Продолжаем осваивать Шамони и окрестности (конец марта 2013)

Пишет belousov, 11.04.2013 09:28

Продолжаем осваивать Шамони и окрестности (конец марта 2013, Альпинизм, chamonix, supercouloir, eugster direct)

В Мюнхен мы забросились в пятницу утром, проспав всю ночь в варшавском аэропорту. Арендовав авто, выдвинулись в Шамони. А в субботу в 7:30 утра уже ехали в вагончике наверх...

- Aiguille du Midi (3842) - Eugster Direct, IV, 5, 1200 м

Маршрут прямой, вертикальная линия вверх от подножия до вершины. Протяженность 1200 метров. Но общий набор высоты полтора километра - от средней станции канатки до вершины Агюль дю Миди. Линию можно разделить на 3 части - снежно-ледовый кулуар, гуллот и крыша.

Фото (с) http://www.alpineexposures.com/

Стартанули в 8 утра, заехав на первом вагончике телеферика. Одели на станции сбрую, снегоступы и пошли под маршрут. Подход по глубокому снегу занял часа 2. Снега в этом сезоне было очень много, погода так себе. Нижний бергшрунд с 60-градусной ледовой стенкой завалило снегом и льда там осталось метров 5. Переваливаем эти 5 метров и начинам тропить дальше. Следующие 500 метров кулуара - проползаем сменяясь, часа за 3 - и в час дня, мы под ключем.

Ключ - узкий крутой гуллот протяженностью 250 метров. В хороших условиях он снизу до верху залит льдом - лезь себе да крути буры и суй в боковые стенки камалоты. В нашем случае - гуллот был сухой - лед был только в щелях и на нижнем участке (метров 5). Зато снега было прилично - снег забил щели и двигаться быстро не получалось - нужно было искать щели, зацепы - места для страховки.

Первая веревка оказалась самая страшная. На 70 метров один бур (на первых 5ти метрах), и один хлипенький якорь где то по середине. Рельеф как бараньи лбы, и тонкая натечка - которую не загрузишь особо... Станцию сразу не нашел (может проскочил) и парням пришлось подлезать метров 10, пока я искал подходящий откол.

Дальше рельеф более развитой, можно страховаться, появляются местные крючья. 2ая веревка - обычное щелевое лазание с молотками. Скалы заснеженные.

3я веревка с сюрпризом - посередине участка - огромный заклиненный скальный блок. Пролезать нужно в дыру, которая образуется между ним и скалой. Льда нету, все засыпано снегом. Кое как, в каких то невероятных распорах удалось просочиться. Выход к 3 станции заставил напрячься. Хорошие зацепы как то резко закончились и для того чтобы попасть к отколу, на котором я наметил станцию - нужно было сильно стремно травеснуть влево в гуллот. Все медленно - потому что 10 раз проверишь - держит инструмент или нет - летать то неохота!

Крайняя четвертая веревка - обычно - это ключ маршрута - 90 градусов узкий гуллот-щель выводит на крышу. Но льда как не было так и нету. Приходится заниматься любимым драйтуллингом. Стемнело. В свете фонаря - уже не так страшно - лезешь себе и лезешь. Смотрелось снизу скверно - но пролезлось не так уж и сложно.
Мои напарники лезли все веревки “топ-роуп” - ну то есть не жумарили. Было немного долго - но зато все полазали.

Крыша - я думал там метров 200 и мы наверху - но оказалось - не меньше 400 метров. Мы были уже сильно уставшие и ковырялись там долго - лидерство я уступил Диме, а сам лез крайним.

В 2 часа ночи мы наконец то выползли на станцию канатки, скипятили чаек, заглотнули бутербродыча и спать. Итого вышло - 18 ходовых часов. МЕДЛЕННО... но без акклиматизации быстрее тяжело - да и маршрут в ужасном состоянии. Местные его в таком виде не ходят.

Весьма шаткая погода - держалась весь день но после 3 ночи - началась пурга, снег.. и следующие 3 дня - в Шамони было плохо с погодой. Нам это было в целом на руку - отдыхали.

Дни в Шамони тянутся не очень весело)) С утра кофе с круассанами, потом поход к стенду с погодой, ну и традиционный шопинг. Нервничаем. Если погода не исправится - то мы спустим все деньги в местных магазинах и кабаках. А у нас того.. кредит.. лимит... Сами понимаете...

Но вот, прогноз на среду показывает 75 процентов солнца, похолодание и какойто ветер.. Модэрэйт ту стронг. Ну ветер ветром - но походу это единственный день погоды. Дальше - прогноз ухудшается снова. Во вторник собираем барахло и двигаем на приют Космик. Его обычно используют для ночевок перед восхождением на Монблан. Сейчас погода не очень и народу мало. В основном какие то лыжники и разрозненные группировки клаймеров. Приют дорогой. Жить там надо мало! Термос с кипятком залить - почти пять евро. Про остальное молчу! Вечером брутальные виды на океан облков и Монблан. Подъем в 5, в 6 завтрак, и бегом под маршрут.

- Mont Blanc du Tacul (4248) - Supercouloir - WI5/M6, 90 degrees, 400 м.

Решили лезть суперкулуар на Монблан дю Такюль. Маршрут достаточно известный. Ходят его часто, но не всегда афишируют... Мне во всяком случае так показалось. Линия тоже прямая - первые две веревки по скалам с залитыми льдом щелями, и далее - гуллота до упора. Классический вариант - лезть по гуллоту до вершины. Но так никто не делает - и после всех сложностей - дюльферяют вниз. Так же у маршрута есть два варианта старта - оригинальный - прямо под гуллотом по скалам и вариант - обход по скалам - справа. Считается что обход по скалам проще - там не бывает снега и льда. И лазание где то 4с.

Посчитав что после Эйгстер директ нам никакой драйтулинг не страшен - выбрали оригинальный вариант. На деле - оказался проще чем предыдщий наш маршрут, так как везде можно было страховаться и на скалах все же был кое где лед. Стена имеет восточную экспозицию - поэтому с раннего утра солнце - скалы нагреваются и начинают течь. Лед мягкий - прорезается. В конце 2-ой веревки - перелаз через перегиб - снежный наддув (карниз). Прорубил его, но сверху тоже снег. И молотки его режут. Ноги в распор, чтобы поменьше нагружать инструменты - не дыша выполз на снег. Станцию не нашел - пришлось сделать на своих точках.

Дальше первым пошел Андрей. Вышли на пробитые станции (а они действительно пробиты под дюльфера - цепи). В гуллоте льда достаточно. Проблем никаких - приятное лазание. Через пару веревок Андрея сменил Дима. 5 или 6 веревок льда выводят на верхнюю станцию, с которой нужно либо уже лезть на вершину и спускаться по классике дю Такюль, либо ехать обратно вниз.

Погода весь день была удивительно теплой, безветренной и солнечной. Просто конфетка. А на следующее утро, мы “думали” сходить еще какой нибудь простенький гуллот, но погода выключилась - видимость 50 метров, снег валит, ну вобщем все прелести...

В Шамони снег хлопьями с пол ладони! давно такого не видел. Походили туда сюда... Прогноз плохой, хорошим уже не будет до воскресения... Деньги снова стали стремительно таять. Магазины же не обойти стороной... Решили ехать в Швейцарию. Авось там повезет - ну как минимум там у друзей хоть жить нахаляву.

Приключения начались сразу же. Я честно думал - что резина на нашем авто - зимняя. А оказалось нет. Кое как заехали на перевал в сторону Мартигни. Пришлось толкать даже. В Швейцарии погода не лучше. Дождь. Тепло.

Ну раз сверху вода, то надо че то придумать альтернативное. Напялили на себя какой то гасторбайтерский прикид и поехали в пещеру. Ну а там... пещера и есть пещера. Грязно, сыро и темно. Вобщем день скоротали.

После всего этого я расслабился.. И даже как будто заболел и решил пораньше спать лечь. Прям в сон клонило. В 5 утра меня будит Рон - едем ледолазать. И в руки мне лыжи сует.

На скитурах я вобще то ни разу не пробовал. На обычных то я катаюсь как топор... Ну вверх пока шли, еще ничего. Андрюша и Димка на снегоступах не обгоняли - но опасно были рядом. Думалось что я слабый...

- Breitwangfluh, Kandersteg „Crack Baby“, IV WI6, 340 m

Фотография слизана с какого то буржуйского сайта

Рон послал парней на какую то...”Альфа...” дальше название я не разобрал. А меня потащил на крак бейби. Показал снизу - что вон там лед отвалился и будет типа драйтулинг. Ну... драйтулингом нас то уже не испугаешь...

Вобще то линия вся ледовая. Нижняя часть - метров 150, лед ступенями. Его пробежали одновременно. Потом все резко встает. Сигары и все такое. Там, мы уже полезли попеременно.

Там где отвалился лед - действительно пришлось лезть по скале - иногда в распор с огромной свободновисящей сигарой. Зато на скале был болт, и после него - совсем не страшно - переход на сигару и вылаз куда то там наверх.

Крайняя веревка была почти 50 метров, и станции на верху нет. Нужно было крутить свое. Тепло. Лед течет. Немного стремно. Ну и погода, которая с утра была более менее, начала портиться. Снег повалил и температура пошла вверх.

Дюльферяли стремительно. А... Вот опять лыжи. Рон одел свои и испарился в тумане. А я.. ох, вспоминать не хочется. По совету Волкова Миши я не стал снимать камуса - но блин - они и с камусами зашибись едут. И поворачивать в горных ботинках вобще тяжело - и рюкзак еще тяжеленный с мокрой веревкой. Короче помУчался я метров 200, потом снял их, закинул на плечо и довольно быстро пошел пешком...

Итог - скитурить надо учиться. А с обычными “climbing shoes” вообще тяжело.

PS:
кто досмотрел до конца - небольшой видос (на 7 минут)

">.

Молодца Вованыч! С горами: )

Клево!

Здорово, Вовка! Спасибо:))

)) ну вот это я понимаю, люди делом занимаются

Вова, Андрюша, спасибо за отличные маршруты и проведенное время. Приезжайте еще! Зимнюю резину поставлю.

ну да, толкать после пива тяжело)) пузыри из ушей лезут))

координацию и выносливость нарабатывали в отягощающих обстоятельствахдля будущих проектов. По-моему, кульминация всей поездки была при обгоне шкоды по встречке и последующей полной остановке в 10 метрах от нее.

ЗдОрово, Димка, круто погуляли!

Вован, поздравляю! Отлично слазили!

Очень хорошие советы для восхождения во французских Альпах! Поздравляю!

Ребят, с вами было очень классно познакомиться. Привет от Димы и Кати из Питера (это мы на фото в Космике) и до встречи в Шамони или где поближе!

О класс!)) да, приятная встреча!

Салют, в магазе внизу нашел ваше мясо. Спасибо за наводку!

А вам спасибо, что мы сэкономили 64 евро на спуске с Миди )

Кстати, Вова, можешь по сложности сравнить то, что сейчас ходил с тем, что прошлой зимой ?

Маршруты в этом году чуть сложнее - потому что скал много.. в прошлом году чистый лед был - кроме контрфорса френдо - но на френдо - были скалы, которые лезлись руками и без кошек - это тоже проще.. ну и погода.. в прошлом году - был идеальная - в этом году какой то кошмар.

Хотя если расставлять категории совковые - то думаю это все маршруты уровня 5А... просто в зависимости от состояния - они порой на буковку становятся сложнее или проще.

"Швейцарская народная мудрость говорит, что лучше по льду лазить в ски-туровских ботинках, чем кататься на лыжах в альпинистских."
Как-то смотрел видео Штека, его соло по Жинату. Швейцара, кстати. был он там в фантомах и на лыжах. Понятно, что у него там группа поддержки и все такое... Белую долину катать в мягких ботинках, конечно, удовольствие меньше среднего. Но на маршруты, типа аржентьерских, где надо перевалить на другую сторону и быстро, неважно как спуститься - сильно бы задумался. Дело вкуса.

для себя выделил 4 категории маршрутов, на которых :

- удобнее на снегоступах (типа северной стены Миди, где спуск на канатке)

- удобнее в скитурных ботинках (несложный лед до 90, короткие маршруты)

- удобнее на лыжах, но в альп. ботинках (типа микстовых маршрутов на Друа, Ле Кур, где спуск недолгий, если на лыжах)

- удобнее иметь 2 пары (цирк Монблан дю Такюль, где подъезд на лыжах очень быстрый, спуск по долине долгий, но маршруты бывают технически интересные)