Как я в Крым учиться ездил

Пишет Chuh, 31.08.2012 16:22

Как я в Крым учиться ездил (Альпинизм, скайвей, чух, skyway, ито, bigwall, нефедов сергей, марчека, морчека, альпинизм)

Пустота в которую хотелось улететь
Поехать в горы с какими-либо спортивными планами в этом году не получилось, поэтому я решил посвятить себя учебе. Для этого я записался в школу ИТО к Сереге Нефедову. Вообще-то я записался еще в первую, весеннюю школу, но жизнь распорядилась иначе, и поехал в Крым я только в конце мая.

Что главное в любой поездке и, особенно, в поездке в горы? Мне кажется, приключения. Именно они позволяют разбавить в своих рассказах о поездке скучное перечисление участков, которые ты пролез первым, а иногда, и вовсе его заменить.

Как я в Крыму шерпу нанимал

Я решил все сделать по уму. Билеты взял на 3 дня раньше начала школы, чтобы отойти от поездки, разлазиться на скалах и находиться к началу мероприятия в максимальном тонусе. Но вот незадача: улаживание проблем на работе перед отъездом подкосило мое здоровье, и в поезд я загрузился уже больной и с температурой. В довершение ко всему я еще умудрился забыть дома паспорт, на который был куплен билет, что стоило мне лишних разбирательств с проводницей. Весь день в поезде прошел в вяло текущем бреду под обсуждения с окрестными бабушками того, что я слабый, хилый организм и что мне лучше сидеть на диване, а не в горы ходить.

Приехав в Симеиз, я загрузился в сарайчик к добрейшей женщине Марии Ивановне и принялся исправлять свое здоровье сном, чаем с малиной и фервексом. Лазанье, к сожалению, пошло боком, но здоровье начало улучшаться, правда, к сожалению, не так быстро, как хотелось.

В итоге, утром того дня, когда начиналась школа, я проснулся и понял, что видимо я сначала сдохну, а потом только сумею запереть свой рюкзак под Марчеку.

Кстати, где находится эта самая Марчека, я знал достаточно условно: у меня имелись нарисованная Серегой по карте из Гугла схема и краткое описание, как дойти. Не помню как, но мне пришла идея нанять себе шерпу. Действительно, зачем иначе зарабатывать деньги, если не можешь их потратить на отдыхе. Недолго думая, я спустился к автостанции, подошел к таксисту и спросил, сколько будет стоить доехать до линейного домика перед карьерами и часок поднести рюкзак в горку. Таксист сказал, что подвезет за 80, а нести не будет ни за какие деньги. Попробовав еще пару раз, я ушел ни с чем. Но когда я возвращался домой, меня нагнало такси, то первое, к которому я подошел на автостанции. В нем помимо водителя сидел еще пропитый мужичок в комуфляже и собака. Водитель сказал, что это лесник, и он готов мне помочь за 50 гривен. Я тут же согласился, и мы поехали забирать мой рюкзачок. По пути лесник попросил объяснить, куда я хочу попасть. Я сказал, что на Марчеку. Он сказал, что таких слов не знает, но зато знает как попасть на "отвес". Я показал ему свою карту. Он с умным видом посмотрел и сказал, что мне точно нужно на "отвес". Ну что же, "отвес" - хорошее название для Марчеки решил я, и мы поехали.

Карта, по которой я Марчеку искал
Вообще теперь я понимаю, как много я не знал в начале этого приезда в Крым. Например, я не знал как выглядит линейный домик. Поэтому, когда лесник тормознул машину и сказал: "Выходим," - меня ничего не смутило. Машина уехала, а лесник бодрым шагом пошел по широкой проселочной дороге наверх.

- Ей, а рюкзак?, - закричал я.

- На рюкзак мы не договаривались

- А на что договаривались?

- На то, что я тебе дорогу покажу?

- Нафиг мне ее показывать, у меня карта есть! Ты мне только ради рюкзака и нужен.

- Рюкзак еще за 50

- До места дойдем 100 дам

Лесник отдал мне поводок его собаки, а сам, крехтя, навьючил мой рюкзак. Так мы не спеша двинулись наверх. Периодически мой спутник отпускал фразы типа: "знал бы, не стал бы с утра три портвейна пропускать", "нагрузили старого деда" и т.д. Где-то через час пути у меня начали закрадываться странные подозрения. В моем описании фигурировал термин "тропа", а здесь наверх уходила прямо-таки дорога. Ко всему прочему ей уже давно пора было переходить в осыпь, а она только улучшалась. Задача ориентирования осложнялась тем, что в этот день над ЮБК висела низкая облачность или, по-просту говоря, наверху ни фига не было видно.

Я озвучил эти подозрения своему провожатому и еще раз показал карту. Он сказал, что-то типа "упс", только матом и пояснил, что мы промахнулись на пару километров, но это легко исправить, так как он лесник и знает все тропинки. Я не стал спорить и мы пошли дальше. Еще через полчаса мой спутник гордо сообщил, что мы дошли, что до "отвеса" 100 м и, что он хочет денег и домой. Впереди через 20 м было сплошное молоко. Я предложил ему оставить рюкзак здесь и дойти со мной до стены, чтобы я убедился, что мы на месте.

Как отличить Марчеку от любого другого куска ЮБК я не знал, но мне очень хотелось увидеть надписи "Центр" и "Мочомбо", выдолбленные на стене, и отправить уже этого мужичка с богом, но мы поднимались еще минут 30, а потом еще минут 15, а стены все не было никакой. Потом стена все-таки показалось, но даже мне было очевидно, что это не Марчека. В результате я выдал мужику его 50 гривен и отправил восвояси без премии, так как на мой взгляд мы до места не дошли. Уходя, мужик предложил мне идти вдоль стены, пока не встречу своих друзей.

После того, как я остался один, я оценил ситуацию и понял, что сориентироваться, стоя в тумане, в незнакомом месте нереально. И я принял единственное верное решение - валить вниз. Я спустился к рюкзаку, взвалил его на свои плечи и по широченным лесовозным дорогам поплел вниз практически по линии падения воды.

Выйдя на шоссе, я поймал мотоциклистов, которые мне и объяснили, что я не доехал до нужного линейного домика где-то 2 км. Я шел по шоссе и пытался поймать машину, но линейный домик встретился мне раньше, чем добрый водитель. Пройдя вдоль левого забора линейного домика, я очутился на супер заросшей тропе. Тут я решил не повторять своих ошибок и позвонил Сереге. Он мне подтвердил, что эта тропа именно моя, и я пополз наверх. Метров через 100-150 я понял, что по раскисшей тропе такой рюкзак я просто не подниму: в любой маломальский подъем ноги начинали проскальзывать. Тогда я поделил рюкзак пополам, оставив под камнем всю свою еду (чтобы была мотивация вернуться), и в две ходки таки запер свой рюкзак на ночевку под Марчекой.

Когда я наконец-то сел за стол после всех своих мытарств и закипятил JetBoil, я себя почувствовал окончательно выздоровевшим.

Как я со скайхуков летал

В начале тренировочного маршрута
Вообще нельзя сказать, что до этого курса скайхук был для меня чем-то новым и неизведанным. Я его пару раз применял на маршруте, еще раза 3-4 на тренировках, но рассматривать его как что-то надежное у меня до этого мыслей не возникало. Здесь же первые три дня мы занимались только тем, что перемещались исключительно на скайхуках. Сначала по дыркам, а потом по рельефу. По итогам всех этих тренировок скорость перемещения резко увеличилась, а скайхук, поставленный в дырку, стал восприниматься как надежная точка опоры, как закладка, только не страхует.

Мудрость гласит: тяжело в учении, легко в бою. За знания и умения пришлось поплатиться несколькими полетам, каской и крюконогами.

Вообще я очень не люблю срываться. Когда меня спрашивают, боюсь ли я высоты, я обычно отвечаю, что боюсь, но не высоты, а долгих полетов с последующим ударом о твердую поверхность. И вот, когда в первый день я лез свою трассу по дыркам на скайхуках и показывал, как мне казалось вполне хорошее время, Серега прокричал мне, что на седьмой оттяжке мне предстоит срыв. Знаете ли вы, как мне было обидно. Серега устроил для нас маленькое соревнование среди временных результатов на каждой трассе, как между нами, так и между участниками с предыдущего курса. Я, как человек азартный, сразу загорелся идеей если не показать лучший результат, то хотя бы пролезть быстрее, чем Даня Щеглов (почему бы ни посоревноваться с товарищем, хотя бы заочно). И тут, когда я, можно сказать, шел на результат, мне крикнули, что надо все бросить и через полторы оттяжки срываться. Ну, с другой стороны, надо, так надо. В конце концов, я тут только ученик. Я спокойно долез до нужной оттяжки и с криком: "Срыв!", сиганул вниз. По пути оказалось, что летящий вниз скайхук за что-то зацепился, моя крюконога попала в лесенку этого скайхука и, как результат, в место красивого полета на две оттяжки я пролетел метра полтора, порвав крюконогу и повиснув вниз башкой.

После первого "неправильного" срыва
Тут уж мой тренер мне объяснил, что я все сделал не так. Мне следовало бы долезть до оттяжки, встегнуться в нее, убрать все лесенки и скайхуки за спину, предупредить страхующего и только потом, отстегнув оттяжку, прыгать. И мой сенсей с удовольствием

объяснил бы мне все это, если бы я так не торопился летать.

На практике психологически подготовиться и контролируемо сигануть вниз на две оттяжки оказалось куда сложнее, чем просто сорваться, выбив из-под себя скайхук. Но, держась за оттяжку и смотря вниз, я вдруг понял, что пути назад, видимо, нет, отпустил руки и полетел.

Прилетел я в стену боком, за что был обруган тренером и отправлен повторять свой полет, но уже правильно. Так я прыгал еще раза два, пока-таки не приземлился ногами в стену и не получил разрешения спуститься вниз. Все равно лезть на верх с порванной крюконогой было, мягко говоря, неудобно.

Наблюдая, как выполняет это же упражнение мой напарник, я узнал, что если страшно, то можно приспуститься и прыгать не на две оттяжки, а на меньшее расстояние. Как обычно я мог об этом узнать, если бы так не торопился полетать.

Крупный план с лазанья
На следующий день Серега предложил мне попробывать полазить на скайхуках по рельефу. Тут стоит упомянуть о том, как мы вибирали скайхуки для той или иной трассы. Скайхуков у нас у всех было мало. Часть нам предоставил Серега из своих запасов. В результате мы их все свалили в кучу и поделили между собой примерно поровну. Периодически мы менялись, если какая-то трасса никак не проходилась с имеющимся набором. За день до этого, демонстрируя разные формы и виды скайхуков, Серега показал Cassin Captain Hook и сказал, что при помощи него можно пройти 90% всех маршрутов СНГ, где требуются скайхуки. Когда же пришло время выбирать скайхуки для маршрута, я вспомнил эту его фразу, но запутался в рыболовной терминологии и взял себе два UralAlp Fish Hook, в дополнение к ним у меня был еще маленький Petzl, заточенный в точку. К удивлению Сереги с таким набором я залез свой маршрут (чего на предыдущем курсе никому не удавалось). При этом, пока я не спустился, я был уверен, что лезу с самым козырным в Крыму набором скайхуков.

По результатам моего прохождения мне было предложено лезть сложный маршрут для дырчатых скайхуков, но без использования дырок. Я, решив, что коней на переправе не меняют, взял с собой свой удачный рыболовный набор. Но характеристики скалы здесь были совершенно другие, полки почти отсутствовали и большие Fish Hook'и вставали с трудом. Тем не менее, я довольно далеко продвинулся к цели. Я стоял на каком-то откольчике на последней ступеньке своих крюконог и отчаянно тянулся Fish Hook'ом к вожделенной полочке, когда откольчик на моих глазах откололся. Далее я летел в позе Ленина, указывающего в светлое будующее, в котором за мной на самостраховке летел огромадный скайхук. Потом была оттяжка, веревка натянулась я приложился боком об скалу и завис. Когда мир вокруг меня остановился, я с интересом осмотрел его и не нашел своего скайхука. Интересно, подумал я, не уж то самостраховка порвалась. Но тут, повертев головой, я задался другим вопросом: "Что торчит у меня из каски?" Оказалось мой друг Fish Hook догнал меня и вошел одной из своих ножек мне прямо в бошку, то есть в каску.

Fish-hook в голове
Новый дизайн моей каски, после спуска, произвел настоящий фурор. Все спрашивали, хорошо ли я себя чувствую и можно ли это сфотографировать, а я шел и думал, что видимо есть минусы у огромадных титановых скайхуков.

По результатам своего совместного полета со скайхуком помимо дыры в каске я обзавёлся шикарным фингалом под глазом

Как я лесенки на дейзики променял

Я очень не люблю мотню. Особенно не люблю, когда это мотня где-то застревает. В этом плане лазанье на ИТО, когда перед тобой весят две пары лесенок с пристегнутыми к ним самостраховками, начинало превращаться для меня в полный ад. До этого я применял ИТО на маршрутах только на коротких участках, и поэтому удобство не играло для меня большой роли. Пролезть 10, 15 или даже 50 м за весь маршрут на ИТО можно любым способом. Но я ведь приехал на курс, чтобы научиться лазить любое количество веревок, лазить так, чтобы это не раздражало и даже доставляло удовольствие.

Тогда я вспомнил, как на одном из скальных занятий Паша Воробьев показывал мне способ, как использовать вместо лесенок дейзики.

Этот способ подробно был описан Дмитрием Грековым в своей недавней статье на РИСКе. И я с разрешения нашего тренера решил еще раз этот способ опробовать. Довольно быстро оказалось, что использовать в качестве ступенек обычные карабины крайне накладно: они много весят, они нужны в других местах, они занимают много места и сильно проигрывают в шаге.

Но тут мне на помощь пришли полусувенирные карабины Lucky с проволочной муфтой. Они по размерам оказались практически такие же, как обычные кольца лесенок , и почти не проигрывали им в шаге. Мало того, в отдельных случаях мне удавалось даже выигрывать в шаге за счет того, что я вщелкивал эти карабины прямо в ручку фифы или тросик скайхука.

Фото, на котором хорошо видно, как карабины используются заместо колец
Также пригодилось и знание полученное от того же Паши Воробьева, но уже из его комментариев на РИСКе. Сильная сторона использования карабинов в качестве колец - возможность их перестегивать произвольным образом. Стремная точка и надо идти аккуратно? Никаких проблем, на один дейзик можно повесить хоть 5 карабинов и аккуратно подобраться наверх. ИТОшим от шлямбура? Тоже не проблема. Используем два карабина и делаем широченные шаги. Нужен траверс? Цепляем в одно кольцо дейзика два карабина и получаем аналог сдвоенной лесенки.

Полностью исчезает проблема того, что на стремной точке кольцо оказывается на лесенке не стой стороны, на которой в него удобно наступать.

Я использовал с собой на маршрутах 8 карабинов. Изначально я их даже не цеплял на дейзики, разместив их на развески в районе левого плеча. По ходу маршрута я по месту развешивал и перевешивал карабины в зависимости от ситуации.

Наивно было бы полагать, что этот способ лишен недостатков. Основной из них заключается в том, что дейзик от такого лазанья начинает рваться в месте сшивок. Для того, чтобы его преодолеть, видимо следует вшивать дополнительную стропу для защиты шва по аналогии с обычными стропяными лесницами. С точки зрения удобства стояния в лесенках, он 100% проигрывает сдвоенным лесенкам, когда каждая лесенка состоит из двух строп, но зато он выигрывает в весе и, особенно, в удобстве лазанья, за счет того, что ничего не путается, а если путается, то быстро распутывается. За 9 дней постоянного ИТОшинья у меня не было ни одной сколько-нибудь осложнившей мою жизнь мотни с лесенками. Добиться такого эффекта другими способами мне, к сожалению, не удавалось.

Как я фифу удваивал

В процессе отработки ИТО на фифах
С фифами я освоился уже давно, и в этот выезд от их использованья я в основном получал удовольствие. Под конец третьего дня фифа-лазанья мы с Лехой пролезли все выданные нам трассы, и Серега предложил мне полазить ИТО болдеринг (с веревкой).

Маршрут был длиной метров 10, включал в себя трещинку, плиту, дырочку с травой, плиту и долаз по хорошей щели до топа.

Я бодро стартовал, но, дойдя до плиты, запнулся. Стоя в верхнем кольце лесенки, на максимально высоко поставленной точке, я не мог дотянуться фифой до вожделенной травяной дырочки. Тогда Серега предложил мне удлинить фифу. Вообще в той позе, в которой я стоял, идея должна была показаться абсурдной. Но желание тренера закон, и при помощи найденной в кармане веревочки и двух карабинов я собрал из двух фиф одну, но длинную.

Подробную схему соединения фиф, я описал в бортовом журнале, так что, если кому интересно, приезжайте и читайте. А болдеринг я, к сожалению, так и не залез, так как дырочка при ближайшем рассмотрении оказалась подхватом.

Как я боялся

Вечером последнего тренировочного дня Серега раздал нам маршруты, которые нам следовало лезть в заключительной части курса, и отправил нас вниз отдыхать. Нам с Лехой достался Skyway. Говорят, что у страха глаза велики. Еще говорят, что глаза боятся, а руки делают. Про себя я уже давно знаю, что мои глаза боятся на порядок сильнее, чем и следовало бы. Я во многом и решил поехать на этот курс, чтобы меньше бояться. Что меня пугало? Во-первых, категория, особенно путаница вокруг цифр 6А и 6Б в разных описаниях.

Во-вторых, неизвестность, так как никакого описания у меня не было. Я их специально перед курсом даже читать не стал, чтобы не бояться.

В общем, мысли о предстоящем маршруте так занимали мой мозг, что когда тем же вечером в Семеизе ко мне подошел пьяный бугай раза в 2 меня больше и сорвал с меня шапку, со словами: "Дай поносить", я с каменным выражением лица вырвал у него ее из рук, развернулся и спокойно ушел. Когда через метров 50 я осознал, что произошло, бугай так и стоял на своем месте в непонятках.

Схема маршрута из энциклопедии РИСКа
На следующее утро я пошел в магазин "Кошка" и склянчил кусочек интернета, чтобы накачать себе описаний. Через 15 минут чтения у меня уже были мысли, что лучше бы я этого не делал. Лучшее описание было в энциклопедии РИСК'а от Саши Юркина. Там не было никаких страстей, и только в паре мест стояла категория А3. А вот, если почитать описание первопроходцев, то становится страшно.

Там и нависания, и сложное ИТО, и места, на которых "лучше не срываться," и, главное, все это так подробно описано, что возникает вопрос, стоит ли вообще туда лезть. Единственное, что успокаивало - это заявленное количество шлямбуров. Точно не помню сколько там было написано, но, как говорится в старом анекдоте, если их количество поделить на две ключевые веревки, то получается до жопы.

Приятным сюрпризом стало описание от команды Minsk Onsight. Во-первых, они успели где-то спархнуть, что в общем не страшно, а во-вторых, они, по их словам, оставили висеть над маршрутом какую-то плиту. Сказать, что я очень не люблю плиты, висящие над маршрутом - не сказать ничего.

Чтобы отогнать гнетущие мысли, я, по совету психологов, предался неконтролируемому шопингу: купил себе ярко желтый дейзик и три карабина (фиолетовый, красный и золотистый). Все это обилие ярких цветов должно было настраивать меня на позитивный лад в ходе предстоящего свершения. Я уже собирался прикупить себе еще пару скайхуков, но тут в магазин подошли, приехавший из Фороса Серега вместе с моими сокурсниками, и переняли у меня эстафету. Наблюдая как друзья скупают в магазине бдэшные талоны, я решил, что на скайхуках пока можно сэкономить.

Остаток дня я провел в прогулках по городу, закупке продуктов питания и безуспешных попытках дозвониться Роме Брыку или Саше Юркину.

Ребята только что сходили Skyway на Чемпионат Москвы и, на мой взгляд, должны были меня успокоить. Но мобильная связь в этот день играла в другой команде.

Вечером мы поднялись обратно, до ночевки и до темноты собирали баулы. Заснул я под звуки звякающего железа, поиска и дележа всякой снаряги.

Как мы лезли

Лезу начало первой веревки
Утром мы позавтракали и пошли под стену. Еще вчера мы установили план. В первый день я лезу до центральной сосны и первую ключевую веревку, потом спускаюсь и мы ставим платформу. На следующий день мы меняемся, и Леха лезет все, что осталось. Пока Леха подносил остатки барахла, я развешивал на себе железки и морально настраивался. Моей самой слабой стороной всегда являлся топографический кретинизм. Очень часто, полагаясь на интуицию, я могу улезть туда, куда совершенно не требовалось, а ориентироваться я умею только по достаточно крупным формам рельефа типа карниз, камин, контрфорс, центральная сосна и т.д. В этом плане Марчека явилась для меня практически идеальной горой. Места начала маршрутов указаны и подписаны. Единожды встав на свой маршрут, уруливать в стороны особо не хочется, а центральная сосна вообще отовсюду видна. И даже здесь мне поначалу удалось заплутать.

Начал я довольно резво и, в основном, лазаньем вылез к траверсу в начале маршрута "Центр". И вместо того, чтобы продолжить лезть прямо вверх, увидев новые блестящие шлямбура, я полез по ним в сторону на станцию "Центра". По пути извинился перед Антоном, по которому прошлась пристегнутая ко мне баульная веревка. Ребята лезли "Центр", но с началом по только что пробитому Серегой маршруту "Боевой стимул".

Антон лезет свою первую веревку, а веревка, идущая через весь кадр наискосок, - наши с Лехой перила
Когда я уже приготовился вытягивать баул под стену, подошел Серега, он то и указал мне на мой косяк. Выбора особо не было, толкаться с ребятами на одной станции мне не хотелось, и я коротким маятниками полез к началу траверса, чтобы исправить свой косяк.

По пути еще раз извинился перед Антоном за то, что моя веревка опять проехалась по нему, когда он стоял на каком-то рельефном скайхуке.

Далее по ИТО-шной щели наверх , и добро пожаловать на первую станцию. Вытянул баул, принял товарища и уже собрался лезть дальше, как Леха мне заявил, что ему надо покурить. Честно говоря, я уже немного отвык от пьянки и курева в горах. Не то, чтобы я это осуждаю, просто так получилось, что отвык. В общем, покурили и полезли дальше. Дальше было опять какое-то ИТО, по-моему, где-то даже с дырками под скайхуки, и новая станция. Опять тяну баул, опять принимаю Леху, опять собираюсь лезть... И Лехе опять надо покурить.

Станция в конце третьей веревки, выше центральной сосны
По-моему, на той станции я был предельно вежлив и толерантен по отношению к напарнику, но дальше Леха умудрялся курить так, чтобы процесс не останавливался, и в основном, когда меня на станции не было.

Третья веревка выглядела очень лежачей и даже не лазовой, а скорее пешеходной. На деле же это оказалось отвратительное травяное лазанье, когда ИТО-шить медленно и глупо, а лезть мерзко и скользко. После таких веревок остается ощущение, что не по скалам лез, а огород полол.

Четвертая веревка должна была стать первой ключевой. Я присмотрелся к скале, разглядел шлямбурную дорожку, снял с себя все лишнее барахло и полез. К этому моменту я могу сказать точно, что страха я уже не испытывал. Весь страх остался спать в моей палатке (он у меня такой, раньше 10 из кровати не выгонишь). Как только я коснулся руками скалы, для меня началась работа, в которой могут быть свои трудности, но которая предельно понятна и потому не вызывает никаких опасений. Довольно быстро я подлез к шлямбуру с двумя ушами и несколько удивился. Если считать по строчкам текста, я уже пролез половину описания этой веревки.

Лезу начало первой ключевой веревки
Почему так опасно срываться на месте "где не стоит срываться" я тоже не понял. Снизу отвес и туча шлямбуров. Плиту, оставленную Минчанами ,я тоже не нашел (хотя особо и не искал). В довершение всего вылез к удобной станции на полке и так и не понял ,где эти последние 10 метров, ради которых требуется брать на маршрут 60-метровую веревку.

Спустившись вниз, мы обсудили наши перспективы сходить маршрут за день или хотя бы провесить еще веревку и пришли к выводу, что все должно идти "по плану". Не торопясь, при свете поставили платформу и сели готовить ужин. После трудового дня руки у меня имели исключительно грязный вид и отчаянно требовали помывки перед едой. Я попросил Леху помочь мне, и он начал лить воду прямо из баклажки вниз под стене, пока я под этой струей отчаянно оттирал грязь от рук. На этом месте из-за угла показались наши друзья с маршрута "Центр". Не знаю, что они о нас подумали, но вид у них был слегка прифигевший. В отличие от нас они взяли не две, а только одну 5л баклагу воды, и такое расточительство явно казалось им лишним. Ничего, на следующий день мы оставим им все остатки нашей воды на яйле у последнего шлямбура наших маршрутов.

Покушав, я насладился возможностью поболтать ногами, свешенными с платформы, посмотреть на море в закате и лег спать.

Наша платформа со станции Центра
Утром мы выжумарили по провешенной веревке к оставленной вчера станции и поменялись. Следующую веревку лез Леха. Смотря на то, как он идет на лесенках то по шлямбурам, то по скайхукам, я задумался: чтобы я чувствовал, если бы после 1Б в составе паровоза, я бы полез сразу на 6А, пусть даже в Крыму. Пока я размышлял о том, какие разные пути приводят людей в альпинизм, Леха успешно вылез наверх и поставил первую, по его словам, в жизни станцию не на шлямбурах. Станция при ближайшем рассмотрении выглядела достаточно надежно, включала в себя несколько хорошо поставленных камалотов и таки один шлямбур.

