Кофе с Ули Штеком. "Большая игра, большая мечта". EpicTV

Пишет robinsya, 01.11.2013 20:17

Такое вот интервью подготовил канал EpicTV. Продолжение следует.
А для тех, кто уже забыл про Аннапурну, немного об истории вопроса от Alpinist.com...

Кофе с Ули Штеком. "Большая игра, большая мечта". EpicTV (Альпинизм, аннапурна, видео, соло, горы, экспедиции, крутые, они это могут)
Фото с ниткой маршрута Бегина и Лафая. Пунктиром отмечен примерный выход Штека на вершину.

Утром 9 октября Дэн Патитуччи и Тенжи Шерпа проснулись в своей палатке и долго смотрели на Южную стену Аннапурны. «Мне приснилось, что Ули стоял на вершине» - сказал Тенжи. Его сон сбылся.

После 28 часовой соло-атаки Штек прошел Южную стену, завершив линию, намеченную в 1992 Лафаем, и совершил первое соло-восхождение по Южной стене Аннапурны. (Томаш Хумар прошел соло на Аннапурну с юга в 2007 году по новому маршруту в альпийском стиле. Однако маршрут проходит по протяженному снежному склону Kangsar Kang (7485 м), вершины в восточной части массива Аннапурны, а не по главной стене).

В интервью planetmountain.com Штек так рассказывает о своем восхождении: «На некоторых коротких участках лед и фирн оказался довольно тонким, и пару раз я вынужден был лезть несколько метров прямо по скале. На удивление стена оказалась не слишком вертикальной. Всего несколько крутых участков (стенок). Идеально для соло.» Просматривая фото верхней части стены, которое он сделал, Штек потерял равновесие из-за порыва ветра со снегом. «Все, что я мог сделать, это вцепиться в инструменты, чтобы не быть сброшенным со стены,» - рассказывает Штек. «В этот момент я упустил одну из моих пуховых перчаток и камеру. И был вынужден лезть ночью только в тонкой перчатке. Я переодевал оставшуюся пуховую перчатку с левой руки на правую в зависимости от состояния рук.»

«Внутренний огонь, который практически погас после Эвереста, зажегся. Он снова горит на полную. От этого я счастлив, думаю, я снова начинаю получать удовольствие от жизни!»

Первый лагерь Штека и Боуи на высоте 6100 м. В своей книге The Will to Climb: Obsession and Commitment and the Quest to Climb Annapurna, Эд Вистурс написал: "В отличие от северной стены, южная поднимается гигантским трехкилометровым монолитом от ледника у его подножия до вершины." Фото из коллекции Ули Штека

Имя Ули Штека стало синонимом скорости в горах, а после соло на пользующейся дурной славой южной стене Аннапурны, он закрепил за собой славу звезды fast&light альпинизма. В 2007 году Штек прошел стену Эйгера в рекордно короткое время – 4 ч. 40 мин., в 2011 достиг вершины Шишапангмы (8046 м) за невероятные 10 ч. 30 мин.

В 1960 году Крис Бонингтон просматривал стену с вершины Аннапурны II (7937 м) , а в 1971 году в American Alpine Journal написал: «С этой точки колоссальная южная стена Аннапурны выглядит такой огромной и крутой, что ее прохождение кажется мне маловероятным.» Несмотря на очевидную сложность - «Аннапурна никогда не будет описана как прекрасная гора» - Бонингтон позже напишет в книге Annapurna South Face: The Classic Account of Survival: «У нее нет реальных очертаний и формы. Она как огромный осьминог, щупальца ее пиков протянулись из центра… Это напомнило мне Северную стену Гранд-Жорас с ее тремя огромными контрфорсами, но только в три раза больше и значительно сложнее.»

Бонингтон вернулся под стену в 1970 году в составе большой экспедиции. После нескольких недель восхождения в осадном стиле командой из 12 человек был разработан план, как решить тактическую задачу и ускориться в верхней части гребня. «Отправили наверх двух сильнейших альпинистов при поддержке остальной команды в надежде на быстрый успех». Этими двумя были Дон Вилланс и Дугал Хастон, они прошли 760-метровую стену без дополнительного кислорода в плохую погоду. Бонингтон назвал восхождение «сверхчеловеческим мероприятием». «Это был наш билет домой. Это принесло счастье во все лагеря и восстановило гармонию и единство.»

Фото из коллекции Ули Штека

Еще три маршрута на Южной стене появились в 80-е годы, все на вершину ниже - промежуточную (8061 м). В 1981 году 9 участников польской команды поднялись на 3000 метров по правому самому длинному контрфорсу (1982 AAJ). Несколькими годами позже японская команда в лице Yukihiro Yanagisawa и Hiroshi Aota достигла вершины, проложив директ между маршрутами 1970 и 1981 годов. В этой же экспедиции на подходе к вершине сорвался и погиб Yasuji Kato. В 1984 году испанцы Nil Bohigasone и Enric Lucas закончили линию, начатую Alex MacIntyre и Rene Ghilini двумя годами ранее.

До этого дня по Южной стене не было совершено ни одного соло-восхождения. Попытки взойти по Южной стене Штек начал в 2007 году, восхождение прервано в 300 м от начала маршрута: Ули по голове прилетел камень, и он сорвался, прикатившись чуть ли не к началу маршрута. Штек шел по незаконченному маршруту Jean-Christophe Lafaille и Pierre Beghin (1992 г).

Тогда, в 1992-м, на высоте 7100 метров вырвавшаяся точка страховки привела к смерти Пьера Бегина. Лафай спустился с горы в одиночку, используя колышки от палатки как крючья в условиях сходящих камнепадов и лавин. Один из камней попал ему в правую руку, сломав ее. На следующий день, зафиксировав руку, Лафай продолжил спуск по стене, «дюльферяя по 10 метров на здоровой руке и зубах» (1993 AAJ).

Завтрак в лагере на 6100 м. Перед восхождением Штек написал в своем блоге: "Жизнь в комфорте все еще не моя цель. Вот почему я в третий раз хочу попытаться взойти на Аннапурну. Я хотел бы воплотить свои мечты и взгляды в реальность. Аннапурна - одна из них." Фото из коллекции Ули Штека

Штек вернулся на стену уже в следующем 2008 году с целью пройти новый маршрут, но был вынужден отступить в виду сложных лавинных условий. После возвращения в базовый лагерь Штек принял участие в спасательной операции по спуску испанского альпиниста Inaki Ochoa de Olza.

Конфликт с шерпами и последовавшее за этим информационное безумие расстроили планы Штека на Эвересте в этом году. В интервью swissinfo.ch в сентябре Штек так говорил о произошедшем: «После случившегося весной возвращение в Непал очень важно для меня… Весенняя экспедиция закончилась и это, конечно, не самая замечательная история в моей жизни, но она случилась.»

Во время акклиматизации на склонах Аннапурны. Додо Копольд в 2010 году написал в AAJ: "Люди говорят, что Аннапарна с севера опасна, опасна и трудна с северо-запада, и крута, опасна и трудна с юга". Фото из коллекции Ули Штека

Штек начал свое третье восхождение на Южную стену Аннапурны 16 сентября, отмечая этим свое возвращение в Гималаи после весеннего инцидента.
После акклиматизации в течение нескольких недель вместе с канадским альпинистом Доном Боуи, который совершал с ним восхождения еще в 2011 в Тибете, Штек и его напарник установили передовой лагерь на Аннапурне. Перед восхождением Штек в интервью swissinfo.ch отметил: «Южная стена Аннапурны давнишний проект, я пытался пройти ее уже дважды. Если ты хочешь ходить сложные маршруты на восьмитысячники, необходимо терпение. Иногда тебе выпадает счастливый случай, но зачастую нужно повернуть назад, и все будет хорошо.»