АЛЬПИНИСТЫ КНИЖЕК НЕ ЧИТАЮТ
Интервью с Григорием Сидько, автором книг «Пирамида» и «Любовь и кровь в снегах и льдах».
Беседу вела Екатерина Че.
- …так о чем вы, Екатерина, хотели поговорить?
- Ну… наверное об альпинизме, о времени и об этой стране – так, кажется, называется группа в социальной сети, посвященная вашим книгам?
- Когда-то она действительно так называлась и была им посвящена, но с тех пор многое изменилось.
- И все-таки…
- Хорошо, давайте попробуем. Хотя боюсь, что буду петь для вас немного не в тоне, как писал Генри Миллер.
- Вам нравится этот ужасный Генри Миллер?
- Да, я люблю Миллера, и время от времени его перечитываю. Может, лучше поговорим о Миллере?
- Да нет уж…
- Ну и зря. Когда я читаю Миллера у меня такое ощущение, что сам я вообще писать не умею.
- И все-таки давайте сначала про альпинизм.
- Я не очень люблю это слово.
- С каких это, интересно, пор?
- С тех самых пор как убедился в том, что разные люди понимают под этим словом совершенно разные вещи. Подозреваю, что те, кто именуют себя альпинистами, плохо представляют, что о них думает так называемый народ. А мне это приходилось неоднократно выслушивать.
У меня открылись глаза в девяносто восьмом году, когда я пришел в Дом книги на Невском, чтобы поставить там свою «Пирамиду». Это центральный и самый известный книжный магазин в городе. И, кстати, один из немногих магазинов, которые вступают в отношения напрямую с авторами. В общем, я пришел к какой-то управляющей, и был послан к продавщице из отдела художественной литературы. По каким-то дьявольским законам решение о том, выставлять книгу на продажу или нет, в то время принимал продавец. Продавщицей оказалась такая неприметная, задолбанная жизнью женщина. Я дал ей книжку, и она стала вертеть ее в руках. Просто вертеть, не открывая. Глядя на ее манипуляции, я вспомнил анекдот про кубик Рубика…
- Что за анекдот?
- Это анекдот про то, как в советские войска завезли партию кубиков Рубика. Для младшего офицерского состава кубики были одноцветные, а для старшего офицерского состава - монолитные...
Так вот эта продавщица была из старшего офицерского состава. А на обложке было написано слово «альпинизм». И вот когда она его, наконец, увидела, она перестала вертеть книжку и сказала, как теперь модно говорить «знаковую» фразу.
- Какую?
- Она сказала: «Читатели этой книги в наш магазин не ходят».
- Сильно…
- То есть, в ее представлении, альпинисты это были такие люди, которые существуют только где-то в горах, в которых она ни разу не бывала. Которые носят рюкзаки и эти, как его, кошки, ходят в какие-то специальные магазины, и уж без сомнения не читают книг - потому что она никогда не видела в Доме книги на Невском человека с альпенштоком.
А я-то как раз знал, что еще буквально несколько лет назад альпинисты были, наверное, самыми частыми посетителями ее магазина! У меня было желание сказать ей об этом, но я не стал этого делать…
И вот тогда я понял, какая пропасть лежит между альпинистами и обычными, скажем так, людьми. При этом я своей книжкой как раз хотел навести мостик между ними. Мне хотелось, чтобы самый далекий от этой темы человек, взяв книгу в руки, смог почувствовать, чем это было хотя бы лично для меня…
- Ну и как, навели мостик?
- Наоборот, я в эту пропасть упал. И продолжаю падать до сих пор, потому что у нее нет дна.
- Год назад в издательстве «ЭКС» вышла ваша вторая книга - «Любовь и кровь в снегах и льдах». Какие ощущения? Что-нибудь изменилось?
- Весь этот год меня не покидает состояние дежавю.
- То есть?
- То есть ощущение, что я уже был раньше в подобной ситуации. Проще говоря, наступил на те же самые грабли. Ситуация удивительным образом повторяет историю с «Пирамидой», которая вышла четырнадцать лет назад.
- В чем именно повторяет?
- Понимаете, для того чтобы книжка начала нормально жить должны соблюдаться два необходимых условия. Во-первых, ее надо поставить на прилавки магазинов, а во-вторых, дать знать о ее существовании. Я сейчас не говорю о том, что ее надо сначала написать, а потом издать – это отдельная тема…
Так вот, книжка с повестями и романами должна стоять в книжном магазине. Но поставить книжку в книжный магазин могут только очень мощные издательства. И хотя большинство книжных магазинов на словах изъявляют желание дать дорогу всем видам литературы, на деле это совсем не так.
