Нелегкий фаст-энд-лайт

Пишет XBOCT, 05.06.2013 21:25

Новый маршрут на Шестоую башню Короны. Март 2013

Нелегкий фаст-энд-лайт (Альпинизм, корона, первопрохождение, ала-арча)

Восхождение в стиле фаст-энд-лайт должно совершаться налегке и максимально быстро. В этом деле самое главное правильный выбор маршрута. Мы с Игорем Логиновым присмотрели для себя новую линию по стене 6-й башни Короны. Первоначальный импульс всей авантюре придал проходящий в Арче фестиваль первопроходов. На волне этого замечательного мероприятия многие альпинёры начали крутить головами по сторонам в поисках чего бы новенького пролезть. Не убереглись от этого заразительного творческого зуда и мы с Игорем. Захотелось пролезть что-нибудь эдакое для души. Не слишком трудное, но и не слишком простое. Можно с ночевкой, но желательно только с одной. Лучше чтобы по южной стене и с элементами свободного лазания. Ну и, конечно, маршрут должен быть логичным и красивым.

Шикарнейшую линию на Шестой башне подсказал нам Валерий Викторович Балезин, консультацию выдал Дима Греков: вроде бы кто-то когда-то пытался там лазить, но было это давно и неправда. В наших планах на эту поездку первым номером значилось восхождение по северной стене Свободной Кореи. Пока лезли шестерку, у меня было достаточно времени внимательно рассмотреть нитку нового маршрута. Благо шестая башня Короны находится как раз напротив Кореи.

Отдохнув пару дней после спуска с Кореи, мы с Игорем начали собираться на Корону. Поскольку лезть планируем быстро, необходимо оптимизировать снарягу. Ничего лишнего и ничего личного, берем только то, что нужно для дела: штурмовая палатка, один каримат, один двухместный спальник, джетбойл, один баллон газа, продуктовый паек на двоих весом около килограмма. Железо тоже прошло тщательный отбор: малый комплект камалотов, несколько стопперов, якоря, 4 ледобура, два скальных молотка, пара скальных фиф и пара ледовых. Инструменты не берем, они слишком тяжелые и громоздкие. В качестве довеска кинули в рюкзак пару скальных туфель – вдруг удастся полазить по теплой скале.

Двое против ветра

С утра поднялись на Коронскую хижину и сразу двинули в Медвежий угол, оставить заброску и посмотреть начало маршрута. В Медвежьем углу клубился Мордор. Ветер дул как в Патагонии. На льду буквально валило с ног. Здесь стояли палатки казахов, обрабатывающих маршрут Балезина на Пятую башню. Перекинулись с хозяевами парой слов, и пошли дальше. С трудом пробились под стену, просмотрели начало маршрута и поняли, что все реально – завтра попрем! Оставляем снарягу и катимся вниз по леднику, благо теперь ветер в спину. На Коронской хижине пьем чай, слушаем завывания на улице, вроде бы непогодь начинает стихать. Снизу подошли Дэн Прокофьев и Марина Попова, тоже завтра собираются на первопроход. Перед сном выхожу поглядеть на звезды и понимаю, что на дворе классическая ж… Снег, снег, снег… и ветер. Ложимся спать, откладывая решение о выходе до утра. В четыре часа все плохо, в пять часов все плохо, в шесть часов Дэн с Мариной начинают собираться на маршрут. У них другого шанса не будет, так как у Марины назавтра самолет. Ну а мы желаем им удачи и спим дальше до восьми. В восемь утра пьем кофе и валим вниз на Рацека – фальстарт.

Еще один день отдыха и размышлений. Занимаемся тонкой подстройкой организмов. Медитируем. И вот, потихоньку-потихоньку погода начинает налаживаться. К вечеру вызвездило. Старт назначаем на 4 утра.

Нелегкий фаст-энд-лайт (Альпинизм, корона, первопрохождение, ала-арча)

Подъем в три, легкий завтрак, рюкзаки уже собраны. Идется легко и свободно, все мысли устремлены к Шестой башне Короны. Оказывается, здорово выходить на гору из теплой постели с хижины Рацека. Рюкзаки полупустые – снаряжение заброшено под маршрут. На Коронской пьем чай, надеваем беседки, и дальше по леднику в связке. Тропить приходится заново, старые следы замело. В Медвежьем углу неизменный ветер. Он будет прессинговать нас непрерывно в течение всего восхождения. Вот уже и Шестая башня. Светает. Вот и наша заброска. Вот и наш кулуар.

Может сложиться впечатление, что запрягали мы очень медленно. Ну, значит, поехать должны были быстро – традиция такая. Вот мы и поехали, быстро, как только могли. Сначала я пролез стометровый снежно-ледовый кулуар, а потом вперед вышел Игорь со скальными фифами наперевес. Движемся по одновременной схеме. Для зимнего ИТО это самый подходящий вариант. Первый работает непрерывно, второй тоже почти всегда находится в движении, перемещаясь короткими перебежками. Но есть одна особенность – очень быстро перестаешь понимать, сколько веревок пройдено.

Маршрут идет по большому внутреннему углу, точнее кулуару, мы назвали его "каньон". В основном это скальный рельеф, иногда встречаются короткие ледовые речки. Игорь лезет с рюкзаком. В рюкзаке у него кошки и скальные туфли. Когда начинается лед, он надевает кошки, когда лед заканчивается он их снимает и лезет по скале в высотных ботинках «Замберлан Эверест». Скальные туфли обувать на таком ветру как-то не хочется. Я подхожу по перилам тоже в ботинках. Кошки мы бережем для спуска. У меня рюкзак более громоздкий, в нем кроме кошек еще и бивуачное снаряжение. Но в целом можно сказать, что лайт – килограмм двенадцать.

За день пролезли метров четыреста. Скалы в основном пятерочные, пара веревок шестой категории. Страховка везде надежная. И вот, перед самым закатом мы выползли из кулуара на плечо. На плече обнаружили идеальную площадку для ночевки. Причем похоже, что площадка эта была создана каким-то заботливым хомо аскенсусом. Оставалось только установить палатку, но сделать это оказалось очень непросто. Двускатный наш домик без каркаса отказывался стоять на таком ветру. Кое-как растянули дно, залезли внутрь – жить можно, хоть и долбит все время тентом по голове.

Школа ИТО от Игоря Логинова

Утром продолжаем в том же духе, что и вчера. Игорь лезет, я страхую. Пройдя пару веревок, оказываемся на верхушке бастиона. Здесь заканчивается наш кулуар и начинается вершинная башня – хэдволл. Вот, кстати, и шлямбур – классический, дюралевый, с двойной проушиной. На кой он здесь? Вчера за всю первую половину маршрута мы не встретили следов человека, пока не вылезли на ночевку. Сегодня начало попадаться железо. На первой веревке я уже выбил два крючка, и вот теперь шлямбур. Оставляем его потомкам и гребем дальше. На вершинной башне яркое солнце и бешеный ветер. Если бы не этот ураган, можно было бы лезть в туфлях. А так, как-то не в кайф переобуваться.

Сколько еще до вершины? Мы уже на уровне Двурогой. На соседнюю пятую башню поднимается команда казахстанцев. Шесть человек. Они пролезли шестерку Балезина, и мы видим, что им осталась буквально пара несложных веревок. Они рвутся к своей вершине, а мы к своей. Только и слышатся команды: «Перила готовы!»

Вершинная башня оказалась не очень-то и простой. Метров триста приличного лазанья позади, и вот мы на самом верху! Казахи тоже на вершине, машем друг другу руками. Быстро пишем записку, фотографируемся и скорее вниз. Надо искать спуск. Светлого времени остался от силы час. Вершина Шестой башни это острый пик, от которого на восток отходит гребень, тоже достаточно острый. На таком ветру по нему только ползком. Где-то здесь в восточной части должна выходить наверх четверка. Спусковых петель что-то не видно. Смеркается. Принимаем решение ночевать на вершине. В темноте искать дюльферные петли на незнакомом маршруте – то еще удовольствие.

Толком поставить палатку опять не удается. Закрепляем днище и залазим внутрь. Тент бьет по голове бесконечной барабанной дробью. Через какое-то время мозг отключает эту надоедливую помеху, перестает ее замечать. Скромный ужин, чай, и скорее в спальник. Хочется залезть в него с головой, оставив только маленькое отверстие, чтобы дышать.

Доброе утро на вершине Короны

Утром сигналом к подъему нам стала лопнувшая палатка. Буквально разошлась по шву вдоль конька наша старушка. Оказавшись под открытым небом, мы сразу взбодрились и мигом собрались на выход. Спускаться решили траверсом через Пятую, Четвертую и Третью башни. Этот путь хоть и более длинный, зато он гораздо интереснее. Можно сказать, еще одно небольшое приключение. Пришлось даже немного полазить.

Передвигаемся уже не так резво, как вчера. Сказывается накопившаяся усталость. Да и вообще, спуск дело ответственное, суета тут ни к чему. Внизу нас будет ждать машина, которая повезет к пиву и шашлыкам, и поэтому лучше немного замедлить шаг.

Нелегкий фаст-энд-лайт (Альпинизм, корона, первопрохождение, ала-арча)

А в чем же мораль сей басни?

А в том, что маршрут получился первостатейный. Логичный, солнечный, по явно выраженному рельефу. В основном крепкие скалы, везде надежная страховка. Несколько несложных ледовых участков. Добротная пятерка «бэ». Судя по следам в верхней части, кто-то его уже ходил до нас. Но так как информация отсутствует, будем подавать на классификацию от своего имени.

В более теплое время года можно весь маршрут пройти свободным лазанием. Только нужно опасаться прострела камней по кулуару. Зимой ничего не сыплет, но и со свободным лазанием проблематично.

Все железо, что нам попадалось, а это четыре скальных крюка, мы выбили. Своего ничего не оставляли. Остался только шлямбур на полке, забитый неизвестными с непонятной целью, да под самым верхом древний «френд» глубоко в щели – не достать.

Фаст-энд-лайт - это клево! Но чем более фаст, тем менее лайт. Тренируйтесь, готовьтесь, выбирайте маршрут себе по силам и будет вам счастье!

И наконец, фестиваль первопроходов - это здорово! Даже в самых домашних горах найдется место подвигу. Спасибо авторам идеи, организаторам и всем участникам. Больше маршрутов хороших и разных! Ура!