Переправа. Что-то не так?
Интересующиеся темой могут посмотреть рисунки из старой учебной литературы, оценить технику исполнения, подумать, какие авторами допущены ошибки, что можно сделать лучше и безопаснее.
1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Рис. 1-5 - Захаров П.П. Степенко Т.В. "Школа альпинизма" 1989г.
Рис 6-7- Кодыш Э.Н. "Соревнования туристов. Пешеходный туризм" 1990г.
31
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Вот так примерно пострадавшего транспортируют, а уж никак не сидя.
И с рюкзаком за плечами. Очень удобно. :)
Мне неизвестны случаи, чтобы в советских альплагерях проводили практические занятия по переправам. Переходили по мостикам, брёвнам, камням, вброд по щиколотку.
В районах альплагерей на популярных подходах обычно делают мостики, где нужно, чтобы уменьшить травматизм и сэкономить время участникам.
Да ну, не может быть! Неужели только после распада СССР начали? А что тогда делает раздел "Переправа через горные реки" в книге "Школа альпинизма" советских времен? Просто так, теория без практики?
В «Программе подготовки альпинистов» (ФАР, 2007г.) переправы тоже только в НП-1, на них отведено 3 часа практики, за которые новичкам должны преподать:
«Особенности и опасности горных рек. Главные критерии выбора места, способа и времени переправы. Обеспечение безопасности при массовой и индивидуальной переправах. Переправа на подручных средствах. Переправа вброд в одиночку, вдвоем, шеренгой, по перилам, вдвоем. Переправа над водой, по камням, перебрасывание бревна и переправа по бревну. Воздушная переправа.»
На последующих этапах в планах подготовки переправы отсутствуют.
Можешь поспрашивать инструкторов альпинизма, заходящих на Риск, проводят ли они с новичками занятия по переправам. Мне такие занятия не попадались на глаза.
Странно, если это держится только на энтузиазме отдельных инструкторов. Я думаю, альпинистам знание переправной техники тоже может оказаться совсем не лишним. Не на всех же подходах можно по камушкам перейти. Даже припоминаю в некоторых рассказах про восхождение описание достаточно стремных переправ.
А мне известен, в 77 а Алибеке. Практические занятия, целый день и чуть ли не по всем картинкам.
"В районах альплагерей на популярных подходах обычно делают мостики,"
Сама с собой, в горах сложная переправа - досадная помеха, её стараются избегать. Вот только случаи бывают, пошли на маршрут по мостику, а тут дожди проливные, мостик смыло и как назад? Будете кричать "мама, помоги!!!", то бишь спасателей вызывать?
Меня учили, в 77 в Алибеке. А что, собственно, не нравиться? Что сидит на ледорубе? Вот на чём тогда у нас сидел, не вспомню, кажись, просто беседка была. А прикол был в двух верёвках, по нижней едет, а верхняя страхующая.
1. Очень низко сидит относительно веревки, на большинстве навесных ноги (как минимум) в воде будут.
2. Участник, в отличие от классического (для туристов) способа, сам в переправе не участвует, ждет, пока его протащат. Причем в крайне неудобной позе.
3.Есть шанс травмироваться при случае об свой же ледоруб.
Переформатируйте изображение из формата gif в jpg и замените.
2а. две страховки одной веревкой, обе в грудь.
2б. Наверное предпологается то что стенка не идет перепендикулярно течению
3. Перила четко перпендикулярно течению
4а. Отсутствие сопровождение при перильной страховке. Расположение перли относительно течения не раскрыто.
5. Муть мутная, кочующая из учебника в учебник по альпинизму.
6. я бы в этих условиях через дерево не страховал, наверное.
7. Страховка на бревне двумя веревками.
Набор баянов :)
Тем не менее он из литературы, которую некоторые до сих пор воспринимают как нормальную учебную.
Ваш набор замечаний не исчерпывающий, мне еще кое-что не нравится. Но я свой вариант замечаний попозже выложу.
p.s. ++Расположение перли относительно течения не раскрыто.++
По 4а в исходнике сказано, что перила выше по течению. Но в данном случае я не считаю это принципиальным. (Да и вообще не считаю. :) )
Поза переправляющегося нетривиальна. А остальное-то чем не угодило?
Может для нас незнающих напишите? А именно - основной, наиболее безопасный и простой способ ( способы).
А Вы попробуйте. Подумайте, выдвиньте свои версии, потом сравните с мнением других. Толку явно будет больше, чем просто прочитать набор рекомендаций - моих или еще чьих-либо.
Я так мыслю что если угол такой что участника продвигает на ту сторону - то идти туда ему конечно легче, но случись что вытаскивать его оттуда тяжелее. Поэтому палка двуконечной конфигурации выходит.
++если угол такой что участника продвигает на ту сторону - то идти туда ему конечно легче, но случись что вытаскивать его оттуда тяжелее++
Оттуда тяжелее, туда легче. Тащите туда.
1-5 - нигде нет касок, на всех бродах страховочная веревка прикреплена спереди, что при срыве будет класть лицом в воду, затрудняя дыхание.
1, 2а, 2б - у одиночного участника две разнесенные веревки: одной удерживают, другой подтягивают - правильно.
А вот у двойки почему-то тоже две веревки, но у каждого по одной. При срыве они и повиснут на них как одиночки на одной веревке. Страхующие на такой струе, которая сбивает с ног двойку, вряд ли смогут их вытащить против течения.
У тройки страховка вообще не нарисована, хотя обвязки надеты - видимо, авторы так и не решили, как же тройку страховать, хотя интуитивно чувствовали, что как-то нужно. :)
На самом деле, если страховка нужна, то один, два или три участника - непринципиально. Две веревки, разнесенные по течению - удерживающая выше, подтягивающая ниже. Они прикреплены к тому, кто при срыве окажется выше по течению, к нему через первую веревку присоединены напарники. И шест для первого в тройке будет совсем не лишним, если течение сильное.
3. Перила перпендикулярны течению. Из-за неизбежного провиса веревки последние метры участник идет против течения и тащить его при срыве придется тоже против - можно и не вытащить. Правильно тянуть по диагонали, целевой берег ниже по течению.
Тогда течение будет помогать вытаскивать (и переходить), а не мешать.
4а. Раз есть самостраховка, значит, предполагается возможность упасть. Но в таком случае - что с нее толку? Участник повиснет, не будучи даже в силах дотянуться до основной веревки, совершенно беспомощный. Веревка сопровождения в данном случае тоже может не помочь - упавший почти наверняка зацепится при вытаскивании за сук.
В данном случае я считаю старую дискуссию, как правильнее вешать перильную веревку - выше или ниже бревна по течению - совершенно бессмысленной. Правильно вешать в стороне и использовать как навесную, бревно - только для переправы первого участника.
4б. А сучья почему не посрубали?
5. Очень неудобная посадка при переправе - низко, ноги в воде будут почти наверняка, сам не может передвигаться к берегу, как на принятой у туристов навесной, сидеть на ледорубе неудобно, да и пораниться о него можно.
Зачем подстраховочная веревка, тоже непонятно - совсем, что ли, веревки ободрались, того и гляди порвутся? :)
6. Приятно отметить, что в туристской литературе того же времени уже и каски надеты, и страховочная веревка крепится сзади, а не спереди. Не все туристы, безусловно, тогда такие нюансы понимали, да и сейчас не все понимают, но были и вполне продвинутые. А вот почему у переправляющегося нет шеста, хотя переправа явно в зоне леса - непонятно. С хорошим дрыном переходить намного легче, чем с пустыми руками, гораздо больше шансов устоять. Страховочную я бы выпускал через карабин на локальной петле, а не прямо через дерево.
7. Человек идет на чувстве равновесия. Следовательно, упасть может в любую сторону. Если выше по течению - затянет под бревно, веревка подтягивания через бревно перехлестнется и толку от нее никакого не будет.
Вот здесь как раз принципиально повесить веревку выше по течению и идти маятником, отклонившись ниже по течению, чтобы если уж упасть - то ниже. Веревка подтягивания тоже, естественно, ниже по течению.
Положено. По правилам.
4б - таки объясните смысл трёх верёвок.
По каким правилам?
++4б - таки объясните смысл трёх верёвок.++
Не знаю. Мы бревно сзади поднимали руками, двумя веревками подтягивали и корректировали направление. Вот таким образом:
Пожалуй, соглашусь, что третья незачем.И странно, что сзади никто не подпирает бревно.
Вряд-ли можно было пораниться о ВЦСПСовский незаточенный ледоруб таким способом.:)
И это показан лишь один из способов организации сиденья, только и всего.
Насчет низко сидит - это да.
Зачем подстраховочная веревка, тоже непонятно - совсем, что ли, веревки ободрались, того и гляди порвутся? :)
А это не подстраховочная - это тормоз, чтобы вниз не ехал неконтролируемо. И ледоруб можно для следующего вытянуть, вдруг он у них один? На чем следующий поедет?
Страховочную я бы выпускал через карабин на локальной петле, а не прямо через дерево.
А чем так лучше? кроме худшего в смысле, что надо вязать петлю и вешать карабин? Я считаю - чем проще, тем лучше.
через дерево - не гуманно по отношению к дереву и веревке :)
Легко! Соскользнет неудачно - и поранится. Я вот тоже не думал, что при зарубании можно разбить себе ледорубом в кровь голову, пока сам лично не увидел.
++А это не подстраховочная - это тормоз, чтобы вниз не ехал неконтролируемо.++
Подстраховочная (в терминах этого учебника) - та, что висит выше. А в роли тормоза - вспомогательная. Я же не говорю, что вообще одна веревка должна быть. Третья лишняя, а вторая нужна, безусловно.
++А чем так лучше? ++
Об дерево скорее перетрется.
То есть - дерево срубить и в качестве мостика положить - гуманно. А веревочкой о кору потереть - негуманно. Это пять!
Об дерево скорее перетрется.
Да, шутка тоже хорошая!
Фото у меня, конечно, плохое по качеству, но даже на нем отчетливо видно, что перебрасывается сухой ствол. Их там много валялось - видимо, как результат весеннего паводка.
Претензии от активистов Гринпис по данному поводу не принимаются. :)
++Об дерево скорее перетрется.
Да, шутка тоже хорошая!++
А почему шутка? У карабина поверхность гладкая, у дерева шершавая. Обо что оплетка перетрется скорее?
Да, шутка тоже хорошая!++
А почему шутка? У карабина поверхность гладкая, у дерева шершавая. Обо что оплетка перетрется скорее?
Ставлю ящик пива, если за год ежедневных переправ восьмичасового рабочего дня, при способе, изображенном на рисунке, вам удастся перетереть веревку. Да и за 10 лет не удастся. Ну может, за 11. Не, и то вряд-ли...
А вот об карабин у меня два раза обрезало веревку. Но, ради справедливости, совсем при других условиях. Вобщем, не такой он уж и гладкий, карабин...