Запоздалый отчет 2014 или в предверии горнолыжного сезона 2015

Пишет VadimTurkin, 02.09.2014 01:31

Запоздалый отчет 2014 или в предверии горнолыжного сезона 2015 (Горные лыжи/Сноуборд)

После первого посещения Грузии летом 2012 года непременно захотелось побывать там еще раз, да к тому же зимой, да к тому же и на лыжах :)
Уже будучи наслышенным про их горнолыжный курорт Гудаури твердо решил его посетить. Вашему вниманию предлагаю фотоотчет того, что из этого вышло.
Я не был в "больших европейских горах", поэтому заниматься сравнением с альпийскими курортами не хочу и не буду и вас не призываю. В России на лыжах в горах был только в Домбае на один день, которого мне хватило на столько, что туда я больше ни ногой, в смысле лыжней. Приятное впечатление оставил горнолыжный курорт Аджигардак (Южный Урал). Только один минус- все подъемники бугельные, много времени съедают подъемы. А так основное катание это Нагорная, Узкое и другие пупыри Подмосковья.

Сейчас немного текста, а потом уже и снимки :)
Почему именно Гудаури? Вообще в Грузии три горнолыжных курорта- Гудаури, Местиа и Бакуриани.
В Местии курорт только начал развиваться, располагается на склонах Большого Кавказа. Привлекает своей близостью к Большим Горам, но отталкивает своей удаленностью от аэропортов Тбилиси и Кутаиси. А много времени и средств на дорогу тратить не планировал.
Курорт Бакуриани равноудален от Тбилиси и Кутаиси, но находится не в ГКХ, а в отдельном Триалетском хребте близ национального парка Боржоми. Максимальная высота курорта 2200м и в малоснежную зиму (какой она и была) ехать туда очень рисковано. Ну и как я понял там интересно в снежные зимы фрирайдерам- лесные склоны хребта позволяют вдоволь накататься по пухляку. Меня же именно интересовало трассовое катание.
В итоге, отбросив эти альтернативы, я окончательно понял, что хочу в Гудаури.
Как курорт он появился еще в середине 80ых. Австрийцы помогали заниматься обустройством, ставили первую канатку. Затем было затишье, ну а в последние годы курорт начал обновляться- новые канатки, жилье, инфраструктура. Так же привлекла расположенность курорта- порядка 90км от аэропорта Беслан (Владикавказ) или около 130км от Тбилиси, что по расстоянию намного ближе, чем ехать на Домбай или в Приэль.
Изначально информацию по курорту черпал с сайта gudauri.ru Есть и описание курорта и схемы и информация по жилью и т.д... По жилью вырисовывалась следующая картина- гостиницы минимум 80 долларов, и то такие варианты уже все были разобраны, оставались 120 и выше, что было много выше моего бюджета и моих требований :) А требовалась мне теплая кровать, да розетка, остальное мало волновало :) Были варианты "аппартаментов"- там построена пара многоквартирных домов, квартиры в которых естественно все сдаются. Есть из чего выбрать, ценник как и в гостинице 100-120 доллар, с той лишь разницей, что тут уже можно заселиться компанией и эта сумма на всех. Я же планировал поехать один. В итоге, не ломая голову, начал смотреть хостелы, они же гостевые дома, где жильцу выделяется койко-место, ну а остальное уже общее. Такая форма проживания очень распространена в Грузии и многие знакомые уже не раз оставались довольными гостеприимством в таких домах, где тебя встречают не как гостя, а как очень хорошего друга или родственника. Цена на хостелы от 15 до 40 долларов. На цену влияют конечно же условия проживания, расположение, наличие питания, бани и т.д. Можно было даже найти хостел в соседем селе подешевле и хозяин возит постояльцев утром на склон, вечером обратно. То, что я потом видел в живую за 15 долларов мягко говоря вариант для истинных спартанцев- некая деревянная треугольная конструкция с дверью, открыв которую сразу видно две двухярусные кровати и пожалуй все :) На сайте есть описание хостелов, фотографии, отзывы и контакты. Написав в несколько хостелов запрос я получал ответ, что везде все занято :( Тут действительно надо заблаговременно готовиться и бронировать жилье. К сожалению сайт не дает возможности посмотреть в какие дни есть свободные места, хотя была возможность сдвинуть отпуск на +-2 дня.
Сначала расстроился, но потом начал искать информацию дальше в интернете и нашел сайт gudauri.travel Также много информации по курорту, еще больше информации по жилью с хорошими фильтрами отбора. А самое главное есть календарь, по которому уже можно было ориентироваться свободен желаемый вариант или нет. Мой выбор пал на Ски-хостел. "Хостел работает как детская спортшкола несколько недель в сезоне и поэтому в 4-х и 6-и местных номерах стоят двухъярусные кровати. Для взрослых в хостеле размещение только на первом ярусе, таким образом в номерах одновременно может распологаться не более 4-х человек. Санузлы и душевые общие.
Хостел рассчитан на 40 человек, но для большего комфорта отдыхающих открыто для бронирования только 25 мест."

