О неудачной попытке восхождения на Музтаг-Ату в августе 2012. Дневник.

Пишет Almazoff, 17.03.2013 17:18

Первая часть дневника (киргизская) была опубликована на Риске 23 января. Вашему вниманию альпинистская часть и релаксационная.
О неудачной попытке восхождения на Музтаг-Ату в августе 2012. Дневник. (Альпинизм, кашгар, киргизия, нарын, перевал торугарт, бишкек, музтаг-ата, китай, памир)

1 августа

Утром в супермаркет, за продуктами, закупились на 400 юаней. Своего рода ребус понять, что за продукт скрывается под упаковкой. Должно всего хватить – сухофрукты, ветчина, сладкое, йогурты, бичпакеты и прочее. Купил себе симку Чайна Мобайл, звонить за границу с нее не могу, нужно получать специальное разрешение на это и положить депозит 300 юаней, но СМС отправлять могу. Погрузившись всей группой в авто, заехали в старый центр города, в район Желтой мечети, самой большой в Китае. Погуляли часик вокруг, купили лепешек, инжира. Обедали пловом и дыней в деревне в 45 км от Кашгара. К пяти часам приехали в поселок Субаши, по пути миновав еще один чекпоинт, наличие военных связано с близкой границей 4 государств: Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Киргизия. Вершин Музтаг-Ата и Конгур не видно из-за облаков. Снега на склонах Музтага много. Нас разместили в стационарной бетонной юрте с деревянной крышей. Ужин был скуден, но в целом вкусен. После ужина появился Игорь Карабин, местный представитель «Гор Азии», общительный гид из Львова.

2 августа

Завтрак еще более скуден чем ужин. Загрузили джип идущий в БЛ (базовый лагерь) нашим барахлом. По программе были обещаны верблюды, но в Китае не стоит чему-то удивляться, устанешь от этого очень быстро. Не спеша выдвинулись в сторону БЛ. По пути я начал слушать в плеере лекцию Славы Ермолина по основам буддийской философии. Автандил задал мне вопрос о том, что я слушаю, и провоцировал меня на религиозный диспут. Я не поддался, но не буду скрывать, Авто меня «зацепил». Лекцию не дослушал, потому что доломал во время переправы через речку наушники. Прошагали за 3,5 часа 17км с набором высоты в 500м. В БЛ нашли ответственного «экстримли бизи» Акбара. Он выдал нам палатку с поломанными замками и надувные матрацы. Обед и ужин снова скудны, без мяса, хлеба и десерта. Акбар сказал, что все кончилось вчера и все будет завтра. В перерыве между приемами пищи дочитал книгу Стивена Кинга «Игра Джеральда». В целом фигня. Но снова обратил внимание на то, как реагирую на придуманные кровавые сцены, что в кино, что в книгах. Впечатлительный наверное, с тонкой душевной организацией, хотя позавчера вид только что погибшего яка, со всеми вытекающими анатомическими подробностями, не вызвал во мне рвотного рефлекса, только печаль. Последнюю книгу Кинга я читал, когда мне было лет 18.

Подошли два киргиза Турдыбек и Абубекир, предлагая услуги портеров. Как я понял, ребята могут решить ряд вопросов в обход Акбара и за меньшие деньги.

В целом мне нравится наша команда. Много о чем можно со всеми поговорить. К примеру два врача Авто и Эрик. Спросил у Эрика, который где только не работал по миру за последние 20 лет, про лихорадку Эбола. От нее несколько недель назад в Уганде погибло 9 человек. И врачи до сих пор не могут установить источник этой болезни. Надо поспрашивать Эрика про паразитов.

3 августа

Вы едите на завтрак картошку в «мундире»? Мы едим! Собрали рюкзаки и выдвинулись в первый лагерь на 5300. Сергей отстает, но гребет потихоньку. До 5300 можно дойти в треках, если снег не раскисший. Познакомился с немцем Томасом Лаемле, гидом из DAV Summit Club. Они с Максутом Жумаевым вместе ходили на Манслу. В лагере поставил палатку, заварил чаю и стал дожидаться Сергея. Пообщался с киргизскими портерами. Хоть и дремучи, но далеко не просты. Был приглашен одним из них в аул на распитие кумыса. Спросил, есть ли у него сестра, на что он тут же спросил, женат ли я? Дождавшись Сергея, уже в ботинках, без рюкзака, поднялся за час еще на 500м. Вечер коротать за книгой Сорокина «Норма». Самочувствие сносное, посмотрим на сон.

4 августа

Голова болела ночью, но терпимо. В сон иногда проваливался. Всю ночь сыпала крупа, поэтому было не холодно. «Проснулся» в 7.00, глотнул водички, собрался и вниз. Насыпало около 20 см снега. В БЛ все мнутся, не нравится им погода, но все равно вся наша оставшаяся компания потопала наверх. Портеры недовольны – всего 13кг груза по 4$ за кило. Не хотят ходить порожняком. В БЛ много литовцев и чуток русских. Опять почерпнул из общения много полезной информации. Литовцам не повезло в самом начале программы. Из-за задержек с пермитом они куковали возле озера Кара-Куль, что между Музтагом и Кангуром, к озеру возят всех кашгарских туристов. Естественно литовцы захотели погулять от скуки, заодно акклиматизироваться. Через 2 дня прогулок к ним прибыли военные и «штрафанули» каждого на 2000юаней, за несанкционированные прогулки. К ужину вернулись четверо наших, промокли. Погода ни к черту.

5 августа

Не спеша поднялся в первый лагерь, перекусил, заварил термос чая и выдвинулся во второй лагерь на 6200. Сегодня я один такой герой. Тропу, порой выше колена, в снегу делал сам. За 6 часов добрел до лагеря. Действительно устал. Замерзшего аккумулятора на сотке хватило на пару фраз. Пока ставил палтку, чуть не отморозил пальцы. К трем ночи пришлось пить таблетку от головы, только после этого провалился в сон-забытье.

6 августа

В 8 утра стал потихоньку отходить ото «сна». В 9 вышел вниз, тропа, которую героически топтал вчера, отсутствует. Туман, но не холодно. В районе трещин пришлось ждать разрывов в тумане минут 20, чтобы найти дорогу. В первом лагере движуха, все собираются во второй. Где вы были вчера все?! Сергей тоже идет во второй, ну ему то по-любому проще, палатка во втором лагере для него уже стоит. В БЛ согрел местного пива, чтобы полечить появившейся кашель. Идет дождь, промозгло. И такая погода по прогнозу еще неделю. Позвонил в Кашгар, китайцы встретили еще одного нашего россиянина, завтра привезут его в Субаши. Мне как турлидеру нужно идти встречать его. Снова пообщавшись с грузинами решил как-нибудь смотаться на недельку с супругой в Грузию, попить вина, покушать хинкали, послушать тосты, сходить на Казбек, в конце концов.

7 августа

Директор Кашгар Маунтинеринг Адвенчурес (КМА) Кием, сказал, что еще одного клиента из России привезут в Субаши в 13.00. В 11.00 я побежал вниз, в 13.00 был на месте. В итоге встретил клиента только в 17.00. Наобщался вдоволь с киргизами, моего знания казахского конечно не хватает, но помогая жестикуляцией, можно на разные темы поговорить худо-бедно. Был местный киргиз Аятола, гид, с высшим образованием, что в этих краях у киргизов большая редкость, немного говорит по-английски. Его девушка из Киргизии прислала ему смс: «sen dalbaeb!», я чуть не обоссался от смеха. Киргизов в СУАР 200000, таджиков 30000, уйгуров 9млн. Все дружно не любят китайцев и друг друга. К девушке Аятола не может поехать из-за отсутствия паспорта, а паспортов у граждан Китая не так уж и много. У большинства есть аналог нашего УДЛ. Возле Субаши сломались таджикские дальнобои с золотыми зубами. Пришлось поработать толмачем. Пока дожидался клиента, успел поесть лагман за 20 юаней и поспать на топчане возле «буржуйки». Киргизы разводили на деньги за провоз клиентского багажа до БЛ, типа вы нам заплатите 500 юаней, а директор Кием вам потом эти деньги вернет. Ну со мной такие варианты не прокатывают. Дошли до БЛ за 3 часа. Клиенту идется тяжеловато. Поужинали, по 100 грамм за встречу и спать.

8 августа

Что этой, что прошлой ночью, снятся женщины, а это хороший знак. А вот то, что опоздал клиент с заездом, не очень. После завтрака в столовой палатке «совет в Филях». Клиенту, по предварительной раскладке, гора не светит. Если я работаю с этим клиентом все время, а я работаю с ним согласно предварительным договоренностям, то мне тоже не светит. Исходя из начальных планов, мы приехали не за вершиной, а за опытом Большой горы. Так что всех устроит любой результат экспедиции. Фигня война, главное маневры! Пообщался с начальником лагеря Акбаром (запомните это имя!), скользкий уйгурский тип, но в целом здравомыслящий. Такие как он за «веру, царя и отечество» любого закапают не раздумывая… Вышли после обеда в первый лагерь, клиент идет тяжело. Вечером прекрасный закат с облаками.

9 августа

В меру холодная ночь. Клиент блевал пару раз. Просыпались медленно и неохотно. С восходом солнца пошли вниз. В Базлаге, рядовой мастер спорта из Москвы Володя Задохин, спустившийся после акклиматизации, предложил выпить пива. Пиво растянулось на весь день, перемежаясь обсуждением планов на ближайшие дни и разговорами на разные темы.

10 августа

День отдыха и ожидания, сходивших вчера на вершину литовцев и прочих русскоязычных. Часик прогулки к языку ближайшего к лагерю ледника. Разговоры, разговоры, разговоры… Эрик дал визитку, его квартира в центре Парижа недалеко от Нотердама в моем распоряжении в любое время. Поживем – увидим. Спустились ребята с вершины. Видимости не было, шли по GPS, лыжники делали тропу снегоступщикам. Сходило 8 человек.

11 августа

С утра нет погоды. Прогноз на ближайшие дни отвратительный. Клиенты после обеда печально побрели в первый лагерь. До этого мы терли с киргизами за 3 пары снегоступов, сошлись на 900 RNB за весь срок пользования. В обед печальная новость, на пике Победа на высоте 7000м «ушла» вниз с карнизом «звездочка» российского альпинизма Даша Яшина. С Дашей мы стояли на вершине вулкана Охос-дель-Саладо в Чили в феврале этого года. Завалился спать после обеда с тревожным чувством, драгоценная Сангха сегодня поехала на Или, купаться. В итоге из разговора с женой, перед ужином, узнаю, что наши две Катерины чуть не утопли на «зубе». Чуть-чуть, как говорится, не считается, все обошлось. Из-за новостей и погоды настроение совсем не боевое. Акбар в конец оборзел. Но этого и следовало ожидать. «Сегодня вкусный плов (на самом деле), я вам его на стол поставил, а кипяток, вы сами знаете, где брать». И таких примеров всю дорогу навалом.

12 августа

Погоды нет, очередной прогноз снова не в нашу пользу. Володя из Москвы просит снять его палатку со второго лагеря. Грейдон сидит во втором, по связи сказал, навалило много снега. Думаю, что наша программа тоже будет сворачиваться. Группа австрийцев сегодня вниз, их облепили киргизы, стараясь выменять одежду и снаряжение на свои побрякушки. Вчера пришлось нарычать на этих аборигенов. Вышел часиков в 11, потихоньку дошел до первого лагеря, а там клиенты, которые и не собирались выходить во второй. Ждут, когда им протопчут тропу наверх. Оно и понятно, снега много, людей идущих вверх нет. Пришел Саня Никишин из бишкекской Тянь-Шань Трэвэл с десятью австрияками. Будут двигаться завтра вверх по погоде. А погоды как не было так и нет… Завалился спать в палатке грузин, предварительно накормив клиентов ужином. Ночью снег и гроза.

13 августа

День душевных терзаний. Погоды нет, снега наваливает все больше, в кулуаре в зоне трещин есть опасность схода лавины. Из лагеря 2 по GPS спустилось несколько групп, видимости ноль. После обеда показались 2 заблудившиеся по пути вниз полячки, ушли с основной тропы в сторону здоровенного обрыва, вовремя поймали «окно» в непогоде и вышли кое-как к лагерю 1. Вечером распогодилось! Но ненадолго… Ночью снова снег.

14 августа

Утром сносная погода, рискуя, можно пробиться толпой в лагерь 2. Настоятельно рекомендую клиентам не «мучить котенка» и спускаться вниз. Но они в последний момент решают идти с австрияками наверх. Ну… Я их предупредил. Свернул лагерь и нагруженный спустился в Базлаг. Эрик звонил Грейдону из Кашгара, говорит, что в городе какие-то демонстрации, забастовки. Игорь с Володей и грузинами еще вчера уехали в Таши-Курган, отъедаться и отмываться (по плану на сутки).У Игоря какие-то проблемы с паспортом, так что в связи с беспорядками в Кашгаре может встрять. Часам к пяти в Базлаге, равно как на всей горе, снова накрывается медным тазом, хотя она и не улучшалась за эти дни особенно. К ужину вернулись ребята из Таши-Кургана, знатно они повеселились!

15 августа

Как обычно, снова нет погоды. Читаю, жду развития событий. После обеда спустились из второго клиенты. Принимаем решение ехать завтра в Кашгар, и не мы одни. Грузины перегорели тоже. Отметили завершение программы бутылочкой коньяка.

16 августа

Утром погрузили баулы на джип и за два часа спустились в Субаши. Успел перед выходом выторговать у киргизов зеленый камушек, торговался ради спортивного интереса. В 12 выехали из Субаши, доехали за 4 часа. В гостиницу нас заселил водила, а вот представителя фирмы мы так и не дождались, дозвониться до него тоже не можем. Беспорядков в городе никаких не было, были похороны какого-то местного религиозного деятеля. Помылись и пошли ужинать, вначале к китайцам, потом к уйгурам на шашлык. Директор фирмы позвонил сам, на 6500 под снегом рядом с палаткой нашли мертвого австралийца. Видимо умер от сердечной недостаточности. Умер по подсчетам дня 4 назад, пока никто из-за погоды не мог прорваться выше второго лагеря. Странно, что его никто не хватился в базе, я о его существовании вообще не знал. Во что значит совершать восхождения в одиночку.

17 августа

Прогулка по городу, по центру, по старому городу, вокруг круто подсвеченного ночного озера. Ужин в китайском заведении, где набираешь разнообразных продуктов нанизанных на шпажки и варишь в тазике с бульоном, который в центре стола греется на газу. Цена формируется по кол-ву шпажек.

18 августа

Европейский завтрак в Каракорум-кафе, с кофе, чизкейком и пиццей. Цены в 2-3 раза выше (в целом по счету) чем в традиционных китайских и уйгурских заведениях. Но если вы не готовы плакать от обилия перца в организме, сидя утром на унитазе, то Каракорум-кафе для вас. Находится на Симан роад, рядом с Желтой мечетью. Есть WiFi и куча иностров, с которыми можно как минимум хотя бы поговорить на английском. Еще одно место, где могут обслужить вас на английском языке – Джонс-кафе, в отеле Симан, что на территории бывшего консульства Российской Империи. Джонс-кафе в путеводители Lonely Planet с 1988 года. Хозяин Джон (китаец) помогает решать всякие туристские проблемы. В кафе у Джона мы отметили завтрашний отъезд наших московских друзей. Грузин мы проводили утром.

19 августа

Съездили в аэропорт, проводили москвичей. Пообщался с директором местной принимающей фирмы. Австрала спустили, лежит в морге в Кашгаре, решают вопросы со страховой, с посольством, с родственниками. Высказал директору (уйгуру) недовольство по поводу обслуживания и мусора в Базлаге. Все сваливает на китайскую администрацию. Купил в супермаркете сувениров в виде рисовой водки, чая и прочих сухофруктов. За все отдал около 3000 тенге. К вечеру вернулись с горы остатки нашей группы. Никто на вершину не сходил из-зи непогоды. Энрико поучаствовал в спуске австрала. Начальник Базлага Акбар снова показал свои лучшие качества. Обычно терпимые экспаты готовы набить ему морду. Поужинали на найтмаркете, очень вкусно и экзотично.

20 августа

«Отличная» новость – граница все-таки закрыта, и мы выезжаем только 22-го. В связи с этим у Грэйдона сгорает вылет из Бишкека. Плюс у одного из москвичей в аэропорту Урумчи всплыла очередное китайское, как бы помягче выразится, разводилово – вместо оплаченного в Кашгаре бизнес-класса полетел экономом. Китай – страна чудес! Поехали в положенный по программе сити-тур. Центр города, Желтая мечеть, которая собирает трижды в год до 60000 человек, по площади двенадцатая в мире и первая в Центральной Азии. Снова старый город. Сандей-маркет (по сути аналог нашей барахолки) не работает по случаю Рамадана. Самым интересным местом на сегодня стал мавзолей Апак-Ходжи, суфия, последнего объединителя уйгуров в эпоху «Великих Моголов». Место сравнимое по красоте с Бухарой и Самаркандом, только менее отреставрированное. Во время объединения уйгуров Ходжа обращался за помощью к Далай-Ламе и эту помощь, в лице войск, получал дважды. Обедали мы в дунганском кабаке, уйгуры не едят китайскую еду, но дунганскую, которая по сути та же китайская, едят, поскольку дунгане братья по вере. Дунгане – это русское название народности, поскольку самоназвание на русском звучит не очень прилично. Народность Ху-И живет в основном в самой бедной провинции Китая – Ганьсу. Поужинали снова на ночном базаре. Не могу больше есть эту китайскую пищу.

21 августа

Желудок работает со скрипом. Сколько можно его терзать!? Надо устроить сегодня разгрузочный день. Почитал «Форбс-Россия», много интересных статей. Не думал, что меня подобные материалы когда-нибудь заинтересуют, а вот туда же. Прогулка на 4 часа через местный ЦПКиО, мимо памятника Великому Кормчему - второму по высоте памятнику Мао в Китае, с катанием на «Чертовом» колесе в районе озера. Самое интересное место – отдельно стоящий на глиняном холме возле реки так называемый «Город Мастеров», один из сохранившихся кварталов старого города. Извилистые узкие улочки, глинобитный хаос двухэтажных строений. Рекомендовано к посещению, охраняется Юнеско, вход платный, но я по своей неинформированности зашел в квартал со стороны выхода. Заглянул еще к двум сохранившимся мавзолеям, в отличие от мавзолея Апак-Ходжи они в убогом нереставрированном состоянии. Прогулялся по типичному китайскому микрорайону. На примерно 50 четырехэтажек всего один въезд с главной улицы. Как и у нас, проблема со своевременным вывозом мусора.

22 августа

Границу после празднования Рамадана наконец-то открыли. По пути к границе купили в дорогу вкуснейших уйгурских лепешек. На чек-поинте съемочная китайская группа берет интервью у иностранных туристов, типа как вам все у нас понравилось, просят туристов улыбаться и лукавить. Познакомился с одной интересной иранкой по имени Махса, живущей в Испании. Обещала помочь с организацией восхождения на самый высокий вулкан Азии Демавенд возле Тегерана. В Нарыне, в том же гостевом доме, радости наших желудков не было предела! Наконец-то привычная вкусная еда и не вонючая водка, хе-хе. Решили не останавливаться в Нарыне на ночь, поскольку у наших европейцев был шанс опоздать на рейс из Бишкека. В районе часа ночи оказались в гостинице Горы Азии, искупались в бассейне и баиньки.

23 августа

Приятно пообщался с директором киргизской фирмы Аленой Дудашвили, обсудил все плюсы и минусы тура. Она мне предложила быть представителем турфирмы в Кашгаре на будущий год. На такси до границы за 500 сом и дальше на такси до дома за 2500 тенге. Китая было слишком много! Теперь отдыхать.

Больше фотографий с горы здесь, с Кашгара вот здесь.