Воспоминания о майcкой Арче...

Пишет GalkAIR, 15.12.2014 20:25

Совсем скоро новый 2015 год…. А мне хочется поделиться воспоминаниями о майской Арче 2013 - уютном, близком сердцу ущелье…

Сколько времени прошло с того момента, когда я крайний раз была в горах…!
Это время тянулось долго и мучительно. Друзья уезжали и возвращались, уезжали и возвращались…. Наверное, стоило поселиться на ж/д вокзале, периодически меняя место положения с пригородного на основной, чтобы не тратить столько времени на дорогу, провожая и встречая людей…
Столько новостей: кто, что и с кем сходил, куда едет, откуда приезжает. И все время в голове горы, горы, горы, горы…. Во сне, в книгах, на картинах, ну и, конечно, на рабочем столе монитора, что дома, что на работе…. Периодически сворачивая все «окна», смотрела на заставку, вспоминая, мечтая…. Потом снова включалась в работу, чтобы отогнать мысли и тоску…
Это мучительное время…. Оно закончилось. Близился май, и надо было что-то решать. Наше правительство сделало неслыханный подарок, устроив довольно много выходных в мае месяце. А еще и впервые сдав кровь, чтобы получить плюсом два отгула, да и взяв три дня без содержания – получился почти полноценный отпуск сроком в две недели. Меня отпустили с работы. Этот день не забудется никогда. Я все еще не верила своему счастью…
29 апреля, отработав пол дня, помчалась домой, чтобы проверить, все ли собрала, схватить вещи и ринуться на ж/д вокзал, только теперь не в качестве провожающего, а как самый настоящий уезжающий.
Вагон электрички, следующей по маршруту «Омск-Петропавловск», пополнился шестью людьми, а именно: Калинина Наташа, Ивлев Андрей, Губанов Вова, Томских Дима, Курилова Таня и я. Первые три человека – это отважные новички.
В Петропавловске ждем поезда до Алма-Аты. Стоит ли описывать часы ожидания с его стандартным разменом денег, беготней по магазинам, болтовней на разные серьезные и несерьезные темы и другими «важными делами»?….
Переночевав в поезде две ночи и проведя полноценный день, поедая деликатесы и наслаждаясь сном, некоторые из нас поняли, что было бы очень даже неплохо возить с собой пару/тройку новичков, дабы отведать в дороге семгу, курицу в панировочных сухарях, малосольные огурчики и прочие вкусности.
В Алма-Ату прибыли в праздничный день 1 мая, в пять утра.
На вокзале на нас тут же набросилось с десяток таксистов. Выбрали довольно вместительную машину с багажником на крыше, но вскоре об этом пожалели.
- Нам нужно до Бишкека. – Раз пять повторили мы.
- Да, да! Без проблем! Садитесь, довезу.
Позднее выяснилось, что до Бишкека довозить нас не собираются и высаживают перед границей. Такой расклад нас не совсем устроил. Долго споря, решаем доехать до автовокзала, а там уже доберемся на рейсовом автобусе. Все здорово, вот только выйдя возле вокзала, неуемный водитель потребовал деньги еще и за багаж…
Мы удобно расположились в рейсовом автобусе, выкупив «сверху» 4 сидения под рюкзаки.
Успешно пройдя таможню, довольно скоро прибыли в Бишкек в офис «Ak-Sai Travel». Так как на 11-часовой автобус до Ала-Арчи все равно опоздали, осталось время прогуляться по городу до 16:00.
В этой прогулке запомнилась атмосфера на улицах Бишкека. Ее создавали местные жители, поздравляя не только друг друга с праздником, но и проходящих мимо туристов, в число которых попали и мы.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Пока ели на местном рынке куурдак и закупались вкусняшками, время подошло к отбытию….
Наконец-то банальное предисловие заканчивается. Мы едем в горы!
Слева уже видна табличка «Природный парк Ала-Арча».
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Дорога уходит все выше, и становится прохладнее. Такое родное, но забытое чувство.
Ни суета с рюкзаками, ни распределение на ночлег, ни люди, мелькающие перед глазами – ничто не может сбить мысль о том, что ты вновь приехал в горы, вновь вдыхаешь этот воздух и начинаешь коротенькую, но такую настоящую жизнь.
Встречаем Грекова Дмитрия Михайловича, который показывает, где можно разместиться на ночь.
Заходим в домик. Тут столько народа! В большом зале уже читают лекции новичкам.
Встречаем Костю Кравца, с которым планируем ходить в этом сезоне. Так как у нас остались разные вкусности с дороги – накрываем в домике стол и уже начинаем знакомиться с некоторыми участниками сборов.
