Девять лет и три метра. (Экспедиция КС МГУ в п. Крубера-Воронья, Гарский хр.)

Пишет shuvalov, 17.09.2014 00:57

Всё произошло случайно...

Мы уже несколько дней работали в пещере Крубера-Воронья. Той самой, которая пока – глубочайшая в мире.
Девять лет и три метра. (Экспедиция КС МГУ в п. Крубера-Воронья, Гарский хр., Спелеология)
Вход в п. Крубера-Воронья (2250 м н.у.м.). Вид с Берчильского хр. Фото: Быкова Е.

Стационарная навеска колодцев, как обычно, оказалась не очень стационарной. На входном колодце верёвка висела вдоль стен отдельными фрагментами, а на первом стометровом отвесе была сильно изношена. По ней ещё можно было ходить, но на некоторых пролётах между перестёжками оплётка могла порваться. Короче, верёвку надо было менять! Для этого я и собирался в тот день в пещеру с нашим доктором – Олей. Перед нами спускались Ваня и Настя, чтобы прогуляться в часть пещеры, открытую ребятами в том году на глубине 240 м за меандром Крым. В прошлую экспедицию они дошли там по каскаду колодцев до четырёхсот метров и остановились у непроходимой щели, в которую убегал сильный ручей. Рядом был сухой и слепой колодец глубиной сорок метров. Дальше начинался завал.

У Оли, кроме того, что она – врач, - много других достоинств. Но по навеске она ходит не быстро. Честно говоря, я просто боялся замёрзнуть! У входа в Крубера-Воронью мы догнали Ваню и Настю.

– В-а-а-а-нь, тебе же с Настей всё равно, куда идти на акклиматизацию? – спросил я.
– Ну да... – настороженно отозвался Ваня.
– Тогда берите Олю и идите в Ветку МГУ! До тех пор, пока я вас не догоню! Или вы не вернётесь мне навстречу. А там решим, что делать дальше!
– Если что – переиграем! – пошутил в ответ Ванька и поехал вниз.

Исследовать Ветку МГУ мы начали в 2005-м году. Это – восходящая часть пещеры за меандром Крым. Меандр соединяет два колодца: К40 и К110. Соответственно, сорок и сто десять метров глубиной. К40 ведёт на старое дно пещеры. Туда, на 340 м по вертикали, когда-то спустились грузинские спелеологи – первопроходцы пещеры имени основателя русской карстологии Крубера. Вороньей она стала называться много позже. После того, как украинская команда обнаружила во входном колодце гнездо альпийский галок. Их по ошибке назвали воронами.
П. Крубера-Воронья. Мокрый колодец (К110).

В стенке К40 невозможно не заметить огромное «окно». Но закачнуться туда догадался в 1999 году лишь спелеолог из Ужгорода Лёша Жданович. Вот из того окна и начинается довольно длинный меандр Крым, который вываливается в К110, или Мокрый колодец. Здесь-то и проходит теперь нейлон-хайвэй на новое дно пещеры, где установлен рекорд мира – минус 2196 м. Есть в Вороньей и другие глубокие стволы чуть меньше.

В июле 2005-го я, наконец-то, собрался с духом, чтобы посмотреть, откуда берётся вода, падающая в Мокрый колодец. Восходить приходилось урывками: в свободное от работы на дне Вороньей время. За выход мы поднимались до сорока метров по вертикали. Над Мокрым колодцем оказались новые восходящие ходы и лабиринты меандров. Их исследование требовало времени. Лишь трижды за девять лет мне удалось организовать экспедиции непосредственно в Ветку МГУ, но и тогда приходилось отвлекаться. То снег в ноябре повалит так, что на высотах около 2000 м лавины сходят. То товарищи из команды Cavex попросят подготовить навеску до -1400 м для зимней экспедиции. Но, в том числе и с их помощью, наше направление постепенно приближалось к поверхности.

Три года назад, находясь под землёй на глубине около тридцати метров, я услышал голос Валеры Акуленко из Междуречинска, который в это время сидел на каменистом склоне недалеко от входа в Крубера-Воронью. Из какой воронки я кричал, Валера так и не понял. Он вообще не был готов к такому повороту событий, хотя отправился на склон за тем, чтобы услышать меня.

– Почему ты замолчал? – допытывался я чуть позже у Валеры.
– Да не хотелось мне, чтобы меня за психа приняли, Андрюх!
– С чего бы вдруг?
– Ну, сижу я на краю какой-то воронки и слышу, орёт кто-то. Я крикнул в ответ, потом оглянулся, а никого рядом нет. Я и не поверил, что это ты. Думал, туристы какие по гребню идут! А я как со стороны выгляжу: сидит одинокий мужик на горе и вопит во всю глотку. Я и замолчал!
Верх Мокрого колодца над меандром Крым (на глубине 200 м).

Так для нас и осталось загадкой, где же находится выход из Ветки МГУ на улицу. И вот теперь я решил повторить эксперимент. Но для начала как можно больше людей должно было побывать в верхней точке восхождения, чтобы появилась свобода для манёвров. Кроме меня, до сих пор там бывал только Ванька. А верёвку в стометровом колодце я мог и один поменять!

К половине четвёртого дня я, заменил изношенную рапель на новую и спустился на дно первого «стольника». До наступления контрольного времени, восьми вечера, было ещё далеко, и я отправился глубже за Ванькой и девчонками. В середине подъёма по Ветке МГУ я прошёл мимо Паши и Серёги Залесского, расширяющих Ломаный меандр. За ним мы раньше ставили подземный лагерь. Ваниной группы здесь ещё не было. Перекусив в хорошей компании, я поднялся выше. По моим прикидкам, я должен был догнать ребят уже раз несколько, но встретил их только в самом конце восхождения.

Первой попалась Оля, стоявшая на полке вверху колодца. Пока она мёрзла, Ваня с Настей обшарили ну, буквально, все щели вокруг. И нашли ещё один восходящий уступ, а за ним – очередной колодец! Щель оказалась достаточно узкой. Для удобства было решено расширить её завтра.

На следующее утро жизнь внесла в наши планы свои коррективы. Двойка оренбуржцев задержалась в лагере. Ваня оказался под открытыми накануне колодцами позже, чем следовало. Тут бы ему и вернуться обратно в лагерь, чтобы продолжить работать завтра. Но Ваня решил действовать иначе. Оставив под уступом свою напарницу Яну, он свободным лазанием, без верёвки, поднялся открытый им вчера колодец. А за ним – ещё один. В общей сложности – 25 м, разбитых полкой. Вылез Ваня явно под самую поверхность. Туда, где уже лежала земля и пахло травой. Но путь дальше был перекрыт камнями. Потом Ване пришлось эти колодцы так же спуститься: верёвку-то он с собой не взял! Яна про это ничего не знала, а я даже не поверил его рассказу, когда услышал. То есть, про землю и траву поверил, конечно. В этой части пещеры такое раньше уже встречалось. Но вот то, что Ваня поднялся, а главное – спустился, два колодца без страховки, в голове не укладывалось!
П. Крубера-Воронья. Ветка МГУ (на глубине 200 м).

На следующий день Ваня, я и Серёга Залесский отправились под землю, чтобы попытаться установить голосовую связь с ребятами, которые в условленное время должны были искать нас на склонах. На этот раз взяли рации. Человек-паук ушёл чуть раньше. Догнав, мы застали его за вчерашним занятием: он снова восходил колодцы. На сей раз с верёвкой, крючьями и перфоратором. Которые использовал для навески. А залезть вверх Ваня снова предпочёл просто так. Отвесные стены ни мне, ни Серёге простыми для восхождения не показались!

Выше начиналась узкая вертикальная щель. Но ещё на дне колодцев под ней мы услышали голос Серёги Тетерина, кричавшего с поверхности. Впрочем, перекрикиваться было сложно. Чтобы не надрываться, включили рации. Связь была просто замечательная!

Что было дальше – несложно представить. Я поднялся по щели максимально высоко, пока не упёрся головой в камни, перекрывавшие её сверху. Как оказалось, Серёга Тетерин стоял на них прямо надо мной. Пришлось отойти на полтора часа в безопасное место, куда не прилетали камни, спущенные друзьями, откапывавшими нас с поверхности.
Ветка МГУ. Дно К30 (на глубине 190 м).

Ваня сразу решил ретироваться.
– Пожалуй, я уже домой пойду! Через основную ветку! – заявил он.
– Стой, умник! – остановил его Серёга Залесский. – Скоро нас откопают. Выйдем как люди!

Мы сели перекусывать в небольшом зальчике. В отличие от товарищей, я запасся тёплыми вещами. У Серёги нашлась жилетка. А вот субтильный Питер Паркер довольно быстро начал мёрзнуть. Пришлось отправить его колотить спиты глубже в пещеру. Благо дело, доводить навеску до совершенства можно бесконечно!

Через полтора часа я вернулся под поверхность. Судя по напряжённому голосу Тетерина, откапывавшего нас с друзьями, завал не внушал ему никакого доверия! Тем не менее, я рискнул помочь. Тем более, что между глыбами Серёга уже видел свет моей карбидки. Запах ацетилена он учуял гораздо раньше. Переложив пару булыжников, мы прокопали небольшую дырку, через которую под землю стал попадать солнечный свет. Тут же появилась сильная тяга воздуха в пещеру. Я высунул на поверхность руку, но пожать её Тетерин не смог: нагибаться в раскопе между глыбами было неудобно и опасно.

– Тридцать лет этой ерундой занимаюсь, а такое – первый раз вижу! – раздался с невидимого мне борта воронки голос ветерана отечественной спелеологии – Юры Косорукова.

Для галочки я передал из-под земли на поверхность протреки. Но дальше часов дело в тот день, увы, не пошло. На улице уже смеркалось. Завал медленно, но верно полз вниз. В какой-то момент прямо на меня!

– Уходи быстрее! – закричал Серёга. – Всё поехало! Я подпёр камни, но долго их не удержу!
Тут надо уточнить, что камень, брошенный сверху, пролетал по всей щели и падал в колодцы глубже, цепляя по дороге всё, что плохо лежит. А плохо лежало там много чего разного. Поэтому я не стал настаивать на том, чтобы Тетерин продолжал нас откапывать, а сломя голову побежал вниз. Ну а оттуда мы ушли в основную ветку Вороньей. По дороге завершив топосъёмку пещеры.

Через два часа мы были на развилке на глубине 240 м, ещё через три – на поверхности. Реактивный Ваня вышел, естественно, гораздо раньше!
Ветка МГУ. К30 (на глубине 180 м).

На следующий день мы очистили воронку от остававшихся камней. Серёга Тетерин, правда, поначалу предлагал укрепить завал монтажной пеной и оставить, как есть. Однако толпа мужиков за несколько часов ликвидировала вчерашнюю угрозу. Новый вход – теперь уже в пещерную систему, – был готов!
Тут же померили перепад высоты относительно Крубера. Альтиметры в часах и приёмники GPS показывали превышение нашей пещеры в три метра. Позже нивелирный ход подтвердил эту цифру.

Над названием думали не очень долго. Ещё в поезде мы выяснили, что местная вершина, по которой назван весь район – гора Арабика, – в современном издании Атласа Абхазии теперь зовётся Арбаикой. В переводе на русский – петушиный гребень. Привет карстологам от орнитологов!

Глубина пещерной системы Арбаика-Крубера-Воронья составила 2199 м. Как-никак – новый рекорд мира! А ведь экспедиция только начиналась!

Потом было ещё много всего! И двухсотметровый колодец, открытый накануне сброски. И небольшой зал по дороге к нему – Курская Дуга. И Светланкина галерея, идущая из пещеры Арбаика в сторону другой системы: Куйбышевская-Генрихова Бездна. Как-нибудь расскажу и об этом!

Спонсор экспедиции - компания "Лесорубы" (www.lesoruby.com).

Сентябрь 2014 г.
Автор текста и фотографий: Шувалов А. (КС МГУ).