Трекинг в районе массива «Четыре сестры» (Сычуань).
Идея съездить в горы Сигуань возникла у меня под впечатлением поста пользователя iaaka (http://www.risk.ru/blog/13244), опубликованного на этом сайте 4 года назад. Поиск в Интернете дополнительной информации по этому району не дал почти ничего, кроме скудных описаний турфирм, организующих недельные туры с восхождением на вершины Dafeng или Erfeng. Планируя поездку я ставил целью изучить возможности пройти к этим вершинам самостоятельно, а также изучить иные возможности трекинга в этом районе.
Поиск через Google позволил найти трек маршрута на Dafeng, на основе которого я занес базовые точки в мой Garmin навигатор (начало маршрута, два лагеря и вершина). Поездка показала, что туриндустрия в этом районе развита прекрасно, все маршруты размечены, народу на тропах очень много, запутаться или заблудиться на маршрута невозможно.
27 сентября я прибыл в Ченду самолетом China Southern Airlines. Первые три дня в Китае я путешествовал один: съездил в Лешань - посмотреть самую большую в мире скальную статую Будды и в Эмей – пройти часть маршрута к популярной красивейшей горе. Затем я вернулся в Ченду, где встретился Сашей, с которым на следующий день мы направились в горы Сигуань. Саша учится в Китае и благодаря ему в дальнейшем путешествии я не испытывал проблем с общением с китайцами. Что же касается языкового барьера в предыдущей части моей поездки, то следует заметить, что в самом Ченду каких-либо проблем из-за незнания китайского языка я не испытывал. В метро станции объявляют и на английском языке тоже, на стойке регистрации в отеле понимали по-английски, для такси там же можно было взять двуязычные карточки с популярными маршрутами поездок. В Лешане я несколько запутался с поиском отеля, пришлось достать планшет с переводчиком, чтобы понять, как слово «отель» звучит по-китайски. А на автовокзалах и в кассах мои намерения были поняты без проблем. Когда я искал, где поесть, то старался заходить в заведения, где есть фотографии блюд. Иногда официанты копались в своих смартфонах и показывали мне английский перевод предлагаемой еды. Конечно же, путешествовать вместе с Сашей, говорящим по-китайски, было намного комфортнее.
Встретившись в Ченду мы бросили наши вещи в отеле, пообедали и поехали покупать газовые баллончики для горелки в магазин в районе станции метро 省体育馆, о котором упоминалось в вышеуказанном посте. Магазин хороший, в наличии есть все для туризма и походов. Купили там баллончики для горелки, как впоследствии оказалось, зря, поскольку в Рилонге их тоже можно купить без проблем, но мы не располагали точными сведениями об этом. С баллончиками в метро не пускают (в Китае просвечивают весь багаж пассажиров метро), поэтому мы добирались обратно до отеля автобусом. Затем мы отправились на метро на автовокзал Chadianzi Bus Station(茶店子汽车站), где намеривались купить билеты на утро 1 октября до Рилонга.
1 октября - день образования КНР. Выходные продолжаются целую неделю и не поддающееся подсчету число китайцев отправляются путешествовать. С одной стороны эти праздники позволили Саше выкроить свободное от занятий время и составить мне компанию, с другой же стороны это не лучшее время для путешествий, поскольку цены в этот период намного превышают обычные, билеты купить непросто, очереди в кассы выстраиваются гигантские.
Выйдя из метро, расположенного возле автовокзала, мы погрузились в людское море. С трудом нашли нужное окошко кассы, где нам сказали, что до Рилонга билеты есть только на 3 октября. В наши планы это никак не входило. Я вспомнил фразу из упоминавшегося уже не раз поста, что каждое утро огромное число машин и микроавтобусов направляются с этого автовокзала в Рилонг. Но где именно нам их утром искать? Не было ясно, какие машины и во сколько поедут в нужном нам направлении. Мы решили проехать одну станцию на метро, чтобы вырваться из толпы, поскольку голова уже ничего не соображала. Присели в кафе, заказали чай и стали названивать по телефонам в Рилонге, любезно приведенным в упоминавшемся посте. Телефон Sales Management Section of Four Girls Mountains Management Bureau не отвечал. Зато нам повезло, что мы дозвонились по номеру отеля Moon and Sun. "Приезжай на автовокзал утром, там будут машины до Рилонга", - ответил человек на той стороне линии. "А какие это машины? Как из найти?", - допытывался Саша. "Машины зеленого цвета. Увидишь утром. Обычная цена 150 юаней с человека. Но завтра праздник, и цена будет выше", - сказал наш собеседник. В общем, получив эту информацию, мы отправились ужинать, немного погуляли по городу и легли спать.
