Тайна оранжевого острова

Пишет Amargo, 13.12.2012 17:44

17 марта 2009 года буквально в 55 километрах от столичного острова Тонгатапу государства Тонга случился большой бадабум. Не то, чтобы тонганцы сильно удивились этому факту - жизнь в зоне субдукции Тихоокеанского огненного кольца, где происходит около 90% всех земных землетрясений научит относиться ко всему с философским спокойствием. Тем более что пара островков (где, собственно, все и случилось) - Хунга Тонга и Хунга Хаапай, представляющие собой поднятые над уровнем моря края кальдеры подводного вулкана - необитаемы, а сам вулкан в последний раз проявлял активность в не таком уж далеком 1988 году.

Однако, в 2009-м мир уже был оплетен плотным клубком сети интернет и youtube заполонили ролики подводного взрыва.

Посмотрите сами - весьма впечатляет.

А тут еще американцы перенаправили спутник и запечатлели образование новой поверхности суши во всей красе, а вездесущий google быстро все разместил на своей карте. И по этой карте выходило, что андезитовый островок Хунга Хаапай чуть ли не в два раза увеличил свою скромную площадь в 65 гектар, обзавелся парочкой кратеров с кислотным озером и окрасился в ядрёно-оранжевый цвет. Вынести вида такой первозданной красоты мой разум, конечно же, не смог и я дал себе обещание, что когда-нибудь ступлю на эту землю своими ногами.

Обещанного, как известно, три года ждут, но когда самолет фиджийских авиалиний с нами на борту приземлился в аэропорту Фуа'амоту, что на острове Тонгатапу в далеком королевстве Тонга - я понял, что время пришло и нужно попасть на остров во что бы то ни стало. И тонганцы, работающие в гавани местной столицы, с типично полинезийским радушием, конечно же не могли отказать в такой мелкой прихоти белому человеку, вызвав отважного капитана, согласного на подобную авантюру за каких-то 300 паанга (примерно 5500 рублей), не считая стоимости топлива и обеда.

На пути к островам Хунга есть небольшой промежуток, когда точка отправления уже не видна, а цель путешествия еще не показалась. По всему горизонту нет ни единого намека на близкую землю и кругозор стремительно сужается до размеров нашего мелкого судна, спасаясь от необъятности океана. Слух сосредотачивается на звуках мотора, а разум пытается подсчитать количество потраченных литров бензина. К счастью, горизонт остается чистым недолго и вскоре по носу лодки возникает едва приметная точка, мигающая в такт идущим волнам. Видать, недаром тонганцы называют эти земли трясущимися островами, хотя, конечно, они подразумевают под этим происходящие здесь регулярные извержения и землетрясения.

Хунга Хаапай медленно поднимается над горизонтом и примерно через час мне удается сфотографировать знакомый по кадрам Даны Стефенсон профиль острова. Да, это именно оранжевый остров, но, странное дело, зелено-черного цвета. Неужели google наврал? Нет, но три года для биосферы нашей планеты - достаточный срок, чтобы оправиться от адского дыхания недр, покрыть зеленью остров и возродить колонии птиц. Прибой смыл нарожденную землю и кратеры вновь опустились ниже уровня моря. До очередного рывка. Жизнь продолжается.

Карта региона. Острова Хаапай помечены кругом.
(Map courtesy of the University of Texas Libraries, The University of Texas at Austin).
Тайна оранжевого острова (Путешествия, океания, фиджи, вануату, тонга, гонконг, russianethnographicexp, меланезия)

Расположение островов (вверху слева) относительно столичного острова Тонгатапу (Apple maps).

Острова до извержения 2009 года (courtesy of Brad Scott, GNS Science).

Острова во время извержения 2009 года (from Journal of Volcanology and Geothermal Research, Volume 249, Pages 12–24).
Пунктирным кругом показано место извержения 1988 года.
Зеленым контуром на оранжевом острове показано современное очертание.

Извержение у острова Хунга Хаапай, снятое 18 марта 2009 фотографом Даной Стефенсон
(Dana Stephenson/Getty Images)

Вид на остров со стороны (photo by Dana Stephenson/Getty Images).

Сравните контур острова на моей фотографии с предыдущей картинкой.

Извержение (photo by Dana Stephenson/Getty Images).

Вблизи (photo by Dana Stephenson/Getty Images).

Вид острова сразу после извержения 2009 года (Google maps).

Вид острова по состоянию на 2012 год. Хорошо виден черный пляж на северо-востоке острова,
где нам удалось высадиться (Apple maps).

Наш бравый капитан

Хунга Хаапай

Пытаемся высадиться на берег

Пляж из вулканического песка

Древесная растительность острова частично сохранилась, благодаря защите скал

Обитатели острова - птицы

Птенец. Летать еще не может

Гнездо

Растительность стремительно завоевывает пространство

Флаг экспедиции на оранжевом острове