Ура, Коллеги!

Пишет dan, 16.11.2013 19:59

Свершилось то, о чем так много говорили и так долго ждали: 7 ноября в Брюсселе на заседании Mountaneering Commissions UIAА была окончательно утверждена аттестация Российской Центральной Школы Инструкторов Альпинизма (ЦШИ).
Ура, Коллеги! (Альпинизм, александр киселев, иван душарин, центральная школа инструкторов, uiaa, альпинизм)


Фактически это означает признание отечественной школы альпинизма и подтверждение того, что она находится на мировом уровне.
Сертификация Центральной Школы Инструкторов стала результатом огромной работы.

Образовательная программа была дополнена современными техническими, педагогическими и методическими приемами.

Подготовлены и опробована на практике новая программа подготовки альпинистов.

Подготовлены и опробованы на практике новые планы занятий с курсантами.

Система оценивания курсантов позволяет следить за ростом и уровнем компетентности будущих инструкторов альпинизма.

Подготовлен целый ряд методических пособий. Некоторые из них уже изданы, а несколько еще готовятся к печати. Эти методички станут основой учебника современного альпинизма, который ФАР планирует издать в 2014 году.

Подготовлены новые места для занятий, классы и стенды. На скалах рядом альплагерем Безенги сделаны новые маршруты для обучения техникам альпинизма, лазания и спасения.

Подготовлены инициативные, высоко квалифицированные инструктора, способные транслировать новую программу ЦШИ в регионы.

Вся эта работа заняла долгих 6 лет.

Сейчас можно с уверенностью сказать: Российская Школа Инструкторов Альпинизма по качеству образования не хуже немецкой, итальянской или французской.

Мы с гордостью можем представить тех, кто работал над аттестацией школы: Душарин И.Т.,Киселев А.А, Веденин С.В Киселев Д., Спичка А., Козлов А., Аккаев А., Васильев А., Мариев А., Тырсикова А., Молодожен В., Кузьмицкий А. и другие.

Отдельная благодарность эксперту UIAA Рональду Вайтхеду.

Переводчикам: Овчиниковой Е., Столбовой Д., Ибрагимовой Э.

Огромная благодарность всем сотрудникам альплагеря Безенги и лично Анаеву А.Х.

Администраторам проекта: Пискуловой П., Козловой Н.

Исполнительной дирекции ФАР и лично Овчиникову А.

Спонсорам, поддерживающим ФАР и школу:

Компанию Red Fox и лично Александра Глушковского, Влада и Ольгу Мороз
Компанию Vento и лично Марину Маликову и Андрея Васильева

217


Комментарии:
11
всем коллегам цаловацца! срочно!

14
не, ну просто неприлично: "...Сейчас можно с уверенностью сказать: Российская Школа Инструкторов Альпинизма по качеству образования не хуже немецкой, итальянской или французской."

а до нонешних реформаторов, стало быть, не была?
была, деточка.
а теперь уничтожена. вот оно как.
силами овчинникова лично и прочих.
с чем вас и пздр

еще перл: "...Система оценивания курсантов позволяет следить за ростом и уровнем компетентности будущих инструкторов альпинизма."
ну надо же! а что, набор полученных знаний теперь тождественен качеству инструктора?

2




я, конечно, повторюсь, но уж очень мне этот мультик в контексте таких заявлений нравится =)

7
Елена, нужно поздравить коллектив ЦШИ с выполнением нелегкой задачи...твоя критика не по адресу, старая школа была уничтожена волею президента, избранного молчаливым большинством руководителей региональных ФА; так что все претензии к ним.
При этом любая федерация может открыть свой учебный центр, получить лицензию на образовательную деятельность и готовить инструкторов а/ мероприятий для нечленов ФАР, которых в стране большинство

2
Нелегкая задача - развал системы обучения? Или нагибание своей школы под стандарты УИАА? Сертификация ЦШИ в УИАА была проведена по пути наименьшего сопротивления!

1
А-а-а. Кажется понял идею, почему этот материал был размещен вчера. Праздник же был. Международный день посвященный терпимости. :)

0
А что значит "старая школа уничтожена"? Все цепляются за родную любимую "старую школу". А кто-нибудь может объяснить, что это?
И что Вы имеете в виду, когда говорите про развал системы обучения?
И почемуто все в упор забывают, что со времен советсткой школы кардинально поменялась социальная ситуация? Инструкторам больше не дают 3 месяца отпуска. Люди ездят в горы и учатся за свои деньги во время своего отпуска. И это - не злая воля президента и всех остальных. Сейчас речь идет как раз о том, чтобы сделать обучение и качественным, и удобным/доступным.

Противно читать здесь злобные комменты, основанные, простите уж, не на знании ситуации, а на собственной злобе, некомпетентнотси и фантазиях. Риск давно превратился в забор.

13
Когда речь идёт о старой школе, речь идёт о коллективе преподавателей с большим опытом...причём здесь свои деньги и отпуск? Горы от недостатка отпусков и финансов безопасней не становятся и социальная ситуация им по-барабану.

7
К огромному сожалению довольно часто преподавателей "с большим опытом" (причем преподавателей не только в школе инструкторов, а вообще в любых других сферах) объединяет одно: нежелание учиться. Потому что у них "большой опыт". А новый опыт автоматически обесценивает старый. Люди часто смешивают понятия " я такой хороший" и " мой опыт". И получается, что необходимость учиться новому еще и немножко обесценивает "меня такого хорошего". Что мы и наблюдаем в любых комментах про обучающие программы: требования вернеуть все как было.

Про социальную ситуацию с Вами совершенно согласна: "Горы от недостатка отпусков и финансов безопасней не становятся". Поэтому нужно адаптировать систему обучение под эту самую социальную ситуацию, чтобы люди могли осваивать безопасные техники, совершенствовать свои нвыки и правильно учить этому других.


11
Только не надо этих сказок про то, как хорошо было раньше. Тогда тоже приходилось крутиться всеми правдами и не правдами. Сам лично, чтобы не лететь в командировку заваривал с утра плитку чая после чего в медпункте аэровокзала давление у меня зашкаливало на 180. Меня врач снимала с рейса. После чего я довольный на следующий день шел в физкультурный диспансер и получал справку на восхождение.
Что изменилось? Как раз расширились возможности, чтобы сделать обучение качественным и удобным. Есть инет. Ко мне обращается организатор сборов и предлагает работать инструктором на сборах. Я завожу страницу Вконтакте и предлагаю всем участникам зайти на эту страницу, для удаленной подготовки за три месяца до сборов. И что? Ни один участник ко мне не приходит. Если люди не хотят учиться, то внедряйте хоть американскую, хоть европейскую, хоть еврейскую, хоть малайскую и так до бесконечности, систему обучения участники останутся чайниками вечно недовольными инструкторами.
Менять стандарты обучения ради сертификации в УИАА не было ни какой необходимости!

0
Стандарты меняли и все еще продолжают менять не столько ради сертификации, как это ни парадоксально.
Есть разумные, продиктованные реальностью идеи о том, как сделать лучше.

Про интернет и дистанционное обучение альпинизму - к сожалению, люди не привыкли читать буквы =) Разосланные материалы читает один из десяти, еще двое - просмотрят по диагонали с надеждой, что когда приедут, им вживую расскажут то же самое.


13
В этом году ЦШИ проходила так:
первые 10 дней курсанты занимались отработкой индивидуальной техники на различном рельефе, в том числе отдельный день на "освоение" мультипитчей.
вторые 10 дней собственно и проходила школа...

Вопросы к знатокам:
Как техника мультипитча поможет начинающему инструктору затащитьт 10 новичков на Брно?
И можно ли за 10 дней спортсмена переделать в инструктора?

P.S. если откопаю, то выложу календарный план ЦШИ 2013.

-1
Я процитирую слова одного из тренеров школы: "У нас ушло 10 дней на то, чтобы подтянуть КМСов до уровня 2 разряда".
Не все, но некоторые курсанты испытывали трудности в выполнении базовых технических приемов. Например, были люди, которые с трудом вязали узел "уиаа". Мне кажется очевидным тот факт, что учить можно только тому, что умеешь делать и знаешь сам. Иначе инструктор начинает пользоваться сомнительным педагогическим приемом " вы делайте, а я посмотрю и поправлю". Как делать? - А вы что, разве этого не знаете?

Про 10 новичков и Брно. ЦШИ не готовит "Инструкторов по восхождению на п.Брно". Эти 10 новичков, сходив Брно, захотят идти куда-то еще, на более сложные маршруты. И вот тут без отработки самим инструктором мультипитча - никак. И без отработки всего остального (лед, скалы, снег, спасработы) - тоже никак.
А если не Брно? А если это майские Крымские сборы?

10
Мне кажется, любая школа профессионалов без жесткого отбора будет примерно одинаковой-с канадской методой или советской или еще какой. Если половину времени школы заниматься основами индивидуальной техники, то какая разница чем заниматься оставшуюся половину? При отсутствии базовых навыков, имея лишь знания или в лучшем случае умения, невозможно сделать устойчивую надстройку.
Кстати, а курсанты проходят какие-нибудь психологические исследования на предмет возможности работать преподавателем вприципе? А в старой советской школе что-нить подобное было?
Ведь не каждый может быть учителем, несмотря на то, знает он про кордалет или нет или на какой он стороне в холиваре 'грудная система'


14
Про критерии отбора и отчисления сейчас речи нет. не надо переводить стрелки. Речь о том, что не возможно подготовить инструктора за 10 дней, а ещё хуже переделать из спортсмена. Инструктор как раз и нужен чтобы по пути на "Брно" сделать из 10 человек 10 альпинистов(не 9 и не 8 - во всех смыслах) А про более сложное: инструктор нужен до 3Б, дальше тренер и это не одно и тоже.

5
Читайте-ка все подряд, впитывайте потихоньку - пригодится в том числе и Школа Барова в Эл., Школа Жирнова в Без.
Например, http://www.risk.ru/users/phph-1/193740/

10
А могут знающие люди подготовить табличку типа 'было-стало'?
И неужели еще 6 лет назад можно было сказать, что качество образования было хуже, чем за бугром? Кстати, как определяете качество образования? Тогда и сейчас? И что выбирается за '0', чтобы иметь возможность сравнивать.

-1
Не претендуя на всеобъемлющий анализ вопроса, могу привести несколько примеров.
Я заканчивала школу инструкторов в 2005 году. Я специально нашла свои записи. Содержание Школ 2005 и 2013 годи совпадает процентов на 85 - и по технике, и по педагогике. Принципиальное отличие в том, что в Школе 2005 года мы записывали довольно правильные и очевидные идеи, например, что нужно аккуратно развешивать и пользоваться снаряжением. В Школе 2013 это на самом деле отрабатывалось и оттачивалось на протяжении всего курса. Мелочи, те самые, в которых кроется дьявол. Замуфтовывать карабины. Следить за действиями участников. Быть примером для своих участников - ходить в каске, если этого требуем от участников, не опаздывать и тд. Это более чем банальные вещи. Тем не менее у меня есть целая коллекция фотографий из интернета (фотографии НЕ со Школы или Жетона) , на которых можно безошибочно определить инструктора: он один без каски.

Появились четкие правила проведения демонстрации технических приемов. Инструкторов учат составлять критерии оценки правильности любого действия, что является важным для понимания, что уже умеет участник и как проходит обучение. Учат видеть и предвидеть ошибки.

-6
Показать комментарий


8
Хорошая новость! Спасибо! Уже от нескольких отучившихся инструкторов слышал позитивные отзывы о новой системе.
Для критиков напомню факт - после развала СССР первая школа инструкторов прошла в Дигории году так в 2002м. То есть школы не было около 10 лет. Систему и разваливать не надо было - она сама почти умерла на тот момент.
Потом лет 5-ть шел процесс реанимирования системы, теперь закончился один из этапов развития, причем заявленный уже давно. Хороший последовательный подход. Обсудили -приняли решение -сделали, не нравиться как сделали - обсуждайте и выдвигайте предложения конкретные. Пока только какой-то не понятный плач и фантазии от критиков.
Что плохого в интеграции с мировым горным сообществом?

2
Поздравляю!

13
Я вот только одного не понял
Заявлено: Сейчас можно с уверенностью сказать: Российская Школа Инструкторов Альпинизма по качеству образования не хуже немецкой, итальянской или французской.

Но ведь известно , что Россия - первая страна, прошедшая и получившая аттестацию УИАА. Никому больше это пока не удалось.
А значит, все в хвосте, за нами. Почему же мы "не хуже"? Немцам, итальянцам и французам еще предстоит аттестовываться, и доказывать , что они - не хуже. т.е. наоборот - им надо подтягиваться к нам, и нашим инструкторам УИАА - учить ихних совсем неинструкторов УИАА...

С другой стороны, мне почему то кажется, что немцам, французам и итальянцам глубоко положить на эту аттестацию. И они не собираются доказывать, чем они лучше или хуже по качеству образования всей УИАЫ вместе взятой.
Нет?..

1
Италия, Франция и др. получили аттестацию автоматически с образованием комиссии, поэтому аттестации не проходили. А насчет переаттестации их школы я просто не в курсе. Надеюсь, что никому на этот процесс не "положить" и все это не просто формальность. Но эти вопросы к UIAA, а не к нам

3
Интересно. Не знал. А где этот факт - об автоматической аттестации - зафиксирован? Почему и по каким критериям одни получили "автомат", а другим не досталось?


2
Ещё раз поразился, когда однозначно великолепный результат и знаковое событие вызывает раздражение у людей очень напоминающих преусловутых энергетических вампиров, которые питаются отрицательными эмоциями всеобщей склоки.
Но похоже в этот раз удалось погасить истерию в зародыше.

Я со стороны Украины рад, что в России идёт работа по созданию школы инструкторов. И она получает адекватную оценку в Мировом сообществе.

10
самое главное, чтобы инструктора, которые учатся по новым методикам смогли обучить своих участников как правильно передвигаться по разному рельефу, какие есть опасности в горах, как их избежать, когда выходить на маршрут, а когда воздержатся от восхождения, чтобы люди с гор домой возвращались, живыми и здоровыми...

6
Глубоко.

-2
Настасья! Качественно ты всех истеричек утерла! С меня коньяк!

10
3 разряд - 3 недели, 2 разряд - 4 недели, школа инструкторов 3 недели, стажировка 3 недели. Итого чуть более 3-х месяцев и ты инструктор по альпинизму.
Можно ли стать тренером по художественной гимнастике за 3 месяца тренировок, а стрельбе, а рисованию, а в футбол играть - пожалуй нет. А вот стать инструктором альпинизма можно.

2
Можно еще проще: нарисовал сайт за неделю, реклама в соцсетях - и води людей в треккинг по Гималаям. Делов то.

0
"Вашими устами да мед пить". Увы, не все так просто. Но с докУментом международного образца инструктора по альпинизму безусловно шансов больше.

9
Шесть лет – срок не малый! В порядке обмена опытом хотелось бы узнать: как повлияла новая система подготовки инструкторов на развитие альпинизма в России? Сколько сегодня в России требуется инструкторов для организации работы существующих секций и клубов? Сколько за шесть лет ЦШИ подготовила инструкторов альпинизма? Сколько из них работает в секциях и клубах России в межсезонье и на альпмероприятиях? Как их работа изменила качественно и количественно эти секции и клубы? Выросла ли массовость, снизилось ли число НС? Как их работа повлияла на российский альпинизм в целом? ФАР имеет достаточно специалистов- аналитиков для выработки критериев оценки и соответствующего анализа, а положительный результат развеял бы все сомнения скептиков.

5
Проясню пока лишь один вопрос: процесс аттестации в УИАА занял не 6 лет - он начался в 2009 г. с визита Р. Уайтхеда и круглого стола в Безенги, посвященному становлению школы гидов в России. Тогда вектор интересов был сфокусирован именно на перспективе школы гидов.
Рон, как я вижу, смог переломить этот интерес в свою пользу и убедить руководство ФАР, что именно подготовка инструкторов (на уровне требований УИАА) должна стать приоритетной для ФАР.
Осенью того же года президентом ФАР был радикально поставлен вопрос перед руководством ЦШИ о необходимости стандартизации.
Приглашая тогда Уайтхеда, ФАР рассчитывала - как мне представляется, - что процесс аттестации займет куда меньше времени и сил.

0
Полностью согласен. Аттестация - это хорошо. А вот анализ и прогноз провести неплохо бы.

Был процесс загнивания региональных студенческих альпклубов, одновременно рос интерес к альпинизму со стороны более старшего поколения. Соответственно востребованность к инструкторам падает, к гидам - растет.
Насколько сейчас нужен инструктор? А какой возрастной состав работающих инструкторов? Нужны ли новые кадры? Может быть старых инструкторов нам хватит до полного умирания учебного альпинизма? А потом нужны будут только гиды?

5
Не будет спроса - не будет и предложения (и наоборот)
ИМХО, гида из инструктора сделать проще и легче, чем наоборот.
Другой вопрос, что если новоиспечённые инструкторы не будут инструкторить - это будет никому не нужная работа.
И если квалификация новоиспечённых инструкторов такая, что их надо заново учить ходить в кошках по крутому льду в ЦШИ - тоже не гуд (я бы своего сына такому инструктору не доверил).
Но, это уже вопросы тактические, а стратегический - да, инструкторы нужнее. Ибо, лучше научить человека рыбу ловить, чем всё время за ним присматривать чтобы сам себя не поймал
Элементарно, нужен процесс воспроизводства профессионалов, и только гидами эту задачу не решить

10
А откуда вдруг взялся трэнд "умирания учебного альпинизма"? Что-то он не очень-то ощущается, судя по кол-ву АМ и постоянным просьбам поработать инструктором.
Да и конечная точка " нужны будут только гиды" тоже сомнительна. Вроде как в большинстве стран вполне успешно совмещается и учебный альпинизм и гидство.


3
К вашим вопросам, Михаил: никаких исследований и сбора информации по поднятой Вами теме, к сожалению, у нас официально не проводится, и на большинство Ваших вопросов никто не ответит.
На некоторые попробую...

С первой школы в 2007 г. ЦШИ выпустила примерно около 200 стажеров (это можно точно подсчитать, но порядок такой). Сколько их работает в мероприятиях регулярно и в каких объемах, сколько - только на себя - неизвестно, но цифра последних - не менее 10%, по моим наблюдениям.

Массовость у нас остается проблемой - и это было одним из вопросов последнего экспертного совещания ФАР полторы недели назад. Официально членов ФАР сейчас - порядка 1200 человек.
На НС влияют самые, как Вы понимаете, разные факторы. Но поскольку роста НС в последние годы нет, а даже наоборот - абсолютные цифры немного снижаются отн
осительно среднестатистических. В части аварий последних лет есть вина именно инструкторов - самого разного возраста и года выпуска. Так что, о влиянии на "российский альпинизм" особо сказать пока нечего.
Как повлиял г-н Уайтхед на подготовку российских инструкторов - разговор отдельный, позже.

Пока предлагаются новые реформы, с поворотом на 180 градусов относительно того, что проповедывалось последние годы. Речь о подготовке и делении инструкторов на три новые - по качеству - категории. Если раньше ФАР была категорически против второразрядников, и против подготовки инструкторов в регионах, то теперь предлагается ввести региональные школы (по образцу советских экстернатов), где инструкторов будут готовить с входным уровнем 2 разряда (а не КМСа - как в тех экстернатах) для возможности восхождений не выше 2 кат. тр.

7
Я так понял, предлагают перенести в регионы техническую подготовку, оставив за ЦШИ методическую часть?
Опять же, 2-разрядник может иметь опыт 5-к, ну не подобрал все клеточки, не заморочился с официальным оформлением I разряда, у нас после ростовской школы такие инструктора 2-разрядники(в отличие от КМС-в) постоянно работают с участниками. В общем, я думаю, ответственность за направление курсантов в школу должна лежать на руководстве местной ФА или клуба.

Пока нет программы новой школы, трудно что-либо обсуждать; преподаватели, уверен, отлично освоили методику Уайтхеда, но есть необходимые, на мой взгляд, темы(как, нпр, по тактике восхождений, разборе НС и т.п.), требующие от преподавателя серьёзного опыта работы инструктором...да и применение психологических знаний требует такого опыта и вообще жизненного(а не юношеского максимализма)

5
Спасибо, Сергей. Т.е. ФАР на каждые шесть своих членов подготовила по инструктору, да плюс старые инструктора. Наверное, потребности ФАР в инструкторах удовлетворены...


10
К слову о "старой" школе, преемственности, национальных особенностях и т.п. - «Нам приходится экспортировать у них наши же технологии обучения. Именно так, с точностью до формулировок, меня учили в советской школе инструкторов 40 лет назад. Его методика – на 90% советская. Но наш уровень – и альпинистов, и инструкторов – за годы всех этих перестроек так низко упал, что, кажется, именно на западе открыты все эти «америки» альпинистских обучающих премудростей» (И.Т. Душарин, 2009 г.)

2
мастерство не пропьешь!...и если уровня не было у кого-то, то и нечему падать...

0
Поздравляем!

-4
Поздравление заминусовали! -3 !!!
Это же надо, как зависть и злость из людей фонтаном бъет. Аж прям перекорежило людей от хорошей новости.
Вам от самих себя не противно, не?

-1
На мой взгляд, однозначно позитивное событие. Есть много спорных моментов в новой ЦШИ. Но хорошо, когда есть предмет обсуждения.
Наиболее эффективный способ доказать свою противоположную точку зрения- показать собственным примером, что можно сделать лучше.
А минусовать много труда не составляет.:)

10
Согласен, как то мелко минусовать чью то радость - даже если сам не считаешь это радостью.
Но может это были те, кого ваш приятель тут обозвал сначала старперами, потом - свиньями. Почему же вы не возмутились этому, а подплюсовали с улыбкой?
Если так, походя, оскорблять людей, стоит ли ужасаться каким то минусам?


13
Проблема инструкторов в РФ не лежит в области их подготовки.

Деятельность инструктора(за исключением десятка-другого, регулярно работающих на "военных"программах за зарплату) - общественная, т.е. даром(за еду, как 7 самураев у Куросавы). При этом морального стимула на федеральном и региональном уровне нет(все громкие конкурсы ориентированны только на спортсменов), основной стимул поездки инструктора на а/м(не будем произносить высоких слов) - отдых в горах в компании друзей.
А раз это отдых, то работа с участниками сводится к необходимому минимуму...какие там евростандарты.

Конечно, я утрирую, но давай смотреть в глаза - пока работа инструктора не будет престижной или денежной(что пока хотелки), никакие новые стандарты ЦШИ ничего не изменят. В лучшем случае ЦШИ станет некой элитной школой, готовящей невостребованных специалистов(т.к. человек, потративший под полсотни тысяч денег на обучение, вряд ли будет волонтером) или завуалированной школой гидов.

Программа обучения волонтеров-инструкторов должна быть максимально доступна финансово, только тогда она будет давать результат + осмысленная политика ФАР на укрепление престижа работы инструкторов.

Мне кажется, это единственно возможный путь, т.к. поднять доходы населения страны(чтобы они могли достойно оплачивать труд инструкторов) точно не в наших силах.

Возможно ли снизить стоимость обучения в ШИ? Наверняка можно найти преподавателей-волонтеров, перевести значительную часть программы в заочную часть, проводить выездную часть в менее комфортных условиях и т.д.
Возможно ли поднять престиж работы инструктора? Этот вопрос более сложный(чем стоимость обучения)...но без такой идеологической работы все остальные движения, на мой взгляд, впустую.

1
Ночной поток мысли или risk-овая графомания....
может быть рассмотреть несколько утопичную ситуацию, для интереса, так сказать.
Необходимо примерно посчитать какоеколичество инструкторов вообще необходимо в нашей стране т.е. понять какой реально спрос на эти услуги. Потом прикинуть сколько инструкторов необходимо, чтобы закрыть этот спрос. Далее необходимо оценить целевую аудиторию и оценить платежеспособность этой целевой аудитории и соотнеся ее со спросом можно оценить возможную заработную плату. Мне кажется, что вывод будет примерно следующий-инструкторов слишком много. Если их будет меньше значительно, а количество людей желающих заняться альпинизмом сильно не уменьшатся (из-за того, что инструкторов в шаговой доступности станет меньше), то средняя зп по профессии увеличится.
Так же вероятно можно провести анализ насколько возрастает потребность в инструкторах каждый год. Соответственно, можно сделать прогноз сколько проводить школ и сколько выпускников реально необходимо на рынке.
Если уж фар так или иначе пытается создавать-регулировать профессию, то очевидно какие-то исследования рынка должны быть.
Мне кажется, что нужно стремиться к инструкторам профессионалам, а не волонтерам. И народ готов сейчас платить деньги за хороший профессиональный сервис. Я бы не пошел учиться прыгать с парашюта или нырять с аквалангом к инструктору-волонтеру, для которого обучение не является основным заработком, я бы покопил деньги еще пошел бы к профессионалу.
Как второразрядник, который был всего два сезона в горах может, например, по легкому изменению ветра и появлению дымки сможет оценить вероятность смены погоды? И какая разница сколько при этом у него на системе висит кордалетов, если изменения погоды в горах он видел раз 5 (ну повезло ему, когда закрывал второй разряд в фанах месяц погода звенела))).
И самое главное, для того что научить человека любить горы, уважать и просто безопасно в них жить, нужен очень и очень неплохой опыт. Задача инструктора не сколько научить пользоваться act-guide или 101 способу жумарить на 2б, сколько в том, как, человеку, который только пришел в горы, показать и раскрыть этот удивительный мир, как научить его жить в этих горах, восходить на них, сводя при этом риски к минимуму. Это может сделать лишь очень опытный учитель. И тогда этот новичок очень вероятно будет счастлив о того, что он побывал в таком интересным месте, что у него был такой классный инструктор. И тогда возможно на следующий год, он опять приедет в горы.
И теперь немного меркантильности. И очень вероятно он опять приедет к этому инструктору и заплатит ему деньги))). А вот кордалет-тандем-парсел-пруссик это уже такие детали, которые, как говориться, решаются в частном порядке.
Конечно, есть проблема периферии, маленьких городов. Но эта общая проблема современного мироустройства.
Почему, например, курсы того же Нефедова пользуются достаточной популярностью, а отзывы я лично читал только положительные. При том, что стоят они не дешево. Это его профессия и хлеб. Он должен быть, ему жизненно необходимо быть профессионалом. Он хочет этим зарабатывать, он высоко себя ценит, но и дает качественный сервис. И только такая схема обеспечивает развитие профессии.
Опять же в рамках бреда. Почему фар или какому-нить российскому союзу инструкторов не установить рекомендуемую(для начала, потом профсоюз инструкторов сделает и обязательным) минимальную зп?
Есть некая группа людей, которая хочет, чтобы их чему-то научили- заключает договор с инструктором и вперед. Тоже и с клубом, каждый клуб по-хорошему, должен иметь юр лицо. Это юр лицо так же нанимает инструктора. Или это лицо отправляет свое лицо :-)на обучение и потом нанимает его в штат ну или как-то там с ним работает.
Засим заканчиваю фантазии, пошел спать...

