Сайрам. Часть 2.

Пишет baykonur, 09.11.2012 17:52

Через посёлки и сёла Чимкентской области «Газель », доверху набитая рюкзаками, несёт наши бренными тела и горячие горные души в Сайрамское ущелье. Сколько раз приходилось топать эти 18 км от с. Каскасу по просёлочной дороге под палящим солнцем или проливным дождём! Теперь, благодаря иностранному капиталу, катим с непривычным комфортом по асфальтовой дороге. После наших степных просторов сердце радостно замирает от вида знакомых горных вершин и блеска воды Сайрам-су. Миновав старый яблоневый сад, упираемся в уже ставший привычным шлагбаум. Несколько минут для проверки документов на посещения района и мы снова продолжаем движение и оказываемся перед воротами, на которых металлические флаги Казахстана и Объединённых Арабских Эмиратов. Охранник-казах, предупреждённый о нашем посещении, распахивает ворота, и мы пересекаем территорию далёкого ближневосточного государства. Буквально в ста метрах от забора резиденции арабского эмира палатки базового лагеря, который мы оставили в мае, и вот теперь снова здесь. Сразу бросается в глаза, что лагерь в отличие от мая малочислен и что столовая уже установлена. Покинув борт «Газели» попадаем в рукопожатия и дружеские объятия президента федерации, организатора сборов и практически отвечающего здесь за всех и всё нашего старого знакомого Б.Асанова (г.Чимкент). От него узнаём, что старший тренер и выпускающий горный мудрый старый лис М.С.Левин (г.Челябинск) уже здесь. И, что он, слава Богу, жив и здоров, и как прежде приветлив, весел и … беспощаден. Бежим здороваться, передавать приветы, а затем ставим палатки. После обеда Левин посылает нашу команду на разведку, а заодно размяться-акклиматизироваться. Природа замерла в тёплом тихом благоденствии. Воздух наполнен запахами чабреца и душицы. Встречаем группу молодёжи под руководством нестареющей Елены Густавновны Керхер. Они сыпятся вниз после неудачной попытки подняться на п.Сайрамский. Мы доходим до уровня 2400м и поворачиваем назад.
С утра делимся по инструкторам и группам. Основная часть команды попадает под начало Ербола Уразалина одного из старейших альпинистов этого района. С ним мы знакомы, но на гору вместе не ходили. Наш друг и любимый инструктор Дима Дашко должен вот-вот подъехать, но он поведёт новичков. Его жена Ира и дочка Даша уже здесь. Целый день скальные занятия. Завтра Асанов идёт на поиск нового маршрута на Солидарность, а с ним наши и чимкентские «значки». Дашко поведёт новичков на Медвежую, ну а мы должны подняться на Салавата Юлаева по 1Б. Эту гору давно никто не ходил. История первопрохождения и посещений этой горы весьма запутанна. Зачем и для чего нам эта гора да ещё по единичке? Не понятно. Но руководству сборов с вершины Олимпа виднее.
В предрассветной темноте насильно заталкиваем в организм, приготовленный заботливыми поварами, завтрак, строимся, докладываем о готовности и в 6.00., включив налобные фонари, «взлетаем». За нами выходит «супер» группа Дашко. Топаем по практически родной уже набитой тропе. Отмечаем, что переправы через Сайрам-су подверглись реконструкции и появился один настоящий деревянный мост, по которому даже на автотранспорте проехать можно. Полностью рассвело. Начинается резкий подъём вверх. К полдню выходим на гребень, где группа Дашко уходит вправо, а нам налево. У Димы болит горло, но его хрипы-команды слышны далеко вдоль всего хребта. Вяжемся и с переменной страховкой ползём долго и нудно, принимая каждую вершинку за конечную цель, но Ербол каждый раз только отрицательно мотает головой. Вот уже и знакомая вершина Пионер и солнышко уверенно на западе, а Салавата нет и нет. Наконец перевальная седловина и последний взлёт. Переводим дух и пытаемся употребить принесённые продукты. Но от усталости аппетита практически нет. Ещё один рывок и в пять вечера поднятая рука Ербола означила, что вершина взята. С высоты просматривается путь к нижнему озеру и зеркало самого озера, но «Инструктор парень-дока, деловой попробуй срежь…» уводит нас другим путём, обещающим через Смородиновое (Медвежье) ущелье выход прямо к базовому лагерю. Световой день стремительно подходит к концу. Пропадает радиосвязь, закончились вода
и дешёвый оптимизм. Впереди крутой бесконечный долгий многочасовой спуск, при свете фонарей, по каменюкам разной величины и шершавости, в усталонаплевательском состоянии.
Неожиданно натыкаемся на фирновое, местами ледяное, поле, которое почему-то устояло целое азиатское лето, всё в бороздах и ямах от упавших камней. Удивляться нет ни времени, ни сил.
Аккуратно проходим его и через пять минут натыкаемся на тот же случай только больший по площади и круче по углу наклона. Бьём крючья, организуем станцию. Связываем две верёвки по 60м, которые кидаем вниз в темноту. Этого хватило, чтобы преодолеть этот кусок межсезонья.
И снова прыг-скок, шлёп-шлёп…А вот и долгожданная тропа, а вот уже и журчание воды. Много воды. Постоянно прыгаем туда-сюда. Следы близкого пребывания медведя, хотя это может быть и медведица. Простите, мадам, не до вас. Лагерь, под куполом звёздного неба, застыл в непривычной тишине, и только луна в бесстрастном спокойствии освещает наш приход.
Коллективное мнение шестерых усталых, голодных и очень злых мужиков: «Пусть такие единички «чайники»-экстрималы ходют!»
Новый день приносит пищу, отдых, смену планов и руководителя. Завтра после обеда группа, получив продукты, самостоятельно уйдёт вверх на нижнее озеро. Вечером туда подтянется Дима Дашко (Ура! Ура! Ура!), который и поведёт нас следующим утром на Обманчиваю. Двое самых молодых и быстрых уходят за оставленными ночью верёвками.
Настало время «Ч». Два с половиной часа под рюкзаком и прозрачная гладь нижнего озера встречает нас своей бирюзовой улыбкой. Знакомый куст барбариса рядом с большим камнем, под которым проживает местная Скоропея – по утверждению Левина, состоящая с ним в дружеских отношениях. Беспокоить и передавать приветы не стали. Не торопясь, благоустраиваемся. Быстро темнеет. Снизу слышны голоса. На тропе блеск фонариков. Появляется Дима с Дашкой на плечах, Ира и Вика Воробьёва (Чимкент). Левин усилил нашу мужскую команду знакомой нам «тёткой», разрешил подняться по 3А на Обманчиваю, но не санкционировал восхождение по 3Б на следующую вершину. Такова воля богов. Слушаемся и повинуемся. Всё, как и в прошлом сентябре. То же озеро, такая же погода, тот же инструктор. Только группа стала больше и вокруг сейчас никого, а тогда рядом были и другие команды.
«Пора в дорогу старина, подъём пропет…». Горы медленно просыпаются, обнажая для взора молчаливые вершины. Завтрак, короткие сборы и в путь по тропе вокруг озера, а потом резко вверх, обходя заросли арчевника. Обманчивая застыла в ожидании своими скалистыми формами, украшенная уцелевшими летом снежниками. Час за часом, верёвка за верёвкой, на жумаре и без, то крюк, то закладка всё выше и выше к точке, которая и есть вершина. А дальше только небо и ощущение полёта вместе с горой над пространством, находящемся ниже. А потом спуск с чувством победы над высотой и собственной слабостью. И вечерняя встреча с уютом родной палатки, костёр, совместные поздравления и компот, приготовленный теми кто оставался внизу, и долгожданный без сновидений заслуженный сон.
«А поутру они проснулись…» Всё на своих местах и горы, и озеро, и погода, и осень…
Снимаем палатки, прощальный взгляд вокруг, в рюкзак и вниз по тропе … Базовый лагерь встречает поздравлениями, разговорами и обедом.
Кончается сентябрь. Стоит летняя погода и только ночью уже не по-летнему прохладно. Наше время пребывания в Сайрамском ущелье заканчивается. Последний вечер. Завтра домой. Наша команда и чимкенцы почти всё ночь у костра. Чай, гитара, песни…Несколько часов сна. Отброшен тент палатки, а вокруг непривычно голо – на рассвете с деревьев бесшумно упали все листья. Гребни и склоны вершин в белёсом покрывале. Вот и снег. Мы успели закрыть сезон. Горы позволили это нам. Спасибо им. Спасибо Михаил Семёнович! Спасибо инструкторам и всем альпинистам-чимкенцам! И до свидания! Мы обязательно вернёмся!

Вот мы снова в обнимку с горами,
Осень ветром золото носит.
Под казахскими небесами
Наше сердце вершин снова просит.

И опять, и костёр, и палатки,
И родные до боли все лица,
И на старой пуховке заплатки,
Сайрам-су под луной серебрится.

По набитой тропе мы с рассветом,
Подойдём вновь к знакомому склону.
Будут горы на всё нам ответом,
Раз не в силах мы жить по-другому.

И до тяжкой работы дорвавшись,
По которой соскучилось тело,
Будем счастливы, даже сорвавшись,
Здесь мужское опасное дело.

Вот стоим, только небо над нами,
На последней в сезоне вершине.
Где-то ниже под облаками,
Жизнь обычная ждёт нас в долине.

Вспомним песен душевные строки,
Кружки крепким наполнятся чаем.
Упакуем и карты и кроки,
До свиданья Тянь-Шань, уезжаем.

Всем пожмём на прощание руки,
Что нас ждёт - один Бог только знает.
Провожают нас горные звуки,
Белой дымкой зима наступает.
Сайрам. Часть 2. (Альпинизм)
Сайрам. Часть 2. (Альпинизм)
Сайрам. Часть 2. (Альпинизм)

Сентябрь 2012.
Сайрамское ущелье

6


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru