Рига, Хавраз и много снега. Краткий отчет
Душанбе встретил 50-ти градусной жарой.
Последние недели перед нашим заездом стояла очень жаркая погода, ледники активно таяли и река Бартанг вышла из берегов, смыв и перекрыв несколько участков дороги в одноименном ущелье, по которому нам предстояло добраться до начала маршрута.
Там, где можно проехать на внедорожнике за 1 день, мы ехали 3 дня, несколько раз меняя советские подыхающие УАЗики-"буханки" на ишаков и обратно. В особо сложных местах, по пояс в воде перетаскивали баулы со снаряжением. Ночевали в гостеприимных памирских домах, правда, иногда вместе с клопами.
Так мы добрались до кишлака Пасор, где подрядили осликов для завершающих 12-км заброски по Хафраз-даре. Ишаки прошли пару километров, а дальше идти не смогли по причине той же высокой воды - на небольшом участке тропы, весьма бурная река поднялась выше пояса. Оставшиеся 10 км мы "челночили". А потом "челночили" ещё столько же, но уже намного более вертикальных километров по леднику и крутым осыпным склонам, аж до самого снежно-ледового взлета на перевал Майи Гантман (5330 м).
Обдуваемые, как в аэродинамической трубе, холодным памирским ветром, мы затащили рюкзаки на снежное плато за упомянутым перевалом, после чего к ветру добавилась метель и заперла нас в палатках ещё на один день.
Процесс акклиматизации, тем временем, шел своим чередом - у кого гладко, у кого не очень.
В наши планы входило посещение 2-3 шеститысячников из тех, на которые еще не ступала нога человека. Преодоление разлившихся рек и пурга отняли 3 дня от и так небольшого, по памирским масштабам, времени экспедиции. Нужно было наверстывать упущенное.
На следующий после метели день, освещаемые утренним солнцем, мы вышли к первому по плану шеститысячнику - пику Хавраз (Хафраз). Поднявшись по длинному пологому склону на перевал Снежный (5650 м), мы продолжили движение к вершине по широкому снежному северному гребню крутизной 35-40 гр. Вчерашний снегопад добавил нам работы - средней трудности тропёжка продолжалась до самой вершины (6124 м).
Никаких технических сложностей подъем не представляет. Вершина - достаточно протяженная, обрывается снежными карнизами на юг.
Наверху сложили тур, оставили записку.
На следующий день, петляя между трещинами, мы спустились на огромный ледник Грум-Гржимайло. После вчерашнего восхождения все чувствовали себя утомленными.
Днём позже - вышли по направлению к пику Революции. Ледник закрытый, шли в связках, трещин довольно много. В середине дня нас накрыло туманом настолько, что пришлось остановиться.
Дни таяли на глазах. Времени оставалось на 1 вершину.
Ещё идя по леднику, мы заметили слева красивый пирамидальный пик. Идентифицировав его на карте, выяснили, что это безымянная вершина 5608 м.
Т.к. эмоциональное впечатление от вершины для нас много важнее её высоты, решили, что - это лучший из имеющихся вариантов. Подъем наметили с небольшого перевальчика по длинному гребню с жандармами.
С утра вышли наверх. Снова тропёжка, к счастью, не очень глубокая.
Плавно поднялись к перевальному взлету и, не доходя до него, свернули направо, перешли по "мосту" через огромный разлом и по снежному склону вылезли на гребень.
Началась "пила" - длинная череда подъемов и спусков через 3 громадных "жандарма", закрытых снежными шапками с правой стороны, по которыми мы их и пролезли. Очень живописный маршрут, намного более разнообразный и интересный по сравнению с нудным пиком Хавраз.
Технических сложностей подъем не представляет. Шли одновременно, страховали через рельеф.
Наверху - фотосессия с баннерами спонсоров, написание записок, закладка тура.
Вершину, как планировали, нарекли Ригой.
Спустились по пути подъема.
Обратный путь в цивилизацию прошел без приключений. Вода в реках спала, что дало возможность уже через 3 дня кушать прохладный сочный арбуз, сидя в Душанбинской квартире гостеприимной Рано Умаровны.
Наша команда: Олег Силин (руководитель), Валдис Пуриньш, Виестурс Силиниекс, Эдуард Скукис, Тимур Галеев, Константин Диковский.
Cпонсор: хоккейный клуб DINAMO RĪGA.
Все фотографии в статье сделаны на камеру Fuji X-Pro 1, любезно предоставленную российским представительством компании FUJIFILM. Аппарат выдержал и морозы и снег, стойко перенес все невзгоды на всем протяжении экспедиции. Благодаря небольшому размеру и весу камеру, при сохранении хорошего качества снимков, камеру можно брать на сложные восхождения.
Весьма протяжённая фотолента:
Горный Бадахшан
Супервнедорожник по имени "буханка" преодолевает разлившиеся реки
Отдых у гостеприимных памирцев
В кишлаке
Очередная смена транспорта
Несколько автомобилей застряли на дороге. Подвозим их пассажиров
Другой джип Ульяновского завода постоянно требует воды. Останавливаемся каждые несколько километров для того, чтобы его "напоить"
Утро в кишлаке Пасор
Памирский дом
Незаменимый помощник во всех труднодоступных горных районах
Там, где не пройдет автомобиль, пройдет выносливый ишак (грузоподьёмность до 100 кг)
Разбор вещей и готовка в долине Хавраз-дары
Здесь не прошли ишаки
"Челночим" по Хавраз-даре
Наша палатка на перевальчике за Сторожевой башней, ведущем к пер. Майи Гантман
Там же ...
На леднике
Ставим лагерь
Верхняя ступень перевала Майи Гантман
Путь на перевал
Путь на перевал
После пурги на плато Шверника
Снег идет ...
Подъём на пик Хавраз (Хафраз)
Подъём на пик Хавраз (Хафраз)
Закладка тура на вершине
Общее фото на вершине
Луна над пиком Хавраз
Вечер
Люди в горах выглядят страшно
Трещины у пика Шверника
На леднике Грум-Гржимайло
На леднике Грум-Гржимайло
На леднике Грум-Гржимайло
Грозные облака на пиком Революции
Ставим лагерь
Ещё одно фото, подтверждающее, что люди в горах выглядят страшно
На леднике Грум-Гржимайло
"Пила" на гребне пика Рига
У разлома
На гребне пика Рига
Завершающий взлет
Спутниковая связь с Ригой, сидя на пике Рига
Фото и видеосъёмка
Наша команда и наш спонсор на вершине
Пик Рига
115
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
p.s.Не использовали верхних обвязок на закрытых ледниках?)
Прорабатывали ли вы заезд с восточной стороны - со стороны Кек-Джара (Танымас)?
Классные фото:))
Мы вообще то торгуемся по полной программе.
А я сижу в кабинете и только мечтаю о таком :))