Ура, Коллеги!
Свершилось то, о чем так много говорили и так долго ждали: 7 ноября в Брюсселе на заседании Mountaneering Commissions UIAА была окончательно утверждена аттестация Российской Центральной Школы Инструкторов Альпинизма (ЦШИ).
Фактически это означает признание отечественной школы альпинизма и подтверждение того, что она находится на мировом уровне.
Сертификация Центральной Школы Инструкторов стала результатом огромной работы.
Образовательная программа была дополнена современными техническими, педагогическими и методическими приемами.
Подготовлены и опробована на практике новая программа подготовки альпинистов.
Подготовлены и опробованы на практике новые планы занятий с курсантами.
Система оценивания курсантов позволяет следить за ростом и уровнем компетентности будущих инструкторов альпинизма.
Подготовлен целый ряд методических пособий. Некоторые из них уже изданы, а несколько еще готовятся к печати. Эти методички станут основой учебника современного альпинизма, который ФАР планирует издать в 2014 году.
Подготовлены новые места для занятий, классы и стенды. На скалах рядом альплагерем Безенги сделаны новые маршруты для обучения техникам альпинизма, лазания и спасения.
Подготовлены инициативные, высоко квалифицированные инструктора, способные транслировать новую программу ЦШИ в регионы.
Вся эта работа заняла долгих 6 лет.
Сейчас можно с уверенностью сказать: Российская Школа Инструкторов Альпинизма по качеству образования не хуже немецкой, итальянской или французской.
Мы с гордостью можем представить тех, кто работал над аттестацией школы: Душарин И.Т.,Киселев А.А, Веденин С.В Киселев Д., Спичка А., Козлов А., Аккаев А., Васильев А., Мариев А., Тырсикова А., Молодожен В., Кузьмицкий А. и другие.
Отдельная благодарность эксперту UIAA Рональду Вайтхеду.
Переводчикам: Овчиниковой Е., Столбовой Д., Ибрагимовой Э.
Огромная благодарность всем сотрудникам альплагеря Безенги и лично Анаеву А.Х.
Администраторам проекта: Пискуловой П., Козловой Н.
Исполнительной дирекции ФАР и лично Овчиникову А.
Спонсорам, поддерживающим ФАР и школу:
Компанию Red Fox и лично Александра Глушковского, Влада и Ольгу Мороз
Компанию Vento и лично Марину Маликову и Андрея Васильева
217
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
а до нонешних реформаторов, стало быть, не была?
была, деточка.
а теперь уничтожена. вот оно как.
силами овчинникова лично и прочих.
с чем вас и пздр
еще перл: "...Система оценивания курсантов позволяет следить за ростом и уровнем компетентности будущих инструкторов альпинизма."
ну надо же! а что, набор полученных знаний теперь тождественен качеству инструктора?
я, конечно, повторюсь, но уж очень мне этот мультик в контексте таких заявлений нравится =)
При этом любая федерация может открыть свой учебный центр, получить лицензию на образовательную деятельность и готовить инструкторов а/ мероприятий для нечленов ФАР, которых в стране большинство
И что Вы имеете в виду, когда говорите про развал системы обучения?
И почемуто все в упор забывают, что со времен советсткой школы кардинально поменялась социальная ситуация? Инструкторам больше не дают 3 месяца отпуска. Люди ездят в горы и учатся за свои деньги во время своего отпуска. И это - не злая воля президента и всех остальных. Сейчас речь идет как раз о том, чтобы сделать обучение и качественным, и удобным/доступным.
Противно читать здесь злобные комменты, основанные, простите уж, не на знании ситуации, а на собственной злобе, некомпетентнотси и фантазиях. Риск давно превратился в забор.
Про социальную ситуацию с Вами совершенно согласна: "Горы от недостатка отпусков и финансов безопасней не становятся". Поэтому нужно адаптировать систему обучение под эту самую социальную ситуацию, чтобы люди могли осваивать безопасные техники, совершенствовать свои нвыки и правильно учить этому других.
ЗЫ: при этом обязательным критериям преподавателя новой ЦШИ - лояльное и некритичное отношение к Рональду Вайтхеду, бесспорно отличному преподавателю, но с весьма спорными человеческими качествами
"Скорейшая аттестация в UIAA" заняла 6 лет. И это была НЕ формальная цель. Целью было обновление и стандартизация учебных программ.
Про лояльное и некритичное отношение к Рональду - не очень поняла, откуда такой критерий взялся?
Критерий из личного опыта...если интересно, в личку.
И чтобы вы порекомендовали своим коллегам - молодым и немолодым (ну, кроме тех пособий, которые выпущены в последние год-два)?
Что изменилось? Как раз расширились возможности, чтобы сделать обучение качественным и удобным. Есть инет. Ко мне обращается организатор сборов и предлагает работать инструктором на сборах. Я завожу страницу Вконтакте и предлагаю всем участникам зайти на эту страницу, для удаленной подготовки за три месяца до сборов. И что? Ни один участник ко мне не приходит. Если люди не хотят учиться, то внедряйте хоть американскую, хоть европейскую, хоть еврейскую, хоть малайскую и так до бесконечности, систему обучения участники останутся чайниками вечно недовольными инструкторами.
Менять стандарты обучения ради сертификации в УИАА не было ни какой необходимости!
Есть разумные, продиктованные реальностью идеи о том, как сделать лучше.
Про интернет и дистанционное обучение альпинизму - к сожалению, люди не привыкли читать буквы =) Разосланные материалы читает один из десяти, еще двое - просмотрят по диагонали с надеждой, что когда приедут, им вживую расскажут то же самое.
Но основным требованием сертификации было именно умение разрабатывать все это САМИМ. Нам НЕ ДАЛИ готовую программу. Не дали именно потому, что в UIAA входят разные страны со своей историей, спецификой и традициями. Страны разные даже по географии и логистике организации обучения: в России до гор далеко,в Европе - 200 км считается уже "не близко до гор, вот моим друзьям хорошо - вышли из дома, надели скитур и пошли". Это все влияет на модель обучения.
Нам помогли написать СВОЮ программу, свои планы уроков, систему оценивания, экзамены и т.д.
первые 10 дней курсанты занимались отработкой индивидуальной техники на различном рельефе, в том числе отдельный день на "освоение" мультипитчей.
вторые 10 дней собственно и проходила школа...
Вопросы к знатокам:
Как техника мультипитча поможет начинающему инструктору затащитьт 10 новичков на Брно?
И можно ли за 10 дней спортсмена переделать в инструктора?
P.S. если откопаю, то выложу календарный план ЦШИ 2013.
Не все, но некоторые курсанты испытывали трудности в выполнении базовых технических приемов. Например, были люди, которые с трудом вязали узел "уиаа". Мне кажется очевидным тот факт, что учить можно только тому, что умеешь делать и знаешь сам. Иначе инструктор начинает пользоваться сомнительным педагогическим приемом " вы делайте, а я посмотрю и поправлю". Как делать? - А вы что, разве этого не знаете?
Про 10 новичков и Брно. ЦШИ не готовит "Инструкторов по восхождению на п.Брно". Эти 10 новичков, сходив Брно, захотят идти куда-то еще, на более сложные маршруты. И вот тут без отработки самим инструктором мультипитча - никак. И без отработки всего остального (лед, скалы, снег, спасработы) - тоже никак.
А если не Брно? А если это майские Крымские сборы?
Кстати, а курсанты проходят какие-нибудь психологические исследования на предмет возможности работать преподавателем вприципе? А в старой советской школе что-нить подобное было?
Ведь не каждый может быть учителем, несмотря на то, знает он про кордалет или нет или на какой он стороне в холиваре 'грудная система'
Курсанты не проходили психологического тестирования. Если федерация примет решение, что это необходимо - можно будет сделать. Но мое личное, ничем не обоснованное мнение - тестировать людей в момент поступления в Школу не надо.
Жесткий отбор подразумевает возможность подготовки к нему
Например, http://www.risk.ru/users/phph-1/193740/
И неужели еще 6 лет назад можно было сказать, что качество образования было хуже, чем за бугром? Кстати, как определяете качество образования? Тогда и сейчас? И что выбирается за '0', чтобы иметь возможность сравнивать.
Я заканчивала школу инструкторов в 2005 году. Я специально нашла свои записи. Содержание Школ 2005 и 2013 годи совпадает процентов на 85 - и по технике, и по педагогике. Принципиальное отличие в том, что в Школе 2005 года мы записывали довольно правильные и очевидные идеи, например, что нужно аккуратно развешивать и пользоваться снаряжением. В Школе 2013 это на самом деле отрабатывалось и оттачивалось на протяжении всего курса. Мелочи, те самые, в которых кроется дьявол. Замуфтовывать карабины. Следить за действиями участников. Быть примером для своих участников - ходить в каске, если этого требуем от участников, не опаздывать и тд. Это более чем банальные вещи. Тем не менее у меня есть целая коллекция фотографий из интернета (фотографии НЕ со Школы или Жетона) , на которых можно безошибочно определить инструктора: он один без каски.
Появились четкие правила проведения демонстрации технических приемов. Инструкторов учат составлять критерии оценки правильности любого действия, что является важным для понимания, что уже умеет участник и как проходит обучение. Учат видеть и предвидеть ошибки.
А ФАР создала конвеер по подготовке новых инструкторских кадров. Который получше, чем школа переходного периода - та, которая в Дигории была.
Некоторые, закончившие ЦШИ, инструкторами работать не хотят и не будут. Они гидами работают. Им не по пути с совковой системой. Не догадываетесь почему?
В восхваляемой старперами советской системе рулили личности: пьет начспас - это начспас плохой, хороший начспас - это школа советская. А тема поста всего лишь про евростандарт подготовки. Для совсем тугих: автошкола должна готовить водителей, а не автогонщиков. И каждый закончивший школу должен водить по правилам. Принцип рост, чтобы каждый инструктор был не хуже некоторого уровня.
Настя, не мечи бисер перед свиньями.
Я не мечу. Я пытаюсь отвечать на вопросы, чтобы другие люди, читающие комментарии, знали нашу позицию. Мне кажется, моих комментариев уже набралось на отдельный пост "Пояснения к сертификации".
На самом деле, про восхождения, соревнования и собсвенные чувства от созерцания рассветов пишут много, а про образовательные программы и про все, что с ними связано - не очень. Будем исправляться.
Всем спасибо за проявленный интерес и вопросы! =)
"А ФАР создала конвеер по подготовке новых инструкторских кадров. Который получше, чем школа переходного периода - та, которая в Дигории была."
Мне вдруг вспомнился один выпускник той школы... Которому с отделением на 2Б в Хибинах было страшно (или я путаю и это была 1Б? - не помню). Он рассказывал потом об этом как о подвиге. Мне было искренне жаль участников.
Я не хочу больше встречать в горах таких инструкторов.
Так что я желаю ЦШИ удачи!
Для критиков напомню факт - после развала СССР первая школа инструкторов прошла в Дигории году так в 2002м. То есть школы не было около 10 лет. Систему и разваливать не надо было - она сама почти умерла на тот момент.
Потом лет 5-ть шел процесс реанимирования системы, теперь закончился один из этапов развития, причем заявленный уже давно. Хороший последовательный подход. Обсудили -приняли решение -сделали, не нравиться как сделали - обсуждайте и выдвигайте предложения конкретные. Пока только какой-то не понятный плач и фантазии от критиков.
Что плохого в интеграции с мировым горным сообществом?
Заявлено: Сейчас можно с уверенностью сказать: Российская Школа Инструкторов Альпинизма по качеству образования не хуже немецкой, итальянской или французской.
Но ведь известно , что Россия - первая страна, прошедшая и получившая аттестацию УИАА. Никому больше это пока не удалось.
А значит, все в хвосте, за нами. Почему же мы "не хуже"? Немцам, итальянцам и французам еще предстоит аттестовываться, и доказывать , что они - не хуже. т.е. наоборот - им надо подтягиваться к нам, и нашим инструкторам УИАА - учить ихних совсем неинструкторов УИАА...
С другой стороны, мне почему то кажется, что немцам, французам и итальянцам глубоко положить на эту аттестацию. И они не собираются доказывать, чем они лучше или хуже по качеству образования всей УИАЫ вместе взятой.
Нет?..
Перефразирую вопрос: откуда сие известно?
Но похоже в этот раз удалось погасить истерию в зародыше.
Я со стороны Украины рад, что в России идёт работа по созданию школы инструкторов. И она получает адекватную оценку в Мировом сообществе.
Можно ли стать тренером по художественной гимнастике за 3 месяца тренировок, а стрельбе, а рисованию, а в футбол играть - пожалуй нет. А вот стать инструктором альпинизма можно.
