В гости к вождю мирового пролетариата.
Весной 2011 года планы на летний сезон не оформились окончательно, но, в любом случае, взор был обращён на Памир, манящий своими высотами, автономностью и ощущением чего-то масштабного и великого. Народ из нашего клуба планировал ряд походов в эти края и окрестные районы, и у Миши Арабаджиева, который руководил походом по Дугобе, возникла идея догнаться после этого самого похода восхождением на пик Ленина...
Эта идея нашла довольно широкую поддержку в умах участников второй команды, собиравшейся в Дугобу, но всю подготовку решили перенести в Ош, так как не все были уверены в желании лезть на немалую высоту после трёхнедельного горного похода.
Итак, в начале августа, собравшись в Оше после походов, изъявили желание снова лезть наверх: Михан, идейный вдохновитель мероприятия, Федя, молодой перспективный участник, Оля, украшение нашей команды и, собственно, я.
Пока весь народ отмечал возвращение в цивилизацию, наша четвёрка бегала по ошскому базару и окрестным магазинам, закупая продукты для восхождения.
Возлияния наших друзей не прошли бесследно. Отдельных товарищей грузили в самолёт в бессознательном состоянии. Мы же дождались своего транспорта и отправились в Ачик-Таш, где расположен базовый лагерь, являющийся отправной точкой для восхождения на пик Ленина. Пять часов тряски по киргизским дорогам и мы на месте.
В заказанном авто вместе с нами ехал казанский парень Артур, который так же как и мы собирался идти на Ленина. Разговорившись с ним о том о сём, решаем идти на гору вместе.
Надо отметить, что тактический план восхождения был прост до безобразия. На горе установлено три лагеря на высотах 4400м, 5300м и 6100м. Большинство людей, приезжая без акклиматизации, неоднократно ходит туда-сюда между этими лагерями, привыкая к высоте, перед тем как совершить восхождение. Мы же решили не напрягать свои организмы путешествиями вверх-вниз, а положиться на какую-никакую акклиматизацию, полученную в Дугобе. Михан постулировал основу данной тактической схемы:"Как сплющит, приспустимся".
Как обычно раскидали снарягу и продукты по участникам, попутно заметив, что еды у нас больше чем килограмм на человека в день, отметили начало мероприятия и легли спать в предвкушении великих свершений.
День 1. Базовый лагерь(3500)-Первый лагерь(4400).
Когда я поднял с утра свой рюкзак, появилось ощущение, что надо пересмотреть взгляды на количество снаряжения и продуктов, взятых с собой. Это ощущение не покидало весь день и, как выяснилось, не только меня.
Дорога между базовым и первым лагерями проходит по хорошо утоптанной тропе, по которой периодически проезжают киргизы на лошадях, предлагая услуги по перевозке барахла. Мы не поддаёмся, демонстрируя, что туристы из Бауманки ничем не хуже киргизских лошадей.
Наконец, во второй половине дня добредаем до морены ледника Ленина, где располагаются палатки первого лагеря, ставим свой домик, и наблюдаем за спускающимися восходителями, вид которых весьма потрепан и уныл.
Под впечатлением прошедшего дня оставляем в первом лагере половину барахла, которое собирались переть на гору, и рюкзаки вроде перестают пугать своими габаритами.
День 2. Первый лагерь(4400)-Второй лагерь(5300).
Дорога ко второму лагерю идет через простой ледопад, петляя между трещинами. Основная масса народа идёт не связываясь, несмотря на то, что каждый год кто-нибудь проваливается, иногда и навсегда.
Вторая часть подъема идёт по так называемой "сковородке", представляющей из себя пологое снежное плато, окружённое белоснежными склонами. В хорошую погоду после восхода солнца здесь стоит адская жара.
В борьбе между желанием поспать и нежеланием месить по колено раскисший снег побеждает второе. Мы встаём затемно, связываемся и топаем наверх. Подъём немного скучноват, но в паре мест нужно попрыгать через трещины, что несколько разнообразит процесс.
К обеду доходим до второго лагеря. Взору открывается грустное зрелище. Много мусора, брошенных газовых баллонов и людей с опухшими лицами.
Остаток дня релаксируем и занимаемся чем придётся. Кто-то играет в карты, кто-то спит, кто-то пытается склеить питерскую альпинистку ... Тут ни с того ни с сего польские восходители, собирающиеся валить вниз, подгоняют нам здоровенный пакет продуктов, и туристская сущность не позволяет отказаться. Появляется ещё одна возможность проводить время - закидывать в себя буржуйские сублиматы. Короче каждый развлекается как может.
На следующий день решаем сходить подышать налегке на Раздельную и спуститься обратно.
День 3.Радиально на Раздельную(6100)
Снова встаём ни свет ни заря и идём наверх в штурмовой лагерь. Без рюкзака идти легко и приятно, и лишь последние 300 метров набора выматывают своей монотонностью.
Фоткаемся, немного тупим и валим вниз.
Остаток дня ничем не отличается от разложения накануне.
День 4. Второй лагерь (5300)-Третий лагерь(6100)
С рюкзаками вчерашний путь даётся тяжелее, но, тем не менее, все довольно бодро залазят на 6100.
В третьем лагере комфорта поменьше, чем в предыдущих, дует ветер, метёт позёмка ну и высота уже не детская. Ставим палатку и снова разлагаемся.
Все себя чувствуют нормально, и решаем завтра идти на восхождение. Ложимся рано, но поспать не удаётся. То и дело кто-то спускается сверху, кто-то ищет свою палатку, кто-то горелку. Особенно удивляют восходители, которые спускаются глубокой ночью. Непонятно, толи они на восхождение выходят после обеда, толи сам процесс занимает столько времени.
День 5. Вершина.
Встаём в 2 ночи, закидываем в себя побольше углеводов, одеваемся и выходим в 3. Всё небо в звездах, дует довольно сильный ветер, но нормальная одежда и морально-волевые качества позволяют не париться на этот счёт. Путь к вершине простой, всё идется без связок, поэтому решаем идти кому как идется, в своем темпе. Договариваемся в 12 часов дня в любом случае поворачивать назад.
Не буду углубляться в описание подъема типа:"двадцать шагов... дышу...". Наиболее ярая картинка в памяти - рассвет на плато 7000. Ещё немного самоистязания, и я на вершине.
Туплю минут двадцать в надежде, что кто-нибудь подгребёт, любуюсь окрестностями, и, так никого и не дождавшись, двигаю вниз. Чуть ниже плато 7000 встречаю Михана с Федей, желаю удачи парням и спускаюсь дальше.
На 6700 встречаю Олю, Артура и прибившегося к ним альпиниста из Грузии Шота.
Под горку идется быстро и вот уже стою на седловине между пиком Ленина и Раздельной. До лагеря остаётся небольшой подъем с перепадом сто метров, но это, без сомнения, не самые простые метры.
К палатке прихожу в 11-30 и, довольный собой, собираюсь залезть внутрь вскипятить чайку, но оказывается, что оба тамбура до самого верха забиты снегом, в результате приходится ещё полчаса махать лопатой. Всё-таки хорошая высотная палатка должна быть с юбкой. Через пару часов приходят Миша с Федей. Около пяти спускаются Оля, Артур и Шота.
День 6. Спуск в первый лагерь.
Без особых приключений спускаемся во второй лагерь, обедаем, связываемся и топаем дальше.
Пройдя сковородку, наблюдаем интересную картину: стоит посреди снежного моста на коленях мужик, его пытается тянуть за связочную верёвку напарник, третий снимает всё на видео. Теряясь в догадках, толи страшно мужику, толи кино какое снимают, интересуемся, не нужна ли помощь. Оказывается, ребята из Польши, руководитель мероприятия Яцек неплохо говорит по-русcки, в данный момент он тянет за веревку одного из своих участников Войтека, который провел три или четыре ночи на 6100, чувствует себя, судя по всему, на три с минусом и на ногах стоять не в состоянии. Их товарищ снимает всё на фото. Остальные польские друзья по непонятным причинам свалили вниз. Связи у них никакой нету, и мыслей что делать тоже.
А что здесь, собственно, придумаешь, берём интуриста бод белы руки и топаем вниз.
Пройдя сто шагов Войтек оседает, и больше его на ноги поставить не удаётся. Ситуация несколько серьёзней, чем казалось изначально. Узнаем через кого заезжали, звоним в Москву, узнаем телефон конторы, звоним в офис фирмы, те говорят свяжутся с лагерем на 4400 и что-нибудь организуют. Спутниковый телефон решает однако.
Мы же пакуем поляка в пенки и тащим вниз.
Через пару часов подходят ребята из “Тянь-Шань трэвел” Андрей и Макс с акьей. Перепаковываемся, тащим дальше.
На плоской части ледника уже ждут киргизы с лошадьми, грузят Войтека и едут вниз.
Аккуратней с высотой, что ещё сказать.
День 7. Вниз на травку.
Сутра фоткаемся на фоне вершины, как и подобает суровым восходителям, и неспешно идем в базовый лагерь.
С полегчавшими рюкзаками идется приятно и быстро. Оглядываясь, не верится, что ещё два дня назад ты стоял на этой вершине, такой далекой и величественной.
На следующий день на попутном транспорте добираемся до памирского тракта, где прощаемся с Федей и Мишей, которые отбывают в Москву. Меня же с Олей ждет полуторамесячное путешествие автостопом по просторам Cредней Азии, и наш путь лежит в сторону Таджикистана с его древней культурой и непередаваемым колоритом, но это уже совсем другая история =).
В заключении хочется отметить, что, несмотря на кажущуюся доступность и техническую простоту маршрута на Ленина через Раздельную, не стоит забывать про высоту этой вершины. Так же настоятельно рекомендую не смотреть ни на кого и ходить между первым и вторым лагерями в связках.
85
Комментарии:
lomiga, 12.02.2013 19:06
. Спасибо за рассказ. Классический стиль изложения, без заигрывания с читателем, правильные построения предложений, отсутствие" матов",- все четко. лаконично, понятно. Просто приятно читать и симпатизировать восходителям! Удачи Вам!
logina21, 12.02.2013 21:48
Так держать. С горой!
grekov, 12.02.2013 22:19
Хорошо залезли. С горой!
Anteme, 13.02.2013 09:32
хочу продолжения, про "совсем другую историю"! :)
fear9othing, 13.02.2013 11:38
надеюсь соберусь и напишу как-нибудь и об этих приключениях:)
tamarius, 13.02.2013 14:02
Спасибо за рассказ и фотки. Очень красиво написано. А что было дальше с поляком?
fear9othing, 13.02.2013 23:21
дальнейшую его судьбу не знаю, но надеюсь всё с ним в порядке
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий