Пишет ayelkov, 23.04.2014 15:23

24 апреля. Демонстрация фильма о новом приюте Гутэ на Монблане, в рамках показа фильмов 17-го кинофестиваля Вертикаль.

Четверг. Кафе «Прогноз погоды». Адрес: 3-я ул. Ямского поля, Влад 2, корп 3. Сбор в 19-00, начало программы в 20-00.
Приглашаем всех, кто был на Монблане и особенно тех, кто туда собирается. Всех кто любит Альпы, любит горы, любит альпинизм.

24 апреля кинофестиваль Вертикаль приглашает в Прогноз погоды. Фильмы о Монблане (Альпинизм, приют гутэ)

Днем рождения альпинизма считается 8 августа 1786 года, когда вершины Монблана достигли двое граждан Савойи. Именно высшая вершина Альпийских гор вдохновляла на восхождение первых альпинистов. А с изобретением кино Монблан вдохновляет и авторов фильмов. Не счесть фильмов, одним из героев которых была эта могущественная и прекрасная вершина.

Мы подготовили короткий рассказ об истории восхождения на Монблан, о маршрутах и современном состоянии альпинизма в этом регионе. С демонстрацией отрывков из фильмов о Монблане, которые представлялись на фестивале Вертикаль в разные годы… А также фильма «Мазо» о знаменитом французском альпинисте и политике, который будет показан на 17-м кинофестивале Вертикаль. Фестиваль состоится 27-30 мая 2014 года. Информация на 8848.ru.

И затем: Фильм французского режиссер, президента Французского Альпийского Клуба Бернара Жермэна «Новый приют Гутэ». С прошлого года на самом популярном маршруте восхождения на Монблан введена в эксплуатацию горная хижина нового поколения. Об истории ее создания и постройки рассказывает фильм. Он был прислал нам сразу с русским звуком. Дело в том, что одним из ведущих архитекторов проекта был россиянин..

Спонсор вечера Клуб 7 Вершин. Ведущий: Александр Ельков, член оргкомитета фестиваля, переводчик фильмов.

О ПРИЮТЕ

Из статьи в Нашей газете (Швейцария), опубликованной до открытия приюта.

Последняя остановка на классическом маршруте восхождения на Монблан (4 810 м), который выбирают для покорения «крыши Европы» 80% альпинистов – Refuge du Goûter. На месте обветшавшей хижины, построенной в 1960-х годах, выросло современное архитектурное сооружение, созданное в соответствии с последними веяниями архитектуры и дизайна. В создании нового приюта (хотя это здание сложно называть общепринятым среди покорителей вершин термином) принимали участие сотрудники конструкторского бюро GROUPE H, среди проектов которого – и так называемый «Дворец равновесия». Этот круглый павильон, построенный к национальной выставке 2002 года, обрел вторую жизнь в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН). Сейчас здание в форме шара диаметром 40 м, построенное полностью из дерева, известно сотрудникам и гостям международной организации как Глобус науки и инноваций, в нем проходят выставки и конференции.

Новый проект архитектора Эрве Дессимо из GROUPE H и его коллеги Тома Буши из CharpenteConcept, приют для альпинистов на 120 мест, также создан из экологически чистого материала. Ель способна выдерживать низкие температуры – ведь RefugeduGoûter расположен на высоте 3 835 м над уровнем моря. Этот материал обеспечивает хорошее соотношение легкость-прочность, что немаловажно, когда стройматериалы приходится поднимать на такую высоту. Бетонные сваи, вбитые на двенадцать метров в горную породу, удерживают приют на краю бездны. Обшитое стальными листами здание овальной формы выглядит, как летающая тарелка.

Благодаря использованию самых современных технологий, приют способен полностью обеспечить потребности посетителей в воде и электричестве. К счастью, недостатка в сырье не возникает ни зимой, ни летом – снег растапливается и подогревается при помощи солнечных батарей, которые также обеспечивают здание теплом и светом. Приют оборудован и электрогенератором, работающим на биотопливе – рапcовом масле. Единственный традиционный источник энергии, который будут использовать посетители приюта – газ для приготовления пищи. Для очистки сточных вод, которая всегда представляла собой проблему для строительных сооружений на такой высоте, авторы проекта применили передовую технологию, которая используется на подводных лодках. Твердые бытовые отходы прессуются и вывозятся, а сточные воды проходят многоуровневую фильтрацию, прежде чем снова попасть в окружающую среду.

Авторы проекта говорят, что приют полностью готов к эксплуатации, даже в тех суровых погодных условиях, которые царят на подступах к вершине. В этих местах скорость ветра может достигать 250 км/ч, температура воздуха опускается ниже – 40 С°, а содержание кислорода в воздухе на 40% меньше, чем на равнине.

Футуристический проект уже получил несколько премий: женевскую кантональную премию устойчивого развития и премию французско-швейцарской торгово-промышленной палаты в 2012 году, а также приз на фестивале построек из дерева региона Рона-Альпы в феврале 2013 года. 28 мая 2013 года авторов проекта ждет еще одна награда, на этот раз – в Екатеринбурге, они получат ее из рук губернатора Свердловской области. Refuge du Goûter выиграл «Евразийскую премию» фестиваля с десятилетней историей в номинации «Архитектура общественных зданий и сооружений». Идея представить альпийский проект на уральский конкурс пришла в голову одному из сотрудников конструкторского бюро GROUPE H, уроженцу Екатеринбурга Николаю Берсеневу. Николай закончил Уральскую архитектурную академию, затем учился в Страсбургской архитектурной школе и сейчас занимает должность главного архитектора проектов в женевском конструкторском бюро. Он принимал непосредственное участие в разработке технической документации Refuge du Goûter и согласился ответить на наши вопросы.

Наша Газета.ch: Николай, как родилась идея подать заявку на участие в российском конкурсе?

Такова политика нашего бюро – не ограничиваться швейцарским или европейским рынком. Мы принимали участие и в строительстве музея современного искусства в Сеуле, а сейчас разрабатываем проект города-спутника Буча на Украине. Refuge du Goûter – авангардный проект. Это полностью автономное здание, к тому же на сегодняшний день – самая высокогорная жилая постройка Европы. То есть, мы способны выполнять такие проекты даже в экстремальных условиях. Кроме того, здание построено из дерева – это образец экологически чистой постройки, выполненной в соответствии с концепцией устойчивого развития. Участие в различных конкурсах в России связано не столько с фактом признания результатов нашей работы в профессиональных кругах, а вызвано скорее желанием донести швейцарский опыт компании в области «зеленых технологий» и энергетически автономных зданий до российского потребителя. Реализация одного из таких совместных проектов в Екатеринбурге, например, могла бы ускорить процесс модернизации региона и усилить позиции города на международной арене, уже сегодня являющегося центром проведения различных саммитов, форумов и деловых встреч.

Уже известно, когда будет открыт приют?

Работы завершились в августе 2012 года, тогда же было получено разрешение на ввод в эксплуатацию. Однако в процессе тестирования случился небольшой технический сбой – в результате перегрева системы антифриз в солнечных батареях произошел выброс пара. Конечно, никакой опасности такой случай не представляет, но была назначена вторая комиссия, которая должна снова осмотреть здание. Комиссия вылетит на место в ближайшие дни, как только наладится погода [доступ к хижине – только на вертолете или по альпинистскому маршруту, прим. ред.]. Кроме того, между французской Федерацией альпийских горных клубов и Ассоциацией гидов Шамони и Сен-Жерве были некоторые разногласия. Дело в том, что новая система позволяет бронировать места в приюте заранее по интернету. Таким образом, местные горные проводники не имели гарантии, что в приюте всегда найдутся для них свободные места, как это было раньше. На этой неделе им удалось достичь согласия.

Как ведется наблюдение за технической безопасностью?

Здание эксплуатируется приблизительно четыре месяца в году. Мы имеем возможность круглый год наблюдать по спутниковой связи за тем, как работает оборудование, какая температура внутри. В случае неполадок наши представители могут прибыть на место из Женевы в течение 2 часов.

Источник: http://www.nashagazeta.ch/news/15474

Приют был открыт летом 2013 года и мне посчастливилось там ночевать. И эта видео-полушутка была сделана в хорошо известном стиле проезда одной камеры:

Позже Наша газета взяла еще одно интервью у Николая Берсенева…
… Николай Берсенев, русский архитектор, сотрудник женевского конструкторского бюро, построившего новый приют Refuge du Goûter на основном пути восхождения на Монблан.

«Четыре года назад, поднявшись на вертолете на 4000 метров к подножию Монблана, я впервые понял, зачем люди подвергают себя мучениям, ограничивая себя в комфорте, преодолевая физические трудности. Все это ради того самого момента на вершине, куда не каждый смертный может добраться. Уникальная привилегия быть один на один с миром. В этот момент невозможно не думать о мироздании, о духовном, весь мир предстает как на ладони... » – так Николай вспоминает опыт, который принес в его жизнь новое увлечение – альпинизм. О Refuge du Goûter (приюте для альпинистов на высоте 3835м) мы уже писали, а теперь решили побеседовать с одним из его создателей более предметно – об увлечениях, новых архитектурных проектах и планах, которые, возможно, будут реализованы не только в Швейцарии, но и в России и на Украине.

Наша Газета.ch: Николай, мы с Вами познакомились, когда стало известно, что проект архитектурного бюро Groupe-H из Женевы, в котором Вы работаете, должен получить «Евразийскую премию» в Екатеринбурге. Как все сложилось? Сколько наград уже собрал Refuge du Goûter?

Николай Берсенев: На сегодняшний день наш проект получил 6 премий. Совсем недавно мы вернулись из Мюнхена, где были на вручении Iconic Awards 2013 – немецкой премии в области архитектуры и дизайна.

То есть, Refuge du Goûter, в буквальном смысле, получил признание «от Монблана до Урала»?

Этот проект универсален по своей культурной принадлежности. Послание, которое мы хотим передать с его помощью, выходит за рамки географических границ. Это энергетически автономное здание, расположенное на изолированном участке, где нет доступа к электричеству, нет воды (в жидком виде, так как мы находимся в зоне постоянных ледников). Нам пришлось придумать, как обеспечить функционирование объекта в экстремальных погодных условиях, – на такой высоте температура варьируется от –40 С° зимой до +30 С° летом на солнце, а ветер порой достигает 300 км/ч. Кроме того, это самое высокогорное эксплуатируемое здание в Западной Европе, там должен постоянно находиться персонал, 6 человек, которые обслуживают работу приюта. Если вы никогда не строили ничего подобного, как можно быть уверенным в технических характеристиках своего продукта? Все отделочные материалы, систему остекления нам пришлось изучать, так сказать, в лабораторных условиях, прежде чем прийти к тому проекту, реализация которого началась в 2010 году. На разработку концепции ушло 5 лет, а строительство заняло еще 3 года, так как на такой высоте работы можно было вести только с июня по сентябрь.

Хотя стоянка была готова к эксплуатации уже в 2012 году, там успели побывать всего несколько десятков человек, так как приют открылся только в конце альпинистского сезона. В полном объеме здание начало функционировать в этом году, оно способно принять 120 человек в сутки. Каждый год по этому пути проходят около 5 тысяч человек, поэтому можете себе представить, какая нагрузка ложится на приют в разгар альпинистского сезона.

Зачем же понадобилось строить такой сложный и дорогостоящий объект в месте, куда так сложно добраться?

Необходимость в этом проекте назрела давно, так как старый приют, который находится на расстоянии 300 метров от новой постройки, уже не соответствовал современным требованиям безопасности – ледник ее, так сказать, толкал вниз. Поэтому было принято решение построить новое здание на основном пути восхождения на Монблан. Ведь, как Вы знаете, за один день подняться на вершину практически невозможно.

Этот проект является экспериментальным – в подобной конфигурации здание еще никто не делал, это на 100% новаторская постройка. Нам приходилось преодолевать множество трудностей, так как на такой высоте нехватку кислорода ощущают не только люди, но даже оборудование – кпд всевозможных машин, компрессоров уменьшается практически в 2 раза! Также мы искали нестандартные решения, которые позволят эксплуатировать объект в экстремальных условиях. Например, мы позаимствовали технологии, которые используются для строительства подводных лодок, для изготовления системы очистки сточных вод и канализации. Я, пожалуй, опущу технические детали, скажу лишь, что речь идет о замкнутом цикле, при котором почти ничего не выбрасывается наружу (смеется).

Как людям удалось адаптироваться к работе на такой высоте?

