Перильная страховка.

Пишет petruha2, 02.10.2012 16:09

Для const, vgr, chuh, vkh, fedha, гоген, MAlexei в первую очередь.
Интересуют созидательные комментарии к нижеследующему тексту, нужен критический отзыв - где ошибка, где неточность, что поправить. Рассчитываю на помощь.

Перильная (массовая) страховка.
Она обеспечивает удержание при срыве за счет повисания на заранее повешенной на участке маршрута перильной веревке (закрепленной обоими концами). Фиксация сорвавшегося осуществляется концами самостраховки, либо специальными приспособлениями, включенными в силовые точки ИСС.
Не надо путать страховочные перила с перилами для передвижения.
Отличительная особенность страховочных перил:
- должны быть всегда ненагружены или нагружены очень слабо (лишь в некоторых ситуациях, об этом ниже) во время движения альпиниста; нагружение во время срыва к этому пункту не относится, это уже исключительная ситуация – как срыв с повисанием на страховочной веревке;
- не должны контактировать с неровностями рельефа, грозящими перетиранием;
- должны состоять из веревки диаметром 9,5-11мм (динамической или статической – зависит от конкретной ситуации);
- станции закрепления концов перил должны быть абсолютно надежны для выдерживания вероятных нагрузок;
- подключение к перилам производится короткой самостраховкой с карабином или зажимом; при движении вдоль перил должен исключаться рывок на самостраховку с карабином или зажимом с фактором рывка, большим 0,2-0,4, также должен быть исключен провис перил выше страхующегося ими.
Одинарные перила, используемые для движения (вверх, вниз, траверсом) и одновременно для самостраховки на скалах, на ледовых маршрутах и т.п. с вероятностью их перебивания падающими камнем или куском льда - не являются средством страховки, то, что их повсеместно используют на таких маршрутах в этих целях – устоявшееся нарушение правил безопасности. Те, кто так поступают, возможно, не имеют дополнительной веревки, либо сознательно пренебрегают своей безопасностью, либо находятся в неизбежной ситуации (например, спуск дюльфером замыкающего), которые надо максимально минимизировать. В случае обрыва одинарных перил (камнепад, перетирание, авария станции закрепления) или выхода из строя зажима/спускового устройства авария неизбежна.
Страховочные перила могут быть горизонтальными (при зависании на которых двигающийся не скатывается вдоль перил.) и наклонно-вертикальными (имеют заметный наклон, при повисании на перилах на карабине самостраховки, двигающийся скатывается по ним вниз).
Собственно «массовостраховочными» можно считать:
1.На любом рельефе горизонтальные страховочные перила из двойной веревки при условии гарантированно надежного закрепления концов. Такие перила позволяют стоять на них или двигаться вдоль них на самостраховке группе из нескольких человек.
2.На снежном рельефе (либо глубоком снегу 1-2 метра поверх льда) одинарные горизонтальные или наклонно-вертикальные перила на протяженных склонах крутизной до 30 градусов при отсутствии возможности падения на перильную веревку кусков льда и камней, и при условии гарантированно надежного закрепления перил, а также при отсутствии возможности сорвавшемуся нагрузить перила всем весом. Иначе говоря – на широких пологих снежных склонах (но не на гребнях!) на большой высоте в условиях сильного ветра и плохой видимости. Смысл таких перил – не сбиться с пути, при отсутствии самозадержания после срыва остаться лежать на склоне, не скатываясь вниз. Страхующиеся такими перилами могут двигаться с небольшим интервалом с самостраховкой зажимами. Основная нагрузка при их движении падает на ноги, перила служат лишь для сохранения равновесия.
Использование одной страховочной перильной веревки (горизонтальной или наклонно-вертикальной) для нескольких человек при угрозе одновременного срыва несколькими сорвавшимися альпинистами, либо на склонах крутизной большей, чем 30 градусов, чревато аварией (обрывом перильной веревки или разрушением станции закрепления) при одновременном ее нагружении несколькими сорвавшимися альпинистами.
Страховочными для одного человека можно считать:
1.На ледовом рельефе одинарные горизонтальные или наклонно-вертикальные перила на склонах крутизной до 45-60 градусов при отсутствии возможности падения на перильную веревку кусков льда и камней и при условии гарантированно надежного закрепления перил (такая ситуация иногда возможна на разорванных и закрытых ледниках). Страхующийся такими перилами основную нагрузку прилагает на ноги в кошках, перила используются лишь для сохранения равновесия, им достается небольшая нагрузка при движении.
2.На снежном склоне любой крутизны одинарные горизонтальные или наклонно-вертикальные перила при отсутствии возможности падения на перильную веревку кусков льда и камней и при условии гарантированно надежного закрепления перил. Страхующийся такими перилами основную нагрузку прилагает на ноги, перила используются лишь для сохранения равновесия.
Страховка на горизонтальных перилах обеспечивается скользящим карабином короткой петли самостраховки. При зависании на нем двигающийся должен свободно дотягиваться до перил рукой. На одном отрезке перил, между ближними точками их крепления, может находиться не более чем один человек. Разделение перил должно производиться в точках контакта перил с рельефом - чтобы избежать перетирания перил о неровности рельефа, с обеих сторон от точки разделения должен быть небольшой провис.
Горизонтальные одинарные перила на скалах и ледовых маршрутах с вероятностью падения кусков льда можно считать страховочными в том случае, когда двигающийся не нагружает их при движении (нагружать можно точки разделения и закрепления). Если одинарные горизонтальные перила нагружаются при движении и при этом контактируют с опасными неровностями рельефа (без защиты протекторами, а они в горах не используется в 99,99999% ситуаций), их нельзя считать страховочными.
Страховка на наклонно-вертикальных перилах осуществляется сертифицированным зажимом, закрепленным непосредственно на ИСС, либо на самостраховке длиной максимум 15-20 см (чтобы исключить опасный фактор рывка). Удобнее всего использоать зажим «капля».
Использование на скальном рельефе любой крутизны и ледовом крутизной более 60 градусов горизонтальных и вертикальных страховочных одинарных перил, применяемых и для движения, даже при гарантированно надежных станциях закрепления концов страховочных перил и при условии отсутствия нагружения перил весом страхующихся (двигаются лазанием), опасно тем, что при срыве и последующем восстановлении равновесия (или возврате на маршрут лазания) перила могут контактировать с острыми кромками скал или могут быть перебиты падающим камнем.
Чтобы максимально избегать аварии при движении по одинарным перилам, надо применять дополнительную страховку каждому двигающемуся (верхнюю, нижнюю или параллельной перильной страховочной веревкой).

7


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru