График погоды в Норвегии и возможности для лазания + ОПРОС

Пишет Irina Morozova, 11.07.2013 15:52

В одном из последних постов Леха Романов написал в комментариях: "Норвегия - очень специфический район, с плохой погодой. Набрать туда тучу желающих полазить - мало реально"

По большей части - это миф.

Я решила составить график погоды и условий для лазания за то время, которое мы там были.

График погоды в Норвегии и возможности для лазания + ОПРОС (Альпинизм, тромсе, квалоя, норвегия)

Наталья Гук на маршруте Halvspro 5+, тред, (Grotfjordklumpan, сектор Ovrefeltet)

21.06 – ясно
22.06 - утром дождь, после 18 часов ясно
23.06 – всю ночь, день, вечер и ночь дождь
24.06 - весь день ясно
25.06 - утром и днем ясно, вечером дождь, ночью штормовой ветер с ливнем
26.06 - днем дождь, после 17 часов ясно (лазали всю ночь до пяти утра)
27.06 - ясно
28.06 - утром и днем ясно, вечером пасмурно без дождя
29.06 - утром ясно, днем и вечером облачно без дождя (лазали)
30.06 - пасмурно без дождя (лазали весь день до 22 часов)
01.07 – ясно, очень жарко
02.07 - ночь, утро, день дождь (отдыхали), ночью шторм с океана, ливень и ураган, который трепал палатки
03.07 – пасмурно (холодно, но лазать можно,)
04.07 – утром ясно, днем облачно, вечером ясно (весь день лазали)
05.07 – утром ясно, днем дождь, вечером и ночью ясно
06.07 – утром, днем и вечером ясно, ночью дождь
07.07 – переменная погода, то дождь, то солнце

23 июня

День 25 июня, около 12 часов дня

Ночь 26-27 июня, в районе 1 часа ночи

День 27 июня

Вечер 29 июня

День 30 июня

1 июля, около 11 утра

3 июля, середина дня

4 июня, днем

5 июля

Согласна, что две недели слишком маленький срок для полноценной статистики. Но...

1. Можно посмотреть общую погодную статистику по месяцам и выбрать оптимальное время, что я и сделала перед тем, как запланировать проведение мероприятия. В целом июль наиболее лазательный период на Севере Норвегии, а август наоборот, самый дождливый.

2. Вне зависимости от статистики погода штука такая, что с ней как повезет. Может оказаться хорошей, а может нет. Но и на Кавказе абсолютно так же – бывает целую неделю льет дождь и сидишь внизу в лагере. За два моих раза летом в Норвегии ни разу не было такого, чтобы дождь шел не прекращаясь несколько дней подряд, всегда были дыры в которые можно было проскочить маршрут.

3. Большое преимущество летом в Норвегии – это полярный день. Не надо путать с питескими белыми ночами, когда ночью сумерки. На севере Норвегии в июне-июле одинаково светло, как днем, так и ночью. Разница только в том, что ночью нет яркого солнца в зените. Это значит, что лезть маршрут можно в любое время суток. И это существенно увеличивает шансы на хорошую погоду. Мы просто делали так – если днем дождь, то спали, а потом, когда он вечером прекращался, то шли лазать и лазали до утра. И наоборот, если ночью дождь, то спали ночью, а лазали днем. Постепенно привыкаешь к такому режиму и перестаешь замечать время суток.

Ночное лазание (середина ночи)

Дневное лазание (середина дня)

Выводы. В целом за эти две недели возможности лазать или проходить маршрут у нас было больше, чем за те же две недели на Кавказе.

Продолжительность периода без дождя была в среднем от 15-20 часов до суток и больше суток. Это вполне достаточное время для того, чтобы не просто полазать по скалам, но и пролезть длинный маршрут, идущийся от одного до двух дней. Да, с бигвольными маршрутами, на которые нужно больше дней, сложнее, но как правило те, кто едет в Норвегию пролезть бигвол, уже готовы к тому, что на стене будет периодически поливать.

И еще для сравнения. В 2011 году, когда мы в начале июня на неделю летали на Квалоя, то из этого времени мы потратили три дня на поездки по острову, а потом на 3 дня поднялись в Холендерен. За три дня сходили два альпинистских маршрута, один спусковой типа хибинской тройки, второй более сложный – 5+. Из этих трех дней, когда лил дождь, мы спустились в соседнее ущелье Гротфьорден - посмотреть скалы. И хотя тогда в июне погода была хуже, чем в этот раз, но нам тоже удалось поймать погодные окна и сходить длинные маршруты. За три дня два длинных маршрута, я считаю - это неплохой результат.

Второй аргумент против Норвегии – то, что дорого.
Это тоже отчасти миф. Да, можно пойти в кабак и выпить 0,5 л кружку пива за 80 крон (400 руб) и поесть на 120-200 крон.

Но вот примеры из нашей практики:

1. Чашка кофе в любом кафе, в том числе в аэропорту, в кемпинге и т.д. стоит 25-35 крон. Но в супермаркете EURO SPAR чашка абсолютно такого же по качеству кофе 10 крон (~50 руб), что дешевле, чем выпить чашку кофе в Питере.

2. Рыбная котлета фискекакер (fiskekaker) в рыбном магазинчике стоит 10 крон. Такая же котлета в супермаркете в отделе кулинарии на вес получается около 20 крон. А в кафе она же будет ~50-80 крон. Так что если захотите перекусить в городе, то ищите рыбный магазинчик (fiske market)

3. Самые дешевые сети супермаркетов Rema1000 и Euro Spar.

4. Мы варили гречку, макароны, маис, натуральную картошку, рыбный и овощной суп. Это вполне экономно. Кроме того, в больших количествах потребляли национальный норвежский сыр.
Цены:
Gudbrandsdalsost в Eurospar: 66 крон за килограммовую пачку, в Rema1000 – 59 крон
Heidal Mork в Eurospar: 72 кроны за килограммовую пачку
Есть еще упаковки по 500 гр и по 250 гр. Они получаются дороже. При покупке полкилограммовых пачек – килограмм обходится в 104 кроны, а при покупке 250-граммовых пачек килограмм выходит около 124 крон.
Получается цена сыра за килограмм от 300 руб, столько же, сколько стоит самый дешевый из приличных сыров (типа Маасдам и Гауда) у нас в бюджетных магазинах типа «Пятерочка».

Мы в среднем за две недели съели по одной килограммовой пачке на человека, особые любители съели по две пачки.

Эшфьорд, 27 июня, время 4 часа утра. Ужин после возвращения со скал

Есть его нужно правильно: положить кусок сыра на хлеб, а сверху намазать брусничное варенье. Пластиковая литровая банка джема 15 крон (меньше 100 руб,), оно ничем не отличается от джема в стеклянных банках, которые стоят по 14-30 крон за 450гр банку.

Самое дорогое – это транспорт и проживание.
Когда мы летели обратно с пересадками, то в Тронхейме, где у нас было 7 часов, хотели съездить в город, до которого всего 35 км. Оказалось, что автобус-экспресс от аэропорта в центр города стоит 130 крон на человека в одну сторону (~750 руб), а поезд - 70 крон. Для сравнения, в Хельсинки автобус от аэропорта до ж/д вокзала в центре города стоит 4,5 евро.
Так что пришлось в Тронхейме ограничиться пешей прогулкой до деревни Hell.

Да и в Тромсе мы ходили от кемпинга в центр города пешком через мост – это 45 минут в одну сторону.

Так что без своей машины лучше не ехать.

Проживание тоже стоит дорого. Национальные рорбу (рыбацкие домики) и cabins (такие же домики в кемпингах) выходят от 20 евро (на Лофотенских островах) до 40-45 евро (в Тромсе) с человека за ночь. Неудобство таких домиков в том, что их надо снимать на несколько человек, т.к. цена за домик.

Жить в кемпинге в палатке тоже дорого. Стоимость проживания в своей палатке в цивильном кемпинге, например, в Tromso Camping стоит 190 крон за ночь (около 30 евро). А поставить палатку в необорудованном кемпинге (без туалета и душа, просто место под палатки в поле), например, в Гротфьорде, стоит 50 крон за ночь (около 7 евро).
Но в отличие от Альп, можно ставить палатки диким образом, при соблюдении нескольких правил. Палатку можно поставить на одну ночь, потом надо переместиться в другое место. Нельзя разбивать большие бивуаки большой компанией (несколько палаток), для этого требуется предварительная договоренность с администрацией коммуны, что мы и делали для проведения нашего мероприятия. А если мероприятие массовое и в нем очень много народа и лагерь в диком месте разбивается на несколько дней, то необходим с собой биотуалет. Кстати, аренда биотуалета стоит космических денег, дешевле привести с собой или купить.

Подводя итог, скажу, что при желании можно и в Норвегию съездить более или менее бюджетно, если тратить деньги с умом, и просчитывать все заранее.

Потом постараюсь подробнее написать разные мелкие тонкости и советы.

Автор бронебоен)

Автор - на работе! :)))

Мне вот, честно говоря, чисто обывательски интересно, Ред Фокс то доволен, не количеством постов, а насыщенностью Ириных мероприятий, куда они пошивают курточки, участниками?

Не, я тут прошерстила Риск и нашла пост с раскладом ценовым. Меньше, чем на 2 недели с житьем в палатках или "холупках" и без еды и визы выходило более 850 евро, даже с наиболее дешевым перелетом из Питера.
Удивительно, что вообще нашлись желающие.

Ужасная дороговизна.

Но Ред Фокс то результатом удовлетворен? Типа - на пошив одежи почти не потратились, а рекламы - всемирный потоп?

И понимаю, что ответа не поступит. Но все-равно интересно))))

Ochen udivitelno, chto tak dorogo. Esli zaranee vse produmat, to dolzhno poluchatsa silno deshevle. Glavnyj plus Scandinavii - "allemansrett", pravo kazhdogo na polzovanie prirodoj, podrazumevajuschee, v t.ch., vozmozhnost besplatno zhit v palatkah na prakticheski vsej ne obrabatyvaemoj zemle. A poskolku imenno zhilje stoit dorozhe vsego - to ne vizhu, kak mozhno potratit 850 euro. Esche deshevle, esli ehat na mashine, chto iz SPb sovsem nedaleko.
V obschem, dlia zhitelej RF chto v Alpy, chto v Norge dolzhno poluchatsa odinakovo - v Alpah deshevle eda, no nuzhno platit za zhilie, v Norge eda otnositelno dorogaja, no zhit mozhno besplatno.

To MSofieva: А вы давно ушли из РэдФокса? Мне кажется у Вас есть какая-то обида.
По всем коментам чувствуется, что разошлись не по мирному...

FanKav, спокойствие, только спокойствие :-)

Спасибо, отличный пост)

Спасибо, много полезной инфы.

Добавлю еще немного инфы, может пригодится:
Интернет:
Мне норвежцы купили карточку местной телефонной сети Telenor, на 250 Мб и какое-то количество минут разговора за 150 крон, на планшете работал только скайп и грузились карты в Orux map, сайты не подгружались.
В каждом кемпинге есть вай-фай, правда, платный. В Тромсё-кемпинге 20 крон за сутки. Причем, как мы выяснили уже позже, за эти 20 крон можно легально подключить несколько компов, только на ресепшине это необходимо озвучить.
Халявный вай-фай есть:
- в аэропортах, там только требуется бесплатная регистрация (указываешь номер телефона и они высылают пароль на два часа, затем нужно опять регистрироваться);
- на паромах (ferry) Boreal Transport, на других нужна регистрация;
- в поездах (тоже нужна регистрация, у меня не получилось - не понравилось чем-то мое гугловское мыло)
- во многих кафешках
Общественный ранспорт:
самый дорогой - это паромы и поезда (ferry от Тромсё до Хаштада стоит 580 крон, поезд от Будо до Тронхейма - полный билет - 1000 с хвостиком крон (9 часов езды). На поезд можно купить билеты лоу кост через интернет (сайт жд http://www.nsb.no) - только хотя бы за несколько дней до отправления, цены как минимум в два раза ниже).
Самый дешевый - автобусы.
Можно еще автостопом добираться, в Норвегии это без проблем, - у моего товарища на добирание от Тромсё до Тронхейма (1155 км) ушло полутора суток (без сна).
Рассчитываться везде лучше карточкой, за обмен денег на почте берут комиссию 75 крон (10 евро!). Правда, в Хаштаде не во всех автобусах у меня получилось карточкой рассчитаться, поэтому какой-то минимум налички лучше иметь (снимала в банкомате - так дешевле).

на поезда однозначно нужно брать билеты заранее через инет - mini prize, цена 199,299,399 НОКов на любое направление

на мелких паромах терминалов так же может не быть - нужно иметь запас налички

В следующем году хочу поехать в Норвегию, на машине и с палаткой, посмотреть на северную природу и полазить. Так что вся информация о районах и ценах очень полезна, спасибо!

Не надо обижать говно.

НО все что они шьют - полное ГАВНО
****

Мне не нравится несоответствие размеров- МАЛЫ БЛИН!
На вьетнамцев.

а так-если размер все таки подобрать-две куртки были у меня, вполне сносные,
хотя цена, пожалуй, завышена.
Озон в этом плане адекватней.

На большие полубочки Редфоксовские Лебедев не жалуется, да и не только он, так что, наверно, не все говно у Редфокса.

+++ НО все что они шьют - полное ГАВНО +++

Не всё. Палатка "РедФокс Эксплорер", например, очень хорошая.

maxtreme
////////Ред Фокс конечно много делат и поддерживает разные мероприятия,за это конечно + НО все что они шьют - полное ГАВНО////////

А я думал, что только у меня такое впечатление сложилось.
Купил пуховку - пух лезет сволочь.

Фанкав до сих пор воспринимает написанное Морозовой всерьёз. Это же просто набор слов, расставленных красиво. Искать в них смысл можно с тем же успехом, как в кофейной гуще, оставшейся в чашке "дешевле 50 рублей".

Надо отметить, что в Норвегии даже треккинговые маршруты зачастую включают элементы скалолазания :)

спасибо за полезную информацию
как раз собираюсь в те края

Опус для ЖЖ... Морозова изыди...:))
как только люди увидят в нем качество, сами будут тащить на Риск. Как например это происходит с блогом Урубко и др.
А щас это реклама, для меня чем-то граничащая со спамом)

++Меня, как работникаа турбизнеса, этот "ценовой расклад" изумил до возмущения. Зато я поняла почему участников не нашлось. ++
Что-то я никак не пойму этого злопыхательства насчет "участников не нашлось". На активные мероприятия их всегда проблема найти.
Я два раза искал участников на поход в Осетию с восхождением на Казбек, объявления в Интернете давал. Интереснейшие маршруты, красивые места, цена просто смешная (примерно 10 тыс. рублей с чел., включая поезд Спб-Владикавказ). Первый раз пошли втроем, второй вчетвером.
У других руководителей та же проблема. Fankav регулярно не может нужное количество участников набрать. Миша Голубев уж на что известный и популярный в туристских кругах человек - и тот мне писал, что на интересный маршрут по Сванетии ему участников не хватает. Причем мы денег за руководство не берем, просто приглашаем составить компанию.
У Морозовой на фоне этого - просто отличные результаты, изобилие участников. Любой из нас такому количеству был бы очень рад. Совсем-то уж не надо критиканам чувство реальности терять.

p.s. На всякий случай уточню : качество и обоснованность цены мероприятия Морозовой никак не комментирую, речь только о количестве участников.

На Казбек ещё планируете?) 10тыс. меня устраивает)

Нет, больше пока не собираюсь.
А что мешает самому сходить? Заодно проверите, легко ли набрать компанию. Может, Вам больше повезет.
p.s. А цены там действительно смешные. Огромный фычин (пирог с мясом) и кувшин с чаем - 300 с чем-то рублей ( в ресторане "Бавария" - один из лучших в городе). Мы вдвоем еле осилили, с трудом из-за стола встали. Маршрутка Кармадон-Владикавказ - 60(!!!) руб. с человека.