Безенги-2014. Фоторассказ

Пишет MG5642, 01.10.2014 00:09

Безенги-2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ, Шиле, Соухауз, Гийбашкёль, думала, коштантау)
В конце июня выдалось 10 свободных дней, причем ясно это стало только за пару недель. Конечно, надо выбираться в горы! Бросил клич по друзьям-походникам, и тут на Риске. Набралась команда всего 3 человека, зато душевная :). Изначально хотел в район Фишта-Лагонаки, но в ходе изучения вариантов маршрута отказался. А хотелось чего-то нового на С.Кавказе (в любимую Грузию далековато-дороговато на короткий срок). Полазив по своей карте "где я был", выбрал район севернее Северного массива Безенги: долины Шиле, Чайнашки, Туранашки, Думала; перевалы Пастуший, Яков, Балкарский; озеро Гийбашкёль.
Технический отчет на mountain.ru об этом походе вышел буквально вчера. Там все подробности, летопись похода, техническое описание перевалов, карта маршрута и т.д. В этом же посте хочу поделиться красивыми видами, которые удалось запечатлеть в этом походе в, основном, новых для меня местах.

1. Место выгрузки из машины в Череке Безенгийском в 6 км ниже с.Безенги. Мост, за которым пойдем в долину Шиле:

2. Причудливые скалы Скалистого хребта (вот же масло масляное :-) )

3. Подъём в долину Шиле. Скальные ворота Черека остаются далеко внизу:

4. Первая ночевка - у родника, ниже которого мелкие озерца. Вдали скала с несколькими пещерами:

5. Скала с пещерами ближе:

6. А тут в одной из пещер можно различить искусственную стенку, явно когда-то тут было оборонительное строительство:

7. Идем далее в долину Шиле. Вдали массив Каракая (Ак-кая):

8. Каракая с зумом:

9. Маки у тропы:

10. Всё выше и выше

11. Панорама с массивом Каракая:

Увы, пока не могу поделиться фото в высоком разрешении, но администрация над этим работает.

12. Подходим к перевалу Шиле:

13. И вот уже почти перевал. Облака над долиной, выше - Каракая:

14. Вид с пер. Соухауз на Суганские Альпы над слоем облачности:

15. Слева скалы горы Соухаузкая. Вход в облака:

16. В долине Чайнашки после приключений на спуске с пер. Соухауз:
(напомню ссылку в начале поста на отчет, где все подробно описано, включая данное приключение)

17. Туманы долины Чайнашки:

18. У слияния рек Чайнашки и Туранашки:

19. Цветочки на пер. Пастуший:

20. Вид с пер. Пастуший на озеро Гийбашкйль:

21. На берегу этого озера:

22. Утром с ночевки в долине Коштансу открылась вершина Коштантау:

23. На траверсе к пер. Балкарский. Река Коштансу остается далеко внизу:

24. На другой стороне Черека Балкарского - массив Гюльчи:

25. Вдали массив Гюльчи и крутонаклонная долина Гюльчису, где в 2009 году пришлось подюльферять в обход водопадов:

26. Вид почти с пер. Балкарский. Горы, облака...

27. Коштантау и ледник Думала с пер. Балкарский:

30. Вид с морены ледника, с видом на Коштантау и нашу палатку справа на зеленой лужайке:

31. Еще про приледниковое озеро:

32. В долине Думала. До свидания, снежные вершины!

Впрочем, не так уж и до свидания...

33. У реки Думала:

34. Водопад в каньоне устьевой ступени р. Укюсу:

35. Гора Укю от устья р. Укюсу

По окончании похода было пара свободных дней, съездили в а/л Безенги.

36. Вечерние облака на фоне закатных Джангитау и Гестолы:

37. Закатный Уллуауз за облаками за сумеречной долиной Мижирги:

38. Прогулка под склоны Дыхтау:

В тот день я прошёл по тропе под Курсантские ночевки, далее пересёк л.Мижирги перед ледопадом на его правую сторону и мимо начала подъёма в Тёплый угол вернулся обратно.

39. Альпбаза Безенги и фрагмент Каргашильского хребта:

Вот теперь - до свидания, снежные вершины!
До встречи совсем недолго...

Не зря прожитые десять дней!!!

Миша, супер!

Михаил, здравствуйте!
Я прочитал ваш отчет, в котором вы пишете про то, что хотели изначально идти к этому озеру.

Вы пишете: "Т.е. похоже на чистейшее карстовое, наподобие Голубых озёр, расположенных в 10 км восточнее в схожих по геологии местах."

Мне кажется, все же нет достаточных оснований предполагать, что это озеро карстовое, оно больше похоже на ледниковое озеро. К тому же оно находится на высоте примерно 1900 метров, а Голубые озера (Церик-кель) находятся на высоте 1 км ниже. То есть это может быть вообще другое геологическое образование.

Кстати, почему вы считаете, что оно чистейшее? На картинке из вашего отчета (см. выше) видно, что почти через всю поверхность озера просматривается какая-то "змейка". Что это такое - точно не знаю, но у меня одно предположение - поток воды. Но как он может быть виден на поверхности озера? Он может быть виден, только если озеро покрыто льдом. Вполне может быть, что озеро покрыто слоем льда, по которому течет вода. Либо, как вариант, это разлом, через который видна вода самого озера. В любом случае, я не понимаю, что это может быть такое, если предположить, что озеро не покрыто льдом.
А если оно покрыто льдом, тяжело оценить его прозрачность.

Да, я нашел картинку (см. здесь), соответствующую вашей для этого озера в Google Earth (если смотреть исторические карты, а не самую последнюю). Там написано, что дата съемки - 5.12.2003. Насколько я понимаю, это 12 мая, а не 5 декабря, т.к. используется американская нотация.

Кстати, снимки с Google Maps у меня дают немного другую картинку этого озера (см. здесь).
Ссылка на это место на Google Maps.

Артур, я брал снимок гугла более ранний, т.к. на текущем очень темно.
Я не большой специалист по озерам, но на фото
мне видится именно прозрачная вода с рябью от ветра, а прозрачная, т.к. видно русло подводной реки. Происхождение может быть и вполне ледниковым. В любом случае очень интересное место.
Насколько просматривал с пер. Соухауз, долина вниз уходит вполне проходимая. Надо бы как-нибудь заглянуть.

Мне тоже мысль о подводном потоке пришла одной из первых. Но потом я все же ее отбросил как менее реалистичную.
В связи с этой идеей есть несколько мыслей.
1. Видно, что поток достаточно длинный (порядка 100 м длины), извивающийся и темный. Вряд ли такой контраст вызван только другим составом (например, мутная темная вода впадает в чистое озеро). Здесь должно быть еще и то, что подводный поток движется в углублении ниже уровня окружающего дна, иначе бы не сохранились его четкие контуры на таком протяжении.
2. Изгибы этого потока видны как раз на фоне того, что вы назвали рябью от ветра. Мне кажется, что рябь на поверхности воды должна сильно ухудшить видимость и различимость деталей на дне, особенно, если там существенная глубина (более нескольких метров). А здесь контуры этого потока просматриваются даже на фоне "ряби" там, где они пересекаются.

Еще такой интересный момент - как я уже говорил, по данным Google Earth, снимок сделан 12 мая 2003 года, так что лед еще мог находиться на такой высоте, хотя таяние уже должно было начаться, наверное. Кстати, нижняя часть снимка, которая снежная (фактически южная, насколько я понимаю) сделана в другое время, зимой, 26 февраля 2005. Поэтому такой контраст.
Я еще не совсем уверен, что это именно даты съемки, а не обработки этих снимков, так что если это не так - поправьте меня, если можно.

На самом деле не хочу с вами спорить, так как сам тоже не специалист, да и информации мало. Так, просто, высказал кое-какие свои мысли.
Жалко, что вы туда не смогли пройти!

спасибо, отличные фотографии, отличный маршрут, ну а Безенги как всегда на высоте...

Миша, спасибо! Красивые места и фото замечательные!!!

к фото 29. У языка ледника Думала (Уллуаузна). Где-то там пики Канкашева, Гертыбаши, Труд:

Они так и идут: после зеленки - осыпной перевал (закрыт облаком) и с него снежный гребень на Конкашева (к леднику спускаются параллельно два "четверочных" ребра) - затем пик 22 партсъезда КПСС - две вершинки Пионер и Октябренок - Герты (и за ним Труд) - все вместе траверс 5А Коштан-крест
Цепь хорошо видна и на фото 31, и на заглавном фото.

Теперь еще сильнее захотелось в Безенги в следующем сезоне!

Спасибо! Отлично!
Красоты Безенги неисчерпаемы!

озеро на скалистом сас2

к дискуссии про озеро.
Михаил!
Довольно-таки простое объяснение.
Мощный оползень на правом склоне долины несколькими потоками спускался на дно долины и сформировал плотину озера. Это были разжиженные потоки, которые на крутом скальном склоне почти не оставили материала. Материал аккумулировался только на дне. Основной объём оползня остался на склоне. Таких оползней на скалистом много. Вот например на склоне долины Черек Безенгийский

О, понятно, спасибо!

оползни турхашколл 2
это оползни в верховьях реки Турхашкол

Михаил! а есть фото, где вода вытекает из озера Гийбашкель?