"Возьмите с собой друзей и орехи ...! "
Добрый день! Хотел поделиться опытом восхождений в альпах, описанием несложных маршрутов и заодно опытом спас работ за границей.
В прошлом году,весной,мы побывали на севере Италии, в Валь де Мелло. Лазили недалеко от поселка Сан-Мартино альпинистские маршруты. Об Этом написано в статье"Гранит или известняк?" на риске. В этом году в наши планы входило несколько маршрутов уже наверху,от рифуджио" Джианетти"и восхождение на пик Бадильо по северному канту. С помощью мастера Гогена был приобретен в Германии гайд по району, к сожалению, только на немецком языке. Попытка перевести с помощью гугла описание давала какие то заклинания, а не информативное изложение нитки маршрута, например, вот такой опус:
"..Длина 4, , V +, 25 метров:Возьмите орехи и друзей. получить в направлении первый гвоздь (красный),красный костыль может не быть, заменить небольшое нависание и заметить на пластине под углом к левой лицо, вы достигаете вершины под небольшой группой рок выступающих, траверс вправо пару метров, подняться по невысокой diedrino, который ведет к основанию свес, вращаться вокруг слева для хорошего дымохода и в дымоходе вращаться, стоя на его вершине. Две хорошие места стоять оборудованы; 2 болтов , а на смерть старого на гвоздь. Не забудьте протянуть шнур с гвоздя с лентой до скалы, чтобы избежать неприятных трений в фазе восстановления струн,бойтесь старого гвоздя!". В прошлом году,весной,мы побывали на севере Италии, в Валь де Мелло. Лазили недалеко от поселка Сан-Мартино альпинистские маршруты. Об Этом написано в статье"Гранит или известняк?" на риске. В этом году в наши планы входило несколько маршрутов уже наверху,от рифуджио" Джианетти"и восхождение на пик Бадильо по северному канту. С помощью мастера Гогена был приобретен в Германии гайд по району, к сожалению, только на немецком языке. Попытка перевести с помощью гугла описание давала какие то заклинания, а не информативное изложение нитки маршрута, например, вот такой опус:
Прочитав такое, поневоле захочется скорее бросить суету большого города и ринуться навстречу приключениям и риску! Мы прибыли в Ломбардию в конце июля. Поднялись в приют, и, в первый же день захотели что либо пролезть. Перед нами в плане стояло тренировочное короткое восхождение на гранитный клык с названием "зуб старухи". В Москве я с трудом выбрал первый маршрут, стараясь, чтобы он был короткий, и чтоб лазание было не более 5+. При первом взгляде на зуб, создалось впечатление, что в книгу закралась опечатка и маршрут нависает, но 5+ ,думал я, и в Ломбардии 5+,и бодро полез вверх. Оказалось, оптической иллюзии нет, марщрут нависает! А в книгу закралась опечатка, так как в более раннем издании,найденном мною в приюте, было 7+.
Маршрут характерен отсутствием страховки, кроме нескольких шлямбуров, мест, где можно что-то положить почти нет. Лезется неплохо, но с непривычки страшно.Так, уговаривая себя и ругаясь, я подлез к ключу. В гайде стояло 5С+. Упершись в явно "не моё" лазание, я воровато огляделся вокруг и сунул ногу в петлю продетую в шлямбур,встал, и (мне показалось, что моя рука вытянулась до зацепки, как стрела у крана) вылез ключ.Правда это уже не совсем честно. Возле откола меня ждала станция на двух болтах. Отдышавшись, я ласково пригласил мою жену разделить со мной радость спортивного подвига. Уже вечерело, мы были явно несвежие после подъема со все грузом до приюта, и желания разминаться до результата не было.Вылез как можно выше, убедился, что до вершины уже несложно и мы дюльфернули вниз. Обидно,что не были на самом верху, но завтра длинный маршрут и надо успеть отдохнуть.
На след. день идем на пик Торелли. (маршрут по гребню Марио-Фиорелли)
Маршрут гребневой, несмотря на путанное описание, очень логичен. И как мне показалось, довольно красив и разнообразен.Все портит подход. В этом году много снега и нужно карабкаться по фирну, а так как мы надеялись, что в Европе на высоте 3 тыс. кошки излишни, и взяли только кроссовки, нам пришлось туго. Утром, после морозной ночи, снег схватывается, и даже небольшое фирновое поле становится трудно преодолимым. Хорошо был молоток, со сточенным клювом, я использовал его как инструмент и рыл им ступени.
Первые две веревки простое лазание на уровне 3-3+. Потом интересней. В лоб по гребню, легко отследить линию ориентируясь на старые крюки. Жандарм обходится справа. Потом интересное место, лазание метров 10-12 без страховки. Плита несложная, угол где то градусов 70, легко лезется по краю с права. Мне показалось, что шлямбура не набили из за того, чтобы дать почувствовать, каково было первым. И это верно. Как портят многие маршруты излишне часто натыканные болты! Правда на самом верху, уже на выполаживании, есть шлямбур. Далее все просто, небольшой провал и снова по гребню почти пешком к вершине. Наверху я впервые в жизни написал в журнал свое имя и выразил восхищение маршрутом.Уж очень было красиво кругом, да и журнал был так здорово упакован в металл. Ящичек и столько отточенных карандашей было рядом....Лезли мы не одни. Практически за нами шла семья немцев. Мне очень понравилось то как они лезли. Быстро, четко..Короткие немецкие команды,будоражили кровь, будили во мне какие-то скрытые воспоминания, что то неуловимое. из детских фильмов про курскую дугу...Но как они лезли! Остановка,рука ложиться в щель,снимается сразу, без подбора, нужный камалот и щелчок карабина совпадает с началом движения дальше..Дочка Енца, в 17 лет, сама идет первой тред до 5+(как и я) вот они, дети в горах!
Спуск пешком. Мы дюльфернули одну веревку. чтоб не выходить на снег.
В приюте более близко познакомились с семьей из Германии. У них планы оказались точно такие же как наши. Но вот беда: много снега и путь к северному канту пика Бадильо закрыт для нас. Нужны кошки и ледорубы. Как проклинал я себя за такую непредусмотрительность! Красивый, длинный видовой маршрут, который мы предвкушали как трек, остался невыполненным, а дома без дела пылятся кошки, инструменты и проч...
Немцы предложили альтернативу - маршрут Монтелли по южной стене(на рис. 26Е).Он несложен, но сразу не понравился мне своими длинными траверсами и путаностью линии. Впервые пройден был в 1935 году, еще при Муссолини. Мы взяли бинокль и пошли к началу смотреть линию. Долго спорили, мешая английские, немецкие и русские слова. Потом сидели за столом в приюте и обсуждали, как попасть к началу. Большое поле фирна , закрывало старт и у нас не было возможности утром, после ночного мороза, пройти его безопасно. Хозяин приюта, Джакомо, очень похожий на средневекового пирата, с окладистой бородой и живыми черными глазами рассеянно слушал нас. По английски он , как сказал нам "не понимал ни слова". Но видимо наш спор ему был неинтересен. Я предлогал подняться по фирну с моим молотком и сделать перила, Енц(так звали немца. лидера) ратовал за движение по скалам вдоль снега. Вдруг, Джакомо положил руку на стол и на великолепном английском сказал:" Я дам вам свой инструмент, вы пойдете по фирну, скалы будут мокрыми утром" Это прозвучало как: "я дам вам парабеллум".
Итак, в несчастливый день, 1 августа 2013 года, мы стартовали в 6 утра.. Я быстро поднялся по снегу и сделал на якорях станцию. Потом, мы пошли по заглаженным узким полкам, местами покрытыми водой со льдом, к вертикальной части маршрута. Мы лидировали с Татьяной, немцы шли следом. Все шло прекрасно,полки проходились почти пешком,на равновесии. Внушало уверенность и наличие старых крючьев. Наконец, я добрался до вертикали, под щелью хорошая станция, на двух новых шлямбурах. Редкость в здешних местах! За мной идет Татьяна. Вот она подходит к ключевому месту, где надо немного потерпеть без опоры и, качнувшись, сделать решительное движение. Что то внутри у меня екнуло, когда я увидел, что она нерешительно замерла на месте. До станции метров 7, скалы гладкие и, где хоть что то можно вбить, уже сидит ржавый крюк с кольцом..Жена посмотрела на меня и вдруг взявшись инстинктивно обеими руками за веревку крикнула: "Срыв!" Я повис на станции, стараясь правильно нагрузить ее(забыл что болты) ,рывка не было, веревки хорошо погасили скорость. Кричу:"Жива?" Снизу доносится: "Сломана нога, теряю много крови". Блин, вот и ЧП!!!
"-Полка есть близко?
-В пяти метрах подо мной!"
Опускаю ее парашютиком,быстро креплю веревку и дюльферяю вниз, по дороге крича Енцу, чтобы наблюдал за мной и пока стоял на месте. Нога выглядит мягко говоря не очень. Торчит кость, льется кровь.Ступня висит практически на коже. Но Таня в сознании, видимо шок. Достаю аптечку: О, сколько мы изучили информации и сколько мы закупили разных лекарств, набив нашу аптечку всем, что советовали авторы! ...В итоге,раздраженно роюсь одной рукой, меня крутит на веревке,вниз летит цитрамон и еще какая то хрень. Где же обезболивающее? Где ампулы кетанова? Ага. вот, а шприц? Вниз улетает еще пара пачек каких то медикаментов.. колю укол и пытаюсь обмотать ногу бинтом. А вот нету навыка.Читал и тренировался, как делать искусственное дыхание и прочее. Знаю на память что надо давать при каких симптомах, а обмотать ногу бинтом одной рукой, никак не могу. Казалась бы, простое дело, а когда висишь и перед тобой твоя собственная супруга истекает кровью, что то не очень у меня получилось сделать повязку.Но справился как то. Сразу набираю 118 - номер спасателей. Представляю, как буду блондинке объяснять на плохом английском, что произошло, если вообще дозвонюсь.
Однако, сразу, почти без гудков, раздался женский голос. Я залепетал путая английские глаголы про катастрофу и пострадавших, но девушка прервала меня четкими вопросами: "Какой маршрут? Какая веревка? Сколько пострадавших?" "Через 10-15 минут будет геликоптер."
"Ну да" - подумал я,"- геликоптер, это же вертолет по нашему." Большая, печальная и дорогая птица, на которой работают исключительно герои. Она прилетает только в лагерь и только чтобы забрать труп - это все быстро пронеслось у меня в голове.
Енц, тем временем, поднялся на станцию и сдюльферял ко мне на помощь. С ним мы опустили Таню еще немного вниз, на более удобную полку. Опыт у Енца большой, не первые спас работы, ровно через 12 минут,из - за гребня вынырнул геликоптер. Маленький и желтый. он повис в воздухе, словно принюхиваясь. Из его брюха показался человек на тросе, геликоптер ринулся прямо на стену, я во все глаза смотрел на то, как он сейчас трахнется о гранит, но он завис буквально рядом , человек по инерции качнулся вперед, встал на полку отстегнув карабин. Как артист цирка! Много я видел чего в жизни: всякой геройской работы полной профессионализма, но такие спасы вижу впервые... Человек осмотрел обвязку жены, спросил, спустимся ли мы сами, и, поймав трос, взмыл вместе с моей супругой ввысь. А через 15 минут я получил смс: "Я в Сондрио, в госпитале. Сейчас будут делать операцию." "И что?", - спросил я Енца, все еще потрясенный увиденным, в Европе везде так? " Конечно же нет", - "успокоил" меня немец," в Швейцарии или в Австрии, я думаю, забрали бы и нас с вещами."
Из рассказа моей жены.
Внутри вертолета доктор меня настойчиво спрашивал:" Пейн, Пейн!(имея ввиду боль)" Мне слышалось "Пэй" и я стала лепетать про страховку и мужа с кредитной карточкой. От обиды доктор чуть не заплакал, он почти закричал, что они приходят на помощь всем, кто их позвал, не зависимо есть у них деньги или нет, вы в Альпах!" - в конце концов, сказал он. Таня говорила, что в тот момент она вспомнила лагерь "Аллаудин- вертикаль" и как мы там писали бумагу, про то, что, если с нами произойдет несчастный случай мы не будем обращаться за помощью и не будем иметь претензий к руководству лагеря, дабы не срывать чемпионат.
Когда резали одежду,сестра хотела большими ножницами разрезать обвязку, но врач остановил ее:"Это нельзя! Это эквипмент!" Вообще отношение было отличным. Про то как к нам отнеслись на Родине, я напишу позже.
Тем временем мы долго дюльферяли вниз. Спас положение мой молоток и несколько якорей. Скалы мокрые и очень заглаженные. Мы вначале с трудом понимали друг друга, но уже на снегу отлично координировали свои действия, причем я говорил по русски, а Енц по немецки. Немцы помогли донести мне вещи до лагеря, а потом и спустить вниз в Сан Мартино. Ну а дальше я поехал в госпиталь. Транспорт в Италии ходит своеобразно. Понадеевшись на такси, я оказался вечером в городе Марбенью без возможности добраться до лагеря. Последний автобус ушел, а визитки такси, что я раздобыл в баре, или не отвечали на звонки, или просто им лениво было на ночь глядя ехать в Валь- Мазино по горной дороге..
Иду пешком вдоль трассы. Сплошным потоком едут автомобили, уже опустил руку отчаявшись найти попутку. И вдруг... Как часто в жизни бывает это "вдруг!" Тормозит авто, и высунувшись из окна парень кричит мне:"Клаймер?" Как узнал? Однако, кроме рюкзака ничего во мне такого нет, ах да, на рюкзаке самодельная развеска.. Сажусь в машину. "Тебе куда?" "В Валь мазино!" "Едем." Интересуется откуда я, "фром раша"-, говорю- "Москов". Водитель достает телефон и показывает фото Сергея Шаферова, дескать, знаешь? Конечно говорю, мой тичер. "Передай ему привет от Орланди!" Денег конечно Орланди не взял.Довез меня прямо к палатке.
Наконец, все формальности устранены и мы едем в аэропорт. Летим аэрофлотом. Специально оговорили что нам надо место впереди салона, "окей," сказали в аэрофлоте, но приезжайте на регистрацию за 3 часа! Мы были за 4. Даже не глядя на места, прошли регистрацию и вкатились на каталке в самолет. Каталку возил специально обученный сикьюрети, говоривший на английском. Кстати, мы отдыхали в ожидании очереди на посадку отдельно от других пассажиров, в специальном зале.Со всеми удобствами для пострадавших и даже с бесплатным кофе. Сикьюрити вежливо попрощался с нами у трапа и мы оказались на территории Родины. На 14 ряду, где вытянуть ногу в гипсе было невозможно. "А что вы хотели, за передние кресла. даже если это не бизнес класс надо платить отдельно!"- сказала стюардесса. Как мы летели на обычном сидении , когда кончилось действие обезболивающего...Спасибо соседу, он помогал держать гипс в поднятом положении.Но ведь лишних 12 тыс. заплатили за первые места! Но когда мы сели в Шереметьево, вместо инвалидной коляски нам пригнали детскую! Ошиблись! Потом предложили, ни много ни мало допрыгать так, потому что нету времени ждать и надо готовить лайнер к новому полету. Потом, когда я уже начал им угрожать судом, появился узбек в застиранных джинсах и майке и, суетясь пригнал коляску. Правда вез ее я сам, так как почему то сопровождающий должен был бегать по этажам и что то еще делать. В общем , отношение к людям в Италии и России разное. Очень обидно, но это так. И дело не в деньгах. Можно засыпать купюрами пол, но мозги людей, по - моему, не переделать, или человек работает хорошо, или он халтурщик, и сколько ему не плати другим он не станет.
Теперь про страховую компанию. У нас она была "Цюрих". Пока пожаловаться не можем,но "сказки еще далеко до развязки", думаю, потом отдельным постом дать рекомендации, что делать и как разговаривать со страховщиками. Сейчас, наверное, рано. Но, первый звонок, когда нам сказали:"Почему вы не посоветовались с нами, когда ложились в клинику на операцию? Мы могли порекомендовать вам более дешевое место" вызвал легкий шок...
Такие дела.
В заключение следующая информация:
Расход снаряжения. Веревка Беаль кобра, обе половинки при срыве сильно потерлись и списаны. Крючьев якорных оставлено 4 шт. Две петли и два карабина.
Компания "Цюрих" От страховки НЕ ОТКАЗАЛАСЬ. Случай ПРИЗНАН СТРАХОВЫМ. Обещали вернуть деньги за купленные билеты(34 тыс. руб) и мед. перевозку(360 евро) от больницы до аэропорта. Ведутся переговоры.
Компания " Аэроберлин", где ранее куплены были билеты, обещала перечислить деньги на карточку БЕЗ ЗАЕЗДА В ИХ ОФИС И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ о причине неиспользования билетов.Деньги Аэроберлин-вернул.
На данный момент Цюрих не хочет оплачивать билеты обратно, говорят могли бы и подождать до 11 числа(старые билеты были на 11 августа), дескать они посылали запрос в Италию и там написали, что мы можем обойтись без врача до 11 числа. Если на этом казуистика закончиться, слава богу. Но нам надо было просить Итальянцев написать, что нужна транспортировка.
215
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Жене наилучшие пожелания, пусть скорее выздоравливает!
Желаю скорейшего выздоровления!
Жена пусть выздоравливает быстрее и удачи в будущем
Спасибо, что поделились. И рекомендации также будут полезны!
Тане желаю быстрого выздоравливания!
Насколько я понял, речь идёт о маршруте Molteni на Pizzo Badile.
Что касается гайдбуков, то:
1) тому, кто (как я, например) не знает немецкого, лучше пользоваться итальянскими, например:
http://www.versantesud.it/INGLESE/dettaglio.asp?id=238
2) Есть и на английском: Swiss Rock: Granite Bregaglia, A Selected Rock Climbing Guide to the Albigna, Sciora, Gemelli, Cengalo and Badile. Chris Mellor-Void Publishing-2000
но неважного качества, я пользуюсь итальянским (которым тоже не владею)
А если серьёзно, то вертолётные спасы в Альпах, это самое обычное дело. На них все и рассчитывают. К сожалению, иногда, чересчур.
Да и не приспособлены верты для полётов ночью, тем более в горах.
Хорошо что хорошо закончилось!
http://www.sassbaloss.com/pagine/uscite/dentevecchia/dentevecchia.htm
Перевод гугла, я привел ради прикола(друзья-френды,орехи(натс)- закладки. англ). Конечно мы имели всю информацию, да и Сергей Шаферов(владеющий итальянским свободно) любезно перевел нам текст. Проблема в другом,в разных гайдах, за разные года, линии маршрутов указаны немного разные(если маршрут не гребневой или не супер популярный, как Кассин, к примеру). На тот же пицо Бадильо, есть три варианта нашего маршрута. Какой из них наиболее рациональный, понять трудно. Нам реально помешал снег, из за него пришлось идти по длинным полкам. В этом году много снега. Он подтаял и образовались большие провалы, которые трудно облезать без полного снаряжения(кошки,ледоруб). Экономя вес и решив, что 3 тыс. это не та высота где нужно брать все, мы поставили себя в трудные условия. Альпы такие же горы как Кавказ, Тянь Шань и др. Да есть инфраструктура,да хорошие тропы и служба спасения налажена, но горы есть горы. И цепями и шлямбурами, как думают некоторые, они не оборудованы. Маршруты очень чистые от лишнего железа. В гайде, например написано, что "38 фут. надо лезть без страховки(шлямбуров нет) и долбить там свои точки не надо, испортите маршрут. если не можете лезть без страховки этот участок, выберите другой маршрут".И это в двух шагах от цивилизации! У нас бы набили долбленок и навесили сявок..Как на крымском "карнавале".Три шлямбура на ключе(где есть щель) и долбленка. А зачем? Зато теперь 4А и паровозы весной. Такие мысли.
Гога
И очень странно, что вы переплатили (как сами пишете) за первые места, а вас туда не посадили. Кто-то где-то ошибся, наверняка можно было настоять на своем...
:-) Будут друзья- будут орехи!