Реалии учебного альпинизма. День сегодняшний

Пишет Irina Morozova, 28.08.2012 11:00

Хотела написать увлекательный рассказ в стиле "Как я провел это лето", а сам собой получился проблемный пост. И это только первая часть. Продолжение будет позже.

Реалии учебного альпинизма. День сегодняшний (правила горовосхождений, учебный альпинизм, учебные отделения, учебный процесс, младшие разрядники)

В этом году я отказалась от всех заманчивых предложений в пользу Уллутау и скалы Никита.
Перед отъездом знакомые ребята случайно пожаловались на отсутствие инструкторов, поэтому пообещала, что смогу немного поработать с ними в свободное от скалы Никиты время, так как ехала в первую очередь туда из-за нее.
Но в реальности получилось все наоборот. С планируемыми инструкторами у ребят вышел полный косяк, а я к несчастью, чересчур ответственно отношусь к своим обещаниями, поэтому пришлось взять под опеку всех десятерых человек среди которых и значки и почти третьеразрядники и третьеразрядники и почти второразрядники, нарушая тем самым все прописанные правила горовосхождений о кол-ве участников в отделении и итак далее.

Первые же занятия на контрфорсе пика Зимний показали, что уровень что у значков, что у третьеразрядников, что у почти второразрядников абсолютно одинаковый. Все одинаково не знают что делать с веревкой. И по сути всем требуется полноценный учебный процесс буквально с листа, т.е. сначала.
Вот мы с него и начали. Вышли для начала на занятия на ледник Гумачи.

Ледовые занятия с участниками. Льда техничного нынче мало, но мы немного нашли.

Демонстрация норвежской техники – лазанья по льду без зависания на самостраховке на инструменте и закручивание бура одной рукой.

Затем была 2А на Тютю, как продолжение занятий. Когда-то у Андрея Волкова была хорошая идея заменить стандартный процесс занятий в альплагере процессом обучения прямо на восхождениях. Чтобы при восхождении на маршруты 1Б, 2А, 2Б инструктор давал определенный набор уроков, т.е. навыков. Хорошая была идея, но так и не разработали до сих пор методики. Видимо некому в ФАР этим заниматься.

И вот мы использовали гребень Тютю, как продолжение занятий на контрфорсе Зимнего. Благо отличная погода позволяла это делать. Даже Эльбрус был виден.

Сначала уроки по одновременному движению в связках со страховкой за выступы., чему похоже совсем сейчас не учат, о чем и свидетельствует нынешнее НС на Виа-Тау, когда связка шла без страховки по гребню.
Затем идут уроки по различной технике движения связок и взаимодействия между ними.
На спуске небольшие снежные занятия, поскольку со снегом нынче не густо, можно найти его только на верху на предвершинных взлетах.

На следующий день по плану занятия на скале Никита.

Затем по плану должны были пойти Шогенцукова, но погода внесла коррективы. Ночью гроза, утром дождь. Идти таким паровозом – 10 человек участников на одного инструктора в плохую погоду плохая затея. Тут уж даже правила горовосхождений ни при чем, есть простой здравый смысл. Но по моему мнению, участники сами должны учиться делать разумные выводы, поэтому когда в 4 утра они пришли спросить идем мы или нет, предоставила решать им самим, сказав, что можно попытаться выйти, а там посмотреть по ситуации. Отказались.

Погода в Уллутау до нас стояла две недели ясная и жаркая, а после нашего приезда стала капризной. Неожиданно и непредсказуемо все небо затягивали тучи, начинался дождь, гроза. Надо было ловить окна в погоде, чтобы успеть сходить маршрут. Поэтому пришлось пойти на классический беспроигрышный вариант – маршруты из лагеря в лагерь без подходов. Утром встал – посмотрел на небо и пошел на гору или лег спать дальше.

Поэтому следующий маршрут 2А на Чот-Чат. Я его не люблю, потому что всегда считала халявным. Тютю тоже халявный, но там хоть высота, а тут ни высоты, ни техники – пешком с палками по снегу на гребень, затем по развалюхе. Уж лучше 2А на Виа-Тау. Но после нынешнего НС, как-то суеверно не хотелось туда. Тем более что не потянули бы мы данным составом Виа-Тау из лагеря в лагерь.
Но Чот-Чат неожиданно приятно порадовал. Выход на гребень вдоль скал, где раньше поднимались по снегу пешком с палками, нынче напоминал ледовые веревки на 4А на Джайлыке – получилось 3 веревки такого хорошего техничного льда. В общем, даже мне захотелось пристегнуться к веревке, чего я почти не делаю с участниками на двойках, но тут снизу был выкат на камни.

На спуске в этом месте спускаться было опасно, потому что с выходом солнца и началом таяния сверху летели камни, даже не камни, а целые паровозы, поэтому пришлось уйти на ледник и искать проходы среди трещин.

Зато у всех потом была масса впечатлений.

На спуске опять же отрабатываем уроки. Учимся делать самовыкрут.
Картина маслом: «А в это время девушки… крутили буры». На их счастье гривелевские, которые в летний лед закручиваются как по маслу одним пальцем, не то, что одной рукой.

В заключении была 2Б на ВМФ, замечательный вариант по классике, а не в обход по единичке, как многие ходят. Мимо красивого озера, в котором на спуске мы все искупались.

На этом я свои обязательства выполнила.

В лагере намечалась пьянка, точнее затяжное празднование Юбилея, которое длилось с 6 по 8 августа. А я ушла под скалу Никита.

///

Что хочется сказать в итоге по поводу всего этого? У нас сейчас, к сожалению, все правила, положения, принимаемые ФАР директивы и установки живут своей жизнью, а реальность – вот она в альплагере, и она живет своей жизнью.

Инструкторов нет. И их не будет пока не будет создано нормальной рабочей базы для инструкторов с правами, обязанностями и адекватным уровнем заработной платы.

В результате участники ходят толпами по лагерю и ищут кто бы и куда бы их сводил. Иногда находят, их ведут на одну гору, после чего мытарства повторяются. В итоге клеточки они таким образом худо бедно нахаживают, но опыта никакого не приобретают.

И как следствие опять та же реальность – ПОЧТИ никто в лагере из тех второразрядников и почти второразрядников, которых я видела на занятиях и восхождениях (и не только среди своих участников), не соответствует уровню данного этапа. Люди сходили по пять троек, а при этом вообще не понимают, что делать с веревкой. И в этом я согласна с Леной Кузнецовой. Их не учат. Их просто водят на тройки.
Давно пора разделить систему на спортсменов и просто участников. Спортсменов надо обучать и они должны играть по всем правилам игры, проходить поэтапно обучение (обучение, а не набегивание двоек/троек/четверок в клеточку), сдавать зачеты, экзамены, нормативы. А обычные участники могут просто ходить в режиме гид-клиент.
Но только не надо мешать все в кучу – спорт и альпинизм как хобби.

Создайте стройную ЖИЗНЕСПОСОБНУЮ логичную систему, и правила сами собой не будут нарушаться.
Это как с тропинкой. Чтобы сделать дорожку через газон, надо сначала посмотреть, где люди протопчут тропинку и там и делать дорожки. А иначе хоть пять дорожек сделай, засыпь их гравием, сделай бордюрчики, но все равно будут ходить через газоны и протаптывать тропинки там, где удобно, а не где положено.
Так и с Правилами. Правила должны быть для альпинистов, а не альпинисты заточены под правила.

Именно это я когда-то пыталась сказать по поводу жетона. Зачем иметь жетон для выхода на шестерку, когда дойдя до уровня шестерок, человек уже должен владеть всеми навыками спасработ, в том числе самоспасения силами малой группы. А он не владеет. Почему? Потому что инструкторы не учат. Почему? Потому что большинство инструкторов сами не владеют этими навыками. Потому что они на шестерки не ходят и жетоны не получали к примеру.

Случай из практики. Инструктор перед занятиями со своими участниками по спасработам спрашивала у меня в комнате, как вязать полистпаст, чтобы показать его потом участникам.

Поэтому я и пыталась когда-то доказать, что требование наличия жетона и окончание сборов на жетон надо в первую очередь предъявлять к инструкторам, а не к тем, кто идет на шестерку. Меня не услышали. Я плюнула на это. Занялась своими «развлекательными» проектами Морозовой. Потому что в этом больше проку, чем в борьбе с ветряными мельницами.

Почему вдруг сейчас прорвало? Потому что я реально видела уровень, вернее отсутствие этого уровня у участников в лагере. И это печально. Особенно печально, когда при этом приезжаешь в лагерь и первое с чем сталкиваешься – это спасработы на двойке, где в группе с двумя инструкторами на троих участников девочка улетает и разбивается насмерть. А потом читаешь акт для прокуратуры, в котором написано «Камнепад на гребневом маршруте». Какой нахрен камнепад на гребне Виа-Тау? Я ходила этот маршрут раз двадцать, если не больше. Где там хоть один участок, на котором возможен камнепад? Ну еще на гребне со стороны 2Б можно с натяжкой в эту версию поверить, но на 2А нет ни одного такого места.
А после этого приезжаешь в город, открываешь РИСК, и там шесть некрологов подряд на главной странице. Сайт РИСК уже превратился в один сплошной некролог.

Значит что-то не так в нашем Датском королевстве.

Очен интересная норвежская техника заворачивания ледобура одной рукой.

=)) Ладно тебе... Статья, все-таки, о другом...

Ну может и не норвежская, европейская, но явно не советская. Просто нам норвежцы показали определенные тонкости, как это делать удобнее и проще.
И если для наших продвинутых ледолазов, пропагандинующих свободный стиль в ледолазание и драйтулинге, таких, как господин Добринский - это не в новинку, то во всей остальной стране многие еще лезут с фифами и стременами в чисто советской технике.

А спор по поводу нужна или нет самостраховка на инструменте (это к коменту ниже от avp) я считаю таким же бесмысленным, как и споры о том нужна ли верхняя обвязка.

Я лично сама хожу с самостраховкой на инструментах, а вот большинство моих друзей лезут по льду с монстрами и прочими инструментами без самостраховок, потому что они им реально мешают, особенно на микстовом рельефе.
Но участникам я считаю необходимо давать ВСЕ варианты - и старые советские и новые тенденции, а дальше в процессе приобретения опыта они должны сами решить, что для них приемлемее и предпочтительнее.

Короче инструктор дает всего лишь наборы разных элементов, а думать должен сам участник. Инструктор не должен за него думать. Иначе получается то, что мы имеем.

нет никаких особенных споров))))-в свое время в сша была довольно серьезная ругань по поводу "чистоты стиля "в ледолазании-с темляками и с самостраховками ,или без...но после анализа количества н.с. и их причин,всязанных с потерей инструментов и вырыве их в момент закручивания бура все как то" расслабились "с чистотой стиля,вот так...а тут и гривель подсуетился в с самостраховками(те что с резиночкой внутри http://www.mountaingear.com/webstore/Gear/Climbing/Ice-tools/Black-Diamond/Spinner-Leash/_/R-217489P.htm) и народ их использует вовсю.А самовыкручивающиеся буры и фифы не пользуют,хоть "слюни" и пускают ))))-в каталогах нет)) из совецкого знают петлю Абалакова для спуска на льду.

жаль, лет 30 назад, на стенке Арбуза, держась одной рукой за фифу и вкручивая другой бур, не знал, что я - норвежский альпинист...

Ирина удивительно вообще, что вы пишите такие статьи.
Как бы недавно или давно вы мне доказывали, что надо лазать с фифой в одной руке и с молотком в другой руке.
Так вот и все, что ненужное, неудобное, непрогрессивное помоему исходит от вас и от людей подобных вам.
как почитаеш статью волосы на голове встают дыбом.
Уже когда все давно заворачивают бур одной рукой вы только "узнаете" об этом.
может для начала вам взять и научится чемунибудь а потом вы и своим новичкам раскажете, что нибудь правильное.

Какая к чёрту норвежская техника? Ледобур всегда заворачивается одной рукой. Во всяком случае я это делал с 1976 года. В другом случае, либо ледобур плохой, либо лёд зимний, тогда можно в проушину вставить ледоруб и использовать его в качестве рычага.

Здесь люди просто добросовестно заблуждаются. После развала 90-х, когда мы упустили обучение своей молодёжи, выросло поколение альпинистов получивших знания о наших техниках "реэкспортом" с запада. Отсюда всевозможные "норвежские" техники, "канадские" методики и т.д.(являющиеся как правило кастрированными частями нашей старой школы). А вообще информационный обмен между различными школами происходил всегда. Вспомнить хотя бы азиатские галоши. вернувшиеся к нам с запада в виде скальных туфель.

норвежская??????и без самомостраховки на инструменте)))-старая дискуссия в штатах,после многих н.с потихоньку пришли к самостраховкам на инструментах(ну и гривель помог)))) чему нас и учила советская школа

Еще 3 года назад тренерский состав Жетона, предлагал руководству ФАР, сделать наличие Жетона - обязательным требованием для инструкторов - методистов по альпинизму.

Брависсимо!!!

Спасибо за статью.
По теме: разговоры о нехватке инструкторов у меня вызывают смешанные чувства(мягко говоря). Несмотря на то, что такие разговоры ведутся регулярно мне практически никогда не попадаются объявления:"Требуется инструктор"(почему-то).

Ириной, прежде всего, затронута завуалированная тема о некачественной подготовке участников УТС. Но это всего лишь результат слабого уровня подготовки инструкторского состава. И не только гастербайтеров, но и наших родных, российских кадров. Поэтому ФАР необходимо задуматься о периодической, бесплатной и обязательной аттестации(можно в виде тренингов) инструкторов, работающих в АУСБ и на своих сборах.
Выхлоп действительно, катастрофический. У участника почти второй разряд, а он знает... Почти ничего!
О жетоне. Уважающий себя инструктор имеет жетоном.

Г-н Проклов Валерий Геннадьевич.
Не надо про "гастербайтеров". Нечего на зеркало пенять.... Подготовка инструкторов НЕ В РОССИИ не хуже, чем в России. И Ирина тому пример - закончила школу инструкторов в Украине.

А вот современная подготовка участников - сам неоднократно наблюдал: по снегу прошлись - вот и снежные занятия, вышли на ледник - вот и ледовые, ну а скалы - так на скалодроме в городе лазали! И на горы скорее, клеточки закрывать.

Причина - в изменении мировоззрения инструкторов. Ранее инструктор был "в системе" под начучем, который контролировал ход обучения в соответствии с учебной программой. Не выполняет инструктор программу - в лагере (на сборе) работать больше не будет, возьмем тех, кто выполняет.

Сейчас чаще всего инструктор - "свободный художник - частный предприниматель". Подрядился "водить" группу, попал в отношения "заказчик- подрядчик", где "клиент всегда прав", так как "кто платит - тот и музыку заказывает". А заказчик не знает, что ему нужно. Ему кажется, что главное - клеточки закрыть - на горы сходить. Попытается инструктор внизу занятия вести по программе 3-4 дня - участники его уволят, как отлынивающего от работы: не для этого ему деньги платят.

Выход: уход от коммерческих отношений, создание "клана" - "закрытого ордена" альпинистов, где участник не клиент, хотя и деньги платит за свое обучение. За эти деньги ему будет оказана честь приобщиться к "Братству альпинистов", но при условии, что он будет подчиняться нашим правилам игры!

Скажете - утопия. Для проверки её реальности мы создали Горную школу, где участники ПРОХОДЯТ ПОЛНУЮ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ и еще чуть сверху на усмотрение учебной части. Перед вступлением в Школу будущего курсанта предупреждают, что если он хочет - мы поможем ему стать альпинистом, но при условии полного подчинения и сохранения традиций и этических норм нашего сообщества. И это курсантам нравится: они не клиенты туроператора, они кандидаты в члены сообщества!

В отличии от описанного Ириной, мы принимаем другую систему обучения. Вначале в соответствии с учебной программой все занятия. Потом - тренировочное восхождение, выявление недостатков в подготовке. "Работа над ошибками" - учебные занятия на скалах, льду или снегу, опять восхождение - и опять учеба и т.д. В результате удается выявить и устранить многие недостатки предыдущей подготовки. При этом параллельно стажируем курсантов Школы инструкторов, только что окончивших Школу.

Один из кратких отчетов о таком мероприятии см http://alp.org.ua/?p=45100

И Ирина тому пример - закончила школу инструкторов в Украине.

Пардон, это вы про какую Ирину говорите?
Если про меня, то давайте уточним, чтобы не вводить народ в заблуждение.

Я закончила Школу инструкторов в УМЦ "Эльбрус" в мае 1994 года, в этом же году прошла стажировку в УМЦ "Эльбрус" в рамках Саратовских сборов с отделением бройлеров.
В 2006 году я действительно проходила двухнедельний курс в "Крымской горной Школе" Игоря Кавера в Батилимане на повышение инструкторской категории на 2-ю категорию. По той причине, что в тот момент у нас в России не было в школе инструкторов прохождения обучения на вторую категорию, и чтобы ее получить, надо было всего лишь сдать экзамен. Экзамен я сдала Ахтырченко, мне присвоили 2-ю категорию по российским правилам, но мне хотелось кроме формальной сдачи экзамена получить и какие-то новые инструкторские навыки. Случайно Игорь Кавер прислал рекламу своей Школы и я поехала.

Поэтому не передергивайте факты.

Но при этом я согласна, что проблема не в украинских или российских инструкторах. Это тут не причем. У нас пока еще мало по большому-то счету отдельно российских и украинских инструкторов, они все по большей части еще советские.

Чет непонятно, куда вас понесло. В целом, на сегодняшний день работа инструктора желает лучшего и с российской и с украинской стороны. А как работает Морозова я не знаю, чтоб этом говорить.

IMHO, часть проблемы в многочисленности группы. Все эти отделения, взвода, роты...
Понятно, что идя вдесятером, и даже впятером трудно всем приобрести равные навыки.
Даже идя в двойке-тройке логично лидировать попеременно, иначе остаются вечные вторые.

По поводу инструкторов - не обязательно вертать все взад, и готовить спорцменов посредством инструкторов.
Схему учаснеги->альплагеря->инструкторы->восхождение можно разбить грубо говоря, на две независимых, в зависимости от целей участников

К примеру:
1. Для просто любителей гор:
клиент->альплагерь->гид->восхождение

2. Для ставящих задачи роста над собой:
член клуба->клубный инструктор->альплагерь->восхождение

Во втором случае народ приезжает уже со своим инструктором, и не зависит от превратностей судьбы в альплагере.

Как-то так оно могло бы работать, разве нет?

Ну оно так и работает, только получается так, что к примеру у нашего клуба нет возможности оплатить молодых, высоквалифицированных инструкторов... И приходиться организаторам сборов с миру по нитке искать своих старых знакомых инструкторов, которые в горы по 5 лет уже не ходили, которым уже просто самим тяжело ходить с рюкзаком, не говоря уже о вождении учебных групп...
Есть конечно из них еще те лоси, абсолютно адекватные и с педагогическим подходом... А есть те, которые ходят в мотоциклетных шлемах, с самопальными зажимами и понятия не имеют о современных тенденциях в альпинизме... Буквально в этом сезоне мы с этим столкнулись...

Хм. Почему именно оплатить? Ведь клуб это как бы сборище единомышленников. Воспитать инструктора из своей среды, и ходить с ним. Это ж должен быть самоподдерживающийся процесс.

в советское время так и работало: все более-менее спортивные участники, имеющие предлагерную подготовку, ехали на сборы. Туда еще надо было попасть.
И перспектива была ясна - я в межсезонье тренируюсь регулярно, участвую во всяких соревнованиях и тестах, меня берут на сборы, где мне гарантирован быстрый спортивный рост, сильная группа, "зеленая улица" со стороны выпускающего и т.д.
Вы не договариваете - люди едут не клеточки заполнять, а выполнять спортивный разряд по альпинизму. И таких пока - большинство.
Даже те, кто ходили с гидами, но хотят продолжать дальше ездить и ходить в горы самостоятельно, ищут пути попасть в учебно-тренировочную группу к инструктору.

Не понял только, это был ответ Ирине или мне?

вооот.. Это про меня. Я как раз сейчас озадачена попасть в следующем сезоне в учебно-тренировочную группу к инструктору, который в первую очередь будет учить, а не просто сводит на вершину.

Вы далеко не единственная, я в этом уверен. Я тоже озадачен тем же. И вот после прочтения этого поста теперь встает вопрос, как найти профессионала.

Показать комментарий

поговорите с выпускниками последних школ - очень много нового в подходе к обучению. Просто пока телега едет впереди лошади - не хватает ресурсов написать полноценную новую программу. Работа идет, но не тем темпом, каким надо. Программа будет скоро написана.

надеюсь, что так и будет. пока я этого не вижу, когда бываю в снгшных горах. и выглядит это бесконечное жумаренье по перилам довольно грустно

Кстате интересный момент. В книге Захарова, которую тут принято цитировать как образец советского застоя в обучении альпинизму, использование жумара и перил в отделениях 3 и 2 разрядов резко осуждается, а пропогандируется лазанье. Так что видимо обучение застыло где-то в 90-х

Все верно. Нехрен двойки перилить)))

Какой богатый набор штампов в одной фразе... Жумар и перила были всегда - и в 80-х, и в 90-х, и в нынешних 2000-х - были там и у тех, кому было лень обучать и возиться с людьми; у тех, кому надо было быстрей в лагерь - в баньку и к пиву. Прогнал группу по перилам - и свободен. К особенностям советской системы подготовки альпинистов это не имело никакого отношения.

Важная тема затронута. О не качественной подготовке говорит, в первую очередь, количество НС. Вот ajelly хорошую схему предлагает. Интересно просто подняться на гору - плати деньги, тебя сводят. Хочешь заниматься горами серьезно - сдавай экзамены, нормативы, проходи теорию и практику.

все постепенно идет к профессиональному подходу к работе гида и к работе инструктора.
У гида и инструктора разные задачи, но должна быть определенная квалификация, должностные обязанности, сфера ответственности. И, естесственно, адекватная зарплата!
Тогда можно будет и потребовать.
Инструктор - не профессиональный тренер по альпинизму. Человек тратит свой отпуск, изнашивает свое, не дешевое снаряжение, несет ответственность за участников, вплоть до уголовной.
Желающих заниматься этим из любви к горам и романтизма как-то все меньше.

Именно об этом я и пыталась сказать, что до тех пор пока не будет правовой базы и системы адекватной оплаты, то у нас не будет инструкторов в альплагерях, они не будут работать, то есть у них не будет мотивации нести уголовную ответсвенность, тратить свой отпуск, изнашивает снаряжение или его теряют участники - у меня кстати они мой гривелевский бур посеяли на леднике, было жалко :)

На западе у гида все прописано - за что он отвечает, за что нет, что должен клиент при этом, и при каком невыполнении клиентом условий с гида снимается ответвенноть и так далее.

А у нас попробуй списать участника, который отказывается идти на занятия, говоря, что ему надо позвонить, помыться, постираться, еще что-то, но при этом на двойку/тройку он идти хочет.

Короче куча тут проблем. Взаимосвязанных одно с другим.

Возможно это покажется парадоксом, но я думаю, что инструктору вообще не место в альплагере. В том смысле, что сама практика ехать в альплагерь, где тебя ждет добрый дядя (тетя) инструктор - IMHO, порочна. Ну действительно, ты встречаешь в лагере человека которого видишь первый (возможно) раз в жизни, и куда-то с ним идешь. А хорош он или плох? Сойдетесь ли вы характерами, взглядами на альпинизьм? Загадка.

Клубный инструктор, с которым ты общаешься весь год, и который знает тебя со всех сторон гораздо предпочтительнее, и в целом - безопаснее.

Иное дело гид, который призван выполнять твои желания в рамках контракта.

Ирина, ну вот в горном туризме - я не помню ни одного случая, что бы инструктор брал с участников какие то деньги. Наоборот было - как то инструктор дал денег на каски (строительные) и еще какую то мелочевку на все отделение, а то студенты нищие, а заниматься надо... потом говорит отдадите.

Предсезонная подготовка (скалы/снег/лед и пр по выходным, бег и лекции в будни) + поход - все на голом энтузиазме. Потом после УТП руководящий состав для себя делает доход (какую нить пятерку-шестерку). И работает все прекрасно...

Но во первых - в ГТ право на руководство (и подготовку группы к походу) получить несравненно проще чем в альпинизме, поэтому в общем и нет дефицита руководителей. Опять таки, как сейчас не знаю, а на инструктора в СИП попасть тоже несравнимо проще было в 1998м. Во вторых все это работает в рамках клубов ес-но, где коллектив единомышленников, люди встречаются-общаются каждую неделю, и из этой среды инструктора и выходят.

И не скажу, что бы в ГТ учили хуже чем альпинизме.

А что мешает списать участника? Участник должен бегать за инструктором, смотреть ему в рот и не дай бог нарушить распорядок. И это обговаривается до выезда в горы, что бы не было потом обиженных. по крайней мере у нас так было, из 4 отделений, ходивших на 3-й разряд в Варзобе, осталось только одно отделение. Опаздал на выход на 5 минут, списание. И не кто не жаловался!

Почему то вопрос всегда сводится к адекватной зарплате. При этом в массе инструктора YUAA - волонтеры, работают с молодежью за неадекватную зарплату и возмещение расходов. Стимулом у них уважение сообщества, иногда на муниципальном уровне.
Нескоро в Росиии(не в столицах) появятся участники, способные адекватно оплатить инструктора. Но ведь создать моральные стимулы для инструкторов стоит гораздо дешевле! Почему на ежегодном торжестве ФАР награждают только спортсменов и ни слова про инструкторов-энтузиастов? Перевод методпособий для тысячи инструкторов - копейки по сравнению с тратами на очные классы для пары десятков спортсменов. Создание качественного гайда района (так необходимого инструктору для работы) соизмеримо с оборудованием (как выяснялось ранее)Эльбруса под одно скайраненное мероприятие.

ЗЫ:В ответ часто предложение "давать поручения своим региональным представителям на конференцию". Но ведь не секрет, что часто преставители не особо представляют. Да и зачем ФАР с её неполной тысячей членов какие-то представители - современные технолоии легко позволяют всем удалённо и обсуждать ,и голосовать любые вопросы

уважение сообщества - вопрос тонкий
ходячий спортсмен предпочтет пролезть какую-то стену и тем самым заработать уважение сообщества, чем заниматься из любви к искусству обучением кого-то, тем более, что это как правило неблагодарный процесс.

Только не надо говорить, что инструктор не должен быть ходячим, что он должен быть педагогом и методистом. Инструктор - это не тренер. Инструктор должен быть ходячим. И должен постоянно овладевать какими-то новыми приемами и техниками.

А ходячие спортсмены-инструкторы и так обладают каким-то статусом в сообществе.

На этом я свои обязательства выполнила.

А если начистоту - да всегда это было!!! Помнится в 88 году в Адылсу получило наше отделение разрядников такого ,, инструкторшу,, хоть смейся-хоть плачь... У нас в отделении двое были явно на голову выше этого инструктора со 2 категорией и к тому же КМСа... В результате отделение в середине смены просто расформировали... Пошло на пользу - зарекся не ездить в лагеря по путевкам. Только сборы! На сборах инструктор если ,, не ходячий,, так хоть сидел под маршрутом с биноклем ;). Да, да.... И такое было.
А в лагеря - да, в основном приезжали неподготовленные и тогда.....

Извиняюсь... в 86 в Адылсу это было.... На МНР по троечке чуть ли не полиспаст строить пришлось чтобы затащить этого ,,инструктора,, на вершину. Спуск ,,дюльфером,, и два жумара для нее было как темный лес... Короче - попадалово...
С другой стороны нонсенс - поспрашивайте у тех кому сейчас 45+.... Сколько народу в сезон ходило в Форосе. Палатку негде было поставить!!! А ведь эти горы в клеточку тогда не шли.... Приезжали тренироваться перед высокими горами!!! Сами организовывались! Я не хочу комментировать решение России о Крымских маршрутах в разряды, как то все равно. Ну не живу я в России... Но даже с возможностью закрыть скажем 1 разряд по альпинизму!!! на Кант по Канту что то тропы заросли напрочь....
Ну и напоследок - всегда считал систему разрядов в альпинизме - профонацией!!! Должна быть в этом ранжире какая - то связь между умением лидировать, выбирать маршрут.... и ,,эполетами на погоны,,!!! Ну или тогда убрать вообще все, и пойти по западному пути....

чтобы научить человека лидировать, инструктор должен поощрять лидерство, давать работать ПЕРВЫМ. Естесственно, это - опасно, т.к. если что случится - инструктора в бараний рог скрутят.
Поэтому, некоторые инструктора не дают участникам учиться работать первым. Считают: "протащу-ка я их безопасно по перилам, пусть у других в другой раз учатся, а не со мной"
Довольно часто слышала мнение спортивных "ходячих" инструкторов, что они не могут видеть, как участник коряво (ненадежно, неумело) ставит точки, делает станции -уж лучше я все сам сделаю, и все живее будут.
Это можно понять по-человечески. тем более, если случится что - инструктора до суда довести - запросто по нашим законам.
Это я к тому, что быть инструктором - опасное занятие по всем параметрам.

Имел бы 100, поставил бы все 100 за эту статью!

Сам уже не хожу, но зная как всё не стабильно, без базы навыков, переживаю за лазающую молодёжь.

Надеюсь что-то сдвинется в лучшую сторону...

Пусть будет так!

А почему Вы считаете, что не сдвинулось? Или Вы считаете, что только Ирина печется за будущее поколение и его подготовку?

Друзья добрый вечер! Каюсь, не все комменты прочел и есть возможность повториться, но мнение свое выскажу. Не только от инструкторского состава зависит подготовка альпиниста. Недавно прочел хорошее высказывание - " Альпинисты без страховки не ходят", дак вот, проводя параллель хочу заметить, что люди для которых альпинизм это не просто хобби, а образ жизни, которые отдают себе отчет, что может случиться, когда это может случиться, никогда не пойдут на сложное восхождение не обладая необходимыми навыками,снаряжением, не изучив досконально маршрут, не разработав тактику восхождения. Безусловно задача любых УТС - повысить техническую и теоретическую подготовленность спортсменов, но давайте мы спросим у самих себя, кто отвечает за нашу собственную безопасность и самосовершенствование после получения того же самого второго разряда.. - Все в наших руках. Потому, что уже считаются спортивные группы.. а будешь ты заниматься или нет это уже вопрос второстепенный - правила есть - там и жетоны, и полистпасты. это если говорить о спорте и не брать в расчет гидов- "инструкторов", которые берутся зачастую и "барана" обладающего минимальными навыками сводить на гору. Один умный человек мне в свое время сказал - "горы нельзя ходить в клеточку" и это правда. потому что это не вечеринка, не поездка на шашлыки, а к сожалению некоторыми воспринимается именно так, и на мой взгляд главная задача инструктора наряду с обеспечением безопасности, довести это понимание до участников. P.S. кстати, необходимо опять же различать преступную халатность и вероятность НС, которую каждый из нас осознает когда едет в горы. если кто не знает существуют разборы и обсуждения НС которыми многие пренебрегают, но это скорее необходимость чем желание. Тяжело вспоминать гибель друга, но кто если не мы - их соратники, друзья- те люди, которые их должны понимать лучше чем кто бы то нибыло ведь мы так же, навсегда заболели горами. ..

++ движению в связках со страховкой за выступы., чему похоже совсем сейчас не учат, о чем и свидетельствует нынешнее НС на Виа-Тау, когда связка шла без страховки по гребню. ++
Хотелось спросить у Ирины. Откуда у Вас такая информация??
Если-бы не было страховки, падение было-бы не на 25 метров...

Я читала Акт, изучила рисунок места происшествия сделанный по просьбе Ким Кирилловича девушкой профессиональным художником, получила подробную информацию от Насти Наговициной, врача из Иваново, которая подошла к месту аварии и констатировала смерть. Плюс я очень хорошо знаю этот маршрут, буквально чуть ли не наизусть каждый камень и выступ. Еще раз озвучу что ходила его раз двадцать, если не больше.
Как раз именно то, что падение было на глубину 25 метров и доказывает, что страховки не было. Под страховкой как вы знаете подразумевается не наличие связочной веревки между людьми, а использование этой веревки как средства страховки, то есть организация промежуточной страховки. При одновременном движении на простых маршрутах веревка закладывается за выступы, причем таким образом, чтобы при срыве этот выступ работал в нужном направлении. Это целая техника, чтобы мгновенно видеть за какой выступ имеет смысл заложить веревку, а за какой не будет работать, и этому учат (или учили раньше) отдельно на занятиях и восхождениях. При движении одновременно по сложному рельефу веревка прощелкивается в промежучные точки, но этот вариант мы в данном случае не рассматриваем.

так вот, в данном случае эта связка шла без организации страховки за выступы, либо они шли на полную веревку, что тоже не допустимо на гребне, либо у них в руках было много колец.
На гребне Виа-Тау на 2А идут как правило на укороченной веревке - не более 15 метров, там как раз везде хватает этой длины чтобы закладываться за выступы, которых много. За исключением одного участка, который считается ключем - серия пологих плит чередующаяся полками, там где забит крюк. Там нужно выпустить веревку немного больше, но опять же первый прощелкивает ее через крюк, чтобы второму было безопаснее приспуститься.

То есть на этом гребне при правильной страховке нигде не могло быть падения на глубину 25 метров. При срыве и нормальной страховке падение было бы не более 5-7 метров, ну максимум 10. Но не 25!!!

Спасибо Вам за этот коммент! Маленький кусочек теории для новичков (которым я и являюсь).

Между ПРАВИЛЬНОЙ страховкой и ОТСУТСТВИЕМ страховки есть некоторая разница. Насколько я Русский знаю.
И еще по технике страховки. На какое расстояние с Вашей точки зрение можно упасть при правильной организации страховки? 1, 2 5, 10 м? И какая глубина падения является безопасной?
Разумеется при организации страховки были допущены ошибки. Но так гротескно высказываться мне кажется неправильно.

Ирина, можно дилетантский вопрос? - на фото

участник идет вниз по льду на скользящем. Что будет при срыве? Конечно, он м.б. и зарубится, или успеет схватиться за веревку, но не безопаснее ли с восьмеркой? Тем более на переднем плане вообще нависание. Это ему еще и прыгать?

Один раз наблюдал на леднике Гумачи как связка тройка альпинистов тоже шла весьма странно - мы в ледопаде вешали перила (тяжелые рюкзаки как-никак), а они шли двое свзязанные концами веревки, а посередине третий на скользящем! Это какая-то устоявшаяся практика у альпинистов?

Это не нависание, это трещина, где просто перепрыгиваешь. Это на фото так сурово смотрится.
На самом деле - это не крутая часть ледника, просто там было много трещин с пробками. Поэтому веревка и страховка в основном была нужна, чтобы никто из участников не улетел случайно в трещину. Для этого, когда веревка закреплена достаточно жестко с обоих концов, то вполне безопасно идти на скользящем. Там не нужны дюльфера. Более того в самых проблемных местах, где надо было прыгать через трещины, были закручены промежуточные буры.

А там где было действительно круто в самом начале на спуске с гребня и главное где были закрытые бергшрунды, то мы делали два дюльфера.

Я не знаю что за ситуация была там в вашем примере на Гумачах и в каком состоянии тогда был ледник, поэтому не могу судить о правильности или неправильности действий той группы.

Мне кажется тут спутали немного разные техники. При одновременном движении связки тройки по закрытому или даже открытому леднику средний в связке не должен находиться на скользящем, он должен быть ввязан. Как правило. Бывает исключния, надо вижеть ситуацию на месте.
Но при движении по закрепленной с двух концов веревке на пологом леднике движутся не на восьмерке и не на жумаре, а на скользящем. Потому что это относится к технике движения по горизонтальным перилам. Читайте мат.часть.
В данном случае по поводу фото, я так и написла, что веревка была с двух стороон закреплена и в местах поворотов или трещин были промежуточные буры и все участники проходили попеременно на скользящем как по горизонтальным перилам. Может я просто не доступно объяснила.

А случай на леднике Гумачи нельзя делать выводы какие-то не видя как люди шли, какой был ледник, что это была за группа, какой у нее уровень.
Возможно это был открытый ледник. И если человек уверенно себя чувствует, если у него хорошее равновесие, то он может вообще идти без веревки. Я иногла на таких ледниках просто на всякий случай вщелкиваюсь в любую связку участников на скользящий, чтобы быстро выщелкнуться при необходимости и переместиться к другой связке.

1. А где перчатки у участника на дюльфере? В рюкзаке?
2. Почему дюльфер у него между ног?
3. Если в левой руке у него схватывающий, то ИМХО хват не правильный.
4. Чему научил этих участников "бескорыстный" инструктор, который
сам не стоит на самостраховке на станции? Или для "мастеров" личный пример
не является элементом обучения?

Да нет, не устоявшаяся.
плохая практика ходить на скользящем средним на веревке по леднику.
Знаю легенду, что ныне покойного известного методиста Илью Мартынова подтолкнул к созданию серии ситуационных задач НС с участием харьковских альпинистов в районе Казбека в 1975 году.
Если коротко - тройка возвращалась по леднику после тяжелых спасработ. Средний на скользящем.
Средний проваливается в трещину.
В реальной ситуации без помощи других альпинистов двойка не смогла ничего сделать.
Попробуйте решить эту задачу, сразу становится понятно, что неизмеримо лучше ситуация когда провалившийся закреплен на веревке узлом. Если один человек закрепит свой конец веревки, пострадавший повисает на его точке (ледобур, ледоруб) и это позволяет второму человеку перепрыгнуть трещину, подойти к точке закрепления, укрепить ее итд.

То есть эта ситуация - средний человек на скользящем при движении по леднику - боян. Никогда не стоит так делать.

>> А потом читаешь акт для прокуратуры, в котором написано «Камнепад на гребневом маршруте». Какой нахрен камнепад на гребне Виа-Тау?
Был новичком на Виа-Тау 2а в 2006, гребень, попеременная страховка. Участник нагрузил достаточно большой зуб, буквально у него в руках откололся хорощий "телевизор" килограмм на 300. Участник отпрыгнул, "телевизор" улетел в сторону Зеленой гостиницы. Несмотря на то, что там в сезон ходят толпы, исключать камнепад нельзя. Может быть. Если Вы не сталкивались с этим - это не значит, что этого нет.

вы, как видно, не знаете, что называется гребнем...

А-я-яй! Некрасиво, Сергей Алексеевич! Не тактично. Не интеллигентно. Знаю. Возможно, пример не в тему. Пример приведен к тому, что и там, где без проблем ходят тысячи, можно найти на пятую точку приключений. Да везде можно....
Не надо придираться к словам. Вам ли не знать, что гребневые маршруты практически никогда не проходят прямо по линии гребня, где-то чуть правее-ниже, по полочкам, где-то левее-ниже... И сыпет с гребня, бывает.
Не знаю, где там был камнепад. Не держал, как говорится. Местами он там довольно широкий. Для Вас важно, что камнем сбило человека на 5 метров ниже линии гребня или что он сам вызвал камнепад, кто/что вызвало камень/камни? Или это погоня за чистотой стиля и слога в описании НС? Или это желание показать, кто тут самый образованный? Мне отвечать не надо, себе ответьте. Да и дискутировать с Вами нет ни возможности, ни, извините, желания.

Сброшенный камень и камнепад – разные вещи. Объективная опасность камнепада на гребне Виа-Тау 2А очень низкая, а сбросить камень на кого-нибудь можно (при определённых способностях) даже в лагере.

как может образоваться камнепад НА гребне?..

Ирина, спасибо огромное за пост и за то, что ты сделала урезав свои планы. Те ребята, которые с тобой ходили наверняка поняли гораздо больше, чем могли бы понять при современной ситуации. Жаль, что таких как ТЫ остались единицы, которые безвозмездно готовы передать свой опыт другим. Настолько завело меня это сообщество Рисковчан, что может быть, плюну на всё и уеду на следующий сезон в горы. Хоть полиспаст вязать кого-то научу.

Тогда могу еще напомнить про родной турклуб :) У нас кроме слета все же и тренировки тоже бывают, и люди, умеющие что-то показывать, там всегда нужны :)

Спасибо за статью.
Я новичок в туризме, но скажу честно встретить хорошего инструктора это действительно находка. Мне очень повезло.
И признаюсь чистосердечно, то чему меня научили инструктора советской школы туризма за мой короткий походный опыт я ценю больше чем обучение в школе, институте и аспирантуре вместе взятое.
Поэтому разрешите сказать искреннее огромное спасибо всем инструкторам у которых истинное жизненное призвание обучать других. Благодарю, что открываете нам мир гор, мир прекрасного и неизведанного.

Значит взяла, Ирин, в одну группу разный народ: новичков, почти третьеразрядников и почти второразрядников?

Да, но пошла эта группа на 2-ки, а не на 4-ки. Так что Ваш упрек не по адресу.

Внесу свои 5 копеек в обсуждение темы.
Будет много букв, кому лень, может прочитать после слова "Резюмируя".

Все инструкторы и им сочувствующие высказали свое мнение.

Советская школа была методичной и эффективной в плане спортивного воспитания.
Но, это было в Советском Союзе и для Советского союза.
Сейчас, мы живем в капиталистическом мире.
Чтобы выехать на сборы в горы человек тратит не малые деньги (основные денежные затраты - это проезд, это уже не союз - где цены на ж.д./авиа были доступны каждому, даже студенту), а также отпуск, который многие с трудом выбивают (мы уже не работаем на заводах как прежде).
Не спорю - деньги не совсем большие, но они соизмеримы с поездкой на моря - а это уже заставляет колебаться в выборе.

Первый момент.

Итак, человек выбился из цивилизации, и поехал на сборы походить по горам, по дороге уже рисуя это себе в голове.
Что он получает в итоге (в проекции советской системы) - 3-4 дня он сидит в лагере, слушает лекции и ходит на тренировочные занятия.
Естественным образом происходит разрыв шаблона, т.к. человек себе представлял немножко другое.
Для него это сродни приехать в Португальское побережье обучаться серфингу, а вместого этого их 3-4 дня держат в отеле и приотельном бассейне, усиленно закладывая теорию.
И в следующий раз он заплатит чуть дороже, но попадет в "полу-коммерческую" группу, которая сделает максимальный упор на то, что он и хотел - ходить по горам.
Опять же упомяну, что мы живем в капиталистическом мире - а это означает, что у человека теперь есть выбор, и выберет он именно такой формат сборов, в отличие от классических советских, т.к. они ближе всего к его целям.
И опять же, как я упомянул, про временные затраты - нет ни у кого времени на 20 дневные классические сборы, есть только 10 дней, плюс 2-3 дня на проезд и подходы.

Второй момент.

Новички. Чтобы альпинизм как-то развивался, в него надо постоянно вливать новых участников.
А как их привлечь?
Сколько бы я не пытался затаскивать своих знакомых в горы, мы всегда останавливались на калькуляторе - железо можно взять у друзей, а вот одежду и обувь - покупай сам, а это 1 тыс. долларов, плюс затраты на сборы и в итоге человек думает - "А нафиг мне это надо, съезжу ка я лучше в Альпы на лыжах кататься".
И может быть он зря так говорит, в горах ему будет лучше, однако возможности это попробовать у него нет, по двум простым причинам - нет мат. возможности, слишком большим трудом дался отпуск (как я упоминал выше, т.к. нынче мы имеем выбор, то предпочтительней для многих съездить за границу на курорт, чем в горы СНГ)

----

Резюимируя все вышесказанное хочу сказать - все, что сейчас происходит (несчастные случаи, недовтороразрядники неумеющие работать с веревкой, бардак), это все отражение того, что нынешняя система не эволюционирует (я не говорю о том, что она не работает).
Мир активно меняется, а значит надо и активно менять системы/программы/методики, нельзя просто так вернуть советскую программу - она не будет эффективно работать в "этом мире", а мир (в частности, субъекты, т.е. люди) под нее прогибаться тоже не будет.
Ламповый элт-телевизор не будет показывать цифровое телевидение высокого разрешения.

Можно создать клуб с классическим системой подготовки, как описал товарищ выше, однако в конечном итоге, членами этого клуба будут малая доля студентов-очников, которым летом нечем заняться, а на спорт деньги выделят родители (на здоровье ребенка ничего не жалко).

Отсюда следует вывод, что надо полностью пересматривать и внедрять новую систему, старая уже просто не выдерживает конкуренции.

И в частности, как предложил автор топика, одной из ее частей - обучение и тренировочные мероприятия в процессе восхождения (пусть на 1Б или 2А, но все же в процессе восхождения), и тогда мы получаем - "и волки сыты, и овцы целы" (и процесс обучения идет, и объекты обучения-участники довольны).

P/S Это не только мое лично мое видение, но и мнения опрошенных среднестатистических людей.
P/S/S. В этой ситуации еще все хорошо. Более клинический случай, когда людей "с улицы" вообще без опыта (пусть даже и бестолкового) тащят на Эверест, Ленина, Эльбрус, Белуху, Монблан, и т.д., только потому что они почувствовали себя "героями" и заплатили денег

Вы пишите: "Однако мы не услышали мнение самого объекта обучения, а ведь именно с изучения объекта и строится любая система/методика/программа."

Посмотрите выше в комментариях:

yuzhneika 16:29 28.08.2012 ответить

ornicum 17:54 28.08.2012 ответить

yuzhneika 18:19 28.08.2012 ответить
вооот.. нас уже 2 человека в группу. Возьмите нас. Мы хорошие . Мы учиться хотим))))

Николай Ирбис 19:13 28.08.2012 ответить
вас не двое - как минимум еще я с вами )))

вот тоже озадачен - в этом году посмотрел издалека на горы, теперь надо готовиться к следущему сезону, чтобы хотя бы максимально близко подойти к уровню "достоин" и попасть на смену для ОБУЧЕНИЯ и сдачи нормативов НП-1 и в идеале НП-2.
а посмотри - сроки для "новичков" сократили с 20-ти дней обучения до 10-ти. и что в эти 10 дней, куда входят дни заезда-отъезда, можно впихнуть? а не у всех в городах есть альпинистские секции. в нашем городе единственный на всю область центр детско-юношеского туризма чинуши вытаются развалить. вот и получается, что в 10 дней смены нужно впихнуть в себя невпихуемый объем информации и уже дома в межсезонье его анализировать и повторять.
в общем, как говорит молодёжь, пичалька...

По этому, позволю Ваши дальнейшие построения поставить под сомнение. Обучать во время восхождения - так и раньше обучали, но на базе полученных знаний и умений во время учебных занятий в низу. В учебных программах так и писалось: восхождение - завершающий этап ОБУЧЕНИЯ. Но перекладывать весь процесс обучения на восхождение - опасно и чревато! Даже в условиях хорошей погоды. А в непогоду - катастрофично.

Но факт, остается фактом, некоторым (а таких много) - есть только 10 дней в году и желание походить по горам.
Поэтому я и предлагаю передалать методику под нынешние реалии.
Иначе на массовость данного вида спорта (а значит и популярность, внесение средств на его развитие, вложения и инвестиции со стороны меценатов и государства) можно не расчитывать. Никто просто не будет идти, хотя с другой стороны останутся только идейные и несчастных случаев по причине зашкаливающих амбиций будет меньше.

Хотя, как сказал товарищ proklovv ниже, раз механизм запущен и все уже работает, то остается только чуть-чуть подождать.

Я думаю важней диффиренцировать участников по уровню подготовки и мотивации. Типа такого

только я бы разделил на "участников, планирующих дальше ходить самостоятельно" и "просто хотящих походить в горы".

когда в одном отделении половина тренировалась и чему-то училась в течении года и готова ходить (и учиться дальше уже в процессе восхождения), а другая не знает элементарных вещей да еще и физо не на высоте - конфликт интересов неизбежен.
А инструктор вынужден разрываться: то ли тащить на гору пассажиров, то ли проводить занятия внизу в ущерб планам подготовленных участников.

Позволю с Вами не согласиться. Считаю, что если человек не может выделить 20 дней для проведения нормальных сборов, то ему просто нечего делать в альплагере или серьезном походе. Пусть едет в какой-то технически несложный поход - 1-ку или 2-ку и не подставляет сам себя и товарищей по команде. По-большому счету, 10 дней это только нормально акклиматизироваться и начать ходить в полную силу. Насчет затратности - одежда с применением "космических технологий" это конечно хорошо, но ее отсутствие, на мой взгляд, не должно являться определяющим фактором в решении ехать или нет. Ходило же старшее поколение в шерстяных свитерах и брезентовых штормовках, и не плохо ходило, а зачастую гораздо более спортивно, чем сейчас. А насчет объекта изучения - я сам в данном случае как раз таковым и являюсь :) Вся статья это, к сожалению, чистая правда. Находясь на уровне хождения спортивной группой понимаю, что некоторые вещи, к своему стыду, до сих пор не знаю, некоторые должен делать лучше и лишь малая часть выскочит на автомате в любом случае. И это при том, что мой уровень знаний далеко не самый худший. Большинство альпинистов сейчас не в состоянии сделать полиспаст или натянуть переправу. И я сейчас не о новичках-значках...

вы забыли, что физиологию еще никто не отменял, процесс акклиматизации остается! Учебно-тренировочный цикл - это еще и активная, постепенная акклиматизация, что для людей в высокогорье, тем более - для новичков абсолютно необходимо. Спросите у врачей, сколько длится адаптация к высоте. Вот как раз эти ваши 10 дней и уйдут. А вы хотите новичков сразу тащить на маршрут. Они у вас там сдохнут.
Гиды грамотные тоже не потащут клиента сразу на Монблан, сначала проведут занятия по тем формам рельефа, которые встретятся на маршруте. Выходы акклиматизационные, опять же. Вот вам и все 7-10 дней. Т.е. от классической схемы: за 10 дней учебно-акклиматизационный (назовем его так) цикл плюс одно восхождение никуда не денешься.

Если правильно помню, то полная акклиматизация вообще длиться около 20 дней. Хотя после 10 обычно все уже вполне нормально себя чувствуют. Есть конечно исключения в виде спортсменов марафонцев от 1 разряда и выше, но таких сейчас, к сожалению, единицы. Физическая подготовка многих участников, как и техническая, оставляет желать лучшего.

абсолютно верно, Лена - и это забыли, сократив смены до 12-15 дней, и еще много чего...

Кстати, насчет движения по гребню с закладыванием веревки. Что в нынешнем альпинизме с этим - не знаю. А вот в туризме с этим приемом, увы, традиционная дыра :-(. Уже и скалолазание подтянули до приличного уровня, и ледолазание. А вот быстро ходить в связках по простым гребням, закладывая веревку на автомате - увы. Только отдельные индивидуумы. Ну, и умение надежно ходить с комсомольской страховкой - примерно в том же состоянии.
Надо все же что-то придумывать. К сожалению, места внизу, где это можно безопасно отработать - большааая редкость.

Поболтали, выпустили пар, резюмировали...
Хочу сказать прямо. Как человек не из-за угла знаю, что говорю. Неудовлетворительная подготовка участников - это прежде всего недостаточная квалификация инструкторского состава. Вся ответственность полностью лежит на руководстве ФАР. И ФАР это понимает, но нужна ведь массовость. Ходить пятерки и шестерки, это не значить быть хорошим инструктором, "пожизненных пассажиров" и среди нас достаточно. Но если продолжать систему подготовки инструкторов без рекомендаций клубов, известных или "важных" людей, а перед зачислением без школы на скальном и ледовом рельефе. То будем получать... То, что имеем.
То, что «советская система» подготовки участников отлично работает, можно увидеть и сейчас. Подготовка военнослужащих на второй спортивный разряд по альпинизму. Но там участники физически подготовлены, без тараканов в голове, мотивированы, а многие еще и понимают, что им это НАДО!!!
Для тех у кого амбиции или просто в голове тараканы. Мало времени на горы, на физическую подготовку или другие отмазки. То я тоже хочу резюмировать: воз уже не ныне там. Он движется! ФАР взял на себя ответственность создание школы гидов. И глядишь, скоро можно будет нанимать настоящих гидов, которые будут не только получать деньги, но нести страховую и уголовную ответственность по взрослому. Т.е. все будет как «у них»!

Система подготовки инструкторов упорядочена,а вот в системе подготовки участников полный хаос.Знаю случаи когда отдельный инструктор водит отделение или одного человека,записывает горы в Книжку,ставит в МЧС района печать и на местном уровне можно присваивать разряды.Ирина ратует за безопасность,но тут же нарушает Правила(численность отделения).Забываем и о том что спортивный разряд инструктор должен подтверждать и если щепетильно подходить то бывает КМС уже почти значок.В датском королевстве,как и в стране,порядка не будет -никогда,и мы обречены с этим жить.

Спасибо Ирине за тему, актуально
Но с другой стороны бывают разные ситуации, я про то кто и как первый раз попадает в горы
В этом году мне пришлось взять друзей дочери на Казбек, из опыта в горах, только катания на сноуборде.
В дороге показал узлы, пользование жумаром, что то из трех точек опоры на скалах и принципы хождения на льду.
Ну еще сделал усы самостраховки для биседки. Все по минимуму. Обучение пор мере получения трудностей.
Кроме нас еще на гору шли "ветераны альпинизма" из Москвы ну типа Урбанского, Коротеева, Лебедева, Склярова...., всего 11 человек.
Оказалось что никто из них до этого небыл на Казбеке. Получил от них кучу подзатыльников за то что взял новичков...
Но дело не в этом. Сходили благополучно. Все НОВИЧКИ получили УДОВОЛЬСТВИЕ. Кстати в советское время работая инструктором,
никогда не писал плохих характеристик новичкам, 90% никогда не приедут в горы, но с гордостью будут показывать свои характеристики
и значок Альпинист .... Будут они дальше ходить в горы или нет никто не знает. Если будут, то возможно это инструктор, обучение по полной программе.
Просто сейчас действительно капитализм. Другое время. Есть те, кому некогда и они просто будут получать удовольствие как могут.
И будут те кто будут приезжать и получать полный цикл обучения и получать удовольствие в процессе обучения и после применяя эти знания
на практике. Думаю все развивается эволюционно. ФАР возможно подталкиваемая НАМИ тоже будет что то менять.
Главное любите горы и по возможности передавайте эту любовь к ним другим.
И еще не надо хаить советскую систему подготовки, если большинство ее не знает и не помнит. Многое новое это забытое старое.
И тогда были те кто ходил на горы в свободном стиле, естественно не в рамках чемпионата.
И самастраховки на резинках внутри веревок, и геометрия большинства ледовых инструментов очень очень похожа на то с чем ходил Саша Шейнов,
фифы с утяжелителями жало которых было 18 см. и длинной ручкой....

А в чём проблема? За что " подзатыльники"??? Понты ветеранов? Если классический маршрут, то там нет ничего особенного. Мы в этом июле были там. По физухе -вообще несложно. Аккуратно идти " с мозгами" и с грамотным гидом ( инструктором) -для начинающих там нет чегото невероятного
Ну а раз бордеры, да если фрирайдер (не вельветчики-парковые) ы, то и коленки должны быть хорошо "накачаны" ( физуха в порядке) и пешком по снегу сноубордистам чаще чем лыжникам приходится ходить; возможно уже и азы лавинной науки знают-изучают.

Не знаю как в других городах на периферии нашей необъятной родины, но у нас в Саранске основная проблема это деньги, точнее их нехватка. С з.п. до 15 тыс. Ни то что оплачивать инструкторов, снарягу хорошую не купишь. Отдавать 15-20% от годового дохода непозволимая роскошь. Инструкторский штат - это два МС горного туризма каждому из которых уже глубоко за 60, и они уже несколько лет как закончили ходить и несколько молодых интузиастов, которые переняли у них хоть какойто опыт. Соответственно технически сложные маршруты ходить некому. Собрать 6 человек в пятерку получается раз в 2 - 3 года. За это время студенты, которых безвозмездно водят те же интузиасты, проходят КМБ поднабираются опыта.
З.Ы. Про себя могу сказать, что с удовольствием и огромной радостью прошел бы курсы "повышения квалификации" и поработал технически более сложные перевалы и вершины, нежели хожу сейчас, но с з.п. в 3-5 раз ниже столичных, на сборы и инструкторов денег не хватает:))
З.Ы.Ы. Про теоретическую подготовку! Железно уверен, что теорию в горах проходить уже поздно, для этого есть дом, где много свободного времени, книги, интернет, наконец те же инструктора. А коль приехал в горы переходи от теории к практике.

sapun из Саранска
про деньги согласен
даже эти ребята из Москвы выбирали ботинки в горы для хождения в последующем по городу зимой
кошки и другую снарягу я искал на антрисолям из БУ
из за чего были проблемы с креплениями кошек, ботинки хлипковатые были
это реалии

Да, реалии именно таковы, как и описывает автор. Об этом постоянно говорят инструкторы. И реалии таковы уже много лет.
Как с этим бороться? Знал бы - сказал... В Питере известны все апологеты весеннего хибинского альпинизма; там не за 15, и не за 12 - там за 6-7 дней готовят "значков-третьеразрядников". На следующий день по приезду идут на близ расположенный пупырь - и вот уже ураславакозавнебо - все "Значкисты России". На следующий день - вперед, за 3-м разрядом!
"А как же?.." - "А мы в городе занимались, перед выездом"
И попробуй что нибудь в критическом тоне - в ответ залпами "Вы хотите погубить альпинизм?!.. Мы готовим людей в горы!!!... Не будет новичков - все рухнет... Советскими запретами не запретите разрешать!.."
Потом эти хибино-крымские разрядники приезжают куда нибудь в Безенги:
- О, это лед?!
- О, это подходы?! В Крыму уже бы троечку сбегали
- О, дышится чтойто тижоло...

А реалии и не могут быть другими - нет у сообщества никакой идеологии и цели (в альпинистском, конечно, контексте). Что дядька-инструктор внушил, что в клубе у костра на выезде рассказали - то и идеология. Что тренер секции в апреле объявил - то и цель. У кого нет секций и клубов - "идеологизируются" в интернете...

А так - получился у Иры парафраз обсуждений инструкторского сообщества последних 3-5 лет.

Согласен. Мы подстраиваемся под новое поколение и их возможности, пожелания, капризы. А для многих из них - это только развлечение, форма отдыха, возможность пощекотать нервы и пр., но не форма существования, как у многих старых альпинистов. Отсюда и все упрощения: учебных программ, правил, системы подготовки.

Вот этим летом в Узунколе собрались три старпера: Ю.Арцишевский, Ю.Шамраевский и я, и те же вопросы себе задавали (кто виноват и что делать?). Старшее поколение, отдавшее жизнь альпинизму не по 10 дней в году, а по 7-8 месяцев (а остальные 4-5 месяцев года - тренировки и подготовка), волнует будущее их дела.

Мое мнение сводилось к необходимости возрождения сообщества (его сейчас нет- оно густо разбавлено пришлым элементом, считающими себя альпинистами, но ими не являющимся), необходимости возрождения идеологии сообщества, традиций, нравственных и этических норм. Что такое "хорошо" и что такое "плохо". Что есть альпинизм, а что есть его производные- составные элементы типа скалолазания, ледолазания, скайраннинга, драйтуллинга и прочего скального класса. Борщ - это сваренные вместе в определенной последовательности свекла, капуста, картошка, морковь и пр. В отдельности каждая овощ - не борщ! Вот и все скало- ледо- драйтуллинги не альпинизм. Чтобы прийти к этому, необходимо определенное общественное мнение, но не "пришлого элемента", инородного сообществу.

Сообщество должно стать элитным кланом, вступить в который не просто и почетно! Клан со своим лицом, своей идеологией, традициями. И не надо гнаться за массовостью! Надо престиж создавать, тогда и массовость сама появится.

всё верно.
но раз глобально, "сверху" не получается - остается только передавать свой опыт и мировоззрение, с которым ты прожил многие годы в горах, не потеряв репутации и лица.
я знаю ряд инструкторов, руководителей клубов, директоров альпбаз, кто не отступил от своих принципов - и они не потеряли в авторитете за все эти годы перемен и исканий, к ним не уменьшается очередь желающих под крыло. пусть их немного, но они - хранители огня...

Есть смутное подозрение, что если не поубавить пафосу и понтов - не видать вам нормальных людей.

Серей...видимо, тема столь болезнена, что ты прервал обет молчания на Риске)))

Идеология АМ целиком на его(или клуба) руководстве - если требуют от инструкторов количественных показателей, то занятия будут по-боку.
Нпр, наш клуб и другой(так скажем, со спортивной идеологией) проводили АМ одинаковой продолжительности в одном и том же Узунколе. Количество совершённых восхождений разнится вдвое...как ты думаешь, за счёт чего?
Мне это непонятно, ведь спорткоммитетам уже давно наплевать на показатели массовых разрядов, из скороспелых серьёзных спортсменов не получается, инструктору гораздо спокойнее с подготовленным участником...в чём профит?

изо всякого правила бывают исключения, Виктор ) тем более, когда это - составляющая твоего бытия

за счет отношения к делу )
а отношение формируется из самых разных причин, факторов и условий
конечно, не за счет показателей для спорткомитета...

А кто эту базу создаст? ФАР не будет этим заниматься. На ее военных сборах платят неплохо (а иначе миллионные контракты пролетят) - и достаточно.

Давно пора разделить систему на спортсменов и просто участников
Так она давно создана и функционирует. Все спортсмены - в количества 100-150 человек - ездят на чемпионаты мира и страны. Остальные - в альплагеря и на сборы клубов.

К кому это обращение? Кому создавать? ФАР?
Так она в лице руководства ясно продекларировала - "Мы занимаемся спортом, соревнованиями, чемпионатами. Массовым и учебным альпинизмом должны заниматься сами регионы". Вот и создавайте, занимайтесь...

...требование наличия жетона и окончание сборов на жетон надо в первую очередь предъявлять к инструкторам, а не к тем, кто идет на шестерку.
Инструктор должен знать приемы и принципы оказания первой медпомощи, а так же элементарной транспортировки. Не более того! Остальное должны знать и делать профессиональные врачи и сотрудники МЧС.
Приемы и принципы оказания первой медпомощи, а так же элементарной транспортировки - это знания на уровне 1-2 разрядов. Их закрепляют в Школе. И этого достаточно для работы на маршрутах, где и работает инструктор - 1-3 кат. тр.
Инструктор, не знающий полиспаста - непрофессионален, как шофер, не знающий, куда крутить руль при повороте.
Если инструктор собирается совершенствоваться в спортивном направлении и ходить от пятерок и выше - тут да - ему нужны приемы самоспасения, работы на стенах, тросовое и т.д. Т.е. тогда и нужен спецкурс жетона.

Так это вообще то многолетняя стойкая тенденция в российском альпинизме - гибель людей на начальных категориях...

К учебному альпинизму, о котором рассказывается в статье, имеет отношение 1 случай из 6 ...

Вот именно это и пугает, что с каждым годом эта тенденция увеличивается. Если раньше в советское время гибель новичков и значков на учебных восхождениях - это было нонсенсом, то сейчас это уже становится вполне обыденным явлением. И это НЕ нормально.

Существует такое понятие, как причинно-следственная связь. Если напрямую эти 5 случаев не имеют отношения к учебному альпинизму, то корень кроется все равно где-то там в самом начале.

пугаться на девятом месяце, так сказать, уже поздно, Ириша...

корень кроется все равно где-то там в самом начале
ну да, мы все когда нибудь умрем - а корень где то в начале так и будет кроится :-\

А что делать новичкам и третьеразрядникам если у них группе случился НС - на ходу учиться? А если это не участник, а инструктор - все участники потенциальный груз 200? Хорошо если рядом работают учебные и спортивные группы и есть кому прийти на помощь. Хотя даже при восхождении на соседние вершины пока подойдет более квалифицированная группа уже будет потеряно какое-то время. А при тяжелых травмах дорога каждая минута.

Странно... В туризме первая помощь и транспортировка - второй пункт в обучении, после быта. Я думал, в альпинизме должно быть примерно так же.

"Значки" и чистый 3-й разряд - только транспортивка разной сложности, но "по тропе", остальное - ознакомительное. На 2-й разряд когда-то сдавали "спасы по-полной" с полиспастом и т.п., но для этого нужно ДВА отделения - в одном не хватает ни людей, ни снаряжения. В Цее когда-то Сухарев практиковал ситуационные задачи и спасение "одного-одним" для ~2-разрядников, но это получалось не у всех, так что "на реальном рельефе" требуется болле высокая квалификация (или серьезная предлагерная подготовка - тогда и 3-разрядники справятся).

А вообще, в обучении "транспортировке" сразу после "быта" есть нечто...зловещее, что ли...

читайте программу обучения, смотрите в учебниках альпинизма, что делать указанным квалификационным уровням в разделах "знать и уметь" - все расписано опытными людьми задолго до этих обсуждений

Значит эти люди не такие уж и опытные. Надо просто логически мыслить. Выше я уже обрисовал ситуационную задачу. Сейчас в подготовке все обстоит именно так, как Вы и описали. Но это не означает, что данное обучение правильное.

если это к моему комменту - то ничего не понял из вашего набора слов про =Надо просто логически мыслить=

Это ответ sprinter, почему-то не вставилось "куда надо"

Мягко говоря - "это входит в стоимость билета" (инструктора). Поэтому и ходили: новички - отрядом(+ стажеры), значки - по два отделения, а 3-4 этап - уже соображают, чего-то умеют, о чем-то догадываются, значит - чем-то помогут. Хотя иногда подбирались такие отделения (редко), что не оставляло ощущение "случись что со мной - всем крышка". А если о том, что должны знать/уметь, то спустить не ходячего пострадавшего по 3-му гребню имея 3 веревки и 5 человек (из которых 1-2 девочки) нереально. Из чего и следует первая фраза. Инструктор должен быть подготовлен физически/технически к прохождению маршрутов на полную категорию выше, надежно и без травм (даже легких - отказаться от дальнейших восхождений могут участники, а не инструктор!), видя одновременно маршрут, всех участников, их действия (частично - предугадывая их, в частности - потерю страховки), и имея достаточный запас воздуха в легких (чтобы докричаться до любого при любом ветре) - иначе он просто один из участников (хотя и более опытный), он ничего не увидит, не подкорректирует действий отделения, не заметит ошибок - т.е. учебного процесса нет как такового (то же самое, если инструктор "ломится" впереди, провешивая перила - он толком даже не увидит технику прохождения перил участниками) ни на горе, ни после .

ЗЫ. Когда-то по поводу спасработ группой (5+пострадавший, поднять-траверс-спуск) было спрошено "а что это у вас веревка - двойная, но идут рядом, большой камень может перебить обе? (отдельная страховка с отдельной точки закрепления была, но тем не менее возможен маятник, рывок и т.п.), на что ответ "большой камень убил всю группу наверху, обе веревки остались целыми под грудой тел - а радости для пострадавшего с сопровождающим"?

Ирина, спасибо!
Очень правильная тема - со многим изложенным согласен.
Напишу что думаю по данному поводу:

1. Альпинизм как и большинство видов досуга где удовольствие получается не непрерывно по ходу процесса, а порой по достижению результата, а то и задним числом интересует не всех.
Очень субъективно я бы сказал, что подобные виды досуга становятся популярны у людей с неким базовым уровнем культуры в самом широком смысле этого слова. Второй желательный компонент - хотя бы относительно материалое благополучие.
Именно поэтому горные виды спорта так популярны в Западной Европе.
Учитывая, что молодежи в России больше не становится, да и с остальными критериями похожая ситуация (то есть виды досуга с большим уровнем комфрта от героина до пляжного отдыха популярнее на порядки) видно, что собственно целевая аудитория - то есть потенциальное количество новичков сильно ограниченно.

2. Собственно про инструкторов
Требования к инструктору в общем то очевидны
- научить современным техническим приемам необходимым правлам и действиям,
- научить думать головой и рассчитывать риск
- иметь возможность уверенно перемещаться на рельефе восхождения
- иметь хорошую физическую форму

Что приводит инструктора в горы, разумеется помимо любви к горам?
а) возможность вернуться в родную среду и не платить за это, а наоборот заработать.
б) возможность слазать что то техническое с товарищами "для себя в конце"
в) возможность кого то учить.

Причем "в " пункт далеко не всегда важный.
Если добавить "г" - возможность заработать "нормально", то по идее все выправляется (нет проблем ни с количеством ни с качеством) и примеров тому немало.

Вот только если внимательно посмотреть на целевую аудиторию из пункта "1" выяснится, что опытный хорошо зарабатывающий инструктор необходим не всем и не всегда.

Большая часть потенциальных горовосходителей действительно нуждаются в "гиде".
Но не для того, чтобы их тренировали неделю и вели на Гумачи (Брно), а для того чтобы чем быстрее тем лучше сходить на Эльбрус (Казбек).
Большая часть из них после этого будет думать про Монблан и Килиманджаро.
Пока разряд имеет значение для людей следующей по востребованности категорией будет "инструктор" который быстро сводит на максимальное количество клеточек.
Далее уже собственно идет человек который должен именно учить ходить самостоятельно что то сложнее двоек - и это нужно далеко не всем.
И большинство из данной аудитории уже в клубах где с инструкторами зачастую таки лучше.

В принципе тут субъективно работает горно-туристическая схема - когда инструктора( руководителя) ты знаешь давно и отношения неформальные и материальная сторона уже не главное - а главное чтобы все получилось...

Что можно сделать с правилами дабы исправить ситуацию?

Видимо только две вещи (срузу поясню, что беру некую идеальную ситуацию):
а. Официально разрешить всем ходить везде (при наличии работающей системы страховок и спасения желательно), гиды работают в лагере - для желающих ходить безопасно (и разумеется гид, отвечая за участника, сам разрабатывает програму тренировки и восхождения).
Я так понимаю такая система характерна для большинства развитых стран. Запреты субъективно просто заставляют людей ехать за рубеж и лезть там. а после Европы действительно не все возвращаются на Кавказ.
Вы исключение, да и я кстати пожалуй тоже...

б. Написать правила для тех кто хочет заниматься альпинизмом как спортом - на основе существующих, но менее "формальные".
Работа первыми для участников в качестве обязательной дисциплины, навыки работы на различных типах рельефа и т.д.
На разряд надо что то еще кроме запискок с n вершин.
Собственно почти все необходимое уже есть в "старой" альпкнижке...
Соответственно тот же разряд получить станет существенно труднее - значит пропадет стимул для некоторых потенциальных спортсменов, уменьшится массовость в "спорте" - останутся те кому оно реально надо. Мне кажется это лучше чем относительно массовые скороспелые разрядники.

Ну и про "сейчас".
Я возможно предвзят и неадекватен - но субъективно ходить с частью современных инструкторов просто опасно.
Знаю людей которые готовы были доплатить инструктору - лишь бы он не ходил и не мешал.
Это конечно исключение и с одной и с другой стороны, но такого быть вообще не должно.
И конечно, уровень разрядников, в среднем, никак нельзя назвать высоким - тут все вполне очевидно...

Я почитала и перечила несколько раз внимательно. Как всегда у вас сложно, но интересная логическая цепочка.

1. Второй желательный компонент - хотя бы относительно материалое благополучие.
Зачастую те, кто имеет относительное материальное благополучие, либо выезжают как раз в Европу и проходят обучение там, либо в состоянии оплатить у нас инструкторов, способных обучить на должном уровне, но для которых для этого мотивирующим является подпункт а) из вашего п.2, т.е. возможность заработать.
И эти люди растут и у них все в порядке с уровнем, хотя чаще всего они сейчас не привязываются уже к клеточкам, менталитет смещается.

А вот как раз тех, для кого важны игры в "клеточки" - это люди не имеющие чаще всего достаточного дохода - студенты и так далее. И если в Москве и Питере множество студенческих альпклубов при ВУЗах или просто, где вполне приемлемые членские взносы и свои инструкторы работающие на энтузиазме, потому что они являются тоже членами этого клуба. То во всей остальной России этого зачастую нет. И вот этот сегмент людей и является той группой риска, которая сейчас полуобученная.

Согласен в целом!

Чуть чуть усложню - возможно даже до полного консенсуса:
а) не у всех имеющих относительное материальное благополучие есть деньги, к примеру, на стажировку в Европе - это все таки другой уровень цен (ну по крайней мере мне так кажется).
б) у имеющих относительное материальное благополучие, как правило, очень плохо со свободным временем.
Это значит, что в течении года далеко не все будут регулярно тренироваться и не все будут достаточно погружены в альпсоциум чтобы оперативно найти именно платного инструктора а не просто гида на Эльбрус.
Ну и клеточки в большинстве случаев им действительно не очень интересны - интереснее залезть на разные известные вершины в разных регионах. Исключения конечно тоже есть...

Про студентов качество обучения которых сейчас прямо зависит от того состоит ли студент в сильном ходячем клубе согласен полностью.
Я просто предлагаю посмотреть на эту проблему исходя из данности.
Варианта собственно три:
1. Оставить все как есть
2. Найти финансирование на обучение на принципиально ином уровне (хотя бы на дообучение инструкторов и современное снаряжение для них) и сделать менее формальными требования к разрядам
3. Просто сделать менее формальными требования к разрядам

Откуда возьмутся деньги для "2" в рамках нынешней системы я лично не понимаю - явно не от студентов.
А вот менее формальные разряды сделают спортивный альпинизм менее массовым и соответственно менее привлекательным в отчетах. Зато уровень подготовки в принципе должен стать выше.

Дополнительные деньги за сезон же для инструкторов осуществляющих спортивную подготовку студентов в идеале должны поступать от осуществления ими услуг гида, для желающих той или иной вершины.
Как сделать так, чтобы желающие появились и как сделать так, чтобы инструктора после этого полностью не уходили в гидов - это отдельный вопрос на который у меня нет красивого ответа ((

p.s.
Честно говоря я с ужасом вспоминаю как я закрывал третий разряд и не только потому, что это происходило довольно быстро, но и потому, что я (имея некоторый опыт руководств горными походами к тому моменту) довольно хорошо видел реальный уровень части народа с которым оказался в отделении.
Хотя инструктор, в целом, произвел очень позитивное впечатление и на 2Б пошли не все...

А что делать, альпинизм был и остается дорогим занятием. Если не для богатых, то для состоятельных.

Мне кажется(хорошо бы ошибиться), что высказанные здесь различные мнения останутся в воздухе, ибо "Волков Риск не читает",а интересы Правления далеки от клубной работы(хотя и выбрали ответственного). В общем, спасение утопающих...
Объединение клубов созрело хотя бы для обсуждения общих подходов к обучению, принципов оценки квалификации(т.е. разрядов), правил. Т.е. то, к чему руководство ФАР уделяет остаточное внимание.

Витя, все эти разговоры - только для себя, внутри инструкторского сообщества - чтоб люди сами ориентировались, не взывали к неведомым дядям, не ждали манн небесных в виде программ, решений, зарплат; не мечтали "пусть сделают... надо образовать и принять... пора менять и вводить...".
Если что и введут - то ЕГЭ в Школе инструкторов. И программу "100 приемов, которые обязан знать инструктор"...

Сергей, вот автор темы и ты из одного города, у вас понимающий эти проблемы руководитель ФА - начните у себя.
У нас так уже получилось, что разряды формально отменились - для их получения нужно вступать в ФАР. Пятницын самолично приезжал на собрание в клуб, рассказывал, кому и зачем это нужно - и участники сделали свой выбор. Теперь работать стало легче)))