Хан-Тенгри - мой первый семитысячник и первая 6Б

Пишет Zhigalov Aleksandr, 05.09.2013 18:49

Хан-Тенгри - мой первый семитысячник и первая 6Б (Альпинизм, альпинизм, красноярская сборная по альпинизму, свириденко 6б, жигалов)

После участия в Чемпионате России в скальном и техническом классах, заняв второе и третье места, у меня было ровно четыре дня, чтобы провести их в Красноярске, побыть с друзьями и любимой девушкой, собрать ещё не полностью разобранный рюкзак и 20-ого июля отправиться в очередную экспедицию на один из семитысячников Советского Союза, пик Хан-Тенгри.
21-ого июля команда красноярских альпинистов в составе: Пуговкин Антон, Янушевич Александр, Калита Георгий и я, сошли с трапа самолёта и ступили на киргизскую землю аэропорта Манас в городе Бишкек.

Тем временем нас уже ожидали замечательные люди из компании AK-SAI TRAVEL (www.ak-sai.com ). Выпив свежесваренного кофе, мы решили двинуться в путь. Быстро закупили продукты, и Аксаевский микроавтобус повёз нас в Ала-Арчу.
Непогода сразу вмешалась в наши планы. Нашей задачей была плавная акклиматизация: ночёвка на хижине Рацека- 3300 м над у.м., затем ночёвка на пике Учитель – 4527 м над у.м. Вместо этого нам пришлось остановиться в гостинице и наблюдать из окна номера, как быстро проливной дождь накрывает все горы вокруг.
Утром, позавтракав яичницей, мы начали подъём на хижину Рацека с лучами восходящего солнца. По прибытию на место нас вновь гостеприимно приняла компания «Ак-Сай Трэвел». Мы пообедали в столовой и вышли в сторону пика Учитель. Дойдя до высоты 3900 м, мы посидели немного и спустились в лагерь. Вечером песни под гитару и отбой в 22:00.

23-ого июля мы поднялись на пик Учитель. И на вершине 4527 м, сверкая на солнце, гордо развивались флаги наших партнёров компании RedFox (outdoor equipment), магазина спортивной одежды WAFE, outdoor Лавина. Мы держали флаги на ветру, а замёрзнуть нам не позволяли ветрозащитные костюмы жёлто-синего цвета (жёлтый-мой любимый ) фирмы Rock Pillars.

В обед мы уже были на Рацека, а вечером нас разместили в одном из лучших отелей горда Бишкека – Эльдорадо.
24-ого июля мы проехали 4 часа и остановились пообедать и окунуться в тёплые лечебные воды горного озера Иссык-Куль. Ещё 4 часа езды и мы приехали в Каркару, а там нас ждал борт МИ-8, который на следующий день доставил нас в базовый лагерь под Хан-Тенгри, на ледник Южный Иныльчек.

В этот же день мы устроили себе небольшую прогулку по леднику.
26-ого июля мы выдвинулись к пику Открытие. Вновь погода вмешалась в наши планы и, заночевав на леднике, утром мы вернулись в базовый лагерь.
28-ого – день отдыха.
29-ого – после обеда отправились в сторону Хана, с целью подняться по классическому маршруту до максимальной высоты, и поставили палатку в первом промежуточном лагере под «бутылкой».

30-ого июля прошли «бутылку» по раннему утру и поставили палатку в третьем промежуточном лагере на седле между Ханом и пиком Чапаева, 5900 м над у.м.
И началось.. Акклимуха даёт о себе знать. До этого я ещё не испытывал подобные симптомы. Твой организм тебя не слушается. Ты понимаешь, что нужно работать, делать площадку для палатки, растягивать палатку на палках, начинаешь работать, 2 мин и ты устал, садишься и отдыхаешь столько же, сколько и работал. Тебе хочется пить, и, может, что-нибудь съесть, но организм может это не принять. Начинает болеть голова и не перестаёт. И настают долгие часы ожидания того, когда всё это кончится. А кончается это в 2 часа ночи, когда мы встаём, собираемся и уносим ноги вниз. С каждым метром вниз к тебе всё больше прибывает сил, появляется аппетит и проходит головная боль.

31-ого июля мы пришли в базовый лагерь, успев к завтраку.
С первого дня августа и по 5-ое число мы находились в томительных ожиданиях хорошей погоды. День был похож на день. Завтрак 9:00, обязательно каша! Порой я вспоминал воинскую часть 93855. Обед по распорядку 14:00, насчёт обеда я могу сказать, что всё было очень вкусно, особенно дольками нарезанные арбуз или дыня. И ужин, соответственно, в 19:00. А после ужина у нас было время посидеть за столиками подольше, пообщаться, пока заряжается ноутбук от генератора, который заводили каждый день с 19:00 до 22:00. После этого мы перемещались в одну из палаток и смотрели пару фильмов, которые я уже видел прежде, а подборку фильмов мне составила моя девушка Маргарита.

5-ого августа установилась погода и вечером после ужина мы вышли в первый промежуточный лагерь и заночевали там. Нашей задачей было восхождение на вершину Хан-Тенгри 7010 м над у.м. по классическому маршруту.
6-ого августа в 4 часа ночи мы, минуя «бутылку», прошли мимо второго, третьего лагерей и к 17:00 пришли в четвёртый лагерь 6400 м над у.м., поставили палатку Rock Pillars и легли «отдыхать». Думаю, пояснять свои чувства не буду в этот раз. Выше по тексту в разделе об акклиматизации это сказано.
7-ого августа на горы Тянь-Шаня вновь обрушился антициклон. Поэтому, не долго думая, мы сняли свой лагерь и в скором времени вновь были в базовом лагере.

С 8-ого по 14-ое августа непогода вновь и вновь вносила корректировки в наши планы. Эти «трудовые будни», казалось, никогда не кончатся. Каждый день ты спишь и ешь, ешь и спишь. И всё. Иногда ты читаешь. Я пытался учить английский по самоучителю. Прослушал все аудиокниги, которые мне накачала моя девушка. Хочу отметить то, что при походе на обед, я брал с собой ноутбук с целью поставить его на зарядку, заняв одну из 15 имеющихся розеток в столовой, т.к. к ужину не оставалось ни одного свободного гнезда. Между тем, каждое утро на завтраке у нас возникали интересные разговоры о просмотренных вечером фильмах. Всё это в целом помогало скоротать долгие однообразные дни.
И вот, наконец, Дмитрий Греков сообщает о хорошем прогнозе на ближайшие 4 дня, и мы, словно спортсмены, стартующие с низкого старта, после обеда 14-ого августа рванули из базового лагеря, пробивая свежевыпавший снег, который шёл несколько дней подряд, по пояс в снегу, по закрытому леднику, прорывались полдня к первому лагерю.
Раскопав под толщей снега свою палатку «Ефимовку», которую мы оставили здесь, мы приготовили обед и после выдвинулись под начало маршрута Свириденко по ЮЗ стене. Тут мы поставили наш первый лагерь и заночевали.

15-ого августа наша команда Красноярских альпинистов начала своё восхождение на пик Хан-Тенгри по маршруту Свириденко 6Б к.с. А начало мы сделали своё, то есть вариант. По старым отчётам мы выяснили, что все группы нижнюю часть обходили по снежно-ледовому кулуару и лишь Свириденко лез по стене. А мы пролезли правее варианта Свириденко. Проработав 10 верёвок скалы, могу смело сказать, что по этому участку не лазил до нас никто, т.к. нет никаких следов пребывания человека.

Затем мы прошли ещё около 5 верёвок и остановились на снежно-ледовом ноже, около 7 часов вечера. Вырубив во льду полку, мы поставили палатку и умудрились улечься на метровой полочке и уснуть.
Утром снова двинулись в путь. Впереди снежно-ледовый нож в верхней части около двух верёвок по расстоянию, угол наклона вырастает до 70 градусов. Потратив силы на крутом снегу, решено было поставить палатку под началом чёрных скал. Пока Антон с Саней (Янушем) оборудовали место для ночёвки, меня страховал Гоша, и мы с ним обработали 3 верёвки вверх по чёрным скалам.
17-ого августа рано утром сняли лагерь и зажумарили по обработанным с вечера верёвкам. Затем я продолжил работу первым, проходя верёвку за верёвкой по миксту на ледовых инструментах. Хочу отметить, что на протяжении всего маршрута мы использовали одновременную схему движения. Это в разы увеличивало скорость передвижения.

Когда я вылез в снежный кулуар, меня заменил Гоша. Затем через несколько верёвок Гошу поменял Антон. Впереди начинались снежные грибы, о которых было написано во всех отчётах, как о самом ключевом участке маршрута. Пока парни работали первую верёвку по грибам, я и Саня готовили площадку для лагеря.
Вечером уставшие, поужинали и забылись сном. Это место для ночёвки было удобнее предыдущих.
18-ого августа я снова начал работу первым. Прожумарив обработанную с вечера верёвку, взял инструменты в руки и полез по нависающему снегу. С таким рельефом я ещё не имел дела. Очень спасала снежная лопата. Приходилось капать наклонные траншеи, вставать на уходящий из под ног снег и держаться за нависающий над головой снег руками. Выбирая на гребне площадку побольше, я садился в снег, упирался ногами и кричал: «Перила готовы!».
Так продвинулся на 3 участка и поменялся с Гошей. Затем Гоша проработал оставшиеся верёвки. И вот долгожданный гребень! Общее фото. Сложное позади, а впереди мраморное ребро- Серпы. Прошли по снегу к скалам и разбили лагерь.

19-ое августа. Утро ясное, но на горизонте видны облака, и по прогнозу обещают ухудшение погоды. Быстро сняв лагерь, мы начали движение вверх. Приятные мраморные скалы, которые я ощущал ещё будучи туристом, занимаясь в турклубе «Борус», тренируясь на мраморке в Саяногорске, п.Черёмушки, когда жил там.
На третьей верёвке у меня замёрзли пальцы на ногах, я поменялся с Гошей. А затем мы продолжили одновременное движение всей четвёрки.

19-ого августа в 17:00 на вершине Хан-Тенгри 7010 м над у.м. Расправились флаги наших партнёров, и на фото запечатлелись счастливые лица Красноярских альпинистов. Мы совершили восхождение по маршруту Свириденко за рекордно короткое время: 4 ночёвки и 5 дней беспрерывной работы на высоте от 4000 до 7000 метов.

Затем следовал спуск по классическому маршруту до базового лагеря, с которого нас должен был забрать вертолёт в 20-ого августа в 7 часов утра.
Мы дюльферяли, затем шагали ночью через «бутылку» по леднику, уставшие и умотанные 26 часов. Пришли в лагерь в 6:30, а погода в своём репертуаре, и борт не прилетел, и на следующий день не прилетел.
Итак, побывав в этой экспедиции, первый раз на высоте, у меня сформировалось неординарное мнение. Моё стремление выполнить норматив «Снежного барса» угасло и перешло из первостепенных целей в жизни в разряд целей «в долгий ящик». Классические восхождения на «большие горы» я решил отложить до 30-ти лет. А технические стены на больших горах я готов мочить прямо сейчас. Хочу процитировать одно из своих любимых высказываний: « Всё, что ни делается, всё к лучшему».

Хочу поблагодарить за поддержку в экспедиции наших партнёров компанию RedFox (outdoor equipment), магазин спортивной одежды WAFE, outdoor Лавина, компанию Rock Pillars, компанию «Ак-Сай Трэвел», ну и конечно же главного спонсора нашей экспедиции Академию зимних видов спота, Красноярскую краевую спортивную федерацию альпинизма, а так же моих тренеров и наставников Захарова Николая Николаевича и Балезина Валерия Викторовича.