с пенсионным удостоверением в Ергаки

Пишет aus, 02.10.2013 21:40

Путешествие в Ергаках (Западные Саяны)
(24 августа-3 сентября 2013г)

Получаю в этом году пенсионное удостоверение. Открываю его, а там так и написано - «пенсия по старости». Всё – дотопала до предпоследнего перевала в своей жизни. Грустно.
Предложение мужа поехать в Саяны восприняла как неуместную шутку. Во-первых, «старые» по Саянам не ходят, во-вторых, к этой самой старости накопились большой лишний вес и куча разных болячек, в третьих- по горам не ходила уже лет 20. Но когда муж купил билеты на самолет до Абакана и известил об этом словами: «Хоть на старости лет прокатишься бизнес классом», я поняла, что всё по-настоящему.
Надо собираться в путешествие. Залезла в интернет – почитать, куда мы идем. А идем мы в горный массив Ергаки, расположенный в центральной части Западного Саяна. Посмотрев несколько отчетов о путешествиях в этот район, я поняла две вещи: вокруг стоянок ходят медведи и дождь- это нормальное состояние погоды. Поэтому запаслись свистком (медведя отгонять) и плащами. А вот где – что в Ергаках находится, и что мы можем посмотреть, с этим в голове полная путаница. На всякий случай распечатала информацию, которая могла пригодиться.

День первый.
И вот мы в Абакане. Это столица Хакассии. В Хакассии тоже есть дороги, а значит и дорожники. Поэтому нас встретили Сашины знакомые коллеги. Познакомилась с легендарным для меня человеком Андреем Михайловичем Наножкиным, который был главным инженером дирекции по строительству грандиозного моста через пролив Босфор-Восточный на остров Русский во Владивостоке. А теперь он руководит дорожниками в Красноярске…
По дороге в Хакассии продавали много арбузов и помидор. Оказалось, что всё это растёт здесь. И еще вызревает виноград и персики. А мы-то думали, что вокруг тайга.
Переехав Енисей, мы оказались в Красноярском крае. Постепенно дорога стала подниматься в горы, которые скорее похожи на сопки, покатые и большей частью покрытые лесом. И вдруг среди этих сопок - острые скальные вершины причудливых форм. Это как жемчужина в раковине или хрустальная друза в камне.
Вот они какие - Ергаки! Доехали до Тормозаковского моста (примерно 210 км от Абакана), здесь находится база МЧС и спасатели. Отсюда начинается наш маршрут. Рюкзаки на плечи, палки в руки и пошли по тропе.
Метров через 100 тропа стала вся мокрая, по ней бегут ручейки. Потом мы поняли, что это так называемые «заливные луга», которые можно встретить даже на перевалах. А ещё мы видели в Ергаках (забегаю вперед) «заливные скалы». Это, например, отвесная гладкая гранитная скала метров 500 высотой. И где-нибудь в середине или почти наверху из этой скалы бежит вода. Дождя нет, ледника нет, а чудо такое есть. Правда, Саша говорит, что это не чудо, а напорный водоносный горизонт.
Так вот, пока мы шли до нашей первой стоянки, много раз проходили «заливные луга», ручейки и ручьищи, вымокли по колено в воде и грязи. В конце перехода немного сбились с тропы и полазили по курумнику.
Курумник - это крупные глыбы, чаще гранитные, (иногда от нескольких сантиметров до многометровых), с острыми обломанными краями, но никогда не окатанные. Они смыкаются друг с другом, образуя группы в количестве от нескольких глыб до сотен тысяч. Курумник может занимать площадь от несколько квадратных метров до колоссальных по размерам полей или «каменных морей».

Часа через 3- 3,5 сквозь деревья стали проглядывать скалы. Вот он «Спящий Саян » - огромный каменный человек, лежащий на спине. Видны все черты его лица, волосы, руки, ноги, туловище. Интересно, что и с другой стороны хребта «Спящий Саян» выглядит точно также. Те же черты. Как будто над ним работал скульптор, а не хаотично откалывались куски скал.
«Спящий Саян»- это символ сибирских гор и одно из чудес Ергаков. Много легенд связано с ним. Тувинцы считают, что это женщина. Однако самая популярная легенда рассказывает о том, что жил когда-то на свете человек. Он был хорошим и мудрым хозяином горной страны. Не бил без надобности зверя, не рубил дерево, понимал язык зверей и птиц. Но он был смертен. И отсрочить его уход не могли даже боги. Но они оставили его вечным стражником гор.
Через пять минут показалось озеро «Радужное». Место нашей первой стоянки.

На озере стоит большая палатка егерей, еще 2-3 палатки туристов. Есть обустроенные стоянки с настилами для палаток, оборудованные костровища и даже стол с лавочками. Почти цивилизация.

Поставили палатку, я пошла окунуться в озеро, чтобы смыть с себя всю тяжесть и соль первого перехода, Вода прозрачная и очень холодная. При попытке погрузиться в воду со дна и лежащих в воде камней поднялся ил. Чище я не стала, а только бодрее. Фотографирование окружающих красот, ужин, сон. Спать холодно и очень жёстко.

День второй.
Утром решили сделать радиальный выход к «Висячему камню». Его очень хорошо видно от озера. Маленькая такая «блин-фасолинка» висит на краю скалы. Вблизи этот камешек оказывается громадным обломком гранитной скалы ( по разным сведениям весом от 30 до 100 тонн), который стоит на маленькой наклонной площадке наверху скалы, которая возвышается над озером «Радужное».
Говорят, много было желающих столкнуть этот камень вниз и даже взорвать его. А он только качаться перестал. Легенда гласит: если «Висячий камень» упадет, брызги радужного озера окропят «Спящего Саяна». И от этого великан проснется. Вот только неизвестно, чем он займется. «Висячий камень»- это еще одно чудо Ергак.

Идем по хорошо натоптанной тропе. Местами она очень крутая и грязная. Здесь тоже есть свои заливные луга. По дороге увидели ствол давно упавшего старого кедра. Это кедр-исполин. Впечатляет.

В другом месте увидели пищух, которые устроили себе дом в корнях большого кедра. Стали их фотографировать. Две пищухи подпустили нас на расстояние полутора метров. Они ели траву и позировали. Пищухи - это млекопитающие из отряда зайцеобразных, очень похожи на морских свинок, только более ушастые. Издают звуки похожие на свист-писк.

Дошли до перевала (некатегорийный) и тут нас окружила к р а с о т а.
Кедры с громадными корнями, которые обхватывают камни, замшелые пихты, большие камни покрытые лишайниками и мхом, поваленные деревья. Как в сказке! Мишки только не хватает или Бабы-Яги. Все это называется Саянская тайга.

Нам на перевале поворачивать налево, а с правой стороны стоят три больших кедра, внизу стволы друг от друга в метре, а наверху они сходятся. Как огромный шалаш. Мы их назвали «Три брата».

Почти на самом верху перед «Висячим камнем» пришлось немного полазить. Приятно вспомнить молодость.

Дошли до Висячего камня. Очень впечатляет. Чудесный вид на «Спящего Саяна». Может быть Саша потомок Саяна?

Сверху, с высоты птичьего полета, видно нашу палатку на Радужном озере и всю долину.

В другую сторону прекрасный вид на долину Каровых озер и на перевал Художников. Началась гроза. Спрятались под Висячий камень. Очень сильный ветер, который направляет капли дождя горизонтально.

Переждав дождь, пошли обратно. По дороге набрали грибов, голубики и черники. В основном попадаются сыроежки и маслята. На ужин пировали дарами природы.
Вечером разговорились с одним бывалым скалолазом, который уже много лет бывает в Ергаках. На мучавший меня вопрос: »Правда ли, что на стоянки ночью приходят медведи?» Он ответил утвердительно. Сказал, чтобы не волновались – придет. И если хотим, чтобы обязательно пришел, посоветовал обмазать ботинки сгущенкой и походить вокруг палатки. Так делать мы не стали и не только из-за того, что сгущенки у нас не было.

