Как мы возвращались домой из альплагеря не имея денег...
Далёкие 70-е. Конец лета. Я и мой приятель Юра Ш. только что выполнили нормы 2-го спортивного разряда по альпинизму. Четыре года упорных тренировок и сборов, четыре летних сезона в горах Кавказа - и вот, наконец, мы возвращаемся счастливые и усталые с далёкой Грузии, с альплагеря «Айлама», домой, на Украину.
В «Книжке альпиниста» - заветные пять «троек» и самостоятельная « двойка» спортивной группой. Теперь со вторым разрядом нам открывалась дорога в экспедиционный альпинизм. А это новые горные районы, новые неизвестные и такие заманчивые горы… Памир… Тянь-Шань…
А нам надо было только и всего, что добраться с Кутаиси до Днепропетровска имея на двоих неполных 10 рублей. Этого было маловато, чтобы купить билеты и легально доехать поездом до места назначения.
Почему мы оказались без денег на обратный проезд – это отдельная невесёлая история. А нам же предстояло решить вполне конкретную практическую задачу.
Первым делом мы составили тактический план наших действий. Нас же хорошо научили этому ремеслу в альплагерях. Но и в обыденной жизни, оказывается, план - отнюдь не лишнее мероприятие. Особенно при решении острых ситуационных задач. Согласно составленного плана, мы за минимальную цену покупаем билеты. Чтобы только войти в вагон. В то время ещё функционировала железная дорога через Абхазию. И со стороны Тбилиси и Еревана по ней иногда проходили поезда в сторону Москвы. Все эти поезда шли через Ростов. Итак, зайдя в вагон, мы оставляем вещи в купе и прячемся до Ростова в тамбурах других вагонов и вагоне-ресторане. В Ростове выходим. Оттуда или электричками, или же «зайцами» на пассажирских поездах добираемся до Украины.
Всё шло у нас точно по намеченному плану до того момента, когда подъезжая к Ростову мы подошли к месту, где были оставлены наши рюкзаки.
Рюкзаков на полках не оказалось. План не предусматривал подобного развития событий.
Но действие в нештатной ситуации - тоже обязательное умение для альпиниста. Правда тут уже в выборе решения больше приходится полагаться на интуицию. А интуиция нам подсказывала, что рюкзаки «арестовал» проводник. Этакий огромный мужчина, классический борец-армянин супертяжёлого веса. Нашу догадку тут же подтвердили пассажиры, видевшие все это.
А поезд тем временем замедлял ход, пребывая к станции Ростов-Главный.
В рюкзаках были у нас кое-какие ценные вещи: фотоаппараты, снаряжение, одежда… Лишаться всего этого как-то не хотелось. Выхода не было.
Мы молча подходим к купе проводников, смотрим на прощание друг другу в глаза, и затем медленно-медленно открываем дверь купе…
Первый же взгляд проводника в нашу сторону не оставлял никаких шансов на спасение. Мы сразу же узнали какие мы хулиганы, обманщики , преступники и самые большие в мире негодяи. И что сейчас на станции нас, естественно, заберёт наряд милиции.
После окончания нашей характеристики наступила маленькая пауза, и мы тут же попробовали разжалобить «дяденьку»-проводника историей про наши совершенно пустые карманы. ( А это было голой правдой.)
Поезд , тем временем замедлив ход, уже подъехал к перрону.
-«А докуда вы собираетесь ехать?» -Вдруг неожиданно спросил проводник-борец, положа нам на плечи свои мощные ладони.
Поезд остановился. Вариант ответа мгновенно подсказала интуиция. Доверяйте интуиции - она не подведёт.
-«Да мы в Воронеже будем выходить. Дяденька, дайте пожалуйста наши рюкзаки.»
-«Ах, в Воронеже! Не доедете вы до Воронежа. Я вас сейчас высажу, негодников этаких. Я вас ТАК накажу сам.»
Дальнейшая сцена у меня стоит перед глазами до сих пор. Проводник сам берёт два наших рюкзака своими огромными мощными ручищами и выносит их через тамбур к выходу. Открывает дверь вагона, и гордо, с достоинством победителя, выносит наш багаж на перрон… Мы молча идем за ним, предчувствуя радостный конец всей этой истории.
И действительно, вынеся рюкзаки из вагона, он бережно поставил их на перрон. Затем, повернувшись к нам, воскликнул:
-«Всэ! Дарагие! Далше ви нэ поедете! Я вас висажую. Вот вам ваши рукзаки!
…Великое дело - тактический план. Согласно плана - мы в Ростове!
В первый и в последний раз в жизни я попал в ситуацию, когда проводник сам вынес мой багаж из вагона. Сервис поистине европейского уровня!
Можем ведь, когда захотим !
263
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Как вас безденежных терпели официанты в вагоне-ресторане?
Я как-то со сборов возвращался на "товарняке". Пришёл на станцию, стоят товарные составы. Я к машинистам:
- Братаны, мы с вами как бы коллеги. Я альпинист ДСО "Локомотив"(на самом деле это была правда). Возьмите до Джамбула?
Как своего не взять?:-)
- Садись пока никто не видит. А то нам пассажиров брать нельзя.
Так всю дорогу развлекал их рассказами про горы.:-)
действительно, в поле у аэропорта МВ всегда был табор ожидающих своего рейса туристов-альпинистов
А мы-то, в то время, считали, что причина в а/станции, расположенной возле аэропорта.
В обшем 80 годы, начало. Мой далекий друг Саша Соломатин закрывет 3 разряд и решает с напарником отметить это на берегу Черного моря. По пути с перевала попадают на свадьбу. Грузия известна своим гостеприимством, а тут свадьба, в общем через неделю гуляния и я даже не побоюсь этого слова пьянства они попадают на солнечный берег Абхазии. То да се, и уже их широкая душа оставляет их в состояние, за душой не шиша. Но альплагерь сделал из него неплохого потаскуна и уже вокзал, рынок не мог обойтись без носильщика Саши. Инструктор не ошибся написав ему в книжке активен, коммуникабелен, решителен, или это была другая последовательность, но карьерный рост делает их санитарами в морге. Зарплата копеечная, но надбавка 50% за каждого клинта, одеть и привести в порядок сделало из него первого бизнесмена. В общем в Москву он попал только в сентябре. Ему было 17 лет, по приезду в Москву 18, армия, Афганистан. Вернувшись он не вошел в стройные ряды альпинистов, а просто сходил Коммунизма, Хан и что то по мелочи. Сейчас технодайвер где то на теплых морях. Нырнуть на сто метров, как мне пописать. Максимальное погружение 180 метров...
Знакомая ситуация: приходилось и на поездах,и на палубе теплохода "Петр Великий" из Сухуми в Одессу.
Другие времена были да и люди добрее и понятливее особенно при виде наших облезлых физиономий.
Вторая половина августа 1981. Закончили супер горную тройку в Безенги. Большая часть дружного коллектива отбывает через Минеральные Воды домой в Киев. Четверо студентов (18-19 лет) решают не торопиться и отдохнуть на море. На автобусах до Терскола. Докупаем в сельпо кильку в томате, выклянчиваем у друзей, начинающих двойку из Терскола, пару банок тушенки - и через перевал Донгуз-Орун по Накре выходим на дорогу Местия-Зугдиди. Газ-66 довозит нас прямо до ворот турбазы XV съезда комсомола в Сухуми. Кто знает и помнит - это была большая турбаза с огромным количеством плановых отдыхающих, поляной для палаток самодеятельных туристов/альпинистов и шикарным длинным пляжем с трехэтажным солярием. Сначала мы, как и большинство спустившихся с гор, поселились на пыльной и жаркой поляне. На следующий день переместились под опеку пляжного начальника дяди Саши. За 80 копеек с человека он разрешал ночевать на лежаках в солярии и еще 50 брал за хранение рюкзаков днем (таких как мы начальство турбазы гоняло днем, не позволяя занимать драгоценнные места законных отдыхающих). Первый день мы тупо проболтались на турбазе-пляже, пока нас не позвали помочь на кухне – им нужно было разлить кефир из стеклянных бутылок в стаканы и бутылки после этого помыть. За это нас обещали покормить. Так мы вчетвером поработали раз или два и кормились в столовой без таллонов - нас там знали ка «кефирных братьев». Попутно мы еще разгрузили пару машин с овощами, стащив со склада две бутылки импортного (!) пива (чешский золотой фазан) и какие-то рыбные консервы, пока нас наконец не турнули из столовки, сказав, что мол хватит.
Это преамбула так сказать. Денег у нас было мало, но плащкарт до Киева, пожалуй, хватило бы, если бы были билеты. Пока не особенно озабачиваясь возвращением (решили заранее, что поедем товарняками) мы еще отметили окончание похода в ресторане Нартаа с шашлыком и знаменитыми хачапури. Пару раз отобедали в хинкальной в центре – тоже известное было место.
Но тут приболел примкнувший к нам знакомый из другой университетской группы и мы умудрились отправить его в купе до Киева с сопровождающим. Нас осталось трое, время подходило к концу месяца, денег почти не осталось. Сунулись на вокзал, но оказалось, что на этой ветке товаргых составов мало и они в основном проходят мимо не останавливаясь. Электричками доехали до Туапсе (без билетов, и нас один раз сняли с электрички в Сочи). Потом в общем вагоне какого-то сибирского поезда до станции Тихорецкой. Тут уже товарняков было завались. Ночью сориентировались по звездам и заскочили в первый остановившийся товарняк идущий на запад. Я хоть и был самым молодым, но уже имел опыт переезда товарняками из Керчи до Запорожья и знал, что в вагоны с крышей (даже пустые) лучше не соваться – были неприятности с ВОХРом и попытками свалить на нас взлом плобм и кражу воздуха из пустого вагона. Залезли мы в пустой полувагон. На следующей остановке (а товарняки тогда часто останавливались, пропуская другие поезда) мы успели узнать у машиниста куда едем (до Батайска – большая сортировочная станция на подъезде к Ростову-на-Дону) и спокойно улеглись спать в поставленную на полу вагона палатку.
В Батайске мы застряли часов на 12, но зато нашли вагон с экспедитором Агой – он сопровождал азербайджанский коньяк и вез его в Киев! Взять к себе он нас не мог – инструкция не позволяла, но служил хорошим ориентиром на всех последующих пересадках. Вскорости мы с ним подружились на почве взаимных интересов – у нас был примус и бензин, у него- яйца и прочая снедь. В придачу он нас поил дешевым азербайджанским портвейном Агдам (коньяк ему было жалко, и он объяснил, что не смотря на допустимую норму боя в 1 бутылку на 2 ящика, он обязан предоставлять горлышки с целой пробкой и вообще его премия зависела напрямую от количества потерь).
Кстати о портвейне. Наблюдали пару раз, как в эпоху полного отсутствия мобильной связи работает неведовая система оповещения. И в Батайске, и в Красном Лимане, и в Полтаве как только останавливался наш состав и открывалась дверь вагона Аги к нему тут же выстраивалась очередь местных алкашей – он им продавал все тот же Агдам.
Короче, ехали мы до станции Дарница Сортировочная 3 с половиной дня. Вагоны были всегда без крыши, иногда с металлическими конструкциями, иногда – с остатками чего-то сыпучего (ракушечная мука, щебень, уголь), но чаще пустые. Ночью было весьма прохладно и без палатки и спальников было бы несладко. Один раз нас снимал с состава ВОХР – кажется в Полтаве, но проверив паспотра и послушав слезную историю бедных студентов, отпустил без последствий. Мы догнали Агу другим составом на следующей станции.
Заканчивая с коньяком, а вез он около 10 тысяч ящиков 3-х и 5-ти звездночного напитка. По прибытию в Дарницу мы было попрощались с Агой (хотя он потом жил пару дней у Димы Ш.), но тут его вагон потолкали на горку (кто не в курсе – при сортировке вагонов рачцепленный состав толкают на небольшой пригорок по одному пути и далее они раскатываются согласно сигналам стрелочников-диспетчеров по 10-15 разным путям в зависимости от места дальнейшего следования), несмотря на грозные предупреждающие знаки этого не делать на вагоне. Он пытался что-то кому-то кричать и ругаться – бесполезно. Сначала это выглядело не так страшно – вагон докатился до уже стоящей на том же пути цепочки вагонов, ткнулся в них своей сцепкой и остановился. Но тут с горки в него покатились три или четыре полные нефтью цистерны. Мы практически уверены, что это было сделано намеренно. Вслед за слезами экспедитора из щелей вагонного пола потек коньяк. И тут опять откуда ни возмись набежали фуфайки с ведрами, кульками и прочей посудой. В буквальном смысле слова пили коньяк из ведра. На Аге просто не было лица.
Мы же сели в электричку, завплатив по 10 копеек за билет и поехали по домам. В карманах оставалось примерно по 3 рубля.
Бывая на Кавказе после этого довольно часто мы старались не преминуть и заскочить на день-два на турбазу (только теперь уже по пути в 3 ущелье Пицунды, о котором мы не знали в далеком 81-м), даже когда в Сухуми стояли на перекрестках БТРы и отдыхающих на пляже почти не было. Кофе по турецки там по-прежнему был отменным. Последний раз дядю Сашу с пляжа видели в 1990 году – постаревшим, но все еще весьма бодрым и таким же ворчливым. С этим пляжем еще связяно несколько забавных случаев, но это уже совсем другая история.
Закончился маршрут по Хибинам, группа вышла на ст. ж/д. Группа студенческая, у народа денег мало, а времени – полно. И вот решил один товарищ сэкономить – проехаться на товарняке, благо в те давние времена их там много ходило.
Загрузился на тормозную площадку и в путь. Всё здорово, но чувствует, что засыпает… А ведь уснёшь – и свалишься прямо под колёса. Что делать? А застраховаться! Одевает грудную обвязку и верёвочкой так за крышу привязался. И уснул…
Просыпается от непонятного шума. Открывает глаза. Поезд стоит, вокруг куча народа, мент что-то пишет. И слышит примерно такие слова: «Ну и уроды эти самоубийцы! Ну надо же, додумался где и как повеситься!»
Трое физиков и трое математиков собираются ехать на поезде в другой город
на конференцию. Они встречаются перед кассой на вокзале. Первой подходит
очередь математиков и они, как все нормальные люди покупают по билету на
человека. Физики же покупают один билет на всех. Как же так? -
удивляются математики - Ведь в поезде контроллер, вас же без билетов оттуда
выгонят! - Не волнуйтесь, - отвечают физики. - У нас есть метод.
Перед отправкой поезда математики рассаживаются по вагонам, но стараются
проследить за применением загадочного метода. Физики же все
набиваются в один туалет. Когда контроллер подходит к туалету и стучит,
дверь приотворяется, оттуда высовывается рука с билетом. Контроллер
забирает билет и дальше все они без проблем едут в пункт назначения.
После конференции те же вновь встречаются на вокзале. Математики,
воодушевившись примером физиков, покупают один билет. Физики не
берут ни одного. - А что же вы покажете контроллеру? - У нас есть метод.
В поезде математики набиваются в один туалет, физики - в другой. Незадолго
до отправления, один из физиков подходит к туалету, где прячутся
математики. Стучит. Высовывается рука с билетом. Физик забирает билет и
возвращается к коллегам.
Там первый и последний в жизни раз столкнулся с «бомбилами» на троллейбусе.
Глубокой ночью к очереди на такси около аэровокзала подъезжает троллейбус и звучит вопрос-предложение: «кому на железнодорожный – по рублю».
Водителей было двое, второй в нужных местах выскакивал и мгновенно переставлял «штанги» - экспресс. Доехали очень быстро.
"очень даже ничего" - это 5 часов автобусом.
Группа ехала в горы. От Иловайска до Мин-Вод. Как обычно, дали на лапу проводнику. (Билетов, в те времена, категорически не было).
Заявились проводнику до Невиномысска. "Обжулили" его, по оплате на 2-х человек. Ненавязчиво "помогли" ему вскрыть обман. Поупирались, доплатили.
Невинку поезд прошел около 2-х ночи. Проводник, с ухмылкой разбудил группу перед Мин-Водами.
Группа не стала огорчать проводника. И потому, выгрузились со скандалом.
В кассе билетов не оказалось, а рядом группа сельхозников (с\х институт) туда же едут, у них билеты есть. Поезд пришёл, мы мечемся, сельхозники садятся в общий вагон. Вообщем мы тоже сели в рассчёте, что договоримся с проводником по дороге. Поезд тронулся, идёт проводник кавказской национальности. Проверил билеты у сельхозников, рядом, в соседнем в купе мы. Заходит к нам и спрашивает билеты. И смотрит почему-то на меня. Я строю в голове фразу, не знаю как начать, пауза затянулась. И тут от сельхозников появляется Гриша Либерзон, молча высовывает из кармана брюк пачку билетов (наполовину только из кармана достал). Это билеты, которые он (проводник) только что у них проверял. Проводник посмотрел, сказал "А-а-а" и ушёл дальше. Чего "А-а-а"? Идти к нему, объяснятся, или пока так ехать? Решили пока так ехать. Так и вышли в Губахе, а это часов 14 - 15 от Кирова.
Рядом заканчивается регистрация на другой рейс и у народа не хватает денег на оплату багажа (дынь всяких там понабрали).
Компания явно горная, но вижу первый раз. Рядом с рюкзаком один я.
- Одолжи, сейчас из города подвезут.
Одалживаю. Народ проходит регистрацию и идёт на посадку, одного оставшегося чуть не держу за руку.
Считаем секунды. На последних, деньги привозят.
Если бы он убежал … (А возможность была.)
Для нынешнего времени – фантастика.
Как я себе "тогдашнему" сейчас завидую.
Кстати, народ, может кто признается. В 82-м дело было.
Оказался КВС МИ-8, вчера за столом понял , что нам надо в Местию попасть… в вертушку пробирались, скрываясь от желающих улететь – основное условие командира.
До сих пор, вспоминая наш полет в низкой сплошной облачности, я благодарен нашему новому другу- естественно, ни о каких деньгах речи не шло, как он сумел обставить этот вылет – я не знаю, экипаж был не местный, прикомандированный, летели по срочному флайт-плану…
Контролёрша в вагоне,конечно в наше положение не вошла (но что она с нами может сделать),пригрозила и ушла. И минут через 10 вваливаются в вагон,человек 5,ОМОН с автоматами и к нам. А у нас,что,дети спокойно спят и в тёмные окна смотря,те ухмыльнулись и ушли (не знаю что там она им наплела). Выходим в Мин.водах,4 утра,а контролёрша за нами,не унимается,кричит сейчас местную милицию приведу и убежала. Чувствуем,пора срочно смываться. Хорошо,что наш врач в Мин.водах в скорой работал,вызвал по телефону 2 машины скорой помощи и только нас и видели.
До нашего города Лермонтова доехали с комфортом и весёлыми воспоминаниями.
Доехали нормально, даже почти без приключений, если не считать, что за меня давали на пять баранов меньше, чем за Ирку. Нас там пытались купить по гарячие кавказские парни. Мы с Иркой серьезно переживали, что наши голодные мужики нас продадут просто за чебуреки)))))) Но наши, включив смекалку, чтобы не портить отношения с покупателями .учитывая явное численное преимущество последних, сразу же стали оговаривать цену, за которую готовы принять два таких урвища назад. Так что покупатели поостереглись от такого непонятного товара. В Киеве расставались очень тепло с кавказцами. по-моему, дети гор с сочувствием смотрели на наших ребят))))