В горы с детьми. Переход из Узункола в Сванетию в 1984 году
Этот первый в моей жизни перевал я запомнил навсегда. Это было первое знакомство с Узунколом, первый выход на ледник, первый спуск в Сванетию.
О том как у моих "предков" родилась мысль отправиться в горы можно прочитать здесь
http://www.risk.ru/users/misha73/196549/
В 1983 году мы переходили через Клухор. Это был первый поход в горы куда родители взяли меня и моих двух сестёр. Не имея опыта горных походов они решили начать с простого. Перевал был завален снегом (была середина июня), из-за метели ориентироваться было непросто, следы плановиков замело и мы чудом нашли дорогу. Снег кончился только на Клыче.
Снаряжение взятое на Клухор было тяжелое и неудобное, поэтому родители решили к следующему походу подготовиться основательнее.
Были куплены 3 "Ермака", а для меня и сестры (мы близнецы) ГДР-овские рюкзаки на станках, объём которых был увеличен вшитыми клапанами. Карематы найти не удалось, но были сделаны коврики из паралона и запаяны утюгом в плёнку. Для каждого коврика был мешок сделанный из яркой ткани с парусами и волнами (Таллинская регата) оставшейся от Олимпиады. Большая 5 местная палатка была сшита из оранжевого парашютного шелка. Она держалась на 4 лыжных палках (сверху к палкам приделывались пробки из-под шампанского) которые использовались как альпенштоки. Был один ледоруб (ВЦСПС 1968 года) подаренный отцу его аспирантом, водником В. Дёминым. Он же дал 30 метровку и репшнур. Для перехода по леднику были сделаны системы из толстой стропы, куплены карабины Ирбис.
Куртки брали те, в которых ездили на дачу, ходили в лес. Спальников не хватало, недостаток был восполнен двумя пледами. На ноги 12 рублевый вибрам и вязанные мамой носки.
Никогда не забуду посадку на хурзукский ПАЗик в Карачаевске! Горы рюкзаков в проходе, людей влезающих в автобус через окна, перед этим продолжительную осаду билетных касс. А через час пути попали в другой мир. В Учкулане дул холодный ветер, сквозь разрывы туч предстали первые, покрытые снегом скалистые вершины, а вокруг свистели суслики. Дальше (с группой туристов из МФТИ) понеслись в грузовике в сторону ГКХ. Сияющие вдали горы привели в состояние экстаза, я был уверен что это Гвандра (сами названия интриговали) и убеждал всех смотреть и разделять моё восхищение. Почему горы призводили на меня, 11 летнего мальчика, такое впечатление, до сих пор не могу понять.
Неделю гуляли по Индрюкою и Гондараю, поднимались к Гвандре, любовались зубьями Нахаров.
Вернулись в Учкулан, затем на попутке в Хурзук, где под дождём, у старого кладбища, долго ждали транспорта в Узункол. Зато в книжном магазине аула купили сборник рассказов О'Генри, которые затем, в дождливые дни, отец читал вслух. А читал он отлично!
Уже почти в темноте, под раскаты грома и в потоках дождя, грузовик въехал на территорию альплагеря. Запомнился стенд со словами Айзелина о безопасности (интересно существует ли он сейчас?) и сердобольный Пал Палыч который разместил нас на ночь в пустой комнате.
На следующее утро обосновались на Узункольской поляне, а вечером пошли в кош за молоком и подружились с семьей Шамасуровых.
Во время радиалки на перевал Джалпакол я заметил вершину, которая возвышалась к северу от Трапеции. Был ли это пик Узункола или Ирчат сказать не могу, но относительно пологиий снежный склон ведущий к вершине, привлёк меня своей доступностью.
А через несколько дней я был отпущен родителями в первый самостоятельный выход, правда о цели его я умолчал, сказав, что прогуляюсь по долине Мырды.
Из долины я поднялся в лоб через криволесье, затем траверсировал склоны в сторону ледника лежащего под западными стенами Трапеции.
Дальше, по снежному склону (который был изучен в бинокль с Джалпакола) я поднялся на скальный гребень. Лезть по этому гребню через жандармы, на чуть более высокую точку я не решился.
А какой чудный вид открылся передо мной! Совсем рядом длинный гребень Трапеции, дальше Далар и другие вершины подковы взмывающие обледенелой волной над Кичкенекольским ледником.
В голубой дымке, далеко на востоке различимы Штавлер, Ушба и Донгуз-Орун. За Доломитами сверкающий ледниками Эльбрус. На западе Гвандра, Куршо, Нахары и вершины Домбая. Далеко внизу ленты рек, леса и луга на склонах.
Когда вечером вернулся на поляну получил взбучку за позднее возвращение.
А через несколько дней по леднику поднялись на перевал Мырды.
Шли связавшись, медленно, поэтому на перевал вышли только в 4 часа. День был ясный, темно синее небо и сверкающие поля ледника казались каким-то волшебным миром погруженном в безмолвие.
На перевале ледниковое озеро, за ним купол Мырды и снежные гряды вершин в водоразделе Сакена и Ненскры.
На эти высокие вершины (Могуашурха и Окрилатави) описанные в старой книге Делоне, редко кто поднимался и раньше, а теперь о них даже и не говорят.
Когда собрались спускаться на юг оказалось что веревку забыли внизу, под перевальным взлётом. Отправили меня за ней чему я был необычайно рад.
А дальше был спуск по леднику Ю. Далар под золотыми в вечернем освещении склонами Сакена, а на востоке бастионами Далара и Двойняшек.
вершина Сакен и ледник Ю. Далар
спуск с перевала Мырды под склонами Сакена
ледник Ю. Далар и пирамида Штавлера
Уже в темноте ставили палатку рядом с озером и без еды завалились спать.
Следующие три дня продирались по ущелью Далара, искусанные слепнями и уставшие наконец вышли к бревну через Ненскру.
в долине Далара
ручей с ледника Замка у впадения в Далар
Нам повезло! Нас догнала тройка керченцев, которые натянули веревку и помогли переправиться через бушующую Ненскру.
В Тите ночевали в недостроенном доме спасаясь от проливного дождя, а на следующее утро спустились в Хаиши и дальше наверх в Местию. На турбазе Ушба, где поставили палатку, познакомились с Володей Качаловым который только спустился с Ушбинского перевала. Мне он казался чуть ли не полубогом спустившимся с Олимпа, поэтому я пристал к нему с распросами и удивил своими познаниями (чисто теоретическими).
А потом было море, возвращение в Москву и весь год наполненный воспоминаниями.
144
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
+++...и уставшие наконец вышли к бревну через Ненскру... Нам повезло! Нас догнала тройка керченцев, которые натянули веревку и помогли переправиться через бушующую Ненскру.+++
Вы переправлялись скорее всего тоже в этом месте, в 1986 году тут был мостик, остатки которого видны на фото, а в 1991 году его уже не оказалось. А переправа очень серьёзная, сразу после моста река круто падала вниз и если кто сорвётся, то всё...
Надеюсь, сейчас не станешь так переходить? Грубейшее нарушение ТБ.
Хотя сейчас точно не помню, по моему одели системы, но ребята-керченцы сказали просто держаться за веревку. А т.к. мы с сестрой были ниже то они прогнули веревку к нашему росту.
А может пристегнулись карабинами...
++ребята-керченцы сказали просто держаться за веревку++
Чем дальше, тем страшнее читать. Еще и детям. :(
++А может пристегнулись карабинами...++
Надеюсь, что все-таки так. :)
Ниже об участниках похода:
Папа (Юрий Маркович, руководитель, 1ВУ, д.т.н. профессор, 47 лет)
Мама (Софья Анатольевна, отв. за снаряжение и повар, 1ГУ, врач, 42 года)
Дети (Миша 11 лет, Маша 11 лет, Наташа 15 лет, школьники)
Насчет "теплых среднеазиатских гор" Восточного Памира - это вы здорово пошутили, спасибо!
Кстати, Вы не из Мургаба?
Больше, чем в лавинах? А есть какая-то подтверждающая статистика? По-моему, в лавинах все-таки гораздо больше.
p.s. С призывом быть осторожнее на переправах в любом случае полностью согласен.
Эта причина была "на первом месте".
Нужно специальное занятие в горах: "Факторы опасности при переправе через реку". С показом-пояснениями факторов опасности:
1. Быстрое течение. (При глубине выше колен, устоять одному - практически невозможно).
2. Неустойчивая опора для ног. (Гладкие неустойчивые! камни + быстрое течение = !!!)
3. Низкая температура воды. (Переохлаждение происходит ОЧЕНЬ быстро).
Дела-то - минут на 15-20. Зато, эти минуты спасут кому-то жизнь.
А среагировал я на предложение дать пофамильно-поименный список участников. Извините, если Вы имели в виду что-то другое.
Спасибо Вам за отзыв
Статистику 70-80-х не знаю, буду благодарен за конкретные ссылки , если есть.
Статистика 89-го: 3 из 64, 4.7%, 90-го: 1 из 55, 1.8%.
Ничего даже близко похожего на большинство, какие там 30%.
Правда, это только по горному туризму, здесь не учтены пешие походы по горным районам, они могут сдвинуть процент, но уж никак не на самую частую причину.