Встреча с букинистом

Пишет Tom, 25.02.2013 18:41

В это воскресенье я не ходил на Староконный рынок за монозубом.
Во-первых, была одесская зима - сыро, промозгло, ветер гнал на город черно-серые тучи с серого Черного моря.

Книга издана в 1931 г. Все книги Н.Крыленко, после его расстрела в 1938 г., были изъяты из библиотек и уничтожены. Большая редкость.

Встреча с букинистом (литература об альпинизме, корзун, клементьев)

Во-вторых, в субботу вечером, как только закончился шаббат, мне позвонил мой давний приятель-букинист и сказал -
"Виталий, пока Вы валяете дурака в своих горах, по приезде мороча голову восхищенным гимназисткам якобы героическими небылицам, старый Натан Тейтельбойм таки да работает, помня о Вашем странном увлечении больше, чем о собственном ревматизме.
Я имею нахыс предложить Вам кое-что для Вашей замечательной библиотеки. Зайдите ко мне, если Вас не затруднит, прихватив упаковку того самого перуанского кофе, которым Вы растрогали меня в прошлый раз, и я доставлю Вам удовольствие со своей стороны".

Удовольствие заключалось в следующих раритетных изданиях -
Книга Н.Крыленко (см. выше)

"Техника охранения в горах". 1936 г. Перевод с немецкого под редакцией В.Кизеля. В дополнении - 2 статьи того самого легендарного Карла Прусика - "Важнейшие случаи применения узла Прусика" и "О способах обвязки".

Встреча с букинистом (литература об альпинизме, корзун, клементьев)

Книга Виктора Корзуна "Эльбрус". 1938 г. В книге несколько интересных фотографий - первая постройка на месте "Приюта - 11" и хижина на седловине.
Интересна глава - "Практические советы восходящему на Эльбрус".
Со временем выложу.

Встреча с букинистом (литература об альпинизме, корзун, клементьев)

В.Клементьев. "Через Сванетию на Эльбрус. 1930 г. Военно-научная экспедиция Закавказской пехотной школы" 16 августа - 8 сентября 1928 г. Приложена карта похода, из которой я узнал, что перевал Донгуз-Орун имеет еще и название "Итэшэр -Лахмыри"

Высокогорные лагери в Адыл-Су и Домбайской поляне. 1936 г.

Я получил удовольствие и делюсь им с вами:-)

От соприкосновения к такой истории получить удовольствие--это то, что нужно! Спасибо! Действительно , даже немного замирает душа, когда читаешь только названия...

Если выложите в сети, то многие будут премного благодарны... В том числе и я. )
Книгу Крыленко в сети находил, а вот "Охранение в горах" нет--очень хочется почитать и увидеть, на сколько же изменилась эта самая техника.

Шикарнейшие книги! Поздравляю, коллега!

Поздравляю Виталий. Очень редкие антикварные издания, особенно Н. Крыленко и В. Клементьев.

Вот ведь, Виталий, и в правду говорят, - не имей сто рублей, а имей сто друзей....
За такие книги, приятелю надо бы не только кофе, а и перуанского бальзамчика налить.
Поздравляю!

Здорово, замечательные книги.

На "Технике охранения" забавная картинка дюльфера...:)

Действительно, забавно... Но вы знаете, в книге М. Погребецкого "Практика туризма и путешествий", ФиС, Москва - Ленинград, 1930, аналогичный рисунок (с. 182-183) да еще с объяснением, спуск №3: "Пропустить веревку между ногами (так в тексте) и затем, подняв ее с наружной стороны правого бедра, перекинуть через оба плеча и спустить конец книзу. Держаться ОБЕИМИ РУКАМИ ЗА КАНАТ СВЕРХУ". А вот в книге В. Семеновского "Горный туризм", "Молодая гвардия", 1930, дан рисунок дюльфера, к которому все привыкли: правая рука сжимает часть веревки, уходящую вверх, а левая - уходящую вниз.

******

Вы не поверите, но я что то в этом роде подозревал:)

очень уж натурален рисунок и видно, что альпинист контролирует веревку, прижимая ее к телу локтем, или плечом, не знаю, как правильно сказать.

Это точно, дюльфер самый что ни есть классический, тольку одну руку по ошибке художник не туда нарисовал...:-)

В книжке рассматривается несколько вариантов спуска Дюльфером.
******

все нереально круто.
Железные были люди, с железными ногами.:)

Интересно бы попробовать... :)

На склоне могу представить- в детстве так спускался, в висе- страшно.