День третий.
Утром стали думать куда пойдем, так как четкого плана нашего путешествия у нас не было. Не представляли - насколько у меня хватит сил. И тут я вспомнила фразу, вычитанную из интернета: «Если вы не были на озере Художников, то не видели Ергак». С этого озера открывается вид на все красивейшие и высокие вершины, и еще только оттуда видна Парабола - удивительная скала своей необычной формой напоминающая параболу, её ещё называют Братья или Гиперболический параболоид.
Посмотрели карту и материалы, взятые с собой. Самый короткий путь через перевал Художников, который мы вчера видели от Висячего камня. С виду-ничего страшного, крутой травянистый склон с этой стороны. Но в описании написано, что сложность освоенных перевалов в Ергаках: от некатегорийных до 2А. В основном категория 1А и 1Б. И всего два перевала более сложной категории 2А- это перевалы Художников и Звёздный.
Спросили у ребят, которые стояли с нами на озере и уже путешествовали в этих местах. Они подсказали, что с другой стороны спуск непростой. Прямо вниз с перевала спуститься невозможно - там «зеркала» почти вертикальные гладкие скальные сбросы. Надо уйти траверсом вправо к пику Молодежный, перевалить хребет и опять траверсом вправо до тропы, которая идет с перевала Курсантов, а там и до озера Художников недалеко. Решили попробовать. Пойдем, как пойдётся.
Собрались. Небо все в облаках. Светит солнце, через несколько секунд налетает облако, из которого льется дождь, потом опять солнце. На небе как минимум два слоя облаков. Нижний слой с огромной скоростью летит в одну сторону, а верхний - в противоположную. Поэтому угадать погоду даже в следующее мгновение практически невозможно.
В солнечное окошко вышли в путь по той же тропе, что и вчера. С рюкзаком идти посложнее. Дошли до пищух, опять их поснимали.

Начался сильный дождь. Добежали до «Трёх братьев» ( вчерашние три кедра) и укрылись от дождя под ними. Сидим на их мощных корнях, идет сильнейший ливень, а мы абсолютно сухие. Ливень стих, надели плащи и вниз по тропе в долину Каровых озёр.

После спуска начался подъем. Очень много красивейших мест для стоянок под большими кедрами на берегу горной речки, которая вытекает из Карового озера , его еще называют Малое Буйбинское. Но у нас еще есть силы и время. Поэтому вперед, поближе к перевалу Художников, в зону тундры и снега.
Островок снега там действительно есть на северной стороне склона. Удивительно, что его не съели постоянно идущие здесь дожди. На уровне этого снежного островка на берегу Карового озера мы поставили палатку. Целый час нам подарила погода на сбор ягод и грибов, и опять дождик. Спать было холодновато.

День четвертый.
Собрались быстро. Прохладно. Через несколько минут под рюкзаками согрелись. Появилось второе Каровое озеро, маленькое и очень красивое. В нем отражаются плывущие по небу облака, а рядом растут ярко-синие водосборы.

Вот и перевал. Посмотрели назад - всё что видели и проходили теперь далеко-далеко внизу.
А посмотришь вперед - дух захватывает. Все вершины, которые видели на картинках перед нами.

Узнали Пик Звездный - это самая высокая вершина в Ергаках ( 2265 м). Она очень похожа на поднятую вверх ладонь. Её склоны - отвесные скальные стены. Пик Птица. Очень характерная вершина. Пишут, что даже при отсутствии большого воображения можно увидеть сидящую наседку-орлицу, распустившую крылья. Согласно древнему преданию, ими она, грозно взирая вокруг, прячет от недоброго глаза своих птенцов. Но видно с воображением у нас не очень, орлицу мы не разглядели.
Еще одна запоминающаяся скала- Зуб Дракона. Она действительно очень похожа на клык огромного зверя, торчащий из пасти. Одна стена этой вершины представляет собой отрицательную стену высотой около 1000 метров. Параболу с перевала видно, но не как параболу, а как скопление камней большого размера.
От перевала вниз - действительно крутые скальные сбросы. Пошли траверсом по угадываемой тропе ближе к той стороне, откуда пришли.

Начался курумник. То идем, то лезем. Долезли до самого верха. А там две каменные глыбы образуют щель. Пролезаешь ее и оказываешься на другой стороне хребта. Очень неожиданно. Это первая «изюминка».

Вниз - крутой скальный кулуар. Рюкзаки передаем, Лезем без них вниз. Затем опять рюкзаки. Я отработала очень удобную технику спуска. Сажусь на пятую точку, на ней соскальзываю вниз до скальной ступеньки и так далее. Через какое-то время спуск выполаживается. Появляется тропа, которая идет траверсом направо, а затем круто вниз по каменной осыпи.
Я иду медленно, стараясь каждый раз устойчиво ставить ногу. У нас на ногах сандалии и неопреновые носки, чтобы не очень промокать. Это не очень хорошая обувь для гор. Голеностоп не зафиксирован, и это требует дополнительного напряжённого внимания особенно при движении вниз и по курумнику.

Когда сидели на перевале, Саша сказал: «Минут 30 и мы на озере Художников». С этого момента прошло часа 3. Мы наконец-то внизу! Остался пустяк - полоса курумника, за ней уже деревья и озеро. Подошли к курумнику, который казался издалека обычным. Вблизи же эти камни оказались размером с деревенскую избу.

Делать нечего, пошли в эти каменные завалы. Направление движения добрыми людьми отмечено турами - два, три камушка, уложенные друг на друга. Здесь пригодились, как казалось, давно забытые, навыки скалолазания. В некоторых трудных местах передавала рюкзак.
Было одно ключевое для меня место. Я никак не могла сделать большой шаг с наклонной поверхности камня, стоя в распор, на другой наклонный камень, находящийся внизу. На эту «изюминку» ушло минут пятнадцать. Еще немного и мы на свободе! Через четверть часа мы были на озере Художников. Мы здесь не одни. Группа молодых людей ставит палатки.
Нашли место для стоянки. Напротив нас на другом берегу небольшого уютного озера- скала Парабола, которую мы так мечтали увидеть.

Вечер тихий, солнечный, вода в озере прозрачная и застывшая, как в зеркале в ней отражаются и Парабола и деревья и небо.

Устали сильно, Но ягоды на ужин- это святое. Собираем чернику недалеко от палатки. Мимо нас проходит парень с девушкой. Рассказывают, только что видели медведя. «Он такой веселый бежит, метров 15 от нас». Спрашиваем - сфотографировали? Они говорят, что мысль была только одна - куда бежать. Но мишка их почувствовал и убежал первый. Поделились впечатлениями.
Саша сказал, что на подходе к озеру тоже видел след медведя на тропе, но мне не сказал, чтобы я не волновалась. Я этот след тоже видела, но решила что это след человека размыло дождем.

Но почему-то с этого момента весь мой страх по поводу медведей, которые ходят вокруг стоянок и иногда заглядывают в палатки в поисках вкусненького, отступил. Может быть след медведя был небольшой, или слова ребят « он такой веселый бежит» или наличие свистка у меня на шее - что послужило тому, что страх пропал? Не знаю. Только ночью, когда приходилось одной выходить из палатки, появлялось легкое волнение и желание осветить фонариком пространство вокруг себя.
Сегодня родился рецепт «Саянского десерта». Черника и другая собранная ягода мнется ложкой, в неё мелко крошится конфетка «Белочка», добавляются остатки сухарей или злаковый батончик мюсли. Все перемешивается. Десерт готов. Изысканный вкус с видом на горы.

День пятый.
Светит солнце, как и вчера. Дождя не было. Между палаткой ребят и нашей на тропинке появился мишкин след. Значит ночью приходил.
Сегодня пойдем в радиальный выход к водопаду, к Параболе и к озеру Горных Духов. Обогнули наше озеро, перешли по камням речку, вытекающую из озера, и по тропе стали подниматься к водопаду. Тропа крутая, разбитая. Поднимаясь вверх, все время оглядываемся назад и любуемся, открывающимися и с каждым шагом меняющимися пейзажами. Еще любуемся водопадом. Завораживает вид стремительно падающей воды.

Неожиданно появилось озеро Горных Духов. Оно действительно загадочное, окруженное высокими скальными пиками Звездный, Птица, Атлант.

Прошли по правому берегу озера вверх. Путь проходил по нашему «любимому» курумнику. Дошли почти до подножья пика Птица, здесь находится ещё одно небольшое озеро. Берега заросли черникой и голубикой. Посмотрели на Параболу с другой стороны. Она так не впечатляет.
Но скала, которая называется Верблюд, открыла тайну своего названия. Взгляд с этой точки - и перед нами верблюд со своим характером, гордой осанкой. За два дня мы в одном месте нашли караван из трех верблюдов. Важно откуда смотреть. Воображение заработало.

На небе появилась туча, и мы быстро начали спускаться к нашей стоянке. Не доходя до палатки несколько десятков метров, грязный влажный отрезок нашей тропы оказался весь истоптан Мишкой. Утром следов не было. Это он тут радостно бегал, пока мы любовались окрестностями.
Прошёл дождик. Выглянуло солнышко. Освещение- мечта фотографа. Что нужно в тени, что нужно подсвечено.

Вокруг нашей палатки - курумник. В нём живут пищухи. Но здесь они небольшого размера, раза в два меньше тех, которых мы видели на Радужном озере. И много бурундуков. Те и другие постоянно бегают по своим пищухиным и бурундучным делам, не обращая на нас никакого внимания.
Наши соседи вернулись с радиального выхода. Ходили через три перевала к Висячему камню. Это «молодые лоси»!
Мы не определились - куда нам пойти дальше. Из описания знаем, что где-то здесь есть три перевала Тайгиш-1, Тайгиш-2 и Тайгиш-3, которые ведут в долину озера Лазурное. А «молодые лоси» через один из этих перевалов ходили. Решили у них узнать - где перевал.
Подошли, спрашиваю –«Сможет ли пенсионерка по старости пройти этот перевал и как его найти». Узнав, что сюда мы пришли через перевал Художников, ответили: «Если с Художников спустились, Тайгиш-2 – ерунда. Главное правильно попасть на начало тропы, которая ведет на перевал». Решили с утра пойдем.

День шестой.
Третий день погода отличная. Рюкзаки на плечи и вперед. Поднялись от озера Художников до стоянки «Мечта» за 15 минут. Нашли Идола, вырезанного из кедра, поклонились ему. От него и начинается тропа, ведущая на перевал Тайгиш-2.

Перешли два ручья, прошли курумник, недлинный и потому приятный. Вышли к началу перевального взлета. Здесь ещё одно небольшое озерцо. Подъём на перевал- это поросшая травой и ольшаником местами широкая наклонная полка со скальными выходами отрога. Среди камней на ней явно просматривается тропа. Потопали.
Оглянувшись назад, увидели, что на озерце сверху видны две фигуры- анаконды и крокодила, образованные кочками.

В одном месте тропа превратилась в горизонтальную щель в скале. В эту щель умещались только мыски обуви. Идти приходилось приставными шагами лицом к скале, припадая к шершавому камню всем натруженным телом. Это маленькая «изюминка».

Почти в конце подъёма встретили препятствие - небольшой и крутой скальный «лобик» в рост очень высокого человека. Преодолевается он лазанием на трении. Так как Колобок на трении не ходит, то первый полез Саша. На веревке вытянули рюкзаки, а потом и меня. Эта «изюминка» побольше. Вот и перевал. Это узкая расщелина в скале, справа наверху - камень в форме обелиска.

Спуск вниз - крутой скальный кулуар, по которому бежит вода. С перевала видны озеро Лазурное, скала Черепаха, скалы Каменного Замка и обратная сторона Спящего Саяна. Взгляд назад и опять захватило дух- до свидания Звездный, Птица, Парабола, Зуб Дракона, Верблюд.
Спустились без приключений. Вот и озеро Лазурное. Очень благостно. И ура! - мы здесь совсем одни. Мест для палатки - сколько хочешь. Остановились на самой красивой и уютной, прямо на берегу озера. Выход к воде ровный, почти пляжик. Два огромных кедра, в их раскидистых корнях кресла-лежанки.

Рядом с берегом камень- остров, метра полтора в диаметре. На нём растут маленькие пихты, мох, трава, цветы. Как сувенир Саянской тайги.

Скинули рюкзаки и давай купаться и стираться в озере . Всё с себя прополоскали. Пока ставили палатку и устраивали быт, всё высохло. Тёплый сильный ветер и яркое солнце! Сегодня одновременно поняли, что устали. Завтра будет днёвка, то есть полный выходной.

День седьмой.
Всю ночь и утро дует очень сильный штормовой ветер. Знатоки говорили, что такой ветер приносит снег. Но ветер тёплый. С утра окунулись в ледяное и ласковое озеро, и пошли гулять по тайге. Много упавших кедровых шишек. Их или посбивали кедровки и бурундуки или сами, созрев, упали. Немного взяли с собой. Набрали грибов и ягод.
Отдыхаем. После обеда решили убрать кусочек Планеты. Саша разжигает костер, а я стала собирать мусор и необожженные консервные банки. В основном стоянки все чистые, даже бумажек-фантиков не найдёшь. Но две стоянки - «Федорино горе». На одной какой-то герой оставил ботинки, кеды, штаны и прочее барахло. Наш мусоросжигательный завод работал часа три.
На одном костровище я нашла консервную банку всю продырявленную. Подумала, что мальчишки стреляли по банкам. Но когда нашла еще три таких же на разных стоянках, поняла, что это медведь приходил доесть остатки вкусного. Он просто жевал эти банки.
Не успели мы насладиться идеальной чистотой вокруг, как услышали голоса. К нашему озеру подходила группа туристов. У каждого рюкзак, большой фотоаппарат и штатив. Оказалось, что это любители-фотографы. Они списались по интернету и решили устроить фотосессию в Ергаках.
Очно они познакомились уже в Абакане. Двое из Кемерово, один из Новосибирска, трое из Москвы. Организовал этот поход удивительный парень Вася Блинов из Кемерово. Он ведёт туристическую секцию в общеобразовательной школе. Водит ребят в горные походы по Ергакам, Алтаю, Кузнецкому Алатау. Увлекается фотографией и серьёзно занимается альпинизмом. Счастливые дети, которые учатся в этой школе. И один из этих ребят сейчас здесь. Четверо других участников первый раз в горах.
Ещё раз убедилась, как тесен мир. У нас есть знакомый Женя из Кемерово. Его жена Даша увлеклась стрельбой из лука. И её тренировки проходят именно в этой школе, где работает Вася. Как говорил наш давний приятель Рома: « Не мир тесен, а круг узок».
Утром мы решили сделать радиальный выход к горе Черепаха и к перевалу Сказка.

День восьмой.
Всю ночь шёл дождь. И утром идёт и днём идёт. Никуда не пошли. Вынужденная днёвка.
Всё-таки пошли к ребятам в гости пить кисель. Они натянули большой тент над костром, где можно посидеть, поговорить. Мы сделали Саянский десерт, всем понравился. Вечером приглашены на кашу в виде плова.
Вечером взяла миску и ложку. Саша стал отговаривать - не есть кашу. Сказал, что я в щель не пролезу. Говорю, что на перевале, куда мы завтра пойдём, никакой щели нет. Но он сказал, что не пролезу в щель палатки. Пролезла.
Дождь всё идёт. Вспомнила, сегодня Вася рассказал, как надо варить кедровые шишки, чтобы достать орешки. Каждую шишку завернуть в траву и положить в котелок, залить водой и кипятить 10 минут. Вся смола осядет на траве, а котелок будет чистым. И еще шишки можно запекать в консервных банках на углях.
Воображение работало исправно, рисуя все новые и новые образы. Куда ни глянь вокруг - на что-то или на кого-то похожие скалы. И на скале напротив нашей стоянки рассмотрели лодочника – то ли рыбак, то ли монах, который плывёт к перевалу Спящий Саян. Туда мы завтра и пойдём.

День девятый.
Утром встали рано. Дождик чуть-чуть накрапывает. Отправляемся на перевал Спящий Саян. От озера крутой подъём по тропе. Затем тропа теряется в огромном поле курумника. Направляющие туры видны в разных местах. Кто где смог пройти, там тур и поставил.
Шли по курумнику не меньше часа. Вышли к узкой полке, образованной косым разломом скальной породы. Полки заросли карликовой березой и ольшаником. Идти нормально, главное не спотыкаться. Ждём «изюминку. Так как мы поняли, что все категорийные перевалы в Ергаках имеют свою «изюминку». Вот и она. Здесь изюм в виде ступеньки гладкой скалы высотой в полтора метра. Справились быстро.
Перевальная точка находится рядом с головой Спящего Саяна. Место очень уютное и красивое. Здесь растут молодые кедры, а под ними маслята. Сходили на горку, на которой накануне увидели лодку с рыбаком-монахом. Отсюда это три отдельных камня. Тот, который «рыбак», вблизи оказался пингвином.. С этой горки открывается широчайшая панорама Саян.

Видна наша стоянка на озере Лазурное. У ребят-фотографов дымит костёр. Помахали им руками, палками. Хотели помахать кошками (как у Хармса в стихах), но у нас их не оказалось. Ребята, как мы узнали позже, нас не видели.
Тропа вниз хорошо просматривается. Нашли плантацию дикого лука. Набрали пучок на ужин. Полюбовались скалами «Спящего Саяна» вблизи. Около скал просторное поле с редко стоящими камнями. Такой «Сад камней». Некоторые камни лежат горизонтально, абсолютно плоские, есть очень большие - по ним приятно идти, как по асфальту. Везде растёт черника.
Последний курумник пройден и мы на озере Радужное. Егеря сняли свой лагерь. Мы на стоянке одни. Очень приятно возвращаться на те же места, где уже были. Кедры - старые друзья, стол, скамейки, костровище- здравствуйте!
Обнаружили, что нет рюкзачка с фотоаппаратом. Вспомнили, что последний раз фотографировали у «Сада камней». Саша пошёл искать пропажу и одновременно начался сильный дождь. Дождик затих, вылезаю из палатки и вижу ребят- фотографов, которые тоже решили возвращаться, так как погода стала сильно портиться. Они издалека машут нашим фото-рюкзачком. Нашли они его здесь около озера. Загадка как он здесь оказался. А Саша ищет его далеко наверху.
Вот и он возвращается и чем-то издалека машет. Оказалось, что он нашёл нож одного из ребят, которым тот очень дорожил. Обменялись находками. Всем приятно. Это Саян над нами подшучивает.

Наша последняя ночь в Саянах страшно холодная. Тент, палатка и я покрылись инеем и закоченели. Вода в банке замёрзла толстым слоем. Из чего мы заключили, что мороз был не менее пяти градусов
День десятый.
Тепло попрощавшись с ребятами, бодро отправились в путь. Решили идти не по тропе подъёма, а по другой стороне реки. Эта дорога приятнее, хотя немного и длиннее.
Вот и конец нашего путешествия по Саянам. Машина нас уже ждёт. На память взяла кусок курумника и малюсенький кедр. По дороге два раза открывается захватывающий вид на Ергаки. Бросаем последние восхищённые и благодарные взгляды. Огромное желание ещё сюда вернуться.
Примерно в пятидесяти километрах от Абакана находится знаменитое село Шушенское. Захотели съездить посмотреть - где томился целых четыре года вождь пролетариата. Спасибо нашему водителю Алексею за эту возможность.
В Шушенском очень интересный музей. История музея берет начало в 1924 году, когда решили увековечить память о пребывании здесь в конце 19 века В.И.Ленина как политического ссыльного. Как музей он был открыт в 1970 году. С 1993 года музей существует в новом качестве. Из идеологического учреждения, каким он был со времен создания, музей был преобразован в историко-этнографический.