Чем можно заняться летом – лишь бы не работать.
Вместо эпиграфа:
Ты что, не рад мне, милый? А придется!
Вступление.
Исключительно для того, чтобы убить интригу в зародыше, отвратить от повествования даже самых нетребовательных и терпеливых, сразу признаюсь – тут не будет (к сожалению!) обнаженных женщин, героических солистов-мужчин, а так же не будут раскрыты ни тема сисек, ни тайны мировых заговоров. Только чуточку о горах вообще, о Безенги в частности, и самую капельку о Миссес-Тау по центру Восточной стены.
Ты что, не рад мне, милый? А придется!
Вступление.
Исключительно для того, чтобы убить интригу в зародыше, отвратить от повествования даже самых нетребовательных и терпеливых, сразу признаюсь – тут не будет (к сожалению!) обнаженных женщин, героических солистов-мужчин, а так же не будут раскрыты ни тема сисек, ни тайны мировых заговоров. Только чуточку о горах вообще, о Безенги в частности, и самую капельку о Миссес-Тау по центру Восточной стены.
Так как автор в свои лучшие годы делал вид, что он двигает науку, начнем в лучших традициях – с истории вопроса и обзора литературы.
Летом 2002 года в головы некоторых питерских альпинистов запала шальная мысль о первопроходе на Миссес-Тау. И они его сотворили, не долго думая (или долго – тут я не в курсе), с активной группой поддержки, в которую входили многие известные, в узких кругах, личности. Так как маршрут проходит по центру стены, через серию больших нависаний и прочей жести, и на порядок сложнее соседнего маршрута Шевченко (5Б), они написали отличный отчет и предложили категорию 6А. Вот он тут и лежит, в краткой форме. В районе появилась отличная шестерка, со интересной и сложной скальной частью, и, что примечательно, весьма щадящая с точки зрения камнеопасности – а это является общей бедой, на данное время, большинства сложных линий в Безенги.
К сожалению, в классификатор она тогда не попала – уж не знаю почему. И лезть на маршрут, очевидно трудный, и никаких официозных бонусов не обещающий, видимо, никто особо не хотел – несмотря на логичность линии. Наверное, поэтому повторили ее только в 2006 году, связка Никитин-Молодожен-Изотов, из того же города трех революций. Что характерно, полностью подтвердили категорию (собственно, ни у кого, внимательно изучавшего стену, и не возникало особых сомнений), написали отчет, даже что-то там заняли на чемпионате – и, о чудо! Через несколько лет маршрут появляется в классификаторе… как 5Б. Ну, похихикали и забыли, в общем.
Но за державу-то обидно! Получается, что народ, который мог бы ходить красивую линию на замечательную гору – малость шарахается. Потому как да, все замечательно – но о клетках большинство все-таки думает, и накушаться работы на ИТО и нависаниях на какой-то 5Б никто особо-то не жаждет. Так что и осталось все стоять до лучших времен.
В итоге, в преддверии лета, мой воспаленный мозг подогреваемый, видимо, эндорфинами, алкоголем и прочими выделениями организма, родил мысль. Мысль была проста – а не повторить ли красивую линию? Этим можно было бы убить связку зайцев – во-первых, отличная возможность участникам поучиться работать на стенных, комбинированных линиях (это вам не Крым, без кошек никуда). Во-вторых, несправедливость с категорированием нужно как-то исправлять. В-третьих, все предыдущие прохождения были сделаны с уймой перил, так сказать, в осадным методом – и хотелось пройти его в альпийском стиле, с биваками, пусть и сидячими, на стене. И, в-четвертых, самое важное – ну а почему бы и не залезть?
Часть основная, еще менее интересная.
Сказано – сделано. Переварив мысль, что опять придется куда-то лезть, команда а/к Политехник в составе Екатерина Тузова, Сергей Оленников и Владимир Молодожен, понурив голову, грустно, всю весну и начало лета выезжала на скалы, распугивая скалолазов железом и баулами. Пока пугали, незаметно пришел август. На работах все сказали, что они очень заболели на пару недель, и, загрузив кучу железа, веревок и прочего шмотья в машины, посадив сверху кошку, в два экипажа выдвинулись из Питера в сторону гостеприимных Безенги. Будущий руководитель этого безобразия, взвесив все за и против, торопливо сказал, что, пожалуй, полетит на самолете и быстро ретировался.
К некоторому его (моему) удивлению, в МинВодах все воссоединились без особых потерь, и, дружно мечтая о холодном Тереке (тут каждый читатель, в меру своей испорченности, может сам придумать, что имелось в виду – пиво или река) покатили в лагерь, где и оказались к вечеру.
Дальше распорядок был прост и до обидного очевиден – акклиматизация на Курсантов, с одновременным забрасыванием барахла по стену Миссес, день откисания у Тони, и, наконец, выход.
Как это обычно бывает, самая хорошая погода стояла в момент акклиматизационной беготни. Как только небесная канцелярия услышала, что кому-то не помешают солнце и сухие скалы – включили дожди. Забегая вперед, скажу, что эту канализацию так и не заделали до нашего возвращения в лагерь… я так думаю – может, нас погранцы на заставе сдали?
В итоге выход на маршрут пришлось даже отложить на день, но, собрав волю в кулак, а себя, одновременно, запихав во все мембранное и фирменное, пришлось стартовать.
Добежав за полтора часа до верхних полей, еще через час добрались до ночевок под стеной. Чтобы не отрываться уж совсем с полным весом – в тот же день провесили все 4 имеющиеся веревки по началу маршрута (в нижней части совпадающему с 5Б Шевченко), и уже днем залегли дрыхнуть.
Рано утром дня следующего, неудачно попытавшись проспать все будильники, и использовав все аргументы, почему нам надо не наверх, а обратно в лагерь к хычинам и цивилизации, оторвались от земли и через 8 веревок, перед началом ключевой стенной части, остановились на полочке. Полочка, в целом неплохая – основное ее достоинство, что камни сыпят чуть в стороне от нее. Ну, в основном – в стороне. Но палатка на нее влезала не так, чтобы вся. Поэтому, чтобы поставить/повесить наш дом, пока двойка начала работать на стенной части, Серега, как профессиональный строитель, устроил грандиозные работы. Я не знаю, можно ли теперь там ставить сруб и баню, но было впечатление, что бетонный фундамент наш вольный каменщик таки организовал… Правда, туманно выразился в том смысле, что, мол, вы ходите тут осторожнее. И самостраховку свою проверил. Но это, наверное, мне показалось…
Нужно признаться, что на этом месте нормальные скалы закончились, и началась взлетно-посадочная полоса – только не под тем углом, как обычно.
Метров через 70 по высоте от первой ночевки из-под лидера полетели куски земли, вперемешку с травой и цветочками. Я пытался объяснить страховавшей меня Катерине, что таким образом хочу преподнести ей букет, и, возможно, даже не один – но, наткнувшись на строгий взгляд под припорошенной каской, выдавил только что-то вроде – «Тут трещины глухие… и фифа вшивая... ты, того, страхуй осторожненько и внимательно…». Выдавил — и расстроился. Никакой галантности в этих альпинистах, тьфу, не люблю их вообще.
Стена разделена примерно посередине огромным нависающим блоком. Единственная возможная ночевка – относительно комфортная, но, конечно, сидячая - только над ним. Еще прелести добавляло то, что на протяжении ключевых 8-9 веревок от первой ночевки воды нет – соответственно, на полочку над нависающим блоком нужно затащить воды, минимум на день, и сразу же оттуда убегать. Или вверх – или вниз, ибо оказаться посередь вертикальной мечты минималиста на сухую не улыбалось.
На полочке мы оказались в целом вовремя, и палатку вешали под первыми струями традиционного вечернего дождя. То есть, вода как бы была… но не совсем та.
Ночью мои друзья методично пытались выдавить меня из палатки через тамбур, я вяло сопротивлялся, и мечтал стать короче сантиметров на 30 – тогда бы был шанс хоть ноги выпрямить… Проснулся от того, что мечты не сбылись, спальник мокрый, вода после завтрака закончилась, ключевая веревка маршрута еще вверху, и вообще, что я здесь делаю?!
Честно признаюсь, предпоследнюю веревку перед выходом на «крышу» я боялся. Я не помнил, что на ней за рельеф – но помнил, что 6 лет назад я ее лез то ли 5, то ли 7 часов, и мне было так страшно, что я пальцами превращал рельефные скайхуки в дырочные. И цвет адреналина потом помнил долго… Повторения не хотелось.
По итогу, что сказать… Не ставьте себе психологических блоков. Это, действительно, явно ключевой участок, с довольно длинными психологическими подлазами между ИТО, которое местами в районе А2+ - А3. В целом, непросто – но бывают и страшнее места.
Эмоции, когда переходишь из вертикального измерения в горизонтальное, когда понимаешь, что стоять можно и без самостраховки, та радость, когда ты что-то можешь положить рядом (не пристегнуть – а положить!) – их описывать бессмысленно. Кто пробовал – тот не забудет. В общем, третья ночевка на шикарной полке на выходе со стенной части, рядом со снегом. В такой благостной ситуации Катерина стремительно превратилась из участника в прекрасную даму, которую мы с Серегой даже попытались заклеить... разумеется, случайно, пластырем к палатке, в процессе ремонта последней. Если бы не неизменный дождь, превративший пробитый накануне камнем домик в такой маленький гортексовый бассейн… но нашу радость уже не мог испортить даже он.
Следующий день был долгий, красивый, с вершиной и видами, со спуском на ледник Курсантов и дальше вниз. Единственный день, когда мы видели Дых без облаков. Единственный день, когда дождь вежливо подождал и начался только тогда, когда мы были уже на тропе к лагерю. Когда мы, наконец-то, встретились с нашими кремнистыми вспомогателями, которые мерзли полдня, чтобы встретить нас на курсантских ночевках, с чаем и ништяками. Замечательный был день – ради таких, мне кажется, мы и ходим в эти мокрые холодные горы и лезем на какие-то непонятные стены.
Ну и немного цифр – что в итоге вышло, ориентировочно.
Миссес-Тау, 4427 м, по центру Восточной стены.
Характер маршрута – комбинированный
Перепад высот – 980 м, протяженность 1375 м.
Протяженность участков V кат сл – 350м, VI кат сл – 160м
(В более привычных лично мне буквах – 6b, А2-А3)
Средняя крутизна: основная часть маршрута 85 град, средняя – 70 град.
Категория сложности – по классификатору – 5Б, предлагается – 6А.
Команда а/к Политехник,
Екатерина Тузова (2 сп.р)
Сергей Оленников (1 сп. р)
Владимир Молодожен (МС)
Отдельное спасибо нашим друзьям, которые самоотверженно ехали за 3000 километров с нами, мокли, ждали, были на связи, думали, переживали, ругались и опять переживали – без вас все это мероприятие не имело бы смысла.
За сим спасибо, всем красивых гор и уйму идей,
сердечно ваш.
P.S. Фотки и, может, даже видео будут попозже =)))
372
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Как же так?:((
За пост спасибо! С удовольствием прочитала (:
OFF в сентябре есть время ;)
Вы в каких числах в Безенги были-то?
Жаль если в комиссии забронзавели. Описание эмоций предпоследний веревки напоминает некоторые моменты из жизни. Правдиво.
Спасибо
Вова, а ты гора-гора... :)
*стырил в избранное читать-перечитывать долгими зимними вечерами*