Саш, тогда верёвки были другие.
Думаю, на них ты бы с удовольствием попробовал.

***

Не... веревка вокруг ноги - это специальное удовольствие, не для простых смертных:)
имхо, с любой веревкой

Один раз так пришлось спускаться
Знал по картинкам как и что, на практике верхняя часть веревки на плече сильно, до боли давит ближе к шеи.
Такое ощущение что хочет скрючить, прижать бедро к шее.
Потом остались следы деформации на гортексовой куртке

У каждого альпиниста 60-70-х на плече был боевой шрам от дюльфера.
Но, брезентовая куртка и брезентовые рукавицы существенно облегчали процесс:-))
Часто обжигались на изуверском задержании "чурки" страховкой стоя через плечо. Жесть!

На плечо одевалась дюльферка, чтобы не так сильно резало шею и плечо. У меня была вшита в правое плечо брезентовой штормовки. А, вообще, конечно мало приятное удовольствие, поэтому, если крутизна позволяла спускались "по спортивному" - веревка пропускалась через руки(обкручивалась вокруг верхней руки) и спину..

Еще был так называемый "французский дюльфер" - схема "карабин-плечо". Плечо, там, конечно, тоже страдало, хоть и меньше . Зато все остальное - нет!

«Еще был так называемый "французский дюльфер" - схема "карабин-плечо".»

Если склероз не изменяет, было время, когда такой спуск считался основным. Разного рода «спусковух» не существовало, а те, что были, были недоступны для простых смертных.
Вот только название «французский» только сейчас услышал, звали просто «дюльфер».

«Но у классической схемы и у "спортивного способа" было одно важное преимущество - кроме самой веревки и рукавиц для них ничего не требовалось. Ни системы, ни карабинов.»

В те же давние времена «система» вязалась из двух репов. Карабины, да, 2 шт. были необходимы.

Самой лучшей была дюльферка из пожарного шланга:)

С нетерпением ждем эти книги в сети!

Все, о чем вы - это уже после моих альплагерей. А как живой свидетель (новичок и значкист 1957-58 гг.) подтверждаю, что классический дюльфер тех времен - как нас учили на занятиях и выходах - это только вариант I, но веревка зажималась обязательно нижней рукой, после плеча и спины. Рукавицы, штормовка и штаны обязательны. Веревка уже была капроновая. Ожогов особо не помню, хотя дюльферяли не долго и не быстро.

это понятно, это и есть дюльфер,
а вот варианты изображенные на обложке, когда обе руки на верхней ветви веревки, выглядят очень необычно.

"А как живой свидетель (новичок и значкист 1957-58 гг.) подтверждаю, что классический дюльфер тех времен - как нас учили на занятиях и выходах - это только вариант I, но веревка зажималась обязательно нижней рукой, после плеча и спины."

А страховка как нить организовывалась?

Все с верхней страховкой, последний с Прусиком.

«Все с верхней страховкой, последний с Прусиком.»

О чём и речь. Коли страховка (а куда ж без неё!), то значит, присутствует система, а раз система, то чего над ногой издеваться - верёвку через карабин, встёгнутый в беседку.

Виталя, а если не секрет где этот сын сиона такое нарыл?

Ты знаешь, Серега, что удивительно. Книги - совершенно не использованные. Да, пожелтевшие, чуть обтрепанные, но никаких библиотечных штампов, никаких отметок и явно, не читаные. Вот только с полки снято.
Впервые за 80 лет!
Я тоже подумывал, не раскулачили ли библиотеку Горького (ныне, если ты не в курсе - Грушевского), но нет, были бы отметки.
Но молчит, улыбается и обещает еще кое-что подкатить.

Сам печатает... "Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице" - это же известно!.. :))

Что бы закончить тему:-)

Красная Армия - эталон правильного дюльфера!
Только вот не надо о том, что солдатик схватывающий зажал в кулак, ему же боязно, он из Одессы, и гор не видел никогда!

Вот эта тема как раз нескончаема....

Книга Крыленко "По неисследованному Памиру" переиздавалась в начале 1960-х. Книга очень интересная, а автор практиковал одиночные восхождения, по моему даже на пик Ленина в овечьем полушубке, но врать не буду, помню не совсем хорошо т.к. читал в 1970-х.

Несколько оцифрованных книг Н.В.Крыленко есть в Библиотеке альпиниста.
Я знаю, что и книга "По неисследованному Памиру" была оцифрована. Пришлите, пожалуйста, я внесу в Библиотеку.

Красивая речь у букиниста.