Аспекты лавинной безопасности вне подготовленных склонов!

Пишет maxtreme, 27.03.2013 18:26

Во многих горных районах нашей страны и всего северного полушария уже наступает весна! С грядущим потеплением степень лавинной опасности в горах повысится, будьте внимательны на склонах, берегите себя и своих друзей!
Одной из главных наших проблем и опасностей вне подготовленных трасс - являются лавины! Здесь, вдали от подъемников, курортов, спасателей, вся ответственность за решения которые мы принимаем, лежит полностью на нас самих, на группе, в которой мы катаемся!

Цель всех инструкций по безопасности - помочь Вам не попасть в аварийную (критическую) ситуацию, грамотно оценивать уровень риска и вовремя распознать сигналы тревоги!

Предварительная подготовка (перед поездкой в горы)

1. Рекомендуется пройти курс по лавинной безопасности (хотя бы начальный уровень знаний). Желательно получить практические навыки в работе с лавинным снаряжением!

2. Собирать и анализировать информацию о снежных лавинах. Книги, статьи, фильмы, интернет и т.п.

3. Перед поездкой подготовьте свое лавинное снаряжение и потренируйтесь в своей группе на практике, используя методы поиска лавинным датчиком, зондом и лопатой по алгоритму проведения спасательных работ при сходе снежной лавины.
4. Получение дополнительной информации. Узнайте у своих друзей (тех кто там был) о районе в который вы планируете поехать, его особенностях рельефа, снега, погоды. Проконсультируйтесь в лавинной и спасательной службе. Скорректируйте свои планы (маршрут) относительно снеголавинной обстановки и метеопрогноза!

5. Значение "Человеческого фактора". Как правило, несчастные случаи происходят по причине того, что "жертвы" или недооценили риск или переоценили свои возможности (способности) в оценке лавинной опасности. Стремились принимать критические решения, основанные на человеческих желаниях и предположениях, а не анализе ключевых, фактических данных.

В горах (на склоне, на маршруте)
1.Оцените снеголавинную обстановку (накануне и в момент вашего выхода, за последние 24 часа).

- Визуальные наблюдения – где, на какой ориентации склонов видны следы сошедших лавин.

- Проанализируйте метеоданные – количество выпавших осадков, температуру, скорость и направление ветра, метелевый перенос.

- Проведите тест на стабильность снежного покрова (непосредственно на склоне вашего катания, восхождения, путешествия).
2. Оцените лавиноопасный рельеф – крутизну склона, гребни и скальные выходы, безопасные места для сбора всей группы.
3. Имейте при себе лавинное снаряжение – лавинные датчики, зонды, лопаты и т.д.

4. Если вы сомневаетесь в стабильности склона, но вам необходимо его пересечь, то сведите к минимуму возможный риск,
пользуясь правилами поведения на лавиноопасных склонах.
Аспекты лавинной безопасности вне подготовленных склонов! (Ски-тур, backcountry, off piste, freeride, лавины, снег, вне трасс)Аспекты лавинной безопасности вне подготовленных склонов! (Ски-тур, backcountry, off piste, freeride, лавины, снег, вне трасс)
5. При ухудшении метеоусловий погоды (туман, снегопад, дождь, сильный ветер и т.д.) выход стоит отложить и переждать, если вы уже находитесь на маршруте, то имейте запасной план отхода (продуманный заранее).

Вот всего лишь несколько из типичных совершаемых ошибок на лавиноопасном склоне!

- Люди верят, что если они уже катались в этом месте и с ними ничего не случилось, то так и будет всегда;

- Эффект комфортности ( Значение "Человеческого фактора" );

- Стресс (усталость);

- Желание показать (доказать) свое мастерство;

- Одновременный спуск всей группы;

- Давление мнения группы;

- Чрезмерное доверие к гиду (он тоже человек!)

- Конкурентность (погоня за снегом);

- «Победить любой ценой»

- Врожденное презрение ко всякого рода запретам;

- Последний день катания;

- Ухудшение внешних (погодных условий);

- Доверие чужому следу (204 из 298 случаев – лавины в зоне катания);

- Лавинное снаряжение (ложное чувство уверенности)

И в заключении, хотелось бы привести слова Монтгомери Отуотера (из книги "Охотники за лавинами") :

"Горы, погода, снег - это конкретные величины, которые можно наблюдать и измерять. Они подчиняются определенным физическим законам, даже если мы не знаем всех этих законов. Они могут быть понятны. Но человеческую натуру понять нельзя. Человек более сложная проблема, чем сами лавины!!!"