А на Камчатке извергаются вулканы.
«Это опасно, там лава, извержение, вулканические бомбы», - многие отговаривали меня ехать. Но, любопытство пересилило.
Сейчас о вулкане Плоский Толбачик говорят с экранов всех телевизоров в России. Последний раз такую активность Толбачик проявлял в 1975 году. Тогда, день начала извержения сотрудники Института вулканологии и сейсмологии, к слову единственного в России, назвали своим праздником. Теперь же, когда Толбачик «заговорил» снова, вулканологи говорят, что в их календаре появилась новая праздничная дата - 27 ноября.
По признанию ученых, извержение Толбачика стало для них полной неожиданностью, оно не было ни кем предсказано, в отличие от того, что произошло в 1975. После почти 36 лет молчания, под вулканом резко возросла сейсмическая активность, но так как в тот день все было затянуто облаками, ученые долго не могли сказать что это, извержение или все-таки нет. И лишь 28 ноября картина прояснилась. У подножия исполина появились две трещины, и из них громадной рекой льется раскаленная лава.
В районе вулкана Толбачик ранее были расположены три базы: два стационара Института вулканологии и туристический приют «Природного парка «Вулканы Камчатки». 1 декабря пришла новость, что они полностью погребены лавовым потоком.
В район баз ведет одна дорога. Туда сразу устремились десятки туристов, чтобы самим посмотреть на лаву. Из-за работы нам пришлось задержаться. Хотя это, наверное, только хорошо, так как за день в районе лавового потока спасатели насчитывали до полусотни автомобилей.
Чтобы не быть как все, и подобраться поближе, мы выбрали другой маршрут. На самом деле на Толбачик есть еще одна дорога, но знают о ней далеко не все. Она идет через небольшой поселок Лазо. Но, проехать по трассе может далеко не любая техника. Когда до Толбачинского дола остается еще около 40 километров, дорогу преграждает горная река Толбачик. Глубина брода примерно 1,5 метра, иногда больше. И вот это иногда наступает как раз после дождей и когда наступают морозы. Для нас же это не проблема. Имея подготовленный внедорожник, по камчатским меркам это не меньше поднятой «Тойоты Сурф» или «Тойоты Прадо», большинство рек не является преградами, вопрос преодоления водных препятствий ограничивается только сроками.
Итак, выезд из Петропавловска в 6.00. В 14.00 мы уже в Атласово. Чтобы попасть в Лазо нам надо переправиться через реку Камчатка. Сделать это можно либо на пароме, пока река не встала, либо по ледовой переправе. Паромщик сказал, что ждать следующего рейса нам часа три, но если хотите, езжайте по ледовой, если не страшно. Честно – страшно. Но и ждать нет времени. Выходим из машины и переходим переправу пешком. Пилоты, перекрестившись, жмут на газ. Две минуты и мы на другом берегу.
Отсюда до цели еще около 100 километров по бездорожью. Но время летит незаметно, тем более, что виды за окном просто потрясающие. Безумно красивый лес, покрытый изморозью, так как на улице – 25, и Толбачик.
Извержение видно даже отсюда. Быстро переправившись на другой берег речки, которую считали главным препятствием, гоним дальше.
Пипец, что называется, подкрался нежданно. На передовом «Прадо» пробивает колесо. Это печально, когда все 8 человек сразу понимают, что это конец. Найти такую большую шину здесь, вдали от цивилизации, просто невозможно. Не выручит даже камера, она просто начинает выпирать в порез. Даже если будет второе колесо, ехать дальше опасно. У хваленых исландских шин «Arctic trucks» слишком тонкие боковые стенки, чтобы ехать по такой заросшей дороге. В итоге выход один – ехать как все, через Козыревск к лавовому потоку, а потом пешком. Ведь лавовый поток прошел уже около 20 километров и чтобы добраться ближе к извергающемуся конусу, нужно преодолеть это расстояние. Ночуем в Лазо и утром снова в путь. Вторая машина едет в город.
Еще 70 километров и мы снова в лесу. Плюс 20 и мы у реки Студеная. Она не зря получила свое название. Эта водная артерия не замерзает даже зимой. При этом, она постоянно меняет русло подо льдом, иногда вода выходит на поверхность, и даже летом температура в ней не позволяет окунуть руку.
В декабре у Студеной было три рукава. Помня неоднократное участие в соревнованиях, мы идем впереди машины и простукиваем лед. Вроде все прочно, но в один прекрасный момент одно колесо нашего «Сурфа» уходит в лед. Цепляем лебедку, тянемся, но бесполезно, транспорт плотно встает в полынью. Итог: 3 часа работы, несколько сотен килограммов выпиленного льда, промокшая обувь и вывод, что при помощи бензопилы можно решить многие проблемы.
Еще 20 километров и мы у цели. Хотя на улице темно, картина поражает воображение. Это просто какая-то нереальность.
Тем временем, мороз крепчает. Термометр в 18.00 показывает -38. Ставим палатку, таскаем дрова, чтобы хоть как-то согреться, потому, как не помогают ни сапоги на -40 ни два пуховика. Затапливаем буржуйку и идем жарить сосиски к ближайшей горячей лаве.
Поток здесь, где мы поставили лагерь, уже начал потихоньку остывать. О том, что в 20 сантиметрах под нами температура не одна сотня градусов, напоминают струи пара и газа.
Три часа на сон, подъем в 4.00, выход в 6.00. До цели минимум 10 километров. Идется легко, даже не смотря на противное состояние недосыпа. Оно и понятно, впереди нас ждет такое, о чем многие могут только мечтать.
8.00, мы уже почти перешли на бег. Очередная сопочка и … передать словами это трудно. Раскаленная до красна лава, обрушиваясь, образует алые реки. Грохот, гул и фантастическая картина.
Лава наползает на лес, уничтожая деревья, как спички.
Вблизи потока очень жарко. При – 40 на улице, здесь, возле раскаленных камней мы снимаем куртки, оставаясь в термухах.
Но бросать вещи без присмотра нельзя. Поток движется довольно быстро. Пара метров за каких-то 15 минут.
Поэтому, чтобы пожарить сосиски, приходится брать палку подлинней.
В этот день нам не удалось подобраться близко к конусу. За его работой нам пришлось наблюдать в объективы. Кроме того, делать это здесь небезопасно. Чтобы попасть на другую сторону потока, нужно пройти по раскаленным камням минимум километр. И риск этот мы посчитали пока неоправданным. Если переходить там, где лава уже более менее остыла, то это еще дольше. Там лава разлилась примерно километра на 4 – 6. И скакать по этим буеракам возможности тоже нет – уже завтра всем нам нужно быть на работе.
Пока Толбачик успокаиваться не собирается. И есть надежда, и даже планы, попасть туда в ближайшее время еще раз.
Текст и фото: Елена Сафонова.
204
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Камчатская баня получается
Спасибо!
"Глубина брода примерно 1,5 метра, иногда больше."
По фотографии джипа видно, что этой глубины достаточно, чтобы залить водой двигатель и выхлопную трубу. При этом Ваша машина продолжает работать?
На впуск воздуха - установлен шнорхель, берет воздух с уровня крыши
на выхлопную вообще пофигу - газ выходит и под водой
Это из моих наблюдений по преодолению глубокой стометровой лужи, образующейся иногда после сильнейшего ливня на подступах к моему гаражному кооперативу :)
Поток продвигается, постепенно наползая на деревья, или он достаточно жидкий, чтобы можно было применить понятие "льется"?
А дорого ли обошелся такой поход по финансам?
Автор на Камчатке - местная:)
Нет повести печальнее на свете...