Level UP: Альп-курс для фрирайдеров

Пишет rustigillo, 13.06.2014 14:50

Если ты предан своему делу – ты готов сделать для этого все. Вот так и мы, курсанты альп-курса для фрирайдеров отправились на ледник Туюк-Су встречать лето на высокогорье.
Level UP: Альп-курс для фрирайдеров (Бэккантри/Фрирайд, альпинизм, ски-тур, обучение)

На ближайшие 10 дней нашей основной задачей  было освоение альпинистских навыков, которые могут нам пригодиться в бекантри и на фрирайде в горах. Все, что может помочь нам на снежно-ледовых восхождениях. По сути, это был курс alpine climbing’а в больших горах.

Каких-то пару часов ходьбы, и мы из жаркого лета попадаем в зону ледников. Алматинцам  с этим очень повезло, жить в пару часах от таких гор - подарок судьбы.

Место под курс было выбрано идеально. Горы Заилийского Алатау предоставляли нам широкий спектр возможностей: тренировки на льду и снегу, спуски, подъемы и многое другое.

Под нашу базу была выбрана небезызвестная станция гляциологов Т1 (на 3400м) что стоит у подножия ледника Туюк-Су и Молодежный.

...

Обучение проходило по бразильской системе – полное погружение в тему. Основной лейтмотив всего курса делать как можно больше с минимумом снаряжения. По сути, отсылка к британской школе, когда в середине 20-го века были совершенны восхождения на большинство гор Мира с минимумом снаряжения.

Каждый день отработка определенных навыков: работа с веревкой (rope management), передвижение по закрытому леднику, страховка и самостраховка на льду и снегу (одновременная, попеременная и перильная). Обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному. Сначала отработка на базе, затем уже на леднике.

Наш ментор пан-гид Алекс Кузмицкий. Человек и пароход, инструктор UIAA и ЦШИ, горный гид, преподаватель на Жетоне, фрирайдер и просто хороший человек. Работать с таким профессионалом одно удовольствие, чесслово. На фото, демонстрация основного плюса компенсационной станции –подвижность и плавное перераспределение веса между точками.

Кордалет. Еще одна фича в нашем арсенале. Техника использования этой полифункциональной штуки безгранична. Организация станций, прусики, плавающие точки, полиспасты, педали и самостраховка (система Парселл прусик) – лишь небольшой список того какие возможности дает кардалет. И все это из одного куска 6-7 мм репшнура по 4-6 м длинной. У каждого курсанта таких по два штуки в комплекте. На фото станция из кордалета на двух точках.

Один из основных блоков курса была работа на льду. Его у нас было много, благо, что жили почти у подножия ледника. Организация станций, промежуточных точек, проушин Абалакова. Освоена французская техника хождения в кошках, и прусский шаг как архаизм прошлого.

Снег – друг наш. И мы, фрирайдеры, любим и можем с ним работать, в отличии, от тех же альпинистов. Посему основной акцент направлен на работу со льдом. Тем не менее, техники страховки на снегу никто не отменял.

Отрабатывались снежные якоря в виде лыж, ледоруба, stuff suck’а и лопаты и др подручных средств. На фото ребята тестят станцию на снежном столбике. Проще порвать карабин :)

Страховка через себя, сидя в упоре через ледоруб, стоя в упоре и др. Так например страховка только через ледоруб воткнутый в снег – полное гумно. При срыве второго вылетает прямо в лицо. Проверенно на себе.

Гостем курса с нами была Аня Ханкевич – чемпионка России по фрирайду, прорайдер и просто прекрасный человек. А как готовила, ммм…так вкусно и изысканно на высокогорье я еще нигде не питался. Спасибо тебе за компанию!

Хождение по закрытому леднику "в связках" отдельная тема разговора. Это не только техника одновременной страховки на леднике, но и тактика его прохождения (знание района, размера трещин, выбор оптимального пути прохождения и проч.).

...

Для нас фрирайдеров, при катании в больших горах бергшрунды  ледниковые трещины представляют одну из основных опасностей на спуске. На фото прозванная нами "акулья пасть".

Что делать если напарник провалился в трещину тоже отработали.  Организацию системы полиспастов не обошли стороной. Стандартный набор 3-ка, 5-ка,7-ка и переход между ними.

Дальше было больше. Все, что мы осваивали, хорошо сочеталось и интегрировалось в наши последующие ски-тур выходы на маршруты. Были и вершины и спуски. Но об этом позже.

А пока подытоживая, могу сказать, что это были самые интенсивные, интересные и полезные курсы в моей жизни вообще. Всю технику, что нам преподавали, сейчас только внедряют в ЦШИ и на Жетоне. И мы, по сути, являемся носителями этих новых приемов и техник в альпинизме, что не может не радовать. За 10-ти дневный интенсив прошли столько, сколько проходят обычно за 3-4 смены на альп выездах.

P.S.: отдельно хочется поблагодарить ребят из powder.kz которые помогли нам с логистикой и организацией. Вы большие молодцы и счастливцы! Надеюсь еще не раз приеду в ваши края.