Минигид по Терскей Ала-Тоо / Караколу (скитур, бэккантри, фрирайд)

Пишет Алекс Кузмицкий, 02.03.2014 11:16

Все 1.5 месяца, что провели в киргизском Терскей Ала-Тоо, мы не только раскатывали различные места и проводили фрирайд-программы, но и разведывали места, собирали информацию. Чтобы в итоге написать общий обзор места, с точки зрения скитур-бэккантри / фрирайда. Результат - ниже. Для тех кто планирует ехать в Каракол и окрестности, наверняка найдется много полезной информации.

Минигид по Терскей Ала-Тоо / Караколу (скитур, бэккантри, фрирайд, Бэккантри/Фрирайд, киргизия, пржевальск, фрирайд-школа, алекс кузмицкий, snow sense)

Киргизия известна не только своим вертолетным катанием и сноукэтскиингом, но также добротным и очень разнообразным бэккантри. Любого уровня сложности и степени погружения. И ничего странного в этом нет, ведь почти вся территория страны - горы, а треть ее площади находится на высотах 3000-4000 метров. К тому же, именно в Киргизии находится самый северный в мире семитысячник - пик Победы (7439), китайцы его называют Томур. А также красивейшая вершина - Хан Тенгри.

В небольшой, в общем-то, стране, площадью чуть менее 200 тыс. квадратных километров, находятся сразу 2 горных системы: Тянь-шань и Памиро-Алай. То есть, есть где покатать, мягко говоря.

Только основных районов катания в Киргизии, больше десятка. Но, одним из ключевых, и по праву, считается тянь-шаньский хребет Терскей Ала-Тоо, его северные склоны, обращенные к Иссык-Кулю, поблизости от Каракола. Сочетание больших высот (в районе несколько пятытысячников), близость теплого Иссык-Куля, достаточно большое количество осадков и доступная логистика, дают возможность ходить тут ски-тур и катать фрирайд с октября-ноября по апрель.

Особенности района

Хребет Терскей Ала-Тоо охватывает Иссыккульскую котловину с юга. Интересующая нас восточная часть хребта загибается немного к северу, поэтому, почти все боковые ущелья, отходящие от главного хребта, ориентированы на северо-северо-запад. Средняя длина ущелий, от цирков у главного хребта до выхода на равнину - 20-25 километров.

Высота котловины - 1600-1750 метров, при этом средняя высота главного хребта (Терскей) - 4400-4500 м. Самые интересные зоны катания находятся где-то посередине, в поясе высот между 2500 и 3700. Они-то как раз и доступны в рамках однодневных ски-тур выходов.

Справедливости ради стоит отметить, что подходы в районе не короткие, что в целом характерно для Тянь-Шаня. Чтобы добраться до начала интересных спусков, нужно набрать 750-1500 метров от точки заброски (стартовая высота - 1900-2600), потратив на это в среднем 3.5-5 часов (4-10 км). Но, набор высоты повсеместно очень равномерный, благодаря плавным формам рельефа. Обратно проходить ногами все эти километры не нужно, в большинстве случаев, можно выкатить вниз, к точке заброски.

Погода

Зимний сезон проходит под знаком солнечной, ясной и слегка морозной погоды. Спасибо Сибирскому антициклону. Число часов солнечного сияния на Иссык-Куле - 2700 часов в год. Это больше чем на Черном Море.

Но, в отличие от Сибири, зима здесь теплая и приятная, благодаря барьерному эффекту гор, загораживающих равнину от прихода холодных воздушных масс, а также благодаря отепляющему действию Иссык-Куля. Средняя температура самого холодного месяца, января, в Караколе -6-7 градусов. На высотах. где мы катаемся, конечно же, холоднее, но все равно, эти температуры остаются в рамках комфортных. Тем более, учитывая, что в зимний период здесь почти безветренно.

Зимой метеоветров, на интересующих нас высотах, почти нет, поэтому, основными являются локальные горно-долинные ветра, со средней скоростью - 1-3 м/с. Они почти не ощущаются физически. Исключение - северные склоны протяженных отрогов, на них всю ночь и до позднего утра дуют пронизивающие горные ветра, довольно неприятные. Но и здесь, как только вершины прогреваются, наступает долгожданное затишье.

Это не относится к моментам прохождения фронтов и циклонической деятельности. В эти периоды ветер усиливается и, соответственно, усиливается ветровой перенос, который в обычное время почти не играет никакой роли.

Ситуация со снегом

В целом, района Терскей Ала-Тоо не относится к многоснежным. Основные осадки выпадают в районе, к сожалению, летом (май- сентябрь), зимой их довольно умеренное количество. Циклоны доходят сюда нечасто, увы. Среднемесячно выпадает примерно по 10-20 мм в водном эквиваленте, что, теоретически, дает за недолгую зиму толщину снежного покрова порядка 1.2-1.5 метра. Практически же, все сильно зависит от экспозиции конкретного склона. Основной перенос здесь, как и на большей части Европы, западный. Все основные влагонесущие массы приходят с запада. Соответственно, на наветренных западных склонах снега мало, а на подветренных, северо-восточных и восточных - все хорошо.

Так что, в начале зимы (ноябрь-декабрь) - снег есть, по большей части, на подветренных экспозициях. Но, чем ближе к весне, тем больше снега в общем, и, тем шире выбор экспозиций, которые можно катать.

Лавинная обстановка

Как и в любых больших горах, здесь нужно держать ухо востро и постоянно мониторить изменяющиеся условия. На интересующих нас высотах и экспозициях лавиннопасность сохраняется на довольно высоком уровне в течение всего зимнего сезона. Поэтому, в пиковые моменты, приходится корректировать свои маршруты и линии спусков и избегать уклонов больше 30 градусов.

Стандартные лавинные факторы в Терскее (то, что удалось выделить):

1. Осенние лавины по слою глубинной изморози (мало снега, морозно и большой температурный градиент).

2. Долгоживущая глубинная изморозь холодных северных экспозиций (в основном в декабре-январе).

3. Лавины по слою захороненной поверхностной изморози (особенно, после снегопадов).

4. Лавины рыхлого малосвязанного снега (во время снегопадов).

5. Лавины снегопадов, "с холодного на теплое".

6. Весенний сценарий (ну, тут все обычно).

Список далеко не полный, но, по нашему мнению, отражает общую ситуацию довольно хорошо. Стоит отметить, что глубинная изморозь, а также захороненная поверхностная кристаллическая изморозь, в Караколе - это основные "проблемные" слои.

По счастью, ввиду особенностей местного микроклимата, связанного с влажным и теплым воздухом Иссык-Куля, снег здесь несколько стабильнее, чем в других районах, удаленных от озера. Но, много, "но"... Уповать на это не стоит.

Сезон

Если не говорить про каракольскую горнолыжку (очень бедную в плане фрирайд-возможностей), то катать фрирайд используя ски-тур, в Терскее можно с ноября по апрель.

Но, как и везде в Северном Полушарии, особенно в средних и низких широтах (Кавказ, Иран, Средняя Азия, Гималаи), начало сезона может сильно отличаться год от года. На 100% быть уверенным в мощных ноябрьских снегопадах нельзя)). Поэтому, если и планировать выезд на начало сезона, то, лучше на середину или конец декабря, не раньше. Если же хочется быть совсем уверенным, то предпочтителен, конечно же, февраль-март.

Самое оптимальное время с середины февраля по середину марта. День длинный, погода хорошая, снега много. Но, при этом, больше лавин, связанных с "весенним типом погоды", это стоит учитывать. Даже находясь в высокогорье. Еще один плюс этого периода - солнце уже довольно высоко над горизонтом и начинает освещать некоторые северные экспозиций, которые до этого (декабрь-январь) были круглосуточно в тени.

Снаряжение

Ввиду долгих подходов и достаточно большого количества снега, стоит использовать полный набор ски-тура, или сплитборд с камусами. Со снегоступами на длинных и пологих подходах будет тяжеловато, особенно, если в группе нет ски-туристов, пробивающих тропу.

Из дополнительных элементов снаряжения и экипировки, кроме стандартных, стоит посоветовать иметь GPS c залитыми картами, или, хотя бы, их бумажные аналоги. Ориентирование в районе хоть и не очень сложное, но, частенько, при средней и низкой облачности возникает необходимость в дополнительных инструментах навигации, поскольку привычные ориентиры не видны.

Информацию по заброскам в горы смотрите в разделе Практическая информация.

Отдельные разделы:

Горнолыжная база "Каракол"

Скитур и фрирайд места катания в Терскей Ала-Тоо (материал в разработке, но уже многое описано)

* * *

Авторы: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова

Обзор подготовлен по материалам поездки в январе 2014 года.