В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году

Пишет uz89, 09.03.2013 11:39

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

Этот первый в моей жизни перевал я запомнил навсегда. Это было первое знакомство с Узунколом, первый выход на ледник, первый спуск в Сванетию.



О том как у моих "предков" родилась мысль отправиться в горы можно прочитать здесь
http://www.risk.ru/users/misha73/196549/

В 1983 году мы переходили через Клухор. Это был первый поход в горы куда родители взяли меня и моих двух сестёр. Не имея опыта горных походов они решили начать с простого. Перевал был завален снегом (была середина июня), из-за метели ориентироваться было непросто, следы плановиков замело и мы чудом нашли дорогу. Снег кончился только на Клыче.
Снаряжение взятое на Клухор было тяжелое и неудобное, поэтому родители решили к следующему походу подготовиться основательнее.
Были куплены 3 "Ермака", а для меня и сестры (мы близнецы) ГДР-овские рюкзаки на станках, объём которых был увеличен вшитыми клапанами. Карематы найти не удалось, но были сделаны коврики из паралона и запаяны утюгом в плёнку. Для каждого коврика был мешок сделанный из яркой ткани с парусами и волнами (Таллинская регата) оставшейся от Олимпиады. Большая 5 местная палатка была сшита из оранжевого парашютного шелка. Она держалась на 4 лыжных палках (сверху к палкам приделывались пробки из-под шампанского) которые использовались как альпенштоки. Был один ледоруб (ВЦСПС 1968 года) подаренный отцу его аспирантом, водником В. Дёминым. Он же дал 30 метровку и репшнур. Для перехода по леднику были сделаны системы из толстой стропы, куплены карабины Ирбис.
Куртки брали те, в которых ездили на дачу, ходили в лес. Спальников не хватало, недостаток был восполнен двумя пледами. На ноги 12 рублевый вибрам и вязанные мамой носки.
Никогда не забуду посадку на хурзукский ПАЗик в Карачаевске! Горы рюкзаков в проходе, людей влезающих в автобус через окна, перед этим продолжительную осаду билетных касс. А через час пути попали в другой мир. В Учкулане дул холодный ветер, сквозь разрывы туч предстали первые, покрытые снегом скалистые вершины, а вокруг свистели суслики. Дальше (с группой туристов из МФТИ) понеслись в грузовике в сторону ГКХ. Сияющие вдали горы привели в состояние экстаза, я был уверен что это Гвандра (сами названия интриговали) и убеждал всех смотреть и разделять моё восхищение. Почему горы призводили на меня, 11 летнего мальчика, такое впечатление, до сих пор не могу понять.
Неделю гуляли по Индрюкою и Гондараю, поднимались к Гвандре, любовались зубьями Нахаров.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

Вернулись в Учкулан, затем на попутке в Хурзук, где под дождём, у старого кладбища, долго ждали транспорта в Узункол. Зато в книжном магазине аула купили сборник рассказов О'Генри, которые затем, в дождливые дни, отец читал вслух. А читал он отлично!
Уже почти в темноте, под раскаты грома и в потоках дождя, грузовик въехал на территорию альплагеря. Запомнился стенд со словами Айзелина о безопасности (интересно существует ли он сейчас?) и сердобольный Пал Палыч который разместил нас на ночь в пустой комнате.
На следующее утро обосновались на Узункольской поляне, а вечером пошли в кош за молоком и подружились с семьей Шамасуровых.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)


Во время радиалки на перевал Джалпакол я заметил вершину, которая возвышалась к северу от Трапеции. Был ли это пик Узункола или Ирчат сказать не могу, но относительно пологиий снежный склон ведущий к вершине, привлёк меня своей доступностью.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

А через несколько дней я был отпущен родителями в первый самостоятельный выход, правда о цели его я умолчал, сказав, что прогуляюсь по долине Мырды.
Из долины я поднялся в лоб через криволесье, затем траверсировал склоны в сторону ледника лежащего под западными стенами Трапеции.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

Дальше, по снежному склону (который был изучен в бинокль с Джалпакола) я поднялся на скальный гребень. Лезть по этому гребню через жандармы, на чуть более высокую точку я не решился.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

А какой чудный вид открылся передо мной! Совсем рядом длинный гребень Трапеции, дальше Далар и другие вершины подковы взмывающие обледенелой волной над Кичкенекольским ледником.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

В голубой дымке, далеко на востоке различимы Штавлер, Ушба и Донгуз-Орун. За Доломитами сверкающий ледниками Эльбрус. На западе Гвандра, Куршо, Нахары и вершины Домбая. Далеко внизу ленты рек, леса и луга на склонах.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

Когда вечером вернулся на поляну получил взбучку за позднее возвращение.
А через несколько дней по леднику поднялись на перевал Мырды.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

Шли связавшись, медленно, поэтому на перевал вышли только в 4 часа. День был ясный, темно синее небо и сверкающие поля ледника казались каким-то волшебным миром погруженном в безмолвие.
На перевале ледниковое озеро, за ним купол Мырды и снежные гряды вершин в водоразделе Сакена и Ненскры.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

На эти высокие вершины (Могуашурха и Окрилатави) описанные в старой книге Делоне, редко кто поднимался и раньше, а теперь о них даже и не говорят.
Когда собрались спускаться на юг оказалось что веревку забыли внизу, под перевальным взлётом. Отправили меня за ней чему я был необычайно рад.
А дальше был спуск по леднику Ю. Далар под золотыми в вечернем освещении склонами Сакена, а на востоке бастионами Далара и Двойняшек.

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

вершина Сакен и ледник Ю. Далар

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

спуск с перевала Мырды под склонами Сакена

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

ледник Ю. Далар и пирамида Штавлера

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)


Уже в темноте ставили палатку рядом с озером и без еды завалились спать.
В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

Следующие три дня продирались по ущелью Далара, искусанные слепнями и уставшие наконец вышли к бревну через Ненскру.

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

в долине Далара

В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году (Альпинизм)

ручей с ледника Замка у впадения в Далар

Нам повезло! Нас догнала тройка керченцев, которые натянули веревку и помогли переправиться через бушующую Ненскру.
В Тите ночевали в недостроенном доме спасаясь от проливного дождя, а на следующее утро спустились в Хаиши и дальше наверх в Местию. На турбазе Ушба, где поставили палатку, познакомились с Володей Качаловым который только спустился с Ушбинского перевала. Мне он казался чуть ли не полубогом спустившимся с Олимпа, поэтому я пристал к нему с распросами и удивил своими познаниями (чисто теоретическими).
А потом было море, возвращение в Москву и весь год наполненный воспоминаниями.

144


Комментарии:
5
Счастливое детство!

6
отличная ретроспектива!!! настоящее детство!

6
Очень интересно, пишите ещё.

2
1991 год. Кавказ. После перевала Далар - переправа через реку Ненскра

+++...и уставшие наконец вышли к бревну через Ненскру... Нам повезло! Нас догнала тройка керченцев, которые натянули веревку и помогли переправиться через бушующую Ненскру.+++

Вы переправлялись скорее всего тоже в этом месте, в 1986 году тут был мостик, остатки которого видны на фото, а в 1991 году его уже не оказалось. А переправа очень серьёзная, сразу после моста река круто падала вниз и если кто сорвётся, то всё...

2
Когда мы переправлялись было одно бревно, похожее на то которое рядом с берегом на вашем снимке. Переходили на схват. узлах, в системах. Я уверен что мои родители никогда не стали бы переправляться сами, без помощи опытных туристов. А река страшная...

2
++Переходили на схват. узлах, в системах++
Надеюсь, сейчас не станешь так переходить? Грубейшее нарушение ТБ.


1
В прошлом году был поражен мощью рек в Сванетии: Долра, Твибер, Цаннер, Квиш. И Ненскра безусловно в том же ряду. Рек такого порядка бродил лишь дважды - Кызылкол и Тютюсу. Ощущения те еще... Мощная вода!

1
Прекрасный материал! Спасибо автору. Но если это краткий отчёт по путешествию, то совсем нелишне указать пофамильно-поимённый список героев(папы, мамы и др. участников, и стесняться этого не нужно). Это-- безо всякой иронии, сам водил своих детей в горные походы ( с 4-лет), на вершины 1Б к.т.(с 6 лет). Но это только благодаря полученной в советское время высокой квалификации по альпинизму (к.м.с., инструктор, все самые высокие вершины бывшего СССР) и горному туризму (инструктор). Категорически против всевозможных экспериментов с детьми их родителей, не имеющих соответствующей подготовки и горного опыта. Полностью согласен со всеми авторами, сомневающихся в целесообразности проведения горных походов в высокогорной зоне без соответствующего заключения мед. комиссии о состоянии здоровья детей, наличием большого числа взрослых и степенью подготовки большей частью безбашенных родителей. Чтобы потерять детей, часто достаточно просто плохой погоды на высоте...или отсутствие моста через горную речку...

2
Действительно, необходимо устроить разбор. Для этого нам необходимы ФИО, дата рождения, официальный опыт, место рождения, медицинские справки на момент похода. По всем участникам. Опубликованных данных для разбора пока недостаточно.

3
Спасибо! Согласен что необходим опыт для хождения с детьми. Ходили в горы до 1991 года, только на перевалы 1А, родители понимали что в их возрасте да еще и с детьми поздно овладевать горной техникой. Хотя основы отрабатывали (самозадержание, узлы). Да и надо сказать что этот переход через Мырды был технически самым сложным, все таки трещины на обеих ледниках есть. Видел их (а некоторые достаточно внушительные) в августе/сентябре в другие годы.

Ниже об участниках похода:

Папа (Юрий Маркович, руководитель, 1ВУ, д.т.н. профессор, 47 лет)


Мама (Софья Анатольевна, отв. за снаряжение и повар, 1ГУ, врач, 42 года)


Дети (Миша 11 лет, Маша 11 лет, Наташа 15 лет, школьники)

2
По опубликованному материалу не нужно проводить никакого разбора. Со своей стороны считаю, что этой группе с детьми очень и очень повезло, хотя экстремальных ситуаций в этом, в общем-то замечательном, походе, думаю, хватало (в тексте это есть). Восхищаюсь родителями, сумевшими (на Кавказе!) безаварийно провести это путешествие. В наших тёплых среднеазиатских горах не всегда это удавалось даже подготовленным и в какой-то степени опытным родителям-туристам. Моё личное пожелание родителям, желающим познакомить своих детей с прекрасным миром гор-- найдите группу достаточно опытных туристов и начните ходить с ними сначала в походы выходного дня, потом в многодневки, а там, если будет всё нормально, можно в составе немаленьких групп подниматься в высокогорную зону. То есть, подготовка и родителей, и детей, проходит п о э т а п н о, опыт приходит п о с т е п е н н о, да и здоровье детей крепчает от похода к походу. Как бы мы не ругали отдельные стороны советской жизни, но горная подготовка, постепенная, многоступенчатая, поэтапная и в коллективе-- это бесценный опыт советской методики подготовки альпинистов и туристов. И, поверьте, многими жизнями заплачено, чтобы этот опыт стал нашим достоянием.

0
Ну, конечно, поход был весьма бардачный, судя по описанию. В какие-то моменты откровенно повезло. Но все-таки, скажите, зачем Вам их паспортные данные через 30 лет?
Насчет "теплых среднеазиатских гор" Восточного Памира - это вы здорово пошутили, спасибо!
Кстати, Вы не из Мургаба?

4
В заключение хочу напомнить любителям горных путешествий (а если кто не знает, то просто их информировать), что самыми опасными объектами в горах являются не снежные лавины, ледовые обвалы, камнепады, ледниковые трещины или страшная непогода в высокогорье (хотя это уже само по себе опасно)-- больше всего людей (а это подготовленные туристы и альпинисты!) погибает при переправах через горные речки. Лучше пройдите 10 км до ближайшего моста, чем, рассчитывая неизвестно на что, лезть, никаким местом не думая о неизбежных последствиях, в бурную воду...

0
++самыми опасными объектами в горах являются не снежные лавины, ледовые обвалы, камнепады, ледниковые трещины или страшная непогода в высокогорье (хотя это уже само по себе опасно)-- больше всего людей (а это подготовленные туристы и альпинисты!) погибает при переправах через горные речки. ++
Больше, чем в лавинах? А есть какая-то подтверждающая статистика? По-моему, в лавинах все-таки гораздо больше.
p.s. С призывом быть осторожнее на переправах в любом случае полностью согласен.

Помню, 30 лет назад,статистику: Треть НС, с гибелью, происходили при переправах.
Эта причина была "на первом месте".

Нужно специальное занятие в горах: "Факторы опасности при переправе через реку". С показом-пояснениями факторов опасности:
1. Быстрое течение. (При глубине выше колен, устоять одному - практически невозможно).
2. Неустойчивая опора для ног. (Гладкие неустойчивые! камни + быстрое течение = !!!)
3. Низкая температура воды. (Переохлаждение происходит ОЧЕНЬ быстро).
Дела-то - минут на 15-20. Зато, эти минуты спасут кому-то жизнь.


3
В моих комментах нет даже намёка на знакомство с чьими- либо паспортными данными, тем более через 30 лет. Далее: наши тёплые среднеазиатские горы--это вся западная часть Таджикистана: Кухистан, Фаны и многие другие. Поверьте, они не просто тёплые, они сухие. Сам я бывал на Кавказе в Цее, был на Казбеке, погодные условия несопоставимы с нашими, знаю, что говорю. Теперь насчёт Памира, тем более Восточного. Я работаю на Памире с 1970 года(в основном на Вост Памире), уже 43 года, согласитесь, опыт немаленький.Так что понятие "тёплые горы", особенно к крайне суперпуперэкстремальному Восточному Памиру, тут Вы правы, совершенно не относится. Я из Душанбе. Рад, что Вы имеете представление о Вост.Памире. Это совсем другая планета. Каждый год, работая там, практически зная все районы Вост.Памира не устаю удивляться этому высокогорному чуду. Кстати, по всем климатическим показателям (то есть, здесь намного холоднее, суше, особенно зимой) Вост.Памир гораздо суровее всем известного Тибета. И пусть никого не обманывает относительное тепло летом на Вост.Памире. Очень радует то, что известные туристские группы до сих пор проходят свои "пятёрки" и "шестёрки" по нашим хребтам-- Заалайскому, Музколу, Зулумарту, Академии Наук, Язгулемскому, Рушанскому, Шахдаринскому и многим другим. Кому интересно-- зайдите в Однокл. Евгений Канаев, 58 лет, Таджикистан. Там выложены альбомы фотографий, к сожалению, далеко не полных. Но кое-что можно посмотреть.

1
Увы, за последние годы классическая фраза "теплые Фанские горы" начала звучать как злая шутка. На своей шкуре ощущал. Это же относится практически ко всем известным мне районам Гиссаро-Алая (Такали, Матча, Дугоба, Высокий Алай, Кичик-Алай). Климат поменялся, что ли... Весьма нестабильная погода бывает.
А среагировал я на предложение дать пофамильно-поименный список участников. Извините, если Вы имели в виду что-то другое.

2
Просто ради истории для. Ребята достойны известности. Хочется надеяться, что они продолжают ходить в горы.

1
В горы хожу только я. Недавно вернулся к ним после долгого перерыва.
Спасибо Вам за отзыв

2
Детские впечатления зачастую дают вектор нашей дальнейшей жизни. Главное, что Вам повезло с родителями, и ни к чему 30 лет спустя делать разбор их полётов. Тем более , что детское восприятие чисто эмоциональное и на многие просто технические моменты не работает. Наверняка, подготовка была более серьёзной, чем помнится сейчас. По себе знаю: сплав на бревенчатых плотах по Мане в 5-тилетнем возрасте потом долго воспринимался просто как сон. а первый подъём в 8 лет на почти 200-метровую скалу на красноярских Столбах, босиком, без страховки, запомнился ощущением восторга от красоты, открывавшейся сверху... и ничего более. А ведь наверняка кто-то из маминых друзей рядом шёл , подсказывал, подстраховывал, но - не помню, слишком яркие были впечатления.

3
Спасибо всем прочитавшим и написавшим!

-2
Моя дочь довольствуется фото и рассказми - я думаю пока достаточно (6 лет всего)

1
Извиняюсь за задержку с ответом alvd: В 70-80-х годах (в советское время) в конце каждого сезона (осенью) сотрудники Контрольно-спасательного пункта альп.лагеря "Варзоб" (Душанбе, Таджикистан) С.С.Согрин и К.Н.Леонов (и ныне здравствующие) знакомили альпинистов всех спорт. обществ со сводной статистикой несчастных случаев в горах на территории СССР. Уже тогда всех нас поражало то обстоятельство, что, как правило, неизменно самое большое число несчастных случаев (с летальным исходом) приходилось на переправы через горные речки. Это заставляло нас более внимательно и серьёзно относиться к переправам. Целиком и полностью согласен с vlad2010: обязательно проведите однодневный тренинг на горной речке под руководством опытного альпиниста или туриста. И вообще необходим учебный опыт, чтобы ваши горные походы проходили, по возможности, безопасно.

0
++ Уже тогда всех нас поражало то обстоятельство, что, как правило, неизменно самое большое число несчастных случаев (с летальным исходом) приходилось на переправы через горные речки++
Статистику 70-80-х не знаю, буду благодарен за конкретные ссылки , если есть.
Статистика 89-го: 3 из 64, 4.7%, 90-го: 1 из 55, 1.8%.
Ничего даже близко похожего на большинство, какие там 30%.
Правда, это только по горному туризму, здесь не учтены пешие походы по горным районам, они могут сдвинуть процент, но уж никак не на самую частую причину.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru