Южная Стена. Валерий Хрищатый. Серия "Листая пожелтевшие страницы".

Пишет Tom, 19.04.2013 23:53

Валерий Хрищатый. Южная Стена.
Из рассказов альпиниста.

Юго-Западная (Южная) стена пика Коммунизма.

Южная Стена. Валерий Хрищатый. Серия "Листая пожелтевшие страницы". (Альпинизм, южная стена коммунизма, пик коммунизма)

№ 4. Маршрут команды под руководством К.Валиева, 1980 г.
№ 5. Маршрут команды под руководством В.Онищенко 1970 г.
Из книги A.Salkeld "World mountaineering"

Сегодня в папке со старыми вырезками из газет и журналов попался великолепный рассказ Валерия Хрищатого "Южная стена".
На эту стену пика Коммунизма проложено несколько маршрутов, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа.
И эти рассказы имеются в различных источниках, поищите.
Наиболее известен рассказ Владимира Стеценко "Южная стена пика Коммунизма:вид изнутри".
Рассказ Анатолия Непомнящего "Пик Коммунизма. Юго-Западная стена".
Рассказ Валерия Хрищатого вошел в его книгу "Мы растворяемся в стихии", но там представлен несколько измененный его вариант.
Представленный вариант рассказа был напечатан в журнале "Простор" №7. (год не читается).
Рассказ настолько хорош, что не нуждается в оживлении его иллюстрациями, тем более, что их у меня нет.
Описана третья и, наконец, успешная, попытка пройти Южную стену.
В книге "Мы растворяемся в стихии" есть описания его первой и второй попыток пройти Южную стену.
Книгу можно скачать:
Книга В.Хрищатого "Мы растворяемся в стихии"

Надеюсь, рассказ захватит вас в такой степени, что, начав чтение, вы уже не оторветесь.
Запаситесь любимым напитком и приступайте.
Приятного прочтения.

Сильно!

P.S. А нет ли у кого лишней книги В.Хрищатого "Айсберги над облаками"? Был бы премного благодарен:-)

Хрищатый Валерий Николаевич (1951-1993) – Алма-Ата. «Буревестник», затем – Сов. Армия. Альпинизмом начал заниматься в 1968 г. Им пройдено более 50 сложнейших маршрутов в горах Памира и Тянь-Шаня. Всего же у Валерия около 350 различных восхождений. МС СССР – 1978. 33 раза был на семитысячниках горных районов СНГ: 10 – на п. Коммунизма, 5 – на п. Победы, 8 – на п. Ленина, 4 – на п. Е. Корженевской, 6 – на Хан-Тенгри. Пятикратный «Снежный барс» – такого нет ни у кого! 1979 – п. Россия по ЮВ стене, 6 к.с., чемпион Союза. 1980 – п. Коммунизма по Ю стене – чемпион Союза; 1982 – Гималайская экспедиция на Эверест. В связке с К. Валиевым в ночь с 8 на 9 мая поднимается на вершину. Награжден орденом Дружбы народов. Присвоено звание МСМК и ЗМС. 1984 – пп С стены п. Победы – чемпион Союза. 1988 – траверс п. Важа Пшавела - п. Победы - п. Военных топографов. В активе Хрищатого три зимних пв: 1986 – п. Коммунизма; 1988 – п. Ленина; 1990 – п. Победы. 1989 – три восхождения на вершины массива Канченджанги (все без кислорода – своеобразный рекорд). Награжден медалью «За личное мужество». В 1990 году в качестве руководителя, совершил уникальный траверс всех времен: п. Победы-Хан...! Признан лучшим альпинистом страны. 1990 – участвовал в Казахской экспедиции на Манаслу. 1991 – Казахская экспедиция на Дхаулагири. Подъем на вершину по З стене (без кислорода). 1992 – руководитель Казахско-японской экспедиции на Эверест. Поднимались на вершину по новому пути – СВ ребру. На высоте 8.300 м прекратили восхождение, надо было спасать заболевшего японского восходителя. Валерий погиб в 1993 – вместе с английским альпинистом, они погребены ледовым обвалом под п. Чапаева.
С гибелью Валерия Хрищатого, отечественный и казахский альпинизм (вполне возможно и мировой) потеряли одного из самых выдающихся представителей нового альпинистского поколения. «Этот восходитель не умещается в звание ЗМС-а, либо альпиниста МСМК-а… Хрищатый взрывает эти старые рамки… Он опередил свое время и своих спутников» – так о нем сказал в своей книге «Золотой ледоруб» журналист Ф. Свешников.
С Валерой Хрищатым я (Джулий) познакомились в 1993 году, примерно за две недели до его гибели. В бане у Казбека Валиева. Много разговаривали о горах, о его траверсе Победа-Хан, о туризме, естественно горном. Последний раз встречались у ледника Семеновского, перед подъемом к п. Хан-Тенгри, куда он уходил с англичанами. Общаться с Валерой было необыкновенно легко, думаю, такие люди не часто встречаются в жизни. Так я приобрел и потерял друга… А траверс Победа-Хан – запомните этот траверс. Такого уже не будет, к сожалению, никогда. Такие люди больше не рождаются, так как система, которая их готовила, уже умерла. А нигде и никто еще не делал в горах ничего подобного. Тем более в рамках чемпионата – то есть за 14 дней. (Я, как не считаю – меньше месяца не получается). Нитка траверса звучит фантастически: МАЛ - пер. Дикий - п. Важа Пшавела - п. Победа - п. В. Победа - п. Военных топографов - п. Рапасова - п. Дружба - п. Зорге - п. В. Шатер - п. З. Шатер - п. Хан-Тенгри - МАЛ. Это большая часть вершин траверса, которые я написал просто по памяти. Еще несколько менее значимых шеститысячников в этом списке отсутствуют. Все перечисленные вершины превышают высоту 6.500 м, а чтобы полностью представить масштабы пройденного, могу добавить, что по маршруту следования не редки были перепады более километра, как-то прохождение седловин перевалов Чонтерен (5.488), В. Хрищатого (5.300), Иныльчекский (5.500), В седло Хан-Тенгри (6.000). Не считая «мелких» провалов. Могу к этому лишь добавить, что на траверс п. Шатер в 1991 году мы потратили 6 или 7 дней. Два дня сожрала непогода, но остальное, то я даже особо и не знаю, как сократить меньше, чем до 4-х дней.
Фактически с 1993 года у меня и было желание когда-нибудь пройти новый перевал, и дать ему имя Валеры. Именно здесь, на Тянь-Шане. И этот перевал должен отличаться чем-то особенным. В нашей экспедиции это, наконец, удалось сделать. Перевал Валеры Хрищатого соединяет два огромных ледника – ледник Дружба в верховьях Южного Иныльчека и Тугбельчи в Китае. И эту седловину Валера посетил при прохождении своего знаменитого траверса.
Джулий Анатолий Владимирович (http://www.alpklubspb.ru/persona/djuly.htm), 2002

Виталий, спасибо за статью, Анатолий, спасибо за пост. Хрищатый был необыкновенным человеком. Мне кажется, он бы добился успеха в любой области, но выбрал альпинизм, и уж тут-то старался быть профессионалом, даже в скорой помощи медбратом ездил, чтобы в горах не ошибиться. Умный, интеллигентный, из академической семьи кстати, великолепный собеседник. Очень требовательный к тем из молодых альпинистов, в ком чувствовал потенциал. А если потенциала не было, то и требования снижались. Абсолютно честный- писал, что на Эвересте после 8500, когда пришлось надеть кислородную маску, он пошел на более низкую гору. С ним поговорить всегда интересно было, а это для меня главное, может даже главнее супермаршрутов. А вообще, мне кажется, он был высотником номер один в Союзе.
В 88-м у нас в экспедиции был участник с обмороженными ногами, и так получилось, что он улетал с САВОшниками и ехал в Алма-Ату с ними. Валера следил за ним днем и ночью- уколы делал, повязки менял, рассказывал, что можно врачам разрешать делать, а чего нельзя. Ему-то после Эвереста почти все пальцы на ногах оттяпали, вот и старался помочь. Этот человек говорит, что у него до сих пор перед глазами стоят Хрищатый, Луняков и Халитов, как они выгрузили его в больнице, стоят у машины, смеются и кричат вдогонку- ты только резать не давай!
Луняков с Халитовым на Манаслу остались, а Хрищатый на Хан-Тенгри.

Герман, чисто арифметический вопрос. Как Валерий мог быть пятикратным "Снежным барсом", если ты пишешь, что на Корженеву он поднимался 4 раза? Где-то описка...

Виталий, пишу не я, а Джулий.

Анатолий, спасибо! Спасибо за пост! очень интересная информация и хорошие слова о Валерии Хрищатом, безусловно все кто с ним успел пообщаться в жизни, помнят его теплоту и великодушие, спортивность и выраженное чувство такта к любому собеседнику, величайший альпинист современности! Южная стена Коммунизма - один из рубежей, показавший мастерство и совершенство спортсмена.

Вернусь домой посмотрю, вроде лежала на чердаке..

Спасибо

Спасибо. Очень интересно.

нет ли у кого лишней книги В.Хрищатого "Айсберги над облаками"?

Что ж ты не написал? У нас две было - ушли в прошлом году...

Сложно получить информацию о выходе книг за пределами России и Украины.
Да и в пределах не просто. Автор за свои средства выпускает книгу тиражом в 100 экз., даже в СПб, раздаривает друзьям и ни в каких магазинах книга не появляется. И информации нет.
Вот сейчас, якобы в Донецке, были изданы книги Хабелера "Победа в одиночестве" и "Стена" и "Перерезанная веревка" Мустьера и Ламбера.
Тиражи - 99 экз.! Никаких выходных данных на книге нет, все в тайне. Получил из Москвы.
Книгу Урубко "Акцент-горы" купил в Катманду!
Видимо, в прошлом году я еще не знал о книге Хрищатого "Айсберги..." или просто проморгал:-)
Ну, это даже интересно, а то пришел в магазин, купил, прочел - никакой романтики поиска:-)
И что тогда Тейтельбойм на хлеб будет намазывать?

Великий человек, сейчас таких мало, не знаешь с кого брать мерки!
Спасибо, что ты был!

Вот здесь написано что пятикратный-

а в Википедии и Альпинисты Северной столицы - четырехкратный.

Думаю что на казахском сайте точнее, просто везде ошибка с Корженевой( 4), наверное на нее не меньше 7-8 восхождений.
Раньше с Москвина обычно две горы все ходили.
Да и на Хана явно больше восхождений.

Уникальный был человек!

Большое человеческое СПАСИБО!
Прошло уже несколько лет как мы вернулись с этой стены, с соседнего маршрута, а я до сих пор просыпаюсь там – в маленкой палатке, что еле помещалась на гребне контрфорса...
Как будто часть этой громадной стены поселилась во мне...
И пусть по разным причинам нам не удалось достичь самой вершины (прошли только стену). Мы нашли эту вершину в каждом из нас. И как сказал один очень хороший человек Валера Бабанов: «Отступить – это не значит проиграть!»
Видео - http://smotri.com/video/view/?id=v131939397c#

Спасибо! Прочитала на одном дыхании.

Великий Альпинист,Гора и Книга!!!Спасибо за статью!

Собрал djvu, если кому нужно - вот:

была нужна pdf версия, собрал и её, но все так же на коленке. Т.к. djvu на настоящий момент скачали 14 раз - вот и pdf