Леха зашнуровывает по провешенной вчера веревке
Дальше была веревка с маятником. По описанию она имела длину 10-15 м и проходилась лазаньем. Ради этой веревки Леха через весь маршрут пропер злые тесные скальники, которые должны ему были помочь избежать на этой веревке какого-либо ИТО. На практике же после короткого маятника веревка заканчивалась довольно удобной станцией на трех шлямбурах в этакой скальной нише. Откуда авторы взяли указанную в описании длину мне до сих пор непонятно. Возможно, они посчитали в том числе долаз до маятниковой точки и дюльфер. Второй момент, который мне также остался не ясен, - это, что остановило людей, забивших под 50 шлямбуров на двух веревках ниже забить еще 2-3 и избежать маятника.

Устроившись поудобнее на сидушке, я сидел на станции и ждал пока Леха пролезет очередную веревку. Начало у него получилось довольно бодрым, но метров через пять он перешел на ИТО, и дело несколько замедлилось. Конфигурация станции была такоа, что я мог удобно сидеть на ней только повернувшись спиной к скале. Скала уже была довольно теплая, солнце припекало меня сверху, передо мной было море, и я сидел на станции как на детской площадке на качельках. В общем, от всей этой идиллии меня разморило, и я уснул. Как мне позже рассказал мой напарник, пока я спал, он отчаянно боролся за жизнь, и не только вышел из этой борьбы победителем, но и научился класть закладки. Он вообще-то и до этого знал, как их класть, но здесь, на последних веревках Марчеки, ему пришло понимание как на глаз определять, будет закладка держать или нет. Мне было несколько стыдно за то, что я вздремнул на страховке, но в свое оправдание могу сказать, что страховал через гри-гри и видел, что под Лехой стоит надежная точка.

На станции перед последней веревкой. На этом фото хорошо виден желтый дейзик, появившийся в ходе шоппинг-терапии
Когда мы вылезли к началу последней веревки, Леха предложил нам снова поменяться. Это смена хорошо отражало наше состояние. Я хотел побыстрее вылезти и получить удовольствие от того, что "сделал дело", Леха хотел вылезти и сразу закричать "Ура", что звучало бы как-то глупо, если после этого надо еще принять напарника и вытянуть баулы через перегиб.

Последняя веревка состояла из простого подлаза и короткого нависающего участка. Последний был очень похож на тайские скалы (почему-то мне так показалось). Пользуясь клифой и эксцентриками, я довольно просто его преодолел и вылез к финальному шлямбуру. Вообще самым сложным в последней веревке оказалось вытянуть баулы на верх. Виной тому 90 градусный перегиб при переходе на яйлу. В итоге проблема решилась вытягиванием при помощи стана, по методу подъема пострадавшего при спасении в двойке. Подняв баулы, я стал ждать пока Леха выжумарит ко мне. Яйла в 5 метрах от меня обрывалась, за ней была пустота, а за пустотой было море. Тогда я подумал, как бы было клево сигануть в эту пустоту, но здравый смысл меня остановил.

Собравшись на яйле, мы сфоткались, покушали, поговорили с Серегой по связи, покушали и стали обсуждать, как спускаться. За спуск по "Центру" говорило то, что у нашей платформы не было лямок, а значит удобство ее переноски по спусковой тропе близко к чемодану без ручки. Против говорили два факта: первый это то, что, спускаясь дюльферами, мы могли что-то сбросить на ребят, работавших на маршруте, а второй - это то, что, на мой взгляд ,не совсем этично дюльфирять мимо людей, лезущих по маршруту наверх.

Фото с вершины
В общем, какими-то словесными уговорами я развёл Леху нести платформу по тропе, за что я обязался спустить ее по виа-феррате.

Сам же я взял баул, привязав к нему сверху вервку, сидушку и еще какое-то барахло. Со стороны это походило на фотографию непальского шерпы, у которого на раме привязано всякая барахло.

К моменту, когда начало темнеть, мы с Лехой спустились на ночевку. При этом Леха, неся платформу, умудрился улететь с ней по камням только один раз на последних 15 метрах пути.

