Лекзырский крест
У каждого свой крест,
и каждому во спасение только его крест.
Феофан Затворник «Созерцание и размышление»
Август 1986 г. Кавказ. Мы, группа горных туристов из Москвы, прошли Местийский перевал (2А, 3860) и разбили лагерь на Лекзырских ночевках уже в Сванетиии.
Ночь. Пейзаж фантастический. Как будто мы в далеком космосе на неизвестной планете. Панорама совершенно неземная и нереальная. Бездонное черное небо усыпанное миллиардами звезд, огромная белоснежная долина, окаймленная острыми неприступными пиками, хаос трещин, гигантских разломов и грозно нависающих сераков. Совершенно безветренно, абсолютная тишина. Да, только ради этих моментов стоит ходить в горы.
- Сергею плохо, сообщает вылезший из палатки Георгий.
- Что делать?
Будим Ирину, выполняющую в группе обязанности медика.
- Сердечная недостаточность. Из-за горняшки, — оглашает свой диагноз Ирина после осмотра больного.
- Надо спускать вниз, в зону леса.
Понятно, что надо. Но как? Идти назад через Местийский перевал? Полкилометра набора высоты Сергей не осилит.
Спускаться вниз в Грузию? Быстро до «травы» не сбросишь. Внизу «Лекзырский крест»- три длинных языка ледника Лекзыр медленно стекают в одну точку с севера, запада и востока , чтобы потом вместе направиться вниз в долину, На карте ледник выглядит как огромный белый крест, отсюда и название «Лекзырский крест».
Но других вариантов нет. Идем вниз. Сергей уже совсем синий. Боксер, мышечная масса большая, вот кислорода на высоте и не хватило. В прошлом году в Архызе у него никаких проблем не было, «двойку» прошел отлично, но здесь совсем другие высоты.
Плохо, что группа слабая. До этого года строго придерживался принципа — девушек не более трети от общего числа участников похода. А в этом году их почти половина. А Сергей весит под девяносто. Кому тащить?
Сначала взвалил его себе на плечи, прошел пару шагов и понял, что скоро сам упаду. Носилки делать не из чего. Так что берем с Костей Сергея под руки и тащим вдвоем. Георгий будет подменять уставших. Три девушки переносят рюкзаки челноком. Тяжело приходится Ирине. Она сама весит килограмм пятьдесят, а мой рюкзак тридцать пять. Но ничего, как-то справляется.
Сергей периодически отключается и перестает даже пробовать переставлять ноги. Так что нам приходится нелегко.
Впереди опасный участок. Нужно вешать перила. А как же Сергей? На себе я его не дотащу. На тренировках в Полушкино мы отрабатывали спуск и подъем пострадавшего. Но только по вертикали. А здесь вниз и по диагонали. Упаковывать в спальник тащить волоком? А сможем ли?
Хлопаю Сергея по щекам. Наконец, взгляд становится немного осмысленным.
- Соберись. Сейчас мы оденем тебе обвязку. Я буду дополнительно страховать. Но эту перильную веревку ты должен пройти сам.
Сергей, собрав все свои силы, начинает спускаться по перилам. Идет медленно, сильно шатаясь. Слава Богу - прошел. Дальше будет легче.
Выходим на ровную часть ледника. Идти становится проще, но и высоту не сбрасываем. А Сергею все также плохо.
Какой же он все-таки большой, этот Лекзырский крест! Шли медленно, силы быстро таяли и до темноты прошли меньше половины «перекладины». Полностью обессиленные разбили лагерь на левой морене ледника.
Ночь была очень тяжелой. Девочки хлопотали над больным, поили его крепким чаем, всячески подбадривали, но перспективы были туманными. Было совершенно не очевидно, что Сергей доживет до рассвета.
Правы был члены маршрутной комиссии, когда на защите этот маршрут посчитали слишком сложным для нашей группы. Конечно, мы все равно решили его пройти, ведь после прошлогодней «четверки» на первенство Москвы эта «тройка» не выглядела непроходимой. Да и у всех участников минимум по два горных похода. Но теперь, я понимал, что опытные ребята из МКК были правы, считая наш довольно жесткий график акклиматизации слишком рискованным.
Утром продолжили медленное продвижение по восточному языку ледника Лекзыр и только к вечеру добрались до центра «Креста». Все те же скалы и лед, нет ни только деревьев, но и травы, высоту практически не скинули, так что дела у нас плохи. Понимаю, что надо дальше идти вниз, но сил уже не осталось.
Неожиданно на темном склоне появились огоньки. Какая-то группа спускалась в темноте по ледопаду с перевала Гарваш (2Б к.с, 3710). Через некоторое время послышались голоса. К нам подошла украинская группа из Донецка. У них тоже были проблемы: при спуске по ледопаду в одного из участников попал камень и сломал ему руку. Парню наложили шину и забрали у него рюкзак. Сам он к происшедшему отнесся довольно спокойно.
- Закрытый перелом. Ерунда. У меня такое уже было
Создавалось впечатление, что ему больше жаль сломанный тем же камнем ледоруб, так как достать другой в то время было нелегко.
У украинцев в группе был профессиональный врач. Он осмотрел Сергея.
- Уже начались проблемы с легкими. Надо срочно спускать вниз.
Проблема с легкими — это серьезно. На высоте болезни проходят по одному сценарию: «горняшка» переходит в отек легкого, потом розовая пена на губах и смерть в течении часа. Реже встречается отек мозга, впрочем, итоговый результат получается тем же.
Врач вколол Сергею ударную дозу антибиотиков и ампулу кофеина. К счастью, в темноте к нам подошли еще две группы с Украины. Мужики быстро соорудили носилки, мы положили на них Сергея и понеслись вниз по темному ущелью.
… Больница в Местиа, столице Сванетии, оказалась очень маленькой. Кроме Сергея в ней были электрик, упавший со столба и рожающая женщина. На утреннем обходе к Сергею подошел врач с медсестрой.
- Русо, альпинисто, ангина, — доложила врачу медсестра.
На этом курс лечения пациент закончился.
Впрочем, больница лечит покоем. Антибиотиков уже на «Кресте» вкололи с запасом, кислороду в Местиа много. Так что дела Сергея быстро пошли на поправку. Через неделю он был абсолютно здоров, его выписали и мы улетели в Москву.
… С тревогой слежу сейчас за новостями с Украины. Как там ребята, пришедшие нам на помощь на Лекзырском кресте?Тогда их помощь воспринималась как норма. На помощь пришла бы любая группа, это было совершенно естественным. Коллеги попали в беду – им надо помочь. И никого не интересовала прописка, место жительства или национальность. Хотелось бы, чтобы так было в горах всегда.
223
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Но почему-то сейчас 80% россиян поддерживают агрессию своей страны против независимой Украины! Кто заслал, вооружил террористов на Донбассе? Думаю, тут не один Кадыров руку приложил...
кликни сюда
ВЫ выбрали совего президента, вы его терпите, вы поддерживаете присутствие ваших наемников у нас на территории. И не надо рассказывать, про "все врут и тд., и тп." Не отмоетесь.
Понятно, что после пер.Местийский вы заночевали на площадках правой морены л.Лекзыр Восточный, выше ледопада. Спуск «вниз и по диагонали» вы осуществили, сходя с правой морены на восточную ветвь л.Лекзыр, ниже ледопада. Молодцы. В августе там непростой рельеф, для группы с «еле-ходячим» участником.
Мы увидели-обогнали вас в створе Лекзырских ворот; ниже креста, где-то около 16-00. Ваш парень шел без рюкзака; шел слабо; был синий. Значит, у него уже был отек легких. Мы не стали «кудахтать» рядом с вами. Нести его было бы медленнее, чем он шел сам. Поэтому, мы подстраховали вас, подождав вас сразу за Лекзырскими воротами, среди берёзового криволесья. Услышав, что больной уже не может идти, мы сделали носилки. Потому что, его нужно было по-любому, как можно скорее, доставить в больницу г.Местиа. Тут подошла группа из Луганска. В ней был врач. Он сделал необходимые уколы. И три группы пошли продираться через заросли криволесья, неся больного на носилках. Двое с нашей группы сразу «пошли в отрыв»; добежали до висячего моста через реку Местиачала; оставили рюкзаки и налегке-бегом в г.Местиа. Там милиция вызвала «скорую»-«рафик», которая сразу выехала к мосту через Местиачала. Подъехали к мосту. Стали ждать. Минут через 10, на тропе, показался «караван». Ваш парень шел «на своих двоих». Видно, что уколы существенно помогли ему (как тогда сказали, он пошел самостоятельно после реки Мурквам). И этим он существенно помог себе сам:
- при ходьбе, от физической нагрузки, у него усилилась частота и объём дыхания;
- соответственно, подсушивались альвеолы;
- что привело к улучшению газообмена в альвеолах; то есть, кровь стала больше насыщаться кислородом.
Так что, у моста он уже не был таким синим.
Вообщем, повезло вашему парню. Повезло, что он оказался слишком тяжелым для транспортировки по л.Лекзыр и вынужден был идти сам, что приводило к повышенной вентиляции лёгких и, соответственно, подсушиванию альвеол. … . Повезло, что на Лекзыре были тогда безоблачные-солнечные дни; и было очень даже тепло. Повезло ему, и с вашей группой; и с нашей; и с луганской. Повезло с немедленными действиями милиции и больницы г.Местиа. Решающее везение – врач в луганской группе, с мощной медаптечкой.
Вывод – следующий.
Надо специально подготавливаться по медицине в горных походах. Если в группе нет медика-профессионала, то МКК обязана организовать проверку состава медаптечки и экзамен ответственного за неё, на умение пользоваться ею.
У вашего парня, сначала, наверняка была не «горняшка», а ОРЗ. Если бы это ОРЗ вовремя придушили таблетками, то не было бы осложнения в виде воспаления лёгких, отёка в лёгких, и скорой перспективы «обнуления».
-----------------------------------------------------------.
Кстати, перечитал заметку второй раз. Добавлю к «Русо, альпинисто, ангина».
У каждого есть свои «домашние» средства лечения.
В 1977, прилетев с Магнитогорска с ангиной, я через пару дней пошел на весенний горный маршрут. Там у нас хватало солёной пищи. Так что, я кашлял на снег кровью. Вернулся домой с хроническим фарингитом. До 1986-го года меня постоянно душило ОРЗ. Даже летом в жару.
В 1986 году, к нам пришел на работу дембель-полковник из Байконура (эта деталь – для понимания, с какого климата он к нам пришел). Он-то и посоветовал мне прихлёбывать коньяк. Сейчас я обхожусь водкой, в которую добавляю немного травяного бальзама из аптеки (бальзам «Вигор»). В барсетку нетрудно положить бутылочку 50-100 мл. Как только начинаю замечать першение-резь в горле или легкий насморк – прихлёбываю-глотаю 10 мл. Чувствую жжение в горле. Это и есть лечебный эффект. Прижигаются-дезинфицируются миндалины. В них-то и находится источник ОРЗ-ангины. Через 1-1,5-2 часа насморк или резь в горле напоминают о необходимости «хлебнуть». И я – хлебаю-глотаю следующие 10 мл. И так 5 раз в день. Больше не надо. Слизистая – не в восторге. Хотя – кто запретит. Насморк – не редкое заболевание. Есть возможность поэкспериментировать. 5-10 -20 раз. Организм покажет. Мне хватает 5-6 раз на день.
Результат такой «народной медицины» – с 1986 года я забыл, что такое насморк. И ангин не было. На маршрутах (до шестёрок включительно) всегда хватало грамм 300-400 «лекарства».
У врача действительно была отличная аптечка, кажется что-то даже наркотическое больному вколол. Если бы не ваши группы - до утра бы он живым не дотянул. А так - все нормально, как у всех. Видел его лет семь назад в Москве. Он меня со своей женой познакомил. Еще раз огромное спасибо за помощь. С коньяком - попробую ;)
- крупные камни в створе Лекзырских ворот;
- травянистый склон с множеством ручьёв в редком берёзовом криволесье, сразу за Лекзырскими воротами;
- далее, сплошные заросли перед рекой Мурквам;
- переправу по брёвнам через эту реку;
- тропа от реки Мурквам начинается метрах в 40-50 выше переправы; поэтому, те, кто идёт от Лекзыра, на неё не попадают, а ломятся сквозь заросли вперёд, параллельно реке Местиачала; и, вскоре выходят на эту хорошо набитую тропу;
- на тропе может запомниться ручей (между двумя крупными пологими камнями в склоне); ручей пересекающий тропу;
- после ручья, тропа широкой дугой, траверсируя вогнутый склон, входит в лес, уже вблизи моста через реку Местиачала;
- висячий мост запомнят все; хороший мост;
Дальше – грунтовка до города Местиа.
А о начале тропы от р.Мурквам я узнал через 3 года; после спуска с перевала Асмаши мы пошли к перевалу Чалаат.
Группу из Харькова я не помню. Меня с нашим травмированным (у него был перелом двух косточек кисти правой руки; так что, носилки он бы не понёс) руководитель послал в г.Местиа за машиной. Вероятно, харьковчане догнали «караван». Но, возле моста толпа была немаленькая, поэтому я не заметил их. После отъезда вниз вашего больного и нашего травмированного, наша группа перешла по мосту и заночевала у большого камня. Мы довольные, что всё обошлось, сразу переключились на свои заботы и не вспоминали прошедшие четыре часа. Поэтому, о харьковской группе я не слышал.
Приятно было узнать о Вас и о Вашем участнике.
О «домашнем рецепте» написал, потому что в горах ОРЗ – самая распространённая хворь. При отсутствии противодействия, она быстро переходит в воспаление лёгких. Эффективность рецепта – удивительна.
Ещё более удивительна, в части помощи от насморка и ангины, «официальная» медицина. Здесь она не лечит нас, а кормится с нас.
Добавлю.
В 1981-м меня осматривало медицинское светило. Оно посоветовало мне операцию – срубить перегородку носа. Хорошо, что я вообще к медикам почти не обращаюсь (разве что, по травмам). Поэтому, я не согласился на операцию. А после рецепта полковника проблема с хроническим фарингитом (а значит, и с ОРЗ, и с ангиной) исчезла.
НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ.
Только 50 мл на день.
5 прихлёбываний-глотков в день по 10 мл.
И, очень желательно, не перебарщивать с таким лекарством.
Идти там и здоровому человеку непросто. А под дождем (как шел в прошлом году) не пожелаю и врагу. Не дошел метров 300 до Местийского перевала, сыпет прилично (с Уллу-Тау), а какие там прекрасные виды на Светгар и Тот-Тау...
Выход на линию госграницы и, тем более, ее пересечение официально запрещены. Формально еще приближение к ней менее чем на 1 км должно рассматриваться как-то особо. На самом деле патруль, встретивший нас в долине Квиша (специально, чтобы обеспечитьпереправу через Долру!) только порекомендовал, чтобы мы не пересекали границу, поскольку "российские пограничники могут, не разобравшись в ситуации, открыть огонь".
"Змейка", видимо, возможна. Ловить специально, скорее всего, никто не будет. Если только не будет нештатного спуска сильно вниз в непредусмотренную сторону. Только надо "правильную" нитку маршрута разработать для пропуска.
Но это незаконно все-таки.
По-сути, в нём предлагается "рецепт кислородной подушки"!!!
Если уж брать кислород - надо брать небольшой баллон с маской.
Ну, я именно поэтому сначала ничего и не написал в ответ на эти опыты из серии "юный химик". =)) Но коль скоро это начали воспринимать всерьез и считать ОЧЕНЬ важным советом... =)
Обычно, я считаю. Но, здесь так захотелось поверить в "рецепт кислородной подушки".
Спасибо.
J Appl Physiol (1985). 2006 Jun;100(6):2057-64.
Respiratory responses to cold water immersion: neural pathways, interactions, and clinical consequences awake and asleep.
Datta A1, Tipton M.
В ней, если кратко, говорится о том, что давать ЧИСТЫЙ кислород (то есть из баллона) при гипоксии и переохлаждении не есть полезно, может привести к остановке дыхания. Дыхание регулируется как концентрацией кислорода, так и концентрацией углекислого газа в крови, есть риск нарушить этот баланс. Так что предложенный мной метод привлекателен тем, что, во-1-х, дыхательная смесь теплая, а во-2-х, вместе с кислородом человек дышит собственным отработанным углекислым газом. Чтобы не улетало в атмосферу - накрыться поплотнее.
Теперь о критериях. Кашель - симптом нехватки кислорода. После первой же ингаляции позывы к кашлю пройдут, значит, подействовало.
О лечении ОРВИ читайте здесь
http://jamaica1953.livejournal.com/86910.html
У меня уже два года не было бронхитов, а раньше каждая ОРВИ ими кончалась. Так что апробировано.
Для солидности
я кандидат биологических наук, 2-й разряд по альпинизму, 2-й разряд по горному туризму)))
PS Да, а кто говорил, что спускать клиента вниз не нужно? Но иногда есть объективные препятствия - ночь, непогода. Пусть он доживет до утра, а потом и спускать можно)))
А в статье критикуют попытки элиминировать гипоксию и гиперкапнию, возникшие в результате гипотермии (кстати, это все настолько частые симптомы для аквалангистов, что есть очень сильное подозрение, что статья именно о погружениях и только о них) чистым кислородом. Не могу судить об обоснованности - но точно знаю, что у погруженцев это, на данный момент, является общей практикой, включая большую часть школ дайвинга. То есть, можете сами сделать вывод насчет общепризнанности данного факта.
И, совершенно безотносительно к статье и вашим, довольно-таки, с моей точки зрения, шаманским методам самолечения - еще раз, никаких разумных запасов гидроперита не хватит для заметного эффекта, с учетом неизбежных потерь продукта. Сами посчитайте...
Для солидности - кандидат химических наук, МС по альпинизму, КМС по горному туризму. =))
А вот хронический бронхит дома так не всегда вылечишь. Тут неплохо работает барсучий или медвежий жир натощак по чайной ложке хотя бы недели две-три.
По солидности, к сожалению, мне до Вас далеко. Науки у меня - технические, по альпинизму - всего лишь значок. И тот получен в 80-лохматых годах. По туризму, правда, есть МС, инструктор, ЧР и прочая мелочь. Но с Вашей подготовкой это сравнить трудно.