На следующее утро мы очень быстро доехали на такси от отеля до автовокзала. Почти сразу же, возле входа в кассовый зал к нам подошла женщина, спросившая Сашу по-китайски, куда нам надо ехать? Узнав, что в Рилонг (по-китайски произносится типа «Жилонг»), предложила места в машине за 240 юаней с человека. Мы долго торговались, делали вид, что уходим. К нам подходили какие-то водители с внешностью, не вызывавшей доверия, предлагали ехать сразу по 220 юаней. В итоге, мы сторговались с теткой, что едем вдвоем за 420 юаней. Она повела нас на соседнюю улицу, где в припаркованном микроавтобусе было как раз 2 свободных места. Наши рюкзаки поместились лишь на крыше микроавтобуса, закрепленные пластиковой лентой. Я всю дорогу опасался, что лента лопнет и мой рюкзак улетит в пропасть, но все в итоге обошлось хорошо.
До Рилонга ехать короткой дорогой от 5 часов и дольше, все зависит от трафика. В тот день, как я уже упоминал, был праздник и машин на дорогах было максимально много. Вначале около часа мы очень быстро ехали по широкому скоростному шоссе, доехали до предгорья. Затем еще минут 20 ехали по обычной дороге, а потом хорошая дорога закончилась. В упоминавшемся посте сказано, что дорога сильно разрушена землетрясением. За прошедшие 4 года, по-видимому, мало что восстановили. Дорога на протяжении 50 км ужасная, сплошные камни, машины периодически ударяются пузом о выступающие глыбы. Особенно неприятно в туннелях, поскольку ни света, ни, тем более, вентиляции в них нет. Из за огромного числа машин и неровностей в туннеле возникают заторы. Я постоянно удивлялся, как по такой дороге могут проезжать не только джипы и микроавтобусы, но дорогие и красивые машины. Удары по подвеске и по днищу идут непрерывно. Пассажиры тоже страдают от тряски. В общем, из-за пробок мы ехали по этому разбитому участку дороги долго. Завершающим аккордом этого участка дороги является узкий мост через реку, по которому движение попеременное. Грузовые машины еле вписываются по ширине в габариты моста. Простояли здесь тоже долго - пропускали встречный транспортный поток.
Затем дорога становится лучше и постепенно начинается подъем. Еще где-то через час пути начались бесконечные серпантины перед перевалом 4500м. По склонам дороги появились яки, в небе - орлы. Удивило наличие на всех участках дороги велосипедистов. Китайцы - сильные и упорные. Медленно, но уверенно едут вверх на нагруженных вещами велосипедах.
Наконец, мы доехали до перевала. Здесь почти все машины делают остановку. Когда мы вылезли из машины, то ноги еле двигались. Влияла не столько высота, сколько сидение в течение 5 часов в неудобной позе. От перевала до Рилонга дорога занимает еще где-то один час.
Мы добрались до Рилонга, когда на часах было уже около 16 часов. Водитель остановил машину возле одного из многочисленных отелей и после недолгой торговли мы согласились на номер за 250 юаней за сутки. Это очень большая цена для этой местности, но ведь праздники же… Центральное отопление отсутствовало, зато была горячая вода, электричество, чайник, телевизор, а главное – матрасы с электроподогревом. Для горного поселка вполне приличные условия.
После заселения мы немного прогулялись по городку. Иностранцев кроме нас, по-видимому не было.
Рилонг (日隆镇) – небольшой город в Аба-тибетской автономной префектуре провинции Сычуань (Aba Tibetan & Qiang Autonomous Prefecture). Рилонг можно условно разделить 2 части: главная улица, вдоль которой расположено множество отелей, магазинов, закусочных, и небольшой отдельно расположенный район, находящийся в 700м правее от въезда в Рилонг в направлении входа в две долины и большого офиса продажи входных билетов. Наиболее приятным местом в этом районе, как упоминали многие блогеры, является IcedRock Bar (http://icedrock.com). В нем очень уютная атмосфера, персонал говорит по-английски, приемлемый WI-FI, хорошая кухня, прекрасная музыка и, вообще, это лучшее место для восстановления сил после походов по долинам и горам. Нам, узнав, что мы из России, часто включали записи русских популярных песен («Любэ» и др.).
На главной улице Рилонга мы без труда нашли магазин по продаже туристических товаров. В частности, там можно купить газовые баллончики любых видов, спальные мешки, обувь и одежду для походов, кошки, карабины и прочее снаряжение. Цены немного дешевле, чем в России. Там же можно взять снаряжение на прокат. Так, поскольку мы планировали идти в поход с палаткой, то взяли там один спальник на 4 ночи за 25 юаней в сутки и 300 юаней залога.
На следующее утро мы отправились изучать долину Shuangqiaogou (长坪沟). Возле кассового центра выстроилась гигантская очередь на автобусы. Мы же решили, что нам полезнее будет пройти 5 км пешком до входа на размеченную тропу. На этом участке пути мы шли одни, что было приятно. Постепенно открывались все четыре вершины горного массива. Особенно красиво смотрелась покрытая снегами самая высокая гора – «старшая сестра».
Этот маршрут совсем простой, почти на всем протяжении (около 10 км) проходит по деревянным настилам. Часто можно встретить родителей с маленькими детьми. Много оборудованных мест для отдыха, имеются туалеты, а также есть несколько мест, где можно купить перекусить и наполнить термосы кипятком. Кстати, вдоль дороги было очень чисто, мусор все выбрасывают в оборудованные ящики.
Дорога постепенно поднимается до высоты 3500м. Перед небольшим озерком с затопленными деревьями можно нанять лошадь. Так же лошадей активно предлагают нанять в конце деревянного настила еще примерно через 3 км, откуда дальше продолжается грунтовая дорога, довольно грязная, поскольку разбита копытами лошадей. С этого места красиво смотрятся еще несколько вершин.
Нашей задачей второго дня было начать четырехдневный поход по второй долине Haizi (海子沟). Мы оставили часть вещей в гостиничном номере и в 6:30 утра направились искать подход к этой долине, поскольку располагали лишь приблизительной информацией, что надо идти около 500м в направлении перевала 4500м. Однако мы проскочили поворот и прошли по шоссе лишних 300 м. Оказалось, что поворачивать к этой долине надо там же, где мы уже поворачивали к первой долине, только идти не к кассовому павильону, а правее него вверх по длинной лестнице вдоль горы. Однако здесь неожиданно возникла проблема. Китаец, дежуривший возле лестницы, нас развернул. Как понял Саша из беседы с ним, нас не пустят в эту долину с ночевкой. Наши намерения были правильно поняты по наличию больших рюкзаков. Сказано было, что нам требуется посетить офис и оформить разрешения. Поиски этого офиса заняли еще минут тридцать. Оказалось, что он находится на втором этаже в здании отеля с правой стороны дороги, если ехать со стороны перевала, метров через 70 после вывески с указателем администрации городка Рилонг (стрелка в правую сторону). Сворачивать вправо и подниматься на второй этаж по внутренней лестнице отеля следует не доходя крутой бетонной лестницы, ведущей к административному зданию. В офисе была толпа китайцев с такими же большими рюкзаками, как у нас, к стойке не протолкнуться. Саша с трудом получил сведения о том, что для похода на несколько дней нам потребуется нанимать проводника. Кроме того, нужно предоставить документы. Потратили еще время, пока Саша сбегал за своим документом в отель. Толпа уже была поменьше и у нас появилась надежда, что мы сможем договориться о получении разрешения на поход за умеренную плату. Но, увы, надеялись напрасно. Китайцы были непреклонны. Мы попробовали поговорить с предполагаемыми руководителями групп, не запишут ли они нас на время в состав своих участников, но из этого ничего не вышло, поскольку эти бумаги высылаются в офис заранее. Потом к нам подошел тибетец, предложивший услуги проводника за 600 юаней. За эти деньги он был готов даже нести наш багаж. Мы не согласились, поскольку это дороговато для группы из двух человек, свои рюкзаки мы хотели нести сами, и, вообще, нам было не понятно, где он собирается ночевать, как питаться? В общем, из-за отсутствия дополнительной информации мы отказались от этого проводника.
Потом Саша пообщался с еще одной группой китайцев, у которых, как оказалось, та же проблема, что у нас - не дают разрешение на поход без проводника. Они собирались идти на Erfeng (вторая вершина). Мы же заявляли, что собираемся на первую - Dafeng. В общем, к половине одиннадцатого нам стало ясно, что пора менять планы. Отнесли наши большие рюкзаки обратно в гостиницу, переложили вещи в маленькие рюкзачки и пошли во вторую долину налегке.
Кассы долины Haizi находятся после подъема по длинной лестнице, о которой я писал выше. Билеты стоят по 60 юаней с человека. Там, кстати, непросто без знания китайского языка, поскольку вместе с выдачей однодневного билета записывают фамилии входящих и номер контактного телефона в журнал регистрации. Женщины на входе простые, иностранных букв и цифр не понимают…
Дорога этого маршрута сразу же идет, постоянно набирая высоту. Тропа хорошо нахожена людьми и лошадьми, потеряться невозможно. По склонам гор пасутся вначале коровы, немного повыше - яки. Справа хорошо просматривается шоссейная дорога и перевал 4500м. Народу на тропе относительно немного.
Ближе к 14 часам мы прошли 10 км и решили сделать привал. Попили чай из термоса, перекусили. Навигатор показывал 3750 м. Не очень далеко виднелось сооружение, по моим предположениям, являющееся первым лагерем. Впоследствии так оно и оказалось.
Тут, внезапно, погода резко испортилась, в лицо подул ледяной ветер, начал накрапывать дождь. Нам стало очевидно, что без дополнительных теплых вещей идти дальше не стоит и мы повернули назад. В общем, и так прошли нормально для второго дня в горах. Вечер провели снова в IcedRock Bar, слушая российскую популярную музыку и попивая зеленый чай.
На следующее утро мы отправились смотреть третью долину этого района - Shuangqiao (双桥沟). В отличие от первых двух, вход в эту долину расположен в 7 км западнее Рилонга и без транспорта до нее проблематично добираться. Прямо возле отеля мы взяли такси за 20 юаней. Ехать по шоссе около 10 минут в западном (Тибетском) направлении. Возле входа в долину припарковано много автомобилей, в кассу стояла небольшая очередь. Стоимость входных билетов нас сначала удивила - по 150 юаней с человека. Потом мы узнали, что это цена включает поездку на автобусе вверх по долине на расстояние около 30 км. Автобусы ходят один за другим, везут сначала всех пассажиров до конца вверх, а на обратном пути можно выходить на любой из многочисленных остановок. Виды по дороге открываются очень красивые. После вчерашних осадков горы были покрыты свежим снегом, сверкавшим на солнце. На дальних же вершинах лежали вечные снега. Конечная остановка находится на высоте 3850м. Вокруг уже начинаются горы с ледниками, но к ним явно проложенных троп мы не нашли. Там тоже, как в первой долине, сделаны размеченные тропы из деревянных настилов. Некоторым китайцам на этой высоте было плохо (тошнило), по-видимому от резкого набора высоты. Мы высоту не почувствовали, поскольку предыдущие два дня много ходили вверх и вниз, а также выпили не поддающееся подсчету количество чая.
Потом мы спускались вниз на автобусе, делая остановки в красивых местах. Отдельные участки между остановками проходили пешком. Там был, кстати, небольшой участок, где можно было спуститься по реке на надувной лодке. Но мы не захотели. В этот день мы находили совсем немного, больше катались на автобусе. Но виды вверху третей долины стоили потраченных денег и времени.
Вечером собрали наши штурмовые рюкзаки в усиленном варианте, поскольку утром решили пройти максимально возможное расстояние в направлении вершины Dafeng по долине Haizi. Положили дополнительные теплые вещи, шерстяные шапки, перчатки, газовую горелку и баллон, кружку для кипячения воды, термос, продукты для перекуса. Достали мои трекинговые палки, которые там нам потом очень пригодились.
Утром, плотно позавтракав геркулесовой кашей с курагой и грецкими орехами, мы направились знакомым уже маршрутом к кассам долины Haizi. В 7 утра мы купили билеты и записались в журнал. На входе нам настоятельно велели вернуться не позднее 18 часов. До точки, к которой доходили позавчера, добежали быстро. Хорошо помогали палочки, так как в тени, под кронами деревьев после прошедших дождей было очень скользко. Еще минут через 10 добрались до сооружения, которое используется как первый лагерь. Там два сонных сотрудника проверили наши билеты и посоветовали идти прежним курсом, в направлении реки. Но мы намеривались идти выше - в направлении на Dafeng и в этом месте возле щита с информацией повернули налево. Здесь тропа круче поднимается вверх, земля скользкая после дождей, разбита копытами лошадей. Перед началом этого подъема мы утеплились, я надел под основную куртку еще одну. Чуть повыше нам на встречу стали попадаться люди и лошади, возвращающиеся с маршрута. Где-то еще примерно через час пути мы преодолели, наконец, высоту 4000 м. Двигались быстро и легко, разницы с более низкими горами по ощущениям не заметили, наверное, потому, что были без тяжелых рюкзаков. К 13 часам проголодались и решили сделать привал возле большого плоского камня. Подсоединили баллон к горелке, достали бутылку с водой и железную кружку. Пока наливали воду, умудрились выплеснуть ее на горелку и пьезоподжиг отказался работать. Сколько мы потом не трясли горелку, продували и ставили на ветер, искра не пробивала. Так и не поняли, то ли из-за попавшей воды, то ли из-за высоты. Вышли из положения, попросив зажигалку у спускавшейся вниз группы китайцев с проводником. Кстати, проводник спросил нас при этом: "Когда вниз?". Саша ответил: "Сегодня". Проводник спрашивал не из простого любопытства. Погода стала быстро портиться, на горизонте через горы переваливались большие кучевые облака, заметно похолодало... Как только наша горелка запустилась из нее вырвался такой столб пламени, что я всерьез испугался, не загорится ли Сашин плащ, но он успел убавить напор газа.
После перекуса мы довольно быстро поднялись до базового лагеря Dafeng, где тоже оказались каменные и деревянные небольшие сооружения, в которых и ночуют восходители. Во всяком случае, палаток вокруг мы не видели, а люди с рюкзаками выходили из этих домиков и направлялись вниз. Идти вверх, похоже, собирались только мы. Но вскоре и нам стало ясно, что погода быстро портится, начинается метель, а до высоты Dafeng (5025м) нам идти еще километров пять с набором более 600м. В итоге, дойдя до высоты 4400м мы повернули вниз.
Реально ли дойти до вершины Dafeng за один день? Да, реально приблизительно за 11 часов похода, но в этом случае пройденное за день расстояние составит 35 километров, а перепад высот - 2000м. Восстанавливать силы потом придется весь следующий день. Мы прошли 25 км с перепадом высот 1400м (от 3000м до 4400м) и на следующий день чувствовали себя прекрасно. Хотелось, конечно, дойти до вершины, но без промежуточной ночевки, с учетом портившейся погоды, это было сложно.
На спуске снежная крупа била по лицу, видимость резко упала, но сбиться с тропы там невозможно, поскольку люди и лошади проходят часто. Какой-то тибетец крикнул нам, чтобы мы спрятали свои палки, так как его лошадь их боится и может рвануть с обрыва вниз. Мы удивились, но к просьбе не прислушались. Лошадь понуро прошла мимо нас без излишних порывов, стряхивая снег, покачивая головой, только тибетец продолжал ругаться нам вслед еще какое-то время. Вдоль тропы жевали траву заснеженные яки...
К 17 часам мы отметились о выходе с маршрута и отправились пить чай и ужинать все в тоже IcedRock Bar. На этот раз заказали мясо яка с картофелем, рисом и вареной морковкой. Блюдо очень вкусное, мясо похоже говядину.
Утром следующего дня мы решили проехаться в ближайший город вглубь Тибета. То есть изначально я предлагал ехать в некую тибетскую деревню, название которой нашел в одном из постов. Но таксист запросил сумму что-то вроде 500 юаней. Мы отказались и в раздумьях побрели по шоссе в нужном нам направлении, то есть на запад. Буквально через 5 минут нас нагнал рейсовый автобус, который за 10 юаней с человека отвез нас до относительно крупного города Xiaojin (小金). Ехали мы до него, постепенно понемногу спускаясь вниз в течение 1,5 часов. Небо стало абсолютно безоблачным и синим-синим. Город особенно ничем не выделяется. Запомнились красивые двери домов, характерные для Тибета.
Резюме
Район Сигуань (Четыре Сестры), бесспорно, является одним из самых привлекательных мест как для любительского трекинга, так и для серьезного альпинизма. Нам было интересно посмотреть эти красивые горы и потренироваться на высотах, на которые мы раньше не поднимались. Чувствовали себя прекрасно. Поняли, что в следующий раз сможем залезть повыше. На Dafeng в хорошую погоду реально сбегать за один день.
В то же время, если ставить целью поездки восхождение на обе простые вершины (Dafeng, Erfeng), то надо предварительно позаботиться о найме проводника или записи в группу (от 2-х человек) через туристическую фирму. Предполагаю, с в этим могут помочь сотрудники отеля, если с ними заранее договориться по телефону. Проблема, однако заключается, в том, что кроме упоминавшегося IcedRock Bar и находящегося при нём отеля (www.tq-hotel.com), английский язык в Рилонге не понимают. Если же планировать в этом районе альпинистские восхождения на более сложные вершины, то потребуется разрешение (пермит) Sichuan Mountaineering Association и дополнительные крупные организационные расходы.
Ссылка: трек нашего маршрута к базовому лагерю Dafeng в формате Garmin https://cloud.mail.ru/public/9693a241b543/haizi.plt
Спасибо за пост!