Пишет alpdpua, 19.09.2012 18:42

Экспедиция спелеоклуба “Свой путь” на хребет Нагой-Чук и массив Алек, август 2012
Часть 1. Гора Нагой-Чук

Высота 2467 м.
World / Russia / Krasnodar / Neftegorsk , 34 км от центра (Нефтегорск)
Категории: гора, вершина и хребет в системе нагорья Лагонаки. Название переводится как .
Вот и вся информация о районе, которую выдаёт Гугл, который знает всё! Спелеоразведка всегда остаётся лотереей – сыграть в неё мы решились ясным августовским днём! Нет, конечно, само решение ехать было принято намного раньше – были сборы, беготня по магазинам…
Как ни позвонишь Лиле: - Привет! Что делаешь? – ответ был практически один и тот же: - Сушим овощи; - Сушим мясо; - Сушим рыбу. - и так, очень много дней! Впоследствии, как оказалось, этот огромный труд был оценён всеми участниками нашей немногочисленной команды по заслугам!

Самая маленькая украинская спелеоразведчица в составе экспедиции на хребет Нагой-Чук (Спелеология, киосева, спелеоразведка, спелеология)

Сложный многочасовой пазл «Куда впихнуть?» окончен! Мы готовы встретить неизвестность. Нас ждёт Кавказ!
Выехали из города довольно поздно. Результат – становимся на ночёвку около какого-то поля на Полтавщине.

С утра немного пазлов и мы снова в пути! Следующая ночь нас застаёт в Луганской области, в нескольких километрах от Новошахтинска.
Переход границы отнял три часа нашего времени, и мы устремились в город Майкоп , чтоб встретиться с «российской составляющей» нашей команды.

Ещё одна ночёвка на «берегу» бассейна небольшой частной гостинице города Майкоп и наши железные кони несут нас в сторону посёлка Черниговское , после него асфальт превращается в гравий и можно устремить свои взоры на вершины гор - где то там Нагой-Чук!

Конечно же, долгая дорога требует немало сил, особенно у самой юной участницы нашей команды – мама, как всегда спешит на помощь.

Проезжаем около десяти километров - дорога переходит в раскисший лесовозный волок. Очень хочется ехать дальше, но здравый смысл, подкреплённый разведданными, заставляет принять решение – с этого места наш груз едет на наших спинах!
Останавливаемся на базе Майкоп водоканала - здесь происходит забор воды из рек Цица и Шумчик.

Практически сразу отправляемся с первой партией экспедиционного груза. Зона леса заканчивается в пределах 1400 м. над уровнем моря - стремительный и довольно крутой подъём по хляби местного волока и мы, спустя два часа, стоим у начала лугов.

Заброска. Как мало букв! Кто хоть раз пробовал пешую заброску на Кавказе, тот знает, какой истинный смысл этого слова. Базовый лагерь планируем поставить на высоте 2500 на верхнем плато – до него нужно донести все наши мешочки и рюкзачки.

Начинается долгий, кажущийся бесконечным процесс перемещения нашего груза. Промежуточные лагеря и ходки с грузом между ними.

Второй лагерь.

Отдельная история - перемещение по лугам! Заросли крапивы и борщевика - выше человеческого роста, приходится проходить, тратя на это уйму времени.

Третий лагерь ставим у подножия нижнего плато хребта Нагой-Чук!

Нижнее плато Нагой-Чука встретило нас почти ясным небом и жаркими солнечными лучами.

Хотя погода в этих краях весьма переменчива – час полтора и собирается пойти дождь.

Наша основная цель поиск пещер на верхнем плато, жажда открытий, не притуплённая тасканием тяжёлого груза, просто таки, гонит в шею осматривать окресности.

На склонах горы находим колодец.

Наш путь снова идёт вверх. Едва заметной тоненькой тропкой бредём по склонам горы – к вечеру мы достигаем намеченной цели мы на верхнем плато Нагой-Чук!

Не помню как, из за чего, и когда, но фраза: «Нагой-Чук – плато желаний!», стала крылатой на весь срок экспедиции . По крайней мере, наши желания там и не только там - исполнялись!
Базовый лагерь на плато желаний.

Доставка экспедиционного груза в базовый лагерь завершена! Наконец мы можем перейти к любимому делу спелеологов - поиску и исследованию пещер!
Нагой- Чук - это огромный хребет, сложенный из зеленых крутых холмов с выступающими острыми скалами. Наибольшая высота хребта - 2467 м.н.у.м. В переводе с адыгейского название означает "Земля нагойцев". Кто такие нагойцы, история умалчивает. Нагой-Чук не покрыт вечными снегами, ледниками и прочими вещами, которые делают гору горой в полном смысле этого слова. Но он производит умиротворяющее впечатление гладкостью своих склонов, и их массивностью.

Небольшое горное озеро – дополняет красоту и уютное величие этих мест.

Верхнее плато состоит из нескольких огромных чаше подобных долин – больше похожих на кратеры вулкана.

Со стороны снежников постоянно слышен шум журчащей воды. Вырвавшись из ледяного плена, она устремляется в недра массива.

Пытаемся найти свой подземный путь к сердцу Нагой-Чука и мы.

Где то киркой.

Где то руками.

И более традиционно.

Две недели пролетели как один день. Нагой-Чук упорно не желает открывать нам свои подземные двери просто так – видимо ещё не время! Но наше время, отведённое в этот раз, на этот район неумолимо истекает.

Загадываем, каждый своё, желание. Рюкзаки занимают своё законное место у нас за плечами и через десять часов непростого пути мы снова возле наших машин.

Следующая цель – хребет Алек - Мекка советской спелеологии. Объявленный с недавнего времени заповедником, этот небольшой, густо поросший буковым лесом, невысокий хребет прячет в своих недрах множество глубоких и красивых пещер, в Глубинах Алека зарождается река Хоста, давшая название одному курортному городку на Сочинском побережье Чёрного моря.
Дорогу из Майкопа до Туапсе преодолеваем со скоростью раненной черепахи. Ремонтные работы, на узких серпантинах делают этот путь утомительным. Наверное, это были самые длинные сто километров в моей жизни.
Туапсе встречает огромной пробкой – это плата за подготовку к предстоящей олимпиаде. Преодолеваем это препятствие и берём курс на Хосту. Сочинский серпантин тоже не радует своей загрузкой - лишь поздней ночью мы устраиваемся на ночлег в одной из гостиниц этого маленького городка и то по тайной договорённости и с обязательным условием – в семь утра освободить номера.

Ранний подъем, и дизельное сердце нашей машины снова весело урчит под капотом – ему определённо пришлась по вкусу местная горючка! Оставляем морское побережье за кормой, проезжаем Мацесту, немного грунтовки и мы въезжаем в тенистую прохладу Алека!

Продолжение следует!

Материал подготовлен специально для ЭЦ "Восхождение".