4
Толково изложено, но есть одно НО. Это возможно при буржуазной схеме работы. С нашей клеточно-правильной системой Вам помимо обучающего инструктора-профессионала понадобятся различные ОБ, судьи аккредитованные в ФАР, минимум межгалактической категории и т.д. А в целом все верно...

8
1. Инструкторов не хватает на большинстве а/м евр.части РФ и даже частенько на "военных" с з/п 2тыр/день
2. Чтобы платить инструктору 2 т/д + проезд и питание, участник должен выложить за 15 дней а/м (помимо своих затрат и огр. расходов) дополнительно 7-9 тысяч. Видимо, сходные с Вашими взгляды (И народ готов сейчас платить деньги ) и привели к упадку массового альпинизма в региональных клубах и федерациях(евр.части РФ) и процесс прогрессирует.
3. Надежд на рост благосостояние населения у меня лично нет. Чтож, смириться с угасанием альпинизма в регионах "по объективным причинам"? Альпинизм - только для жителей столиц?
3. Огромная популярность курса Нефедова - это сотни и тысячи желающих? А я вижу у него объявления "остались свободные места"...иначе он бы проводил эти курсы непрерывно

Можно строить утопии, но есть реальность: инструктора - общественники-любители(волонтеры, как и в большинстве во всем мире, кстати)

0
Мне кажется, что проблема, в первую очередь, в сообществе. Оно вырабатывает свои традиции, морально-этические нормы, отношение к объединяющему в сообщество занятию и пр. Сейчас сообщество стало прагматичным, альпинизм большинством воспринимает скорее как отдых и развлечение, чем как "образ жизни", требующий отказа от каких-то ценностей "цивилизованной городской" жизни, каких-то "жертв" в угоду этому "образу жизни". Отсюда стремление перейти в своем обучении альпинизму на рыночные отношения - я плачу, пусть меня научат. Но платить-то нечем, платежеспособность у желающих заниматься низкая! И их платы на нормальную зарплату инструктору маловато-будет! Этот путь ведет к прогрессирующей деградации альпинизма.

Выход? В качественном изменении сообщества, изменении его морально- этических ценностей и подходов. Сообщество должно пересмотреть свой кодекс и вернуться в своем отношении к инструктору не как к наемному работнику, а как к старшему и более опытному товарищу по сообществу, который стремится передать свой опыт наследникам. Инструктор должен стать человеком уважаемым, если не может стать высокооплачиваемым. Что-то типа "учителя" в восточных учениях. Инструктор должен почувствовать свою необходимость сообществу и свою важность в сообществе. И у инструктора появится новый стимул - продолжение рода. Тогда он от этого процесса будет получать удовольствие- моральное удовлетворение взамен материальному.

Но тут мы попадаем в замкнутый круг: сообщество само не измениться, его должны изменить инструктора. Но у инструкторов, пока не изменится сообщество, нет стимула заниматься этим изменением.

Для того, чтобы выйти из этого круга, необходима жертва: инструктор. Как минимум одно поколение инструкторов должно пожертвовать на общее дело изменения сообщества свое материальное благополучие и моральные бонусы от этого процесса. Своеобразные камикадзе в альпинизме, работающие за идею и положившие свою работу на алтарь.....

Ну а подготовка инструкторов должна быть в первую очередь направлена на выпуск воспитателей, способных изменить сообщество. Воспитателей, хорошо подготовленных технически и тактически, опытных альпинистов, могущих пользоваться авторитетом. Но способных не только научить техническим приемам и "сводить на Гору", но (и это главное!) перевоспитать своих подопечных. Из клиентов сделать воспитанников. Вряд ли в этом помогут западные технологии обучения инструкторов, скорее для этого больше подходит старая советская Школа, где деньги были на последнем месте, а на первом - отношение к альпинизму, как к образу жизни.


3
1. Если спрос так велик, то почему не растет зп? Всегда высокий спрос рождает рост цены, а большое количество предложений ее снижает. Черт, если бы везде у нас так...Спрос огромный...а цены низкие...красота...

2. А вот тут расскажу притчу.
Я начинал заниматься альпинизмом в студенческие годы, жил я тогда во Владивостоке. До ближайших гор...ну капец как далеко. И что такое инструктора, клубы и т.д. вообще не знал. Я просто хотел поехать в горы. Залез в интернет, нашел, что ближайший альплагерь на Алтае. Копил деньги, учился и работал. Немного помогли родители. Реально экономил. Когда мои друзья тратили деньги в клубах, я учился, а по утрам перед перед парами в университете еще и подрабатывал.
Мои друзья увлекались автомобилями (чем еще можно увлекаться во Владивостоке? Автомобили, рыбалка, регаты-яхты и т.д. и т.п), а я вот выбрал горы. Когда они откладывали на очередное крыло или зеркало заднего вида, я откладывал на каску и кошки.
Жили мы совсем не богато, я много учился, поэтому пришлось выбирать - либо пиво-дискотеки-побрякушки, либо авто-дайвинг, либо горы. Я выбрал последнее. Совмещать не получилось.
Зато к моему первому выезду в горы у меня было все необходимое снаряжение (конечно, что-то осталось еще с более ранних моих увлечений спелеологией) отличного качества. Да и на путевку денег хватило. Была бы путевка дороже, чтобы там инструктору платить больше, это бы меня не остановило. Значит нужно просто работать лучше и больше или дольше, если сразу не получается. Конечно, первая поездка в горы была аскетичной - на поезде, назад вообще все деньги закончились...Кормили соседи по плацкартному купе.
Вернувшись с гор, нашел единомышленников. Начали вместе тренироваться. И не было у нас как таковых инструкторов-старших товарищей, отрабатывали то, что давали в горах, что-то читали в книжках, искали в интернете.
Потом опять поехали на Алтай.... Потом вообще поехали из Владивостока в Дугобу! И конечно, лишние 7 тыс никого из нас точно бы не остановили.
Это ГЛОБАЛЬНЫЙ МИФ, что здоровый, целеустремленный молодой человек не может потратить раз в год (я первые несколько лет занятий альпинизмом ездил не чаще 1 раза в год) на 7-9 тыс потратить больше.
При чем здесь столица-не столица? Сейчас одни ботинки стоят как чугунный мост, а вы говорите нет возможности найти 7-9 тыс? А каски-системы? Или вы за "инструктор-общественник+еда+гитара+побухать с друзьями молодости", а новичка (он же бедный у нас) мы оденем в самошитую систему, строительную каску и дадим самостоятельно выточенную из цельного куска люминия супер-мега боевую восьмерку?
Проблема в другом. Если прям сейчас поднять цену - то станет не очень понятно, почему раньше за тот же самый сервис платили одни деньги, сейчас другие.
Клубы, кстати, если уж очень хотят нести некое социальное бремя (без иронии) и нести альпинизм не просто в массы, а в малообеспеченные массы (тоже без иронии и насмешки), то пусть сами зарабатывают деньги и дотируют наименее обеспеченных одноклубников.
Сделайте в клубе юр.лицо. Под него набирайте заказы в том же пром.альпе, заказы раздаете заинтересованным клубовцам ( и не только), некоторый процент клуб берет себе. Вот вам некоторое кол-во денег из которых вы будете спонсировать своих новичков. Или из этих денег вы сделаете пул на оплату инструкторов или купите много клубного снаряжения, чтобы у новичка не было необходимости тратиться ни на что кроме одежды.

Если ты не можешь за год выкроить лишних 10 тыс (833 р в месяц), то как ты будешь платить в будущем? За снаряжение? За поездки, когда получишь право самовыпуска или хождение без инструктора, после 2-го разряда? На все это нужно зарабатывать. Если ты хочешь ходить в большие горы, сложные маршруты - это немалые деньги, а не можешь на все это заработать, что делать? Может переехать ближе к горам? Или найти новую работу? Ну хоть что-то начать делать, а не сидеть на попе ровно и ждать, когда придет "инструктор-общественник" и все бесплатно сделает? И научит, и снаряжение выдаст.
Может тогда выбрать шахматы?

3. На счет Нефедова глубоко не вникал. Вероятно, в силу специфики его курсов появляются "свободные места". Не так много людей в принципе заинтересованы в том, что он предлагает.


3
По поводу неплатежеспособности участников. В прошлом году проводили метод-сбор по подготовке инструкторов-методистов. Стоимость курса 300 долларов. Тем, кто подписывал контракт с фирмой о том, что отработает лето в альплагере(за зарплату), фирма оплачивала все расходы. Из 20 человек контракт подписал один! Остальные спокойно выложили по 300 бачков. Вот вам и волонтеры...

2
а целое лето работы в альплагере по ЗП тоже "стоит" 300 баксов?

2
Нет. Зарплата инструктора летом 550 долларов за смену. За лето пять смен. И я написал, что в зарплату эти 300 долларов не входят. Зарплата, зарплатой, а школа, школой...

4
Ну это к тезису о работе выпускников ШИ...видимо для значительной части корочки инструктора нужны для чего-то другого(может, для поднятия личного уровня), а не для работы с участниками а/м.
Ну и 300 $ отличаются от ценника ЦШИ, не так ли?

1
Конечно. Получив корку все начинают работать в частном порядке. Нафига им клубы?


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru