«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя

Пишет Панов Андрей, 02.09.2014 22:37

В далёком 2010 году, пока мы с Андреем нахаживали горы на третий, а потом и на второй разряд в Узунколе, я засматривался на вершину Далар. Большая скальная стена и квадратная вершинная башня великолепно смотрятся на фоне голубого неба. Маршруты высших категорий сложности будоражили воображение свежезакрывшегося третьеразрядника на спусках с доломитских ночёвок. Тогда я пообещал себе, что когда вырасту и стану крутым и матерым альпинистом, то обязательно совершу восхождение по маршруту В.Степанова (5Б, 1962 г.), уж больно логично он смотрелся.

Сложилось же всё немного иначе...

Спустя четыре года я снова в Узунколе, теперь уже без учебного отделения. Теперь мы с напарником выбираем маршруты, которые нам по душе и ходим в темпе, который нам удобен. Сходив на Кирпич (3Б, Р. Имаев 1978г), С Доломит (5А, М.Рыбаков 1980г) и на северный контрфорс Замка (5А, С. Калинкин 1939), стали решать на что потратить оставшиеся у нас три дня до отъезда. Ну, на Далар залезть я хотел ещё в Питере, но как-то и времени мало, и погоду обещают «переменчивую», и друзья уже уехали, и вообще пора бы вещи паковать. Мой настойчивый напарник застыдил меня, мол не годится это - в лагере три дня на солнце пузо греть, если можно те же самые три дня на Даларе мокнуть под дождём. Лезть свою первую 5Б в условиях непонятной погоды и ограниченного времени мы не хотели.
Тогда-то нам на глаза и попалось описание маршрута «Трамонтана» (5А, Денис Киселёв 2009г), пройденного нашим же одноклубником в 2009 году. Судя по словам начальника учебной части Арцишевского Юрия Юрьевича, маршрут так и не был повторён, несмотря на подробнейшее описание, оставленное Денисом в учебной части альплагеря. Так уж сложилось, что в соседнем с нашей палаткой домике обитал один из участников первопрохождения - Эдуард Рубцов, у которого мы и получили исчерпывающую консультацию.

Похоже, что маршрут В.Степанова так и останется ждать нас до следующего раза, а мы собираем вещи и выдвигаемся на ночёвки.

Дальше всё как обычно - палатка, железяки, ужин, сон, утро, завтрак, холодно, как всегда опаздываем, собрались, пошли…
Вышли в полпятого с морены под ледником Кичкинекол, позже стало понятно, что ночёвка была далековато — подход под маршрут занял два с половиной часа. Подошли под скалы, сняли кошки в рантклюфте и Андрей, обвесившись железом, полез наверх. Он лез в скальниках, с рюкзаком и ботинками на поясе. Я скальники предусмотрительно оставил внизу в палатке и лез в ботинках, лезлось везде на удивление хорошо.

К первому контрольному туру подошли в 10.15, сняли записки и пошли дальше.
У второго тура были около 15.20. Записку мы, конечно, из него вытащили, но прочитать или взять с собой не смогли.
К вечеру залезли на место ночёвки. В описании сказано, что места под палатки на маршруте только наверху, мы нашли ещё как минимум два вполне пригодных (но без воды) места на участках r15-r20 (по описанию первопроходителей). Немного строительных работ, поставили палатку, ужин, разговоры, связь, сон, утро, холодно, но погода нормальная - надо идти.
«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)«Трамонтана» (Далар, 5А). Пять лет спустя (Альпинизм, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник, узункол, кавказ, политехник)
На второй день первым работаю я, залезли на снежник, который начинается прямо от палатки и пошли на перемычку Далар-Шоколадный. Участок до выхода на перемычку довольно противный: то снег, то бараньи лбы с ледком. Страховка якорями и крючьями на довольно простом рельефе, кое-как проскочили и вышли на сторону л.Мырды. С этого места маршрут сходится с маршрутом Б. Кораблина (5Б, 1969 г.).Фотографируемся на вершине. Единственные нормальные фото с вершин за все сборы — все остальные либо в тумане, либо в темноте. Поели колбасы, покурили и потопали вниз. Пешочком, пара дюльферов с пробитых новыми шлямбурами станций, ещё немного пешком, ещё дюльфер - и прекрасное место под палатку в небольшом гроте с южной стороны под бастионом Далара. Мест под палатки было много, поэтому кинули вещи и прогулялись, сравнивая площадки, заодно просмотрели маршрут спуска.
Снова связь, ужин, на этот раз он был великолепен - мы ели борщ со свёклой, морковкой, капустой, картошкой, курицей и всем тем, что должно быть в борще на высоте 4000 метров. Спасибо Наташе за подаренные нам сушёные овощи =) Потом мы пили чай, потом решили, что заболеваем и попили чай с витамином С и, запив все это дело чаем, легли спать.

На следующий день попытались выйти пораньше - с вечера греча была залита водой и все кухонное хозяйство было перетащено к палатке. Расчёт был сначала позавтракать, а потом уже вылезать из тёплого спальника на мороз. Расчёт был верный. Почти... Дело в том, что бойл был нашей единственной ёмкостью, а греча за ночь впитала всю воду и заняла весь бойл целиком, даже горочкой наружу вылезла. Чтобы было возможно её съесть — её нужно было разогреть, для этого необходим хоть какой-то объем горячей воды, которую в свою очередь добывали из снега... В бойле, который был полностью занят гречей.

Как Андрей решил эту проблему я так и не понял, но ругался он сильно. В конце концов он растолкал меня и мы позавтракали горячей кашей. Дальше был спуск в Узункол, пиво, хычины, траверс барсауна, сборы и в шесть утра следующего дня загрузка вещей в автобус, но это уже другая история.

В сухом остатке.

Маршрут понравился, нисколько не жалею, что выбор пал именно на него. Красивая и логичная линия, с интересным лазаньем, в отличие от Замка весьма монолитна (сравнить с соседними маршрутами на Далар возможности нет). Маршрут радует своей чистотой - нет ни оставленного железа, ни шлямбуров. Удивительно, что за пять лет мы первые, кто повторил этот маршрут. Описание, которое находится в учебной части альплагеря, полностью соответствует тому, что мы встретили на маршруте.

Спасибо первопроходцам за красивый маршрут, Денису Киселёву за подробнейшее описание, в котором есть фотографии почти всех верёвок маршрута, Арцишевскому Юрию Юрьевичу за консультации по району, Рубцову Эдуарду за консультацию по маршруту, а\к «Штурм» за то, что приютили нас в свой сбор и а\к «Политехник» за то, что научили ходить в горы, Шайбулатовой Наталье за проверку орфографии и пунктуации.

м-т «Трамонтана» 5А, Д. Киселёв 2009г. (Кавказ, а\л «Узункол», Далар), 22-24.07.2014