Приэльбрусье - март 2014. Фоторассказ

Пишет MG5642, 07.04.2014 00:16

Приэльбрусье - март 2014. Фотоальбом
Приэльбрусье - март 2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ)
В последней декаде марта этого года снова побывал в Приэльбрусье - по делам, покататься на горных лыжах, и чуток погулять с палаткой, фотоаппаратом и штативом, куда не лавиноопасно...

Первая вылазка - на Ледовую базу. Кто не знает, вот схема маршрута, оранжевые треугольники - места ночевок:

22 марта стартовал во второй половине дня, так что заночевал в часе ходьбы по дороге на водопад Девичьи косы. Нашел в районе коша идеально ровную площадку точно под одну палатку:

Полюбовался Когутаями:

И закатом на Донгузе:

Ночное небо. Склоны Чегета освещены огнями Терскола:
Приэльбрусье - март 2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ)

На следующий день по заснеженной грунтовой дороге (местами удобный путь по кромке дороги без снега) поднялся выше водопада Девичьи косы, где началось много снега. Желание набрать побольше чистой воды из ручья увело меня в сторону от обсерватории. Набрав 3 л воды в речке с левой части ледника Гарабаши (?) без дороги по пологому глубокому снегу (тропежка…), затем осыпному склону вышел обратно в район дороги выше обсерватории, где и заночевал. Вид с места второй ночевки:

Фрагмент предыдущей панорамы – окончание ледника Терскол:

Моя палатка на фоне Ушбы, Когутаев, Донгуз-Оруна, Накры, а также сливающейся с пейзажем обсерватории:

И на фоне Эльбруса:

Надо сказать, соло путешествие мне понравилось тем, что не зависишь ни от кого, ходишь туда и столько, куда и сколько хочешь. Из минусов – при совершенно не продуманном снаряжении его очень много: 2-местная палатка, горелка, кастрюлька, аптечка, лопата. А еще и штатив, 2 фотоаппарата, 2 пенки, 2 магнитофона импортных, и вдобавок кривая раскладка с металлическими консервами – рюкзак был ого-го. Но поскольку шел с комфортной созерцательной скоростью, было не в тягость. Да и одна из задач вылазки – как следует пропотеть и вернуть в тонус организм в преддверии майско-осеннего сезона.

Панорама заката (кликабельна):

Ушба за Шхельдой:

Еще попозже:

На следующий день, стараясь идти по осыпям (дорога в снегу), добрел до 105-го пикета. Там нижний этаж ветрами полностью замело, зато на втором этаже (по лестнице) вполне комфортное помещение. На деревянном полу в спальниках может разместиться человек 20. Только где тут воду брать летом?

Панорама при подъеме к Ледовой базе:
Приэльбрусье - март 2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ)
На оригинале пытливый зритель найдет домик 105-го пикета :).
Погода «звенит» третий день!

Панорама почти от Ледовой базы – от Эльбруса до Донгуза:

Эльбрус крупным планом (по клику – ширина 2500 пикс., максимальная на Риске):

Нижние пристройки базы разрушены, заметены снегом. Обнаружил, что через одно окно (на фото ниже в левой части кадра) можно залезть в неплохое помещение:

Чуть откопал снег, бросил на пол два обнаруженных матраса, и организовал шикарное защищенное от ветра место для палатки:
Приэльбрусье - март 2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ)

Какая тут тишина, какой воздух! Не хватает только чистого горного ручейка. Проспал 11 часов как сурок. Только с перерывом по будильнику на съемку рассвета.

Сначала закат – панорама (кликабельная):

Попозже:

Краски у Штавлера:

Сполох Безенгийской стены. 20 секунд, и потухнет:

Краски у Замка с Даларом:
Приэльбрусье - март 2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ)

Слева почти ночь, справа почти день. Есть в этих нескольких минутах особенная торжественность.

И наступила ночь. Косая черточка – трек от метеора:

Рассвет начался. Теперь день слева, а ночь справа.

Классика и Месяц:

Перед восходом солнца:

Вышло!

Краски рассветного Эльбруса:

Погода продолжает «звенеть»!

Эльбрус попозже:

Рассвет на каких-то горах ГКХ и Грузии:

Возвращаюсь

Столбчатые отдельности Эльбрусских лав по дороге:
Приэльбрусье - март 2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ)

В середине дня заночевал на прежнем месте – уж больно уютная полянка:

Хотел было сходить погулять и переночевать у ледника Кашкаташ, а у погранцов новые правила, даже в одну долину своего участка оформление пропуска не менее 3 дней. Посидел над картой – в Юсеньги тоже не пустят. Остальные места я посещал. Победителем тендера для 2-дневной прогулки стала долина Ирик благодаря бонусу в виде великолепного нарзана в её начале.
Фотографировать там особо нечего было, так что вот я заночевал в районе слияния Ирика и Ирикчата:

Приэльбрусье - март 2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ)

Сделал огромный костер из близлежащих дров – погреться и теоретическое зверье отпугнуть.

Ночью прошел снегопад, а на утро солнце:

Хотел сходить к леднику Ирик, как вдруг утром налетел вот такой фронт:
Приэльбрусье - март 2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ)

И я свалил обратно, мало ли что.

Ирикские песчаниковые останцы:

Ниже них вкуснейший, газированный нарзан.

Большое спасибо Олегу Васильевичу Остапцову (ostaptsov) за уютный приют в Терсколе!

Всякое-разное:
1) Абонемент на Чегете стоил 800 р, Азау – 600р старый вагончик, 1000р новая канатка. Надо учитывать, что новая, бывает, работает в такую погоду, в какую старый вагончик отключают.
2) Сразу после моста через Ирик в пос. Эльбрус из двора одного дома выбегает среднего размера крайне агрессивная собака с реальной целью покусать как следует. Нужно выставить вперед палки прямо ей в морду и двигаясь спиной вперед отойти метров 15-20, тогда отстанет. Кусать будет палки :).
3) Из Нальчика маршрутка подбирает людей с московского поезда около 7 утра, далее примерно до 8 ждет пассажиров на дальнем автовокзале, и едет в Терскол.
4) На дорогу ближе к водопаду Девичьи косы в двух местах регулярно прилетают серьезные камни – их видно, лежат на дороге. Нужно наблюдение, а пересечение этих участков желательно бегом! Что я и делал, особенно забавно на подъем с громадным рюкзаком :).
5) (возможно устаревшее) Лет 8 назад я поднимался к Терскольской обсерватории напрямую по тропинке по гребню. На указатель «злые собаки» не обратил внимание. В отличие от п.2, из-за которого и вспомнил, две собаки там весьма крупные, и реально шансов никаких. Тогда меня спасла единственная тропинка в очень глубоком снегу, они просто не могли обойти со стороны, ну и относительно быстрая реакция хозяина. В общем, к обсерватории, видимо, не стоит близко подходить.

Вот так, в общем совсем не плохо, прошла последняя неделя марта 2014...