Детские шалости минувшего года: ошибки и достижения

Пишет laska3, 01.01.2013 20:29

Детские шалости минувшего года: ошибки и достижения (Путешествия, дети в горах, вопросы к опытным, чайники, эльбрус)

Здравствуйте! С праздниками вас! Приурочил свой пост к многочисленным обсуждениям тем новичков в горах и детей в горах же. Скажу сразу: я против того и другого, но сделал обе вещи одновременно. Но не понтов ради, просто таковы были обстоятельства. Спасибо за внимание и комментарии. Еще меня интересует мнение высотников о благополучном заходе плохо подготовленных людей на 6000+, а также о походах с детьми на 4000+.

Воспоминания о летних прогулках в Приэльбрусье с ребенком

Состав группы гуляк: папа с дочкой 14 годиков.

Планы: провести активный отдых в горах и попутно проверить переносимость высоты, побывав на склонах Эльбруса. Если получится, то папе зайти на Гору.

Что получилось: папа зашел на седловину в непогоду и спустился обратно, ребенок посетил скалы Пастухова.

Длительность прогулок: 24 июля – 6 августа 2012 г.

Акклиматизация: опытными людьми было рекомендовано погулять по ущельям, прежде чем «зависать» на склонах горы. Рассматривались разные варианты, включая ущелье Адыл-Су, долину реки Сакашиль-Су (там есть доступный четырехтысячник), блуждание по склонам Чегета, ущелье Ирик-Чат и т.д. После общения с попутчиками (см. их отчет) в поезде Санкт-Петербург – Кисловодск победил вариант с радиальным выходом на озеро Сылтран-Кель.

Описание радиалки на Сылтран-Кель. На маршрутке из Пятигорска отправляемся в Баксанское ущелье. Мало того, что водитель изначально запросил высокую цену (6000 рублей) до Верхнего Баксана, он еще и содрал лишнюю тысячу за нас в качестве попутчиков. Взамен мы получили бесплатную лекцию о местных достопримечательностях, интересных нам, как верблюдам, например, флеш-карты. Приезжаем в Баксан и кушаем хычины в местной забегаловке. Напиток из алоэ – под жажду в самый раз. Но много брать не советую, я не рекламный агент для этой странной штуки. Замечательные пуховые носки по сотне за пару. Едем далее через блок-посты и попадаем вскоре к Верхнему Баксану. Проезжая Тырныауз, мы узнаем, что когда-то некий важный футбольный матч толпа местных смотрела не со стадиона, а со склонов гор. Вскоре водила перевозит нас через мостик, подвозит метров на 30 повыше и мы выгружаемся. Перед нами два ущелья – одно слева, другое справа. Справа водопад и скалы, в меру украшенные растительностью. Местный мальчишка долго нам советовал пойти к какой-то луже, где они купаются, затем, опознав слово «Селтран», направляет нас в сторону левого ущелья. Идем по дороге с тяжелющими рюкзаками. Нет бы оставить часть вещей у местных, мы премся в гору. Это мой идиотизм. Килограмм 50 на двоих с ребенком – слишком сердито, даже если и дешево. GPS показывает медленный набор высоты. Идем по вполне себе ясной и четкой автодороге через сосновый лес. Печет солнышко. Вскоре мы видим первую оборудованную стоянку, но подъем еще только начался. По пути испытал таблетку мексидола на одной уставшей туристке. Рванула вперед и наверх, как ратрак. Подарил ей и остальным полпачки. Топаем дальше и доходим до коровьей поляны, где вытоптаны круглые пятаки среди кустарника. Около сосны ставим палатки. Мы с дочкой делаем здесь заброску, наконец, чтобы избавиться от 12 килограммов лишнего веса. Дальше идти будет легче. Сон, утро – выдвигаемся выше. Набор высоты идет покруче, автодорога сразу пропадает, дальше идем по осыпям вдоль речки, пару раз ее пересекая. Во второй половине дня едим быстросупчик, названия не помню, но в О-Кее в Питере мы нашли какие-то супы, не содержащие СОВСЕМ ни консервантов, ни ароматизаторов, ни вкусовых добавок. Цена порядка 30 рублей за литр, весьма приятный. Раньше о таком не слыхивал. Варится он минуток 10, в отсутствие сквозняка газу много не тратится. Поели, топаем вверх. Вскоре перед нами встает скальная плотина озера Сылтран-кель. Сверху мы замечаем козликов и пытаемся их сфотографировать. У попутчиков есть зеркалка, у нас Canon PowerShot SX 120IS. Недурная игрушка. Топаем дальше. Немного сыпухи, еще немного сыпухи, альпийские цветы становятся какими-то сплюснутыми, затем снежник, и вот мы выходим к берегу озера. Вокруг скалы, кое-где снежники, озеро немаленькое.

Рядом с берегом плавают утки. Завидев нас, они увеличивают дистанцию от берега.

Невдалеке стайка козликов, щиплют травку. Они не очень боятся людей, но до наглости безенгийских им еще далеко.

Высота 3200 м. С утра у дочки опухшее лицо. Я уж думаю – горняшка, но тут глаз с трудом замечает мелкую мошкару. Некоторый дискомфорт от высоты, кстати, вправду ощущается. С утра мы провожаем попутчиков, они идут ниткой до Эльбруса с севера. Мы же остаемся около озера и бегаем (правильнее-ползаем) на соседние вершинки. Пейзажи попадаются самые что ни на есть хибинские – круглые замшелые камни и пологая вершина. Если смотреть на единственный проходимый для простых смертных перевал, то справа от пологой вершины имеются скалы, с которых Ушбу видно. Слева вершинка порядка 3640 м, на ней лежит пробитая каска. Наверху есть слегка крутоватые участки, но все это – сыпуха. Спускаться оттуда дальше, в сторону мелкого озерца, мы не торопимся – тропка мало хоженая, и мы уходим вниз по пути подъема. Так проходит три дня. Я практически чувствую себя с комфортом на высоте, дитя – вроде тоже. В последний день мы спускаемся вниз и забираем заброску. Коровья поляна забита коровами, телятами и быками. Один бык поглядывает на пришельцев воинственно. Нам не удается прогнать насовсем священных животных (индийские боги должны быть довольны) и мы сами сваливаем в кош, где и ночуем под грозой. С утра мы уходим вниз, через час ловим тачку и вскоре попадаем в Терскол. Там идет дождь.

Времяпровождение в Терсколе. В магазине «Семь Вершин» мы берем кошки для ребенка и пластиковые башмаки «Scarpa Omega» для меня. Покупаю себе теплые носки Lorpen за 1140 рублей. Да, GPS Garmin Legend десятилетней давности показал себя в горах, как полный отстой, и мы тщетно пытаемся взять какой-либо в аренду. К счастью, нашлись добрые люди, давшие погонять Garmin Foretrex 301 в виде наручных часов. Мощная игрушка с современным приемником. Вместо того, чтобы идти наверх и мокнуть там под дождем, мы проводим пару дней внизу. Не очень правильное решение. Лучше бы не теряли времени и высоты. А для этого нефига было шататься по горам с тяжелыми рюкзаками, вот бы и не устали. Так что в малых группах путешествиями необязательно увлекаться. А если увлеклись – прорабатывать логистику более тщательно.

Скитания по склонам Эльбруса. 31 июля въезжаем на Гору и добираемся с рюкзаками до Приюта. Фотографируемся и ложимся спать в компании какого-то шестидесятилетнего супергероя, владеющего борцовскими приемами и экзотическими способами оздоровления спины. Младенцу резкий набор высоты оказался вовсе не по душе и ночью пульс ее поднимается с 70 до 100 в покое. На следующий день сваливаем до Мира и ночуем на станции.

2 августа становимся на бочках. Перед этим доходим чуть выше, чем до конца гряды (4400), вот и весь мой аклем. До Приюта нас вез ратрак, иначе бы не успели. Прогноз сулит на 3 отличную погодку. До 22:00 не сплю, прикрепляю антиподлипы к кошкам Edelrid. К счастью, у хозяйки находятся плоскогубцы, а рядом валяется проволока. Слушаю истории местных про Машу Хитрикову. 2 часа сна мне мало. Встаю, кушаю гречку, готов к выходу.

Кое-что на тему выживания. Обнимаю дочку и прощаюсь на всякий случай. Садимся в ратрак и в районе 2 часов ночи стартуем наверх. С меня берут 2 тысячи, надо было садиться в другой ратрак. На Приюте кого-то подбираем. Полнолуние – фонарики не требуются. Выгружаемся в нижней части скал Пастухова. Начинаю топать зигзагами. Лыжные палки – все-таки полезная вещь. Ноги в скарпах начинают мерзнуть. Во внутренниках надо было поспать, чтобы их подсушить, а я в них накануне «акклиматизировался» и намочил. Обморожений мне не хочется, поворачивать обратно – тоже не очень. На язык просится всякая ругань. Одна девица уже свернула вниз – рукавицы хреновые попались. Дело, видимо, не только в рукавицах, просто она поняла, что этот день не ее. А я присаживаюсь на склон. Достаю сшитые из меха внутренники (размер – по ноге) и меняю мокрый скарповский омежный микропоролон на заранее заготовленные теплые шкурки. Вот такой сюжетик в духе Жюля Верна. Медленно зигзагами добираюсь до начала косой полки. Светает. Делаю фото тени горы и показываю другим это явление. Меня благодарят (спасибо Риску за идею, заранее чуда ожидал).

Вскоре погодка преподносит сюрприз. Ветерок с запада несет поземку. Вот, едрит-мадрид. А я еще не совсем умер от одышки. Напротив, на 5000 даже полегчало на полчасика. Что же мне делать, Небо? Свалить сразу обратно или переть напролом? Какими-то дурными мне показались оба варианта. Во-первых, еще раннее утро. Во-вторых, «непогода» - это не особо про данный случай. Ветер стабильный, без порывов. Метет, правда, плотненько, можно и заплутать. Но, опять-таки, парусная нагрузка отсутствует, средняя видимость метров десять – еще не буран. Плюс, GPS скрипит шестеренками, держит сигнал. Ноги перестали мерзнуть. Принимаю решение продолжать подъем. Тропа по косой не самая удобная – практически постоянный набор высоты. Не спеша иду на хвосте у длинной группы. Мимо сваливает вниз кореянка за 45 лет с 10-12 летним пацаном. Он едет на пятой точке. Кричу ей «Be careful!». Тетке пофигу. Видимо, это такой естественный отбор. Практически все попутчики уже обогнали нас. Идется трудновато, но ровно, никаких тебе горняшек. Все время напоминаю себе об опасности неправильно ступить и уехать в «корыто», проверяю свою постановку стопы. По пути беседую с замыкающим гидом. Он тоже не спал и его тоже «рубит». Трепотней друг другу не даем уснуть. Я ему сетую на неважное самочувствие, на что следует резонное замечание – раз я еще в состоянии сотрясать воздух, значит, все не так уж плохо! Идти не особо хочется. Вообще, лень стала заедать сразу же после высадки на Пастухова. Все время тянуло присесть, покемарить минутку-другую, хотя недосып был многочасовой… Попытка воспользоваться мексидолом час назад привела лишь к легкому подташниванию. На косой рутина начинает вгрызаться в мозги более основательно. Идешь не из интереса (смотреть-то по сторонам не на что, пурга), а чисто волевым усилием. Еще, конечно, рановато обратно сваливать. Также слегка интересно посмотреть, куда же я дотопаю с комфортом при таких исходных данных. Гору я переношу вроде бы сносно, двигаюсь далее. Смотрю, как гид ставит башмаки. Повторяю за ним. Если лететь по склону вниз, непонятно даже, что будет через секунду – такая вот видимость. Постепенно мы выходим на выполаживание. Справа заметны выступы скал. Это, сообщают мне – «телефонная будка». Дальше мобильной связи не будет. А народ уже валит вниз. На седловине вообще обратно шли все. Часов в 9-10 так. Большинство говорило, что МЧС-ники всех заворачивают, разок произносилась фраза «штормовое предупреждение». Опасненько. Также явственно из уст спускавшихся прозвучало словосочетание «полная ж-па»… Топаю я с трудом, едва ли поспевая за группой. Маловато мне моего аклема. Вышел в итоге на высоту 5360м. Понюхал запах вулканических газов. Почему все считают, что это сероводород? Пахло, скорее, сернистым газом. Народ сверху по-прежнему бодро валит вниз. Со мной аж 2 GPS-а, но потерять заснеженную тропу мне все равно не сильно бы хотелось. Может, где-то на трещину набреду или случится срыв. Возможно и ухудшение самочувствия, мало ли чего. Народу наверху остается уже немного, пара-тройка групп, «моя» - последняя и я у нее в хвосте. У макушки мне уже слегка стало придавливать голову. Поле зрения пока широкое, розовые слоники обходят меня за пределами видимости, наверное, боятся встречи с циником. Начинаю обсчет параметров системы. Кривая самочувствия уже явно не выйдет на прежний уровень, темп я держу неважный. Выше намечается еще и предвершинный подъем с участками льда, об чем я не совсем правильно нафантазировал себе, дескать, лед я встречу на самом верху, когда буду уже с хорошей головной болью и шанс загреметь становится высоким. Вообще, сильно я отклонился от запланированной программы - легкой прогулочки по Эльбрусу. А тут и видимость частенько стала падать до пары метров. Лень и страх меня перехитрили. Пора валить, товаг'ищи! Сажусь на хвост какой-то украинской группе. Фоткаемся с GPS-ом.

Неожиданно передо мной возникает соседка по бочке - коммерческая клиентка с гидом. Они только что забрались на седловину и идут дальше искать ее детей. Клиентка говорит – «но это же и входило в ваши планы», типа, что я сам же говорил, что седловина тоже неплохо. Да, куда уж лучше… Детки-то ее, как я позже узнал, зашли на вершину, правильная, стало быть, семья. Папка тем временем отдыхал где-то на Канарах, тоже не дурак. При спуске на уровне 5000 небо чистое. Выходим из тучи. Наверх решительно прет эффектная «группа в полосатых купальниках». Это были, как потом выяснилось, полные чайники, а шли они с сосновыми жердями вместо палок и в цветастой одежде, вовсе не мембранной, а попросту летней. Потом главного ОЛЬПЕНИЗДА спускали на ратраке вниз, ногу повредил, что ли. Эх, надо было им тогда вслед пару слов прокричать, сбросить негатив, может и помог бы заодно, да слишком занят я был вопросами внутри головы в стиле «состоялось мое восхождение или же не состоялось». Иду дальше, встречаю хлопца, прибитого горняшкой. С ним сопровождающие. Предлагаю ему испробовать диакарб-терапию. Это такой вариант бессонницы, когда ты часто бегаешь из жилища наружу по малой нужде, и все твои ненастоящие болезни из-за этого тебя покидают, а остальные меркнут на фоне дискомфорта. Человек об этих пикантных подробностях не знает, да и соображает с трудом, поэтому соглашается и употребляет пол-таблетки. Внутри меня усмехается какая-то тварь – еще одного затроллил. Замазав злое дело добрым – угостив человека фрутиладом, а от этой вкусняшки меня ни разу не тошнило на высоте, гребу дальше, попутно протыкая кошками свои штаны. Сняв кошки, я бы ускорил свое прибытие, да и штаны остались бы целы, но я избрал более трудный путь. Наконец доковылял до бочек, встретил дочку, слопал диакарб (сам себя не затроллишь – кто тебя затроллит?). Пообедал, вместо благодарности нарушил лагерную дисциплину и слинял от нареканий хозяйки на каменную грядку пожить в палатке. Прекрасный сон был именно на открытом воздухе. Но если хотите с комфортом выходить с Бочек - идите к Людмиле на "трансконтейнер". Она замечательный человек.

Издевательство над ребенком. Неоднократно меня спрашивали, «зАшэм рэбенка мучаеш?». Самого «ребенка» ни разу не спросили, «мучается» или нет, значит, риторический вопрос. Пусть сами себе на него и отвечают. Однако червяк родительского доминирования, действительно, подтачивал меня изнутри, а червячок честолюбия подгрызал моего ребенка, и эти пиявки наконец между собой сговорились, воспользовавшись хаосом, царившим в наших головах в полнолуние... наутро мы с дочкой выползли на Пастухова. На высоте 4700 метров дочка приобрела вид совсем уж заупокойный. Да-а, насиловать свою волю на фоне невероятной картины летней зимы – это вам не по кафешкам с мамочкой болтаться (а вот с папочкой у подножия Чегета уминать блюда наподобие печени барашка – самое правильное дело!). Требовался срочный сброс высоты. На пятой точке делать это было в самый раз, так и поступили.

Через 100 метров ребенок уже изобразил на личике некое подобие улыбки (чудесное исцеление), дальше стало еще легче. По пути на гряде мы посетили группу из .....а, попили чайку, вскипятить который на ветру было еще той задачкой, и там нашелся давешний человечище, отведавший моего диакарба. У него было все путем, что меня окончательно убедило в том, что, в отличие от дексаметазона, который у меня тоже был с собой (то, что его НЕ НАДО применять – я выучил еще внизу, но он слишком дешево стоит, чтобы его не брать) диакарбом вполне можно кормиться самостоятельно, если не забывать про грамотное пополнение запаса ионов металлов в организме. День был хороший. Пошел бы я утром на Гору – поднялся бы выше, стопудово. Не стоит все же слишком доверять положительным прогнозам погоды, также, как и выматывать себя всякими шатаниями с грузом перед восхождением. Детей таскать на такую высоту тоже незачем, хотя малявка и старалась виду не подавать, что ее «приплющило», была горда собой и даже предпринимала безуспешные, впрочем, попытки вежливо отказаться от папенькиного диакарба. Вообще, диакарб мы пили для подстраховки на спуске, постоянно его пить на высоте - здоровью вредить.

Примечание: мне искренне жаль тех детей, которых насильно затаскивают в горы (выискал только что в Интернете про 4000+ на Эльбрусе): "дети (5 и 10 лет) ежедневно занимаются спортом с хорошей нагрузкой... Хоть им и было трудно из-за горняшки, они были готовы к такому мероприятию. А нравится или не нравится - их никто не спрашивал... Трудности нужно учиться преодолевать с детства... такое наше мнение...". Тяжелый случай, не правда ли? У нас все было по-честному, пока я видел, что дитя может идти, я позволял ей это делать. После похода ребенок, который был бодрее меня, просился выше в следующем году. Родители, которые думают так, как процитированные мною авторы: не играйте с огнем! Горы могут привнести в жизнь ваших детей такие влияния, что автокатастрофа покажется не самой плохой альтернативой. Сходите, пожалуйста, лучше сами "крест" Эльбруса, или сразу на пик Ленина. Станьте героями, а потом дети смогут добровольно вам подражать, если у вас, конечно, окажется кишка не тонка.

Возвращение. Спускаться на канатке в тугой воздух низины отчаянно не хотелось, но это делать было уже пора. Ночевка в палатке. Маршрутка до Минвод стоила нам 1500 рублей, водила Абу классный мужик, звоните ему +7-928-704-40-36. Как и любой житель ущелья, берет сумму меньшую раза в полтора-два, чем пятигорские и т.п. миллионеры. Едем домой. Душный поезд добил окончательно. Ничего, зато в горы ехал с кондиционером и от этого был уже подпростывший :) Дома лечу головную боль диакарбом и гинкго билоба. Снился сон про верховье Сылтрана, как будто туда железнодорожное полотно протянули. От волнения при виде сыпушного горного цирка просыпаюсь счастливый. Чего-то снега не снятся, видать, маловато по ним еще хаживал. Будем исправлять, но аккуратно. Вылезаю на Риск, там какая-то чертовщина. Люди в ужасе от смертей, никакого взаимопонимания, окромя «самостоятельные хождения запретить». Это еще смотря в каком состоянии. Мне в этот раз было можно, чего и вам желаю.

Послесловие: эта работа уже появлялась в каментах и была одобрена вашими любознательными коллегами. Обсуждение ошибок автора приветствуется - меня особенно волнуют возможные тактические ошибки. Я их пока у себя не очень-то углядел, судя по всего лишь паре-тройке замеченных. Вот так горы были благосклонны к нам и не показали своего грозного нрава.

Людям, которые не умеют ничего, но очень хотят сходить на Гору - рекомендую попрактиковаться в физподготовке и основах хождения в кошках, поучиться пользоваться снарягой и искать себе гида или надежных товарищей. Тогда вы и целы останетесь (с достаточно высокой вероятностью), и впечатления хорошие сможете получить.

Благодарю за внимание!

Понравилось!
Вспомнил себя несколько лет назад на восхождении через Пастухова.
Очень похожие чувства, но без таблеток.

Спасибо :) Топали вверх мы на энтузиазме, а упомянутый мной мексидол на Горе был по-любому "не в коня корм". А от развития возможных отечных явлений пытались спасаться на спуске уже с помощью диакарба. Но если пьешь диакарб, надо выпить потом панангин или калий оротат или регидрон (а можно съесть горсть кураги), чтобы не вытекал калий с водой. Мы калием заправлялись позже. Да и запас жидкости спустя какое-то время, как голову отпустит, надо пополнять. Химия все это, но при недостатке акклиматизации я предпочту пойти на компромисс, вместо того, чтоб терпеть неудобства с разбухшей головой.

Если хотите критику, сухо распишите по дням что икак делали, на каких высотах были, а так трудно из текста вылавливать скупые цифры. Про подготовку и тренировки чегой-то я вообще ничего не нашел или плохо искал.

Я думал, там все видно по описанию одышки, какая была подготовка :) Вопрос - причина ли в одышке, что на 5300 башку стало малость задевать, я думаю, что все же в графике. А вот и он:

1. Верхний Баксан-2200. С бешеной нагрузкой.
2. 2200-3200 (Сылтран). С нагрузкой.
3. 3200-3640-3200.
4. 3200-3640-3200.
5. 3200-3500-2200. С нагрузкой.
5. 2200-1700 Нейтрино. С бешеной нагрузкой.
6. 1700.
7. 1700-3800-4100 Приют. С нагрузкой.
8. 4100-3500 Мир. Вынужденный спуск. С нагрузкой.
9. 3500-4400-3800.
той же ночью на Гору до 5360.
10. Спуск с 5360 и дуракаваляние на 3800.
11. Прогулки с ребенком до Пастухова.

Мне кажется, зря отсиживался на 1700 два дня. Лучше бы постепенно шли вверх и тусили в районе конца скал спасателей, а стартовал бы с Приюта. Поелику зело болел до зимы, и коленкой и нутром, бега не было, но с января была быстрая ходьба по морозу (пример - четыре дня подряд по 14-20 км на -25С), регулярная ходьба по морозу по пересеченке тоже до 15 км, летом стал бегать трусцой, ЧСС 140 у/м нормально держал минут по 15, в среднем пониже, ограничивалось дело дыхалкой. Да, после Горы дыхалка стала куда как почетче работать. Но прикол в том, что сердечко надо все равно плавно нагружать, мне не один раз уже такое говорят. То есть за год нагрузку прибавлять постепенно. Иначе будет изнашиваться, если даже телу приятно, но раньше таких темпов не практиковал.

Я не буду распространяться на тему акклиматизации, в коей я не специалист, но что в вашем графике бросается в глаза, так это то, что первые 6 дней вы ни разу не ночевали выше 3200, а поднимались не выше 3640. Вы топтались в первой трети от всего запланированного подъема и только в предпоследний день переночевали на 4100 (до вершины еще почти половина подъема) , а потом, без отдыха, рванули на самый верх.

А вот по физподготовке могу говорить бесконечно. Я с детсва бегал марафоны и бегом и на лыжах и очень хорошо знаком с состоянием, когда кончились силы и ты начинаешь просто плестись не контролируя ситуацию. Может альпинизм это не спорт, но тренироваться надо очень серьезно в виду опасности этого занятия.
То, что вы начали бегать хотябы трусцой, - это хорошо, но то, что только в начале лета, - это, ИМХО, не соответствует поставленным задачам. Все правильно, физуху надо набирать постепенно и на это уходят годы, просто надо было выбрать горку поменьше. Не знаю, какая нужна физуха на Эльбрус, по всему судя, вам бы хватило и вашей в хорошую погоду, но предпочитаю иметь большой запас на непредвиденные ситуации да и скорость совсем не последнее дело.

Больные колени - дело нехорошее особенно это сказывается на спусках. Кроме дыхалки в подъем, требуются еще и крепкие ноги на спуск. Поэтому колени надо лечить, закачивать, отрабатывать технику бега под горку.

Мне трудно судить из вашего отчета, не понятно сколько вы ходили пешком, а сколько на ратраке, но создается впечатление, что вы ни разу не прошли предворительно по вертикали столько, сколько должны были пройти в день штурма. Т.е. вы не знали своих возможностей и не могли сделать приблизительный расклад. Вы не потренировались на горе проходить более километра по вертикали в день, 400- 460 метров внизу, ИМХО, не много. Я бы плавно наращивал нагрузку первые 3 дня, 4-й - отдых, 5-7 еще нагрузился бы, 2 дня перед штурмом- отдых. Снизил бы сильно нагрузку и перед самой поездкой 2-3 недели.

