Солнечная жемчужина - Киргизия. Или от Арчи до Ленина
По сути прошел год, и в преддверии нового сезона я заставил себя отредактировать небольшой отчет о проведенном отпуске 2012 года, заодно и освежить в памяти некоторые события. Да и помниться, в прошлом году выискивал по интернету отчеты перед сезоном, думаю и мой кому-нибудь будет интересен.
Ала-Арча.
Ала-Арча совпала, чудесным образом по датам с отпуском, и вовсе это не высотная акклиматизация, просто удачное совпадение. Ала-Арча.
После суток езды в пропыленном и жарком купе, ночью я приехал в Бишкек.
А утром мы поехали в горы. Надо отдать должное фирмы «Ак-сай Тревел», клиентом которой, я удачно стал. Как говориться, и сервис и люди замечательные. Возможно, кто-нибудь возразит, но вот лично у меня самые хорошие впечатления, и на следующий год я с большим удовольствием воспользуюсь услугами этой фирмы. Все таки, красотами Ала-арчи, гораздо приятней наслаждаться в комфортной обстановке.
Пока не придумали группы здоровья в альпинизме, поэтому со своим скромным опытом и третьим разрядом я попал в команду спортсменов. У ребят были какие-то заморочки с книжками, поэтому, не смотря на их опыт, они оказались в группе 3 разряда. Самое полезное и нужное, на мой взгляд, где мне удалось поучаствовать – это школа Попова Федора Ефимовича. Я как новичок, очень многому научился, действительно, такое количество крюков я в жизни не забивал. Два дня лазили по скалам, в связках и группой, особенно запомнились дюльферы, - впечатлений полные штаны. Насмотревшись на парней, появилось острое желание научиться нормально лазить, по крайней мере, моя физическая форма абсолютно не годилась для этого, и есть куда стремиться. Альпинист должен быть шустрый и поджарый, а не 95 килограммовый любитель пива.
Погода стояла отличная, можно сказать просто идеальная. Наконец мы пошли на гору, безбожно отстаю. На перевал кое как поднялся. Я почему то всегда думал, что у меня не бывает горняшки. Оказывается бывает и весьма в своеобразном проявлении. На каждое движение ужасная отдышка. В общем, накрыло меня основательно. Ребята в команде оказались супер терпеливые, через пару тройку часов мы прошли маршрут и были на вершины.
На следующее восхождение собрались на тройку, парни подозрительно косились, но тактично молчали. Умом то я понимал, что так продолжаться не может, я физически не успеваю за парнями, но все равно напросился на Теке-тор.
Утро было весьма холодное, поэтому терпение парней закончилось очень быстро и мне тактично предложили валить вниз, что я и сделал.
Пару дней в лагере без дела и с тараканами в голове не способствуют оптимистичному настроению. Какой там Памир, если я здесь не могу нормально ходить, наверное проще попой гвоздь вытащить, чем парней догнать, да и какой смысл в этих догонялках, если соседние группы, чуть ли не в обед на маршрут выходят? Наверное я бы пришел к выводу, что пора завязывать себе льстить, и такой толстый доходяга как я и альпинизм вещи не совместимые, но тут пришло удачное решение.
На следующее утро я потопал на единичку, с рацией и отличным настроением, тем более и высота вершины интересная 4600. Спортсмены поднимаются за 4 часа, у меня маршрут занял пять с половиной часов. Можем когда захотим. Я действительно никуда не торопился, и получал удовольствие от самого процесса, поэтому особо и не устал. По рации попросили присмотреть за шальными то ли чехами, то ли поляками. В общем на спуске еще и весело было.
Мне оставалось до конца смены два дня, когда все собрались на траверс «любви». Я особо туда не рвался, но появилась возможность сходить. Мише не помешало бы руководство, он не против сходить и в медленном темпе. Отстали мы не надолго, так что на траверсе догнали команду молодежи. Первые два часа было интересно, вторые два часа появилась мысль, что как то затянулся траверс, оставшиеся три часа, кроме мата ничего в голову не лезло. Маршрут технически не сложный, провесили четыре или пять веревок. В начале, было желание обогнать молодежь, но победила лень и мы просто «упали им на хвост», так что молодежь трудилась. Спустились счастливые, почти зомби, как говорится, убедились на практике в утонченном чувстве юмора автора маршрута.
На следующий день, попрощавшись с жемчужиной Ала-Арчей, мы вернулись в Бишкек. В Бишкеке мы остановились в гостевом доме Федора Ефимовича. Очень гостеприимный и уютный дом, о котором у меня остались очень теплые впечатления.
Впереди ждал Памир.
Идея поехать на пик Ленина не связана с амбициями или фантазиями о покорении высоты, просто возникло желание познакомиться с Памиром, приобрести опыт. Из Бишкека я выехал на такси в направление Ош, дорога предстояла длинная. Конечно на самолете быстрее, но торопиться было некуда, да и Киргизию хотелось посмотреть, а из машины это сделать сподручнее. Полдня прождал, пока таксист наберет пассажиров, и после обеда рванули на трассу. Дорога до Ош произвела сильное впечатление, такой красоты я нигде и не видел. В Ош мы приехали ночью с двумя бомжеватого вида французами, у которых была волшебная книжка путеводитель, и идеальное знание местных цен, при полном не знании языка, они еще умудрялись торговаться.
День еще проволындались в Оше, молодежь затаривалась на базаре, а мы по-пиву, да по кафешкам в результате всю жару дрейфовали в каком то бассейне. Я хоть и привык к экзотике, но и для меня Ош немного удивил, прежде всего своей зеленью, цветами, деревьями в сочетании с песком и желтым цветом пустыни.
На следующий день, большой колонной, поехали в Ачик-таш. По приезду присоседились к какой-то фирме, и на полянке разбили лагерь. Хотя высота и 3300, но особо бедствующих не наблюдалось, и через день, все были более – менее в порядке. Через две ночи, длинной колонной отправились в ABC лагерь на 4400 м. Спортсмены, как водиться, куда –то сурово ломанули, остальные побрели согласно своим настроениям. Я же вдруг обнаружил, что не надо куда – то торопиться, времени вагон и можно спокойно идти наслаждаясь видами, а посмотреть было на что. Люблю краски гор, неожиданные, яркие дополненные масштабом. В лагерь добрели все более – менее в порядке.
На следующее утро, мы немного пошлялись по окрестностям, сходили к началу маршрута на ледник, примерно полтора часа от лагеря, в общем нагуляли аппетит. В лагере все потихоньку обживались и готовились к выходу на 5400.
Надо заметить, у нас постоянно проверяли давление, температуру и уровень кислорода. Народ немного побаивался, что вдруг поднимется температура, и все выходы накроются медным тазом. Немного напрягало отсутствие кают компании, но стояла хорошая погода, и мы смирились с мелкими неудобствами.
На фотографиях Ленин выглядит менее грандиозно, здесь же стена льда закрывает пол неба, а посредине идет тропа и не понятно, как же завтра. Всматриваешься в стену, и всякие мысли носятся в голове: а вдруг не смогу, это же высота, - но гонишь все это от себя, главное пойти а в процессе разберемся.
Прошла ночь и в часов семь, немного суетясь и волнуясь, мы потопали в первый выход на верх. Под маршрутом одели кошки, связались в связки, и медленно побрели по леднику вверх. До первого берга трещины были открытые и не особо широкие, но впечатляли своей глубиной. По петляв, вышли под берг, несколько связок уже были на верху, ну и мы потихоньку начали подниматься. На самом верху было довольно круто и висела перильная веревка, конечно, лететь было куда, но встёгиваться я не стал, так как были приличные ступени. Ну вот думал, поднимусь и отдохну, но картинка на верху позитивом не отличалась, здоровенные трещины и снежные мосты между ними не располагали к отдыху. Да и партнерша моя по связке, оказалась шустрее меня, в результате меня начало жестко раздражать дергание веревки, я окончательно выдохся и по обоюдному согласию, я остался с веревкой, а партнерша пошла с другой связкой. Надо заметить, что больше я в связке и не ходил, но веревку постоянно с собой таскал, хотя и было желание от нее избавиться, но мало ли что бывает.
В принципе, что бы попасть в трещину или провалиться, надо очень сильно постараться. Все трещины видны, хотя бы по цвету снега, а мосты держат нормально. Конечно всякое бывает, и лучше подстраховаться, но честно говоря, кроме клиентов никого в связках не видел.
Дальше я поднимался совсем уж не правильно, в дальнейшем я старался так не ходить. Мало по малу доковылял до второго берга. Юра закрепил там перильную веревку, которую в тот же день кто - то снял, но она там и не нужна особо. Дальше все было нудно и однообразно, пейзажи не радовали, трещины не пугали, да и вода как назло закончилась. Выходя на сковородку, я пересек какую-то черту, после которой ну совсем не шлось. Но открылся, наконец то вид на 1 лагерь и сковородку, и вот оно, казалось бы рукой подать, но как всегда самое нудное ожидает в конце. На сковородке, конечно жарковато, но что нам жара – детям степей. На середине надо бы передвигаться быстрей, об этом намекали следы лавин, но куда там. Ну и на десерт, небольшой и нудный подъем, который ну совсем не шлось, и вот они казалось бы палатки, и народ копошиться, а не идется. Весь переход занял часов 8 – 9. Поставив палатку и отпившись чаем, все равно ходил как пьяный и с ужасной отдышкой. Забравшись в спальник, попытался расслабиться и согреться. Меня с пол часа колбасил мандраж, и я подумал, что вот она высота, вот и приплыл. Но на удивление отпустило, появился аппетит, а ночь я всю проспал. Правда Юра говорит, что я ночью постоянно болтал и брыкался, но я нифига не помню. В принципе, каждый переживает высоту по своему, как заметил в дальнейшем, высоту я переношу нормально, но меня колбасит от физического переутомления. В общем тренироваться надо лучше.
На следующее утро мы потопали вниз, огорчало то, что завтра опять по этой же тропе возвращаться назад. Состояние отличное, погода звенит, не спуск а отдых с видами и панорамами.
На берге веревки не оказалось, но затруднений это не вызвало, я в очередной раз вспомнил с благодарностью школу Федора Ефимовича в Арче. По дороге попались странные иностранцы, которые зачем то пытались залезть в трещину. В низу уже никуда не торопились, проходя мимо лагеря узбекской фирмы напросились на чай, те нас встретили как родных со всем радушием, мне даже стало неловко, что отвлекаю людей.
В лагере все шло своим чередом. К нам приблудился чех, который сносно разговаривал по-русски, отличался веселым нравом и все снимал на камеру. Вниз уходило несколько человек, и это грустно. Да все понятно, не все поднимутся, и статистика поднявшихся отличная, но пока ты в процессе, всегда позитивнее, и всегда грустно, когда ты или другие уходят.
На следующее утро, народ особо не торопился, и из лагеря утопывали с большим разрывом во времени. Рюкзак, сволочь, также оттягивал плечи, хотя я его и постарался максимально разгрузить, но легче не становился, да и вообще я первый раз в жизни на верх поднимаюсь с таким рюкзаком. Шлось гораздо позитивнее, чаще отдыхал, взял воды вдвое больше и что то постоянно жевал. Нормально в общем, после первого берга вообще, нашел свой темп и уже в этом темпе поднялся до сковороды.
На сковороде почему то опять накрыло, темп сбился и чаще отдыхал. В первом лагере чувствовал себя сносно и отдышка не мучила.
На утро все не спеша побрели на 6100, погода звенела. Честно признаться, я слегка опасался высоты, мало ли как прореагирует организм, но все оказалось ожидаемо, знакомо. Сначала шлось более менее нормально, вышли на гребень и курорт сменился ветром, не так чтобы сильным, но весьма противным и холодным. Очки окончательно доломались, пришлось одеть горнолыжные, непривычные до жути, все эти неудобства привели к тому, что я постоянно снимал маску, в результате – вечером меня ждал ожог всей морды, ну по крайней мере, нижней ее части. Вредно экономить на очках. Последний взлет оказался самым нудным и длинным, как будто сволочь издевался, ну не кончается и не кончается. Почти на 6000, уже привычно накрыло, на шаг приходилось несколько вдохов, не самый лучший вариант, но вот так я реагирую на высоту.
Вроде добрел, на мое удивление еще и не последним, поймал себя на мысли о глупости подобной соревновательности.
Юра что то раскапывал лопатой, да так увлеченно, что я в очередной раз вспомнил не состоявшиеся кроссы.
Если бы не моя обгорелая моська, из за которой я периодически просыпался, то можно было бы сон назвать замечательным.
Утром потопали вниз. По дороге встретил бодро топающую вверх тройку, представил, как я также буду топать буквально через день, и понял что по этой нудной тропе я совершенно не соскучился. Километраж мы знатный накрутили, если собрать все «вверх – вниз».
День отдыха пролетел быстро и не заметно.
После первого берга понял что отстаю, ну так я и не особо пытался торопиться, все равно целый день впереди. Но усталость, конечно присутствовала. Юра, догнав меня, тактично сославшись на то, что я недостаточно восстановил силы, сообщил об окончании моего восхождения.
Досадно, конечно, что придется бездельничать в АВС вместо того, чтобы помучиться на маршруте, и это абсолютно не радовало. Радовали люди, особенно гиды и знакомые старожилы, которые так гармонично вжились в окружающий Памир, что представляли из себя цельный и законченный доброжелательный позитив. Пришло понимание того, что же такое Памир и высота и почему, меня это не отпустит и я вернусь суда.
У нас, из 35 человек поднялось на Ленина 15, и это большой успех.
Так по сути и закончилось восхождение на Ленина.
Промаевшись дурью несколько дней в АВС лагере на 4400 м, мы дружно свалили в базовый лагерь. В Ош мы немного припозднились, но успели в кафешку. Очень хотелось еще и помыться, да так чтоб попариться. Мы нашли, ближе к часу ночи какой то бордель, он же сауна, и удачно помылись. Счастливые киргизские сутенёрши, покрутили у виска пальцем, - нам же просто помыться. Потом мы дружно напились, правда не все, а отдельные энтузиасты. В дальнейшем все разъехались. На чем собственно можно и закончить рассказ.
18
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий