Разбираем понятия в скалолазании. Часть 4. Онсайт,флэш,редпоинт.

Пишет kichkailo, 20.11.2014 21:01

Дима Вепринцев. Тайланд
Все,кто начал заниматься скалолазанием,через некоторое время слышат краем уха на скалах,скалодроме или в кругу друзей такие словечки и бахвальства:

-Я заонсайтил эту трассу!

-Да нет,ты пролез её на флеш!

-А Пашка смог только её отрэдпоинтить!

Начнем разбираться в этих неотъемлемых скалолазных понятиях с главного —рэдпоинта (redpoint,англ.) Дословный перевод —красная точка,не очень раскрывает смысл термина,но если обратиться к истории,то всё станет очевидно! С «рэдпоинтом»связывают революцию в скалолазании,заключающуюся в установлении философии свободного прохождения предельного для физических возможностей маршрута.
Разбираем понятия в скалолазании. Часть 4. Онсайт,флэш,редпоинт. (Школалазание, скалолазание в Красноярске)Курт Альберт. Папа «рэдпоинта»

Произошло это 40 лет назад,когда немецкий скалолаз Курт Альберт,разочаровавшись в лазании с применением ИТО (искусственные точки опоры),начал пропагандировать в скалолазном районе Франкенюра (Германия) «чистое»лазание очень сложных маршрутов. После прохождения трассы с нижней страховкой,он рисовал красную точку в её начале,тем самым обозначая,что маршрут можно пройти свободно (только с помощью физических возможностей тела) от начала до конца без повисания на страховочной веревке. Если трасса ему не давалась,то он шёл тренироваться и пробовал её снова и снова,пока не пролезет. Его философия распространилась по миру со скоростью лесного пожара,сделав понятие «рэдпоинт»основополагающим в скалолазании. Вместе со своими друзьями Вольфгангом Фитцем,Норбертом Батцем,Норбертом Сендером и Вольфгангом Гюллихом,он начал пробивать и пролазить все более и более сложные маршруты в Франкенюре,что сделало этот район очень популярным а его известнейшим скалолазом в Германии. Это побудило людей к интенсивным тренировкам и к большим объемам лазания для прохождения предельных по сложности маршрутов,в чем и заключается суть скалолазания. Итак,если ваш друг говорит:«Я зарэдпоинтил трассу »—это означает,что он пролез её с нижней страховкой без зависаний на страховочной веревке и не с первого раза. Взяв в обиход заморское слово «рэдпоинт»Великий Русский Язык позволяет нам добавлять к нему приставки и изменять окончания,так что можно услышать:«прорэдпоинтил»,«зарэдпоинтил»,«отрэдпоинтил»,залез «рэдпоинтом»и так далее,а так же (для ярых любителей чистоты языка) можно говорить:«пролез маршрут после обработки»или «наработал маршрут».
Разбираем понятия в скалолазании. Часть 4. Онсайт,флэш,редпоинт. (Школалазание, скалолазание в Красноярске)Никита Белоруссов. Предварительная нароботка маршрута в Крыму
Разбираем понятия в скалолазании. Часть 4. Онсайт,флэш,редпоинт. (Школалазание, скалолазание в Красноярске)Но всегда есть какая-то «заморочка», связанная с истинностью понятия. Так некоторые скалолазы,особенно старой школы,утверждают,что истинный «редпоинт»заключается в прохождении маршрута не с первого раза обязательно с собственной развеской оттяжек,и используют понятие «пинкпоинт»(pinkpoint —розовая точка),подразумевающее лазание по заранее развешанным оттяжкам. Современная мировая этика скалолазания допускает «редпоинт»по развешанным оттяжкам,т.к. сейчас в мире есть пробитые маршруты с уже стационарными оттяжками,да к тому же кто каждый раз будет снимать оттяжки после обработки трассы,особенно на сильных нависаниях.

Говоря о трэд лазании,прохождение «рэдпоинтом»будет считаться только в том случае,если вы залезли маршрут после пары или нескольких попыток,устанавливая точки страховки самостоятельно,без предварительного лазания его с верхней страховкой. Если использовали верхнюю для наработки движений и поиска мест для точек страховки,то это называется «хэдпоинт»(headpoint).

Разбираем понятия в скалолазании. Часть 4. Онсайт,флэш,редпоинт. (Школалазание, скалолазание в Красноярске)Марк Хвостенко. Хэдпоинт на трэд-маршруте
Как и во всех активностях или видах спорта в скалолазании присутствует элемент соревнований,похвалы перед друг другом,гордости за достижение,что породило такие понятия как «флэш»и «онсайт«. Вот лазил и лазил народ,проходя трассы сложнее и сложнее на «рэдпоинт»,а потом бац! И один другому говорит:»А я пролез эту трассу с первого раза!»-,а тот ему отвечает:»О,круто,чувак! Вот и я с первого,но мне ни кто не подсказывал,куда ставить ногу или браться рукой,и я не видел,как её пролазит другой человек!».

Разбираем понятия в скалолазании. Часть 4. Онсайт,флэш,редпоинт. (Школалазание, скалолазание в Красноярске)Алексей Кичкайло. Скала Рыжая. Красноярск
Оба термина «флэш»(flash —вспышка) и «онсайт»(on-sight-с чистого листа) связаны с прохождением трассы с первой попытки,а их различие определяет интеллектуальная особенность скалолазания. То есть скалолаз,видевший как лез его напарник или друг,какие движения он делал на разных участках,потратит намного меньше сил на маршруте,если конечно,у него есть,что-то в голове:) А в особенности ему маршрут сдастся легко,если подсказывать,куда делать перехват,какой рукой,куда ставить ногу и какой будет следующий зацеп,в особенности на скалах,где зацепы явно не просматриваются.

Соответственно,можно говорить:«Я пролез маршрут на флэш«- если вы залезли его с нижней страховкой с первой попытки и либо видели,как лезет другой человек,либо вам подсказывали,либо вы узнали какую-либо информацию об особенностях движений,перехватов или зацепов.

С «онсайтом»все обстоит сложнее,до сих пор ведутся споры,что же это такое и как его сделать. Кто-то считает,что человек не должен знать о маршруте ни чего,не должен его заранее просматривать,лезть только с развеской оттяжек,по незамагнеженной скале,в общем,пройти маршрут голым в ночи:) Где-то допускают прохождение по развешанным оттяжкам и даже с первой вщелкнутой для безопасности. Но судя по последним мировым новостям об «онсайтах»сложнейших маршрутов,современная этика определяет этот термин так:«онсайт»—прохождение с первой попытки с нижней страховкой от начала и до конца без повисаний на страховке,без подсказок и без просмотра попытки другого человека на этом же маршруте,допускаются заранее провешенные оттяжки,первая может быть вщелкнута для безопасности.

Разбираем понятия в скалолазании. Часть 4. Онсайт,флэш,редпоинт. (Школалазание, скалолазание в Красноярске)Александр Мегос. Первый в мире онсайт на маршруте 9а Estado Critico
Эти понятия являются хорошим мотивирующим фактором,они заставляют скалолазов сдвигать границы возможного все дальше и дальше. И даже если вы не супер-мега скалолаз,лазающий с нижней страховкой,вы можете смело говорить,что прошли «на флеш»или «на онсайт»трассу небольшой категории сложности и даже с верхней страховкой,это даст вам дополнительные пути развития и конечно же экстра позитив от занятий скалолазанием!