Спасибо. По вертикали идти физически несложно, там наклон не особый. На Эльбрус заходят с успехом даже дядьки, у которых одышка на Бочках и которым хочется посоветовать валить обратно. Лыжами я тоже баловался раньше, километров по 25-30. Но нерегулярно и без рекордов. Кстати, ходьба по пересеченке (лес, канавы, и все по снегу тропить) помогает потом ходить по рельефу типа Косой. Не знаю, но физуха ограничивает для меня, в-основном, скорость восхождения. Расстояния такие мне до лампы, 20 км схожу - только разойдусь. Еще тренировал хождение в кошках по разному рельефу и основы самозадержания на склоне (с заточенным ледорубом, но не одевая кошек). Погодка мне не мешала идти, просто стремно как-то в первый раз выкаблучиваться практически в одиночку.

Ваши слова кое-что мне еще раз подсказывают. Мне надо было задуматься, как сходить до Пастухова (лучше б до начала Косой) за день перед Горой. Этой задачки я решить не смог из-за неравномерного распределения нагрузки, и сперва мы подустали, рассчитывая силы на наши обычные маршрутики по 3-5 дней, затем, отдыхая, напрасно телепались внизу пару дней, а потом напрасно же рванули наверх, когда я возбудился от прогноза на третье. Четвертого бы я мог дойти до вершины, а накануне еще был мало готов, все же с головной болью это не норм.

3200 до этого трое суток были вроде норм, так как мы хорошо привыкли к этим высотам. Компания на вершину могла бы нарисоваться, но я решил нагружать ребенка высотой в условиях возможности быстрого сброса высоты, а те люди шли с севера. К другим клеиться глупо, а с теми я был знаком уже в поезде и на Сылтране, то есть три дня, из которых два дня мы шли вместе.

Да, в прошлые годы ребенок бывал в походах на высотах 3000-3600, признаков горняхи не было. Так что я не такой уж и крутой экспериментатор, как некоторые.

Хочу поблагодарить тех, кто проголосовал, и попросить проголосовать еще остальных. Пока на первом месте среди результатов - надежная компания, на втором - тренировки и не просто так, а регулярные. Сообщество, в котором опубликован этот текст - "Форум", то есть, тут можно спокойно разговаривать на все связанные с постом темы, не опасаясь прослыть флудером. В отличие от постов, где автор не указал "Форума". Это мне Елена (robinsya) объяснила. Конечно, хотелось бы чего-то посерьезнее, кроме боянов от известных своей общительностью форумчан. Ведь тему можно продолжать, постепенно добавляя что-то новое.

P.S. Комментарии опытных высотников особенно интересны для меня. Например, кого они знают, что не шибко тренированный человек заходил бы на высоты 6000+ и в каких обстоятельствах. Также интересен опыт форумчан по походам с детьми на высоты 4000+.

5. 2200-1700 Нейтрино. С бешеной нагрузкой.
6. 1700.
7. 1700-3800-4100 Приют. С нагрузкой.

ИМХО. Я не специалист, но судя по тому, что я читала, такой график мне кажется, мягко говоря, не очень приемлемым. И дело не в том, что Вы провели слишком много времени на 1700 м. Дело в том, что набирать в день более 1000 м. высоты не есть хорошо, Вы же за день набрали, как я поняла, 2400 м. Да, несколько дней назад Вы были на 3640, но все равно... Ну и плюс ночевка на 4100, в то время, как предыдущая была на 1700 (а до этого Вы вообще не ночевали выше 3200 и не поднимались выше 3640 м) - это никуда не годится.
Кроме того, тренировки Вы начали поздно, тащили 50 кг на двоих с 14-ей девочкой и пошли без гида - все это тоже сыграло свою роль.
В общем, попробуйте еще раз, но на этот раз с необходимой тренировочной базой, опытным гидом и нормальной программой, и, если позволят Гора и погода, у Вас вполне может получиться дойти повыше седловины. Удачи! :)

++Вы же за день набрали, как я поняла, 2400 м++
" 31 июля въезжаем на Гору и добираемся с рюкзаками до Приюта. "
Неправильно поняли. Т.е. набрали, но не прошли. На канатке проехать - невелика нагрузка.А пешком там немного.

Разве "набрать высоту" означает только "пройти"?
Если с высоты 2000 м. сразу попасть на 4500 - не думаю, что из этого выйдет что-то хорошее. Вне зависимости от способа попадания - пешком (маловероятно, но все же)/вертолетом/на канатке.
А то, что нагрузка невелика - так это, скорее, плохо. Наоборот, чтобы лучше акклиматизироваться, нужно движение (разумеется, во всем нужна мера).

Яна, не согласен с Вами насчёт 1000 метров в день. Сам ходил примерно так:
1979 г. На 4-ый день (включая день приезда) проходим траверс Восточного Эльбруса с Ирик-Чата с 8- дневной раскладкой, в расчёте, что сделаем ещё траверс Западной.
1981 г. На 3-ий день проходим на Памире перевал Розмирович (4870 м.) с раскладкой на 8 дней.
1986 г. На 5-день восхождение на пик Четырёх (6400 м.). Пошли бы и на четвёртый, но меня с напарником случайно выбросили на Фортамбеке вместо Москвина.
1989 г. На 4-ый день наша группа идёт пер. Карлы-Тау (5200 м.), а группа Фомичёва-Стрыгина на 5-ый день делает траверс Мраморной стены (6400 м.). Раскладка то ли на 8, то ли на 16 дней - сейчас уже не помню.
И всё это полной группой. Насчёт гида тоже не очень уверен - и среди них могут быть "недотёпы". А вот про физуху Вы правы на все 100%. И про попробовать ещё раз тоже. Сам хотел в 74-ом сходить на Эльбрус соло, а прошёл его только в 79-ом и тогда понял какой бы я был дурак, если бы сунулся на него пятью годами раньше. А про погоду на Эльбрусе вот что могу сказать: в том же 79-ом только уже летом с того Ирик-Чата прошли Восточную и сидели на седле, медленно собираясь идти на траверс Западной. Подошли мужики из нашей маёвской альпсекции. Начали отпаивать их компотом. Вдруг я заметил небольшое чечевице образное облачко, двигавшееся с севера и не предвещавшее ничего плохого. А буквально через полчаса начался кошмар. Мыдаже не сумели свернуть палатку, а просто потащили, схватив её за углы, вниз. Нас клало ветром. И только уже на косой немного отдышались. Естественно ни у нас Западной, ни у альпинистов Восточной. Сыпались оттуда до Пастухова как груши с дерева, боясь только в этой круговерти потерять ориентиры. А на Приюте 11 светило солнце и было жарко. И никакой гид этого не предугадает.

++Яна, не согласен с Вами насчёт 1000 метров в день. ++
А можно, я с Вами тоже не соглашусь? :)
Речь идет об общих рекомендациях, а не о возможностях отдельных людей.
Полно людей, для которых траверс Эльбруса на 4 день после приезда будет совершенно непосильным. Даже рискну предположить, что для любого "среднеподготовленного" восходителя на Эльбрус. Попытки перенять Ваш "прогрессивный" опыт для большинства ничем хорошим не кончится.
Вы на третий легко прошли 4870, а я на пятый помирал на Пешем (ок.4000).
Это при том, что в целом форма была неплохая и поход я прошел успешно.
Так что Ваши достижения - совершенно не норма.

Сам хотел в 74-ом сходить на Эльбрус соло
***
А я в те годы ходил соло на горшок :)

Никита, а сколько времени длилось такое "буйство духов?"

2alvd: с невредимым здоровьицем Пастухова - не страшная высота. Я в 26 лет, вообще не бегая до этого, после трех ночевок (2 под ледником Кашкаташ, 1 в старой гостинице в Азау) с Бочек дотопал до Пастухова без проблем, не устал, поспал на Приюте - одно удовольствие. Спускаться с высоты было то же, что менять любимую женщину на резиновую. Я просто гипотоник, и в горах мне легче переносить высоту. И да, какой же тогда у меня был леееееегкий рюкзачок, теперешний дочкин тяжелее :)))

Стас, я рад, что ты всё-таки выложил свою немного переработанную статью в отдельный пост. "Самое" большое упущение это про козликов. Обязательно нужна ссылка на статью про последние спасы. А если серьёзно, мне очень понравился твой слог - "аффтар пешы исчо"))).

Козлы подтянутся через недельку, пока отсиживаются в твоем посте.

Под "козлами" имел я в виду не местную братию, а именно коллекцию фото сылтранских козликов, которые пока "живут" в конце поста VpETER'a, так что "за козла отвечать" мне не полагается. Минусаторов прошу умерить свой пыл и идти добивать запасы оливье :)

Я имел ввиду вот эту статью "Последние спасы"

Судя по вашему рассказу, вы бы взошли, если бы не погода. Так что думаю не правильно обсуждать тут акклиматизацию, хоть она и была не идеальна. Но где вы видели идеальную акклиматизацию? Горы всегда вносят коррективы! =)

Человек за первые 6 дней ни разу не переночевал выше 3000 метров. А потом сразу на 4100. Это называется "горы внесли свои коррективы"?
Между идеальной и плохой акклиматизацией еще очень большой диапазон в промежутке.

Если бы не погода, я мог бы переть вверх, но превозмогая легкую головную боль. Ибо, кроме неодаклема и нетренированности, еще и недосып. А так лучше б день обождал (или ранее устроил нормальный аклем ребенку, а потом с Приюта на Пастухова сходил).

Стас, молодец, что всё написал. Можно свои пять копеек вставить? У меня опыта высотного нет. Просто интересовалась физиологией человека в условиях высоты. Все сходятся на то, что 4-6 день - самые критические в организме в плане адаптации. На эти дни лучше планировать высоты пониже и отдых. Потом - уже идет стандартная схема.
Может, у кого есть высотный опыт, поправят меня? Самой интересно.
А по Эльбрусу. Хождение на 4400 (Тютю Баши) за несколько дней до Эльбруса и ночёвка на Скалах Спасателей - это совсем не одно и то же. Честно скажу, плохо там спалось. Пока на Пастухова не сходили на акклиматизацию. После Пастухова жизнь наладилась в плане сна. А ночью - восхождение. Меня перед Косой чуть прибило. Сбавила темп - и через 7,5 часов после выхода от базы МЧС, я была на вершине. Ни разу легко не было

Можно свои пять копеек вставить?
Тут тебе всегда рады.

Меня перед Косой чуть прибило.
А меня чуть подотпустило. Видимо, доставшийся мне черт-доходяга как раз эти полчаса пытался поднять свою колотушку. Опытных чертей, в таком случае, могли отвлекать свеженькие гладенькие мозги тех дуболомов, которые поперли в снегопад с жердями, да еще и тыкая комлями вниз.

Да, я еще перед выходом с Бочек (3800) спал и те два часа по-дурацки, а до этого на Приюте (4100) нормально было. Так что тут непонятки.

Судя по твоему графику, у тебя накопилась усталость. Ну, тут каждый по своему решает проблему. Кто-то валит вниз и отдыхает дня два, кто то - адаптогены принимает. Говорят что расслабляет и дает уснуть(даже я пробочку от бутылки адаптогена в чай). Хотя, как по мне, что с ним, что без него, пока на Пастухова не сходили, не скатились оттуда, сна ни в одном глазу. Я за то, чтобы ишачить вверх-вниз. Оно того стОит. Мозгов как то жалко. А вот голова ни разу не болела. А я так ждала)))) Даже какие то таблетки несла с собой.
Стас, а ты не сильно химией увлекаешься? Да и девочке такие гормональные встряски, как мне кажется, не на пользу. Я не специалист. Может, физиологи с высотным опытом что-то подскажут

Все приведённые причины в комплексе
***
Глянул результаты голосования и офигел :) Глюк так глюк.

Спасибо проголосовавшим, остальные будьте активнее, пожалуйста.

Я именно так проголосовал - свой вариант.

Петр, этот вариант размножился :)

В семидесятых-восьмидесятых мы таблетками не пользовались (да и не знали о них), но неоднократно поднимались на Эльбрус без предварительной акклиматизации на третий, а иногда и на второй день после выезда из Пятигорска. Бывало, что после спуска (уже на "Приюте") начинала болеть голова - иногда удавалось перетерпеть её, а иногда приходилось пить таблетки от головной боли. В 2005 году поднимались на Казбек через Девдаракский ледник (сто с лишним лет назад это был самый популярный маршрут на Казбек) в альпийском стиле без акклиматизации. В этой группе была и моя четырнадцатилетняя дочь, которая взошла на вершину второй. На Эльбрус поднималась (с короткой акклиматизацией) и тринадцатилетняя пятигорчанка. В начале двухтысячных на Эльбрус с севера поднялась семья (с короткой акклиматизацией) из трёх поколений: внук 14-ти лет, его отец 45-и лет и их дед-отец 70-ти лет.

Спасибо. За сколько времени вы зашли с дитем на Казбек? Дня за три хотя бы? Или незадолго до этого где-то гуляли на 3000? Мочегонные травки типа брусничного листа никто не пил в те годы от горняхи?

Также ясно, что детишки 13-14 лет успешно ходили наверх. Это, наверное, как раз минимальный возраст, когда такие походы вообще стоит позволять. У одного знакомого дочь 13 лет зашла на Казбек, но она была опытна и до этого сделала 1Б на 4000+ с ходьбой в том числе по скальному ножу, вид у нее после 1Б был цветущий.

В 85 или 86 году нас 40 человек школы инструкторов повели на Эльбрус,был юбилей Советского альпинизма .1- день Бочки 2день гора ,вышли в 1час ночи,лагерный доктор выдал каждому по пузырьку элеотерукока.Кто пил кто нет,но шли нормально.1 чел.не зашел ,на седловине крыша поехала .

До этого сборы были с прохождением 4000? Если да, то тогда понятно, учитывая тренированность людей. А как конкретно крыша поехала? Спустился благополучно?

Кстати, один профессор мне сообщил, что аптечный элеутерококк не помогает даже животным улучшить иммунитет, так как собирают его и сдают вовсе не в пик концентрации в нем адаптогенов. Может, во времена СССР было по-другому... А сейчас неплохая штука жень-шень "Геримакс", там стимулятор из клеточных культур добывают, потому и дорого стоит. По ощущениям, не пустышка (проверял раньше на 3000 с тяжелым рюкзачищем), но на Гору не брал, мне человек, ходивший на 8000+, отсоветовал на высоте играться с такой химией, так как она влияет на скачки артериального давления. Я даже просто покупать его не стал.

До этого 30 дней- Безенги,школа инструкторов + восхождение на Гидан ,а это было так сказать призом восхождение на Эльбрус 40человек ,все или 1й или КМС
Но тем не менее один человек потерял ориентацию и с перемычки вместо вверх пошел вниз ,перехватили и оставили на перемычке..Ветра не было .

Красава. Неплохо погулял. Главное что сохранилось желание вернутся и повторить ;)))) удачи.