- Почему же вы не издали книгу в крупном издательстве?
- Я неоднократно пытался это сделать. Но издать книжку в солидном издательстве практически невозможно, если ты человек с улицы. Можно, конечно, послать туда рукопись, но мой личный опыт показал, что эти рукописи никто не читает. На сайтах абсолютно всех российских издательств написано о том, что «рукописи не возвращаются и не рецензируются». В переводе на русский – не читаются и сразу же сдаются в макулатуру. В случае присланных файлов – удаляются.
- Неужели все так плохо?
- На мой взгляд – да. Бывают, конечно, исключения, но таких случаев единицы. И это уже почти легенды, которые можно детям рассказывать. Обычная же, будничная ситуация, это когда издательство не обращает на тебя никакого внимания.
- Почему?
- Издатели хотят денег. У нас в стране от культуры хотят получать прибыль, хотя на самом деле в культуру надо вкладывать. А сейчас такое время, когда мало кто хочет вкладывать, в основном все хотят получать.
- Вы считаете себя, так сказать, деятелем культуры?
- Я просто пишу. Пытаюсь сказать то, что должен сказать. Согласитесь, было бы странно, если бы я сейчас закинул ногу на ногу и сказал, что двигаю вперед культуру…
Но это не мешает мне видеть то, что происходит в нашей стране. И удивляться, назовем это так, происходящим в ней процессам…
Вот, представьте, что в городе есть свободный участок земли. С ним можно обойтись по-разному. Можно построить торгово-развлекательный комплекс, сдать помещения в аренду «и всю жизнь получать гонорар». А можно разбить парк, поставить скамейки, и это будет в чистом виде отдача, зато люди будут там бесплатно гулять и отдыхать душой. Ну, примерно так и с культурой - если вы понимаете, о чем я…
- Чего же тут не понять…
- Да нет, просто, если хочешь показаться совершенно отвратительным собеседником, нужно после каждой фразы добавлять «если вы понимаете, о чем я»…
Короче говоря, издатели не хотят рисковать, не хотят вкладывать деньги в неизвестных авторов – зачем, когда уже есть раскрученные имена? Речи об уровне и качестве текстов вообще не ведется.
- То есть вам так и не удалось вступить в контакт ни с одним издательством?
- С одним все-таки удалось.
- С каким?
- Это было питерское издательство «Лимбус Пресс», которое первым издало Довлатова. И, кстати, Миллера. Оказалось, что там работает человек, который читал мою первую книжку. Он нашел меня по интернету и пригласил в редакцию.
- И что?
- Я отдал тексты главному редактору, он их прочел и был готов издать. После чего начались денежные переговоры с хозяевами. Причем не напрямую – хозяев я так и не увидел, не удостоился чести. По мере переговоров аппетиты издательства все время росли. Об издании за счет издательства речь вообще не велась. То есть это было возможно только в каком-то очень далеком и видимо светлом будущем…
Так вот, поначалу я должен был найти половину денег. Потом я уже должен был найти все деньги. А под конец мне предложили такие условия, которые удивили даже самих членов редакции.
- Какие условия, если не секрет?
- Не секрет. Я должен был полностью оплатить издание книги и отдать весь тираж издательству. Безвозмездно, то есть даром…
В общем, я должен был влезть в долги и потом их как-то возвращать, а издательство помимо того, что зарабатывало на самом издании, еще и получало бы все деньги с продажи книжек. Это было ново и необычно, скажем так. Такой вот современный российский бизнес. Я уже ожидал просьбы вымыть пол в редакции – ну так, заодно… Но на этом контакты с «Лимбус Прессом» все-таки закончились.
- И вы издали книгу в «ЭКСе».
- Да, я издал ее в «ЭКСе». Но это означало, что в книжные магазины она точно не попадет - у «ЭКСа» другая сфера деятельности и распространения. И мы сделали ставку на альпинистские магазины. В СНГ около ста альпинистских магазинов в тридцати городах. Мы к ним обратились. И тут произошел большой облом…
- …?
- Везде была примерно одна и та же реакция – недоумение. Происходящее напоминало старый анекдот о том, как в шестисотый «Мерседес» на светофоре врезается копейка и разозленные братки выходят, чтобы разобраться с водителем. За рулем они обнаруживают невзрачного мужичонку в очках и понимают, что взять с него нечего. «Мужик, ты вообще кто?» - спрашивают братки. «Я писатель, - отвечает мужичонка, - прозаик». «Про каких на х… заек?!» - удивляются братки…
Так и тут – звонишь в какой-нибудь альпинистский магазин, а там удивляются: про каких, на х… заек? Мы ледорубами торгуем…
Основной аргумент менеджеров и продавцов – «альпинисты книжек не читают». Причем эту фразу, буквально слово в слово, повторили, как минимум, в десяти разных городах. Я в некоторые магазины даже сам звонил – было интересно все это услышать… Единственный магазин, который сразу отреагировал положительно - это «Трамонтана» в Питере. Они закупили довольно большое количество книг. Не знаю, может «Трамонтана» разорилась на этой сделке. Давно не был в «Трамонтане»…
- Ну… менеджеров тоже можно понять. Ведь с книжки или с журнала мизерный совершенно доход, а с куртки из гортекса – весьма ощутимый…
- Это если не смотреть вглубь явлений. Потому что хорошая книжка, статья в журнале, или фильм – это как раз один из способов привлечь человека в эту тему, зажечь в нем интерес. И тогда он придет – уже заинтересованный - и купит все, что там у них в магазине продается. Но директора и менеджеры не хотят видеть этой связи, им кажется, что книги и журналы это просто балласт, который только мешает…
- Но, несмотря на это, «Любовь и кровь…» все же стоит в нескольких альпинистских магазинах.
- Ну, да. Потом мы погнали вторую волну предложений и книжку все-таки взяли еще несколько магазинов. Но это такие магазины, которые позиционируют себя как нечто большее, чем просто купи – продай: «Альпиндустрия», «Манарага», «Турин», кто-то еще, не помню.
Она попала и в несколько книжных магазинов, но это исключение из правила. К тому же там накидывают какие-то немыслимые проценты. Например, в московский Дом книги на Арбате книжка попала через посредника и в итоге продается за совершенно рекордную, астрономическую сумму. За такие деньги ее никто никогда не купит, и она будет там стоять, пока солнце не погаснет…
- Ну а что со вторым необходимым условием?
- С этим еще хуже. Альпинистских журналов и газет у нас в стране и так-то немного… В общем, если коротко, то просьбы о рецензиях остались без ответа. О книге написал только один журнал «ЭКС».
- Ну, редактор «ЭКСа» и должен был написать, ведь это в его издательстве вышла книга, это само собой разумеется.
- Но Сергей Шибаев писал об этих текстах и до этого. Он и так сделал очень много для моих книжек - причем совершенно бескорыстно, просто из любви к искусству… Я вообще считаю, что именно благодаря его усилиям они получили какое-то хождение в народ. Но отзывы в альпинистских журналах это не совсем то, что нужно для книжки с повестями и романами…
- А что так?
- Ну, как вам сказать… Вот, например, пилот Ричард Бах свою знаменитую «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» опубликовал сначала в журнале, посвященном планерному спорту. Естественно, что на нее не обратили никакого внимания. И то правда – зачем пилотам безмоторных самолетов читать повесть своего коллеги про какую-то там чайку? Было бы еще смешнее, если бы он опубликовал ее в каком-нибудь орнитологическом журнале. Может, среди любителей птиц у него было бы больше шансов…
А потом «Чайка» попала, наконец, в руки нормального литературного издателя. Результат известен…
- Кстати, недавно на сайте московского кинофестиваля альпинистских фильмов, на котором устраивался и конкурс книг на эту тему, прошла информация, что ваша книга не попала в конкурс, потому что она и не об альпинизме вовсе. Вы в курсе этих событий?
- Да, я знаю об этом.
- И как – не обидно?
- Нет, совершенно не обидно, даже наоборот.
- Почему?
- Сначала, наверное, нужно сказать о самих конкурсах альпинистских фильмов. Эти конкурсы напоминают мне олимпийские игры для инвалидов. То есть все вроде бы так же, как и в настоящих играх – зажигается олимпийский огонь, играются гимны, раздаются медали. Но в тоже время зрителя не покидает ощущение ущербности происходящего. И участников, в общем-то, в первую очередь просто жалко и без слез смотреть на это действие невозможно…
- Не боитесь обидеть множество авторов?
- Не боюсь. Мне кажется, что они и сами прекрасно понимают уровень того, что делают. И что их фильмы невозможно поставить рядом с фильмами какого-нибудь Михалкова или, там, не знаю, Лео Каракса… И на каннский фестиваль их тоже никогда не пригласят, и даже показывать по ящику это на мой взгляд нельзя. Ну, если всерьез к этому относиться. Я, конечно, не очень в курсе всего того, что снимают, но кое-что видел и речь идет, опять же о тенденциях…
То же самое можно сказать и о сопутствующих конкурсах, вроде конкурса книг. Я даже не говорю о самом вообще соревновании в таком деле как кино или литература, которое не представляется мне нормальным… Тут не понятно – а с кем, собственно соревноваться? Я не в смысле того, что мои тексты невероятно круты. Просто на этом конкурсе даже нет номинации «художественная проза», а есть только «художественно-публицистическая». Потому что игровую прозу об альпинизме в СНГ практически никто не пишет. Чтобы пересчитать - хватит пальцев одной руки. Причем некоторые пальцы могут быть ампутированы…
- Что это за термин такой – игровая проза? Никогда о таком не слышала.
- Такого термина вообще-то нет, я его заимствовал из кино. Потому что словосочетание «художественная проза» не совсем верно. Вот, в советские времена в телевизионной программке был такой пункт – «художественный фильм». Тогда даже не писали – какой именно. Это означало, что покажут «Осенний марафон», «Белое солнце пустыни» или что-то подобное. Но потом какой-то умный человек написал в журнале «Искусство кино», что «художественность» - это такое качество, которое может присутствовать в фильме, а может и отсутствовать. А на самом деле кино бывает игровое или документальное. Игровое – это когда сюжет придуман и героев играют артисты, а документальное – это когда ничего не придумано и снимаются реальные люди. Так вот игровая проза, это когда все придумано – и сюжет, и герои, и ситуации. И такой игровой прозы на альпинистскую тему есть буквально единичные случаи.
- А какая разница – игровая, не игровая? На что это влияет?
- Когда ты придумываешь сюжет и героев ты свободен и можешь копать очень глубоко – что невозможно в документальной прозе, где ты должен описывать только то, что было в реальности. При этом документ может производить чрезвычайно сильное впечатление - именно своей правдой, когда ты понимаешь, что это не выдумано, что все происходило на самом деле. Но все-таки при слове «писатель» в первую очередь приходят на ум именно те, кто так сказать все выдумывал…
- А кто сейчас еще пишет игровую прозу про альпинизм?
- Я наткнулся на пару текстов в интернете, но, на мой взгляд, все это не выдерживает никакой критики, поэтому я не хочу называть авторов. Во-первых, это просто плохо написано, ну и основная болезнь всех текстов об альпинизме – пафос. То есть, когда герои (или сами авторы) начинают говорить, как вожди краснокожих из фильмов про индейцев…
С пафосом вообще нужно быть очень осторожным. Иногда пафос органичен и не вызывает тошноты. И первые, кто тут приходит на ум это, пожалуй, Экзюпери, местами Визбор, в музыке – «Pink Floyd». Именно поэтому, кстати, «Pink Floyd» так любят использовать в любительских альпинистских фильмах. Обычно же пафос убивает все живое на несколько километров вокруг. И это всегда очень смешно выглядит со стороны…
Это все породили, на мой взгляд, средства массовой информации, которые не знают, как подступиться к этой теме, и поэтому лепят из альпинистов каких-то героев. Но многие альпинисты и сами считают себя героями…
Ну, да ладно, я отвлекся… В общем, дать знать о выходе книжки тоже оказалось проблемой. И это, если честно, удивило. Вот, например, редактор газеты «Вольный ветер» отказался давать о ней какую-либо информацию потому что, на его взгляд, из трех текстов два совсем не об альпинизме, и он не хотел вводить читателей в заблуждение и обманывать их…
- Бей своих, чтоб чужие боялись?
- Да, наверное… То есть он повел себя так, будто его просто заваливают повестями и романами на эту тему, и справиться с этим потоком литературы нет никакой возможности. И поэтому надо вводить жесткий отбор – вот это по теме, а это – не совсем по теме…
Это как с продавщицей в Доме книги. Если ты пишешь про людей в обвязках и с ледорубами, значит, ты пишешь про альпинистов. А как только герои, образно говоря, сняли лыжи, то это уже и не альпинисты совсем. И никто не понимает, в какой раздел надо засунуть такую книгу…
В этом смысле смешная история была четырнадцать лет назад с «Пирамидой» и той же газетой «Вольный ветер». Информация о книжных новинках шла там блоком из трех книг. В том номере, где была рецензия на «Пирамиду», этот раздел открывала книга «Узлы». Очень нужная, как было написано в аннотации, книга. Она состояла из картинок, где было показано, как вязать узлы. Замыкала блок книга под названием «Все электрички России». В ней были собраны расписания движения всех российских электричек. А между этими очень нужными и полезными книгами шла рецензия на «Пирамиду», в которой редактор пожурил автора, что, мол, и затянуто, и не очень интересно, и вообще писать надо лучше. Я, помню, очень долго смеялся. Ну, сквозь слезы, конечно…
- А обычные журналы и газеты?
- Туда соваться вообще бессмысленно, потому что не было выполнено первое необходимое условие. Что толку давать знать о книге, если ее нигде нет? Ну и, кроме всего прочего, статьи и рецензии в обычных газетах и журналах стоят денег. Никто не будет писать о вашей книге просто так, из любви к искусству, как это делают «свои», альпинистские издания. Хочешь, чтобы о тебе написали? Заплати.
Это же касается, кстати, и книжных магазинов. Хочешь, чтобы книга мозолила глаза на входе? Заплати. Хочешь, чтобы она лежала в новинках? Заплати. Хочешь, чтобы она была в разделе «Дом книги рекомендует»? Заплати. И Дом книги ее порекомендует. Бизнес, ничего личного...
В итоге ты остаешься со своей книжкой в абсолютной пустоте. И поражаешься каждому проданному экземпляру. И счет, оказывается, идет не на миллионы, не на тысячи и даже не на сотни. Счет идет на единицы. И это, на самом деле, правильно. Потому что книга – это общение, разговор один на один. Ты написал, другой прочитал – вот и пообщались…
- А что интернет, современные технологии? У вас же есть свой сайт, там-то что-нибудь происходит?
- Ну да, уже года три есть сайт, на котором выложены почти все мои тексты. Поначалу они были в свободном доступе, но после выхода «Любови и крови…» мы оставили только первые трети каждого текста. Те, кто хотел дочитать до конца, могли купить книгу. А где-то с месяц назад выставили на продажу полные компьютерные версии текстов. Но что-то я не очень верю во всю эту виртуальность…
- А почему ваша первая книга написана в форме сценария?
- Потому что в основе всего было желание снять фильм. С этого все и началось. В определенный момент я стал понимать, что был свидетелем совершенно уникальных событий, удивительного образа жизни и ни на что не похожих отношений, которые прямо на моих глазах сошли на нет и закончились. И нигде, ни в какой форме – ни в кино, ни в литературе - эти события и отношения не были отражены. И тогда я вдруг осознал, что должен снять об этом фильм. Я это понял в одну секунду. Это было озарение, в этот момент я переходил улицу, Невский проспект. Я ступил на проезжую часть одним человеком, а вышел на противоположной стороне уже совсем другим…
При этом я совершенно не понимал, как снимать фильмы. Про кино я тогда вообще ничего не знал. И о чем надо снимать тоже очень плохо себе представлял. Но вскоре стало ясно, что нужен какой-то предмет для разговора, то есть сценарий. И я начал его писать.
- А что с фильмом? Есть какая-нибудь надежда его снять?
- Нет. В этой жизни – нет. Хотя я готов в любую минуту все ради этого бросить. Встать в пять утра, и начать над ним работать. Но этот фильм никому не нужен.
- Скажите, а для кого вы пишете? Для альпинистов? Не для альпинистов? Для молодежи? Или для взрослых, уже сформировавшихся людей? Для кого?
- Я вам открою маленький секрет - писатели пишут в первую очередь для самих себя. Как ни парадоксально это звучит. Потому что писательство это не механический процесс записывания того, что ты уже знаешь, как может показаться со стороны. Когда я начинаю писать, то руководствуюсь очень смутными представлениями о том, что же, собственно, пишу. Как правило, это какие-то неясные ощущения и очень туманные образы. Писание текстов - это инструмент познания жизни. Жизни вообще и своей собственной в частности. Особенно это касается как раз игровой прозы, когда ты можешь делать все, что хочешь…
А вот когда авторы начинают все просчитывать, пытаются как-то подладиться под аудиторию и всем угодить, то это ни к чему хорошему не приводит. Это все методы так называемого массового искусства, то есть попсы. А ведь на самом деле все, что ты делаешь, в первую очередь должно устраивать тебя самого. А то, что может кто-то тебя и не поймет – к этому надо относиться спокойно. Ну, примерно так…
- Так как же все-таки – читают альпинисты книги? Или не читают?
- Не знаю. Не хочется верить, что нынешние альпинисты просты как три рубля и ничем в этой жизни не интересуются, кроме гор. Хотя, может, оно и действительно уже так. Не знаю. Лучше спросите об этом у них.
- Хорошо, завтра встану в пять утра и начну спрашивать... А можно не совсем корректный вопрос?
- Попробуйте.
- На что вы живете?
- А это, Екатерина, коммерческая тайна…
- Знаем мы ваши коммерческие тайны. Вагон алюминия продали - и на Мальдивы, писать очередной бестселлер. Так?
- Ну да, что-то вроде этого…
- А если серьезно - можно ли заработать писательством? Литература приносит какой-нибудь доход?
- Занятие литературой не совместимо с жизнью. Для меня издание книжки – это каждый раз финансовый провал и долги. Ну и потом написание романов и повестей требует кучу времени. И нужно выбирать – либо ты идешь на работу, где будешь получать зарплату, либо остаешься дома и пишешь, но ничего за это не получаешь. Потому что невозможно заниматься делом между делом. У меня, во всяком случае, так не выходит. Известный писатель и сценарист Юрий Арабов сказал как-то, что писатели скоро превратятся в городских сумасшедших. И оказался прав - уже превратились. Ну, если вы понимаете, о чем я…
21 марта 2013 г.
194
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Привет из Таджикистана!
У нас действительно все ОЧЕНЬ плохо с литературой про альпинизм. Хотя ее и не скажешь, что мало.
Да, продать почти невозможно. Все, что смогут - скачают бесплатно.
Знаю нескольких человек, способных написать отличные книги - "Игровую литературу", но... по указанным выше причинам не напишут. А мы не прочтем...
Позабавило про "полезность" :) культура в новейшей России давно относится к категории бесполезного.
Но, с другой стороны, что видим: есть дядька, который пишет. Хорошо пишет, замечательно... Но а) его книги не печатают; б) если печатают - то не берут в книжные магазины и в альпинистские, впрочем, тоже; в) если даже и попадают, то альпинисты книги не читают. Вокруг прям таки сплошное невежество, безвыходный круг... Может по-другому нужно на это смотреть? Может в этом великая сермяжная правда, смысл русской интеллигенции?
Не, можно конечно, и в инете прочитать, но лично мне приятней в горах поплевать на палец и перелистнуть прочитанную страницу)))))
А фразу " АЛЬПИНИСТЫ КНИЖЕК НЕ ЧИТАЮТ"-в анналы.Теперь будет отмазка,если что не читал :-)
Меня часто спрашивают, когда сведу в книжку, все , что наваял.
Объяснять так точно и пространно, как это сделал Григорий, нет желания и времени.
Отвечаю - скоро, вот-вот, именно сейчас этим и занимаюсь:-))
Теперь можно посылать почитать это интервью:-)
А если читают то такое, что лучше б и не читали.
Можно встретить и хорошую книгу, но она как правило на такой бумаге, что больше одного раза не перелистаешь.
Сейчас в И-нете читают, и правильно.
Утерять культуру проф.писателя просто, восстановить если и получится, то нескоро.
Поэтому пожелание Григорию: пиши, умеешь,
но не надейся на это как ещё и на заработок.
В топе пошлость и скандалы, лучше держаться от этого подальше.
Сложилось впечатление, что автор хочет просто отдать книжку, и чтобы ее и напечатали, и разрекламировали, и продали еще и заплатили:)
При большом желании и правильном подходе возможно все:)
Не получилось с издательствами, издайте сами, самое главное сделайте хорошую зазывную рекламу, красивую обложку, платные рецензии, реклама в интернете и т.п. Сначала в альп.магазины нужно не звонить, а встречаться лично с руководством, договариваться, объяснять почему стоит ее продавать, и как продавать, предлагать взаимовыгодные условия и не наставать на выкупе книг, оплата по факту. Электронное издание, еще сильно дешевле, проще и выгоднее. И все получится:) И еще вариантов придумать можно)
Но это так, лишь мои может слишком оптимистичные мысли)
в торговле такое отношение ко всему, не только к книгам.
надо ездить по магазинам и доказывать что книга нужна.
Телефон- это отказ, тут и говорить нечего.
Ну или можно поступить, как Лимонов- вставляешь в книгу оральный секс с негром инвалидом ,
или жирной, борющейся за права женщин, лесбиянкой на седле Эльбруса-
и оглушительный успех во всем мире обеспечен.
***
и руководством, как до нее и ее 33 подружек-девственниц, замерзающих в фумароле, добраться без гида и СМС...
*****
Дело не в девственницах, а в том, как пробиться на рынок.
вроде бы магазины завалены литературой- почему нет хода новым хорошим книгам?
Лимонов для этого использовал скандал , откровенную книгу где был и вышепомянутый оральный секс с негром.
В итоге книга была опубликована и получила мировую известность.
Судя по реакции на пост, кой кто вообще не понял, о чем речь,
значит, далеко не все альпинисты читают и знают литературу:)
-******
В этом плане есть яркие примеры "Скалолаз" и Рэмбо"
потрясающая природа и на ее фоне стадо тупых людишек,
которые ничего не замечая, долбят друг друга и гоняются за заветной мечтой идиота- чемоданом денег.:)
которые ничего не замечая, долбят друг друга и гоняются за заветной мечтой идиота- чемоданом денег.:)
Классно. Одной фразой описали 60% фильмов 80-90-х:)
***
я то кино не смотрю, в силу маразма,
но рад, что в 2000х и 2010х все иначе:)
Кстати вот довольно противно смотреть и Рэмбо и Скалолаза из за этого.
красота и сила природы неимоверная, и в этой красоте злобные глупые люди бегают друг за другом .
И, тогда все сказанное будет еще пессимистичнее :-((
Я часто получаю книги из Москвы, Питера. Беру не по одной, чтобы просто подарить друзьям. Остатки выставлял на продажу в магазины альпснаряжения. Ни я, ни магазины никакой накрутки не делали, за что купил, за то и выставляли.
Книги лежат по году, выгорают на витрине, цена мизерная - никто не покупает:-((
Сам замечаю что читать стал наверно, раз в 10 меньше.
Молодежь, кажется, вообще не читает.
видны задатки глубокого литературного критика (в хорошем смысле). Вот а меня в ин-ете в свободном доступе есть
рассказ "Улитка", где улитка по сюжету приносит гл. герою позитива больше, чем альпинизм. К тому же он и "игровой".
Теперь ломаю голову: а вдруг открыл новое литературное направление. Это в продолжение темы о переизбытке героизма... . А обида, как минимум, отвлекает от творчества. Дорогу осилит идущий! Ну, типа, как в горах.
И все-таки книги читают, и свидетельством этому фотография.
Все зависит от автора и содержания. Есть "техническая" альпинистская литература, в которой герои, словно роботы, а есть литература, где горы являются фоном для раскрытия истинно человеческих качеств тех, кто породнился с горами, для кого они не средство удовлетволрения собственных амбиций, а нечто больше и духовней. И это, как утверждает "xron" не может уйти в прошлое.
В последнее время я прочитал с огромным интересом книги Фризона-Рош "Первый в связке" и "В снегах Монблана", "Стена. Перерезанная веревка". Это настоящие книги об альпинизме, без эпатажа и надрыва.
Герои этих книг не супермены, а люди со своими слабостями и недостатками, а поэтому и привлекательны. Такие книги хочется перечитывать.
В книгах Кузнецова нет книги о Кавуненко.
А книгу "Как будут без нас одиноки вершины" Владимир Дмитриевич написал сам, там Кузнецова только предисловие на 2=х страницах :-)
Не сравнивают мемуары Льва Толстого и романы Льва Толстого )
Не считая, конечно "Классификационной таблицы горных вершин СССР" :-))
Да и за рубежом не густо...
В рядах альпинистов нет Толстых, а такие глыбы, как Толстой в горы не лазят.
Надо выбрать в Библиотеке всю художественную прозу и показать, что было наваяно.
Но, если присмотреться, на этих страницах Поволяев цитируется гораздо чаще, чем Солоухин:-)
Может, в этом что-то есть?:-)
Я-то считаю Адыгене чуть ли не лучшей из того, что написано об альпинизме. Аннапурна Эрцога, Эверест Роста... Хотя по классификации мэтра это всего лишь "документальная проза".
Очень уважаю Владимира Дмитриевича, слушать его рассказы можно сутками напролет, а книга получилась суховатая. У Владимира Николаевича читается лучше, хоть рассказы Кавуненко местами даже более экстремальные, насыщенные.
Думаю, В.Д. надо было привлечь профессионального писателя (как это сделал В.Н.), и книга была бы более привлекательна. Ну, это мое сугубо личное мнение:-))
Не могу сказать, что книга суха! Я читал книгу Шатаева после книги Кавуненко... И должен сказать, что сначала.... разница повествования мне не сильно понравилась, не в пользу Шатаева. И вы знаете, похоже всю разницу можно описать одним абзацем из книги Кавуненко (дело касается не только книги):
Поднялись мы на плато. В пещере на 6200, что вырыли ребята из Киева, сидит Ася Клокова, украинскаяальпинистка. Сидит грустная, её не взяли. Если бы не были заявлены на первенство, мы бы взяли её с собой, но, сам понимаешь, состав группы менять нельзя. Пещера на 6200 шикарная, украинские альпинисты готовили рекордное массовое восхождение на высшую точку Советского Союза. Шли они со стороны Грузинских ночёвок, из Березовой рощи. Мы в этой пещере переночевали, на следующий день вышли на акклиматизацию и на первом этом выходе у нас «сварился» Саша Воронов. Да так, что нам пришлось спускать его ниже пещеры, в базовый лагерь. Думаю, это просто горняшка, судя по его самочувствию на Мраморном ребре. У него с высотой не особенно... Низковат потолок.
Остались мы втроём. Втроём так втроём — вперед! Не выходя на предвершинный гребень, где-то на 6800 сделали пещеру, переночевали. А там уже и Володя «поплыл», и Пискулов тоже. Горняшка. Высота большая.
— Шатаев в своей книге две главы об этом написал, а ты больно краток: этот «поплыл», да этот.
— Чего тут скажешь? Володя свалился в пещере и доходил, пока я ему в руки пилу не сунул. А как стал снежные кирпичи выпиливать, чтоб загородить от ветра вход в пещеру, так ожил. Я его знаю, не первый год в одной связке. Пискулов предлагал его спускать, а я говорю: «Ты его не знаешь». И Шатаев, сперва на колени, потом на ноги встал. Тут Пискулов забрался в мешок, дышит тяжело, с хрипом. Был момент, был, что говорить... Но год подготовки, семь километров уже внизу, под ногами, я тогда Пискулова встряхнул, и ему пилу в руки — давай работай! И он молодец. Выполз из пещеры. Я заставляли себя и их активно двигаться. У Шатаева в книге, помнишь? Он рассказывал об этом нашем восхождении на пик Коммунизма, что была борьба за активный образ жизни, вплоть до применения нецензурных слов.
Как-то так)) Где у Кавуненко одна фраза - там у Шатаева - художественный абзац, а то и страница:) Но это, в общем - ни кому не в минус. Интересно было читать обе книги. Перечитывал несколько раз.
*****
Получается абсурдная ситуация- книжные магазины забиты самой разной литературой,
а вот новое пробиться никаких шансов не имеет.
Что это означает, что литература кончилась?
Зарегиться на Риске и публиковать статейки, а повести частями со ссылкой на свой сайт или страницу на к-нить ресурсе.
Благодарный читатель ему здесь будет, да и критиков понабежит, только успевай отмахиваться.
Бумажная книга - уже в белых тапочках в предсмертном обмороке, если пока ещё держится на учебниках, рецептах кухни, дома, секса,
медицины, то с развитием планшетов лишится и этого.
Вот какие книги будут покупать рисковчане? -
карты, гайдбуки, может к-нить краткие методические указания по техническим вопросам
на крепкой бумаге, стойкой к намоканию, перегибам.
Я не противник технического прогресса, но есть непередаваемое ощущение магии
в классической книге. Я храню сборник стихов Ю.Визбора с засушеным эдельвейсом с поляны Москвина.
Этот с борник совершил три высотных восхождения. Как отказаться от него?!