Разведка хребта Джетим. Горный поход 2 к.с.

Пишет Tsvetik, 29.11.2013 19:57

Разведка хребта Джетим. Горный поход 2 к.с. (Горный туризм, терскей, джетимбель)

Ниже приведено сухое техническое описание прохождения похода по маршруту:

Более живо наш поход описан в ЖЖ у одного моего участника

Более полную версию отчета можно скачать с сайта нашего турклуба:

Выражаю благодарность людям, помогавшим нам в поисках материалов и при подготовке к походу:
Корнееву Юрию Константиновичу, участнику группы Бажанова В. В. за фотографии из похода;
Супонникову Дмитрию за фотографии района;
Ефимову Василию и Ефимовой Людмиле за помощь литературой;
Шашкину Владимиру за каталоги ледников

"Дорог и памятен для каждого человека тот день,
в который осуществляются его заветные стремления,
когда после долгих препятствий он видит,
наконец, достижения своей цели..."
Н. М. Пржевальский

Справочные сведения о походе

Общие сведения о походе

Район похода Центральный Тянь-Шань, внутренний Тянь-Шань, хребет Терскей-Алатау, хребет Джетим-Бель, хребет Джетим
Вид туризма Горный
Категория сложности Вторая
Клуб Детско-юношеский туристский клуб «Гадкий утёнок»
Город Москва
Руководитель Цветков Алексей Викторович, xeenych@gmail.com

Нитка маршрута Г. Бишкек – пос. Тамга – р. Барскаун – пер. Сарымойнок (н/к) – р. Керегеташ – лед. №119 – пер. Проходной (1А) – р. Сарытёр Учемчекский – пер. Каратёр (1А) – р. Керегеташ – лед. №120 – пер. 4230 (1Б) – лед. №270 – р. Бурхан – пер. Арабель (н/к) – пер. Сарытор Джетимбельский (1А) – руч. Сарытёр – оз. Экургенкёль – р. Сарытёр – лед. Ичкесарытор-2 – пер. Ичкесарытор (1Б) – вер. Олимпийская (1Б, рад) – лед. №291 – р. Бурхан – лед. №296 – пер. Волнистый (1А, №8, п/п) – р. Джаманэчки Вост. – пер. Джаманэчки (н/к) – р. Джаманэчки Зап. – р. Кызылбель – пер. Кызылбель (н/к) – р. Арчалы – лед. №383 – пер. Грива (1Б, №34, п/п) – лед. №388 – р. Левый Каратёр – пер. Маяк (1А, №66, п/п) – р. Эгизтёр – руч. Эгизтёр – пер. Цветной (1А, №80, рад, п/п) – пер. Крутой (1А, №48, п/п) – пер. Двойной (1А, №65, п/п) – р. Кызылкиндык – лед. №398 – пер. Долгий (1Б, №47, рад, п/п) – р. Арчалы – пос. Арчалы – пос. Сарыбулак
Продолжительность 19 дней – активная часть, 28 дней – от Москвы до Москвы
Сроки похода 6 августа –24 августа (активная часть маршрута), 2 августа –29 августа (от Москвы до Москвы)
Протяженность 201 км
Выпускающая МКК МКК ФСТ-ОТМ
Маршрутная книжка №1/3-303

Обзорна схема

Организация похода

Общая смысловая идея похода

Рассматривая карту Тянь-Шаня нельзя не заметить, что во внутреннем Тянь-Шане сущетвует множество хребтов, которые никогда не посещались туристами или альпинистами, либо посещаются довольно редко. Из основных к ним можно отнести, например, хребты Джетим, Джетимбель, Нарын-Тоо, Джаны-Джер.
Целью нашего похода было совершить разведку простых перевалов в хребтах Джетимбель и Джетим. Если по хребту Джетимбель были хоть какие-то сведения, фотографии в www.panoramio.com и отчет Бажанова В.В. (2), то по хребту Джетим сведения отстутствовали полностью.
Поэтому первая часть похода практически полностью повторяла маршрут Бажанова В. В., а вторая проходила по простым и очевидным перевалам, хорошо читающимся на карте и спутниковых снимках.
Упор был сделан именно на разведку и первопрохождение простых и очевидных перевалов. Во-первых, из-за остутствия у руководителя опыта руководства, необходимого для первопрохождения перевалов 2А, а во-вторых, для того, чтобы в район хребтов Джетим и Джетимбель можно было выпустить детские группы нашего турклуба для походов 1 и 2 к. с.
Обычно в маршрутах с первопрохождениями в график движения закладывают множество запасных дней. Наш маршрут был построен по другому принципу. В графике отсутствовали запасные дни. На случай непредвиденных задержек из-за погоды или невозможности пройти перевал, в маршруте заложено множество вариантов его срезать, отказавшись от прохождения некоторых перевалов.
Такой возможностью мы воспользовались, отказавшись от прохождения перевала №4 в восточной части хребта Джетим.
Чтобы маршрут соответствовал сложности 3 к. с., в него было включено два единственно известных на тот момент перевала категории 2А. Оба эти перевала на момент прохождения оказались 1Б категории трудности.

Нитка маршрута

При составлении нитки маршрута мы стремились достичь нескольких целей:
В маршрут было заложено множество возможностей его срезать
Сфотографировать, описать и оценить сложность перевалов в хребте Джетим для последующего первопрохождения
Совершить первопрохождения перевалов категории 1А и 1Б, чтобы на следующий год в этот район можно было вывести группы нашего турклуба в походы 1-2 к.с.
Пройти два перевала категрии 2А, чтобы выполнить требования к походам 3 к.с.
Так как описаниям перевалов района уже 30 лет, было уделено большое внимание запасным вариантам.
На случай опережения графика и наличия неиспользованных запасных дней, маршрут был разбавлен радиальными выходами на вершины, от которых можно всегда отказаться.
В маршрут построен так, чтобы начинать поход в известных местах и заканчивать в неизвестных. Тем самым мы имеем определенность с заездом и заброской и возможность самые сложные перевалы пройти в начале похода с достаточным количеством дней в запасе
Перед походом нам было известно, что выезд из пос. Арчалы возможен, но неизвестно о качестве и протяженности дороги выше пос. Арчалы. Так же не было известно о наличии моста через р. Арчалы. На все эти случаи у нас были предусмотрены запаные варианты выхода.
Разведать дороги в долине р. Арчалы и возможность заезда в пос. Арчалы
Аварийные и запасные варианты маршрутов
На маршруте были запланированы следующие запасные варианты:
При невозможности прохождения пер. №276 (Каратёр), повторное прохождение пер. Проходной
При невозможности пройти пер. 4230, попытка пройти соседний перевал с лед. №122 на лед. №270, ориентировочной сложности 1Б
При невозможности прохождения пер. Ичкесарытор, обход через пер. Джаманэчки
При отставании от графика отказ от прохождения перевалов №8 (пер. Волнистый), №4 (этим вариантом мы воспользовались) и №34 (пер. Грива)
При невозможности прохождения перевала в д.р. Шортор или Кызылкиндык, обход отрога вдоль р. Арчалы.
При серьезном отставании обход северных отрогов хр. Джетим вдоль р. Арчалы.
При невозможности брода р. Арчалы, обход по левому берегу.

Мы воспользовались одним запасным вариантом, отказавшись от первопрохождения пер. №4.
Перевал в долину р. Кызылкиндык №47 (Долгий) мы прошли радиально с запада.

На маршруте были запланированы следующие аварийные варианты:
Выбег вниз по долине р. Бурхан до ближайшего селения
Выбег по долине р. Учемчек и Ашулуу-Дебе до пастухов или через пер. Тоссор в Тамгу.
Выбег по дороге Барскаун-Суек
Выбег по р. Арчалы до кошей

Техническое описание маршрута

Пояснения к техническому описанию

Берега рек, борта долин и ледников даны в орографическом смысле, если это не указано иначе.
Иллюстративные материалы (фотографии) помещены в отдельном альбоме. Это дает возможность одновременно видеть текстовое описание и фотографии, разложив их на столе.
Сканы перевальных записок помещены в фотоальбом.
Высоты и названия географических объектов приведены по маршрутной схеме, которая, в свою очередь, нарисована на основе карт пятисотметрового и километрового масштабов с сайта loadmap.net
Крутизна склонов измерялась с помощью самодельного инклинометра и округлена до 5°.
Приведенные в отчете координаты и высоты точек даны в системе WGS84.
Номера ледников в описании и на карте даны по каталогу ледников СССР; номера перевалов приведены по маршрутной карто-схеме, сделанной Цветковым А.В.
Схема часто обновляется и доступна на сайте
Для радиальных выходов километраж, перепад высот и ходовое время указаны в одну сторону.
Ссылки на литературу приведены в круглых скобках.

6 августа. Г. Бишкек – пос. Тамга – р. Барскаун – пер. Сарымойнок – завоз заброски на пер. Арабель – р. Керегеташ

Сегодня нам предстоит заехать на начальную точку маршрута под перевалом Сарымойнок близ места впадения р. Керегеташ в р. Барскаун. В этот же день мы собираемся завезти продуктовую заброску на перевал Арабель, и, если останется время, подняться вверх по р. Керегеташ.
Переезд г. Бишкек – пос. Тамга – пер. Сарымойнок
На железнодорожном вокзале г. Бишкек нас встречает Николай Николаевич Щетников с заказанной нами машиной Мерседес Спринтер. Мы плохо представляем, сколько нам понадобится времени, чтобы добраться до пункта назначения и организовать заброску, поэтому мы спешно грузимся, прощаемся с остальными группами нашего турклуба и уезжаем.
От г. Бишкек до г. Рыбачье (ныне г. Балыкчы ) идет хорошее асфальтированное шоссе. Оно построено силами китайцев. За Рыбачьим шоссе уходит в сторону Кочкорки, а мы едем по южному берегу Иссык-Куля по старой разбитой асфальтовой дороге.
В поселке Тамга встречаем дядю Пашу Поповичева на Ниве с сыном Иваном. С их помощью мы завезём нашу заброску на пер. Арабель. Далее едем в две машины.
За Тамгой мы въезжаем в узкое ущелье Барскаун. Практически сразу пропадает сотовая связь. Здесь проходит дорога, ведущая на золотой рудник «Кумтор ». Дорога – это широкий грейдер, который часто переходит с берега на берег. По сторонам встречаются знаки «Опасность камнепадов» и «Остановка запрещена». По ущелью также идет ЛЭП, питающая рудник. По мере продвижения делаем фотографии нескольких простых перевалов на левом борту долины (фото 1, 2, 3).

Близ слияния рек Барскаун и Керегеташ начинается подъем на пер. Сарымойнок. Тут же, у подножья, расположен экологический пост: дорога перегорожена шлагбаумом. Смотритель в небольшом домике регистрирует въезжающие и выезжающие машины. С глупых туристов пытается содрать денег за проезд. Платить ему не обязательно.
Минуя экопост, серпантином поднимаемся к пер. Сарымойнок (фото 4).

Немного не доезжая его седла, от дороги направо уходит поворот и стоит юрта пастухов. Здесь начинается тропа по правому берегу р. Керегеташ. Здесь же мы и выгружаемся из Мерседеса.
Завоз заброски на пер. Арабель
Руководитель и штурман загружают в Ниву мешки с заброской на вторую часть маршрута и уезжают дальше, на пер. Барскаун, а затем и на пер. Арабель. Остальные участники группы устраиваются на отдых в паре сотен метров от юрты.
Преодолевая множество петель серпантина, наша Нива через пер. Барскаун въезжает на Арабельское плато. На седловине перевала расположились несколько озер, а в низкой части хребта Терскей-Алатау за ними просматривается простая седловина №285 (фото 5).

Тут же становится очень холодно из-за встречного ветра. Через некоторое время мы проезжаем электрическую подстанцию и оказываемся у развилки дорог. Основная дорога вместе с ЛЭП уходят на восток к руднику. Прямо продолжается дорога через пер. Суек в верховья Нарына, а на запад, отходит разбитая грунтовка на пер. Арабель. Туда-то нам и надо.
Дорога минует пастушью юрту и, сильно петляя, обходя озера и заболоченные участки, устремляется на край плато к перевалу Арабель.
На самом перевале расположено озеро Бурхан . На его берегу дорога пересекает большой заболоченный участок, пройти который под силу не всякой машине. Здесь мы останавливаемся и начинаем искать место, где можно было бы закопать мешки с продуктами. Задача не очень простая, потому что кругом сплошная трава, редки выходы скал. Все осыпи небольшие и расположены далеко.
Место для заброски мы находим метрах в трехстах, к северу от озера в осыпи среди разрушенных скальных останцев. Закопав мешки, и хорошо посыпав их табаком, возвращаемся тем же путем назад к группе.
Ниже приводим таблицу для расчета времени переезда от г. Бишкек до пер. Арабель.

Подъем по р. Керегеташ
Долина р. Керегеташ простирается с запада на восток. В устье, при впадении в р. Барскаун долина сильно сужается, река течет в каньоне. В верховьях же долина расширяется, переходя в пологий одноименный перевал. Северный борт долины образован высоким и крутым скально-осыпным отрогом без выраженных понижений, южный – хребтом Терскей-Алатау. С него в р. Керегеташ впадает множество притоков, питаемых ледниками №119-№127. Дно долины преимущественно травянистое, но обширные луга встречаются только ближе к верхней части долины. Основная тропа начинается недалеко от пер. Сарымойнок и проходит по правому борту долины, высоко над рекой, обходя прижимы. На левом берегу реки тоже заметна тропа, но она не столь натоптана и теряется в прижимах.
Дождавшись возвращения руководителя и штурмана, мы обедаем и затем выходим вверх по долине (фото 6).

Буквально через 5 минут хода мы выходим к ручью, текущему с ледника №127. Вода в нем очень грязная. Переходим ручей по камням. Еще через 5 минут подходим к его второму рукаву. Место, где его можно перепрыгнуть, мы находим, пройдя 10 минут вверх вдоль ручья. Дальше возвращаемся на тропу и продолжаем движение.
Тропа петляет по склону, огибая холмы и спускаясь в распадки. Часто встречаются чистые ручейки. Через 25 минут тропа спускается к руслу реки. Здесь оно завалено большими и маленькими камнями, но путь для лошадей расчищен. В течение еще 15 минут поднимаемся вдоль реки. Миновав каменистые участки, на заболоченном берегу находим сухой травянистый пятачок и встаем на стоянку (точка 254 ). Воду берем из ближайшего родника.

7 августа. Долина р. Керегеташ – озеро под ледником №119

В течение дня нам предстоит пройти вверх по долине реки Керегеташ, а затем вдоль ручья ледника №119 до стоянок под перевалом Проходной.
От места, где мы ночевали, правым берегом, почти без набора высоты уходит в верховья долины хорошо набитая тропа, забираясь и спускаясь с зелёных травянистых холмов, усеянных россыпью камней. Этот борт довольно широкий и пологий. В отличие от него левый берег реки Керегеташ имеет более крутые травянисто-осыпные склоны. Иногда там читается тропа, но около прижимов она пропадает.
Из растительности здесь можно увидеть эдельвейсы, карликовые кустарники с колючками и без, луговые травы. Как и везде на Тянь-Шане, много сурочьих нор. Пасётся домашний скот: лошади, коровы.
Подъём по долине реки Керегеташ – каньон ручья №119
От места ночлега окончания долины не видно, его загораживает скально-осыпной отрог. До поворота на ручей №119 мы пересекаем четыре правых притока Керегеташа. Глубина ручьев небольшая, все можно перейти по камням в ботинках, опираясь на альпеншток или треккинговые палки для равновесия.
В первых трех вода прозрачная, последний – мутно-чёрный. Все ручьи разливаются на несколько рукавов.
От первого по ходу нашего движения ручья за отрогом открывается вид на трапециевидную вершину в конце долины – г. Джельтау (фото 7).

У второго ручья, стекающего с ледника №122, перед самым «нижним» рукавом есть хорошие места под палатки. Сам ручей вырывается из узкой скальной щели, забитой снежной пробкой. После него тропа теряется на лугу, но продолжение можно отыскать левее на холме, ориентируясь на большие камни. Ровные травянистые площадки оказались и у первого рукава ручья №121, третьего по ходу нашего движения. Распадок представляет собою некрутую осыпь на правом борту и разрушенные скалы на левом. Дойдя до четвёртого водного препятствия, мы увидели, что поток, стекающий с ледника №120, не пригоден для питья. Его русло справа также осыпное, а слева скалистое, но заключено в каньон и движение по нему может оказаться затруднено.
Пройдя 2,5 часа от места ночёвки, мы оказываемся в месте, где с тропы видно слияние ручья №119 и р. Керегеташ. Поднимаемся траверсом выше, забирая влево от тропы. Взору открывается новый вид: горы, обрамляющие ледник №119. Правым берегом ручья по пологой траве идём до скалистого каньона, у начала которого вдоль воды местами лежит снег. Устраиваемся на привал. Сходив на разведку, решаем, что в каньон не пойдем, а будем обходить его по левому по ходу движения травянистому склону.
Каньон ручья №119 – озеро под ледником №119
После подъема оказываемся на втором уровне долины – плато. Отсюда виден и проход на пер. Сарытор Тамгинский, и широкое понижение – пер. Керегеташ (н/к), и поворот на пер. №276, и цирк нашего ледника. На вольных просторах гуляет ветер, пасутся стада лошадей. Местами заболочено. Тропы нет, но трава невысокая и полого (фото 9, 10).

Идти легко. Путь к озеру под ледником №119 перегорожен травянисто-осыпным валом слева и «бараньими лбами» справа по ходу нашего движения (фото 8).

Пройдя второй уровень долины по заболоченному лугу за 40 минут, поднимаемся на следующую террасу, обходим «бараньи лбы» по травянисто-осыпному валу, который вначале состоит из камней среднего размера, затем переходит в спрессованную, поросшую травой, старую морену. Внизу виднеется мутно-голубое пересыхающее озерцо: запруда ручья №119. Траверсом правого борта долины уходим наверх и после перегиба пересекаем ручей по камням (ещё 40 минут). Оказываемся на левом берегу, где и устраиваемся на обед. Почва в этом месте влажная, холодная, травы и цветов почти нет. Позже мы поймём, что в этих местах почти каждый день идёт кратковременный снег, который не ложится надолго, но всё же не даёт короткому горному лету вступить в свои права. По крайней мере, в этом сезоне. Отсюда, наконец, видна свежая морена, за которой должно быть большое озеро (фото 11).

После обеда уходим в направлении озера под ледником. Метров через 100 от места отдыха видим пересыхающие разливы, огибаем их справа. Травянистая поляна сменяется галечником. Переправляемся под мореной обратно на правый берег ручья и начинаем подъем по моренному распадку наверх. Вскоре (через 15 ходовых минут) нам открывается вид на долгожданное озеро, окруженное боковыми моренами, и язык ледника, обрывающийся у линии воды. С ледника стекает несколько ручьев. Места под палатки есть прямо у северной оконечности водоёма, на песчаном «пляже» Здесь ровно, хоть и немного ветрено. Вода из озера мутноватая, но пригодная для питья (точка 256 , фото 12).

8 августа. Лед. №119 – пер. Проходной – р. Сарытор Учемчекский

Сегодня нам предстоит пройти пер. Проходной и спуститься в долину р. Сарытор Учемчекский.
Лед. №119 – пер. Проходной
Наше место стоянки находится на северном конце грязного мутно-зеленого озера под языком лед. №119. Отсюда хорошо виден практически весь ледник и горы, замыкающие цирк. Вчера ледник был открыт и грязен, трещин на нем мы не заметили. Но ночью прошел снегопад и закрыл ледник. Гребень хребта преимущественно снежно-ледовый, в восточной части гребня читается седловина №291 ориентировочной сложности 2А (фото 12).
Перевал Проходной расположен в самом западном углу цирка, его не видно за поворотом борта долины. Подняться к перевалу можно по леднику, как это сделала группа Бажанова В.В. в 1983 году (2), но для этого необходимо обойти озеро, траверсируя его осыпной берег.
Есть и альтернативный путь. Вдоль левого борта ледника и озера проходит высокий моренный гребень. У поворота к пер. Проходной он прорезан скальным лбом, с которого струится водопад. Рассмотрев его в бинокль, мы решаем подниматься к перевалу по моренному гребню.
Выходим с места стоянки и забираемся на вершину моренного гребня и через 30 минут подходим к скальному лбу. С гребня открывается вид на весь цирк лед. №119, простые перевалы на лед. №120 и даже на вершину 4434,3, на которую мы будем забираться через несколько дней (фото 13, 14).

Осмотрев скальный лоб, обходим его снизу, траверсируя мелко-осыпные отложения под ним, и пересекаем текущий с него водопадом ручей. На этом участке приходится хорошо страховаться альпенштоками. Далее траверсом с набором высоты за 35 минут выходим в небольшой висячий цирк на левом борту долины.
На дне видно сухое русло ручья, борта цирка сложены осыпями вперемежку с небольшими скальными ступеньками. При желании здесь можно расчистить места для палаток и найти воду.
Дальнейший путь к перевалу преграждает конец осыпного отрога, замыкающего цирк. Обойти его можно как справа, так и слева по ходу. При обходе слева придется идти вдоль края лед. №119 и этот путь за поворотом не просматривается. Путь справа виден полностью и проходит по средней и мелкой осыпи крутизной до 25°.
Мы выбираем правый вариант и за 45 минут выходим на вершину осыпного отрога. Отсюда к седловине ведет широкий и пологий осыпной желоб. Траверсируя осыпной борт желоба, уходим по направлению к перевалу. Через 25 минут показывается его седловина (фото 15, 16).

К ней ведет пологий и широкий, сложенный крупной и средней осыпью склон. Самая крутая его часть – перевальный взлет крутизной до 25°.
На седловину перевала поднимаемся за 25 минут.
Седловина осыпная широкая и ровная. С севера она ограничена высоким моренным гребнем с приютившимся на нем ледником, с юга – скально-осыпным склоном хребта. При желании на седловине можно встать на ночевку, есть много места под палатки. Из снега можно натопить воды.
В туре находим записку группы из Москвы, совершавшей горное путешествие в 1986 году 1 к.с. под руководством Павлова Д. Б. Его отчет мы нашли по приезду в Москву на tlib.ru
С перевала совершаем радиальный выход к югу на моренный гребень, отделяющий нас от лед. №160, чтобы осмотреть цирк и сфотографировать его перевалы (фото 17-20).

В верховьях цирка есть несколько выраженных перевалов сложности от 1Б до 2А. Также примечательна в. 4461,7, подъем на которую по СЗ гребню хорошо просматривается и оценивается нами 1Б категорией сложности. С этого же моренного гребня на восток, в сторону в. 4265,1 ведет пологий широкий осыпной склон. Подъем на нее не должен быть сложнее 1А. Радиальный выход на морену занимает у нас 20 минут в один конец.
Пер. Проходной – р. Сарытор Учемчекский
На спуск в сторону р. Сарытор Учемчекский ведет длинный и пологий осыпной желоб. Справа по ходу он ограничен осыпным склоном хребта Теркей-Алатау, а слева - высокой мореной с лежащим на ней ледником. В ста метрах ниже седловины в желобе начинается ручей (фото 21, 22).

Начинаем спуск с перевала. Через 15 минут минуем мульду слева по ходу. Еще через 20 минут желоб расширяется, и мы выходим на плоскую террасу с разливами. Это самое близкое место к перевалу, где можно поставить палатки. Ледник слева исчезает, а моренный гребень завершается высокой скалой с отметкой 4173,4.
Продолжаем спускаться и за 30 минут выходим на серию травянистых заболоченных террас с большими валунами (фото 23).

Из-под задернованных валунов бьют ключи с минеральным вкусом.
Продолжая спуск, выходим на устьевую ступень, а за ней попадаем в рантклюфт ледника №160. На спуск до ледника у нас уходит 15 минут. Здесь, переходя с осыпного борта на ледник и обратно, за 25 минут преодолеваем сам ледник, невыраженную боковую морену и выходим на траву.
Долина реки Сарытор широкая, с пологими бортами. Река течет, разливаясь на множество рукавов по всей длине долины. Язык ледника №160 пологий и имеет длинную конечную морену.
Дальнейший путь проходит по правому берегу долины реки. За 20 минут мы доходим до первого правого притока реки. Приток течет в живописной травянистой ложбине, защищенной от ветра. На его берегу среди луговых цветов находим ровные площадки и встаем на ночевку (точка 259 ).
Цветков Алексей

9 августа. Долина р. Сарытор – пер. Каратёр (№276) – долина р. Керегеташ – под пер. 4230

В течение дня нам предстоит подняться на перевал №276, и пройти по долине реки Керегеташ под перевал 4230.
Долина р. Сарытор – подъем на пер. Каратёр (№276)

Перевал №276 (4001 м) ориентирован З-В, соединяет долины рек Керегеташ и Сарытор. По карте перевал – снежно-ледовый, на его седловине встречаются ледники №117 и №158, но в действительности ледник №117 (восточный склон) сильно стаял, а ледник №158 (седловина и западный склон) стаял полностью. Подъем представляет собой движение вверх по распадку, образованному ручьем, стекающим с седловины (мелкая осыпь, до 15°).
От места нашей стоянки на правом берегу реки Сарытор траверсируем травянистый борт долины (до 20°) в направлении распадка. Подъем по распадку не представляет сложности, и через 1 час 15 мин, пройдя 1,7 км (от стоянки) и набрав 282 м, мы достигаем седловины.
Седловина (фото 25)

представляет собой обширное плато, покрытое моренными отложениями стаявшего ледника №158. Водораздел находится в восточной части седловины. В западной части находится довольно большое озеро (вода мутная, непригодная для питья). Места для стоянки есть, воду можно брать из ручья или топить снег с ледника №117.
Пересекаем плато, обходя озеро слева по ходу, и выходим к леднику №117 (500 м, 15 минут.).
Мы рассчитывали на первопрохождение этого перевала, но на всякий случай, поискали тур. И не зря – высоко на боковой морене мы нашли тур (там раньше кончался ледник №117). В туре обнаружена записка группы Ленинградского ДСО «Динамо», совершавшей пешеходный поход 5 к.с. под руководстовм Юрия Аадувича Тармака в 1989 году. Их группа называет перевал Каратёр. В записке не указано, были ли они первопроходцами этого перевала.
Так как найденный тур находился на морене выше бывшего ледника, мы посчитали логичным сложить новый тур на восточном берегу озера в низешей точке перевала (точка 261 ).
С седловины частично просматривается наш будущий спуск по леднику №117 (фото 26).

Спуск с пер. Каратёр (№276) – долина р. Керегеташ
Спуск с перевала №276 представляет собой движение по леднику №117. В верхней части ледник припорошен снегом, но все трещины отлично просматриваются. Крутизна – до 20°. Мы решаем двигаться по леднику вдоль его боковой (левой по ходу) морены.
Начинаем спуск, но в средней его части упираемся в крутой участок ледника, который не просматривался сверху. Обходим его по морене и возвращаемся на ледник (фото 27).

Через 20 минут, пройдя 760 м и сбросив 100 м, снова выходим на морену. Слева по ходу, на боковой морене, есть озеро и удобные места под палатки.
Продолжаем спуск в моренном лабиринте, направляясь к месту слияния ручьев с ледников №117 и №118 (мелкая осыпь, до 15°). По пути обозреваем цирк лед. №118 (фото 28).

Движение сложностей не представляет. Спуск с конечной морены к месту слияния проходит по крутому (30°-35°) осыпному моренному языку, обязательна самостраховка альпенштоком.
Движение по морене заняло 1 час 10 минут, пройдено 1,3 км, сброшено 254 м.
Долина р. Керегеташ – под пер. 4230
Дальнейший спуск проходит вдоль правого борта долины, верховьями р. Керегеташ по заболоченным террасам. От места слияния ручьев начинается плохо читаемая тропа, она идет вдоль правого борта вниз по долине, но через какое-то время пропадает. Также участок нашего движения пересекает мощный ручей, стекающий с ледника №119, он легко переходится по камням.
Движемся сначала по тропе, а затем по сыртам вдоль правого борта. Движение не представляет никаких сложностей. Спустя 40 минут, пройдя 2 км, достигаем ручья с ледника №119. Переходим его в среднем течении (Здесь много удобных мест для стоянки).
Продолжаем движение в сторону долины, ведущей на ледник №120. Под ногами по-прежнему болотистые сырты. Через 20 минут, пройдя 1 км, достигаем долины и движемся вверх по левому берегу ручья, стекающего с ледника №120. Еще через 25 минут доходим до конечной морены ледника №120 (фото 29).

Убедившись, что выше нет подходящих мест для стоянки (выше морены оказалось большое и очень грязное озеро и не нашлось подходящих площадок), мы встаем на ночлег на заболоченном травянистом участке возле правого борта долины, в отдалении от ручья (точка 263 ).
Краденых Андрей

10 августа. Лед. №120 – пер. 4230 (пер. №290 + в. 4434,3 + пер. №284) – лед. №270 – р. Бурхан

Сегодня нам предстоит перевалить через хребет Терскей-Алатау в долину р. Бурхан. Бажановым В.В. (2) описан путь пересечения хребта через вершину 4434,3 сложности 2А. В его отчете этот путь называется «перевал 4230». Вершина 4434,3 – это узловая вершина в хребте Терскей-Алатау.
Для более простой ориентировки мы разобьем наш путь на несколько участков. Сперва мы поднимемся на перевал №290, который находится в северном гребне в. 4434,3 и соединяет долины ледников №120 и №122. С него траверсом гребня уйдем на в. 4434,3 м, а от неё будем искать путь спуска на юг, к р. Бурхан.
Реально с в. 4434,3 мы спустились на восток к перевалу №284, а уже с него спускались к Бурхану.
Лед. №120 – пер. №290
С места ночевки выходим на юг, сторону моренного вала, сложенного камнями средней величины. В левой, по ходу движения, стороне вала имеется небольшой распадок, по которому мы за 5 минут поднимаемся на моренный вал. С вала открывается вид на разливы ручья, текущего с ледника №120, а также конец самого ледника, ледник открытый, на нём много камней. Просматривается средняя часть цирка ледника №120. Наш перевал (№290) от разливов не виден, он скрыт за гребнем левого по ходу борта цирка. Противоположный борт цирка в нижней части представлен осыпными склонами с отдельными снежниками. В нем можно найти перевалы не сложнее 1Б (фото 30).

В нижней части ледника есть левая и правая боковые морены, в верхней части цирка склоны покрыты снегом и льдом. В южном направлении выделяется вершина 4485,5 м, её северные склоны снежные, с выходами отдельных скальных ребер. Верховья цирка замкнуты крутой снежно-ледовой стеной хребта Терскей-Алатау.
Далее движемся к перевалу №290 по моренам правого (ор.) борта долины, постепенно набирая высоту. По мере того, как мы забираем влево, открывается вид на верхнюю часть ледника №120, видны также единичные мосты через рантклюфт.
Через 50 минут движения пересекаем осыпной кулуар, который тянется от гребня правой боковой морены до вершины хребта. По кулуару течет ручеек с чистой водой, в месте пересечения кулуара с гребнем морены имеется удобное место для ночевки, можно разместить 2-3 палатки.
Крутизна склона морены, по которой происходит подъем, не превосходит 30°, морена сложена из средней осыпи, осыпь слежавшаяся, не живая. Мы траверсируем склон, и крутизна подъема составляет порядка 15°. Погода пасмурная, ветреная, изредка – небольшие заряды снежной крупы.
Через 1 час 50 минут выходим к взлёту перевала №290. Хорошо виден осыпной подъём на перевал и на вершину 4434,3 (фото 31)

, а также весь цирк ледника №120. Высота по альтиметру составляет 4100 м. Правый борт долины неоднороден, сложен сланцевой породой, осыпь от мелкой до почти крупной. Мелкая осыпь образует множество «ступенек», по которым можно легко подниматься, не осыпая камни вниз. Надеваем каски, которые снимем только в долине р. Бурхан. При подъеме на перевал используем альпенштоки для самостраховки. Крутизна перевального взлёта – 25-30°, взлёт осыпной, осыпь мелкая, слежавшаяся.
На преодоление перевального взлёта мы потратили 1 час 15 минут. Перевал представляет собой широкую седловину, ориентированную в направлении З-В. Хребет широкий, разрушающийся, с торчащими участками скал (фото 33). На перевале возможна ночевка, есть места для палаток, при этом для защиты от ветра необходимо строить защитную стенку. Естественных препятствий, за которыми можно укрыться нет. Воду можно брать со снежника на восточном склоне перевала. С перевала на ледник №122 возможен спуск по широкому снежному склону не сложнее 2А (фото 32), снег начинается прямо от седловины. На седловине нет ни тура, ни записки.

Пер. №290 – в. 4434,3 м
К вершине 4434,3 ведет широкий осыпной гребень, крутизной до 25°. На нем мы обнаруживаем козью тропу. Подъём на вершину занимает 20 минут.
Вершина широкая, осыпная (фото 34).

На вершине имеется тур. Достаем оттуда записку группы туристов г. Вильнюса под руководством Сакалаускаса И.И. от 1986 г. На вершине дует сильный ветер, поэтому мы за несколько минут пересекаем снежную перемычку между вершиной и уходящим на восток гребнем и устраиваем привал на удобном месте, под снежным наносом у первого «зуба» указанного гребня. С места привала открывается вид на долину правого притока р. Бурхан, в которую нам предстоит спускаться. Между «зубьями» гребня уходят вниз крутые осыпные кулуары, пригодные для спуска в долину только при организации перильной страховки. Погода несколько наладилась, спуск по гребню проходил при переменной погоде, ветер уменьшился.
Вершина 4434,3 – пер. №284
Производим разведку пути спуска. В связи с возможной камнеопасностью разрушающегося гребня вместо непосредственного спуска в долину принимаем решение траверсировать гребень на восток и спускаться по нему на седловину пер. №284 (фото 35).

На случай возможного усложнения условий спуска по гребню обвязываемся.
Спуск происходит в основном по мелкой, местами живой осыпи; «зубья», находящиеся на южной стороне гребня вблизи вершины не осложняют проход. Мы обходим выходы скал, иногда выходя на снежный склон слева (по ходу) от гребня. Далеко от гребня не отходим, опасаясь выйти на снежный карниз. При спуске по гребню потребуется самостраховка альпенштоком. На некоторых крутых участках приходится идти плотной группой и в двух местах слезать с небольших ступенек, садясь на склон (фото 36).

Достигнув седловины перевала №284, снимаем обвязки. Спуск на перевал №284 занимает 45 минут.
Седловина перевала широкая, осыпная (фото 37).

Перевал ориентирован в направлении С-Ю, северный склон – снежный, южный – осыпной. С перевала открывается вид на юг, хорошо видна долина правого притока р. Бурхан, а также гребень, по которому мы спускались и вершина 4434,3. На перевале обнаружен тур, но записки в нем нет. Разведка северного склона перевала показывает, что с него на лед. №122 ведет пологий широкий снежный склон протяженностью около 150 метров (фото 38).

Подъем по этому склону можно проводить в связках, вытаптывая ступени в снегу. Оценочная сложность сквозного прохождения перевала №284 – 1Б.
Пер. №284 – р. Бурхан
Спуск с перевала №284 начинаем по мелкой слежавшейся осыпи в направлении левой боковой морены ледника, крутизна спуска не более 35°. Длина спуска с перевального взлёта составила всего 150 м, поэтому мы уже через 5 минут оказываемся на гребне морены и далее двигаемся по ней (фото 39).

Движение происходит по слежавшейся мелкой и средней осыпи, крутизна спуска невелика, но через 20 минут движения морена упирается в «бараньи лбы», и нам приходится спуститься на дно долины. Дно широкой долины когда-то было разливом ныне пересохшей реки.
Далее движемся на юг по линии падения воды, за 5 минут достигаем небольшого моренного вала, ограничивающего разлив, который пересекаем по истоку высохшей реки. Сразу же за валом открывается вид на цирк ледника №269, который расположен по правому борту нашей долины, из цирка тянется моренный вал, который пересекает почти всю основную долину, оставляя каменной реке небольшой проход у левого борта.
Мы продолжаем двигаться по линии падения воды, спускаемся влево и вниз, огибая моренный вынос близ левого борта долины. Через 55 минут движения от перевала из камней впервые показывается река. Всего через 200 м река течет по длинному проходу, вблизи которого имеются площадки, пригодные для ночлега. Еще через несколько минут движения река уходит в каньон, а мы траверсом уходим вправо – на оконечную морену. Морена сложена осыпью размером от мелкой до средней, обрывается в долину крутым, более 30°, склоном, по которому мы спускаемся плотной группой с самостраховкой альпенштоком.
С морены выходим в заросшую травой долину правого притока Бурхана, реки Бурхан-6, пересекаем его по камням и движемся в направлении Бурхана по левому берегу реки. Путь от перевала до конца морен занял 1 час 15 минут.
Через 20 минут движения вдоль реки выходим на стрелку Бурхана и Бурхана-6, начинаем искать место переправы. Через Бурхан мы переправляемся вброд (фото 40), в 200 м выше устья притока, вдоль которого мы спустились.

Глубина брода составляет 0,5 м, скорость течения средняя, вода в реке светлая, непрозрачная. При переправе необходима самостраховка альпенштоком. Переправа происходила вечером в 17 часов. Утром переход р. Бурхан вброд не представляет сложности.
Далее движемся вниз по Бурхану, по заболоченной травянистой долине левого берега. За 10 минут проходим порядка 700 метров и ставим лагерь недалеко от устья его левого притока – туда нам предстоит идти завтра. Проблем с размещением палаток нет, как нет и дров на месте ночёвки. Вода в Бурхане мутная, для питья используем воду из ручья, текущего с борта долины (точка 268 ).
Хромов Александр

11 августа. Р. Бурхан – р. Бурхан-2 – Арабельское плато – оз. Бурхан

Сегодня нам предстоит подняться на Арабельское плато, дойти до озера Бурхан и снять там свою заброску.
Р. Бурхан – р. Бурхан-2 – оз. Бурхан
Немного ниже места нашей стоянки река Бурхан принимает левый приток, стекающий с Арабельского плато. Будем называть его Бурхан-2. Он, в свою очередь, образуется двумя ручьями. Северный ручей берет начало на склонах Терскей-Алатау, а южный в большом безымянном озере с отметкой 3875,6.
От места нашей стоянки мы выходим в долину р. Бурхан-2, траверсируя травянистый борт долины. Ручей полого течет в широкой травянистой долине с невысокими осыпными бортами (фото 41).

До места слияния его истоков мы доходим за 1 час и 35 минут.
Дальше верхняя часть долины не видна за травянистой устьевой ступенью, а левый исток реки течет в небольшом каньоне. Ступень мы преодолеваем за 40 минут. За ней нам открывается вид на разливы и небольшое озерцо в уютненьком цирке с пологими скальными бортами. Здесь же постепенно начинает исчезать трава.
Миновав малое озеро, преодолеваем еще один небольшой подъем и за 20 минут выходим к большому чистому озеру (отметка 3875,6) зеленоватого цвета (фото 42).

Пейзаж все больше напоминает Хибины. Озеро окружено невысокими покатыми скалистыми холмами, среди камней и встречаются клочки травы и текут маленькие ручейки. Справа по ходу сильно выделяется вершина 4001,8. За озером можно разглядеть небольшой перевал, ведущий к истокам р. Арабельсу.
Мы же собираемся напрямую выйти к оз. Бурхан. От озера уходим на юг и огибаем вершину 4001,8 слева. За 40 минут вылезаем на небольшой перевал в гряде, разделяющей истоки р. Бурхан. Отсюда открывается панорамный вид на Арабельское плато, небольшое бессточное круглое озеро, озеро Бурхан и хребет Джетимбель за ним.
Хребет Джетимбель имеет простое строение. Он вытянут в широтном направлении, перпердикулярно ему на север и на юг отходят малоразветвленные короткие отроги и простые долинные ледники. В хребте нам видны всего лишь два выраженных понижения – это перевалы Сарытор Джетимбельский и Суек. Остальная часть хребта выделяющихся седловин не имеет, но практически в каждом цирке существует перевал не сложнее 2А. По обе стороны перевала Сарытор Джетимбельский, как стражи, стоят две очень похожие вершины – Близнецы. Высота восточной – 4510,2 метра, а западной – 4634,1 (фото 43).

За 25 минут спускаемся с водораздела к бессточному озеру, минуем его справа по ходу, и за ним попадаем прямиком на пер. Арабель к месту хранения нашей заброски.
Откапываем заброску и становимся на стоянку на берегу оз. Бурхан (фото 44).

Нам с трудом хватает места на две наших палатки (точка 269 ). Места не очень ровные, но защищенные от ветра. Воду берем из озера Бурхан.

12 августа. Отсидка

Целый день над Арабельским плато висят низкие облака. То и дело идет дождь со снегом. В такую погоду никуда не идем, спим, едим.
Нас навещает пастух и рассказывает, что в озере Бурхан не надо купаться, потому что там водится «крокодил», который таскает баранов.

13 августа. Оз. Бурхан – пер. Сарытор Джетимбельский – оз. Экургенкёль – руч. Сарытёр

Сегодня нам предстоит пройти перевал Сарытор Джетимбельский и по возможности совершить радиальное восхождение на вершину Ленинградская. С утра погода нас не балует. Над нами висят низкие облака, иногда накрапывает дождик. За хребет Джетимбель зацепилось облако и закрыло перевалы. Однако видимость все же позволяет если не пройти сегодня перевал, то хотя бы подойти к нему поближе.
Оз. Бурхан – пер. Сарытор Джетимбельский
От места стоянки обходим оз. Бурхан с востока и за 1 час и 10 минут забираемся на каменную гряду, отделяющую озеро от истока р. Бурхан. По пути приходится преодолевать болотистые участки.
С гряды становится видно ущелье, ведущее к пер. Сарытор Джетимбельский, но верховья его закрыты облаками. Видна лишь нижняя часть ущелья. По центру ущелья проходит продольный скально-осыпной гребнь, разбивая его на две половинки (фото 45).

В обеих узких ложах текут небольшие ручьи. Подниматься к перевалу мы собираемся вдоль правого борта долины, чтобы не пересекать ручьи в узких ложах.
За 20 минут спускаемся к реке Бурхан. Вода чистая, течет в каменистом русле с крутыми осыпными бортами. На травянистых террасах над рекой можно легко поставить лагерь.
Начинаем подъем вверх к перевалу Сарытор. Козьими тропами уходим вверх вдоль левого борта долины. Под ногами слежавшаяся мелко-каменистая осыпь. За 55 минут мы доходим до ровного плато, в этом месте гребень, делящий долину на две части примыкает к левому борту. Здесь же удобно вставать на стоянку. Есть вода и защита от ветра (фото 46, точка 270 ).

На дальнем конце плато виднеется небольшой скальный выступ. Перевалив его за 15 минут, мы спускаемся в русло ручья. Здесь оно становится значительно шире, чем в низовьях долины. Дальше поднимаемся вдоль ручья. По пути фотографируем (фото 47) седловину №30 в СЗ плече вершины 4510,2 (Близнец Восточный).

За следущие 25 минут выходим на перевал. Выраженного перевального взлета нет. Перевальная седловина представляет собой широкое ровное плато с серией каменных гряд, протянувшихся в широтном направлении (фото 48).

На одной из таких гряд в западной части седловины сложен тур. В нем мы находим консервную банку с баночкой из-под фотоплёнки, но записки в ней нет. На перевале можно поставить палатки, вокруг протекает множество маленьких ручейков с чистой водой.
К сожалению, хребет Джетимбель закрыт облаками. Мы не можем определить местоположение вершины Ленинградской и путь подъема на хребет. Да и погода начинает портиться, поэтому решаем спускаться с перевала.
Пер. Сарытор Джетимбельский – оз. Экургенкёль – руч. Сарытёр
На юг с перевального плато уходит широкое сухое русло ручья. Оно зигзагом спускается между скальных гряд и упирается в боковую морену лед. Сарытор-1.
Мы же срезаем изгибы ручья, забирая восточнее, обходя скальные гряды за 15 минут спускаемся прямиком в карман морены ледника Сарытор-1.
Здесь расположено небольшое зеленое озеро, течет ручей (фото 49).

В следующие 25 минут движемся дальше по карману морены. Ручей вскоре кончается в глубокой осыпной воронке. За ней карман морены расширяется, появляются первые клочки травы. Дальнейший наш путь проходит по обширным моренным отложениям ледника вдоль левого борта долины. По пути минуем еще одно небольшое треугольное озерцо, а сразу за ним начинается спуск с морены на луга. Через 10 минут морена заканчивается, мы выходим в зону альпийских лугов. Нам открывается вид на низовья долины и озеро Экургенкёль вдали.
Долина ручья Сарытёр широкая, с густой травой и плоским дном. В средней части ручей образуется двумя истоками. Один из них течет из-под морены лед. Сарытор-1, а другой – из цирка ледников Сарытор-4, 5 и 6 к западу. Ручей широкий, но спокойный, перебродить его можно в любом месте. В его низовьях встречается рыба. Правый берег долины сильно заболочен, места для стоянок на нём можно найти только выше места слияния истоков.
Спускаемся по долине до места слияния истоков за 30 минут, а затем за 25 минут доходим и до озера Экургенкёль.
К востоку от озера, перевалив небольшой травянистый перевал можно выйти на дорогу, ведущую от пер. Суек в верховья Нарына (фото 50).

На запад из озера вытекает широкий спокойный ручей, он течет по обширным травянистым террасам, пологими ступенями, спускающимися к реке Тарагай и верховьям Нарына. На северном берегу озера мы находим тропу.
За 25 минут по тропе выходим к западному концу оз. Экургенкёль. Отсюда вытекает широкий и спокойный ручей. Тропа продолжает идти дальше вниз вдоль ручья, а мы забираем ближе к подножью правого борта долины, чтобы спрямить наш дальнейший путь. К вечеру мы хотим дойти как можно ближе к повороту в долину р. Сарытор. Наша цель – небольшое круглое озеро, к северу от большого озера с отметкой 3554,7.
В течение 25 минут по травянистым террасам пересекаем несколько сухих русел. По пути встречаем следы машины. Они выводят нас к искомому озерцу (фото 51).

Оно оказывается водопойной ямой. Вокруг много следов копыт, неподалеку покинутое стойбище. Нам удается найти чистый родник, бьющий из-под земли, и мы встаем на стоянку (точка 273 ).
Место нашей стоянки окружено невысокими травянистыми холмами и довольно хорошо скрыто от посторонних глаз и ветра. С холмов ниже по долине у большого озера с отметкой 3554,7 видно несколько бытовок. Дальше долина уходит вниз и не просматривается, а совсем вдалеке, уже на противоположном берегу Нарына сияют снежные цепи хребтов Борколдой и Чакыркорум.

14 августа. Подъем по долине р. Сарытор

Сегодня нам предстоит подняться по долине р. Сарытор под ледник Ичкесарытор-2, чтобы на следующий день с короткого подхода пройти перевал Ичкесарытор.
Подъем по долине реки Сарытор
Долина реки Сарытор широкая, с довольно пологими травянистыми склонами южных отрогов хребта Джетимбель. Берега реки травянистые, пологие, болотистые. Здесь можно встретить пасущийся скот, местами встречаются фрагменты тропы. Долина имеет ступенчатый характер.
Река Сарытор не очень мощная, извилистая, встречаются места, где можно перейти вброд. Можно найти и места для стоянок, но берега реки – болотистые, мокрые. По бортам тоже много мокрых участков. В средней части долины сливаются три основных истока реки, образуя в месте слияния группу озер.
Выходим с места стоянки на ручье Сарытор и двигаемся по южному борту ручья Сарытор до поворота в долину реки Сарытор. За 40 минут проходим поворот и продолжаем двигаться вверх уже вдоль орографически левого берега реки Сарытор. На повороте в долину – озеро. Через два с половиной часа выходим к месту слияния основных истоков реки Сарытор. Долина здесь еще больше расширяется. В заболоченной низине видна группа озёр. Выше начинаются устьевые ступени истоков р. Сарытор. Наш исток – западный. В боковой долине левого борта видны несколько перевалов и юго-восточный склон в. Олимпийская (фото 52-54).

Еще через пятьдесят минут мы немного набираем на устьевую ступень и становимся на обед на ручье, который течет из-под ледника Ичкесарытор-2. Река протекает между большими скальными выступами, покрытыми травой. Через два часа обед закончен, и мы продолжаем движение вдоль этого ручейка, уходим налево по долине. Через 25 минут выходим к двум небольшим озерам, окруженным бараньими лбами. Они перегораживают путь к леднику. Со лбов стекает небольшой водопад и исчезает в узком осыпном кулуаре, заваленном крупными камнями. На вид по нему можно попытаться выйти поверх лбов. Алтернативный вариант – обходить бараньи лбы справа по ходу, ища проход по травянистым полочкам (фото 55).

Мы решаем преодолеть каменный завал. Наперед скажем, что повторять наш путь не стоит. Камни большие, залезать на них тяжело. К тому же с борта долины над кулуаром нависают огромные валуны, грозящие отвалиться.
По крупноплиточному завалу, вдоль водопада преодолеваем первую ступеньку подъема. За ней же появляются признаки ледника. Затем продолжаем подъем по травянистым, перемешанным с камнями, полочкам крутизной 20-25° вдоль полуразрушенных скал. С полочек уходим к морене ледника Ичкесарытор-2 и продолжаем движение вдоль нее по галечнику и траве, как бы обходя ледник с севера.
Обходя морену с севера, стремимся как можно ближе подойти к западному концу цирка, но не выходить на ледник и морену. Так преодолеваем серию травянистых ступеней, пока через 1 час и 5 минут они не заканчиваются. Дальше идут уже только морены.
Совершаем разведку на гребень морены, чтобы найти еще более близкие к леднику места для стоянки. Таковые можно оборудовать под самым языком ледника, но мы решаем остаться на траве (точка 275 ). Погода портится, начинается снег.
Ходосова Наталья

15 августа. Лед. Ичкесарытор-2 – пер. Ичкесарытор – вершина Олимпийская (рад) – лед. № 291 – р. Бурхан

Сегодня нам предстоит подняться на перевал Ичкесарытор, с которого радиально сходить на вершину Олимпийскую и спуститься к р. Бурхан.
Морена лед. Ичкесарытор-2 – лед. Ичкесарытор-2 – пер. Ичкесарытор
Со стоянки поднимаемся на левую боковую морену. Гребень морены невысокий, сложен из хорошо утрамбованных средних и крупных камней. За 15 минут пересекаем морену и подходим к краю языка ледника Ичкесарытор-2. У среза ледника находится небольшое озеро. Ледник пологий, достаточно широкий и покрыт 10-ти сантиметровым слоем выпавшего накануне снега (фото 56). Под снегом трещины не просматриваются.

Надеваем кошки и страховочные системы, связываемся в связки и начинаем движение по леднику.
Идти легко, трещин нет. Слева по ходу ледник обрамляет скально-ледовая стена, справа – скальный гребень. Прямо по ходу виден заснеженный купол вершины Олимпийской.
Через 50 минут движения по леднику левая скально-ледовая стена заканчивается и за ней открывается вид на снежно-ледовую седловину №32 (фото 57) слева от вершины Олимпийской, ориентировочной сложности 1Б. Этот перевал представляет собой широкую снежно-ледовую седловину. Вдоль ее пересекает большой бергшрунд с небольшим снежным мостиком справа и скальным гребнем по верху. Подъем на перевал относительно пологий, без видимых крутых взлётов.

Справа от вершины Олимпийской показывается наш перевал - Ичкесарытор (фото 58).

Через 1 час 15 минут движения по леднику появляются довольно широкие трещины. Чтобы обойти их принимаем правее, ближе к границе ледника и осыпного борта цирка, в 5-20 метрах от границы льда и осыпи. Перед седловиной небольшой наддув из плотного снега. На перевал выходим еще за 20 минут.
Перевал – небольшая скальная седловина размером 20х20 метров (фото 59).

Есть относительно ровное место, чтобы поставить 2-3 небольшие палатки. Питьевая вода – снег. Возможно осуществление траверса по осыпному гребню, как в северном, так и в южном направлении.
Радиальный выход на в. Олимпийская
Вершина Олимпийская куполообразная, склон (ее северный гребень) представляет собой ледник крутизной от 15° до 20°, покрытый тонким слоем свежевыпавшего снега (фото 60).

С перевала в связках налегке выходим на вершину по северному гребню. Встречаются небольшие трещины, прощупываемые палками и легко перешагиваемые. Через 35 минут подходим к небольшому предвершинному взлёту крутизной 30° и еще через 5 минут достигаем вершины. Весь подъем от седловиы занимает 40 минут.
Спуск с вершины на юг и запад возможен по разрушающимся скальным выступам с применением перильной страховки. На восток можно спуститься пешком по мнежно-осыпному гребню на седловину пер. №32.
На вершине находим тур без записки. Оставляем в нем свою и спускаемся обратно на седловину пер. Ичкесарытор.
Пер. Ичкесарытор – лед. №291 – р. Бурхан.
Обедаем на перевале.
Спуск на запад, в сторону ледника №291, представляет собой скально-осыпной склон крутизной до 35°. Спускаемся с личной страховкой альпенштоком (фото 61).

На спуск до ледника уходит 35 минут, при этом сбрасываем 200 метров по GPS.
Далее двигаемся по правой боковой морене вдоль ледника. Через 300-400 метров выходим на ледник (фото 64). Ледник пологий, открытый, трещин нет. В конце ледника – большие поперечные мореные валы и озеро. Слева по ходу видна западная камера лед. №291, а в ней перевал №34 (фото 62), позволяющий перевалить в соседний цирк. На слиянии ледников образуется небольшая серединная морена. На леднике есть две большие продольные промоины.

Через 15 минут, пройдя около 1 км по леднику, подошли к окончанию льда, который плавно сходит на нет, переходя в морену (фото 63). Ближе к правому краю из-подо льда вытекает река и огибает возвышающиеся поперечные мореные валы справа. Удобнее двигаться по левому берегу реки.

Через 10 минут за моренами проходим озеро с грязной водой, на северном берегу которого (на левом берегу реки) достаточно большие и ровные площадки (точка 278 ). Это первое место под перевалом, где можно поставить лагерь.
Правый берег озера крутой и труднопроходимый, левый – пологий и удобный для движения. Обходим озеро по левому берегу. За озером широкая каменистая долина (с камнями среднего размера) – мореные валы, которые волнами плавно спускаются вниз. Движемся по центру долины. Идти несложно. Ровные участки чередуются со спусками.
Через 15 минут после озера в центре морены появляется сухое русло реки глубиной около 15 метров, по которому удобно идти. Спускаемся и идём по руслу. Постепенно на морене появляются задернованные участки. Вдали видим р. Бурхан.

Еще через 20 минут подходим к краю морены. Высота ее около 30 метров, спуск осыпной крутизной около 30°. Из-под морены вытекает приток р. Бурхан и уходит в каньон. Группа Бажанова спускалась правым берегом реки по травяной террасе поверх каньона. Мы же, чтобы не бродить реку внизу попытаемся пройти левым берегом.
Левый берег – осыпной, крутизной от 15° до 30°. Мы траверсируем его 40 минут в надежде вылезти на борт долины, но такого места не навходим (фото 65).

Идти достаточно сложно. Позже понимаем, что возможен более лёгкий путь прямо вдоль реки по низу. Каньон завершается скальным прижимом протяженностью около 5 метров, прохождение которого требует самостраховки альпенштоком (фото 66). Через 20 минут в 200-х метрах от устья ручья ставим лагерь (точка 279 ).
Место стоянки травянистое, ровное, открытое, есть хорошая чистая питьевая вода. Дров нет.
Ионов Сергей

16 августа. Долина р. Бурхан – пер. Волнистый (1А, №8, п/п) – пер. Джаманэчки – долина р. Джаманэчки Зап.

Сегодня нам предстоит совершить первопрохождение перевала №8, спуститься к р. Дажманечки и подойти под перевал №4 в хребте Джетим.
Долина р. Бурхан – ручей с ледника №295
Долина реки Бурхан широкая, травянистая, ориентирована СВ-ЮЗ. Участок левого берега, по которому нам предстоит двигаться, представляет собой пологие луга, местами заболоченные. Есть довольно хорошая тропа. Все ручьи, стекающие с левого борта долины, легко переходятся по камням. Вдоль правого берега реки идет грунтовая дорога.
Движение вниз по долине не представляет сложности, и через 1 час мы достигаем ручья, стекающего с ледника №296 (фото 67).

В верховьях его долины видна снежная вершина в форме купола (вершина 4507 м). Ручей вытекает из-под задернованной морены, перегораживающей всю долину. На нее можно подняться по карману вдоль правого борта.
Движемся вверх по правому берегу ручья. За 20 минут до морены. Поднимаемся на нее за 10 минут, и начинаем подъем на перевал №8.
Подъем на перевал Волнистый (№8, п/п)
Перевал №8 ориентирован С-Ю, соединяет долины рек Бурхан и Джаманечки. Подъем на перевал №8 представляет собой движение по широкой долине, заполненной моренными отложениями ледника №296 (моренные гряды, состоящие из мелкой и средней осыпи). Сам ледник практически стаял, поэтому большая часть моренных гряд задернована. Перевал находится за поворотом долины на ЮЗ, поэтому мы ориентируемся на скальный нунатак с отметкой 3961,2 м, расположенный перед поворотом. С седловины перевала по скально-осыпному каньону стекает небольшой ручей, который уходит под морену в районе нунатака 3961,2 м.
На моренах есть пара удобных мест для стоянки: точка 280 – небольшой ручеек и много мест под палатки, и точка 281 – небольшое ровное плато возле того места, где ручей вытекает из каньона. В верхней части ручья вода мутнеет и становится непригодной для питья. На протяжении всей морены ручей скрыт под камнями.
Мы стараемся двигаться по гребням моренных гряд (мелкая и средняя осыпь, до 20°), чтобы избежать лишнего сброса высоты. Основной ориентир – нунатак 3961,2 м (фото 69). Доходим до него за 2 часа. По пути фотографируем седловину перевала №31, выводящую в соседний цирк (фото 68).

Ее ориентировочная сложность с нашей стороны – 1А. Нунатак обходим справа (его можно обойти и слева, двигаясь по гребню морены), поднимаясь вверх по каньону ручья. Движение нигде не представляет сложностей, и спустя 40 минут мы оказываемся на седловине.
Седловина перевала №8 широкая платообразная (фото 70), покрытая сланцевой осыпью. Ледник №296, который по карте должен вплотную подходить к седловине, очень сильно стаял. На седловине находится небольшое озеро. Отсюда можно совершить простое восхождение на в. 3507 (ориентировочно 1А-1Б), на пер. №9 (ориентировочно 1Б) и на вершину 4341,6 (ориентировочно 1А) (фото 70, 71).

При желании здесь можно спокойно встать на ночевку. Обыскав все плато, тура и следов пребывания людей мы не нашли, так что с чистой совестью можем считать это первопрохождением. Перевал назвали Волнистый (из-за волнообразного подъема по моренам), оценили его как 1А и сложили тур в северной части седловины.
Спуск с пер. №8 – пер. Джаманечки – долина р. Джаманечки
Спуск с перевала №8 представляет движение вниз по осыпной долине ручья, образованного слиянием нескольких ручьев, стекающих с ледника №296. Долина имеет несколько прижимов, которые легко обходятся. Вода в ручье мутная и непригодна для питья.
Движемся по правому борту долины, и через 45 минут спускаемся с осыпи на травянистые участки. Отсюда открывается вид на верховья реки Джаманечки В. и на участок хребта Джетим. В верховьях река течет на юг, затем, достигая хребта Джетим, поворачивает на восток. Борта долины Джаманечки В. травянистые, местами заболоченные, довольно пологие (до 20°). По правому борту стекает несколько небольших ручьев. Отсюда же хорошо виден перевал Джаманечки, выйти на который можно траверсом борта долины (фото 72).

Предыдущий день выдался тяжелым, сегодня тоже пришлось много пройти. Время подходит к вечеру и все уже устали. Учитывая общее состояние группы, для экономии сил мы решаем воспользоваться запасным вариантом маршрута, и вместо спуска по долине Джаманечки В. и последующего прохождения перевала №4(1Б) пройти перевал Джаманечки (н/к) с последующим выходом в долину р. Кызылбель.
Движемся в сторону перевала Джаманечки, траверсируя правый борт долины (травянистый склон, до 20°). Спустя 35 минут выходим на седловину перевала Джаманечки. Отсюда открывается вид на долины рек Джаманечки З. и Джаманечки В. Тур на перевале не обнаружен.
Перевал Джаманечки ориентирован З-В и соединяет долины реки Джаманечки В. и Джаманечки З. Подъем и спуск представляют собой движение по травянистым склонам (до 20°). Седловина перевала – обширное травянистое плато. Когда-то через перевал шла геологическая дорога.
Долина реки Джаманечки З. – очень широкая, травянистая, местами заболоченная. В самой реке вода мутная, но несколько ручьев, впадающих в нее по правому борту, имеют более пригодную для питья воду.
Чтобы скорее встать на стоянку, мы спускаемся с перевала не по дороге, а напрямик к реке (фото 73). Спуск в долину р. Джаменечки З. проходит по руслу небольшого ручья (травянисто-осыпные склоны, до 15°), который течет чуть южнее седловины и впадает в Джаманечки З.

