Ски-тур на Казбек

Пишет Коломыцев, 27.06.2012 16:50

Ски-тур на Казбек (Альпинизм, грузия, альпинизм)
Ски – тур на Казбек

Этот небольшой рассказ я хотел бы начать с некоторой предистории. Мои хорошие друзья из Австрии, с которыми мы раньше сходили на Эльбрус, Белуху, совершили много восхождений на Кавказе, Алтае, в Тироле, в том числе на лыжах, пару лет назад изъявили желание сходить на лыжах на очень красивый 5-тысячник – Казбек.

Попытка год назад организовать мероприятие через С.Осетию не увенчалась успехом. Поэтому, когда прошлой осенью мы встретились в Баку на саммите Федераций альпинизма ЕААС с президентом Федерации альпинизма Грузии Гиви Картвелишвили, я попросил его организовать в конце весны – начале лета 2012 г. это мероприятие. Он сказал, что никаких проблем нет. Весной мы согласовали планы и наметили 10-дневную поездку с 5 по 14 июня, благо, что ни австрийцам, ни мне не нужно оформлять визы в Грузию. Команда получилась в основном пенсионного возраста – 6 австрийцев и я. Я уже давно для себя решил, что самый лучший альпинизм в немолодом возрасте – это ски-альпинизм, ну а для австрийцев это вообще стиль жизни.
5 июня нас встретили в аэропорту Тбилиси и отвезли в прекрасный, домашний гаст-хауз в центре города. Вечером – чудесная прогулка по Тбилиси. Весь город сейчас – это сплошная стройка. Я не был здесь лет 25, поэтому узнать город очень трудно.
Утром на комфортабельном автобусе мы выехали в Казбеги. По пути знакомились с местными достопримечательностями. Поражает очень высокая религиозность грузинского народа, причем всех – от мала до велика. И это неудивительно, ведь православие в Грузии зародилось веков на 6 раньше, чем в России. Мы видели церкви 4 – 5 веков. Это впечатляет! А еще впечатлило празднование дня Св. Георгия в долине реки Арагви. Такое количество людей, машин, пикников и шашлыков трудно себе представить, причем, чем выше по ущелью, тем интенсивность празднования больше. Короче, еле проехали, не без помощи местных гаишников. В Казбеги (новое название Степанцмида) нас встретил местный гид Вахтанг на джипе, на котором мы и добрались до 1-го лагеря у монастыря Самеба (Св. Троица). Ночевка в палатках, высота около 2200 м.
7 июня мы навьючили на 2-х лошадей лыжи, палатки, продукты (всего около 140 кг) и побрели с рюкзаками ко 2-му лагерю Саберце (2900 м). Тропа спокойная, по альпийским лугам с потрясающей красоты цветами. Перед сном для акклиматизации поднялись метров на 200 вверх и спустились к палаткам, как раз вовремя, т.к. начался сильный снегопад, все, как предсказывал прогноз еще в Москве.
8 июня, пройдя метров 100 по высоте, дошли, наконец до снега, и пошли на лыжах к метеостанции (лагерь 3, 3653 м ). Там немного отдохнули, распаковались и перед сном прогулялись пешком к часовенке на высоте около 3900 м.
9 июня – день акклиматизации. Вышли часов в 9 на лыжах, дошли по карману морены до ледника (около 4100 м), наконец-то получили кайф от спуска к метео. “Метеостанция” была построена в 1939 г., через 2 года после постройки ”Приюта – 11” на Эльбрусе, и в начале называлась “Обсерватория” с какими-то военными целями. Сооружение 2-х этажное, из камня, очень капитальное. Лет 15 назад его начали потихоньку реставрировать, сделали неплохую гостиную, с десяток номеров с 2-х этажными мягкими нарами. Есть газ, электричество от генератора. Вобщем довольно комфортно. В ближайшее время планируется установить евроокна. На Метео встретился со старыми альпинистскими друзьями – Лео Саркисовым, Бидзиной Гуджавидзе. Долго вспоминали старые добрые времена.
10 июня встали в 2.00, вышли в 3.00 (австрийцы удивительно дисциплинированные участники). Как ни странно, но прогноз, полученный в Москве 10 дней назад, удивительным образом оправдался. Погода в этот день была отличная. Сначала шли с налобными фонарями, потом по леднику и плато 2-мя связками по 4 и 5 человек (с нами еще был местный гид Леван и Бидзина). При подъеме на перемычку встречались довольно крутые участки жесткого фирна, где пришлось использовать лыжные кошки. Еще был туман и сильный ветер, но все потихоньку устаканилось. На перемычку (около 4900 м) забрались около 11.00. Труднее всего пришлось Герти Вольф, но ее очень хорошо опекал Бидзина, который 2 раза был на Эвересте и более 70 раз – на Казбеке. С перемычки до вершины – 2 веревки льда, скал и крутого снега, поэтому шли в связках, без лыж. С вершины любовались прекрасной панорамой Кавказа: Эльбрус, Безенги. С перемычки начался самый приятный этап восхождения – 1300 м великолепного спуска к Метео. Здесь австрийцы оторвались по полной. Мне было гораздо тяжелей (все – таки нужно немножко тренироваться). Вечером на Метео грузинской чачей отметили успешное восхождение и юбилей одного из австрийцев – Херберта (65 лет !). Прекрасный день рождения – ски-тур на красивейший 5-тысячник Казбек!
11 июня еще 600 м спуска на лыжах по леднику, потом с полной выкладкой до Саберце, потом до Самеба и наконец-то долгожданная цивилизация – джип, а в Казбеги – долгожданное грузинское пиво, которое разборчивые австрийцы очень оценили. В Казбеги я совершенно случайно встретился со своим старым другом – Ладо Гурчиани, который работает сейчас в Грузии ответственным секретарем Федерации скалолазания и в данный момент готовил Первенство и Чемпионат Грузии по скалолазанию на скалодроме в Казбеги. Немного поговорили, вспомнили молодость. На обратном пути был обед в ресторане с великолепной грузинской кухней (хачапури, шашлыки, хинкали и т.д.).
12 и 13 июня, в связи с неиспользованием резервных дней, были посвящены культурной и экскурсионной программам. Мы более подробно познакомились с Тбилиси, посмотрели кафедральный собор Самеба, Золотой фонд Грузии, этнографический музей Грузии под открытым небом, Мцхету – духовную столицу Грузии. Я купил несколько бутылок прекрасного грузинского вина (Тетра, Твиши, Киндзмараули, Саперави – вина моей юности, которые забраковал Онищенко). А еще был заключительный банкет, на котором Гиви Картвелишвили и принимающая фирма “Вояж” в лице Ирины Муджири вручили восходителям сертификаты и грузинские сувениры. Поздравили двух юбиляров: Херберта с 65-летием и Гепхарда с 60-летием. Потом долго пили пиво и чачу, кушали грузинские блюда. Я думаю, что австрийцы в этом деле могут дать фору очень многим нашим.
К сожалению все хорошее когда-нибудь кончается. Совершенно неожиданно за весьма умеренную плату мы получили 10 счастливых дней. Хочется от души поблагодарить Гиви Картвелишвили, Ирину Муджири, Алеко Багсолиани, Лео Саркисова, Бидзину Гуджавидзе и всех, кто нас принимал, за гостеприимство и доброжелательность. Мы обязательно вернемся.
Ниже выложены фотографии со всех этапов этого мероприятия.

Если кого-нибудь интересуют альпинистские или туристические программы в Грузии, обращайтесь по следующим адресам: