Самая большая в истории России экспедиция на Пирамиду Карстенс

Пишет ayelkov, 07.10.2013 13:39

Самая большая в истории России экспедиция на Пирамиду Карстенс успешно завершилась. Сразу 10 россиян поднялись на высочайшую вершину Австралии и Океании. И все благополучно вернулись домой.

Самая большая в истории России экспедиция на Пирамиду Карстенс (Альпинизм, пирамила карстенс, папуа новая гвинея, 7 вершин, грасберг, сугапа, абрамов)

Хроника в сообщениях Александра Абрамова и фотографиях….

18 сентября.
Здравствуйте ! Абрамов Александр говорит из Индонезии, из провинции Папуа, которая также называется Ириан Джайя. Отдохнув пару дней на Бали и набравшись сил, после наших путешествий и приключений в Японии (гора Фудзи) и Папуа Новой Гвинее (восхождение на вулкан Гилуве), мы немножечко отдохнули на Бали и сегодня удачно, с утра вылетев и Денпасара, прилетели в Тимику. Это уже территория Ириан Джайи. Из Тимики буквально через несколько часов мы вылетели в деревню Сугапа. Деревня Сугапа мне уже известна по прошлому путешествию, которое состоялось в 2008 году, в феврале месяце. Конечно, много что изменилось за 5 лет… Не сильно, конечно, но кое-что изменилось. Обнесли забором посадочную полосу, начали появляться какие-то государственные строения, достаточно красивые….

1. На Бали и в Тимике...

2. Вылетаем из Тимики в Сугапу...

3. Приземлились в Сугапе...

4. В Сугапе...

20 сентября.
… Сегодня целый день мы шли по чавкающим болотам, лезли по крутым скользким склонам, цепляясь за всякие корни. Один носильщик при мне сапог потерял в грязи. В общем, всё не просто, всё достаточно тяжело… …. Ну, собственно, поставили палатки прямо в болоте. Так сказать, в болоте. Конечно, не в болоте, а в самом сухом месте горного болота. И сейчас готовимся ко сну, а также к приему вечерней пищи. Пока у нас у всё хорошо, настроение у всех бодрое… Я не шучу. Настроение у всех бодрое и боевое. Девчонки даже вот помылись где-то в ручье. Теперь обсыхают. Хотя всё равно, хоть мойся, хоть не мойся, хоть в одежде мойся – все мокрые насквозь.

5. Начало дороги...

6. Начало тропы и водные преграды...

22 сентября.
Сегодняшний день, четвертый в нашей экспедиции, можно назвать днем забастовки. Утром мы планировали выйти в 8 часов утра, но в это время оказалось, что носильщики никуда идти не собираются. Демонстративно они жгли костер, не убирали свой большой тент-навес. Ну, в общем, индонезийские наши товарищи, гиды, пообщались с ними. Заняло это примерно полтора часа. Было много крика, шума. Потом, вдруг, все сказали «хой!», что наверное на их языке означает «хрен с ним»… и похватали баулы и пошли наверх. В это время уже пошел дождь. Вышли мы сегодня в 9-15. И около четырех часов вечера мы пришли в лагерь 4. Дорога была сегодня полегче, потому что мы шли по высокогорному плато. Ну, даже не совсем плато, а это как бы гребни, заросшие кустами, травой и всем подряд. Жижа чавкает под ногами, естественно, всё растоптано, периодически мы черпаем сапогами эту грязь. Дошли до лагеря 4. нам осталось всего два лагеря. Воды в лагере 4 нет. Есть только одна какая-то лужа, размером два на два метра, в которой вначале папуасы помыли ноги, потом набрали чайник. И вот сейчас они нам готовят ужин. Я не утрирую, это в самом деле так. Но мы знаем, что мы находимся на природе и здесь всё стерильно.

7. В пути по джунглям...

23 сентября.
Сегодняшний день можно назвать «день счастья» или «день солнца». Примерно одно и то же. Утром выглянуло солнышко и в течение дня периодически выходило солнце. Но иногда, правда, шел небольшой дождик... Но по сравнению с предыдущими днями, конечно, это большой прогресс. Даже сейчас, как оказалось, палатки у нас сухие. Вот это номер! Еще ни разу у нас не было сухих палаток. Постоянно залезали в какую-то мокрятину.
Сейчас мы находимся на высокогорном плато. С утра увидели уже массив Пирамиды Карстенс. Хотя, в конечном итоге, выяснилась ситуация, что наш гид Джошуа сказал, что Пирамида Карстенс и Пунчак Джайя – это две абсолютно разные вершины….получается, что крайняя левая вершина – это Пунчак Джайя, а Пирамида Карстенс – это самая правая… гора массива. Между ними стоит еще одна вершина. Вот такие у них научные открытия, очередные.

Сейчас мы находимся в одном дне перехода от Пирамиды Карстенс, в лагере 5. И завтра, где-то к часу или двум, мы должны уже прийти в базовый лагерь Пирамиды Карстенс.

8. На подходах к горе...

24 сентября.
Сегодня, как всегда под дождем, карабкаясь по крутым склонам, мы добрались до базового лагеря. Здесь кроме нас нет никаких экспедиций. Гору нам удалось несколько раз в течение дня увидеть, когда облака расступались. Мы приняли решение: половина группы пойдет сегодня ночью. И половина пойдет завтра ночью. Дело в том, что у нас достаточно большая команда – 10 человек плюс три местных гида. ….
Дождь льет почти постоянно. Всё мокрое. Наверху, по прогнозу – снег. Вот такая у нас информация.

9. Гора и базовый лагерь Карстенс...

25 сентября.

В этот день сообщение не записалось полностью:
Восхождение совершили Сергей Дмитриев, Вадим Надводнюк, Ольга Румянцева, Михаил Туровский и главный гид от Adventure Indonesia Джошуа Нойя (это его 19-е восхождение).

Александр Абрамов: Да, еще в добавление к своей новости хочу сообщить, что Михаил Туровский этим восхождением закончил проект 7 Вершин с вершиной Карстенс.

26 сентября.
Сегодня, ориентировочно, в 10 утра, вторая команда из шести человек взошла на вершину Карстенс. Внизу был дождь, наверху – снег, туман. Игорь Демьяненко, Лиана Чабдарова, Джамиля Муртазина, Виталий Симонович, Елена Горелик и Александр Абрамов. А также два индонезийских гида (Мейди Песак и Абинено Магинтанг). Таким образом, вся наша команда в полном составе, за два дня, совершила восхождение Пирамиду Карстенс. Ко всему прочему, Лена Горелик и Виталий Симонович, а также Михаил Туровский (вчера), выполнили норматив 7 Вершин с Пирамидой Карстенс. С чем их и поздравляем! И сейчас еще будем вечером поздравлять.

10. На восхождении...

11. На троллее...

12. На вершине...

27 сентября.
Сегодняшний день можно охарактеризовать как удивительный день. Сегодня не было дождя, в течение всего дня. Мы начали спуск из базового лагеря и сейчас спустились в лагерь четыре с половиной, между лагерем 5 и 4. То есть, сегодня мы прошли полтора расстояния. Дождя не было, сегодня мы лазали очень много по всяким ….. скалам, так что прекрасно, что не было дождя, иначе всё было бы намного сложнее.

28 сентября. Насколько вчера был хороший солнечный день, настолько сегодня день у нас плохой. Сегодня мы сделали полтора перехода, пришли в лагерь три. Вовсю поливает дождь, наши папуасы кричат и ругаются, под своим навесом. Они обычно делают навес и разводят внутри костер. Там дымовуха, конечно, но зато тепло. Сегодня у них произошла очень неприятная вещь. Так как очень много носильщиков женщины, которые идут с нами. Они еще взяли с собой детей. Один ребенок у них пропал. И сегодня полдня вместо того, чтобы идти и нести грузы, они бегали по всему лесу, искали этого ребенка и в конце концов вот сейчас принесли его на носилках. Положили под навес, и там сейчас стоит крик, шум, гам. Можно предположить, что вот пришли белые люди и из-за них у нас все проблемы. Надеемся, что это не так. Реальный шум-гам-тарарам стоит, все кричат, ругаются. Дождь поливает. Мы уже прижали уши, сидим в палатках, не знаем, чем это всё закончится. Надеюсь, что всё будет нормально. Как обычно. Ребенок, что-то, плохо себя чувствует и ... не знаю, что будет, если что-то произойдет. …. Папуасов всего человек сорок…. Ну, ладно, в общем, я надеюсь, что всё будет хорошо. Завтра мы должны прийти в лагерь 1 и послезавтра, наконец, выбраться из этих страшных…. из этих джунглей, которые нам очень нравятся.

13. Возвращение в цивилизацию...

30 сентября. Сегодня, превозмогая все неприятности, которые встречались по дороге: и грязь, и скользкие деревья, и дождик, проливной, до сих пор льет… Только что вещи принесли, уже темно. В общем, экспедиция наша заканчивается. Вся команда собралась в Сугапе и завтра у нас предстоит уже вылет в Тимику. То есть, уже будем в международном аэропорту завтра. Вероятно, переночуем в Шератоне. На другой день – Бали. Празднование… И так далее, и так далее. В общем, скоро все будут уже в Москве.

14. Бали

Из книги «Семь вершин мира», с некоторой редакцией…

Пирамида Карстенс. 4884 м.

Или просто Карстенс (или же Карстенз). Это высочайшая вершина острова Новая Гвинея, который, по мнению некоторых, относится к материку Австралия. По другой точке зрения, он, как и весь Малайский архипелаг, и вся Индонезия, относится к Азии… Если следовать политическому принципу разделения частей света, то граница между Азией и Австралией проходит по границе Западного и Восточного Папуа, то есть по середине острова.
По традиционной терминологии остров носит название Папуа Новая Гвинея, сейчас активно продвигается новое индонезийское название: Ириан Джайя («Дикий Восток»).
Те же индонезийцы придумали этой вершине новое название Пунчак Джайя Puncak Jaya (Пик Победы). Традиционно гора носит имя голландского мореплавателя Яна Карстенса (Jan Carstensz, сокращенное от Jan Carstenszoon). Он был первым, кто сообщил о существовании снежных гор в этом экваториальном районе. Его путешествие состоялось в 1623 году. И его отчету тогда никто в Еввропе не поверил.

Горный массив с десятком вершин, превосходящих 4000 метров, расположен в центральной части западной половины острова и носит местное название «горы Маоке». Следующие по высоте после Карстенса горы достигают высот: 4862м – Нгга Пулу, 4750 м - Трикора (бывший пик Вильгельма) и 4702 м - вершина Джаявая.

Недавно возник спор из-за того можно ли считать Ngga Pulu 4862 м отдельной вершиной или это часть массива Пирамиды Карстенз (так считает Каммерландер). В то же время Штангль ссылается на новейшие данные спутниковых наблюдений по программе SRTM (Shuttle-Radar-Topography-Mission). К нему поступили данные, что Puncak Mandala (или Juliana Top) выше, чем Трикора. Словом, географические загадки в этом регионе решены, но их результаты еще не являются общепринятыми.

В 1936 году Голландское Королевское Географическое общество организовало большую экспедицию, которой руководил А.Колийн (Colijn). В рамках программы проводилось изучение гор с самолета. Ученые поднялись на вершину Ngga Pulu, которую они почитали за высшую точку острова. И с ее вершины ясно и однозначно определили высшую вершину района. Ей они дали имя Пирамида Карстенса, видно с их точки она смотрелась как пирамида. Вообще это скалистый гребень, ну может быть описан как трапеция, возвышающийся над платообразными пространствами.

На острове велись боевые действия во Вторую мировую, а затем последовала индонезийская революция, партизанская война на острове, который до 1963 года оставался голландской колонией. Это всё надолго отложило дальнейшее освоение гор Новой Гвинеи. От первовосходителей потребовалось проявить настоящую храбрость, решившись отправиться в дикие джунгли.

В 1960 году исследовательскую экспедицию организовал молодой (21 год) новозеландец Филип Темпле. Свои исследования он продолжил в последующие два года. В экспедицию 1961 года был приглашен Хайнрих Харрер (Heinrich Harrer), человек удивительной судьбы и выдающихся достижений. Герой нацистского рейха, участник эпохального прохождения Северной стены Эйгера, он полностью внутренне изменился за 7 лет проведенных в военное время в Тибете, где был близким другом и советником юного Далай-Ламы. После возвращения на родину, Харрер стал профессиональным путешественником-исследователем. Первое восхождение на Карстенс было совершено 13 февраля 1962 года и явилось одним из его главных достижений.
Партнерами Харрера были: новозеландский альпинист и будущий писатель Филип Темпле, лучший скалолаз Сиднея, географ Расселл Киппакс и голландский офицер Альберт Хюизенга. Всего их группа совершила 32 восхождения, среди которых и Карстенс, по ставшему сейчас классическим маршруту с севера (по стене) и по западному гребню. По результатам экспедиции Харрер выпустил книгу, в английском издании называется "I Come from the Stone Age".

Писатель Филип Темпле в своем кабинете

Хайнрих Харрер

И его книга

В 1971 году, тогда еще восходящая звезда альпинизма Райнхольд Месснер открыл новый маршрут на Пирамиду Карстенса с юга. Причем, на маршруте он был гидом, сопровождавшим платного клиента, итальянца.

Это событие через много лет оказалось очень важным в истории горы. Дело в том, что Месснер в 80-е годы стал главным инициатором включения Карстенса в число семи высших вершин континентов. Южнотиролец хотел стать первым везде, и в том числе этой гонке. И не признал достижения Басса, сходившего в качестве высшей вершины Австралии на гору Косцюшко. Месснер настаивал на включение в список Пирамиды Карстенса, как трудно достижимой вершины, на которую мало кто мог решиться отправится. Однако, так получилось, что на этот же период попало его завершение программы 14 восьмитысячников. Оно было на первом месте в списке приоритетов для Месснера. Его первенству стал угрожать Ежи Кукучка. В результате, получилось, что первым покорителем семи вершин (по версии Карстенс или, как говорят, по списку Месснера) стал канадец Пэт Морроу. Он добрался до Карстенса и опередил южнотирольца на пару месяцев.

Пирамида Карстенс по классическому пути - это, наверное, технически самое сложное восхождение из всех семи вершин. Однако, особых проблем альпинистам оно не доставляет. Теплый экваториальный климат делает этот маршрут похожим на крымские. Сходный характер носят и горные породы, такие же рифовые известняки. Причем породы северного склона более монолитны и приятны для лазания, чем южные. Да, сейчас, восхождение сильно облегчается наличием стационарных перильных веревок. Однако погодные условия в районе всегда остаются сложными.

Главные проблемы в районе Карстенса относятся из области логистики – как добраться до горы. Большую часть современной истории доступ к ней был ограничен по политическим причинам. Впрочем, эти политические причины носят чисто экономический характер. Если бы на острове не разрабатывались руды редкоземельных металлов, возможно, это был бы просто туристический рай. Однако рудник со стратегическим сырьем имеет мировое значение и является объектом постоянной борьбы между контролирующими его международными корпорациями, индонезийским правительством и местным национальным движением. Баланс сил постоянно меняется, но полукриминальный характер бизнеса дает себя знать и в отчуждении огромных территорий, охраняемых как военные объекты, и в постоянной угрозе отмены поездки из-за обострения обстановки.

Сам остров предоставляет возможность побывать в каменном веке, так как традиционный уклад жизни большинства жителей острова за тысячелетия изменился не слишком сильно. Правда, вдоль основных туристических дорог уже сформировалась прослойка модернизированных папуасов. Но в целом по острову таких не очень много.

С точки зрения знакомства с островом базовый лагерь лучше достигнуть в ходе многодневного пешеходного марша. Путь идет по джунглям, по высокогорным влажным болотам, по каменистым тропам. Всё бы было бы терпимо, если бы не два момента. Первый – постоянный дождь, постоянная стопроцентная влажность. Второе – частое враждебное отношение к туристам и их сопровождающим со стороны носильщиков и вообще местных жителей.

Зачастую используется "заброска" вертолетом, как из соображений экономии места, так для обеспечения безопасности. Обычно приземляются на высоте около 2000 метров. Но и тут не всё гладко. Полеты затруднены дальними расстояниями, плохой погодой, сложностью в получении разрешений.

Базовый лагерь располагают на плато (Кембало), на берегу одного из ледниковых озер. Высота здесь около 3500 метров. Маршрут начинается неподалеку. Собственно весь массив представляет собой скалистый гребешок с крутыми стенами, высота которых - около 600 метров. В целом, подъем происходит немного по косой слева - направо, по системе кулуаров и внутренних углов. Рельеф благоприятствует преодолению скал без особого напряжения.

Финальная часть восхождения - траверс с запада на восток, в его заключительной части сейчас стало принято устраивать "тирольский траверс", т.е. преодолевать провал между двумя башнями по туго натянутым веревкам. Если идти со спуском в провал и подъемом лазанием, то это будет стоить лишних 2-3 часа. На спуске, как правило, используют закрепленные веревки.

Шахта Грасберг (Фрипорт) расположена совсем рядом с вершиной Пирамида Карстенс, высота ее верхнего края – 4270 метров.
Это крупнейшая с мире шахта открытого типа по добыче золота и третья в мире по добыче меди. Гигантское зрелище, и гигантские деньги.