«Забег на Хан-Тенгри, как это было - 20 лет назад…»

Пишет Андрей Кузнецов, 06.12.2013 20:29

«Забег на Хан-Тенгри, как это было - 20 лет назад…» (Альпинизм, кузнецов, пензов, альпинизм)

Хан-Тенгри с юга

До 1993 года наверно самыми организованными забегами на высокие горы были забеги наших сильнейших альпинистов советского союза в рамках отбора и подготовки к первой гималайской экспедиции на Эверест.

Затем появились примеры скоростных восхождений в лице Глеба Соколова, Анатолия Букреева и других на семитысячники и восьмитысячники. Результаты, которых поражали воображение.

Находясь, в этом году под пиком Коммунизма я познакомился 20 лет спустя с Сергеем Пензовым, который был одним из сильнейших участников забега на пик Хан-Тенгри в 1993 году.

Сергей Пензов на вершине Хан-Тенгри

Его самые теплые и добрые воспоминания, о том памятном соревновании вдохновили меня на эту статью, поскольку я тоже имел прямое отношение к этому поединку.

Начну от себя. Я Кузнецов Андрей был тогда молод, приехал со сборной Свердловской области на Южный Иныльчек. Наша сборная участвовала в Чемпионате СССР. Мне отводилась простая роль помогать в лагере, делать заброски и водить японцев.

Поскольку я был привязан к японцам, так уж получилось, что я не сходил на Хан-Тенгри.

Времени оставалось мало, а тут соревнования - забег на Хан-Тенгри, организованные Владимиром Анатольевичем Комиссаровым. Главным судьей был старший гид Сергей Клованич из Одессы.

Я пришел к ним и сказал, что я тоже хочу участвовать в забеге, на что Николай Шевченко (известный альпинист и руководитель альпинистов Сибирского военного округа), отвечающий за соревнования и Владимир Комиссаров спросили: «А ты кто такой? Какие восхождения у тебя в активе? и т.д.»

За спиной у меня тогда был только пик Ленина, мотивация сходить на Хан-Тенгри и акклиматизация не выше 6400 м, т.к. из-за японцев выше я не поднялся.

Мне популярно объяснили, что я «зеленый» для таких соревнований, аргументируя: «что все участники опытные альпинисты - не с одним десятком восхождений на семитысячники,……и тем, что нам несчастных случаев на соревнованиях не надо… в общем свободен, сиди дома…»

Повстречавшись несколько раз, с организаторами мы все - таки нашли компромисс.

Поскольку они меня не знали, то попросили у меня поручительство какого-нибудь известного альпиниста, в котором будет указано, что я способен на самостоятельное скоростное восхождение на Хан-Тенгри.

Я стремглав побежал к Александру Агафонову, который на тот момент входил в десятку сильнейших альпинистов СССР. По работе с японцами он меня знал и поэтому поручился за меня, за этот поступок и за то, что верил в меня ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО.

Вернувшись в судейский корпус с запиской от Агафонова, его авторитет и текст письма удовлетворил требования оценочной комиссии.

В то время только начинался коммерческий альпинизм - когда люди платят деньги и идут куда хотят. Имея за спиной школу Советского альпинизма, с четкими выстроенными правилами, процедурами и т.д. Николай Шевченко взял поручительство Агафонова и сказал: «Хорошо, сейчас другое время, раньше бы я тебя точно не пустил, но надо все - таки давать дорогу и возможность молодым….»

Далее с меня взяли расписку, что я сам сознательно иду на этот шаг, понимаю все риски и в случае чего, никого винить не следует.

Последним третьим условием со стороны организаторов была врученная мне военная радиостанция «Карат», которую я должен был тащить на себе во время забега и каждый час выходить на связь и докладывать - где я нахожусь.

ОГРОМНОЕ СПАСИБО Николаю Шевченко (светлая ему память) и Владимиру Комиссарову, которые пошли тогда мне на встречу.

Далее мне объяснили общие правила участия: На все соревнования отводилось трое суток, в течении которых, каждый участник имел право стартовать в любое удобное для него время. Ночью, днем, когда угодно. Важно только чтобы судьи заранее были оповещены и зафиксировали старт непосредственно в лагере у стартовой палатки. Отсечка времени по приходу обратно в лагерь.

Старт и финиш в базовом лагере Комисарова, который располагался на морене ледника Южный Инылчек на высоте 4100 м под пиком Горького, на вершине Хан-Тенгри в качестве доказательства каждый участник должен был повесить свой номерной замочек на треногу.

Я стартовал в 5-26 утра. Судья сказал, что в 5-00 передо мной стартанули двое американцев Алекс Лоу и Конрад Анкер (главный герой и организатор ретро восхождения на Эверест по пути Мэллори), которые специально приехали после Эвереста на этот забег, чтобы выиграть его.

Скоростное восхождение проходило в гордом одиночестве до 5500 м, затем я увидел спины Лоу и Конрада, что прибавило мне бодрости, поскольку они считались явными фаворитами этого забега.

Придя в снежную пещеру на перемычке, я встретил судей и американцев.

Американцы бежали в кроссовках до перемычки, я соответственно, в обрезанных валенках «прощай молодость». При виде моей уникальной обуви у окружающих на лоб полезли глаза, были какие то шутки, вопросы, но мне было не до этого, я был собран и заряжен на результат.

Короткие фразы, чай, одевание ботинок «Кофлак», кошек, системы. И вот я уже на перемычке - американцы впереди. Уверенно дышу в спину беглецам, но приходится каждый час – тратить силы и драгоценное время на развертывание военного 1,5 килограмового «Карата», выходить в эфир и докладывать свои координаты.

Поэтому я то догонял, то давал фору горовосходителям. Фора в сумме наверно была приличная;
- поскольку приходилось регулярно следить за временем,
- выходить на связь каждый ровный час, снимать быстро рюкзак,
- собирать антенну, вызывать лагерь и объяснять, где я нахожусь,
- разбирать антенну, паковать и одевать рюкзак.

Иногда было просто обидно, когда ты выходишь на связь и видишь, как соперники уходят все выше и выше, а в лагере просто проспали эфир.

При этом все остальные не пользовались такими привилегиями, а просто шли по дистанции.

Сокращая расстояние, приблизился вплотную к Конраду в кулуаре на 6700 м, и тут как будто у меня перекрыли кислород, тот, темп который я держал чтобы догнать американцев, чувствую, не могу поддерживать - закончилась акклиматизация…

До вершины мы шли плотно друг за другом, где-то на 6950 встретили Алекса Лоу, бежавшего назад. На вершине каждый быстро прикрепил замок и сразу вниз.

Как сейчас помню, двигались очень быстро, так быстро в припрыжку на высоте я больше никогда не передвигался.

Перед скалами на высоте 6750 м я вдруг запнулся и поехал вниз, СПАСИБО Конраду, который моментально вцепился в меня, а я вцепился в него и в перила, и тем самым не улетел вниз.

В кулуаре у меня слетела кошка, я потратил много времени пытаясь, замерзшими пальцами на весу ее одеть - к тому времени Конрад уже убежал далеко.

Далее происходило все просто и монотонно, спуск осуществлял быстро, как мог, проклиная, отечественные кошки, которые давно выбросить пора, навязанную мне рацию и каждый эфир.

Спускаться на перемычку в пещеру и палаткам ни кто из нас не стал. Днем раньше Пензов первым прошел напрямую с 6200 на плато через бергшрунд. Уже по его следам смелые Алекс Лоу, потом Конрад Анкер, а за ними и я съехали вниз. Бергшрунд был приличный, поэтому пришлось, набрав скорости перелетать метра 4 в воздухе через него.

Вниз - не вверх, достигаю места старта, а точнее финиша, судьи и еже с ними ожидают скороходов, отсекают мое время – 12 час. 30 мин. Пораженные моей прытью посыпались вопросы: «Ты кто? Откуда? Кто тренер? и т.д.

Я попросил попить. Выпил, кружку – две чая. А можно еще? Мне принесли из столовой уже целый трехлитровый чайник, с разведенным вареньем, который опустел в три секунды. Я вернул рацию, и сообщил, что моим тренером является Михайлов Сан Саныч (добрая ему память), А сам я из Свердловска....и т.д.

Удовлетворив любопытство организаторов, я побрел в свой лагерь, поужинал и баиньки. Утром вертолет и домой. В общем, все обошлось буднично и без церемоний.

Хронометраж забега от Алекса Лоу - Сергею Пензову

Андрей Кузнецов и Александр Михайлов

Недавно прибираясь, в одном из ящиков обнаружил тот самый ключик от пика Хан-Тенгри, который сейчас находится на почетном месте среди прочих спортивных медалей и регалий и напоминает, о том светлом дне - 20 лет тому назад.

Хочу поблагодарить Сергея Пензова, который с подвигнул на написание этой статьи, дополнил ее фактологически и выступил в качестве редактора-очевидца.

Некоторых участников тех соревнований уже нет в живых.

Вспомним их:

1) Алекс Лоу из США (погиб на Шиша Пангме)
2) Сергей Соколов из Златоуста (погиб на К-2)
3) Игорь Бугачевский из Екатеринбурга (погиб на Макалу)
4) Владимир Солобоев из Новосибирска (погиб на спасательных работах)
5) Константин Дорро (погиб в лавине в Карачаево-Черкесии)
6) Александр Михайлов из Екатеринбурга– мой тренер (пропал на Эльбрусе)
7) Сергей Туренко (погиб на Ушбе)
8) Николай Шевченко (погиб на Эвересте).

Андрей Кузнецов

Екатеринбург

Такую молодость приятно вспомнить.Замечательный пост.Спасибо.

Так буднично и просто написано. А между строк понимаешь, что читаешь о сложнейшей и серьезнейшей работе. Отличный материал. Автора - на "бис".Пишите ещё.

Ух! Здорово!
Были ж мОлодцы...
спасибо за статью.
и ПЕнзову тоже.

Такой истории можно лишь по хорошему позавидовать.

*Вспомним их...*

...
7) Сергей Туренко, погиб на Ушбе 27.02.1995г.

Спасибо! Интересно читать такие вещи из первых рук.

за 20 лет погибли семеро из 15-ти участников...

Напоминание о том, чем занимаемся. Впечатляет, конечно, цифра.

Николай Шевченко погиб на Эвересте в 1997 г.....

Андрей здравствуй!
Отличная статья.Слышал от тебя ее раньше,но не в таких подробностях.Так держать!
Степан.

Привет Степан!
Рад слышать! Какие планы на год грядущий.
С ув.
Андрей

По Грекову,забег,это не альпинизм,а легкая атлетика.И еще два интересных момента-поручительство и расписка.Может пора вместо медсправки вводить эти формы.

Андрей, спасибо за материал!

Автор, оказыватся, КМС по лыжным гонкам.
Все хотел спросить, как у него получилось так здорово.

Дорро погиб под Нахаром февраль 2006

Если посмотреть результаты, то в принципе все участники показали очень достойное время. Просто скоростное восхождение-это другой совершенно стиль восхождений, когда практически без ничего - налегке, без остановок и с хорошей акклиматизацией совершается восхождение в кратчайшие сроки. Хан-Тенгри для забегов идеальная гора, т.к. маршрут очень логичный и его можно идти безошибочно, кроме того хороший набор высоты и быстрый сброс в случае чего. Главное правильно выбрать тактику, оценивать свои силы, погодные условия, питание на маршруте и т.д., и понимать, где грань, которую нельзя переходить, поскольку как известно лучше вовремя всегда повернуть, чем схватить "холодную" или остаться совершенно без сил и возможности передвигаться. Примеров тому на "высоте" масса и только благодаря взаимовыручке на маршруте со стороны других, эти ошибки не всегда заканчиваются печально...

Преклоняюсь! И написано прекрасно. Если бы не рация, Вы наверное заняли бы второе место?

++ Если бы не рация, Вы наверное заняли бы второе место?++
Я думаю, вполне могло быть и первое. Время ведь теряется не только на остановку, но и на вхождение в ритм после нее. А всего таких остановок 12.
Плюс 1.5 кг лишнего веса всю дистанцию тоже немало.

Спасибо за пост ! Как обыденно и просто вы написали о ПОДВИГЕ. Не все способны понять чего это стоит , скольких сил, мужества, терпения, боли нужно перетерпеть, чтоб сделать подвиг. Я отчетливо всё это читаю между строк. Чувствуется, что часть пути была на морально-волевых, особенно, когда закончилась акклиматизация . Вы обычный герой! Судя по всему Вам есть чем поделиться с молодежью. Напишите ещё что-нибудь о прошлом.
Пожалуйста напишите.

+++Как обыденно и просто вы написали о ПОДВИГЕ.+++
А почему собственно это подвиг, да еще и с большой буквы П? При всем уважении к высотному альпинизму и скайранингу, да простят меня сообщество Риска, мое лично мнение что Подвиг это когда (в разрезе альпинизма) кто-то идет после собственного восхождения стаскивать вниз очередную пачку самоуверенных людей, рискуя собственной жизнью, или (в разрезе быта) спасает из пожара детей. Вот это я считаю подвиг, и он сделан для/ради кого-то. А здесь статья про Личные достижения. Ничуть не умоляю заслуг этих людей и прекрасно понимаю +++скольких сил, мужества, терпения, боли нужно перетерпеть, чтоб сделать....++++Личное достижение, или если хотите победы над собой, подняв планку человеческих возможностей невероятно вверх.

Не хочется вступать с Вами в патетический спор, но все же позволю себе небольшую ремарку. Конечно спасение ребенка из пожара- подвиг, кинуться телом на амбразуру - подвиг, изобретение лекарства от неизлечимой болезни - подвиг, великий и высокий, и с этим кощунственно было бы спорить. Но рядом существуют другие люди, на первый взгляд маленькие, но которые всем своим существованием нам с Вами являются образцом. Мой друг 5 лет назад после аварии был парализован, врачи развели руками в бессилии помочь ему, не дав ни единого шанса, даже на частичное выздоровление. Он позволил себе не согласится с ними , человек с великой и непреодолимой жаждой к жизни. Встал и пошел! Конечно это произошло не в одночасье, на это ушли годы. Только однажды он позволил себе небольшую слабость , проговорился, сказав. что это ему стоит, каждый шаг это боль. На мой взгляд это ПОДВИГ , который не только поражает и удивляет, но и мотивирует окружающих и побуждает к действию.

Было еще много потеряно времени на спуске - я не все описал в статье, посчитал что будет не уместным "выть на луну" из за того что я не первый или второй. Видимо по совокупности это был не совсем мой день. Побеждает тот у кого все идеально здесь и сейчас.

Гуджабидзе тоже здесь ? радует

Андрей, рада через твою статью прикоснуться к тем событиям и много чего вспомнить... Мне было полегче, чем тебе. Рацию я не несла и за меня на связь выходил негласно прикрепленный ко мне Володя Солобоев. Меня тоже не хотели включать в забег, но не из-за отсутствия высотного опыта, а как единственную женщину-участницу. А за меня ручались Глеб Соколов, Володя Солобоев, мой тренер Леонид Лозовский. Ну и,конечно то,что к этому времени у меня уже был один восьмитысячник. Я тоже давала подписку. Мне кажется, что ее писали все участники. Помню какой ажиотаж начался внизу в лагере, когда В.Солобоев отказался от забега, а я рещила идти одна в ночь. Мне тоже ставили условие каждый час выходить на связь, а рация внизу находилась на постоянном включении. Мы с Володей бежали на день раньше Вас.

Ирина СПАСИБО БОЛЬШОЕ, что откликнулись, очень приятно. Надеюсь познакомимся еще. Я планирую на Коммунизма в 2014 - ом. А ВЫ? Было бы очень хорошо если бы еще кто-нибудь добавил-поделился от судей, участников, просто очевидцев кто находился в то время в лагерях. Я был не из Вашего лагеря и всей кухни подготовки соревнований, участников - кто участвовал, судил и т.д. абсолютно не знаю. Помню только американцев "они убегали а я догонял" как в том фильме "Берегись автомобиля".
Вот 20 лет спустя познакомился неожиданно с Сергеем Пензовым. Сергей Константинович - Вы много, что помните и знаете, не только про этот забег, но и про другие, было бы хорошо, услышать Ваше мнение.

Да, замечательный рассказ!
Невольно вспомнился 1996 год - тогда мы с ребятами участвовали в одном из последующих забегов на Хан-Тенгри.
Только, назывались они иначе: 4-е Международные гонки одиночек. Все остальное было так же..)
И люди знакомые - те же, что и в 1993 году: Комиссаров, Клованич, Дорро...
Только, финал соревнований в 1997 году не состоялся: после периода акклиматизации, и ночевок на перемычке в пещерах - пришла непогода, и на неделю закрыла горы.
Потом вышло время, лагерь на Ю.Иныльчеке эвакуировали - а нам выдали справки о восхождении на пик Горького...