Рон, как я вижу, смог переломить этот интерес в свою пользу и убедить руководство ФАР, что именно подготовка инструкторов (на уровне требований УИАА) должна стать приоритетной для ФАР.
Осенью того же года президентом ФАР был радикально поставлен вопрос перед руководством ЦШИ о необходимости стандартизации.
Приглашая тогда Уайтхеда, ФАР рассчитывала - как мне представляется, - что процесс аттестации займет куда меньше времени и сил.
Был процесс загнивания региональных студенческих альпклубов, одновременно рос интерес к альпинизму со стороны более старшего поколения. Соответственно востребованность к инструкторам падает, к гидам - растет.
Насколько сейчас нужен инструктор? А какой возрастной состав работающих инструкторов? Нужны ли новые кадры? Может быть старых инструкторов нам хватит до полного умирания учебного альпинизма? А потом нужны будут только гиды?
ИМХО, гида из инструктора сделать проще и легче, чем наоборот.
Другой вопрос, что если новоиспечённые инструкторы не будут инструкторить - это будет никому не нужная работа.
И если квалификация новоиспечённых инструкторов такая, что их надо заново учить ходить в кошках по крутому льду в ЦШИ - тоже не гуд (я бы своего сына такому инструктору не доверил).
Но, это уже вопросы тактические, а стратегический - да, инструкторы нужнее. Ибо, лучше научить человека рыбу ловить, чем всё время за ним присматривать чтобы сам себя не поймал
Элементарно, нужен процесс воспроизводства профессионалов, и только гидами эту задачу не решить
Да и конечная точка " нужны будут только гиды" тоже сомнительна. Вроде как в большинстве стран вполне успешно совмещается и учебный альпинизм и гидство.
Во всем мире (и в СССР - то же) альпинизм начинается в секции, клубе. И обучают начинающих - инструктора: дома на скалодромах естественных и искусственных, в горах на выездах. В DAV, например, одним из инструкторов, ведущим такое обучение, является Игорь Ивашура (Гоген). И так по всему миру. Так что слухи о смерти специальности "инструктор альпинизма" преждевременны.
Наш альпинизм начался не в двухтысячных годах, гораздо раньше (вспомните недавний юбилей). Он пережил период зарождения, затем расцвета, достиг пика развития в семидесятые годы, период упадка "до ноля" в девяностые, реанимации с начала нового тысячелетия. Сейчас идет период восстановления после длительной тяжелой болезни, чуть не приведшей к смерти. Но всегда надо помнить: новое - это забытое старое. "Ничто не ново под луною". И прав SSh - сейчас нам как откровение преподносят то, что мы придумали и использовали сами раньше: снаряжение (популярный скай BD Talon - копия "Краба" Абалакова образца 1947 г), легкий стиль (фаст-н-лайт) взамен гималайской тактике на высоте и капсульному стилю на стенах - так мы так всегда ходили в шестидесятых - восьмидесятых: "ходом", пока не переняли "их" тяжелые стили. Скайранинг, искажающий смысл наших забегов на Эльбрус и скоростных восхождений на другие горы. И так во всем, включая методики обучения и подготовки альпинистов. При СССР "западники", приезжая к нам, восхищаясь стройностью нашей учебной системы в альпинизме, перенимали её. Теперь преподносят эту систему в несколько искаженном виде нам же. И инспектируют нас, даруя нам свою милость в виде аттестации.
Учебный альпинизм не умрет, не надейтесь. И подтверждение этому - работа клубов, секций и федераций, где инструктор является инструктором, ведущим обучение, а не гидом. Подтверждение - успешная работа учебных альплагерей, возродившихся из пепелищ развала СССР. Нашей "Горной школы "Категория трудности" наконец, круглогодичной ведущей обучение альпинистов разного уровня: от новичков до мастеров - учиться всегда есть чему.
Беда последних выпусков ЦШИ в том, что выпускники в основном не инструкторами работают после окончания Школы, а гидами. И пользы в воспитании и обучении новых поколений альпинистов от них "ноль": работы в своих коллективах они не принимают. Соответственно, нет от них пользы их клубам и федерациям, и, в конечном итоге, ФАР.
Я знаком с многими из выпускников последних лет. Многие из них работают именно гидами, некоторые - зарабатывают частным обучением альпинизму набранных через интернет групп. Но большинство из них не ведет инструкторской работы в своем клубе, в своей секции.
При этом я встречаю альпинистов и руководителей альпинизма из разных концов России, и часто они жалуются на плохую учебную работу в их регионах: инструкторов не хватает, учить некому.
Дети в переходном возрасте стесняются и стыдятся своих родителей. Хотя у большинства из них родители не хуже всех остальных, а часто и лучше.
Вот и мы почему-то стыдимся своего прошлого, нам кажется, что за бугром все лучше: было, есть и будет. Неправда! Нам есть, чем гордиться! И наше будущее не в слепом принятии забугорных рекомендаций, а в изучении своего прошлого опыта, продолжении традиций и наследства сообщества альпинистов СССР.
Я тоже предлагаю не обсуждать кто и чем зарабатывает.
И также предлагаю не обсуждать терминологию - кто такой "инструктор" и кто такой "гид" - все понимают по-разному.
Но мне кажется, что "пользу в воспитании и обучении новых поколений альпинистов" приносят все люди, занимающиеся качественным обучением альпинистов.
И при этом не столь важно, на каких условиях они это делают, и в рамках какой организации - школы "Категория Трудности" М. Ситника, авторских курсов выпукника новой ЦШИ или альпклуба г. N.
Намного важнее - качество обучения и безопасность.
"... предлагаю не обсуждать терминологию - кто такой "инструктор" и кто такой "гид"
Обсуждать, согласен, не надо. Но не потому, что все понимают по своему- это их личная беда. А потому, что есть государственный документ, называется что-то типа "Классификатор профессий", утвержденный министерством труда. И по каждой профессии, в т.ч. "Инструктор-методист по альпинизму", есть описательная часть, включающая сферу деятельности и пр. сведения о профессии. Есть другой документ: "Положение об инструкторе по альпинизму", разработанный и утвержденный федерацией. И если деятельность инструктора не соответствует этим документам, то этот человек выполняет работу не инструктора, а гида, экскурсовода или кого другого, под кого этот вид деятельности подпадает. Не зависимо от того, как он понимает "терминологию- кто такой "инструктор" и кто такой "гид". А документ инструктора использует как прикрытие для тех, кто "не в теме".
Далее, Вы пишите: "И при этом не столь важно, на каких условиях они это делают, и в рамках какой организации..."
Для этого инструктора и его подопечных - это не важно. Важно для той федерации, клуба, секции в которой этот инструктор вырос от новичка до инструктора: организация на него потратила определенные время и силы, он у этой организации в долгу, но долг не возвращает.
Что касается Горной школы "Категория трудности" - то она коллективный член ФАиС г.Севастополь и делает посильный вклад в возрождение альпинизма в Крыму: жители Крыма проходят обучение в Школе бесплатно!
Потому как мы с Вами говорим, видимо, о разных вещах.
Я - о вкладе в "обучение и воспитание альпинистов" в целом, а Вы - о следовании нормативам Федераций.
И меня в Вашем комментарии задело скорее отрицание Вами какого-либо участия выпускников ЦШИ в первом процессе, а не во втором.
Хотя насколько я знаю, многие выпускники ЦШИ (не все, безусловно) работают и в своих клубах.
В таком случае, может быть именно Вы сможете ответить на поставленные вопросы, насколько Вы информированы, хотя бы частично.
sitnik 00:03 19.11.2013
Шесть лет – срок не малый! В порядке обмена опытом хотелось бы узнать:
- как повлияла новая система подготовки инструкторов на развитие альпинизма в России?
- Сколько сегодня в России требуется инструкторов для организации работы существующих секций и клубов?
- Сколько за шесть лет ЦШИ подготовила инструкторов альпинизма?
- Сколько из них работает в секциях и клубах России в межсезонье и на альпмероприятиях?
- Как их работа изменила качественно и количественно эти секции и клубы?
- Выросла ли массовость, снизилось ли число НС?
- Как их работа повлияла на российский альпинизм в целом?
Уверен, что интересующихся ответами на эти вопросы больше чем 2.
Вы пишите:
"а Вы - о следовании нормативам Федераций" - не нормативам, а интересам (это разные вещи). Это сыновья обязанность инструктора: помогать своей родительнице- секции, его породившей. Только плохие дети, повзрослев и уйдя из родительского дома, забывают о родителях.
" Я - о вкладе в "обучение и воспитание альпинистов" в целом"- Любашка, вы плохо прослушали в ЦШИ основы педагогики. Один из основных принципов - принцип систематичности, заключается в непрерывности, регулярности и планомерности обучения. И он может соблюдаться только по месту жительства альпиниста: в его родной секции или клубе. Под руководством живущих там же инструкторов. И если таковых нет или не хватает, то и альпинисты будут плохо обученные и плохо воспитанные, даже если иногда будут где-то проходить обучение у уклоняющихся от сыновних обязанностей аттестованных инструкторов.
На некоторые попробую...
С первой школы в 2007 г. ЦШИ выпустила примерно около 200 стажеров (это можно точно подсчитать, но порядок такой). Сколько их работает в мероприятиях регулярно и в каких объемах, сколько - только на себя - неизвестно, но цифра последних - не менее 10%, по моим наблюдениям.
Массовость у нас остается проблемой - и это было одним из вопросов последнего экспертного совещания ФАР полторы недели назад. Официально членов ФАР сейчас - порядка 1200 человек.
На НС влияют самые, как Вы понимаете, разные факторы. Но поскольку роста НС в последние годы нет, а даже наоборот - абсолютные цифры немного снижаются отн
осительно среднестатистических. В части аварий последних лет есть вина именно инструкторов - самого разного возраста и года выпуска. Так что, о влиянии на "российский альпинизм" особо сказать пока нечего.
Как повлиял г-н Уайтхед на подготовку российских инструкторов - разговор отдельный, позже.
Пока предлагаются новые реформы, с поворотом на 180 градусов относительно того, что проповедывалось последние годы. Речь о подготовке и делении инструкторов на три новые - по качеству - категории. Если раньше ФАР была категорически против второразрядников, и против подготовки инструкторов в регионах, то теперь предлагается ввести региональные школы (по образцу советских экстернатов), где инструкторов будут готовить с входным уровнем 2 разряда (а не КМСа - как в тех экстернатах) для возможности восхождений не выше 2 кат. тр.
Опять же, 2-разрядник может иметь опыт 5-к, ну не подобрал все клеточки, не заморочился с официальным оформлением I разряда, у нас после ростовской школы такие инструктора 2-разрядники(в отличие от КМС-в) постоянно работают с участниками. В общем, я думаю, ответственность за направление курсантов в школу должна лежать на руководстве местной ФА или клуба.
Пока нет программы новой школы, трудно что-либо обсуждать; преподаватели, уверен, отлично освоили методику Уайтхеда, но есть необходимые, на мой взгляд, темы(как, нпр, по тактике восхождений, разборе НС и т.п.), требующие от преподавателя серьёзного опыта работы инструктором...да и применение психологических знаний требует такого опыта и вообще жизненного(а не юношеского максимализма)
Инструкторы, действительно, нужны, их не хватает.
Но и по сейчас в альплагерях им платят копейки, а в клубах они едут на сборы на "хозрасчете" (за питание-проживание).
Нынешние прагматичные молодые люди не видят смысла вкладывать очень большую сумму и время в получение корочки инструктора. Поэтому спрос на ЦШИ резко упал.
Этот спрос пытаются увеличить за счет снижения входного ценза до 2 р-да и дробления затрат (вы платили 40 тысяч за 20-дневный курс - давайте мы сделаем два десятидневных по 20 тысяч - примерно так).
Претензии к ЦШИ и ФАР в том, что выпускники потом не работают в рамках общественных интересов, а работают на себя, мне кажутся неправильными.
ЦШИ - это обучающее коммерческое предприятие. Приходи любой (в рамках входных требований) - плати - обучайся - по итогам экзаменов получай какого то уровня сертификат и гуляй на все четыре стороны.
Человек заплатил свои личные немалые средства - почему кто то решает, где ему работать?
Это на первых порах было, что обучение дотировали ФАР и спонсоры. Вот с тех выпускников можно и нужно было спрашивать - а то и обязывать отрабатывать вложения. А сейчас люди по 40-50 тысяч где то платили за курс со всеми билетами и пр.
Другое дело, что если планку держать на высоком уровне, как в какой нибудь школе гидов Шамони - то и цена вам и вашему сертификату будет высока. А если опускать уровень входа до "опыт прохождения маршрутов 4 категории трудности", то получите соответствующий полуфабрикат.
К примеру, питерская ФА вполне может открыть учебный центр, получить лицезию(основное условие - наличие помещения с разрешением СЭС и пожарников), готовить инструкторов, которые будут водить большинство питерских альпинистов, не состоящих в ФАР, и оформлять им разряды
Замечу - внедрение, во многом, полезное и нужное.
И вместе с тем - в широком восприятии и требованиях - однобокое.
Т.е. программа ЦШИ сейчас - это есть симбиоз разных школ.
Тут вопросы немного другие просятся... Что такое "инструктор УИАА" в российском варианте - практически никому из широких масс непонятно. Тот же Уайтхед - и все его последователи - все эти годы говорили, что инструкторов УИАА :
1. готовят по модульной системе (скалы, снег, лед, медицина, спасение, психология, ориентироваание и т.д.)
2. этих модулей туча, каждый занимает порядка недели, по каждому сдаются очень строгие экзамены, и меньше 10 лет получение сертификата "полного" инструктора никак не займет.
Вот наши инструктора УИАА - они какие модули прошли? На каком рельефе имеют право работать (и учить, соответственно), а на каком - еще надо учиться?
Это не афишируется.
И где же принципы УИАА в строгом подходе к выполнению всех требований и правил?..
Коммерциализация обучения - закономерна.
Ибо, если бы ФАР могла и хотела готовить кадры для себя - за свой счет или с серьезным дотированием - то каждый курсант должен бы был подписать договор на отработку вложенных в него средств.
Тем более, что за эти годы обучались и курсанты из стран СНГ, и военные...
Если будет принята программа обучения региональных инструкторов - а все идет к тому, - то за чей счет поедут в тот или иной город представители ЦШИ?
За счет ФАР? - вряд ли.
Скорее, за счет обучающихся.
Как вариант, в крупных альпинистских регионах лекции и занятия на местах предложат проводить местным инструкторам.
Но большинство из них, думается, тоже потребует оплатить их труд - когда вокруг все за всё требуют денег, вряд ли наберется нужное количество энтузиастов-общественников. Либо это будет тот слой ветеранов, которые не удовлетворяют современным требованиям ЦШИ.
Куда не кинь, везде этот "рублевый клин"...
А нам так и говорят (да мы и сами видим по западным примерам) - что обучение специалиста - дорогое и долговременное.
да, такое впечатление, что ЦШИ берет какой-то небольшой кусочек программы и продает в упаковке "инструктор UIAA". иначе непонятно, как можно все это втиснуть в 20 (а на самом деле в 10) дней.
На сайте UIAA написано, что российская школа аттестована только по программе Rock Climbing Instructor Course. Это всего один модуль.
http://www.theuiaa.org/news_268_Russia-has-its-first-UIAA-certified-climbing-instructors
Или это была школа гидов?
ЦШИ таки получила аттестацию программы подготовки инструкторов альпинизма.
На сайте UIAA написано про Rock Climbing Instructor Course - КУРС, прошедший в 2010, о чем собственно и новость по ссылке - от 28 сентября 2010 года.
Насчет модульной подготовки - UIAA при аттестации учитывает национальные особенности))) - и(по срокам обучения), видимо, удалось доказать, что альпинист проходит обучение во время выполнения разрядных нормативов, поэтому ШИ - как бы завершающий этап
Но, мы же знаем по многочисленным свидетельствам, что канадский эксперт лично видел, как мало соответствует подготовка курсантов, приехавших учиться в ШИ, заявленной. КАк он смог в этой ситуации признать систему в целом соответствущей стандарту - загадко. договорились, видать.
канадский эксперт лично видел, как мало соответствует подготовка курсантов - так и не предлагается всех курсантов аттестовывать на инструктора UIAA, остаются инструктора ФАР, а ещё вводятся инструктора для НП, подготовку которых и хотят поручить регионам под потронажем ЦШИ... это всё национальные особенности
Идея хорошая, на мой взгляд - статус инструктора UIAA должен много стоить, инструкторов для НП должно быть много - но кажется мне, что с этой идеей, активно витавшей ещё пяток лет назад, припоздали - массовый альпинизм в регионах европейской части РФ успел вымереть, далеко не каждая область соберет хотя бы одно отделение курсантов ШИ
по аналогии со статусом выпускника Сколково? :)
Ведь он(статус инструктора UIAA) у нас - ненужная роскошь
ЗЫ: Национальная особенность хорошо сформулированна выше Михаилом: sitnik 00:29 21.11.2013 Один из основных принципов - принцип систематичности, заключается в непрерывности, регулярности и планомерности обучения в отличие от модулей
Посмотрим, что сейчас получается, когда курсы организуются на месте - на примере Жетона, который планирует Томская ФА.
Цитирую: "У Томской федерации альпинизма, появилась возможность на некоторую оплату от областного департамента по спорту приезда специалистов для проведения Жетона ФАР на Алтае.
В таком случае ценник взноса для курсанта будет от 10 до 15 т.р. (при
к-ве не меньше 16 чел. Больше - подешевле)
кроме взноса:
1 т.р в день жилье и питание - итого 16 т.р.
1 т.р. оплата курсов Росспаса (заочно самостоятельно)
~500 р. страховка
трансфер ? зависит от того кто откуда едет и где будет точка сбора -
Бийск, Горно-Алтайск, Курай или сами заедут в базу.
итого ~19,5 + трансфер + 15 взнос.
Опционально жить можно в палатках (то еще удовольствие в мае).=
Т.е. от в вилке от 28 до 33 тысяч + дорога - при дотировании местным спорткомитетом специалистов...
Вон же - местный дотационный жетон примером наверху...
Это же надо, как зависть и злость из людей фонтаном бъет. Аж прям перекорежило людей от хорошей новости.
Вам от самих себя не противно, не?
Наиболее эффективный способ доказать свою противоположную точку зрения- показать собственным примером, что можно сделать лучше.
А минусовать много труда не составляет.:)
Но может это были те, кого ваш приятель тут обозвал сначала старперами, потом - свиньями. Почему же вы не возмутились этому, а подплюсовали с улыбкой?
Если так, походя, оскорблять людей, стоит ли ужасаться каким то минусам?
toporchillo 18:37 17.11.2013
=В восхваляемой старперами советской системе ...
Для совсем тугих...
Настя, не мечи бисер перед свиньями...=
stasy 18:52 17.11.2013
+1 =) Я не мечу.
kims 02:01 20.11.2013
Поздравляем!
toporchillo никакого отношения ни ЦШИ, ни к kims не имеет...троллит потихонечку, перед девушкой, мало ли таких здесь
Вам от самих себя не противно, не?=
Что тут непонятного - не понимаю?
ЗЫ Виктор, давай в личке разбираться, что непонятного в том, что ты не понял, что я не понял, кто кого не понял... А то как раз образуется диалог ни о чем...
Деятельность инструктора(за исключением десятка-другого, регулярно работающих на "военных"программах за зарплату) - общественная, т.е. даром(за еду, как 7 самураев у Куросавы). При этом морального стимула на федеральном и региональном уровне нет(все громкие конкурсы ориентированны только на спортсменов), основной стимул поездки инструктора на а/м(не будем произносить высоких слов) - отдых в горах в компании друзей.
А раз это отдых, то работа с участниками сводится к необходимому минимуму...какие там евростандарты.
Конечно, я утрирую, но давай смотреть в глаза - пока работа инструктора не будет престижной или денежной(что пока хотелки), никакие новые стандарты ЦШИ ничего не изменят. В лучшем случае ЦШИ станет некой элитной школой, готовящей невостребованных специалистов(т.к. человек, потративший под полсотни тысяч денег на обучение, вряд ли будет волонтером) или завуалированной школой гидов.
Программа обучения волонтеров-инструкторов должна быть максимально доступна финансово, только тогда она будет давать результат + осмысленная политика ФАР на укрепление престижа работы инструкторов.
Мне кажется, это единственно возможный путь, т.к. поднять доходы населения страны(чтобы они могли достойно оплачивать труд инструкторов) точно не в наших силах.
Возможно ли снизить стоимость обучения в ШИ? Наверняка можно найти преподавателей-волонтеров, перевести значительную часть программы в заочную часть, проводить выездную часть в менее комфортных условиях и т.д.
Возможно ли поднять престиж работы инструктора? Этот вопрос более сложный(чем стоимость обучения)...но без такой идеологической работы все остальные движения, на мой взгляд, впустую.
может быть рассмотреть несколько утопичную ситуацию, для интереса, так сказать.
Необходимо примерно посчитать какоеколичество инструкторов вообще необходимо в нашей стране т.е. понять какой реально спрос на эти услуги. Потом прикинуть сколько инструкторов необходимо, чтобы закрыть этот спрос. Далее необходимо оценить целевую аудиторию и оценить платежеспособность этой целевой аудитории и соотнеся ее со спросом можно оценить возможную заработную плату. Мне кажется, что вывод будет примерно следующий-инструкторов слишком много. Если их будет меньше значительно, а количество людей желающих заняться альпинизмом сильно не уменьшатся (из-за того, что инструкторов в шаговой доступности станет меньше), то средняя зп по профессии увеличится.
Так же вероятно можно провести анализ насколько возрастает потребность в инструкторах каждый год. Соответственно, можно сделать прогноз сколько проводить школ и сколько выпускников реально необходимо на рынке.
Если уж фар так или иначе пытается создавать-регулировать профессию, то очевидно какие-то исследования рынка должны быть.
Мне кажется, что нужно стремиться к инструкторам профессионалам, а не волонтерам. И народ готов сейчас платить деньги за хороший профессиональный сервис. Я бы не пошел учиться прыгать с парашюта или нырять с аквалангом к инструктору-волонтеру, для которого обучение не является основным заработком, я бы покопил деньги еще пошел бы к профессионалу.
Как второразрядник, который был всего два сезона в горах может, например, по легкому изменению ветра и появлению дымки сможет оценить вероятность смены погоды? И какая разница сколько при этом у него на системе висит кордалетов, если изменения погоды в горах он видел раз 5 (ну повезло ему, когда закрывал второй разряд в фанах месяц погода звенела))).
И самое главное, для того что научить человека любить горы, уважать и просто безопасно в них жить, нужен очень и очень неплохой опыт. Задача инструктора не сколько научить пользоваться act-guide или 101 способу жумарить на 2б, сколько в том, как, человеку, который только пришел в горы, показать и раскрыть этот удивительный мир, как научить его жить в этих горах, восходить на них, сводя при этом риски к минимуму. Это может сделать лишь очень опытный учитель. И тогда этот новичок очень вероятно будет счастлив о того, что он побывал в таком интересным месте, что у него был такой классный инструктор. И тогда возможно на следующий год, он опять приедет в горы.
И теперь немного меркантильности. И очень вероятно он опять приедет к этому инструктору и заплатит ему деньги))). А вот кордалет-тандем-парсел-пруссик это уже такие детали, которые, как говориться, решаются в частном порядке.
Конечно, есть проблема периферии, маленьких городов. Но эта общая проблема современного мироустройства.
Почему, например, курсы того же Нефедова пользуются достаточной популярностью, а отзывы я лично читал только положительные. При том, что стоят они не дешево. Это его профессия и хлеб. Он должен быть, ему жизненно необходимо быть профессионалом. Он хочет этим зарабатывать, он высоко себя ценит, но и дает качественный сервис. И только такая схема обеспечивает развитие профессии.
Опять же в рамках бреда. Почему фар или какому-нить российскому союзу инструкторов не установить рекомендуемую(для начала, потом профсоюз инструкторов сделает и обязательным) минимальную зп?
Есть некая группа людей, которая хочет, чтобы их чему-то научили- заключает договор с инструктором и вперед. Тоже и с клубом, каждый клуб по-хорошему, должен иметь юр лицо. Это юр лицо так же нанимает инструктора. Или это лицо отправляет свое лицо :-)на обучение и потом нанимает его в штат ну или как-то там с ним работает.
Засим заканчиваю фантазии, пошел спать...
2. Чтобы платить инструктору 2 т/д + проезд и питание, участник должен выложить за 15 дней а/м (помимо своих затрат и огр. расходов) дополнительно 7-9 тысяч. Видимо, сходные с Вашими взгляды (И народ готов сейчас платить деньги ) и привели к упадку массового альпинизма в региональных клубах и федерациях(евр.части РФ) и процесс прогрессирует.
3. Надежд на рост благосостояние населения у меня лично нет. Чтож, смириться с угасанием альпинизма в регионах "по объективным причинам"? Альпинизм - только для жителей столиц?
3. Огромная популярность курса Нефедова - это сотни и тысячи желающих? А я вижу у него объявления "остались свободные места"...иначе он бы проводил эти курсы непрерывно
Можно строить утопии, но есть реальность: инструктора - общественники-любители(волонтеры, как и в большинстве во всем мире, кстати)
Выход? В качественном изменении сообщества, изменении его морально- этических ценностей и подходов. Сообщество должно пересмотреть свой кодекс и вернуться в своем отношении к инструктору не как к наемному работнику, а как к старшему и более опытному товарищу по сообществу, который стремится передать свой опыт наследникам. Инструктор должен стать человеком уважаемым, если не может стать высокооплачиваемым. Что-то типа "учителя" в восточных учениях. Инструктор должен почувствовать свою необходимость сообществу и свою важность в сообществе. И у инструктора появится новый стимул - продолжение рода. Тогда он от этого процесса будет получать удовольствие- моральное удовлетворение взамен материальному.
Но тут мы попадаем в замкнутый круг: сообщество само не измениться, его должны изменить инструктора. Но у инструкторов, пока не изменится сообщество, нет стимула заниматься этим изменением.
Для того, чтобы выйти из этого круга, необходима жертва: инструктор. Как минимум одно поколение инструкторов должно пожертвовать на общее дело изменения сообщества свое материальное благополучие и моральные бонусы от этого процесса. Своеобразные камикадзе в альпинизме, работающие за идею и положившие свою работу на алтарь.....
Ну а подготовка инструкторов должна быть в первую очередь направлена на выпуск воспитателей, способных изменить сообщество. Воспитателей, хорошо подготовленных технически и тактически, опытных альпинистов, могущих пользоваться авторитетом. Но способных не только научить техническим приемам и "сводить на Гору", но (и это главное!) перевоспитать своих подопечных. Из клиентов сделать воспитанников. Вряд ли в этом помогут западные технологии обучения инструкторов, скорее для этого больше подходит старая советская Школа, где деньги были на последнем месте, а на первом - отношение к альпинизму, как к образу жизни.
Всё их отличие, что они к многим вопросам, которые в советской школе давались иногда декларативно( в надежде на дальнейшее обучение при стажировке и в действующей тогда системе передачи опыта в альплагерях), они подходят тщательно, детально(нпр, планирование занятий, методология и психология работы с участниками и др.). и их применение требует от инструктора большего объема и времени работы головой и творчества, к чему они не готовы по изложенным выше причинам(работа с участниками сводится к необходимому минимуму).
А технические приёмы, они всегда в разных странах различаются, но по сути одинаковы, задача инструктора просто следить за современными публикациями, быть в теме.
Воспитательным задачам ни в какой ШИ не научат, это уже в ШИ должен прийти обучаться альпинист с психотипом не спортсмена, а тренера...задача ШИ таких людей привлечь личным примером(как ты, нпр)
Витя, я не пишу, что они препятствуют. Я пишу, что они "Вряд ли в этом помогут". "В этом" - о передаче новому поколению инструкторов наших (времен СССР) традиций и отношения к альпинизму, как к образу жизни. Ну, и как следствие, о качественном изменении сообщества, его отношения к альпинизму и к инструктору.
"...задача ШИ таких людей привлечь личным примером(как ты, нпр)"
Спасибо, лестно. Но это единственный путь: "Делай как я", в педагогике называемый принципом наглядности. Вообще, справедливо: "Хочешь изменить мир - начни с себя."
Вот тут я с вами целиком и полностью согласен. И уже где-то выше писал, что неплохо бы вводить психологические исследования кандидатов в ШИ.
Вот только получается, что мол, ребята, вы лучшие из лучших. Отличные восходители, толковые, сильные, хотите и стремитесь. И даже психотип у вас подходящий - хоть в любой вуз-школу идите, работать сможете, чему угодно научите. Но загвоздка есть. Мы хотим сделать альпинизм массовым. Поэтому работать вы будете за идею. И за еду.
А с другой стороны, я тут подумал...
Если хочется территорию альпинизма попытаться оставить светлой, чистой, далекой от современных рыночных отношений... Если хочется сделать из альпинизма последний оплот и фарпост социализма (в хорошем смысле), то вероятно такой подход оправдан...Может тогда по псих.профилю искать не только тренера, а еще лучше, учителя, но и бессеребренника? Кроме кордалетов и иже с ними они должны нести в массы идею о возможности максимально чистых, "немонетарновыраженных" взаимоотношениях... Возможно это хорошая идея. Мы не можем снизить цену ботинок, не можем снизить стоимость перелета, поэтому все что мы можем - своим личным примером, отказавшись от зп, нести разумное-доброе-вечное? Хороший пример социального проекта. Возможно таких идей сейчас и не хватает нашему обществу.
Но что делать когда стоимость добиралова-питания-минимального кол-ва снаряжения увеличится на 7-9 тыс, которые, по вашим словам, являются критичными? К тому времени инструкторам придется самим эту "критичную" разницу гасить?
Вы же хотите, чтобы у нас волонтерство было самой системой.
да, за бугром есть волонтеры-спасатели и у нас тоже есть. Но вы бы наверное не хотели бы, что бы все наши спасатели и вообще вся СИСТЕМА спасения, была не ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, а волонтерской?
В большинстве инструктора IUAA - любители, имеющие основную работу, тренирующие в клубах и выезжающие в горы как волонтеры(с покрытием расходов и небольшой з/п "на пиво" + уважение в обществе, главный мотив). Есть некоторое количество профессионалов в клубах, которых невысокий(относительно к среднему) доход устраивает, образ жизни им важнее.
(Эта информация от Рональда Вайтхеда, упомянутого в изначальном посте)
Есть гиды - профессионалы, работающие в основном с внеклубными клиентами или в турфирмах.
2. А вот тут расскажу притчу.
Я начинал заниматься альпинизмом в студенческие годы, жил я тогда во Владивостоке. До ближайших гор...ну капец как далеко. И что такое инструктора, клубы и т.д. вообще не знал. Я просто хотел поехать в горы. Залез в интернет, нашел, что ближайший альплагерь на Алтае. Копил деньги, учился и работал. Немного помогли родители. Реально экономил. Когда мои друзья тратили деньги в клубах, я учился, а по утрам перед перед парами в университете еще и подрабатывал.
Мои друзья увлекались автомобилями (чем еще можно увлекаться во Владивостоке? Автомобили, рыбалка, регаты-яхты и т.д. и т.п), а я вот выбрал горы. Когда они откладывали на очередное крыло или зеркало заднего вида, я откладывал на каску и кошки.
Жили мы совсем не богато, я много учился, поэтому пришлось выбирать - либо пиво-дискотеки-побрякушки, либо авто-дайвинг, либо горы. Я выбрал последнее. Совмещать не получилось.
Зато к моему первому выезду в горы у меня было все необходимое снаряжение (конечно, что-то осталось еще с более ранних моих увлечений спелеологией) отличного качества. Да и на путевку денег хватило. Была бы путевка дороже, чтобы там инструктору платить больше, это бы меня не остановило. Значит нужно просто работать лучше и больше или дольше, если сразу не получается. Конечно, первая поездка в горы была аскетичной - на поезде, назад вообще все деньги закончились...Кормили соседи по плацкартному купе.
Вернувшись с гор, нашел единомышленников. Начали вместе тренироваться. И не было у нас как таковых инструкторов-старших товарищей, отрабатывали то, что давали в горах, что-то читали в книжках, искали в интернете.
Потом опять поехали на Алтай.... Потом вообще поехали из Владивостока в Дугобу! И конечно, лишние 7 тыс никого из нас точно бы не остановили.
Это ГЛОБАЛЬНЫЙ МИФ, что здоровый, целеустремленный молодой человек не может потратить раз в год (я первые несколько лет занятий альпинизмом ездил не чаще 1 раза в год) на 7-9 тыс потратить больше.
При чем здесь столица-не столица? Сейчас одни ботинки стоят как чугунный мост, а вы говорите нет возможности найти 7-9 тыс? А каски-системы? Или вы за "инструктор-общественник+еда+гитара+побухать с друзьями молодости", а новичка (он же бедный у нас) мы оденем в самошитую систему, строительную каску и дадим самостоятельно выточенную из цельного куска люминия супер-мега боевую восьмерку?
Проблема в другом. Если прям сейчас поднять цену - то станет не очень понятно, почему раньше за тот же самый сервис платили одни деньги, сейчас другие.
Клубы, кстати, если уж очень хотят нести некое социальное бремя (без иронии) и нести альпинизм не просто в массы, а в малообеспеченные массы (тоже без иронии и насмешки), то пусть сами зарабатывают деньги и дотируют наименее обеспеченных одноклубников.
Сделайте в клубе юр.лицо. Под него набирайте заказы в том же пром.альпе, заказы раздаете заинтересованным клубовцам ( и не только), некоторый процент клуб берет себе. Вот вам некоторое кол-во денег из которых вы будете спонсировать своих новичков. Или из этих денег вы сделаете пул на оплату инструкторов или купите много клубного снаряжения, чтобы у новичка не было необходимости тратиться ни на что кроме одежды.
Если ты не можешь за год выкроить лишних 10 тыс (833 р в месяц), то как ты будешь платить в будущем? За снаряжение? За поездки, когда получишь право самовыпуска или хождение без инструктора, после 2-го разряда? На все это нужно зарабатывать. Если ты хочешь ходить в большие горы, сложные маршруты - это немалые деньги, а не можешь на все это заработать, что делать? Может переехать ближе к горам? Или найти новую работу? Ну хоть что-то начать делать, а не сидеть на попе ровно и ждать, когда придет "инструктор-общественник" и все бесплатно сделает? И научит, и снаряжение выдаст.
Может тогда выбрать шахматы?
3. На счет Нефедова глубоко не вникал. Вероятно, в силу специфики его курсов появляются "свободные места". Не так много людей в принципе заинтересованы в том, что он предлагает.
Выпишете "...привели к упадку массового альпинизма в региональных клубах и федерациях(евр.части РФ) и процесс прогрессирует". Очевидно, что пишете вы это с сожалением.
А почему? Почему альпинизм в новых экономических условиях должен быть (обязан быть) массовым? Для того, что чтобы старой когорте безусловно великих и уважаемых (без иронии) было чем заняться?
Ну почему вы считаете, что альпинизм ДОЛЖЕН быть КАКИМ-ТО???
Альпинизм это вымирающий вид, который нужно сохранить? Или это единственная кладезь вселенской мудрости и эту кладезь нужно нести и окунать туда всех и каждого?
Какая великая стоит цель, ради которой, по вашей логике, необходимо делать все необходимое, даже не платить инструкторам достойную зп, лишь бы затащить в альпинизм 5-10-100 человек?
"Ни шагу назад, позади...пустые федерации". Все для победы! Для победы в чем?
2.1 Я могу про себя рассказать кучу историй, но факт остаётся фактом - у нас в студенческом клубе(и в других клубах та же картина) при весьма бюджетной стоимости а/м половина(!) начинающих(после нескольких месяцев тренировок) не едет в горы по материальным причинам. И если стоимость а/м поднять в 2.5 раза, останется клуб настольного альпинизма. (И да, студенты подрабатывают, в основном на жизнь и учебу).
2.2. Про хозрасчетные клубы - уже десятилетняя история - или работать, или клуб
2.3. Желание ходить в горы только у авантюрных людей заглушает всё остальное - получить образование, найти работу, заботиться о семье...альпинизм - это приправа к жизни, а не её смысл.
Ранее вы писали, что "выложить за 15 дней а/м (помимо своих затрат и огр. расходов) дополнительно 7-9 тысяч. "
Дополнительные 10 тыс рублей увеличивают стоимость ам в 2.5 раза???? Сколько у вас ам выходит?
2. У вас, конечно, очень большой опыт работы с молодежью, я не спорю. Поэтому вопрос.
Вы можете оценить (более-менее точно), сколько из тех, ребят, которые на начальном этапе не могут(не могли бы) платить за ам чуть больше (эти пресловутые 7-9 тыс), но благодаря вашей (и ваших инструкторов) бескорыстной (без иронии) работе, все же первый раз поехали, и сколько из этих ребят продолжили потом заниматься альпинизмом(горовосходительством в всех его проявлениях) на регулярной основе. И, если вы поддерживаете с ними контакт, то на какие деньги они теперь уже ездят-ходят-покупают снаряжение.
2. Из тех, кто попал на иглу, процентов 20-30 до окончания института(да, становятся постарше и зарабатывают на снаряжение), остальные часто остаются в других параллельных аутодор-видах в клубе...потом многие возвращаются в альпинизм-отдых.
Спортсменов настойчиво отсылаем в ростовскую Планету, там они выступают на ЧМ)))
Ну и 300 $ отличаются от ценника ЦШИ, не так ли?
Писал выше: "В лучшем случае ЦШИ станет...завуалированной школой гидов."
Так и у нас, частники - инструктора будут вытеснены возродившимися альплагерями, Горными школами и другими крупными хорошо организованными предприятия (инструктора, программы, снаряжение, и пр.)