А на улице диковинное звездное небо, освещающее заснувшее ущелье. Все окутано майской прохладой…
Утро 2 мая - одно из самых счастливых, ведь мы поднимаемся еще выше!
Сегодня заброска на Рацека. Рюкзаки собраны. Лишнее оставляем внизу. И без этого «лишнего» рюкзак вовсе не легкий…
Дима с Костей уходят раньше, мы с Таней чуть погодя.
По дороге догоняем ребят.
На удивление идется отлично. В городе часто думала о том, как мне будет там, в горах, после такого перерыва. Но ноги помнят. Настроение поднимается вместе с тропинкой, ведущей в долгожданное Аксайское ущелье.
Красота! Воздух пропитан ароматами можжевельника, разнотравий, прохладной воды, бегущей справа от нас. Делаем один привал «на водопадах» и идем дальше. Чем выше поднимаемся, тем меньше становится растительности. На тропе появляются камни, а потом и снег….
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Преодолев последний взлет, доходим до таблички «Конец толкания», которая сулит нам радостное событие – впереди хижина Рацека!
Наш лагерь находится чуть выше – у большого камня.
Здесь уже стоят высокие и вместительные палатки «Red Fox».
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Вчетвером заселяемся в «дом» №18: Таня, Наташа, Костя и я. Палатка стоит прямо на берегу маленького ручейка, пытающегося пробиться сквозь кромку льда, но тщетно…. В ущелье довольно холодно.
На смене 56 человек. 2 большие палатки оборудованы под столовую, 1 – под кухню.
По плану после заброски у нас акклиматизационный выход на п. Учитель.
Греков рекомендует идти на п. Рацека. Но погода ничего хорошего не сулит. Скалы обледенели, так что мы побеждаем и выпускаемся на п. Учитель по маршруту 1Б к.сл.
В 7:00 3 мая выходим на гору. Тропа идет прямо от лагеря влево и вверх. Параллельно идет группа «Иркутск + Воронеж».
Погода относительно хорошая, если не считать, что густой туман часто не дает разглядеть то, что хочется видеть…
Идем, идем, идем…. Перед вершиной немного начинает болеть голова. Без акклиматизации мы дошли до отметки 4547 м. Это самая высокая 1Б в бывшем СССР. Все. Вершина. Идет снег. Видимости ноль.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Настроение отличное. Самочувствие тоже. Чуть погодя подходят Саша из Иркутска, Дима из Омска и Женя из Воронежа. Вот такая сборная-солянка на вершине. Двое Иркутян – Витя и Саша - спускаются вниз. Мы, немного перекусив и сделав пару снимков на память, тоже начинаем спуск.
Перед лагерем с Танюшкой глиссируем по снежному склону под пристальным наблюдением спустившихся иркутян. Берет какой-то азарт. Мышцы вновь вспоминают, что и как им нужно делать. Как же все-таки здорово!
Иркутяне повествуют свой разговор с Грековым, который намекнул на то, что завтра ребята вновь идут на п. Учитель по тому же маршруту, так как не дождались двух участников из своего отделения, пришедших значительно позже нашей группы. Мы думали шутят, ан нет….
4 мая проводим ледовые занятия. Пройдя морену, так называемый «крокодил», сворачиваем направо, на ледник.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
После чаепития начинаем работать.
Впереди хорошая ледовая стеночка. Вешаем веревки. Парни отрабатывают подъем на молотках. Мы работаем в двойке с Таней, пробивая лед фифами, на стременах. Отрабатываем подъем с верхней и нижней страховкой, «самовыкруты», проушину Абалакова. В общем, день проходит не зря.
Эти сборы изначально задались очень спортивными. «Дней батона» в плане не предусмотрено, и это очень радует, если бы не одно «но»…. В лагере столько людей! Людей, безусловно, интересных. И как бы хотелось поближе познакомиться, пообщаться, но на это просто нет времени…
Вечером выпустились на в. Корона по новому маршруту Виталия Акимова 3Б к.сл.
Подъем в три ночи. 5 мая. В четыре утра выход. Начинает светать. Впереди зеленоватое небо с холодным месяцем во главе, почти задевающим зубья Короны,
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
позади – розовый восход, заливающий горы яркими красками.
И где-то внизу то самое солнце, которое согреет нас на ледовом маршруте. А пока только холод….
Идем параллельными двойками.
На ледовом склоне довольно толстый слой снега, поэтому все наши соображения идти одновременно (парни на молотках, а мы - на фифах) пока остаются только соображениями…
Подходим к «ключу» маршрута.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
И вот тут я достаю фифы, налаживаю стремена и начинаю лезть. Фифы прекрасно заходят в лед! Вскоре мы возле тура и уже начинаем спуск…
В лагере берем консультацию у Дмитрия Михайловича по поводу дальнейших планов. Выпускаемся на Ак-Тоо, по маршруту 4Б к.сл.
Все эти дни снег идет не переставая. Валит и валит….
Ночью просыпаемся от жуткого сотрясания палатки. Можно было, наверное, подумать, что это землетрясение, но мы же знаем, что это не так. Греков на ночь назначил «дежурных по палаткам», так как ночью снег валил нещадно. Палаткам угрожало быть раздавленными или, как минимум, поломанными, если бы не наши спасители.
Под утро в который раз нас разбудили, только уже не дежурные, а Греков:
- Ребята! Район закрыли. Никто никуда не идет.
Сегодня 6 мая. Ни у кого из нас нет ни капли сожаления, что так сложились обстоятельства – все к лучшему.
После обеда погода, что называется, встала. Снег как отрезало. Выглянуло теплое солнышко, и постепенно все стало подсыхать. Выпал тот самый резервный день на случай, если устанем после горы. Ну, что ж…. Планы немного изменились. Посоветовавшись с Грековым, решаем выйти на в. Байчечекей по скальному маршруту Шваба, 5А к. сл.:
- Скальные занятия проведите, я на вас посмотрю. А потом – пожалуйста!
Собираем всю амуницию и идем к хижине на Рацека.
Работаем в четверке: Костя, Дима, Таня, я.
Греков сел подальше и следит за нами в бинокль.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Костя лезет первый, следом Таня, Дима, я замыкаю. Надеясь, что пойду лазаньем – пошла крайней, но не тут-то было. Греков сказал, как отрезал: «Лезет первый, остальные жумарят!». Сказано – сделано.
Идем довольно слажено, но долго…. С трудом выбиваю огромный якорный крюк по пути. Прошли две веревки и начали спуск. Вроде все нормально. Греков сделал замечание по поводу времени, а в остальном все устроило:
- Выпускайтесь!
Настал долгожданный момент, когда можно просто в охотку полазать по скалкам. Пролазим с Танюшкой несколько маршрутов. Какое это удовольствие – вновь прикоснуться к живой скале!
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Рядом с нами работают отделения новичков, значков и третьеразрядников.
Надо сказать об этом пару слов. Нашим новичкам неслыханно повезло. Они попали в руки к прекрасным инструкторам, которые делятся с ними невероятным багажом знаний. Каждый раз с занятий новички приходят довольные. И ледовые, и скальные, и спасение в двойке, и занятия подручными средствами. Инструктора тщательно готовят новичков к дальнейшей жизни в горах.
На Шваба выпускаемся втроем – Таня, Костя, я. Уже в кромешной тьме пробираемся в столовую, где Греков при свечах осуществляет выпуск.
Заполняя маршрутный лист, Дмитрий Михайлович начинает вписывать себя в список участников.
- Вы идете с нами?
- Ну, да. Видите же.
Костя замечает: «Да…. Это ответственно - лезть перед Грековым». Еще бы! Восходитель на Эверест, на семитысячники по сложнейшим маршрутам, да и просто хороший и интересный человек.
В палатке тишина. Нужно уснуть.
- Галь, ты веришь, что завтра на «пятерку» идем?
- Не знаю, Тань, я вообще не могу ничего понять…
Но странное ощущение спокойствия.
7 мая. 4:00. Подъем. В столовой не только мы. Здесь также двойка парней из Башкирии, которые пойдут параллельно с нами по маршруту Кузьменко и другие люди, лица которых при тусклом свете фонарей сложно различить.
- «Пятерочники» здесь? – голос Грекова за пределами столовой.
- Да!
В 5:00 выходим из лагеря.
Опять это чувство отрешенности…. Только в горах бывает такое. Группа людей со светящимися во лбу фонарями поднимаются все выше по жестким валунам. Видны лишь очертания некоторых гор. Слышен только стук палочек. В голову лезут странные мысли. И ведь действительно непонятно, зачем нам понадобилось туда идти. Наверх…
Все ближе подходя к маршруту, разделяемся с башкирцами – они уходят налево, мы идем дальше.
Вот и кулуар. Первая веревка – это обледенелые скалы. Одеваем кошки. Уже интересно.
Нам повезло. Кто-то отсюда «линял», поэтому на неприятном обледенелом участке осталась веревка, по которой мы благополучно поднялись, преодолев довольно неприятный маятник.
Далее сухие скалы. Первым выходит Костя, следом Греков, я и Таня – замыкающая.
Уже в самом начале становится понятно, что маршрут крутой, но все лезется, зацепов много.
Скалы, скалы, скалы…. Маршрут уходит вверх и вправо, вверх и вправо. Бесконечные маятники. Зато есть прекрасные полки, на которых можно стоять. Если посмотреть вниз – ничто не мешает твоему взгляду, так как стенка уходит под 90о – можно наслаждаться «пейзажами» прямо под ногами. Вот только стоит ли часто туда смотреть?
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Встречаясь на станциях с Грековым, слушаю, как он поет какие-то забавные песни. Спросила его про Эверест. Он, оказывается, ходил его в 1997 году. Это на следующий год после трагедии, которая приключилась с клиентами двух экспедиций. Об этом я читала в книгах Анатолия Букреева и Джона Кракауэра.
Дмитрий Михайлович советует прочитать «Макалу. Западное ребро». Почему-то запомнился этот разговор, когда он рассказывал о содержании книги. Рассказывал о работе на Южном Иныльчеке, о том, какие разные люди туда приезжают. Бывает, приедет команда, вся в фирменных куртках, с гонором, большими заявками на победу и на ту самую Победу (самый северный семитысячник мира), но зайти не могут. А спортсмены попроще (в самом хорошем смысле этого слова) заходят на вершину и потом лишь скромно улыбаются, вспоминая о своих подвигах.
Поднимаясь выше, маятники становятся все интереснее и опаснее. На одной из станций Греков просит подождать, постоять чуть ниже, так как станция «вывалилась». Здесь Костя схалтурил….. Я стою на полочке, на которой еле-еле умещаются две ступни, и снова смотрю вниз. Радует то, что не покидает спокойствие. Но невольно задумываешься о разных вещах.
Большая часть маршрута позади.
Вылезаю последнюю веревку, Греков вдруг говорит:
- Галка, хочешь испытать сильные эмоции? Посмотри вниз!
И, правда, что-то я давно этого не делала…. А внизу! Сбросы! Действительно впечатляет…
Ну, вот и конец маршрута. Тур. По связи узнали, что башкирцы свернули. Странно. Выходили на Корею – тоже вернулись. Что-то не задалось, видимо, в этом сезоне.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Спуск по очень неприятной крупной сыпухе. Стараемся уйти левее, на снежный склон, откуда начинаем спускаться быстрее.
С Грековым так спокойно на горе, что даже и не понятно, что мы сходили свою первую «пятерку»…. Впрочем, многое пока не осознаешь, да и будет ли оно – осознание происходящего? Горы всегда как сон…
Благополучно спустились в лагерь. Возле столовой уже стоит отряд. Так приятно, когда встречают!
- Лагерю наш: физкульт-привет! Привет! Привет!
- Восходителям на в. Байчечекей наш: физкульт-ура! Ура! Ура!
Объятия, рукопожатия.
Это всегда здорово – вернуться домой…
Предпраздничный день 8 мая. Пока «идем в ногу» со своими планами. Впрочем, планов осталось не так много, как и времени…. А впереди то, во что нам верилось с трудом там, внизу…
Помню, как Таня в Омске сообщила, что у Кости в планах восхождение на Свободную Корею по маршруту Лоу, 5А к.сл. Но так же не могу забыть и того впечатления, которое произвела эта гора, когда я увидела ее в 2007 году.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Мы ночевали на стоянке Корона. Огромное звездное небо накрывало горы светящимся покрывалом. Космос. Казалось, что в мире больше ничего нет – только это небо и горы. Гора…. Ее крутые снежно-ледовые склоны подсвечивались звездным светом, отпугивая и удивляя космической красотой. Тогда было очень тихо.
Мне и в голову не могла прийти мысль о том, что когда-то буду идти по направлению к вершине Свободной Кореи…
Но этот день настал. На листочке, который мы отдали Грекову написано: 9 мая – пик Свободной Кореи.
После обеда стоим возле «кухни». Нас трое: Костя, Таня, я. Надо выпускаться и собираться на заброску.
К нам подходят те самые иркутяне:
- Вы на Лоу собираетесь?
- Да.
- Ясно. Мы тоже хотели сходить, а получается, что до конца смены после вас уже не успеваем…
Подходит Греков:
- Так идите вместе! Что за альпинизм сейчас? Все двойками/тройками ходят. Мы раньше на восхождения ходили большими спортивными группами, у нас была команда. Именно поэтому проходили сложнейшие маршруты. Почему сейчас редко ходят стенные маршруты и маршруты высшей категории сложности? Нет команд! Собирайтесь и идите вшестером. Я вас выпущу. Барахла меньше тащить – раскидаете.
На том и порешили…
Выпускаемся вшестером: Кравец Костя (Москва) – рук., Серебрянский Саша и Отмахов Саша (Иркутск), Вакула Женя (Воронеж), Курилова Таня и я (Омск).
Долгая расфасовка снаряжения и продуктов. На каждого человека по веревке. Берем штурмовую двухместную палатку. Раскидываем все по рюкзакам. Все. Кажется, мы готовы.
После обеда выходим на заброску - стоянку Корона. Наша тройка выходит чуть раньше.
Вновь «крокодил» - всем «полюбившаяся» морена, особенно когда она припорошена снегом…
Жарко. Сегодня погода хорошая. Идем молча. Каждый думает о чем-то своем. В городе так часто не хватает времени, чтобы поразмыслить над своей жизнью…. Может, поэтому мы так часто ошибаемся? В горах это время есть. Подходы, заброски, подходы…. Только чаще всего в голову лезут мысли о том, что видишь вокруг. Возникает огромное желание просто жить и впитывать в себя каждое мгновение. На тропе ли, на горе или в лагере – ты все время живешь - каждую минуту, каждую секунду…
Впереди уже виден «Hotel Korona» - это маленький желтый вагончик, который дарит на время уют и тепло (впрочем, эти понятия довольно относительны…).
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Здесь уже кто-то живет. Двое питерцев. Как выяснилось – один из них МС – невысокий скромный мужчина лет пятидесяти с сединой в волосах, с очень добрым лицом и спокойным уверенным голосом. Другой немного моложе – КМС. Они подвинули свои спальники на нарах, разместившись по разные стороны вагончика, и мы стали располагаться.
Питерцы сегодня выходили на маршрут Барбера на Свободную Корею, 5Б к. сл., но из-за непогоды были вынуждены отступить. Завтра выходят снова. Может, нам еще предстоит увидеться на горе.
Здесь есть вода. Так как «Hotel» немного накренен, солнце, попадая на крышу, нагревает снег, и вода стекает в кастрюльку, которая стоит под этим нехитрым устройством. Сделали простой, но довольно вкусный ужин из вермишели с тушенкой. На улице становится темно.
В хижине есть маленькое застекленное окошко. От разности температур снаружи и внутри оно покрылось капельками. Горы за стеклом все больше окунаются в темноту. Таинственно…
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Я помню, как мечтала вернуться сюда, увидеть эти вершины при звездном свете. Мечты сбываются…. Это правда.
Невероятная тишина. Слышно как звенит воздух.
Горы все те же. Они также стоят. Их не тревожит время. Наверное, странно сравнивать горы с людьми, но одну черту у них можно позаимствовать. Спокойствие. Сейчас горы спокойны как никогда. Может быть, они уже спят, а, может, наблюдают за маленькими человечками, которых приводят в восторг. Невероятная сила и спокойствие.
Нужно очнуться, оторвать глаза от горных вершин или хотя бы начать моргать. Все ребята уже в хижине. Пора спать.
Когда впервые ночевала в этой хижине – мне повезло больше. Я была в числе «скатывающихся» по нарам на Илью Петренко, который лежал возле стенки. Тогда под утро нам почти удалось его «задавить»….
В этот раз дело обстоит иначе. Участь быть «задавленными» досталась нам с Таней. Ночью мы практически не спали, так как огромная масса мужиков постоянно на нас скатывалась, да и ввосьмером было тесновато. Один из двух боков периодически затекал и начинал забастовку.
Проснувшись довольно помятыми, начинаем сбор.
Сегодня 9 мая. День Победы! Надеюсь, что этот праздник нам удастся отметить на вершине.
Вышли чуть позже намеченного времени – в 4:20. Питерцы уже где-то на подходе.
Подход под гору представляет собой огромное снежное поле. Первым идет Костя, я за ним. Снег не очень глубокий. Костя вскоре предлагает кому-нибудь его сменить. Выхожу первой. Поле постепенно перерастает в склон и тут…. Снег становится все глубже – сначала по колено, потом по пояс. Таня предлагает замену, но пока терпимо – иду. Вскоре все же уступаю. Таня начинает тропить. Под бергшрундом, откуда начинается маршрут, снег становится совсем рыхлым и глубоким – шаг вперед, два назад…. Последние метры даются тяжело. Насколько бы ты не поднялся вверх – тут же скатываешься обратно. Таня упорно пробивается все выше. Наконец-то доходим до берга. Холодно.
Ключ маршрута находится в начале – 40 м вертикального льда, дальше он выполаживается. Всего 16 веревок ледового склона.
Первым работает Кравец Костя, замыкающий – Серебрянский Саша. Договорились, что по пути подъема сразу будем делать проушины для спуска, чтобы не терять потом время. Это отличная идея.
Лед слегка припорошен снегом. В последние дни его выпало достаточно. Когда поднимаешь голову - такое ощущение, что арену ледового дворца подняли на 90 градусов.