По описанию меня все устраивало- до канатки 20 метров по вертикали (мы же в горах :) и метров 300 пути, в ста метрах недавно открытый "небольшой супермаркет" SMART, обменник, кафе и т.д, вообщем попал в самое сердце Гудаури :) Цена- 35 долларов в сутки с завтраком и ужином. Сначала хотел забронировать на весь период (8 ночей), но очень хотелось еще где-нибудь пожить. И я нашел ХИЖИНУ домик в верхней части курорта, на высоте 2750м. Дом построен в альпийском стиле и подарен курорту теми самыми австрийскими строителями, которые курорт и строили. Хижина привлекла своей удаленностью и расположением, ведь вечера можно было уже проводить не в поселке внизу, а на высоте с отличными видами! Но стоило это уже дороже- 40 долларов за сутки и без питания, но в самом доме есть большая зона отдыха и кафе. В итоге я решил 4 ночи взять в "нижнем" хостеле, затем перебраться на 4 ночи в "верхний". Хочу отметить большой плюс сайта- я сделал бронь, мне подтвердили заселение и предложили сделать предоплату (не помню уже, 30% вроде). Оплатил по карте, остальное уже доплачивал наличкой на месте.
Теперь нужно было определяться с логистикой. Лететь можно было до Кутаиси, но потом долгий путь через пол Грузии, были рейсы прямые до Тбилиси (от 10000 и не каждый день) и непрямые через Киев (дешевле, чем прямые, но с пересадкой) и Владикавказ- три рейса в день из Москвы от разных авиакомпаний. Посмотрев тарифы остановился на Оренбургских авиалиниях- уже не помню точно сколько за билет отдавал, но привлекло, что в правилах перевоза багажа у них было написано о бесплатном провозе одного комплекта инвентаря (сумка с доской либо сумка с лыжами+ сумка с ботинками). Дабы подстраховаться написал письмо в их клиентский центр и мне подтвердили это. Как знал, что оно мне понадобиться, в России же живем :) Единственный риск лететь до Владикавказа это закрытый из-за снежных завалов Крестовый перевал. Но это не сильно волновало- можно было и в Казбеги пересидеть день-другой, зато снега будет больше. А вот попасть в такую ловушку на обратном пути не очень хотелось, но я верил в лучшее :)
Надо было решить вопрос с трансфером аэропорт-курорт. И здесь на выручку опять пришел сайт gudauri.travel У них есть очень удобный раздел "ищу попутчика"- достаточно указать точку прибытия (Владикавказ, Тбилиси, Кутаиси), дату и время прибытия, а также количество человек и свои координаты. Ну а дальше все понятно- мониторим нужную нам дату, списываемся, договариваемся об общем трансфере. Судя по отзывам народ пользуется этим активно и весьма успешно. Надо сказать, что вариант из Владикавказа там наименее популярный. Значительную часть отдыхающих составляют жители Украины и восточной Европы (чехи, поляки и т.д)- несколько авиакомпаний, в том числе и дискаунтер Wizz air летают из Европы через Киев в Тбилиси и Кутаиси, отсюда и большой поток. И все же через несколько дней нашелся и мне попутчик- горнолыжник из Калининграда, который также летел до Владикавказа. По координатам таксистов на сайте договорились о трансфере (1000р с одного).
Итак, жилье забронировано, самолет оплачен, такси заказано, жду часа Х.
И вот я уже в Домодедово на стойке регистрации. Приехал заблаговременно, чтобы в случае чего успеть побороться за свой бесплатный багаж. Регистрируюсь, сдаю багаж и мне предлагают оплатить перегруз. Ругаться на регистрации нет смысла, так как это не представитель авиакомпании, сдаю влезающие в бесплатные 20кг рюкзак и лыжи, ну а с сумкой с ботинками и письмом от клиентского сервиса иду вглубь офисной части аэропорта на поиски офиса с представителем. Там мне тоже сообщают, что надо лишнее оплатить, потом показываю письмо, начинаются какие-то созвоны, перезвоны, в конечном счете выясняется, что такое когда-то было, но это отменили и т.д. Я же продолжаю махать письмом, рассказывать, что выбрал их компанию именно поэтому и негоже так начинать нам наше знакомство (с авиакомпанией) и надо бы проявить модную сейчас лояльность к клиенту. В итоге вместе идем на стойку регистрации, она подходит к оператору и говорит: "Рома, надо пропустить", на что он отвечает, что мол так нельзя, куда он эти килограммы то мои оформит. На что она отмахнулась рукой и сказала типа "да не говори ерунды" После чего желает мне приятного полета разворачивается и уходит :) Я говорю Роме, что девушка разрешила, кладу ботинки на ленту, получаю свой талончик на багаж и ухожу на посадку. Вот такой вот индивидуальный подход :) Да, на мой вопрос, а что мне делать, когда обратно полечу? Ведь там нет представителя и так оперативно этот вопрос не решить! Она улыбнулась и сказала, что там на это вообще никто не смотрит....

Кавказ встречал солнечным светом и чистым небом. Сначала показались "пупырышки" КМВ, затем Эльбрус и ГКХ,

а минут через 15, при подлете к аэропорту на горизонте закурил седой Казбек
(сорри за качество- планшет, да и форточка не открывалась)

Владикавказ утопает в солнце и тепле, на улице, на минуточку, февраль, а снега нет вообще.
В 15,00 прилетаю, встречаюсь с соседом по трансферу, получаю багаж и в 16,00 выдвигаемся в путь. Игорь, водитель, смеется над нами, говорит зря приехали, снега нет всю зиму, последний снег в горах был пару недель назад. Но обратного пути у нас нет, едем дальше.

Въезжаем в ущелье Военно-Грузинской Дороги. Дозаправка на крайней Российской заправке, любуемся бесснежными склонами горы Столбовая, а ведь до огромного "холодильника" Казбека километров 20 по прямой и снег обязан быть! Но его нет, не врал Игорь :)

Практически без промедления проскакиваем два поста КПП на границе и въезжаем в Степанцминду. Жаль, снять не успел, но, кто был тот поймет, что такое Цминда Самеба на фоне белоснежного Гиганта.
Уже в сумерках проскакиваем Крестовый перевал и где-то в 18,00 въезжаем уже в темноте в Гудаури. Сначала завозим Валеру в его гостиницу, обговариваем время встречи на завтра, чтобы вместе начать исследовать курорт и едем к моему хостелу. Двухэтажный дом с цокольным этажом-кухней. При входе зал, телевизор, стол, стулья. Тут же комната с прокатом инвентаря. Знакомлюсь с хозяином, поднимаемся на второй этаж с комнатами, заселяюсь. Гостей практически никого, я и еще одна пара в другом номере, на следующий день еще 3 чешки заехали. Комната предельно простая- четыре кровати, две из них двухярусные, вешалки, тумбочки, пара стульев. Жил все дни один, по сути гостиничный номер на одного :) В доме очень тепло, на ночь открывал полностью форточку. Есть место, где поставить лыжи и ботинки. Есть душевые и туалеты. Конечно ремонт еще советский, но все чисто и аккуратно. Кормили утром завтраком, вечером ужином. Не скажу, что это были сплошь национальные блюда (а очень хотелось бы), но все просто и по домашнему- картошка, макарошки, котлеты, тосты, борщ и т.д. На кухне всегда стоял большой электросамовар, тарелка домашнего варенья, чай-сахар, хлеб и домашний сыр!! В любой момент можно было пойти почаевничать. Единственное, чего не заметил при отборе этого хостела, что нет вай-фая. Но и не жалею, отдохнул от всех. Да и на улице в паре шагов от дома ловился халявный соседский вай-фай- почту посмотреть, да весточку кинуть хватало.

Вечером вышел на разведку- прошел до магазина. Есть все необходимое- вода, фрукты, шоколад, всякие снеки, молочка, колбасы и т.д...И есть собственная линия приготовления- хачипури, сладкие булочки слоеные, кофеаппарат, барная стойка и стулья. Народ здесь активно завтракает-ужинает. Есть обменник, но он закрыт. Охранник тонко намекает, что можно поменять у него, но курс мягко говоря не самый лучший. Адекватный обменник в трех минутах в холле гостиницы Марко Поло, возле канатки. Да, и на дверях наклейка с халявной сетью, но я не смог подключиться.

Прогулялся по ночному Гудаури и пошел спать.

На утро встал рано, до открытия канатки (с 10,00) еще много времени, пошел перед завтраком погулять по окрестностям.
Третий слева мой хостел, окна второго этажа. Самый правый дом какое-то кафе, всегда много людей, но на него так времени за эти дни и не нашлось.

Соседний домик. Возможно тоже хостел, не везде таблички есть.

Недалеко церковь-новодел, но смотрится органично.

Вернулся к себе, собрался и пошел на канатку. Около 10,00 собирается прилично катающихся на площадке. Так что надо приходить либо пораньше, либо через полчаса, когда народ уже массово поднимется. Здесь начинается первая линия канатки. Весь поток людей поднимается по ней, а вот уже дальше народ уже расходится на гондолку либо креселку, которые в свою очередь уровнем выше еще деляться, давая возможность выбирать, куда подняться и спуститься. Схема Если расматривать зону катания в целом, то это очень широкий склон, а наверху две отдельные вершины- Садзеле (слева,повыше,3200) и Кудеби (справа,пониже,3000). На каждую из них идет отдельная ветка канатки. С них уже идет спуск и множество различных трасс в разные стороны. Трассы имеют названия, вдоль трасс стоят указатели с названиями, на кассах можно взять брошюру-схему для ориентации. Слева и справа от трасс катания проходят два хребта- Бидара и Чрдили. Здесь уже зона свободного катания. Есть натоптанные тропы, возможно заехать на снегоходах. Все это в стороне от ухоженных трасс, так что народ не пересекается.
В кассах продается ски-пасс единый на все канатки (вспоминаем Домбай- туда нельзя, здесь доплати, ты поднимался не у нас и т.д). Тарифы гибкие, больше дней катаешься, меньше платишь. Тарифы есть на сайте, я за 8 дней отдал 4000р. Еще фишка курорта- их канатки подключены к какой-то международной горнолыжной системе...при покупке ски-пасса от 5 дней обязательно фотографируют на пластик, регистрируют в этой системе и на сайте этой системы :) Потом на сайте можно себя найти и посмотреть сколько там километров за день намотал и какой перепад высот, строятся какие-то рейтинги и все такое. Уж насколько этим цифрам можно верить сложно сказать, но такой сервис есть.
День пролетел быстро, к сожалению в 16,00 (в 17,00 в выходные) они уже отключают канатки, хотя до 17,30 в солнечный день можно кататься смело. Вернулся в хостел и пошел гулять в сторону Крестового перевала до смотровой площадки. Она расположена на обрыве к реке Арагви, ну и конечно же с нее очень интересный вид.

Пики Крестового перевала

Арка в честь протектората России (еще царской) и Грузии, она же смотровая площадка

Арка на закате

Тоннель на пути в Гудаури

Возвращаюсь в Гудаури, в магазине покупаю шоколад, да нарзан на завтра и иду ужинать. На следующий день продолжаем осваивать трассы, уже ориентируясь в них без схемы. В целом снега для катания было достаточно. Единственное, в местах резких поворотов трасс, либо где есть резкое понижение и народ активно тормозит, с каждым днем все больше и больше разрастались проталины- народ сошкребал снег до травы, такие места приходилось объезжать с боков, куда отбрасывались все мелкие камни и была куча грязного снега. Весьма неприятно было в таких местах. Народ скапливался как в бутылочном горлышке. Кто не очень опытный спускались боком приставным шагом, кто-то вообще снимал лыжи. А погода все дни стояла очень теплая и солнечная, порой днем уходила в плюс. "Плешь" разрасталась. В последние дни катания уже официально закрыли нижнюю часть трассы, та, что идет вдоль первой линии канатки. Но все что было выше первой линии было очень приятно для катания. Трассы ежевечерне ратрачились, сотрудники склона перед такими проплешинами обязательно растягивали сетку, чтобы народ издалека видел и снижал скорость, ставили знаки опасности.

Откатавшись день, вечером уже с Валерой вдвоем пошли/поавтостопили на смотровую и до Крестового перевала. Дорога хорошая, расчищенная, по бокам снежные сугробы метровой высоты. Наш водитель сетует, что зима не задалась, что раньше здесь пробивали корридоры, что камазы проезжали, а верха сугробов были вровень с крышей.

Вот такой транспорт помогает фурам проходить перевал. Кстати, что очень понравилось- местная машина полиции с мигалками сопровождает фуры на перевал, убеждаются, что они его успешно проехали.

Крест на крестовом перевале

На закате возле перевала

Так проходили первые дни. До обеда катались, потом обед в кафе и снова катались. Все кафе возле канаток, с большими открытыми верандами. Вокруг веранд мягкие мешки-пуфики, стоят большие колонки, играет музыка, вдоль канаток бесплатный вай-фай. Обед вида чай, хачипури, салат/суп выходил рублей на 400. Есть шашлыки, но цену уже не помню. Очень понравился куриный салат и хачипури по-аджарски, рекомендую :)

Прожив 4 ночи внизу на пятый день переезжаю в хостел Хижина (Хада Хата), что на 2750м.

Действительно альпийская хижина! Деревянный сруб, широкое основание, покатая крыша. Дом построен в конце 80ых, но пару лет назад сделали капремонт. Дом двухэтажный, на первом этаже большой обеденный зал человек на тридцать, барная стойка, кухня для кафе. По середине зала что-то типа открытого мангала большого и большой дымоход под потолком. Гарью абсолютно не пахнет и при этом дом очень теплый! Кругом лежит ковролин, очень приятно походить разутым по дому, по теплому полу. На втором этаже комнаты, разной вместимости (2-7 человек). Мне дали пустой номер на двоих. Небольшая уютная комната со скошенным потолком, двумя кроватями, окном с креслом. Хорошо ловит вай-фай. На этаже туалетная комната, душевая, три умывальника, сушилка для белья. Ну и еще фишка- возле дома бетонная площадка с лежаками и столиками! Встречать там закаты было очень здорово и уютно!

В 16,00 канатка закрывается, народ разъезжается вниз, в хостеле остаюсь я и пара семей иностранцев с детьми. Утепляюсь, ложусь на лежак и снимаю вечерние горы и закат.

процесс съемки :)

Боковой склон курорта, изрезанный фрирайдерами

Станция креселки, за ней видно станцию гондолки

Ущелье реки Арагви и кусочек Кельского плато (Южная Осетия)

Возле хостела несколько высоких башен, которые придают этой местности футуристический вид, особенно ночью. Видно линию канатки, уходящую на вершину Кудеби 3000. С нее можно спуститься либо вдоль канатки, но там сплошной «могул», либо по полукругу объехать гору по дороге или по склону.

Еще светло, но склоны уже пусты. На склон выползают ратраки и начинают работать.

Закат усиливается :)

А вот фантазии на тему ночного Гудаури
Поставил фотоаппарат на съемку вершин Садзеле и Кудеби на 40 минут, а сам ушел в номер чай пить. Хотел снять треки звезд над вершинами, но легкие облачка слегка все испортили.

Настало субботнее утро. Узнав, что по выходным большой наплыв отдыхающих, решаем поехать погулять по Тбилиси. Спускаюсь пешком на 500 метров, встречаю Валеру и идем на дорогу ждать маршрутку.

рассвет

Станция рядом с Хижиной

До Тбилиси 130км, маршрутка стоит 300р. Едет 2,5 часа примерно.
Тбилиси встречает нас теплом градусов в 12-15 и солнцем! Конечно город очень красив и интересен! Храмы старого Тбилиси с историей в несколько сотен лет соседствуют с современными постройками из стали и стекла.

Одна из церквей в городе- Кашвети на проспекте Руставели

Поднимаемся на фуникулере на гору, откуда сумасшедший вид на город. В центре кадра «грибница»- здание Юстиции, справа огромный храм Святой Троицы. Жаль вот только дымка от тепла затягивает город.

А вот и смесь старого и нового- армянские церкви в старом Тбилиси и новострои- мост Мира над рекой Кура и строящееся здание концертного зала. За ними здание Президентского дворца и Храм.

Катаемся на канатке.

Крепость Нарикала

Мост Мира

Обедаем в городе, проходим по сувенирам и в пять вечера едем к маршрутке в обратный путь. День пролетел быстро, последняя маршрутка уходит в сторону Казбеги в шесть вечера, но может и не оказаться мест!!
В 20,00 приезжаем обратно в Гудаури, где меня ждет еще обратные 500метров подъема до Хижины :)

На следующий день также решаем продолжить гулять. На этот раз едем в Степанцминду. Все предыдущие дни были яркие и солнечные, но погода немного испортилась, все ждут обещенного снегопада.

Разрушенное здание нижней станции канатки к Храму Цминда Самеба. Сейчас, кстати, ее планируют восстановить.

Церковь Архангела Гавриила в Казбеги

Чуть показывается Казбек из облаков

Пешком по серпантину поднимаемся к Храму. Возле него группа перепаковывает рюкзаки, готовятся уходить на Казбек.
Нагулявшись на попутке возвращаемся в Гудаури пораньше, чтоб я успел на канатку, а то опять пешком не охота подниматься :)

Погода все теплее и теплее днем, трассы сильно местами раскисшие. Какие-то из них спасатели перекрывают сеткой, выставляют предупреждающие знаки.

Вечером начинается обещенный снегопад. Ратракчик приезжает погреться в Хижину, попить кофейку. У них работа в самом разгаре, несмотря на поздний час и сложные метеоусловия

Ночью метель заканчивается, а на утро мы оказываемся где-то в поднебесье! Внизу облака, у нас мягкое солнце и феерия рассвета!!!

Домик и луна в розовых лучах рассвета

Панорама

Рекламка :)

Станция спасателей

Под ногами твердый наст отратраченных склонов

Трассы широкие, места хватает всем

Застывшая фантазия

Снежное графити

Гондола

Ратрак возвращается после трудовой ночи

Линия канатки над сноу-парком

«Влюбленные"

Огромное плато для катания

Склон для фрирайда

На канатке поднимаюсь на вершину Садзеле 3200нум. К сожалению в эти дни она действует только как экскурсионная- с лыжами, досками не пускают- слишком мало на ней снега, слишком много камне :(

Но прокатиться туда стоит- отличная панорамная точка!!!
Вот открывается "мини-ушбу»- гору Чаухи.

Ну и конечно же все приказбечье!!! Долина реки Мнаисидон, Терек, ВГД и т.д

Казбек крупнее

Спереди плоская вершина Садзеле и верхняя станция канатки. Слева вершина Кудеби и человечки на ней :)

Панорама на север.

Ну а на следующее утро встречаю рассвет, собираю рюкзак и в 8 утра неспешно на лыжах спускаюсь вниз к дороге. Меня ждет путь домой, пора прощаться с Гудаури

Вот так прошел мой отдых и знакомство с курортом Гудаури. 6 дней катания и два дня на активный отдых в Тбилиси и Казбеги. Я остался полностью всем доволен, мои ожидания полностью совпали с увиденным.
Ну и как итог я очень надеюсь предстоящей зимой оказаться там снова!