Как я с Шаан-каи прыгал

Следующий день мы провели в заслуженном отдыхе, кушая, слушая связь и развлекая себя всеми доступными способами. Серега ходил и доделывал то, что не успел по ремонту и пробивке маршрутов. Однажды он вернулся и сказал, что у него в дырку в стене улетел комплект камов и оттяжек, и теперь дыру в его семейном бюджете уже не залатать. Я вызвался помочь ему, и на следующий день мы полезли спасать камалоты. Для этого мы вооружились 5 метровым мотком веревки с привязанным на конце скайхуком. Мы резво закидывали нашу донку в дыру, но камалоты клевать не хотели. Тогда мы начали расчищать дыру и так преуспели, что я в итоге сумел в нее пролезть.

Спустившись вниз, я обнаружил пещеру с плоским дном и коридором высотой метров 5. Под ногами у меня лежал комплект оттяжек. Камалоты же, как выяснилось, в дырку не падали вовсе. Пользуясь случаем, я решил исследовать свою пещерку. Она оказалось длиной метров 7-10 с двумя маленькими гротами по обоим краям коридора.

Покончив со своим спелеологическим азартом, я пожумарил наверх. Когда я вылез, то сказал Сереге, что-то типа: "Классный выезд: пролез свою первую шестерку, первопролез только что набитую скалолазную дорожку, первоспустился в пешеру, осталось только со скалы роуп прыгнуть". Я действительно давно хотел попробовать прыжки с веревкой, но как-то до этого не складывалось. На что мне Серега сказал, что его друзья сейчас завешивают Шаан-кая, и что он может договориться, чтобы мне дали прыгнуть.

Мне, как и многим моим знакомым, тоже показалось, что Шаан-кая не лучший объект для первого прыжка. Но я рассуждал так, что можно прыгнуть с Шаан-каи сейчас, или еще год всем рассказывать, что у меня не складывается попробовать роупджамп. В итоге я решил прыгать, тем более Серега сказал, что экзит безопасен, а кому стоит доверять в вопросах роупджампа, если не Нефедову.

Ночью мы спустились в Форос, встретились с Серегиным другом и договорились о моем участии в прыжках. По плану прыжок был назначен через два дня. Два дня я ходил по Семеизу и настраивался. Почему-то у меня в голове вертелся ролик прыжка Валерия Розова, и запомнил, как он перед стартом отсчитывает себе Ready, Set, GO. Вот я, повторяя за ним ,весь день прыгал, считал себе Ready, Set, GO и прыгал со всех окрестных бордюров.

За день до прыжка я специально сходил под Шаан-каю, чтобы заранее разведать путь и познакомиться с ребятами. Как ни странно, также сумел заблудиться и вышел под гору раза с третьего. На следующий день рано утром я доехал до остановки "Питомник", и через два кладбища мимо креста в память "невинно убиенным в годы красного террора" я отправился под гору.

Дойдя до лагеря роупджамперов, я почти сразу был направлен на экзит. Там мне выдали систему, показали навеску и спросили, где я до этого прыгал. Я сказал, что нигде. Мой ответ несколько озадачил моего собеседника, но он, тем не менее, не отправил меня вниз, а принялся учить как правильно нужно уходить с экзита.

Тренируюсь правильно уходить с экзита
Еще минут 20-30 я тренировал правильный прыжок, пока не пришло мое время, а я не пришел к выводу, что еще пара таких тренировок и я случайно отсюда улечу без веревки.

Первый раз за долгое время я был 100% клиентом, меня инструктировали, фотографировали и даже записали со мной интервью. Что-то я от этого уже отвык, так что было очень приятно. В интервью я сказал, что абсолютно спокоен. Так в общем оно и было. Я даже был спокоен, когда стоял на экзите и смотрел вниз. Ну стою на полке на самостраховке, ну снизу уходят 200 м стены, ну так я уже две недели почти непрерывно вишу над пропастью на самостраховке.

В ожидании разршения на прыжок
Страшно стало, когда от меня эту самостраховку отцепили, и сказали, что все готово к прыжку. Но времени боятся у меня особо не было. Я отсчитал Ready, Set GO и полетел.

ЗЫ: Все фотографии и ролики в этом посте были выложены без всякого на то согласия их авторов. Мало того имена авторов фотографий не приводятся. Если авторы с этим не согласны, они могут обратиться ко мне в личку.