Чуть погодя солнышко стало радовать своими лучами – склон заблестел. Я никогда не видела ничего подобного. Ледовый путь, обрамленный скалами. Сверху над нами посмеивается солнце.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Оно видит, как шесть точек карабкаются по льду, периодически зависая на станциях. В горах действительно ценишь все то, чего в обычной жизни даже не замечаешь – только тут я поняла, как здорово стоять на твердой земле, желательно горизонтальной…
Тянет посмотреть наверх, но опасно…. Постоянно сыпется ледовая крошка, которая то и дело бьет по каске, рюкзаку, пуховику. Одна ледышка все-таки не смогла проскочить мимо моего лба и носа – садануло…
Сходят пылевые лавины.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Снег просто не в состоянии задерживаться на склонах такой крутизны, да и с гребня, видимо, метет. Только «сядешь» на станцию, как засыпает снегом, и ты превращаешься в маленький сугроб.
Особенно лавинки любили кататься по ледовой «горке», когда я пыталась из-под куртки достать фотоаппарат, в связи с чем неизбежно была «набита» этим белым порошком.
Маршрут выглядит очень обманчиво. Скалы, которые, казалось бы, должны приближаться к нам, все время стоят на месте. Веревка за веревкой. Лед все не кончается.
Мы сбились со счету - у всех разные представления о том, какая веревка сейчас идет. Но, кажется, финиш близко. Хотя впереди еще спуск. По пути подъема…
В начале пятого мы на гребне Свободной Кореи. Маршрут Лоу тут и заканчивается, на вершину обычно не ходят. Мы хотели пойти на вершину, но…
На гребне ураганный ветер. Нас буквально сносит. С трудом передаем по рации о метеоусловиях. Греков говорит: «Ставьте палатку и ночуйте».
Спускаться в такую погоду действительно не вариант, хотя перспектива ночевать в 2-х местной палатке вшестером тоже не радует. Но делать нечего.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Пять веревок мы оставили на маршруте для спуска, у нас с собой только одна, а нужно пройти по гребню, чтобы найти снежную мульду, о которой говорил Греков.
Двойка - Саня Отмахов и Женя Вакула – выходят на разведку.
Мы же встаем в кружок, обнимаемся и, дружно стуча зубами, ждем.
Понимая, что долго так не простоим, отправляемся следом на свой страх и риск. Очень холодно.
Гребень скальный. На скалах снег и лед. Ветер задувает во все щели. Оказывается, периодически нас всех посещала одна и та же мысль: «Вот это настоящий альпинизм!».
Находим ребят. Они как раз вышли к мульде. Склон покатый, но места довольно много. Удерживая всеми силами палатку, дабы не потерять наше единственное спасение в этом царстве холода и ветра, устанавливаем ее, цепляя оттяжки на закрученные буры.
Нет времени даже оглядеться по сторонам. Впрочем, это ничего и не даст. Видимости ноль.
Кстати, питерцы вылезли на гребень вместе с нами и уже ставят палатку где-то под скальной стеночкой. Что ж, ночка будет веселой…
«Дом» стоит. Накидали все наше драгоценное имущество на днище и дружно стали забиваться внутрь.
У всех куча эмоций. Пожалуй, с такими условиями никто из нас еще не сталкивался. Вокруг обгоревшие, но довольные лица. Каким-то чудом даже умудрились зажечь горелку и вскипятить воду. Ужин довольно скромный – две шоколадки и горстка сухофруктов на всех. Ах, да! Еще гематоген, привезенный из Омска.
В тесноте, да не в обиде. Сумели уместиться полулежа, создав при этом жуткий хаос ног, рук и других частей тела.
Сон, как и в предыдущую ночь, обещал быть не очень крепким. Точнее он обещал не быть вообще. Так и сказал: «Меня не ждите. Сегодня не приду». И ведь не обманул…
Оказалось, что вчерашняя ночь была просто сказкой.
Состояние ног плавно перетекает от замерзания к затеканию и наоборот. Но, предварительно всех разбудив (если, конечно, кто-то спал), положение можно ненадолго исправить.
Ветер хлещет нашу палатку, как паруса корабля в шторм. В голове творится что-то неопределенное. Периодически проваливаешься в дремоту, а потом просыпаешься и не понимаешь, что с тобой происходит. Мысли не дают отключиться сознанию.
Долгая мучительная ночь. Думаю, каждый из нас ждал того счастливого момента, когда можно проснуться и выйти.
Этот момент настал. 10 мая. На завтрак у нас небольшой шмоток сала с чаем. Неплохо.
Кажется, за палаткой тихо. Не слышно ветра.
Кто-то уже вышел на волю. В голосе слышны нотки восторга. Что там, на гребне? Вчера, спасаясь от ураганного ветра, мы даже и не поняли, что находимся на гребне той самой горы, о которой каждый из нас тайно грезил…
Прекрасное морозное утро. Ветра как будто и не было. Небо чистое. А вокруг….
Горы окутаны розовыми красками заката. Такое ощущение, что все вершины значительно ниже нас. Как показывает альтиметр, мы стоим на высоте 4700 м.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Пытаюсь понять, осознать, что стою тут, на гребне Свободной Кореи...
Рассвет…. Зачем обманывать, пытаясь описать картину, которая по-настоящему может сохраниться только в нашей памяти? Это самая красивая палитра самого талантливого художника на Земле – природы…
Внизу плывут облака. Некоторые вершины солнце уже начинает захватывать в свой плен. А у нас холодно. Очень холодно…
Вся амуниция за ночь превратилась в лед. С трудом застегиваем обвязки и кошки. Это единственные вещи, которые мы сняли на ночь, так как теплее от них все равно бы не стало.
Вокруг целая горная страна - скалы, ледники, снежные и ледовые склоны. Такое ощущение, что все спит. В природе полное умиротворение. Может, нам приснился этот ураган? Это утро никак не могло родиться из той неспокойной ночи, устроившей шабаш ветров.
Нужно спускаться. Все потом – мысли, чувства, попытка что-то понять и осознать.
Проходим по гребню к месту, где еще вчера мы стояли в обнимку и слушали стук собственных зубов.
Вешаем на балду петлю. Спуск начинается. Первый – Саша Серебрянский, замыкающий – Женя.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Снова работа. От одного к другому передается железо, веревки, рукавицы для тех, у кого они улетели.
Питерцы спускаются по нашим петлям. Мы сэкономили очень много времени, подготовив заранее спуск.
Пропускаем двойку барберцев вперед. Нас шестеро - спускаться будем дольше.
Погода прекрасная. Один за другим скатываемся по веревкам. Дюльфер за дюльфером. Одно удовольствие, если бы не руки, которые уже давно ждут тепла.
Спустились довольно быстро.
Все. Мы возле берга. Маршрут позади, а впереди хижина, где тепло и, наверное, есть горячий чай, ведь питерцы уже спустились.
Переходим огромное снежное поле. Появляется и усиливается чувство удовлетворения от проделанной работы, но восхождение было и остается пока лишь сказочным сном. Самым крепким сном за эти два дня.
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
Питерцы собираются вниз. Поздравили друг друга с горой. Попили чай, который нас уже ждал на столе и, что-то обсуждая, стали собираться.
Свободная Корея…. Мы были там. Мы оттуда спустились.
На спуске встречаем отделение новичков, спустившихся с п. Рацека. Обмениваемся поздравлениями и…. бегом в лагерь! Эмоции переполняют, хочется улыбаться всему миру!
Вот уже видны палатки. Люди начинают суетиться, и через минуту мы вновь принимаем поздравления.
Вокруг ребята, ставшие родными за эти десять дней.
Крепкие рукопожатия теплых рук, дружеские объятия с похлопыванием по спине, дескать, молодцы, счастливые глаза и искренние улыбки людей, которые ждали, а вскоре также уйдут туда, наверх, и будут открывать новые для себя вершины…. Ради этого стоит ходить в горы!
Сегодня судьба преподнесла нам подарок. На Рацека поднялся Агафонов А.А. Тот самый Сан Саныч, о котором я столько слышала от омичей, а особенно от омичек. Так хотелось пообщаться с этим человеком, послушать его песни…. И вот этот день настал.
Все-таки первое впечатление не обманывает. Открытый, веселый, добрый, искренний Сан Саныч….
Вечером с Танюшкой идем в вагончик на стоянку Рацека. Там уже собралась маленькая компания слушателей.
В вагончике темно и явно чего-то не хватает. Переглянувшись с Таней, извиняемся и удаляемся.
Поднялись до кухни.
- Нам бы свечи и чайник…
- Вам зачем? Свечей много надо?
- Да там Агафонов поет. Штучки две хотя бы…
- Аааа…. Ну, двумя тут не обойдешься.
Чай, к сожалению, раздобыть не получилось, а вот свечи уже стоят на столе, создавая особенную атмосферу. Так-то лучше. Романтика.
Расходимся поздно ночью.
Перед сном не могу удержаться и поднимаюсь на вертолетную площадку, откуда открывается прекрасный вид.
Горы спят. Сегодня ясное небо и миллионы звезд. Тишина.
Почему мы отсюда уезжаем? Чтобы вновь ненадолго вернуться, раздразнить себя? Вся жизнь на контрасте…. А что, если бы не было его, контраста? Там, внизу - суета, каждый день похож на предыдущий, тут - каждый день новый и неповторимый…
Мы счастливые люди. У нас есть возможность перемещаться из одного мира в другой, не имея при этом никаких машин времени. Приезжая в горы, вкус к жизни усиливается, здесь люди движутся только вперед и вверх.
Сегодня 11 мая – день, когда «в суету городов и в потоки машин возвращаемся мы, просто некуда деться…»…
Завтрак. Сворачивание лагеря. Это самая неприятная «процедура». С каким азартом мы собираем дома рюкзаки навстречу новым приключениям! И как не хочется вновь их собирать, зная, что все это нужно спускать в города…
Попрощавшись с теми, кто еще остался в лагере, и, оставив здесь, в горах, часть себя, начинаем спуск.
Погода, кажется, наладилась. Солнце дразнится, мол, смотрите: вы уезжаете, а я тут как тут!
У хижины Рацека встретили Агафонова, который проводит скальные занятия с голландцами, уверенно объясняя им что-то на немецком языке.
Добрая улыбка Сан Саныча напоследок, многообещающие слова:
- Не грустите! Еще увидимся!
И все. Неужели все? Теперь только вниз. До самой суеты…
Спускаемся по живописному Аксайскому ущелью, вдыхая горный воздух со сладковатым ароматом можжевельника…
Воспоминания о майcкой Арче... (Альпинизм, альпинизм, ала-арча)
На а/б «Ала-Арча» с трудом договариваемся о долгожданной помывке – очень много желающих….
После душа вкусный обед. После обеда автобус до Бишкека и поедание клубники по дороге. Клубника в мае!!!
Началась будничная жизнь…
В Бишкеке в офисе «Ak-Sai Travel» встречаем ребят, с которыми ходили на Корею. Они спустились днем раньше.
С трудом узнавая друг друга (такими чистыми и красивыми мы еще друг друга не видели), договариваемся встретиться вечером.
Греков помог найти нам квартиру на одну ночь. Апартаменты оказались очень даже неплохими.
Скидываем рюкзаки и идем бродить по городу.
Вечером созваниваемся с ребятами из Иркутска и Воронежа. Но связь неожиданно прерывается. Нам не удается договориться о встрече. На горе мы общались крайний раз…. Обидно. Так хотелось увидеться напоследок, но, видимо, не судьба…
Странно…. В городе все так близко, доступно, столько возможностей. Но многое кажется лишним, чужим, совершенно ненужным человеку.
Внутри меня начинается борьба. Знаю, что по приезду в Омск она еще долго не пройдет, а потом начну втягиваться в городской ритм, и неожиданно вновь сорвусь в горы, чтобы был тот самый контраст, чтобы вокруг были белоснежные вершины, без которых сложно представить свою жизнь…
Утро 12 мая. С автовокзала уезжаем в Алма-Ату. В местном магазине закупаемся едой в дорогу, среди которой самса - без нее не обходится ни один наш переезд.
Встретив на вокзале Машу Чучалину из Омска, вернувшуюся со сборов в Туюк-Су, садимся в поезд до Петропавловска.
13 мая мы в Петропавловске. Пересаживаемся на электричку до Исилькуля.
Бесконечная дорога…
Электричка запомнилась унылым видом из окон и уставшими лицами пассажиров. Впрочем, ненадолго мы исправили положение, так как стали петь с девчонками песни, сидя возле тамбура на рюкзаках. И, в конце концов, у нас есть самса. Так что все не так уж плохо…
Казахские пограничники долго обсуждали наше хобби, рассказали самые экстремальные сюжеты из своей жизни, и чуть было не выдали нас замуж, узнав, что омские парни – это только друзья...
В Исилькуле уже ждет газель. Благодаря Андровой Оле (и, конечно же, роумингу) мы заранее договорились с водителем, что он нас встретит. Это обеспечило гарантированную доставку домой и осознание того, что уже через несколько часов на работу, куда я все-таки попаду…
Маршрутка как раз проезжает мимо моей остановки.
В три часа ночи по омскому времени я вышла из газели в цветных штанах, с огромным рюкзаком, пакетом печенья, которое купила в Бишкеке и, опираясь на треккинговую палочку, случайно перепавшую взамен моей сломанной, побрела к дому.
На пешеходном переходе, вопреки тому, что люди спят в это время, все же проезжала машина. Она остановилась, уступая дорогу странному пешеходу с обгоревшим носом и всем выше перечисленным. О мыслях водителя остается только догадываться.
Я дома. Сижу на мягкой кровати и смотрю в окно. За окном дома. Их много и они высокие. В них тепло и комфортно. А четыре дня назад мы ютились в двухместной палатке, пытаясь разместить свои шесть тел на маленьком кусочке огромной горы. Тот самый контраст. Слишком сильный, чтобы принять его сразу. Нужно время. Много времени…
Уже сегодня на работу. Через два часа мне нужно встать и пойти туда, куда буду ходить еще долгое время, постепенно втягиваясь, но не привыкая, ведь скоро в горы, где осталось мое сердце…