Я поднимался на объект за 3 года около 60 раз, и могу Вам сказать, что это сразу чувствуется, что насыщение воздуха кислородом на такой высоте на 40% меньше, чем внизу. Тогда же я начал заниматься альпинизмом, чтобы, как архитектор, лучше понять потребности тех, кто будет пользоваться нашей стоянкой.

Вы уже побывали на Монблане?

Нет, на Монблан я еще не успел подняться, для этого требуется серьезная подготовка – все-таки 4800 метров. Сначала нужно несколько раз подняться на четырехтысячники, чтобы адаптироваться. Я прошел ряд тренировок в Церматте, ходил по горам по 8-10 часов на высоте 4000 метров. Это мне очень помогло в работе – чтобы подниматься к объекту и осуществлять авторский надзор, физическая подготовка необходима. Надеюсь, в следующем году мы с друзьями поднимемся на Монблан. И, конечно, мне придется остановиться в Refuge du Goûter, провести там ночь и проверить, как все функционирует, уже с точки зрения посетителя.

Одна из полученных наград – «Евразийская премия» в Екатеринбурге. Значит ли это, что проект представляет интерес и для жителей Урала и России в целом?

Дело в том, что сегодня вопрос об использовании возобновляемых источников энергии связан не только с наличием или отсутствием природных ресурсов в той или иной стране. Речь идет о глобальном подходе, и экологическая составляющая играет здесь очень важную роль. Даже если Россия богата природными ресурсами, экологическая обстановка оставляет желать лучшего. Это именно та задача, над которой должны задумываться современные архитекторы, предлагая новаторские концепции. Парниковый эффект, выбросы углекислого газа – все эти проблемы носят глобальный характер. Россия может внести изменения в свою политику возведения конструкций, чтобы обеспечить устойчивое развитие архитектуры. Хорошим примером в этом смысле является Швейцария. Как Вы, вероятно, знаете, к 2050 году Конфедерация собирается полностью перейти на возобновляемые источники энергии. Это, конечно, прежде всего, политическая воля, которая необходима для того, чтобы современные технические решения могли воплощаться в жизнь.

То есть, этот проект примечателен не только в качестве уникальной высокогорной постройки, но и как пример использования передовых технологий?

Думаю, что да. Основная идея такова – если мы можем строить здания в экстремальных условиях, то почему бы не сделать то же самое в обычных условиях? Например, для строительства Refuge du Goûter нам приходилось поднимать материалы при помощи вертолетов (около 2 тысяч перелетов за 3 года строительства), и транспортные расходы стали одной из основных статей в итоговой смете. К сожалению, это не самый экологичный способ строительства, но в данном случае у нас просто не было выбора – иначе доставить материалы на такую высоту просто невозможно.

Вы занимаетесь не только проектированием, но и строительством зданий?

Мы занимаемся комплексными разработками, от архитектурной концепции до инженерных технических решений. Заказчик, приходя к нам, получает объект «под ключ». Компания Groupe-H существует на рынке уже более 30 лет. Еще в начале 1990-х годов она взяла курс на устойчивое развитие и использование современных технологий в проектировании. Возобновляемые источники энергии – солнечная, геотермальная энергия – все это является частью наших проектов. Например, сегодня в Женеве, если вы строите новое здание, вам необходимо обеспечить, по меньшей мере, 40% его энергопотребления за счет возобновляемых источников. Поэтому все заказчики, по крайней мере, в Швейцарии, уже ориентируются на такие тенденции. Для России эта проблема пока не так актуальна. Более того, многие ошибочно полагают, что все эти технологии значительно повышают стоимость объекта и не каждому заказчику по карману. На самом деле, стоимость проекта Refuge du Goûter – 4-этажного современного здания общей площадью около 800 кв. метров, построенного в экстремальных условиях, – около 7 млн евро, что относительно недорого, даже по сравнению с некоторыми российскими проектами.

……

Спасибо. Кстати, как показывает опыт, незнание – худший враг. Я лично знаком с людьми, для которых Россия – страна далекая и неизвестная. А когда человек чего-то не знает, ему очень сложно составить собственное мнение, тем более положительное. Гораздо проще критиковать то, чего мы не знаем, чем попытаться понять. Надеюсь, наша деятельность и, особенно, проведение всемирной выставки, помогут открыть Россию миру.