Спуск не представляет никакой сложности, и за 15 минут мы выходим на правый берег реки Джаманечки З. и становимся на ночевку (точка 286 ).
Краденых Андрей

17 августа. Подножие пер. Джаманечки – долина р. Джаманечки Зап. до слияния с р. Кызылбель

В планах на день пройти по долине реки Джаманэчки вниз до её слияния с рекой Кызылбель и устроить полуднёвку.
Панорама долины реки Джаманечки Зап. своими пейзажами больше напоминает степь: широкие волнообразные складчатые холмы, покрытые жесткой жёлто-зелёной травой, расположены между двумя руслами-истоками р. Джаманэчки. Лишь по бортам выступают на поверхность скально-осыпные отроги, а на горизонте видна гряда хребта Джетим со снегом и ледниками.
Подножие пер. Джаманэчки – место слияния с р. Кызылбель
С утра вода в нашем истоке, орографически правом, стала прозрачной. И без того небольшой ручей обмелел, и мы без проблем переходим его по камням на левый берег. Путь по левому берегу в нашем случае оправдан, хоть на правом по спутниковым снимкам можно разглядеть старую дорогу, всё же он более крутой и может оказаться обрывистым, да и реку внизу может не получиться перебродить.
За переправой минуем галечные наносы и после осыпного отрога выбираемся на травянистый заболоченный берег, видим впереди красно-жёлтую выветренную скалу-останец посреди степных пространств междуречья истоков. Идти здесь не очень удобно. Вскоре мы спускаемся обратно к воде и идём по гальке и валунам. На 25-ой минуте первого перехода мы минуем скалу, а ещё через 10 минут река становится извилистой, крутизна падения воды увеличивается, берега становятся выше, а течение бурным: наш по высоте – около 6-ти метров, противоположный – порядка 10-ти. Движение вдоль реки по правому берегу затруднено крутыми оползающими склонами, нашим берегом можно пройти без проблем. После сужения мы устраиваемся на первый привал недалеко от устья левого истока. При желании здесь можно найти место, где поставить палатки. Слева и впереди – панорама хребта Джетим, справа – плоские вершины.
В 9 утра мы переходим левый исток: кто-то перепрыгивает по камням, кто-то переправляется вброд (глубина – до середины голени). Вода прозрачная относительно спокойная, дно ровное с мелкой галькой, ширина 5 метров. Вместе с переобуванием брод занимает 10 минут. С этого места на правом берегу реки всё чаще виднеются фрагменты старой разрушенной грунтовой автодороги.
Далее мы пересекаем ровное сухое поле, на противоположном берегу открывается вид на скально-осыпной отрог с красной полосой посередине и несколько осыпных вершин. Удается сфотографировать цирк ледника №311 и перевал №4 в его верховьях (фото 74). Продолжаем движение дальше вдоль берега реки, вскоре слева появляется ещё один ручей. Какое-то время идём между двух акваторий, но вскоре принимаем решение перебраться через левый приток, пока его ещё можно перейти по камням. В этом месте его ширина уже 15 метров, хотя глубина ещё небольшая (около 0,3 м) течение спокойное, много больших и удобных камней.

Слияние с р. Кызылбель – поляна на левом берегу правого притока
Подходим к месту слияния рек. Здесь Джаманэчки Зап. шириной около 6 метров, глубиной по колено и выше, реку можно перейти вброд. Берега пологие. Река Кызылбель представляет собой более бурный поток, переходить её у слияния мы не советуем, лучше сделать это повыше. К тому же правый берег Кызылбеля у стрелки перегорожен высокой грядой, которая подмыта течением.
Повернув в сторону перевала Кызылбель, мы поднимаемся по правому берегу одноименной реки. Движение вдоль воды внизу невозможно, так как борт гряды сильно подмыт течением. По зелёной гряде ползут наверх сурочьи тропы, по которым мы и идём наверх. С 10-ти метрового обрыва, образующего прижим, видны мутные бурлящие воды и ограда прямоугольной формы из камней на противоположном берегу (30х15 метров), а также остатки старой дороги.
Преодолев подъем на гряду за 10 минут, мы спускаемся с неё по твердому, землисто-травянистому склону с включениями камней к нижнему правому притоку Кызылбеля, получающему питание от ледников №323, 324, 326. Переходим приток по камням и в полдень устраиваемся на сухой поляне на полуднёвку (точка 287 ).
Пройдя немного вверх по долине притока, делаем фотографии цирков ледников №323 и №326 (фото 75, 76)

18 августа. Устье р. Кызылбель – морена ледника №383

Сегодня мы планируем подойти как можно ближе к хребту Джетим, пройдя через пер. Кызылбель (н/к), для этого выходим вверх по долине одноименной реки. Перевал находится правее по ходу движения, его от слияния нижнего правого притока и р. Кызылбель не видно. Следующий лагерь мы хотим поставить под перевалом №34, находящимся в северном отроге хребта Джетим, который является левым по отношению к истоку реки Арчалы.
С места ночёвки, на стрелке нижнего правого притока и реки Кызылбель видим гряду в междуречье слева и фрагменты старой разрушенной автодороги, переходящей с одного берега на другой. Ландшафт представляет собой травянистые холмы и гряды, на дне долины – галечник. За невысоким рельефом видно белоснежные пики Джетима.
Утром река, как и многие в этом районе, значительно обмелела; вода в ней стала прозрачной. Приток тоже стал пригоден для питья.
Устье р. Кызылбель – пер. Кызылбель
Начинаем движение по правой стороне реки, но, как только вода подходит под берег вплотную, переходим на противоположный. Оба берега некрутые, но идти по галечному дну значительно удобнее, чем по заболоченной и поросшей кочками траве. Правда, такое движение возможно только утром, когда река ещё не разлилась. Глубина бродов в это время суток – 0,3-0,4 м.
После переправы выходим на тропу, которая к концу первой ходки (45 минут) постепенно превращается в участок старой дороги. Переходим ручеёк, разбитый на несколько рукавов, над ним наверху выветренные скалистые останцы.
С места второго привала, около красноватого песчаного обрыва, мы видим уходящую вверх по травянистому склону, в сторону перевала колею от колес машины. Двигаемся в её направлении по обмелевшему галечному руслу реки. Слева по ходу движения видим каньон, который обрамляет основное русло Кызылбеля (фото 77). Над ним, вдалеке, стоят конусообразные вершины, покрытые снегом и льдом (фото 78).

Поднимаемся на первую ступень перевала по колее, а наверху - просто траверсируя травянистый склон слева направо. Крутизна подъема около 20о, справа пересохшее каменистое русло.
После первой ступени подъема открывается новый вид: по левую руку красновато-чёрная скала, по правую – травянистая гряда. Спускаемся в локальное понижение. Заболочено. После болотца простирается широкая каменистая пойма ручья. Сам ручей небольшой, вода прозрачная.
Подъем на перевал плавно уходит направо, снова превращаясь в травянистый склон, но уже менее крутой. Наверху широкое озеро с топкими берегами. Нам понадобилось 3 часа 45 минут ЧХВ, чтобы оказаться здесь. Прямо по курсу стоит гора с ледником №385, похожим на штаны. Обходим водоём справа и начинаем траверс правого борта Арчалы, чтобы, спускаясь, оказаться в долине как можно выше. На берегу реки, не доходя морены, останавливаемся на обед. Обход озера и спуск – 20 минут.
Верховья р. Арчалы – морена под ледником №383
От места обеда видно, что цирк ледника №383 перегорожен мощными моренами (фото 79). Река Арчалы образуется двумя ручьями. Один из них – грязный, прорезает всю морену от языка ледника, а второй – чистый, вытекает из-под морены.

Идём до их начала по правому берегу прозрачного рукава Арчалы. Под мореной переходим чистый поток по камням на его левый берег, затем двигаемся наверх по задернованной морене. Прозрачный рукав скрыт под камнями, а по правую руку внизу бурлит мутно-жёлтый приток, пробивая себе путь по моренному распадку.
За полчаса от обеденного привала доходим до относительно ровных травянистых площадок на камнях и брода мутно-желтого ручья. Глубина здесь ниже колена, течение не очень сильное, дна не видно, ширина 3 метра. Переправляемся на левый берег и поднимаемся на следующий моренный холм. За ним видим небольшой ручеёк с прозрачной водой – последняя возможность набрать воды до ледника. Дальше поднимаемся всё время вверх по ребру морены. Слева и прямо по курсу видно ледник №383, разделённый посередине широким скально-ледовым отрогом (фото 80-82). Правая часть ледника выглядит круче левой, около отрога на ней просматриваются поперечные трещины.

Дойдя до третьей «каменной горы» на левой боковой морене, спускаемся с неё на ровные галечно-песчаные площадки под языком ледника, окруженные небольшими лужами-озерцами. Останавливаемся здесь на ночлег. 2 часа ЧХВ от брода. Любуемся закатом и завтрашним перевалом (точка 291 ).
Кузнецова Ирина

19 августа. Лед. №383 – пер. Грива (1Б, п/п, №34) – лед. №388 – р. Каратёр Зап. – пер. Маяк (1А, п/п, №66) – р. Эгизтёр – руч. Эгизтёр

Сегодня мы собираемся совершить первопрохождение перевала №34 и спуститься в долину р. Левый Каратёр.
Лед. №383 – пер. Грива (1Б, п/п, №34)
От места нашей стоянки ледник №383 виден практически целиком. Он делится на две камеры: западную и восточную. В верховьях восточной камеры видны несколько осыпных седловин (№30) ведущих на лед. №334 в бассейн р. Кызылбель, а в западной камере находится невысокий ледовый взлобок, лежащий на скальном выступе левого борта долины. За ним прямо по ходу видны две простые снежные седловины, ведущие через хребет Джетим, а справа плоская седловина перевала №34
Ледник открытый и пологий. Трещины в западной камере видны только на ледовом взлобке.
С места стоянки, надев кошки, мы выходим по леднику в направлении ледового взлобка. За 40 минут доходим до начала подъема (фото 83). По пути переходим промоину. На взлобок поднимаемся по самой пологой его части, обходя трещины. Крутизна ступени до 20°.

Поднявшись за 20 минут попадаем на верхушку скального выступа, служащего основанием для взлобка. Здесь при желании среди камней можно расчистить места для палаток. Воду можно брать из ледовой лужицы.
Дальше к седловине ведет пологий ледовый подъем. Он припорошен выпавшим ночью снегом. Мы движемся в направлении седловины вдоль промоины и левого осыпного борта долины. Здесь снега почти нет, а промоина позволяет отследить появление трещин.
Так за 25 минут мы выходим на перевал (фото 84, 85). Вдоль всей седловины тянется моренная «грива». Она делит седло на два кармана: ледовый и скально-осыпной. Левый по ходу борт перевала представляет собой крутую ледовую стенку, переходящую к западу от перевала в ледопад. Правый борт – скальный гребень северного отрога хребта Джетим. Прямо вдоль всей седловины проходит моренный гребень.

Мы не находим следов пребывания людей и складываем тур в осыпном кармане ближе к западному склону перевала. Даем перевалу название «Грива» и оцениваем сложность его прохождения как 1Б.
Пер. Грива – лед. №388 – р. Каратёр Зап.
Ледник №383, переползая седловину перевала Грива на запад, образует ледопад. Здесь ледник уже называется №388. Самый простой вариант спуска с перевала возможен по осыпному склону протяженностью метров 200 в рантклюфт ледника №388 (фото 86).

Мы так и поступаем. За 15 минут по осыпи крутизной до 30° спускаемя в рантклюфт ледника №388. Здесь мы снова надеваем кошки, так как дальше ледник становится круче.
Движемся вниз по рантклюфту и преодолеваем несколько открытых трещин. За ними, спустившись с ледовой бровки, выходим на пологую часть ледника. Пересекаем ледник в сторону левого борта долины и выходим на морены. Спуск от подножья перевального взлета до морен занимает у нас 45 минут.
У языка ледника на морене есть плоские ровные мелкокаменистые площадки. Здесь можно встать на стоянку (точка 294 ).
Дальнейший наш путь проходит в моренном лабиринте вдоль истоков р. Левый Каратер. В течение 25 минут мы движемся левым берегом ручья по руслу в моренном ложе. В некоторых местах берега сужаются, при высокой воде здесь будет невозможно пройти. Выйдя на очередное расширение ближе к концу морен, за 10 минут переваливаем через небольшую седловину в левый моренный карман. Нам везет, и мы находим чистую воду.
Отсюда же идет самый прямой путь на следующий наш перевал №66. Оценив свои силы, решаем пройти и его.
Р. Каратёр Зап. – пер. Маяк (1А, п/п, №66) – р. Эгизтёр – руч. Эгизтёр
Из моренного кармана в сторону перевала №66 ведет травянистый склон. По нему мы за 15 минут без труда выходим на седловину. Перевал представляет собой широкое травянистое заболоченное плато. На запад хорошо просматриваются н/к перевалы №36 и №85 (фото 87, 88).

Для ориентировки пастухами на седловине построен высокий, с человеческий рост, тур. Местное название перевала спросить не у кого, поэтому мы даем перевалу название «Маяк».
За 20 минут мы пересекаем плато и подходим к склону, спускающемуся в долину р. Эгизтёр. На противоположном борту долины видны три близких седловинки, впоследствии мы дадим им название перевал «Цветной» (фото 90). Частично видны ледники №390 и №391 (фото 89).

В долину р. Эгизтёр можно спускаться как вдоль ручья, текущего с седловины перевала, так и прямо по борту долины. Путь по ручью проходит по камням средней величины и полностью не просматривается. Мы решаем спускаться прямиком по травянстому борту долины. Крутизна спуска до 25°. Иногда из-под ног уходят камни и, сильно разгоняясь, абсолютно бесшумно улетают вниз. У подножья перевала в больших количествах растет золотой корень.
За 20 минут спускаемся к р. Эгизтёр. Переходим ее вброд. Ширина реки 10 метров, глубина чуть выше колена, течение мешает ставить ноги. Хорошее место для брода есть на разливах метрах в 100 ниже устья ручья, стекающего с пер. Маяк. Вода в р. Эгизтёр очень чистая. Брод занимает 20 минут.
Дальнейший наш путь проходит по травянистому берегу р. Эгизтёр. С небольшим набором за 20 минут мы огибаем отрог, отделяющий её от ручья Эгизтёр. Нам предстаёт вид на лед. №395. Из него вытекает речка цвета какао. Язык ледника упирается в кольцо из старых морен. В его середине грязные разливы, а северная сторона прорвана ручьем.
В правом борту долины просматривается крутой травянистый лоб висячей долины – это начало подъёма на пер. Крутой (№48) (фото 91).

Проходим вверх по долине 35 минут и в траве находим чистый ручей, текущий среди камней. Здесь и встаем на стоянку (точка 297 ).

20 августа. Отсидка

Целый день висят низкие облака. То и дело идет дождь. В такую погоду никуда не идем, спим, едим.

21 августа. Руч. Эгизтёр – пер. Цветной (1А, п/п, №80) – пер. Крутой (1А, п/п, №48) – пер. Двойной (1А, п/п, №65) – р. Кызылкиндык

Из-за вчерашней отсидки и вероятности застрять на леднике мы решаем не проходить перевал №47, а воспользоваться запасным вариантом: пройти перевал №48, чтобы подойти поближе к месту завершения маршрута. На следующий день, если представится возможность, мы совершим радиальный выход на пер. №47 с запада.
Утром одному участнику нашей группы нездоровится. Поэтому до обеда мы сидим на месте. Несколько участников совершают радиальный выход на ближайшие седловины в отроге разделяющем руч. Эгизтор и р. Эгизтор.
Руч. Эгизтёр – радиальный выход на пер. Цветной
С места стоянки проходим немного вдоль ручья Эгизтёр с небольшим набором высоты. Подойдя под южную седловину перевала, начинаем подъем на перевал в лоб, на восток. Склон сначала травянистый, ближе к седловине перевала – мелкоосыпной. Крутизна – около 20°. Через 50 минут движения от лагеря достигаем седловины перевала.
Южная седловина перевала широкая, мелкоосыпная, местами поросшая травой. Вдоль перевала от одного края до другого выкопана канава глубиной и шириной около 50 см (фото 94). Грунт на северной стороне седловины оранжевого оттенка. С юга – чёрного. Такой же цвет, соответственно, имеют и борта перевала. Из-за этого называем перевал Цветным. Тура на перевале нет. Складываем тур и оставляем записку. На восток хорошо просматривается долина ручья Эгизтёр, перевал Крутой и маршрут подъема на него (фото 91), на запад – долина реки Эгизтёр, перевал Маяк и маршрут подъема на него (фото 93).

Далее по восточному склону (мелкоосыпной, рыжего цвета, крутизной около 20-30°), не сбрасывая высоты, траверсируем на центральную седловину перевала Цветной. Спуск с центральной седловины на восто перевала на восток – в верхней части мелкоосыпной, ниже травянистый, крутизной около 20°. С южной седловины – травянистый, крутизной около 15°.
Через 15 минут траверса достигаем центральной седловины перевала Цветной. Седловина широкая травянисто-осыпная, также окрашена в два цвета – южная часть оранжевая, северная – черная. Тура с запиской на седловине нет. Складываем тур и оставляем записку.
Переходим на северную седловину, траверсируя западный склон (мелкоосыпной, черного цвета, крутизной около 15-20°). Это занимает 10 минут. Седловина широкая травянистая. Спуск в обе стороны травянистый около 15°. Тура с запиской на седловине нет. Складываем тур и оставляем записку.
Спускаемся обратно в лагерь на берегу ручья Эгизтёр. Спуск и путь до лагеря занимает 15 минут.
Сквозное прохождение перевала Цветной из долины реки Эгизтёр в долину ручья Эгизтёр не совсем логично, так как перевал находится в конце отрога основного хребта и гораздо проще обойти его по долинам. Его прохождение можно рекомендовать большим спортсменам только в случае острой необходимости наличия препятствия 1А в нитке маршрута.
Руч. Эгизтёр – пер. Крутой – р. Шортёр
Со стоянки на правом берегу ручья Эгизтёр переходим вброд на левый берег. В случае «низкой воды» можно перейти ручей, не переобуваясь, по камням, опираясь на треккинговые палки.
Проходим около 300 метров выше по течению и начинаем подъем по травянистому склону в висячий цирк по борту долины крутизной около 30°. С подъема хорошо просматривается перевал Цветной (фото 95). Спустя час мы оказываемся в висячей долине, которая представляет собой травянистое выполаживание. Отсюда открывается вид на широкую осыпную седловину перевала Крутой (фото 96).

Через 15 минут движения по травянистой террасе подходим к мелкоосыпному пересохшему руслу ручья, постепенно набирающему крутизну. В русле встречаются обрывки полиэтиленовых пакетов, пачки от кофе, различные ржавые консервные банки и другой мусор, связанный с пребыванием человека. На пачке лапши можно прочитать дату изготовления – 2 июля 2012 года. В конце кулуара – небольшое травянистое выполаживание перед мелкоосыпным перевальным взлетом крутизной 20-25°. По кулуару шли 15 минут.
Подъем по перевальному взлёту на южную седловину занимает 15 минут.
Седловина широкая, мелкоосыпная, вдоль перекопана рвом глубиной и шириной 50 см. На седловине валяются два трака от тракторной гусеницы. Тура и записки на седловине нет.
С перевала на запад хорошо просматривается перевал Двойной и подходы к нему (фото 97).

Вторая седловина находится немного выше, в 100 м на севере. Траверсом обходим вершинку и попадаем на северную седловину перевала. Она также перекопана аналогичной канавой, рядом с канавой валяется куча кабельных стяжек. Тура и записки на северной седловине нет. Обратно на южную седловину возвращаемся через вершинку.
Складываем тур на южной седловине, оставляем в нем записку. Называем перевал «Крутой» из-за крутого травянистого склона в начале подъема от ручья Эгизтёр и присваиваем категорию 1А.
Спуск с перевала на запад представляет собой утрамбованный землянисто-мелкоосыпной склон крутизной 10-15°. Идём вниз до выполаживания, где начинается из-под камней исток одного из притоков реки Шортёр. Спуск занимает 20 минут.
р. Шортёр – пер. Двойной – р. Кызылкиндык
Внизу наш путь преграждается ручьем с прозрачной водой и высокой задернованной мореной ледника №396, лежащей в центральной части долины.
Через 5 минут движения вниз вдоль ручья по правому берегу легко перешагиваем на его левый берег и поднимаемся на крутой высокий (около 10 м) борт морены.
Впереди хорошо просматривается перевал Двойной и подходы к нему. Широкая травянистая седловина разделена пополам отрожком. Отрог слева покрыт травой, справа обнажена серо-коричневая земля. В правой части седловины виднеется небольшой участок красноватой породы.
Пересекаем старую морену (25 минут), на которую поднялись. Мест для ночёвки на ней не обнаруживаем: неровно, воды и снега нет. Сверху видим, как река Шортёр уходит на северо-запад и впадает в долину реки Арчалы.
Время подходит к вечеру, и мы хотим найти место для стоянки, но ни на морене, ни в ее левом кармане воды нет. Вода виднеется только ниже языка морены. До перевала Двойной идти ближе, чем до воды, поэтому мы решаем пройти его и искать место для стоянки в долине р. Кызылкиндык.
После морены начинаем подъем на перевал. Ориентируемся на северную (правую по ходу движения) часть седловины. Склон травянистый, крутизной 15-20°. Подъём до седловины проходит в течение 25 минут. Седловина травянистая и широкая, вероятно давно была перекопана. С перевала на восток видны перевал Крутой (фото 98), долина реки Шортёр и ледник №396. В верховьях лед. №396 читается седловина пер. №49 (фото 99). На запад просторная – долина реки Кызылкиндык и р. Арчалы за ней (фото 100).

Перевал назвываем Двойной, присваиваем категорию 1А. Тура и записки на седловине нет. Складываем тур на поясе коренных красноватых скал на севере седловины и оставляем записку.
Спуск с перевала пологий, около 10°, травянистый. Идём до первой ровной травянистой площадки с протекающим рядом чистым ручьем (5 минут). Здесь ставим лагерь (точка 304 ).
Ионов Сергей

22 августа. Р. Кызылкиндык – Лед. №398 – пер. Долгий (1Б, рад, п/п, №47) – лед. №398 – р. Кызылкиндык

Сегодня мы собираемся совершить радиальное первопрохождение одного из перевалов в цирке ледника №398. Основной нашей целью является седловина №47.
Р. Кызылкиндик – лед. №398
От места нашей стоянки, траверсируя левый борт долины р. Кызылкиндик, выходим в направлении ледника №398. Наш путь проходит по высокому травянистому борту долины. В ее верховьях открывается вид на два ледника: №398 и №400. Ледник №400 меньший по размеру и по всей длине отделен от лед №398 длинной продольной скально-ледовой ступенью, завершающейся вершиной с отметкой 4278,6. В противоположном борту долины у конца языка лед. №400 видна выраженная снежно-ледовая седловина №57 (фото 101, 102), позволяющая перевалить на лед. №401. Оценочная ее сложность 2А-2Б. По центру лед. №398 находится широкая снежная седловина №52, выводящая к р. Туюк-Айрын за хребтом Джетим. Ориентировочная сложность этой седловины – 2А.
За 35 минут мы доходим до начала морен и еще за 35 подходим под язык ледника. Под языком на морене грязные разливы, есть и ровные места. При желании тут можно встать на стоянку. У большого камня оставляем ненужные вещи и палки, одеваем кошки и берем ледорубы.

Лед. №398 – пер. Долгий (№47)
Пологий язык ледника №398 упирается в обширные моренные отложения. Двигаясь по правому борту долины, большую часть морен можно обойти по траве. В месте поворота на восток ледник №398 огибает скальный отрог в. 4324,1 и вздыбливается, образуя бугор со множеством трещин. Чтобы подойти к пер. №47, находящемуся в самой восточной части ледника, необходимо вышеуказанный бугор обойти. Это можно сделать как справа от него так и слева. Путь слева круче и связан с поиском прохода между трещин. Путь справа длиннее, проходит по пологой части ледника и обходит бугор сверху, где трещин нет (фото 103, 104).

Мы намечаем путь справа от бугра, чтобы иметь хороший обзор всего цирка и не увязнуть в лабиринте трещин.
Сперва мы держим путь в направлении перевала №52 и минуем седловину №54 справа, позволяющую попасть на лед. №400 (фото 105). За 35 минут выходим поверх бугра с зоной трещин. Оттуда мы поворачиваем на восток. На леднике появляется слой снега, приходится связаться (фото 106).

Чем дальше мы идем на восток, тем больше становится снега и трещин под ним. В некоторых местах приходится тропить выше колена. Мы идем примерно по центру ледника, только ближе к седловине пер. №47 уходим к правому осыпному борту долины, так как у левого борта видны большие разломы. За 1 час 35 минут выходим к перевальному взлету (фото 107).

В гребне, разделяющем ледники №395 и №398, видны две близких седловины. Подъем к северной идет по осыпному склону длиной метров 200 и крутизной до 35°. Южная седловина немного выше, но к ней ведет более пологий снежный склон. Чтобы не развязываться и не снимать кошки, начинаем подъем на южную седловину.
За 25 минут мы на нее вылезаем. Седловина осыпная со скальными останцами. С восточной стороны она образована крутым снежно-ледовым склоном. Внизу видны фрагменты разломов. Полностью склон не просматривается. Прямой спуск с южной седловины на лед. №395 оцениваем как 2А.
Проходим около 100 метров на север по скально-осыпному гребню и попадаем на северную седловину. На лед. №395 с нее выводит осыпной склон длиной 150 метров крутизной до 30°. Трудность сквозного прохождения южной седловины мы оцениваем как 1Б. Основная сложность при этом – закрытые ледники №395 и №398 (фото 108, 109, 111).

На обеих седловинах мы складываем туры. Северную седловину называем перевал Долгий, а южную, она немного выше, – перевал Долгий ложный.
Прохождение перевала Долгий с ледника №395 логично связать с прохождением седловины №83, выводящий через хребет в бассейн р. Нарын. К ней ведет прямой путь по закрытому леднику в обход разломов. Ориентировочная сложность такого пути 2А (фото 110).

Назад возвращаемся по пути подъема.

23 августа. Спуск по р. Арчалы к мосту

Сегодня нам предстоит спуск вдоль реки Арчалы до моста через нее. На нашем участке пути долина реки Арчалы широкая, с некрутыми травянистыми склонами. Вдоль реки, в основном на другой ее стороне, видны фермы, пасется скот. Река Арчалы мощная, широкая, с сильным течением.
Спуск по долине реки Арчалы
Погода ясная. Выходим с места стоянки в верховьях реки Кызылкиндык – приток реки Арчалы и вдоль нее по травянистым склонам спускаемся к реке. Идем сначала по правому орографическому берегу р. Кызылкиндык, затем переходим на левый (фото 112). Река Кызылкиндык неширокая и можно найти места для брода. Ближе к слиянию рек выходим на четкую тропу. Через 1 час 20 минут тропа выводит нас в долину р. Арчалы.

Далее идем по широким, пологим травянистым склонам левого берега р. Арчалы. На другой стороне р. Арчалы берег более крут. Там видна грунтовая дорога и множество домиков.
Через 20 минут, пройдя совсем немного, выходим к юрте пастухов.
Это первая наша встреча с людьми с начала похода. Общаемся с хозяевами, угощаемся чаем с лепешками, дарим хозяину 20 метров репшнура и продолжаем свой путь.
Постепенно тропа уводит нас от реки все выше, на холмы. Через 40 минут от юрты пастухов, на подъеме делаем привал и наблюдаем, как два местных всадника и собака переходят вброд через р. Арчалы. В этом месте река хоть и широкая, но неглубокая. Собаке вода достает только до живота. Это место брода находится чуть ниже устья р. Балкыбек напротив фермы (фото 113).

Тропа уводит нас все дальше вверх. Перед нами – простор зеленых травянистых склонов, а за ними возвышается хребет Джитим. Тропа обходит прижимы р. Арчалы, в районе устья р. Курменты, обозначенные на карте. Продолжая идти по ней, огибаем холм с отметкой 3226,0 и очень плавно спускаемся вниз, к реке Курменты – притоку р. Арчалы.
Перебродив речку, становимся на обед через 55 минут от юрты пастухов. Правый орографический берег р. Курменты крутой и обрывистый, левый – пологий. С него начинается грунтовая дорога, ведущая к мосут. Курменты – речка не широкая, брод не сложный, глубина его ниже колена.

Идем дальше по дороге. Погода потихоньку портится. Через двадцать минут уже видим нужный нам мост (фото 114). Свернув с дороги, прямо по некрутым склонам, спускаемся вниз с береговой террасы к реке. Здесь широкий ровный лужок. Становимся на ночевку, прижимаясь к склонам террасы, – чем ближе к реке, тем мокрее (точка 310 ).
Ходосова Наталья

24 августа. Р. Арчалы, мост – пос. Арчалы

Этот день похода последний. Нам остается дойти по дороге до пос. Арчалы и дождаться машины, которая отвезет нас на Иссык-Куль
Р. Арчалы – пос. Арчалы
Недалеко от места нашей стоянки через р. Арчалы построен железобетонный мост. Ниже моста долина р. Арчалы сильно сужается. За мостом по правому берегу р. Арчалы вниз по долине уходит дорога в одноименный поселок. Эта же дорога продолжается и вверх по долине. Вдоль дороги часто встречаются деревянные и каменные домики, загоны для скота, фермы. Местные жители живут здесь и зимой. Грунтовка разбитая, но в некоторых местах ямы засыпаны щебенкой. Мелкие боковые ручейки дорога пересекает вброд, водоотводных труб нет. Мерседес Спринтер может здесь пройти, но только в сухую погоду. Сейчас же в дождь тут изредка проезжают буханки, уазики, Нивы и Митсубиси Делика.
Мы выходим с места стоянки. Сразу же переходим разлившийся из-за дождя левый приток р. Арчалы, р. Тёлёк вброд и выходим на мост за 45 минут.
За мостом по дороге устремляемся к пос. Арчалы. Дорога идет без особых подъемов и спусков. Около боковых ручьев-притоков часто встречаются места, где можно встать на стоянку.
Противоположный берег р. Арчалы тоже проходим, но там нет никакой тропы. Только ближе к пос. Арчалы на левом берегу появляется несколько скальных прижимов, которые нужно обходить сверху.
За 3 часа 15 минут мы доходим до нижнего моста через р. Арчалы. Этот мост уже деревянный. Прямо за ним находится поселок.
В поселке когда-то был колхоз. Видны разрушенные хозяйственные постройки. Поселок состоит из однотипных кирпичных домов. Большая часть из них заброшена. Есть ЛЭП, в некоторых домах горит свет. Во дворах домов стоят спутниковые антенны и припаркованы исключительно полноприводные машины. В доме с красным забором есть магазинчик. Хозяин живет в доме напротив и открывает магазин по просьбе.

Мы располагаемся под крышей старых грузовых весов, отзваниваемся в турфирму Достук-Треккинг и несколько часов ждем, когда к нам приедет машина.
Через пару часов за нами приезжает УАЗ «Буханка». На нем мы отправляемся к Иссык-Кулю в Чолпон-Ату.

Переезд пос. Арчалы – р Бурхан – пер. Джалпакбель – с. Кочкор – Боомское ущелье – г. Рыбачье – пос. Чолпон-Ата
Следует отметить, что в пос. Арчалы приходит широкий грейдер. По нему легко пройдет Мерседес Спринтер. Выше поселка лучше всего заезжать на заранее заказанной «буханке» или искать транспорт у местных жителей.
Из пос. Арчалы мы сначала доезжаем до железобетонного моста через р. Болгарт. Здесь отходит дорога на восток к источникам Джилису. Проехав Болгарт, извилистой дорогой пересекаем р. Каракоман а затем и реку Карасаз по деревянному мосту. Затем дорога идет по широкой долине р. Чардактусу и выходит на перевал Джалпакбель. За ним она спускается вдоль р. Каракуджур. Здесь местами появляется сотовая связь оператора Мегаком. Ближе к устью этой долины мы проезжаем поселок Ак-Кыя. За ним появляется асфальт. Далее проезжаем пос. Сарыбулак. Здесь проходит дорога в г. Нарын и на пер. Торугарт. От Сарыбулака уже идет шоссе, построенное китайцами. Мы минуем Кочкор, а за ним через перевал въезжаем в Боомское ущелье. Там мы дожидаемся остальные группы нашего турклуба, возвращающиеся из похода по Киргизскому хребту, и все вместе уезжаем на Иссык-Куль в Чолпон-Ату.
Приводим таблицу для расчета времени на переезд в Кочкор:

Выводы и рекомендации

Тянь-Шань огромен, но туристами посещается только малая его часть. Нами спланирован маршрут по участку хребта Терскей-Алатау и хребту Джетимбель, которые не посещались туристами около 30 лет. Особо следует отметить хребет Джетим, информацию о посещениии которого туристами и альпинистами найти не удалось.
Нами пройден технически простой, но интересный маршрут практически в режиме первопрохождения. Пройдено более 10 перевалов, совершено восхождение на вершину Олимпийская (1Б).
Совершено первопрохождение двух перевалов сложности 1Б (из них один радиально) и шести перевалов сложности 1А.
Все наши заявленные перевалы сложности 2А оказались по факту 1Б. Таким образом, нам не удалось выполнить требования к маршруту 3 к.с.
Разведаны дороги вдоль северного подножья хребта Джетим.
Район обширен. Все долины рек обжиты местными жителями и используются под пастбища, стоят летовки, фермы или домики. Как правило, к ним ведут грунтовые дороги, доступные транспорту высокой проходимости. Подробную информацию о дорогах и долинах см. В разделе «Транспорт».
На сегодняшний день в хребте Джетимбель описаны только перевалы до 1Б сложности включительно, что позволяет включать хребет в маршруты 2 к.с. Более сложные перевалы в хребте есть, но они еще никем не пройдены и не описаны.
Составить маршрут исключительно по хребту Джетимбель затруднительно. Его лучше всего связывать с маршрутами в других хребтах: Терскей-Алатау, Ак-Шийрак и Джетим.
В хребете Джетим мы прошли и описали серию перевалов 1А и 1Б достаточную для совершения походов 2 к.с. В хребте намечены перевалы сложности до 2Б, но они еще никем не пройдены.
Длинные переходы между хребтами по долинам приятно разбавляют техническую часть маршрута, позволяют отдохнуть от снега и льда.
Рекомендуем последующим группам при планировании походов 2 к.с. повторить наш маршрут с некоторыми вариациями.
Группам, выступающим в походы 1 к.с., рекомендуем пройти перевал Волнистый. На нем можно устроить дневку и совершить восхождения на ближайшие простые вершины.
При подготовке к походу нарисована орографическая схема района. На ней отмечены имеющиеся дороги, мосты и строения и перевалы.

Рекомендации руководителя

Основной наш принцип при прохождении маршрута: «Мы никуда не спешим». В соответствии с ним мы не принимали некоторых мер, которые обычно применяют для ускорения движения по маршруту.
Многие группы даже в простых походах 1 или 2 к.с. отказываются от полноценных обедов, заменяя их перекусами или чаем с бутербродами. В погоне за скоростью группы забывают, что обед позволяет не только набить пузо, но и отдохнуть.
Еще запланированные обеды прибавляют запас прочности группе. При необходимости, обед можно отменить. Если же обеды заранее исключены или уменьшены, то экономить время не на чем.
В нашем походе полноценные обеды были каждый день. При этом мы всегда укладывались в два часа и часто 40 минут после обеда дремали. На ночевку мы обычно вставали в 16-17 часов, задолго до наступления сумерек.
Для ускорения приготовления утренних каш часто берут уже молотые крупы а-ля «Нордик». Многим их вкус не нравится. У нас на утро были самые обычные крупы. Высоты наших ночевок лежали на уровне 4000 метров, несмотря на это даже рис успевал свариться за разумное время. Время от подъема дежурных до выхода на маршрут у нас стабильно составляло 2 часа.
На маршруте у нас были две «отлёжки». При плохой погоде мы целый день сидели в палатках и ничего не делали. Такие «отлёжки», конечно, дают возможность отдохнуть физически, но моральную усталость не уменьшают. Отчасти это следствие моральной подготовки руководителя и участников. Необходимо учиться отдыхать в любых условиях.
Очень полезной оказалась незапланированная полудневка на 12-ый день маршрута. Мы провели ее в траве и на солнышке.
Под конец похода руководителем чувствовалась психологическая усталость. Думаю, что это как раз следствие нехватки солнечных дней отдыха.
Примечательно, что все ночевки, кроме двух были в зоне лугов. Оставшиеся две ночевки были на моренах у языка ледника.

Общественно-полезная работа

В процессе подготовки к походу и написания отчета проделана большая работа по поиску и систематизации материалов по западной части хребта Терскей-Алатау
Отсканированы и выложен на www.tlib.ru каталоги ледников СССР на этот район.
Отсканирован и выложен библиотеку «Генезис» gen.lib.rus.ec ряд книг и научных статей по району.
Наведен порядок в электронном каталоге перевалов турклуба «Вестра».
Нарисована современная схема района с более чем 300 перевалами и вершинами. Схема общедоступна на сайте http://www.g-utka.ru/tsvetik/automaps/
По результатам похода в схему внесены корректировки. Нанесены новые дороги, тропы, броды, зимовья и стоянки пастухов.
Для ответственного по району подготовлены дополнения в перечень перевалов.