Что проще: идти на Северный полюс на лыжах или ехать на вездеходах?
Ответ не так прост, и опыт экспедиций Владимира ЧУКОВа только доказывает это!
Новая попытка, 30-я по счёту, пробиться к заветной высоте – к Северному полюсу! – дала новые ответы и поставила новые задачи перед Экспедиционным центром АРКТИКА, который возглавляет Чуков. Экспериментальные пневмовездеходы прошли 1000 км по заполярной тундре и заставили команду вернуться на старт. Но это не итог: это ещё одна ступень на новую высоту! Что же за ней стоит?
После того, как Почётный полярник РФ Владимир Семёнович Чуков в четвёртый раз достиг точки Северного географического полюса, то на итоговой Пресс-конференции журналисты логично задавали «логичный» вопрос: «А когда в пятый раз?» И тогда сам путешественник отрезал: «всё – сама по себе тема походов на лыжах исчерпана: показано, что в автономном режиме человеку по силам на лыжах пересечь Северный Ледовитый океан! Остаётся для увлечённых Северной романтикой путешественников личное стремление: кто не был на этой высоте – готовьтесь, идите, достигайте! Но нашей команде нужно новое развитие!» В чём оно будет – тогда, в 1998 году, не было объявлено, но очевидно, что развитие руководитель проекта Чуков новую тему уже «прощупывал». Примерно тогда же, как только в Экспедиционном Центре АРКТИКА появились первые пневмовездеходы (1999 год), сам Владимир Семёнович, скорее в шутку, прокомментировал это так: «Раньше мы ходили на лыжах – были молодые и крепкие, а сейчас, в солидном возрасте, рюкзак и волокушу в 200 кг за собой тянуть уже тяжело! - будем добираться до Полюса на вездеходах! А если серьёзно, то разработки, поиски конструкций новых транспортных средств для Заполярья – это и есть развитие деятельности нашего центра!» Прошло 15 лет, и восьмая конструкция северных пневмовездеходов ставит перед путешественниками очередные проблемы, вернее, совокупность проблем. Коснёмся их подробнее, а, во-первых, отметим лежащее, что называется, на «поверхности», понятие: так всё-таки как проще (то есть, легче, реальнее, возможнее! – что ли?) достичь этой притягивающей высоты – макушки Земного шара: на лыжах (ножками-ножками) или на этих самых вездеходах, которые твои, те самые, 200 кг необходимого груза и тебя самого, везут к высокой цели? И ответ выказывается неожиданным: на лыжах, с волокушей за спиной – проще!Новая попытка, 30-я по счёту, пробиться к заветной высоте – к Северному полюсу! – дала новые ответы и поставила новые задачи перед Экспедиционным центром АРКТИКА, который возглавляет Чуков. Экспериментальные пневмовездеходы прошли 1000 км по заполярной тундре и заставили команду вернуться на старт. Но это не итог: это ещё одна ступень на новую высоту! Что же за ней стоит?
За предыдущие 15-20 лет в России развилась настоящая индустрия пневмовездеходов (или подобных конструкций). Государственной она не стала, искомый транспорт для сбережения заполярной тундры так, в масштабах страны, и не появился, но движение вездеходчиков пошло, растёт и развивается! Анализируя интернет-форумы и публикации по этому вопросу можно прикинуть, что в России за предыдущие 15 лет выпущено (и где-то бродят!) около 10000 пневмовездеходов, некоторые даже превращены в серии, их можно запросто заказать и просто купить. Но факт остаётся фактом: при всей критичности отношения друг к другу только ДВЕ конструкции в мире вырвались на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана: это аппараты «Емеля» МЛАЭ команды змс Василия Елагина, который сам с 2004-го до 2008 года как раз был участником экспедиций центра АРКТИКА, и собственно пневмовездеходы ЭЦ АРКТИКА змс Владимира Чукова! И всё!!!
Очевидный вопрос: а где остальные? Почему остальные тысячи конструкций (их авторы – конечно!) не стремятся достичь это наивысшую высоту – точку, где сходятся меридианы Земли!? Потому что не только в наличии самого пневмовездехода кроется секрет путешествия на Полюс, а в колоссальном комплексе проблем - факторов! Среди этих факторов, кроме «железа», конечно же, люди, команда (человеческий фактор – как говорят), обеспечение (техническое, временное и финансовое) и сопровождение (логистика, навигация, связь, PR и реклама). В итоге, столь сложный процесс, как Трансарктическая экспедиция ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО – это мощнейший пул организаций, фирм и частных лиц, это объединение усилий сотен людей. К примеру, в нынешнем экспедиционном проекте Владимира Чукова свыше 30 партнёров – а сколько добровольных энтузиастов и помощников? – длиннющий список! Штурмовая команда в девять смельчаков – это вершина громадного айсберга! А решение многофакторной задачи – объединить все эти силы, направить в одно русло, скоординировать, не выпуская из виду главной цели! – это и есть талант руководителя проекта Владимира Чукова. Так эксперимент 2014 года стал продолжением непростой работы по штурму Заполярья новыми пневмовездеходами, а сосредоточение усилий в одних руках позволяет сохранить преемственность в работе и обеспечить то самое развитие темы на будущее!
Маршрут 2014 года начался для команды ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО-2014 в знаменитом на весь мир городе Новом Уренгое 16 февраля. Сборы позади, все полугодовые болотные испытания – Подмосковья и центра России – всё позади! Реальный Север, бескрайняя тундра, дичайшие морозы до минус 56 С, зимники нефтяников и газовиков – это и есть шаг на новую ступеньку, который надо сделать! И то что при таком морозе железо просто лопалось (и вовсе не в местах сварки!, а где-то «посредине»), а люди работали и вели аппараты по маршруту – это, вообще-то, и есть искомая романтика путешествий!
Железо оно на то и есть железо, а вот люди на то и люди, чтобы стоять и не ломаться ни при каких морозах. Потому теперь – о «человеческом факторе»! Формирование команды – это всё равно прерогатива руководителя, при любых условиях. Процесс этот – тайна из тайн: даже в космос, на МКС, на орбиту, на полгода людей отбирают целые институты, психологи и специалисты, а тут – в не менее сложную экспедицию, в Заполярье! – угадывает один руководитель экспедиции!
Формирование команды происходит долго, начинается далеко загодя до старта: разработка, изготовление и предварительные испытания пневмовездходов позволяет привлекать много людей, и сам процесс рождения новой сложной техники отбирает коллектив. Но, всё равно, вплоть до самого старта кто-то может прийти и уйти! Однако странным стало в нынешнем проекте 2013-2014 года вдруг ни с того ни с сего исчезновение из общего дела главного механика группы Николая Никульшина. Вроде бы опытный человек, и на дрейфующих льдах бывал, и долгие месяцы руководил техническими работами на подмосковной базе экспедиции, и вдруг – бац! – и человека нет, менее чем за месяц до старта! Тут ставь хоть вопросы хоть восклицательные знаки: только как назвать эдакий «поступок» Никульшина?! «Слов нет», как говорил великий сатирик Аркадий Райкин. Может быть, сам Николай ответит на этот вопрос?! Подождём-с!
А теперь испытания! 1000 километров ямальских нефтегазовых дорог и зимников перекрыли все предыдущие полгода болотных пыток: ни в какое сравнение не идёт любое подмосковное бездорожье (или ярославское, или нижегородское, или вологодское – пусть не обижаются любители их! – или какое иное «земное») и заполярный зимник в лютый 50-градусный мороз – масштаб другой! Выявляется выпукло сразу ВСЁ! Всё, что ранее можно было прикрыть, отложить, на что не обратить пока внимание: тут нет мелочей. Даже расположение вещей в салоне – и то становится важным, а уж про расположение и наличие инструмента или ЗИПа – и говорить нечего: на таком морозе нехватка чего-то или неэргономичное его расположение сказывается утроенными затратами и усилиями!
По сути 1000 км нынешнего зимнего эксперимента умножились двое-втрое против болотных весенне-летне-осенних километров! А что показали бы дрейфующие льды – пока не говорим? Анализ ситуации: отказ моста на одной машине, отказ двигателя на другой, другие поломки - стали причиной принятия непростого решения: команда повернула аппараты на обратный путь и вернула их на старт в Новый Уренгой.
В целом, логистика проекта потребовала возврата пневмовездеходов на подмосковную базу Экспедиционного центра АРКТИКА и возобновления технических работ уже с учётом колоссального опыта нынешнего 1000-километрового маршрута. Конечно, эта часть долгого пути на Полюс пусть не самая геройская и романтическая, но наиважнецкая, и без неё – ни шагу вперёд! Без неё новой высоты не достигнешь!
А теперь вернёмся к самому заголовку этой статьи и уже имея хронику и логику событий ответим сами: так что же было проще – с 200-килограммовой волокушей и рюкзаком за спиной на лыжах рваться к Северному полюсу, что четырежды сделал со своей командой Почётный полярник РФ змс Владимир ЧУКОВ, или на 2-тонных пневмовездеходах с двумя 500-килограммовыми прицепами выйти на этот путь? Вот уж «облегчил» себе новые путешествия Чуков, когда шутил почему он перешёл с лыж на вездеходы – нет уж! – многократно усложнил он себе этот путь! Зато задачи, поставленные на этом пути, много плодотворнее чем прежние, пройденные, лыжные. С тем и идём по Северам!
И уж как не сказать, кто же шёл (вернее – ехал!) в нынешней экспедиции ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО-2014 в дружине Владимира ЧУКОВа!? Представляем штурмовую девятку:
Владимир ЧУКОВ – руководитель экспедиции;
Сергей ФЕНЁВ – штурман;
Илья Фрейдович – врач, механик;
Олег Харченко – механик;
Юрий Борисенков – механик;
Василий ШЕФЕР – повар, организатор;
Алексей Исаев – инженер-механик;
Андрей Куприн – фотограф;
Андрей Бобровский – кинооператор.
И сотни друзей, помощников, энтузиастов!
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ПОМОЩЬ, ЗА ПОДДЕРЖКУ!
Экспедиция, естественно, продолжается!
89
Комментарии:
robinsya, 09.03.2014 10:55
Спасибо за пост, но пожалуйста отредактируйте его и поставьте CUT после ПЕРВОГО фото. Спасибо!
lomiga, 11.03.2014 12:49
Замечательный проект! Завидно даже! У людей интереснейшая технически-мыслительная творческая работа!Что ещё нужно путешественнику? Здоровья и времени чтоб хватало!
Ballonist, 13.03.2014 07:29
Спасибо! Главное - люди заряжены по-полной: если не на маршруте, то новые технические поиски и находки - потом испытания; если на маршруте - то экспериментируют как в космосе!
lomiga, 13.03.2014 12:22
Вы -молодцы!!! Без вариантов!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий