Крым. Массив Черепаха. Первопроход 5А

Пишет Shelhakov, 13.11.2013 16:38

6 Ноября выдался на редкость теплый и тихий день. Мы (Света Богословская и Алексей Шелхаков) провели его на стене, неспешно взбираясь по дикой и фантастически красивой стене массива «Черепаха» в урочище Балчик. Это между Мердвень каясы и Кастропольской стеной.

Крым. Массив Черепаха. Первопроход 5А (Альпинизм, альпинизм, шелхаков)
Логичный и прямой путь по контрфорсу, отдаленно напоминающему что-то форосское, не то Семерку, не то Кант по Канту, мы присмотрели недели две до этого, затем была куча других разных дел… Потом наконец, собрались. Погоду специально не подгадывали, просто так получилось. Лезли в футболках, с собой несли воду. Все как летом. 20 градусов тепла, солнце.

Эта «Черепаха» довольно обманчива. Она стоит довольно далеко от верхней трассы, под ней обширная терраса с ельником и кустами, подходить круто и нет троп. Вернее, пока нет. Я просто убежден, что такие красивые маршруты будут ходить обязательно, а там и тропы появятся. Массив не высокий, это и от дороги видно, примерно метров до 220- 250. А вот, с крутизной есть особенность. Пока стоишь у подножия, тебе кажется, что все просто лежит, типа как на Соколе. В действительности это не так. Стоит только выйти на стену, как обнаруживается, что это совсем не Сокол, а, скорее, Форкант. И то, под верхом вообще висит. Так называемый «панцирь»,- метров 10 нависающего пояса, в котором есть трещины и проходы поположе.
В начале маршрута, на второй веревке, есть изюминка- камин. Он не длинный- не больше 10 метров, впрочем, я его с рулеткой не мерил, не до того было, когда застрял. Внутри узко так, что человек средней комплекции, увешанный железом аккуратно заклинивает в нем без возможности подтянуть колени или выставить локти. Такое не лазается без крепких русских слов.
Стена конечно слегка сыпет, но в меру, как любая стена, которую лезут впервые. За весь маршрут мы скинули не более 10 кг камней. Хоть и специально не ковырялись. Есть хорошие, монолитные трещины, по ним и лезть и страховаться одно удовольствие. Есть огромные стоячие блоки рыжего цвета, между ними глубокие ровные трещины под френды, лазание напряженное, но не сложное. Напоминает Семерку. Есть плиты, по сложности очень похожие на Red fox, один участок метров 5, другой метров 8. Там надо лезть и притом решительно. В начале каждого такого отрезка я забил по одному шлямбуру 8*20 мм (ходовой альпинистский). Срыв удержит, а страху не убавит. Все станции на маршруте надежные, на полках, можно на них топтаться в любом количестве.
Крым. Массив Черепаха. Первопроход 5А (Альпинизм, альпинизм, шелхаков)
Правда, станции надо из своего железа собирать- френды, якоря, закладки. Последняя станция на стене- запоминающийся грот с ровным полом и потолком, там двое могут ночевать не хуже, чем на диване. На этой станции оставлен шлямбур для тех, кто не придумает, куда забить якорь. Со временем его хорошо бы заменить на 10 мм стационарный. Поскольку мы шли нонстопом, претензии к шлямбурам вынужден отклонить. Бью, что успеваю и могу при данном темпе. Вообще то, они надежные, и простоят хоть 10 лет, как и многие их собратья до сих пор.
Из этого грота смелое лазание через нависание прямо вверх. Там из трещины – промоины так дуло, что были мысли о пещере, но вот залезть туда целиком не получится- человек не хорь. Забившись в эту промоину надо высунуться из-под нависания и как можно дальше забить якорь.
Потом на него бесстрашно вывеситься. И дальше все видно- 3-4 метра такого глухого нависания и появится рельеф. А далее уже все ясно- до крыши метров 20, не больше, вас поведет притяжение близкой вершины и свежий ветерок яйлы. Там еще есть смелое лазание по плите, от такого же шлямбурочка. Если трение веревки позволяет, и не трус, то, прямо вверх. Если просто надо вылезти «как нибуть так», то с уходом вправо. Плита приведет под «Панцирь» черепахи. Он в этом месте нависающий, но совсем тонкий- хватит одного якоря, как можно дальше вбитого из-под нависания. Если кто любитель такое лазать, то- вперед. Я же не захотел скользить на рыжем мху, огляделся, чтоб никто не видел, и повесил лесенку. Она у меня обычно одна, и потом вытягивается сзади на самостраховочке, позвякивая колечками. Так и вытащил на плато. В 10 метрах от бровки плато развесистое древо,- там верхняя станция.
Крым. Массив Черепаха. Первопроход 5А (Альпинизм, альпинизм, шелхаков)

Вот, собственно, и все. Желаем всем приятных восхождений, и аккуратно с сыпухами, пока маршрут свежий. Если что- нибуть отломали, кидайте подальше, предупреждая окружающих истошным воплем. Траву на маршруте корчевать нещадно, там эндемиков нет, проверено. Большое спасибо Ситнику М.А. и Горной школе «Категория трудности» за хлеб-соль и ребятам из Севастополя, что случайно встретились нам на плато и угощали компотом из диких яблок только с огня.

Описание прилагается.
1 - верёвка – 35 метров. Станция на якорях в большой мульде. Лазание 3-А.
2 – верёвка – траверс 15 метров 5-Б. Френды закладки. Станция – куст+балда.
3 – верёвка – (левый) камин 35 метров 6-А. Закладки, френды. Станция – 2 якоря + 1 френд.
4 – верёвка - 55 метров ИТО А-1 = лазание 6-а. Травянистая трещина, много живья. Станция 2 якоря + френд.
5 – верёвка – 15 метров. 3-а. Лазание по греню. 2 якоря. Станция на переломе гребня – 3 якоря.
6 – верёвка – на левую стену по прислонённой сыпухе 12 м вверх (шлямур) А-2 (шлямур) лазание по плите 6-б (5 м). 35 м – вертикальные трещины. А 1 + 6-а много сыпухи. Станция в серой мульде – гроте на шлямуре + свой якорь + песочные часы.
7 – верёвка через нависание 5 м – лазание, 10 м. ИТО А-2 (якоря+френд). Плита (шлямур) лазание прямо вверх 6-Б; либо вправо (4м) до тонкой лежачей плиты (не доходя куста) и прямо вверх по трещине 6-А (6 м) до трещины под вершинным поясом. Далее 4 м под карниз (френды, закладки) За карнизом – якорь. ИТО + лазание 5 м к вершине. Станция на дереве в 10 м от бровки плато.

С горой!
Фото с маршрута

Спасибо, Димыч. А что за фото? Вроде недавно сделано, может быть и на Черепахе, но кем?

На черепахе, во время вашего первопрохода. Автор Миша Поддубнов

Очень интересно!

Отлично!

Фильм посмотрел с удовольствием!

Алексей, еще раз - с Горою! По названю Горы - вопрос сложный. Скалу Черепахой назвал я лет десять назад за некоторое сходство с этой рептилией. Есть и Балчик-кая и Балчих-кую (см http://geokrym.narod.ru/toponim/t-b.html "Балчик-Кая - скала, участок юж. бровки Ай-Петринской яйлы в амфитеатре - понижении у прох. Шайтан-Мердвен, к В от прох. и от скалы Исар-Кая. В 1 км к С от нп Санаторное (Ялт.), б. Мухалатка - тюрк. балчик - грязь - возм., по расположенному невдалеке колодцу Балчих-Кую ", - но где находится Балчик-кая?

Вот одна из карт района:

По этой карте Мердвенкаясы и Балчик-кая - один и тот же массив, а Черепаха не выделена отдельной скалою.

по поводу названия Влад Бровко провел целое исследование - Балчик-Кая - особенности Крымской топонимики

Получается, что Черепаха это и есть Балчик-кая

Влад Бровко - сотрудник нашей Школы и член нашего клуба (альпклуб Крым), мой товарищ. Но его выводы меня не убедили. Поэтому и сомнения остались.

Спасиб. Надеюсь у горы в альпинистском плане большое будущее.

Классный, красивый Фильм! Рад слышать и видеть Вас! Воспоминания так и нахлынули.

1997 год. Этот школьник с тех пор несколько подрос...

Привет! Где зарылся. Давай, выбирайся лазать. Воспоминания выдыхаются. Мотивирует только новизна.

Приятный, спокойный фильмец. Без этих всех "экшенов" :)
Даже пару раз девушка мелькнула. Люди лазают, успевают покрутить головой по сторонам и полюбоваться природой. Красота.

"Девушка" всегда по другую сторону камеры.