Наблюдения путешественника о последствиях неэкологичного поведения в горах. Часть 1.

Пишет PansyK, 22.05.2014 14:24

Начну с влажных салфеток. Мало кто знает, что влажные салфетки в природе практически не разлагаются и летают по горам. Замена им, конечно же, - туалетная бумага. Но не любая, а самая обычная белая. Для тех, кто будет спрашивать, почему именно белая - аргумент, что цвет – это наличие красителя, не единственный.

Есть ещё несколько.

Для тех, кто ходит в горы иногда важно вовремя правильно отдиагностировать, что с ними происходит. На цветной бумаге не всегда видны следы крови в кале, или какого оно цвета. Оба фактора взяты не с потолка, а из личной практики. Случай с кровью был связан с серьёзным заболевание человека, а второй с тем, что участник отравился сальманелой.

Также важно, чтобы бумага не была ароматизированной. Для тех, кому это не будет понятно, тоже есть несколько примеров из личной практики. Вот один из них. В районе Софийских озёр (Архыз) живут медведи. Их-то берлогу я однажды на маршруте и нашёл. Нашёл специфическим образом. Я учуял в воздухе запах яблока и ни как не мог понять, откуда он. Пошёл на него и наткнулся на берлогу в камнях. Там был разодранный в клочья рулон зелёной туалетной бумаги, который и пах. Так что животина не брезгует пробовать то, чем человек подтирается. Также был случай, когда один из участников держал рулон в боковом кармане рюкзака и мелкие грызуны ночью не постеснялись прогрызть сетку кармана и попробовать на вкус его бумагу с запахом клубники!

Но практика также показала, что порой влажные салфетки - это необходимость. Первый из примеров - это случай с отравлением. Человек так часто бегал в кустики, что бумагой натёр себе причинное место. Таким образом, салфетки стали его спасением. Второй - это альтернатива умыванию. Порой на маршруте не получается умыться или подмыться по несколько дней. И единственный способ не заработать что-нибудь неприятное, это протирать нужные места влажными салфетками.

В первом случае меня учили, что салфетки по возможности закапываются, а если нет такой возможности - то закладываются камнями. Таким образом, они разлагаются быстрее и не летают по просторам.

Во втором - складируются в пакетик и потом при первой же возможности сжигаются.

Чтобы сжечь мусор, я использую универсальный метод, который не зависит от того, где я.

Это либо газ, либо сухое горючее. Если газ - то это горелка со шлангом, на который накручивается баллон (моя практика показала, что одного маленького баллона на 250 гр хватает для двух недельного похода). Над горелкой ставится специально изготовленная «сетчатая кастрюлька» с ножками, в которой всё и сжигается. Если сухое горючее, то это всё та же «кострюлька», только под ней сухое горючее, которое выполнено в виде своеобразной «комфорки» на ножках с четырьмя таблетками. Вот примеры таких изделий.

Для любителей посчитать вес как частый эколог в группах скажу сразу, что мусор тяжелее, чем таблетки горючего или дополнительный баллон, которого, кстати иногда и не надо, ибо можно использовать как основные баллоны, так и резерв из основных. А «кастрюлька» весит около 90 грамм.

Тут, наверное, надо сказать, почему я пришёл к сжиганию мусора.

Однажды, когда поход закончился, и нас везли из Архыза на вокзал, нам всю дорогу пришлось ехать за мусоровозом. И тогда я увидел, что весь собранный мусор он потом увозит на свалку, которая находится на окраине одного из посёлков сравнительно недалеко от гор. По размерам свалки я понял, что мусор если и утилизируют, то крайне неохотно и медленно, после чего и решил, что лучше я буду заниматься его уничтожением сам.

Отдельно хочется сказать про окурки. Тут я, как не курящий, могу рассказать только, что те, кто при мне в походах курит, поступают в основном двумя способами. Первый и самый распространённый - это кинуть окурок в сторону или, как вариация, сильно его растоптать, чтобы не поджёг ничего. Второй - положить окурок в боковой карман рюкзака, в пачку или ещё куда-нибудь. Ни тот, ни другой способ меня особо не радует, ибо мусор, как был, так и остался (окурки разлагаются в природе около 10 лет, а если попадают в водоём - заражают его кадмием, мышьяком, никотином и канцерогенным бензолом). Поэтому я предпочитаю это дело сжигать.

Ещё если вернуться к вопросу о гигиене, то стоит вспомнить о том, что туристы берут с собой для неё.

Я, к примеру, обхожусь только мылом. Но есть те, кто с собой берут не только его, но и шампуни, гели и прочие банные принадлежности. Шампунь и гель холодной водой смывается долго, да и температура от 3 до 7 градусов не каждого располагает к здоровью, если её долго на голову лить. Само собой это загрязняет озёра и реки. Поэтому я пользуюсь только самолично приготовленным мылом, чтобы исключить как можно больше лишней химозы, которая есть в фабричном мыле. Учитывая, кстати, сколько аллергиков стало в наше время - это для них ещё актуальнее.

Продолжение следует...

Автор рассказа пожелал остаться неизвестным.