КАМЧАТКА 2012. Вершина Камень. Дневник экспедиции. Часть 1.

Пишет aytaK, 11.06.2012 14:49

«…15:50 – Леха на куполе. Вскоре, поднатужившись, доползаю и я. Жесть. Где же воздух?! Жадно дышу. Восстановить дыхание удается только в 16:10, когда взбирается на предвершину замыкающий участник нашей команды – Катя. Но, в отличие от остальных, у нее скорее эйфория! Она начинает не хватать воздух, а жадно «фотать» все вокруг. Видимо – это тоже один из признаков «горняшки». Решили, раз уж нам спускаться придется все равно по темноте, то потратим наше драгоценное время для восхождения на высшую точку Камня – скальную башню. Я уже лезть не в состоянии – мозги оплавились конкретно…»

…НО СНАЧАЛА НЕ ДНЕВНИК

Сроки: 07-19 мая 2012 г.
Хотим: Камень, 4А; Ключевская, 2А; Камень или Крестовский – первопроход.
Экипаж: 4 альпиниста.
Вот они:
Иван Бенедык
ivanbenedyk@yandex.ru
КАМЧАТКА 2012. Вершина Камень. Дневник экспедиции. Часть 1. (Альпинизм, в. камень, ключевская сопка, камчатская федерация альпинизма и скалолазания, поисково-спасательный отряд камчатского края)

Евгений Лысенков
lysenkov@mail.ru

Алексей Матаков
alex_kamtur@mail.ru

Екатерина Кравчуновская
katja832003@mail.ru

… И ЕЩЕ СПРАВКА

Вулкан Камень (4579 м, 56°01'09" с.ш., 160°35'43" в.д.) - вторая по высоте вершина Камчатки. Расположен он в самом центре Ключевской группы вулканов.

Вулкан потухший, состав его пород - базальты, андезибазальты, андезиты. С севера к нему примыкает высочайший действующий вулкан Европы и Азии – Ключевской (4750 м), с юга - один из самых активных вулканов мира Безымянный (2882 м).

Если Ключевской имеет форму правильного конуса, то Камень поражает, прежде всего, своей асимметричностью. Западная часть вулкана представляет собой крутосклонный конус с выположенным и расчлененным основанием. Склоны покрыты ледовым панцирем крутизной 40-45° с многочисленными ледопадами, трещинами и сбросами.

Восточная часть вулкана обрывается почти отвесной стеной высотой около 2500 м. Стена образовалась в результате взрывов и сопутствующих им обвалов около 1000-1200 лет назад.

К вершине Камня, на сегодняшний день, классифицировано четыре альпинистских маршрута:
2 маршрута с западной стороны – 3Б к.с.;
4А к.с. «по Северному ребру» и 4Б к.с. «по Восточному гребню».
Литература:
Ермаков В.А.Отложения направленного взрыва вулкана Камень // Вулканы и извержения. М., 1969. С. 82-93.
Ермаков В.А. Формационное расчленение четвертичных вулканических пород. М.: Недра, 1977. 224 с.
Отчёты о восхождениях из библиотеки Камчатской федерации альпинизма и скалолазания.

… ТЕПЕРЬ, КОРОТКО:

Из Ключей до перевала Вулканологов – 50 км; набор высоты - ~3200 м. Весь подход мы прошли на лыжах с грузом, размещенным в рюкзаках и двух волокушах, за 24 часа, или за 2,5 дня.

Маршрут подхода:
День 1. 26 км: пос. Ключи (30 м над уровнем моря) – оз. Державина (1700 м над у.м.)
День 2. 18 км: оз. Державина (1700 м над у.м.) – ледн. Богдановича (2660 м над у.м.)
День 3. 4 км: ледн. Богдановича (2660 м над у.м.) – пер. Вулканологов (3300 м над у.м.)
На перевал Вулканологов прибыли 10-го в 12.00. Пообедав, в 16.00 ушли на ледовую тренировку на склоны Камня. Поднялись до 3600 м. Спустились вечером.
Далее, что бы не упустить погоду, пропустив акклиматизацию, сходу – на утро четвертого дня пошли на восхождение – «по С гребню», 4А, в. Камень.

Результат: вершина – 18.00
Состояние маршрута: лед, требующий одновременной и попеременной страховки.
Наиболее крутая часть до 45º, на отрезке 3500 – 4000 м., с небольшими, до 4-х – 6-ти метровыми вертикальными взлетами – при прохождении ледопада.

Вершинный гребень – жесткий фирн, местами лед. Одновременная страховка.

Последние 100 м – применяли попеременную и перила. В нашей широте, на таких высотах серьезно ощущается воздействие гипоксии. А акклиматизация у нас была слабая. Выше 4000 м чувствовали себя «вяло».
Вершинная башня – перепад 25 м, разрушенные скалы.

Попеременная страховка. Сначала 50 м по гребню и влево – подход под башню. Станция на стене башни – крюк и френды для 2 см трещин. Станция удобная – стоячая на наклонной снежной полке. От станции 20 м вверх на башню. Не сложно, лазание – 2-3 кат. Промежуточные точки не применяли. Наверху – станция на камне. Вот и все.
Маршрут спуска – планировали по пути подъема, но на фоне усталости решили пойти запасным вариантом – по 3Б «с С-З». Меньше льда – жесткий фирн, да и крутизна в среднем до 35º, но нужно проходить ледопады – крутые ледовые сбросы до 30 м. Спуск приводит к леднику Богдановича – примерно 150 м ниже перевала Вулканологов. Перевал Вулканологов – 02.20 ночи.

После дневки пошли на Ключевскую. Поднялись за 5 ч. 45 мин.

Вершина: 11.45. Лагерь: 16.00.
Состояние маршрута: жуткая сыпуха! Камнеопасно! На вершине – порывистый ветер до 25 м/с. На спуске песчано-шлаковая буря.
Результат: при ветре и плохой видимости Катя отсняла фотопанораму современного кратера.

Далее день непогоды на перевале и три дня непогоды под Крестовским. Пурга, ветер.

Результат: Попытка первопрохождения по Северо-восточной ледовой стене Крестовского отложена на следующий сезон.

ИТОГ: После экспедиции вернулись домой.

… А ВОТ И ДНЕВНИК

«… а мы пойдем – посмотрим»
Авторы: Катя, Евгений, Алексей, Иван.

Катя:
07.05.2012 – день первый.
Приехали в Ключи. Поселились у наших друзей-спасателей, базирующихся в местной пожарной части. Стало понятно, что заброска на снегоходе, о которой договаривались, нам не светит. Накануне наших друзей, Дениса с Кириллом, местный снегоходчик забрасывал, выехав в 4 утра, и в 8.30 они уже были под перевалом Вулканологов. Здорово. Но обратно в Ключи он смог вернуться только к 22.00 – тяжелое состояние снега. Так что, у наших укротителей бензина, масла и резины желание забрасывать еще большую группу с еще большим грузом по каждодневно ухудшающемуся снегу совсем поубавилось, вплоть до полного НЕ.
Ну что же – мы и планировали восхождение, рассчитывая в первую очередь на свои лыжные ноги. Правда, это еще минус два дня на подход. Так что экспедиция будет проходить у нас в «чистом стиле», а снегоходы это так – ИТО, «другой сорт, нечистая работа».
Итак, что мы имеем. С одной стороны – полный баул продуктов, барахло, куча снаряжения, стихия, плюс 50 км. до перевала и набор 3200 м. С другой стороны – МЫ, а это очень много, и мир у наших ног!....