некое копирование курсов Р.Уайтхеда, чего он же и просил избегать и применять показанные им методики на национальную систему подготовки инструкторов, в которой видел много достоинств.
В проекте явно проглядывается увлечение "кордлетами" в ущерб методике и азам. Надеюсь УМК нас услышит.
А инструкторов я навидался разных: "синих,белых,красных" :). И не заметил зависимости уровня работы от годы выпуска из ЦШИ.
Думается ,что основная причина - школу и заканчивали,и заканчивают все,кто приехал. нет отсева в процессе учебы,единичные случаи отчисления и "10 стажировок по окончанию"не считаются. Тут есть и объективная причина - выбирать то особо не из кого. не ломятся учиться на инструктора.
2. На счет "держать и не пущать из своих рук" весь процесс ничего сказать не могу,не располагаю разведданными
3. по поводу преподавания техники vs методики - полностью согласен.
4. Умения общаться с людьми (в смысле с участниками :)) и методические способности - проблема ничуть не меньшая ,чем "выравнивание и стандартизация". И вот тут должен быть какой-то фильтр в самой школе. " Но ведь парень-то хороший, и 6с лезет,и кордлеты у него 7мм..." :)