Планета дождя

Пишет otvagin, 17.08.2014 14:44

Планета дождя (Альпинизм, альпы, италия)

[В прошлом году я описывал наши драматические приключения на Пиццо Бадильо в Италии, в статье "Возьмите с собой друзей и орехи" (http://www.risk.ru/users/otvagin/199270/)
При восхождении на пик Бадильо, моя жена Татьяна получила травму, открытый перелом голеностопного сустава с подвывихом.
Спустя год, мы вернулись на то же место.
За этот год пришлось немало поволноваться. Сможем ли мы вообще теперь ходить длинные маршруты?! Кроме проблем с постановкой ноги на рельефе, да и просто в подборе скальников, возникли и другие неизбежные нюансы, которые бывают после подобных травм. Например, страх повторного срыва в сходных ситуациях.
Травма произошла 1 августа. Лазить Татьяна начала уже в начале октября. Вначале в кроссовках. К апрелю, когда надо было вынимать железные пластины из голени, ее уровень почти восстановился. Но вот сняли пластины и все сначала. Опять кроссовки, опять простые маршруты и только с верхней страховкой. В мае мы традиционно поехали тренироваться в Крым. Было пройдено несколько привычных 4Б и пришла уверенность в своих силах. Вот только траверс вызывал панический страх (именно на траверсе и произошел срыв на Бадильо).
В начале августа мы прибыли в Италию, в поселок Сан - Мартино. Нас трое. Вместе с нами поехал мой товарищ Владислав.
Альпы встретили нас проливным дождем, туманом и холодом. Оставив внизу палатку, поднялись в рифуджио Джианетти.
Встреча с хозяином рифуджио была очень теплой. Он был рад увидеть нас снова. Мы оказались как будто дома, среди друзей.
Планета дождя (Альпинизм, альпы, италия)

Но вот вертолет, тот самый, что спасал нас в прошлом году, вызвал у супруги нехорошие ассоциации. Мы наблюдали как тренируются итальянские спасатели. Вертолет заходил на разные точки горы и на тросе спускали спасателя, потом поднимали и так несколько раз в разных местах. Видимо тренировка для поддержания формы.
После подъема к рифуджио мы с Владом традиционно успели сходить короткий, в три веревки, маршрутик на "Зуб старухи" - небольшой, но очень красивый гранитный клык в 20 минутах хода от приюта. Маршрут блистателен и быстр, как удар в литавры. Первая веревка 4+ по трещине, чтобы привыкнуть к граниту, потом 5с+ по разнообразному рельефу, где есть и подхваты и щипки и мизера и даже небольшое нависание, чтобы окончательно почувствовать себя в форме, ну и концовка 4+ по положилову добавляет ощущений. Лучшей заминки после долгого подъема с рюкзаками по тропе и не придумать. Спуск дюльфер в две веревки. Лучше иметь 60 метровые половинки.
На этот клык есть масса маршрутов. Мы выбрали самый простой.
Узнав, что прогноз обещает два погожих дня, решили идти через два перевала в Швейцарию, к началу маршрута Норд Кант на пик "Бадильо". Это несложный, но длинный маршрут (около 20 веревок) со спуском в Италию, прямо к началу пути, к рифуджио "Джианетти". Такой обзорный круг получается. Отличный вариант для любителей погулять по красивым местам с несложным лазанием.
Планета дождя (Альпинизм, альпы, италия)

Наш путь лежал через перевалы "Порцелицио" и "Турбенаску". Взятые нами легкие алюминиевые кошки и скитуровский ледоруб оказались совсем не лишними, так как подъем и спуск на первый перевал идет по крутому снегу.
На перевале мы неожиданно обнаружили крупную собаку, с ошейником (на ошейнике не было номера телефона). Она дрожала от холода и скулила. Как она попала туда? Может хозяин лежит где то рядом? Подкормив собаку, спускаемся вниз. Пес идет по нашим следам и, достигнув камней, с радостным лаем убегает куда-то в сторону.
Второй перевал оборудован цепями и тросом. Это ускоряет процесс, иначе бы пришлось в паре мест вешать веревку. Наконец, достигаем рифуджио "Фуа".
Мы впервые в Швейцарии. Разница ощутима. И не только в цене. Если прогноз погоды нас подведет, пережидать тут непогоду нам не по карману. Условия жизни более спартанские. Душ за 4 евро ( В Джианетти бесплатно и вообще, из любого крана течет горячая вода), но кроме задвижки на двери ничего более нет.
Экономя вес, ведь с этими рюкзаками нам лезть маршрут, мы взяли с собой только самое необходимое. Но все равно рюкзаки получились тяжелые. Теплая одежда, непромоканцы, кошки, ну и понятно всякие железки. Ведь нигде, ни в каком описании не говорилось, что маршрут фактически является мультипитчем и хватит всего пары камов и двух-трех закладок для его прохождения. Об этом мы узнали слишком поздно от случайно встретившихся соотечественников из Зеленоградского альпклуба. Они ходили Кассин, сложный и престижный маршрут. Мы узнали, что нас ждет проблема с очередями на станциях. Маршрут популярен и его лазает множество людей.
Утром встаем пораньше, быстро собираемся и идем завтракать. Избалованные хорошим отношением в знакомом приюте, мы неожиданно столкнулись с суровым ликом иностранного индивидуализма. Опытные местные альпинисты, сразу с подьема ломанувшие в столовую, уже успели выпить весь кипяток и мы, подождав немного, плюнули и пошли в темноте по тропе. Впереди мелькало множество фонариков. Сперва я утешал себя, что все эти люди идут на разные маршруты и очередей не будет, ведь прогноз погоды неблагоприятный. Но оказалось, что перед нами человек двадцать и все хотят пройти "Норд Кант" именно в этот день! Увидев, что спешить теперь бесполезно, мы спокойно одели обвязки и решили получить удовольствие от несложного лазания и окружающих пейзажей.
По привычке навесил на себя все железо, но на каждой станции (тут станции были оборудованы кольцами, так что даже не надо петлю доставать) снимал часть снаряги и клал в рюкзак. Под конец осталось пара камов и несколько закладок. Болтов много и они расставлены, где надо. Весь ключ, на наш взгляд, совсем не 5+, можно вообще проитошить по оттяжкам, шлямбура стоят через каждые 50 см.
Обгонять никого смысла не было, так как впереди лезло множество групп. Идти одновременно тоже не даст прибавки к скорости, так как идти через головы впереди идущих, путая веревки, это не наш стиль.
Тем не менее около 5 вечера мы вышли на вершинный гребень. Скорость нашего передвижения совпадала со скоростью местных любителей. Но потом, начались проблемы. Около вершины, все развязались и просто пошли пешком. Лазание несложное, но в основном по горизонтали и срываться есть куда. Татьяна наотрез отказалась идти без страховки, и ее можно понять. Нога за день опухла, так как 20 веревок все таки для нее многовато. Да и страх перед траверсами сделал свое дело. Мы провесили все до вершины и в итоге отстали от остальных. Спускаться пришлось одним, но, наверное, это и к лучшему. На вершине мы осмотрели бивуак, где к нашему удивлению, увидели постельное белье(!). Найдя спусковую тропу, пошли вниз. Спуск отмечен большими красными пятнами краски на камнях и заблудиться даже ночью трудно. Все дюльферные станции имеют кольца.
Вообще, маршрут рассчитан на альпинистов любого уровня, в том числе и на совсем начинающих. Он настолько популярен, что было принято решение максимально его обезопасить, и это, видимо, правильно.
Мы спустились засветло на итальянскую сторону горы и двинулись в рифуджио Джианетти в наступающей темноте.
Пошел дождь и шел с небольшими перерывами весь оставшийся отпуск. Просидев день в приюте и получив честный прогноз от хозяина приюта, что лучше не будет, мы решили ходить простые маршруты. А ведь были какие планы!
Сходили "Пунто Сертори".
Планета дождя (Альпинизм, альпы, италия)
В полном тумане и под дождем. Красивый логичный маршрут примерно того же уровня что и "Норд Кант". Лазание 4+.
На полках мокрая трава и снег. Даже под дождем стало как-то скучно... Мы решили усложнить задачу и лезли через все жандармы в лоб. По пути находили старые крючья с привязанными репиками, видимо не нам одним хотелось приключений. Чем выше, тем крючьев с репиками меньше. В одном месте я вылез к закладке с петлей и понял, что дальше точно никто не лез. . Рельеф был беден. Но сливать как-то не хотелось. У нас были якоря и пара молотков, плюс нереализованные амбиции. В итоге, после долгого отогревания рук за пазухой и, израсходовав чуть ли не впервые в жизни все, что с собой взял, пролезли.
Вот наш вариант.
На вершине с удивлением обнаружили, что наши упражнения несколько затянулись и скоро стемнеет. Дождь, наконец, перестал, понятно, ведь мы вылезли уже, теперь зачем ему идти?
Дюльферяли точно вниз. В описании написаны какие-то хитрые ходы по полкам, но так не хотелось ходить по мокрым скалам, что мы просто пробили несколько спусковых станций точно по линии падения дождевой воды.
Подходя к рифуджио, узнали, что за нас здорово поволновались. Джакомо, хозяин приюта, пытался в бинокль рассмотреть, что делает этот "Дурацкий Русский" столько времени на простом маршруте и не нужна ли помощь. После моего рассказа о нашей тренировке, он сказал со смехом: "Пикколо Кассин".
Обидно, что пришлось на пустом месте искать трудности, но что поделаешь. На сложном маршруте приключений искать не надо, они сами находятся, а на простом можно и развелчся.
Набив руку на лазании по мокрому граниту, мы сходили еще два маршрута из рифуджио "Омио". Это "Пунто Милано"
и "Сфинкс" по Фиорелли.

Холодно в этой солнечной Италии , мокро и туманно.
От дождя развалились новые ботинки " Ля Спортива", просто расклеились. На фото видно, как я пытаюсь их починить, но все безнадежно. Никогда не покупайте такую модель.
Планета дождя (Альпинизм, альпы, италия)

В рифуджио "Омио" кормят на убой. Чтобы доесть ужин, приходилось выходить на улицу и стоять некоторое время на холоде, глубоко дыша.
Спустились вниз в палаточный лагерь, где нас ожидала наша палатка и натянутый тент.
В последний день нашего прибывания наступил апофигей. Утром было +7, в горах насыпало снега и порвало линии электропередач. Железная дорога временно не работала. Пришлось добираться на нескольких автобусах.
И вот мы в Милане!
Вышло из-за туч солнце, словно дразня нас. Ну что ж, мы сделали все, что смогли. Из всего, что планировали дома, сходили только "Норд Кант", все остальное осталось не следующий раз. Главное, что жена почувствовала себя снова в строю. Да и товарищу, Владу, понравились Альпы и мы решили вернуться сюда еще раз.
Говорят такой погоды не было последние двадцать лет. Врут. Это санкции Путина, видимо.